Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические указания'
В ходе подготовки к практическому занятию по теме студентам необходимо самостоятельно изучить контрольные вопросы темы, используя рекомендованную лит...полностью>>
'Техническое задание'
Работа выполняется на основании решения Совета Научного Фонда ГУ-ВШЭ (протокол от 27.11.2007 г. № 2) в соответствии с результатами конкурса «Учитель-...полностью>>
'Документ'
Каждое из средств распространения информации — будь то ТВ, радио, печатные СМИ, наружная реклама, интернет, мобильная связь или что-то еще — обладает ...полностью>>
'Диссертация'
Защита состоится «22» декабря 2011г. в 11 часов на заседании диссертационного совета Д-850.013.01 при Московском городском психолого-педагогическом ун...полностью>>

«В помощь студенту-заочнику, изучающему «Синтаксис современного русского литературного языка»

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Последние две группы объединяются в разряд междометных предложений (побудительных и эмоциональных).

1. – Ну? – отрывисто, грудью спросила она (Гонч.). 2. – Ты, Микита смотри, овец-то перегони да солому подбери. – Ладно (Л.Т.). 3. – Завтра приедете? – Едва ли, - сказал Нехлюдов (Л.Т.). 4. – Ну, иди, старик. Марш! – сердито сказал офицер (М.Г.). 5. – Это кузня? – Да (М.Г.). 6. Предприимчивый Павлик толкнул Витю в бок и сказал: Чего еще! Айда! (Фед). 7. – Тебе не стыдно? – Почти нет (Сим.). 8. – Ну вот и проехали гости. Сердце-то колотилось, небось? – Ага (Сим.).

Задание 6: Укажите разновидность неполных предложений, используя справочные материалы:

Различаются следующие разновидности неполных предложений:

1. Контекстуально-неполные предложения, в котором отсутствует член, названный в предшествующем тексте. Например, На балконе лежали пациенты, кое-кто уже не в мешках, а под одеялом – отсутствует сказуемое во второй части бессоюзного сложного предложения.

2. Ситуативно-неполные предложения, в которых не назван член, ясный из ситуации: Я надену это синее (обстановка показывает, что речь идет о платье); Вот идет (слова кого-либо из ожидающих на станции при виде приближающегося поезда);

3. Диалогические неполные предложения-реплики диалога (предложения-вопросы, предложения-ответы), тесно связанные между собой контекстуально и ситуативно, служащие по своей структуре продолжением одна других. Нормой вопросительно-ответных предложений диалогической речи является неполнота их состава:

  • Куда и откуда?

  • Из Вологды в Керчь-с… А вы-с?

  • Из Керчи в Вологду (Островский).

4. Эллиптическое предложение – полное по составу предложение, в котором отсутствие глагола является нормой. Для понимания такого предложения нет необходимости ни к контексте, ни в ситуации, так как полнота содержания достаточно выражена собственными лексико-грамматическими средствами данного предложения: В углу старый кожаный диван; Теркин – дальше, автор – вслед (Твардовский).

Эллиптические неполные предложения могут иметь значение: 1) движения, перемещения; 2) речи; 3) интенсивного физического действия; 4) расположения в пространстве; 5) состояния.

1) Нет ни одной души в прихожей. Он в залу; дальше: никого (П). 2)

- Эй, баба! Баба! Куда ходила? – В погреб, батюшка… (Гонч.). 3 Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я – довольно плохо, по обыкновению (Т.). 4. Он прочел письма. Одно было очень неприятное, - от купца, покупавшего лес в имении жены (Л.Т.). 5. –Сильно я изменился с тех пор? – Сильно (Ч.). 6. - К барьеру! (Ч). 7. Он был взрослым, она – девочкой (Фед.). 8. Несчастье? Какое? Быть не может! А если с ним? Нет! Неужели? (М.). 9. - За мной! – крикнул Сабуров (Сим.).

Тема Распространенное предложение в традиционном синтаксисе и в современной синтаксической науке

Дополнение: 1)Какими признаками характеризуется дополнение? 2)Прямое и косвенное дополнение: при каких членах предложения различаются прямые и косвенные дополнения? (При членах предложения, выраженных глаголами и словами категории состояния). Какое дополнение называется прямым? Косвенным?

