Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Пояснительная записка'
3.2Перечень учебников и учебных пособий, обеспечивающих реализацию учебного плана для образовательных учреждений, работающих по основной образователь...полностью>>
'Документ'
Разрешите представиться – командир звездолёта «Безотказный», знаток удивительных тайн Космоса капитан Магеллан Христофорович Врунгель-второй. Недавно...полностью>>
'Документ'
Список является лишь отправной точкой для выбора темы исследовательской работы. Тему вашего исследования вы определяете сами, утверждая её у своего н...полностью>>
'Документ'
В 2006 году Цесис празднует свое 800 - летие. Это для города уважаемый возвраст, но наш город на несколько веков моложе Изборска. Однако обоим истори...полностью>>

Развитие российского законодательства (7)

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

О. ЕПИФАНОВ,

Помощник заместителя председателя Правления Сбербанка России

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ (РОСРЕЕСТРА): МЕСТО В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Основными субъектами регистрационных отношений является уполномоченный орган государства в лице Росреестра и заявители1. Между ними нет иерархических отношений, административной подчиненности, функций контроля и управления. При этом Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, обладающий властными полномочиями и осуществляющий правоприменительную деятельность. Вместе с тем, основные признаки государственной регистрации прав свидетельствуют о том, что деятельность по регистрации прав имеет властный характер:

– эта деятельность осуществляется специально уполномоченным на то органом федеральной исполнительной власти – Росреестром;

– государственная регистрация осуществляется, в конечном счете, в форме правоприменения и заключается в принятии индвидуального административного акта – записи в ЕГРП;

– составляющее содержание регистрации правоприменение осуществляется в специальных установленных законом формах;

– акт регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним порождает предусмотренные законом юридические последствия;

– согласно пункту 2 ст. 5 Закона о государственной регистрации, профессиональной правовой деятельностью занимаются государственные регистраторы, имеющие высшее юридическое образование и опыт работы в регистрационных органах.

Таким образом, административно-правовой статус Росреестра составляет основу административно-правового механизма государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В своем сегодняшнем облике Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) возникла сравнительно недавно. 5 декабря 2008 г. был издан Указ Президента РФ № 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии"2. Этот акт ознаменовал собой новый этап развития системы органов исполнительной власти, на которые возложена функция государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним3. Достаточно условно могут быть выделены 4 основных этапа становления и развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним4.

Первый – до принятия Федерального закона № 122-ФЗ. До принятия ГК РФ и Закона о регистрации прав в Российской Федерации действовали нормативные правовые акты, предписывающие необходимость осуществления регистрации прав и сделок с объектами недвижимости.  Фактически же существовала система учета недвижимого имущества.                                                                                 

Схема органов, осуществлявших регистрацию прав на первом этапе

Объект регистрации

Жилые помещения

Земельные участки

Нежилые помещения

Регистрирующий орган (организация)

Бюро техниче-ской инвента-ризации

Комитеты по земельным ресурсам и землеу-стройству

Комитеты по земельным ресурсам и землеуст-ройству

Бюро тех-нической нвентари-зации

Органы по управлению государственным (муниципальным) имуществом

Федеральный орган, осуще-ствляющий контроль за регистрирующим органом

Госстрой России

Госкомзем России

Госкомзем России

Госстрой России

Мингосимущество РФ

В данной схеме государственной регистрации отсутствовала единая система органов, осуществляющих регистрацию. Не были сформулированы и нормативно закреплены единые принципы, правила и методы государственной регистрации. Кроме того, присутствовало смешение системы регистрации документов, объектов и регистрации прав на недвижимое имущество.

В таких условиях регулирование рынка недвижимости со стороны государства было затруднено. Не существовала и единая база данных о правах на недвижимость, их переходе от одного правообладателя к другому, об ограничениях (обременениях) прав и иных сделках с недвижимостью. В силу этих причин у государства отсутствовал эффективный механизм предоставления гарантий зарегистрированных прав и сделок с недвижимым имуществом.

Второй этап становления системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует связать с переходным периодом, наступившим после принятия Федерального закона № 122-ФЗ. Согласно п. 2 ст. 33 Федерального закона до 1 января 2000 г. должна была быть создана система учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Эти учреждения создавались субъектами Федерации поэтапно с учетом их условий.

Соответственно органы (организации), на которые ранее были возложены функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, могли осуществлять эти функции максимум до 1 января 2000 г. по мере создания учреждений юстиции по регистрации прав5. Хотя учреждения юстиции создавались субъектами Федерации, соответствующие вопросы согласовывались с Минюстом России как уполномоченным органом всей системы регистрации прав6.

