Поиск
Рекомендуем ознакомиться
А. Г. Кучерена адвокатура второе издание, переработанное и дополненное Допущено Учебно-методическим объединением по юридическому образованию вузов Российской Федерации в качестве учебник
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
А.Г. КУЧЕРЕНА
АДВОКАТУРА
Второе издание, переработанное и дополненное
Допущено
Учебно-методическим объединением
по юридическому образованию
вузов Российской Федерации
в качестве учебника для студентов
высших учебных заведений,
обучающихся по специальностям
МОСКВА ЮРИСТЪ
2009
и направлению юридического профиля
6 Оглавление
Оглавление
7
§ 4. Перспективы развития законодательства об адвокатуре .... 159 § 5. Взаимодействие адвокатуры и правоохранительных органов
государства 165
Глава 4. Организационно-правовые особенности адвокатской
деятельности. Вопросы оплаты труда адвоката 171
§ 1. Организационная структура адвокатуры в России. Органы
адвокатского самоуправления 171
§ 2. Формы адвокатских образований 186
§ 3. Общественные объединения адвокатов 194
§ 4. Правовой статус адвоката 205
§ 5. Ответственность адвоката 220
§ 6. Финансовые аспекты адвокатской деятельности 233
Глава 5. Адвокатская этика 245
§ 1. Понятие, содержание и значение адвокатской этики 245
§ 2. Основные принципы адвокатской этики 251
§ 3. Этические правила поведения адвоката в различных сферах
деятельности 259
Глава 6. Особенности оказания отдельных видов правовой помощи.
Стадии ее оказания 276
§ 1. Принятие поручения об оказании юридической помощи. . . . 276
§ 2. Консультирование граждан и юридических лиц 285
§3. Изучение материалов дела 291
§ 4. Правовая позиция адвоката и оценка им позиции противной
стороны 299
§ 5. Определение предмета доказывания 305
§ 6. Участие адвоката в сборе и оценке доказательств 312
§ 7. Подготовка и составление процессуальных документов .... 318
§ 8. Общие требования к выступлению адвоката в судебных
прениях 326
§ 9. Проблемы адвокатского красноречия 331
§ 10. Адвокат-поверенный во внесудебных гражданско-правовых
отношениях 338
Глава 7. Правовое обслуживание адвокатом юридических лиц
(общие вопросы) 346
§ 1. Виды и основные проблемы правового обслуживания
юридических лиц 346
§ 2. Участие адвоката в переговорах 352
§ 3. Составление договоров, контрактов, соглашений, локальных
документов юридического лица 359
§ 4. Взаимодействие адвоката как представителя юридического
лица с государственными органами 366
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ Глава 8. Участие адвоката в конституционном судопроизводстве . . 377
§ 1. Принципы конституционного судопроизводства,
особенности процессуальных процедур в Конституционном
Суде Российской Федерации 377
§ 2. Предмет судебного спора и основания к рассмотрению дела
в Конституционном Суде Российской Федерации.
Основания участия адвоката в конституционном
судопроизводстве 391
§ 3. Процессуальный статус адвоката-представителя
в Конституционном Суде Российской Федерации 400
§ 4. Участие адвоката в судебном разбирательстве
в Конституционном Суде Российской Федерации
и исполнении судебного решения 405
Глава 9. Адвокат в гражданском судопроизводстве 414
§ 1. Адвокат-представитель в гражданском судопроизводстве:
понятие, правовой статус 414
§ 2. Основания представительства в гражданском
судопроизводстве: договорное представительство
и представительство по поручению суда 423
§ 3. Общие и специальные полномочия адвоката-представителя.