Задание1: Какие оттенки значения могут быть выражены прямым дополнением? Чем определяются различные оттенки у прямого дополнения? В каких случаях прямое дополнение выражается формой косвенного падежа?

1) построю дворцы (объект, являющийся результатом действия);

2) убил щуку (объект, подвергающийся действию);

3) люблю увяданье (объект чувства, восприятия);

4) вспомнил вас (содержание мысли)

5) жалко времени;

6) Не догнать тебе бешенной тройки.

7) Набрать грибов

Задание 2: Какие оттенки значения выражаются формами косвенных падежей?

1) выстроить из камня (материал, из которого что-то изготовлено);

2) плещут в гранит (объект, по отношению к которому направляется, распространяется действие);

3) беспокоиться о нем (объект по направлению к которому проявляется состояние);

4) рассказал о строительстве (объект мысли, высказывания;

5) разговаривать с ним (лицо, совместно с которым совершается действие).

Задание 3: Определите, каким членом предложения является инфинитив:

1) Делать это она умела и любила. 2) Он умер от заражения, а до последнего момента все мечтал бежать из плена. Вот раз уговаривал меня Печорин ехать с ним на Кавказ. 3) Печорин уговаривал, чтобы я поехал.

Дополнение в действительных и страдательных оборотах: В действительном обороте подлежащее обозначает действующее лицо или предмет (субъект), а дополнение – лицо или предмет на который направлено действие (объект). В страдательной конструкции – подлежащее обозначает лицо или предмет, который подвергается действию, а дополнение – действующее лицо или предмет.

Задание 4: Определите состав членов предложениях: 1) Туман окутал город. 2) Город окутан туманом.

Определение: Его значение и морфологическое выражение?

Задание 5: В данных текстах найдите согласованные определения и скажите, какой частью речи они выражены. Укажите, в чем согласуются определения и определяемые слова.

1. Мы отправились к нему. Посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне, возвышалась одинокая усадьба Хоря. 2. Молодой парень скоро появился с большой белой кружкой, наполненной хорошим квасом, с огромным ломтем пшеничного хлеба и с дюжиной соленых огурцов в деревянной миске. 3. Кирилловна велела подать самовар. Авдотья долго отказывалась пить чай, но уступила, наконец, просьбам и убеждениям всех девушек и за первой чашкой выпила еще четыре. 5. А Наумово хозяйство шло, между тем, как нельзя лучше. 6. Какой-то зверек слабо и жалобно пискнул между камней.

Задание 6: Прочитайте тексты. Выделите несогласованные определения и скажите, чем они выражены. Укажите, почему эти определения являются несогласованными.

1. На другой день я рано поутру велел заложить свою коляску, но он не хотел меня отпустить без завтрака на английский манер и повел к себе в кабинет. Вместе с чаем подали нам котлеты, яйца всмятку, масло, мед, сыр и пр. 2. Вообразите себе человека лет сорока пяти, высокого, худого, с длинным, тонким носом, узким лбом, серыми глазами, взъерошенными волосами и широкими насмешливыми губами. Этот человек ходил и зиму и лето в желтоватом нанковом кафтане немецкого покроя, но подпоясывался кушаком; носил синие шаровары и шапку со смушками, подаренную ему разорившимся помещиком. 3. Быстро взбираясь по тропинке виноградника, я увидел свет в комнате Аси.

Задание 7: Определите значение несогласованных определений, выраженных существительными в косвенном падеже.

пение соловья,

площади города;

дом родителей,

прилежание ученика,

заключение эксперта,

население страны,

член профкома,

шкаф красного дерева,

тетрадь в клеточку,

лошадь серой масти,

девушка лет семнадцати,

памятник Пушкину,

журнал с иллюстрациями,

девушка с характером,

лицо в морщинках,

волосы с проседью.