Субъекты Федерации обладали широкими полномочиями в вопросах развития системы государственной регистрации. Например, они утверждали региональные программы ее развития, устанавливали плату за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество. Органы государственной власти субъектов Федерации принимали законы и иные нормативные правовые акты, направленные на регулирование системы и порядка государственной регистрации прав в пределах своей компетенции.

На уровне Федерации Минюст России осуществлял общую координацию и правовой контроль за деятельность учреждений юстиции в регионах, методическое обеспечение их деятельности. Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона № 122-ФЗ, через шесть месяцев после его официального опубликования (30 июля 1997 г.) органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, обязаны приступить к ведению ЕГРП. Минюст обеспечивал создание и функционирование системы ЕГРП в электронном виде, отвечал за кадровую политику, проводил обучение и повышение квалификации кадров в системе государственной регистрации прав.

При этом, согласно Постановлению Правительства РФ от 1 ноября 1997 г. № 1378 "О мерах по реализации Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"7, до создания в субъектах Российской Федерации учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним был определен целый ряд уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по обеспечению соблюдения правил ведения ЕГРП:

а) Госстрой России – для органов технической инвентаризации;

б) Госкомзем России – для комитетов по земельным ресурсам и землеустройству;

в) Мингосимущество России – для комитетов по управлению государственным имуществом;

г) Минюст России – для учреждений юстиции по регистрации прав.

На этом этапе государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществлялась:

а) созданными в субъектах Российской Федерации учреждениями юстиции по регистрации прав;

б) органами (организациями), на которые органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложили задачу проведения государственной регистрации прав до создания учреждений юстиции по регистрации прав.

При переходе на новый порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ГК РФ и Федеральным законом № 122-ФЗ, регистрирующие органы столкнулись с рядом проблем.

Так, в соответствии с Федеральным законом, не позднее, чем за три месяца до его введения в действие, Правительством РФ должны были быть утверждены Правила ведения ЕГРП, а также ряд иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусмотренных Законом о регистрации прав. Однако необходимые нормативные акты были приняты лишь после введения в действие Федерального закона № 122-ФЗ, что в некоторой степени осложнило начальный этап становления системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Российской Федерации.

В ходе создания самих учреждений юстиции по регистрации прав также обозначился ряд проблем. Например, изначально предполагалось, что создание, развитие и поддержание системы государственной регистрации прав осуществлять за счет платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах, бюджетных средств и иных, не запрещенных законом источников. Однако практика показала, что финансовая поддержка на этапе становления учреждений юстиции по регистрации прав со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления существенно отличалась в регионах России.

Другой не менее важной проблемой, как переходного этапа, так и начала третьего этапа являлось размещение учреждений юстиции по регистрации прав и их филиалов. Многие учреждения юстиции по регистрации прав, а особенно их филиалы не имели необходимых для нормальной организации их деятельности помещений. Большинство учреждений юс­тиции по регистрации прав, в связи с отсутствием решения по закреплению помещений на праве оперативного управления, были вынуждены их арендовать и, как следствие, часть денежных средств (платы за регистрацию и предоставление информации) расходовалась на внесение арендной платы.

Третий этап становления системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним следовало бы отсчитывать с 1 января 2000г., когда, согласно Федеральному закону № 122-ФЗ должно было быть завершено формирование учреждений юстиции по регистрации прав в субъектах Федерации. Однако реализовать это в полной мере удалось лишь в третьем квартале 2000 г.

Перспективы и основные направления развития государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на третьем этапе в основном были определены Федеральной программой поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 273 от 9 апреля 2001 года8.

В процессе реализации мероприятий Программы система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним должна обеспечить:

– развитие рынка недвижимости в Российской Федерации и создание эффективных механизмов государственного управления этим рынком;

– защиту конституционных прав собственников и обладателей иных прав на объекты недвижимости;

– эффективную экономическую деятельность участников гражданского оборота на рынке недвижимости;

– возможность предоставления любому заинтересованному лицу достоверной информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество;

– привлечение дополнительных инвестиций в российскую экономику;

– упорядочение сбора налогов, связанных с объектами недвижимого имущества и их обладателями;

– создание дополнительных гарантий безопасности для участников рынка недвижимости.

Программа предусматривала реализацию мероприятий по следующим направлениям:

а) первое направление включало в себя совершенствование финансового механизма развития и поддержания системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которая в настоящее время развивается в основном за счет средств, получаемых в виде платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах. В рамках реализации данного мероприятия следует решить вопрос о финансовой поддержке системы государственной регистрации прав, в том числе за счет средств, привлекаемых из иных не запрещенных законом источников.