Оформление полномочий 431
§ 4. Защита интересов представляемого на стадии подготовки
к ведению гражданского дела. Предъявление иска
и деятельность адвоката на этом этапе 436
§ 5. Участие адвокатов—представителей сторон в судебном
разбирательстве. Роль адвоката в заключении сторонами
мирового соглашения. Решение суда 453
§ 6. Участие адвоката-представителя в производстве в суде
кассационной инстанции 460
§ 7. Работа адвоката-представителя на стадии пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений
Оглавление
Оглавление 8
(производство в суде надзорной инстанции и пересмотр
по вновь открывшимся обстоятельствам) 468
§ 8. Участие адвоката в подготовке и рассмотрении дел особого
производства 477
§ 9. Участие адвоката-представителя в производстве у мирового
судьи 485
§ 10. Участие адвоката в исполнении судебных постановлений
по гражданским делам 494
Глава 10. Адвокат в арбитражном процессе 502
§ 1. Особенности предмета правовых споров в арбитражном
суде 502
§ 2. Работа адвоката по подготовке и обоснованию исковых
требований 512
§ 3. Процессуальный статус и деятельность адвоката
в арбитражном процессе в суде первой инстанции 524
§ 4. Обжалование решений арбитражного суда. Участие адвоката
в контрольных стадиях арбитражного процесса 530
Глава 11. Представительство в третейском суде 539
§ 1. Предмет защиты в третейском суде. Условия обращения
в третейский суд 539
§ 2. Полномочия адвоката-представителя в третейском суде,
порядок их оформления и реализации 548
§ 3. Значение решений третейского суда и участие адвоката
в их реализации 554
Глава 12. Представительство в процессе производства по делам
об административных правонарушениях 563
§ 1. Проект Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации о предмете и принципах
административного судопроизводства 563
§ 2. Особенности процессуального положения адвоката-
представителя в административном судопроизводстве
в суде первой инстанции 575
§ 3. Участие адвоката-представителя в делах административного
судопроизводства различных категорий 585
§ 4. Участие адвоката в процессе пересмотра постановлений
и решений по делам об административных
правонарушениях 594
Глава 13. Адвокат в уголовном судопроизводстве 604
§ 1. Общие вопросы участия адвоката в уголовном процессе. . . . 604
§ 2. Адвокат на предварительном следствии 620
§ 3. Участие адвоката в суде первой инстанции 634
§ 4. Обжалование приговора (постановления судьи, определения
суда) и участие адвоката в апелляционной, кассационной
и надзорной судебных инстанциях 645
§ 5. Участие адвоката в «особых производствах» в связи
с дифференциацией уголовно-процессуальной формы .... 655 § 6. Участие адвоката в процессе по уголовным делам в связи
с вновь открывшимися обстоятельствами 666
§ 7. Участие адвоката в стадии исполнения приговора 671
Глава 14. Участие адвоката в рассмотрении уголовных дел судом
присяжных 680
§ 1. Подсудность суда присяжных. Значение и особенности
рассмотрения дел судом присяжных 680
§ 2. Участие адвоката в предварительном расследовании
по делу, которое подсудно суду присяжных 687
§ 3. Участие адвоката в предварительном слушании дела
и формировании коллегии присяжных заседателей 696
§ 4. Участие адвоката в судебном разбирательстве с участием
присяжных заседателей, его роль в судебном следствии
и прениях сторон 703
§ 5. Основания и порядок обжалования адвокатом приговора
суда присяжных 715
Глава 15. Участие адвоката в Европейском суде по правам
человека 723
§ 1. Основания и условия обращения в Европейский суд
по правам человека 723
§ 2. Порядок участия адвоката в подготовке и рассмотрении дела
в Европейском суде по правам человека 733
§ 3. Возможности влияния адвоката на исполнение судебного
решения 748
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ВВЕДЕНИЕ
АПК РФ БВС
ВВАС РФ
ВВС (СССР, РСФСР, РФ)
ВКСРФ ГКРФ ГПК РФ ЗКРФ КоАП РФ
НКРФ СЗРФ СКРФ СП СССР
СУ РСФСР
ТКРФ УИКРФ УК РФ УПК РФ
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
Бюллетень Верховного Суда (СССР, РСФСР
РФ)
Вестник Высшего Арбитражного суда РФ
Ведомости Верховного Совета, Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета (СССР, РСФСР, РФ) Вестник Конституционного Суда РФ
Гражданский кодекс РФ
Гражданский процессуальный кодекс РФ
Земельный кодекс РФ
Кодекс РФ об административных правонарушениях
Налоговый кодекс РФ
Собрание законодательства РФ
Семейный кодекс РФ
Собрание постановлений Правительства Союза Советских Социалистических Республик
Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР
Трудовой кодекс РФ
Уголовно-исполнительный кодекс РФ
Уголовный кодекс РФ
Уголовно-процессуальный кодекс РФ
Обеспечение охраны прав и законных интересов субъектов правовых отношений — важнейшая задача правового государства, определяющая развитие законодательства и правоприменительную практику, деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, негосударственных структур.