Задание 8: Выпишите сначала согласованные, затем несогласованные определения (вместе с определяемым словом). Укажите их значение и способ морфологического выражения, тип синтаксической связи определяемого слова с определением. Отметьте случаи синкретизма значения.

1. День и ночь ему слышались голоса детей, их жалобный зов вернуться назад, в чум. 2. Идущий впереди Улукиткан подал знак остановиться. 3. В его воображении мгновенно возникал образ горного духа со страшной пастью и когтистыми лапами. 4. Выстрел слева его насторожил. 5. В этот короткий час между светом и тьмою смолкает робкий щебет синиц. 6. Мысль о поезде; сообщение о переговорах; письмо с рекомендацией; случай с охотником; авария с самолетом.

Приложение

Задание 9: В данных текстах выделите приложения и определите их значения. Укажите, чем выражены приложения и определяемые слова и в чем они согласуются.

1. У моей киевской тетушки Веры Григорьевны была на реке Припяти маленькая лесная усадьба по названию Копань. 2. Мы, гимназисты, когда вышли из гимназии, тотчас растеряли друг друга, хотя и поклялись никогда не делать этого. Накатилась война, потом пришла революция, и с тех пор я больше не встречал никого из своих однокашников. Где-то пропали весельчак Станишевский, доморощенный философ Фицовский, сдержанный Шмуклер, медлительный Матусевич и быстрый, как птица, Булгаков. Я жил в Киеве один. Мам с сестрой Галей и братом Димой, студентом Технологического института, по-прежнему были в Москве.

1. Леонтьев увлекся этой мыслью, но, как человек осторожный, пока что о ней никому не рассказывал. 2. Прежде всего Коля занялся изучением лесов как заграждений против пыли. Ленинград окружен сосновыми лесами.

Тема Семантическая структура предложения

Задание 1: Выберите предложение с монопропозитивным диктумом:

  1. Брат спит на диване.

  2. Долгий сон брата меня тревожит.

  3. Ночью я не вижу снов.

  4. Спи, моя радость, усни

Задание 2: Выберите предложение с полипропозитивным диктумом:

  1. Он выехал со станции.

  2. Петь в Большом – его заветная места.

  3. Приехали гости.

  4. Зимы стали холоднее.

Задание 3: Заполните таблицу:

Виды событийных

пропозиций

Примеры

Количество актантов

Существования

Местоположения

Обладания

Состояния

Движения

Восприятия

Действия

  1. Мы достигли берега.

  2. Наконец-то вставили стекло.

  3. Мать одела сына.

  4. Он подметил в ней новые черты.

  5. Вникайте в написанное.

  6. Мать в тревоге. Она задумчива.

  7. Они имеют машину.

  8. Дом находится в пяти метрах от дороги.

  9. Лед тронулся.

  10. Он увидел берег через бинокль.

  11. В жизни всегда есть место подвигу.

Задание 4: Определите тип логической пропозиции:

  1. Моя сестра – вот эта.

  2. Его дом – новый.

  3. Он был капелланом моего полка.

  4. Виновник – он.

  5. Мыши принялись грызть продукты.

  6. Клевер принадлежит кормовым травам.

  7. Тигр – хищник.

  8. Вы противоречите своему учителю.

  9. Ученик стал умнее учителя.

  10. Или пан, или пропал.

  11. По лицу словно прошла тень.

Задание 5: Найдите предложение с актантом агенса:

  1. Он испытывает грусть.

  2. Раздался пистолетный выстрел.

  3. Бревном завалили ручей.

  4. В доме шум.

с актантом объекта:

  1. Оратор обратился к слушателям.

  2. Он выстрелил из пистолета.

  3. Гости часто рассуждали о болезнях.

  4. Она приготовила пиццу.

с актантом результатива:

  1. Оратора лишили слова.

  2. Он забил гвоздь.

  3. Князь выстроил новый дом.

  4. Ярославцеву удалось угнать самолет.

Задание 6: Сколько пропозиций выражено в диктуме словосочетаний и предложений. Определите способ репрезентации пропозиции.

  1. Опоздал из-за дождя.

  2. Повсюду были расставлены искусно сделанные берестяные коробы, ломившиеся ото всякого добра.