Кроме того, учитывая, что многие учреждения юстиции по регистрации прав, их филиалы и представительства располагаются в арендуемых ими помещениях, необходимо решить вопрос о закреплении за ними на праве оперативного управления зданий, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации;

б) второе направление включало формирование единой информационной системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с последующей ее интеграцией в иные информационные системы, связанные с объектами недвижимого имущества и их правообладателями;

в) третье направление включало формирование комплексного подхода с позиций государственных интересов к созданию единой системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Это связано с решением задач по координации деятельности учреждений юстиции по регистрации прав и органов (организаций), осуществляющих государственный учет, техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, направленной на минимизацию усилий и затрат участников гражданского оборота в процессе осуществления государственной регистрации. Также необходима комплексная проработка вопросов развития системы государственной регистрации прав во взаимосвязи с системой налогообложения (объектов недвижимого имущества и их правообладателей);

г) четвертое направление предусматривало разработку и принятие нормативных правовых актов по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также совершенствование действующей нормативной правовой базы по данному вопросу.

Программа должна была быть реализована в период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2006 г. и осуществлялась в два этапа:

Первый этап - 1 января 2001 г. - 31 декабря 2003 г.

Второй этап - 1 января 2004 г. - 31 декабря 2006 г.

К началу первого этапа реализации Программы в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ должны быть созданы учреждения юстиции по регистрации прав во всех субъектах Российской Федерации, закончена подготовка технической базы и кадрового состава учреждений юстиции по регистрации прав.

Первый этап предусматривал:

– развитие системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Российской Федерации, обеспечивающей государственные гарантии зарегистрированных прав;

– внедрение и развитие единой автоматизированной системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории каждого субъекта Российской Федерации;

– обеспечение защиты информации учреждений юстиции по регистрации прав с использованием современных информационных технологий;

– внесение изменений и дополнений в Закон и иные нормативные правовые акты, принятые в соответствии с ним, а также разработку и принятие методических рекомендаций и инструктивных указаний, обеспечивающих функционирование системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

– совершенствование механизма взаимодействия между учреждениями юстиции по регистрации прав и органами (организациями), осуществляющими государственный учет, техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, а также налоговыми органами как на региональном уровне, в том числе путем заключения соглашений между указанными органами (организациями), так и на федеральном уровне путем принятия соответствующих нормативных правовых актов;

– формирование на территории субъектов Российской Федерации механизма электронного обмена информацией между учреждениями юстиции по регистрации прав, органами (организациями), осуществляющими государственный учет, техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, а также налоговыми органами.

В результате реализации первого этапа Программы предполагалось завершить формирование единой системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, основанной на скоординированном взаимодействии учреждений юстиции по регистрации прав с органами (организациями), осуществляющими государственный учет, техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, налоговыми органами, иными государственными органами.

На втором этапе реализации Программы предусматривалось:

– формирование на всей территории Российской Федерации системы электронного обмена информацией, обеспечивающей экстерриториальное предоставление сведений как об объектах недвижимого имущества, так и сведений, содержащихся в ЕГРП, на базе созданных на территории субъектов Российской Федерации информационных систем;

– совершенствование механизма сбора и предоставления участниками гражданского оборота документов, связанных с объектами недвижимости, в целях оформления прав и сделок с объектами недвижимого имущества по принципу - "в одно окно" (единовременное представление документов на государственный учет, техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества и на государственную регистрацию прав на них и сделок с ними);

– осуществление работы по совершенствованию нормативной правовой базы по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе по закреплению единых требований к описанию объектов недвижимого имущества в документах, представляемых в учреждение юстиции по регистрации прав;

– совершенствование и развитие методической базы по вопросам практики ведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Программа не была завершена, поскольку в процессе административной реформы Указом Президента РФ от № 314 от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»9 с 1 января 2005 года на территории России создан федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, – Федеральная регистрационная служба.

13 октября 2004 г. был издан Указ Президента РФ № 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы"10, которым было утверждено соответствующее положение о Федеральной регистрационной службе (Росрегистрации). Система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с этих пор стала представлять собой централизованную структуру, состоящую из Росрегистрации и ее территориальных подразделений. В качестве них выступали главные управления (управления) Федеральной регистрационной службы по субъектам Федерации, каждое из которых действовало на территории регистрационных округов, созданных в соответствии с Приказом Минюста России от 3 апреля 2004 г. № 185 "О создании регистрационных округов, в границах которых действуют территориальные органы Федеральной регистрационной службы"11. Общее количество регистрационных округов было сокращено до 77.

Главным следствием проведенного в системе государственной регистрации прав стало то, что собственно регистрация прав на недвижимое имущество и сделки с ним, предоставление информации о зарегистрированных правах, ведение ЕГРП, принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей, выдача копий документов о госрегистрации стали осуществляться не органами государственной власти субъектов Федерации, а федеральными органами исполнительной власти. Кроме того, была упорядочена нормативно-правовая база государственной регистрации, утратили силу акты субъектов Федерации в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделки с ним.