  3. Митрофан Егорович тихо дышал и прерывисто постанывал. Возле него, закусив нижнюю губу и изредка смахивая слезу, суетилась его жена, Варвара Прохоровна.

Справочные материалы:

Таблица

Типология событийных пропозиций

Сфера

Виды

физическая

психическая

интеллектуальная

социальная

Существование

Здесь есть грибы

Там стоит автобус

Там живут греки

У всех бывает плохое настроение

У него вдохновение

Есть такой обычай

Состояние

Гриб червивый

Мотор заглох

Он голоден

Он в тоске

У них веселье

Он в задумчивости

Он холост

Она в передовиках

В Италии правительственный кризис

Движение

Камень упал

Автобус несется

Человек вышел из дома

Восприятие

Он проглотил таблетку

Я вижу море

Он слышит звуки музыки

Его доклад приняли с энтузиазмом

Проект был воспринят одобрительно

Действие

Он сделал табуретку

Завод выпустил станки

Он сочинил стихотворение

Они решили задачу

Он организовал институт

Тема Функционально-коммуникативная
организация предложения

Задание1: Проанализируйте предложения с точки зрения актуального членения. Назовите тему и рему, укажите лексико-грамматические средства их выражения. При этом используйте следующие рекомендации: определить тему и рему помогает вопрос, поставленный к данному высказыванию. Та часть информации высказывания, которая содержится в вопросе, относится к теме, а часть информации, которая отвечает на вопрос, относится к реме.

  1. Донесение о результатах ночной разведки капитан Рюмин отправил в штаб полка в пять часов. В нем запрашивались ближайшая задача роты, связь и подкрепление соседями (Воробьев).

  2. А в листве, в осеннем ворохе, под переплетом теней было так мягко, так безопасно, так скрытно. Встать Шурка никак не решался. За каждым деревом мерещился зоркий и внимательный стрелок (Смирнов).

  3. Через час над деревней к востоку прошла новая группа самолетов. Потом еще и еще. Капитан распорядился не дразнить их ружейным огнем (Воробьев).

  4. И через час взвод рыл окоп . Полуподковой. В полный профиль. С ходами сообщения в церковь (Воробьев.).

Всегда ли компоненты актуального членения по своему лексико-грамматическому выражению совпадают с компонентами синтаксического членения? Отметьте случаи, когда второстепенные члены предложения являются темой и ремой.

Задание 2: В приведенных предложениях выделите тему и рему. Укажите смысловую функцию прямого и обратного порядка слов; отметьте предложения с порядком слов, который обычно наблюдается в экспрессивно и стилистически окрашенной речи.

  1. Яркий пламень / вырывает из тьмы бархатистые ветви елей.

  2. В скромности / - моральная сила и чистота народа, а в бахвальстве / - его ничтожность и недостаток ума (Паустовский).

  3. Командир здесь / я.

  4. Блестит синеватая эмаль наста в полях. Редеет снег на взгорьях. Сверкают лужицы в низинах.

  5. Великое дело / - терпение и выдержка.

  6. Чума настоящая / эта Варька.

  7. Чуден / Днепр при ясной погоде.

  8. Я / первый, я / открыл.

  9. Не вы / должны это делать.

  10. Я и сам / когда-то в праздник спозаранку Выходил к любимой, развернув тальянку.

  11. Очень / мне показался этот человек / низеньким.

  12. Частицу мудрости / каждый шаг в науке прибавляет.

Какие типы высказываний – нейтральные, экспрессивные, расчлененные, нерасчлененные, синтагматически независимые, синтагматически зависимые – образуются при прямом и при обратном порядке слов при актуальном членении?

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Контрольная работа (№ 3) выполняется в 8 семестре и требует знания разделов "Синтаксические связи", "Словосочетание", "Простое предложение".

Цель работы – организовать студентов на систематическое изучение синтаксиса в межсессионный период. Контрольные работы по синтаксису требуют от студента-заочника умения научно объяснить и подтвердить примерами то или иное синтаксическое явление. Для выполнения контрольной работы студент может использовать текст любого художественного произведения с обязательным указанием источника и страниц.

Без указания на информацию такого рода работа не принимается на проверку.

К выполнению контрольной работы следует приступать только после изучения необходимой литературы (см. данное пособие).

Задание I.

  1. Дать определение синтаксической связи.

Выписать несколько простых предложений, из которых извлечь материл для иллюстрации основных типов синтаксической связи I уровня – уровня словосочетания и простого предложения:

  1. Проанализировать примеры конструкций с открытой и закрытой сочинительной связью:

а) выявить смысловые отношения, выражаемые в каждом из конкретных случаев;

б) указать средства оформления открытой и закрытой сочинительной связи.

Полученные результаты оформляются в виде таблицы:

Таблица 1

Материал

для анализа

Смысловые

отношения

Средства

связи

Конструкции

с открытой связью

1.

2.

3.

Конструкции

с закрытой связью

1.

2.

3.

  1. Выписать по 2 примера на каждый из способов подчинительной связи и охарактеризовать их:

а) обоснованно определить способ связи; согласование (указав, полное или неполное), управление (сильное или слабое), примыкание (особо выделить управляемые конструкции, называемые в научной грамматике именным примыканием);

б) каждый из примеров охарактеризовать с точки зрения предсказуемости / непредсказуемости, обязательности / необязательности;

в) установить характер синтаксических отношений: собственно синтаксические или семантико-синтаксические.

  1. Отметить отличие подчинительной связи от сочинительной.

  2. На материале 2-х предложений показать, в чем семантическое и грамматическое своеобразие синтаксической связи между компонентами предикативного центра в двусоставном предложении. Как она именуется? Сопоставить ее со связью согласования.

Задание II.

Выписать из текста простое предложение из 10-15 слов, выделить из него все словосочетания, пять из них охарактеризовать по схеме № 1 (см. Приложение I в данном пособии).

Какие сочетания слов данного предложения не образуют словосочетания и почему?

Задание III.

Выписать предложения, построенные по следующим минимальным структурным схемам: N1 – Vf ; Inf – N1 ; Vf3s ; N1 – N1 ; InfVf ; N1

В чем своеобразие каждой из пар структурных схем? Охарактеризуйте структурные схемы по следующим признакам: 1) двухкомпонентные / однокомпонентные; 2) среди двухкомпонентных: с формально уподобленными главными членами / с формально не уподобленными главными членами; 3) по морфологической выраженности компонентов.

Например: Ветер зашумел в верхушках деревьев.

  1. двухкомпонентная структурная схема, так как в нее входят два компонента (N1 – Vf);

  2. с формально уподобленными главными членами: сказуемое и подлежащее имеют форму единственного числа, мужского рода.

  3. номинативно-глагольная (номинативное подлежащее; глагольное сказуемое).

В нашем районе строят спортивный комплекс.

  1. однокомпонентная, так как в структурную схему входит один компонент (Vf3pl);

  2. спрягаемо-глагольная (главный член выражен спрягаемой формой глагола).

Задание IV.

Выписать 8 односоставных предложений (с однокомпонентной структурной схемой) и охарактеризовать их . Данные внести в таблицу 2.

Таблица 2

Типы

односоставных предложения

Примеры

Морфологическое

выражение главных членов

Структурная схема

Класс

структурных схем

(см.:

задание III)

Школьная классификация

Определенно-личные

Неопределенно-личные

Обобщенно-личные

Безличные

а) глагольное

б) именное

Номинативные

Генитивные

Задание V.

Осуществить грамматическое членение одного из предложений в соответствии с традиционным подходом (выделить главные и второстепенные члены) и в соответствии с трактовкой грамматической структуры простого предложения в современном синтаксисе (выделить компоненты структурной схемы – подлежащее и сказуемое, присловные распространители компонентов структурной схемы или их распространителей и детерминанты).

Анализ по членам в соответствии с традиционным подходом производится по схеме 3 (см. Приложение I данного пособия).

Образец анализа в соответствии с трактовкой грамматической структуры предложения в современном синтаксисе:

Над седой равниной моря {ветер (тучи собирает)}.