В русле выстраивавшейся в ходе административной реформы была построена жесткая вертикаль системы государственной регистрации прав. Соответственно было осуществлено объединение региональных систем государственной регистрации в единую общегосударственную систему, в которой в отношении государственных регистраторов был установлен статус федеральных государственных гражданских служащих.

Выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в полной мере было возложено на Министерство юстиции Российской Федерации, в систему которого вошла Росрегистрация12.

Для процедуры государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на четвертом этапе было характерно следующее:

во-первых, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется единым федеральным органом;

во-вторых, ЕГРП, который велся учреждениями юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, передан Федеральной регистрационной службе, то есть информация о зарегистрированных правах на недвижимость с 1999-2000 г. перешла в распоряжение органа, продолжившего осуществлять регистрацию прав;

в-третьих, создавались системы электронного обмена информацией о зарегистрированных права на недвижимое имущество и сделок с ним внутри регистрационного округа, а также между территориальными органами и Федеральной регистрационной службой.

Наконец, 5 декабря 2008 г. был издан Указ Президента РФ № 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии"13, в соответствии с которым функции государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним перешла к образованной в системе Министерства экономического развития Российской Федерации. В соответствии с п. 2 Положения о Минэкономразвития РФ14 Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной ему Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Для характеристики административно-правового статуса Росреестра имеет большое значение анализ механизма образования этой федеральной службы, поскольку малое время существования этой федеральной службы в ведении Минэкономразвития пока еще не позволил создать собственную ведомственную нормативную базу регулирования государственной регистрации прав, подобную той, что была сформирована в системе Минюста России.

Итак, рассмотрим каким образом был образован Росреестр. Исходным для этого актом является уже упомянутый выше Указ Президента РФ от 25 декабря 2008 г. № 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии".

П. 1 Указа № 1847 гласит: "Переименовать Федеральную регистрационную службу в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии". Таким образом, Федеральная регистрационная служба "Росрегистрация" не была упразднена, а всего лишь переименована и, как следует из дальнейшего содержания Указа Президента РФ № 1847, реорганизована. Иначе говоря, современная Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) есть по сути все та же Росрегистрация, которая, однако, была подвергнута серьезной реорганизации.

В ее ходе на переименованную в Росреестр Росрегистрацию п. 2 Указа Президента РФ № 1847 были возложены функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

Одновременно были упразднены Федеральное агентство геодезии и картографии и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Их функции также были переданы Росреестру, который к тому же стал правопреемником упраздненных федеральных агентств, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

Наконец, согласно п. 6 Указа Президента РФ № 1847, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (переименованный Росреестр) передан из ведении Минюста, как это было до реорганизации, в ведение Министерства экономического развития Российской Федерации.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 1 июня 2009 г. № 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", в котором нормативная основа реорганизации бывшей Росрегистрации была завершена утверждением Положения о федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

Таким образом, и это следует подчеркнуть особо, современный Росреестр не стал правопреемником Росрегистрации, это – все та же, но реорганизованная Росрегистрация, выступающая под другим наименованием с измененными функциями и полномочиями. Это, в свою очередь, означает, что нормативные и организационные основы деятельности бывшей Росрегистрации в части государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним сохраняют свою силу до тех пор, пока они не будет изменены либо отменены новым головным ведомством – Минэкономразвития России. Как следствие, юридически неотмененные Минэкономразвитием нормативные правовые акты Минюста в части государственной регистрации прав продолжают действовать и поныне, определяя административно-правовой статус Росреестра и его территориальных органов.

Подчеркнем особо, речь идет именно о юридической стороне дела. Понятно, что на уровне организации и текущего администрирования Минэкономразвития может реально не исполнять акты Минюста, однако пока они не отменены в установленном порядке, эти акты будут определять административно-правовой статус Росреестра и его территориальных органов в части государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Административно-правовой статус Росреестра определен Положением о ней, которое утверждено Постановление Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии"15. Для современных федеральных органов исполнительной власти их административно-правовой статус обычно включает в себя три основных компонента. В первом закрепляются цели, задачи и функции органа. Во втором – его структура и особенности организации. Наконец, третий компонент административно-правового статуса федерального органа исполнительной власти – это его полномочия и подведомственность. По данной схеме, собственно говоря, построены практически все действующие положения о федеральных органах исполнительной власти.

Переходя к характеристике административно-правового статуса Росреестра, следует акцентировать п. 1.2 Положения об этой Службе. Он определяет, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации. Соответственно п. 1 Положения о Минэкономразвития устанавливает, что Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

В данном случае повторена общая схема построения федеральных органов исполнительной власти, сформировавшая в ходе административной реформы, в рамках которой головные министерства включают в свое ведение федеральные службы и агентства, осуществляют в отношении них общее руководство, координацию и контроль, а также нормативное правовое регулирование их деятельности.

Для определения административно-правового статуса входящего в систему Минэкономразвития Росреестра важно отметить ряд его полномочий. Так, Министерство вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности.

 В частности Минэкономразвития утверждает перечень должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях16; порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей; форму декларации об объекте недвижимости, направляемой для осуществления государственной регистрации прав на такой объект17; перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, определяет другие вопросы, отнесенные к его ведению законодательством или требующие нормативного правового регулирования.

Положения о структурных подразделениях Росреестра утверждает Министр экономического развития. Он же решает вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве18.

Министр:

– утверждает ежегодный план работы и показатели деятельности Росреестра

– вносит в Правительство РФ по представлению руководителя Росреестра проект положения о Службе, предложения о предельной численности работников и фонде оплаты труда работников;

– вносит в Минфин России предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Росреестра;

– вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов и другие документы, регулирующие деятельность Росреестра;

– представляет в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, находящихся в ведении Росреестра;

– дает руководителям Росреестра обязательные для исполнения указания;

– дает поручения Росреестру и контролирует их исполнение;

– имеет право приостанавливать в случае необходимости решения Росреестра или его руководителя или отменять эти решения, если иной порядок их отмены не установлен федеральным законом;

– назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителя Росреестра его заместителей и руководителей его территориальных органов;

– представляет Росреестра к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, к поощрению в виде объявления им благодарности Президента Российской Федерации;

– издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства - приказы ненормативного характера;

– утверждает в пределах своей компетенции перечень сведений, составляющих государственную тайну.

За рамками общих полномочий, которыми обладает в отношении Росреестра Минэкономразвития, административно-правовой статус Службы определяется Федеральным законом № 122-ФЗ и положением о Росреестре.

Следует отметить, что Положение о Росреестре как федеральной службе, входящей в Минэкономразвития регулирует его функции и полномочия в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделки с ним гораздо более скупо и схематично, чем это было в положении о Росрегистрации, входившей в систему Минюста России.

Причина, видимо, в пока еще не долговременном нахождении Росреестра в составе Минэкономразвития. Следует также учитывать, что соответствующие вопросы достаточно подробно урегулированы Федеральным законом № 122-ФЗ, в котором на законодательном уровне определены основы административно-правового статуса федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации прав без конкретизации соответствующих норм применительно к конкретному органу, который будет наделен полномочиями в данной области.

Ранее это была Росрегистрация, входившая в систему Минюста России, теперь функции и полномочия в части регистрации прав на недвижимое имущество и сделки с ним входят в компетенцию Росреестра, который в свою очередь подведомственен Минэкономразвитию России, осуществляющему выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование деятельности в сфере государственной регистрации прав.

В акценте на законодательном регулировании есть свой особый резон. Такой подход изначально обеспечивает гарантии прав заявителей и стабильность административно-правового механизма государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Тем не менее, Это противоречит Федеральному закону № 210-ФЗ, который императивно устанавливает необходимость регулирования исполнения государственных функций и услуг административными регламентами.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 122-ФЗ государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют в настоящее время Росреестр и его территориальные органы.

Государственная регистрация прав на предприятия как имущественные комплексы, объекты недвижимого имущества, расположенные на территории более одного регистрационного округа (линейные сооружения - объекты недвижимого имущества, являющиеся сложными или неделимыми вещами), и сделок с ними осуществляется непосредственно Росерестр.

По инициативе заявителя допускается государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества, включенные в состав автомобильной дороги и расположенные на территориях более одного регистрационного округа, и сделок с такими объектами недвижимого имущества федеральным органом в области государственной регистрации или государственная регистрация прав на такие объекты недвижимого имущества и сделок с ними по месту их нахождения в пределах соответствующего регистрационного округа органом по государственной регистрации. Государственная регистрация прав на иные объекты недвижимого имущества осуществляется по месту нахождения данных объектов в пределах соответствующего регистрационного округа органом по государственной регистрации.

К компетенции Росреестра и его территориальных органов при проведении им государственной регистрации прав относятся (п. 3 ст. 9 Федерального закона № 122-ФЗ):

– проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;

– проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;

– государственная регистрация прав;

– выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав;

– выдача информации о зарегистрированных правах;

– принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, бесхозяйных недвижимых вещей19;

– выдача в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, правообладателям, их законным представителям, лицам, получившим доверенность от правообладателей или их законных представителей, по их заявлениям в письменной форме копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме20.