Над седой равниной – обстоятельственный детерминант с локативным значением, находится в связи свободного присоединения со всем предложением в целом;

ветер собирает – грамматическая основа;

тучи – присловный распространитель с объектным значением, находится в связи сильного управления определяемым словом собирает.

Задание VI.

Выписать 5 предложений с различными типами сказуемых. Подчеркнуть предикативный центр. Определить и обосновать тип сказуемого, выявить компонентный состав и морфологическое выражение компонентов. Сопоставить со школьной классификацией.

Задание VII.

Привести примеры осложнения формальной и семантической структуры предложения:

  1. записать предложения с обособленными конструкциями: 2 – с полупредикативными конструкциями, 2 – с уточняющими; выявить условия обособления. Чем полупредикативные обособленные конструкции отличаются от уточняющих обособленных конструкций?

  2. Выписать 4 предложения, осложненные субъективно-модальными значениями, выраженными вводными конструкциями. Определить семантику вводных конструкций и их морфологическое выражение. Чем вводные конструкции отличаются от вставных?

Задание VIII.

На материале одного из предложений показать возможность парадигматических отношений. Исходите из понимания парадигмы предложения как комплекса системных отношений внутри форм одной структурной схемы (внутрисхемная парадигма). Отметьте, полную или неполную парадигму имеет анализируемое Вами предложение.

Задание IX.

На небольшом связанном отрывке текста (2-3 предложения) покажите особенности актуального членения предложения. Учитывая содержание высказывания, порядок слов, конситуацию, интонацию, выделите тему – часть, содержащую исходные сведения, и рему – часть, которая содержит новое, неизвестное, является целью высказывания. Назовите основные средства выражения актуального членения в каждом из случаев (словопорядок, место фразового ударения, служебные слова). Анализ может быть упорядочен в соответствии со схемой 5 (см. Приложение I в данном пособии).

Задание X.

Приведите примеры предложений или их фрагментов, иллюстрирующих следующие явления информативно-семантического синтаксиса:

  1. Семантическая типология событийных предикатов.

  2. Семантическая типология логических предикатов.

  3. Простое (неосложненное) предложение с полипропозитивным диктумом.

  4. Простое осложненное предложение с полипропозитивным диктумом.

  5. Типология субъектных актантов.

  6. Типология объектных актантов.

  7. Типология обстоятельственных актантов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебный план 2 иностранный язык 3 отечественная история 17

    Руководство
    4, 13 Проблемы современного естествознания 150 10 9 9 14 Психология 300 0 14 3,5 3,4 3,5 15 Педагогика 300 8 3,5 ,5, 3 1 Основы специальной педагогики и психологии 7 17 Теория и методика обучения биологии 33 18 18/4 8 ,7,7 8 18 Возрастная
  2. Учебно-методический комплекс для студентов отделения заочного обучения специальности

    Учебно-методический комплекс
    5 3,4 3,5 1 Педагогика 370 8 3,5 ,5, 3 17 Основы специальной педагогики и психологии 7 18 Теория и методика обучения БЖД 33 18 18/4 8 ,7,7 8 19 Возрастная анатомия и физиология 7 1 0 Современные средства оценивания результатов обучения
  3. Морфология современного русского языка

    Учебно-методическое пособие
    В учебно-методическом пособии содержатся контрольно-тренировочные упражнения, контрольные вопросы, контрольные работы и тесты по разделу «Морфология (Именные части речи)» курса «Современный русский язык».
  4. Программа аттестационных испытаний Факультет Славянской и западноевропейской филологии Бакалавриат по направлению «Филология», профиль Зарубежная филология (английский язык и литература) 2 курс

    Программа
    Введение. Основные функции языка, связанные с созданием, хранением и переработкой информации. Эпистемическая, когнитивная и коммуникативная функции языка.
  5. В. З. Гарифуллин Печатается по решению (2)

    Документ
    Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы Шестой Международной научно-практической конференции 22 – 24 октября 2009 года / Под.

Другие похожие документы..