Важно подчеркнуть положение п. 4 ст. 9 Федерального закона № 122-ФЗ, согласно которому органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, вправе осуществлять только деятельность, предусмотренную настоящим Федеральным законом. Иными словами, расширительная трактовка компетенции Росреестра и его органов категорически запрещена, что является одной из гарантий прав участников гражданского оборота в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Ст. 10 Федерального закона № 122-ФЗ посвящена полномочиям федерального органа в области государственной регистрации, которым является Росреестр. Служба:

– обеспечивает соблюдение Правил ведения Единого государственного реестра прав21, а также создание и функционирование системы ведения Единого государственного реестра прав в электронном виде;

– разрабатывает и издает методические материалы по вопросам практики ведения государственной регистрации прав органами по государственной регистрации22;

– назначает на должность и освобождает от должности руководителей территориальных подразделений или территориальных отделов органов по государственной регистрации в регистрационных округах;

– обеспечивает обучение и повышение квалификации работников органов по государственной регистрации.

Государственной регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – это лишь одно из основных направлений, в которых Росреестр осуществляет государственное управление. Положение о Росреестре не определяет целей и задач государственной регистрации прав, поскольку они определены Федеральным законом № 122-ФЗ.

Характеризуя административно-правовой статус Росреестра, следует обратить внимание на особенности статуса государственных регистраторов – должностных лиц Росреестра, непосредственно осуществляющих государственную регистрацию.

Согласно ст. 15 Федерального закона № 122-ФЗ на должность государственных регистраторов назначаются работники органа Росрестра – граждане России, прошедшие специальные курсы, сдавшие квалификационный экзамен и имеющие либо:

– высшее юридическое образование и опыт работы по юридической специальности не менее чем три года или опыт работы в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, не менее чем два года;

– иное высшее образование и опыт работы в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, не менее чем три года23.

Государственные регистраторы являются федеральными государственными гражданскими служащими24.

Ст. 31 Федерального закона определена ответственность при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Установлено, что органы Росреестра несут ответственность за своевременное, полное и точное исполнение своих обязанностей, указанных в настоящем Федеральном законе, а также за полноту и подлинность предоставляемой информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, необоснованный (не соответствующий основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе) отказ в государственной регистрации прав или уклонение от государственной регистрации прав.

Росреестр несет ответственность за своевременность и точность записей о праве на предприятие как имущественный комплекс, объект недвижимого имущества, расположенный на территории более одного регистрационного округа, в Едином государственном реестре прав, за необоснованный отказ в государственной регистрации прав и уклонение от государственной регистрации прав на данные объекты недвижимого имущества, за полноту и подлинность выдаваемой информации о правах на недвижимое имущество и сделках с ним.

Лица, виновные в умышленном или неосторожном искажении либо утрате информации о правах на недвижимое имущество и сделках с ним, зарегистрированных в установленном порядке, несут ответственность за материальный ущерб, нанесенный в связи с этим какой-либо из сторон, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вред, причиненный физическим или юридическим лицам в результате ненадлежащего исполнения органами, осуществляющими государственную регистрацию прав, возложенных на них Федеральным законом № 122-ФЗ обязанностей, в том числе в результате внесения ЕГРП записей, не соответствующих закону, иному правовому акту, правоустанавливающим документам, возмещается за счет казны Российской Федерации в полном объеме.

Помимо государственной регистрации прав в ведении Росреестра находится ряд других функций, среди которых функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по осуществлению государственного геодезического надзора, государственного земельного контроля, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Кроме того, Росреестр осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области наименований географических объектов.

На Росреестр возложено ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.

Согласно п. 4 Положения о Росреестре Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы25, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти26, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Помимо полномочий, определенных Федеральным законом № 122-ФЗ, в Положении о Росреестре указано, что Служба осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федерального органа государственной власти, в том числе имущества, переданного подведомственным организациям. Размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд Службы, а также для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности27.

Росреестр в сфере своей деятельности осуществляет функции главного администратора доходов бюджета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,  принимает решение о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) средств от платежей в федеральный бюджет, администрирование которых возложено на Службу.

Имея развитую систему территориальных своих территориальных органов, Росреестр  руководит их деятельностью разрабатывает и осуществляет меры по ее совершенствованию.

Осуществляет экономический анализ и утверждение экономических показателей деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса, а также разрабатывает меры по совершенствованию деятельности подведомственных организаций.

На основании решений Правительства РФ Росреестр осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в установленной сфере деятельности;

Как и любой другой федеральный орган исполнительной власти Росреестр:

– организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию, проведение мероприятий по повышению устойчивости работы центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время, а также осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе;

– осуществляет кадровое обеспечение центрального аппарата Службы и ее территориальных органов, организует профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров;

– обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также контроль и координацию деятельности по защите таких сведений в подведомственных организациях;

– организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок;

Для реализации своих полномочий Росреестр может запрашивать от органов и организаций необходимые документы давать давать юридическим и физическим лицам разъяснения в связи с государственной регистрацией прав, привлекать для выработки особо сложных решений сторонних специалистов и представителей науки, создавать в установленном порядке экспертные, совещательные и консультативные органы

Росреестр наделен правом осуществлять функции государственного заказчика в отношении объектов Службы и организовывать их капитальное строительство, реконструкцию и капитальный ремонт, а также заключать гражданско-правовые договоры.

В целом Росреестр не может принимать нормативные правовые акты в сфере, если только речь не идет о полномочиях руководителя Службы по решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Росреестра.

Положение о Росреестре регулирует основные вопросы организации Службы.

Назначение ее руководителя и освобождение его от должности осуществляется Правительством РФ по представлению Министра экономического развития. Как и в любом другом органе федеральной исполнительной власти в Росреестре установлен принцип единоначалия и персональной ответственности руководителя Службы.

Руководитель Росреестра имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром экономического развития Российской Федерации по представлению руководителя Службы.

Руководитель Росреестра распределяет обязанности между своими заместителями, устанавливает полномочия других должностных лиц Службы по решению оперативных, организационных, кадровых, финансовых, производственно-хозяйственных и иных вопросов, организует работу центрального аппарата.

Руководитель Росреестра представляет Министру экономического развития РФ проект положения о Службе, проекты типовых положений о территориальных органах Росреестра28 и типовых уставов подведомственных организаций, предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных федеральных государственных учреждений; предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя Службы, руководителей ее территориальных органов; проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет о деятельности Службы. Руководитель принимает по согласованию с Министром экономического развития Российской Федерации решения о создании, реорганизации и ликвидации территориальных органов Росреестра.

Руководитель Росреестра вносит Министру экономического развития предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования центрального аппарата, ее территориальных органов и подведомственных федеральных государственных учреждений;

Руководитель представляет в Минэкономразвития доклад о результатах деятельности Службы. Он вправе вносить предложения о заключении международных договоров Российской Федерации, проекты нормативных правовых актов и других документов.

Руководитель Росреестра утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы; смету расходов на содержание Службы; положения о структурных подразделениях центрального аппарата и территориальных органах, а также уставы подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений. Руководитель осуществляет кадровые функции и назначения, утверждает внутренний распорядок, решает вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы и осуществлением трудовой деятельности в Росреестре. Он решает в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вопросы о присвоении классных чинов федеральным государственным гражданским служащим центрального аппарата Службы и ее территориальных органов.

Руководитель Службы имеет право утверждать ведомственные награды и звания и поощрять ими сотрудников. Он определяет порядок и условия выплаты работникам центрального аппарата, ее территориальных органов надбавок, премий и иных вознаграждений, а также устанавливает другие дополнительные выплаты в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на эти цели.;

Руководитель Службы издает в пределах своей компетенции принимает индивидуальные правовые акты, обязательные для исполнения всеми ее работниками, а также вносит представления и дает предписания. Он наделен правом отменять противоречащие Конституции РФ, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации решения руководителей территориальных органов.

Как и другие федеральные органы исполнительной власти Росреестр является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Росреестр вправе иметь геральдический знак – эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Министерством экономического развития по согласованию с Геральдическим советом при Президенте РФ.

Заключая анализ особенностей административно-правового статуса Росреестра, следует отметить, что в связи с прошедшей реорганизацией его предшественницы Росрегистрации многие принятые Минюстом нормативные правовые акты, касающиеся организации деятельности Росрегистрации нуждаются в дальнейшем развитии и адаптации в связи с современной подведомственностью Росреестра Минэкономразвитию России, тем более, что стратегические задачи развития страны, решаемые этим министерством оставляют в тени рутинные, но крайне важные для экономики и развития гражданского оборота задачи государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

1 Ст. 5 Федерального закона № 122-ФЗ устанавливает, что участниками регистрационных отношений являются заявитель и регистрирующий орган.

2 СЗ РФ. 2008 № 52 (часть I). Ст. 6366.

3 См.: Галичева Е. Регистрация недвижимости в РФ: История и современность //

4 См., в частности, /about/history/

5 Подробнее см.: Никифоров В.И. Реформа системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в свете изменений законодательства Российской Федерации // Регистрация прав на недвижимость / отв. ред. А.Р. Кирсанов. М., 2005. Вып. № 12.

6 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 288 "Об утверждении Примерного положения об учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" // СЗ РФ. 1998. № 11. Ст. 1291. Утратило силу.

7 СЗ РФ. 1997. № 45. ст. 5195.

8 См.: Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. № 273 "Об утверждении Федеральной программы поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" // СЗ РФ. 2001. № 16. Ст. 1602.

9 СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.

10 СЗ РФ. 2004. № 42. Ст. 4110.

11 Официально не опубликован.

12См.: Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. № 42. Ст. 4108.

13 СЗ РФ. 2008 № 52 (часть I). Ст. 6366.

14 Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации" // СЗ РФ.2008. № 24. Ст. 2867.

15 СЗ РФ. 2009. № 25. Ст. 3052.

16 См.: Приказ Министерства экономического развития РФ от 14 мая 2010 г. № 178 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях" // Российская газета 2010. 15 июля.

17 См.: Приказ Министерства экономического развития РФ от 13 декабря 2010 г. № 628 "Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости и требований к ее подготовке" // Российская газета. 2011. 16 февраля; Приказ Министерства экономического развития РФ от 3 ноября 2009 г. № 447 "Об утверждении формы декларации об объекте недвижимого имущества" // Российская газета. 2010. 15 января.

18 См., в частности: Приказ Министерства экономического развития РФ от 4 апреля 2011 г. № 148 "Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата и загранаппарата Министерства экономического развития Российской Федерации" // текст приказа официально опубликован не был; Приказ Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2010 г. № 389 "Об утверждении Положения о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Министерства экономического развития Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов" // БНА. 2010. № 43; Приказ Министерства экономического развития РФ от 11 февраля 2009 г. № 43 "Об утверждении Методики проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, сроков и порядка работы конкурсных комиссий Министерства экономического развития Российской Федерации" // Российская газета. 2009. 8 апреля и др.

19 См.: Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. № 580 "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей" // СЗ РФ. 2003. № 38. Ст. 3668.

20 Там же.

21 См.: Постановление Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним" // СЗ РФ. 1998. № 8. Ст. 963; Приказ Минюста РФ от 14 февраля 2007 г. № 29 "Об утверждении Инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества" // Бюллетень Минюста РФ. 2007. № 5.

22 Примерами могут служить: Приказ Федеральной регистрационной службы от 19 ноября 2007 г. № 255 "Об утверждении Методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на лесные участки и сделок с ними" // Бюллетень Минюста РФ. 2007. № 12; Приказ Федеральной регистрационной службы от 6 августа 2007 г. № 176 "Об утверждении Методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации прав граждан на жилые помещения, приобретаемые на основании договоров передачи в собственность жилых помещений" // "Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов". 2008. № 8; Приказ Федеральной регистрационной службы от 8 июня 2007 г. № 113 "Об утверждении Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества" // Минюста РФ. 2007. № 9; Приказ Федеральной регистрационной службы от 16 мая 2007 г. N 82 "Об утверждении Методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации прав иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на недвижимое имущество и сделок с ним" // Российская газета. 2007. 11 июля; Приказ Минюста РФ от 25 марта 2003 г. № 70 "Об утверждении Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации права общей собственности на недвижимое имущество" // "Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов". 2003. № 27; Приказ Минюста РФ от 1 июля 2002 г. № 184 "Об утверждении методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" // Бюллетень Минюста РФ. 2002. № 11 и др.

23 См.: также Приказ Министерства экономического развития РФ от 3 июня 2010 г. № 223 "Об утверждении Положения о порядке назначения на должность государственных регистраторов" // Российская газета. 2010. № 150.

24 См.: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

25 См.: Приказ Министерства экономического развития РФ от 5 октября 2009 г. N 395 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" // Российская газета. 2009. 21 октября.

26 См.: в частности, Соглашение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы от 3 сентября 2010. № ММВ-27-11/9/37 "О взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы" // Текст Соглашения официально опубликован не был.

27 См.: Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" // СЗ РФ. 2005. № 30 (часть I) Ст. 3105.

28 См.: Приказ Министерства экономического развития РФ от 22 декабря 2010 г. № 661 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по федеральному округу" // БНА. 2011. № 14.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Развитие российского законодательства (1)

    Закон
    Наличие действенной нормативной базы – одно из важнейших условий системности контроля, она обеспечивает его легитимность и целостность, взаимосвязь элементов.
  2. Развитие российского законодательства (3)

    Закон
    Конец ХХ в. характеризуется существенными экономическими преобразованиями, способствовавшими появлению в Российской Федерации рыночных отношений. Это, в свою очередь, обусловило развитие потребительских отношений.
  3. Развитие российского законодательства (8)

    Закон
    Исполнительная власть, являясь ветвью государственной власти, реализуется в деятельности специально создаваемых органов – органов исполнительной власти.
  4. Развитие российского законодательства (4)

    Закон
    Для норм национального законодательства, особенно таможенного, характерна высокая степень противоречивости, неопределенности, благоприятной для расцвета коррупции.
  5. Развитие российского законодательства (5)

    Закон
    Права человека являются нормативной формой и основой взаимодействия людей, упорядочения их связей, предотвращения противоречий и конфликтов. Они основаны на сочетании свободы индивида со свободой других людей с нормальным функционированием

Другие похожие документы..