Характеристика Российской Федерации как правового государства (ст. 1 Конституции РФ) означает, что в организации и деятельности государственных учреждений, граждан России должны господствовать принципы права, законности, а не мотивы политической, коммерческой или другой какой-либо целесообразности.
Важнейшая роль в обеспечении законности в нашем государстве принадлежит адвокатуре, которая на протяжении всей истории существования выполняла свое главное предназначение — защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Вместе с тем адвокатура как институт гражданского общества и органическая часть правоохранительной системы не может не зависеть от социальных, экономических и политических процессов, происходящих в стране. Они, как в зеркале, отражаются в построении и статусе адвокатуры.
Эффективность деятельности адвокатуры во многом зависит от ее правового обеспечения. Законодательство в этой сфере отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому важными аспектами проблемы являются достижение согласованности двух уровней правового регулирования, обеспечение приоритета федерального законодательства над правовыми актами субъектов Федерации.
В настоящем учебнике анализируются теоретические, правовые и организационные проблемы, определяющие роль адвокатуры в системе публичной власти, вопросы осуществления защиты и судебного представительства прав и законных интересов граждан России на базе обновляющегося законодательства, практика его применения.
Учебная дисциплина «Адвокатура» уже длительное время преподается во многих высших учебных заведениях, однако либо в рамках узкого спецкурса, либо комплексного анализа всей системы правоохра-
12
Введение
нительных органов либо в составе отраслевых дисциплин, например уголовного процесса. В результате внимание, уделяемое такому важнейшему механизму защиты прав, как адвокатская деятельность, нельзя признать достаточным.
Сегодня назрела необходимость в рассмотрении вопросов статуса, организации и функционирования адвокатуры в комплексе, в выделении и их в относительно обособленную научную и учебную дисциплину.
Ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей определяет соотнесение правового статуса адвокатуры, закрепленного российским законодательством, с положениями таких международных правовых актов, как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., международные пакты о правах человека 1966 г., с иными международными документами.
В учебнике впервые предпринимается попытка сформулировать и обосновать концепцию современного положения адвокатуры как важнейшего института гражданского общества, выполняющего публично-правовые функции на базе обновляемого законодательства.
Практические рекомендации, содержащиеся в учебном курсе, как представляется, способны обеспечить повышение научно-методического уровня подготовки молодых специалистов. Не менее важными являются и теоретические аспекты работы, связанные с определением роли адвокатуры в системе публичной власти, с выработкой научно обоснованного подхода к анализу нормативной правовой базы, регламентирующей правовое положение адвокатуры и адвокатской деятельности.
Настоящее издание учебника существенно отличается от предыдущего. Он состоит из двух частей — Общей и Особенной. В Общей части в обновленном виде рассматриваются проблемы науки об адвокатуре, истории ее становления и развития в мире, в особенности в российском государстве. Исходя из основополагающего Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», принятом в 2002 г., автор анализирует важнейшие проблемы работы адвоката по защите интересов российских граждан. Особенная часть посвящена конкретному рассмотрению участия адвоката в конституционном, административном, гражданском и уголовном судопроизводстве.
Большое внимание уделено относительно новым видам процессуальной деятельности адвокатов — участию в разрешении дел судом присяжных и мировыми судьями. Все большую популярность приобретает такой способ защиты субъективных прав граждан, как обращение в Европейский суд по правам человека. Данной теме автор также уделил особое внимание.
ГЛАВА 1. НАУКА ОБ АДВОКАТУРЕ.
АДВОКАТУРА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
§ 1. Понятие адвокатуры, принципы ее организации и деятельности
Адвокатура является составной частью правовой системы любого демократического правового государства, где признаются ценность и неотчуждаемость прав и свобод человека, где обеспечиваются законные интересы юридических лиц. Для уяснения вопроса о месте адвокатуры, занимаемом в правовой системе России, необходимо раскрыть само понятие «адвокатура».
До 2002 г. законодательного определения этого понятия не существовало. Статья 1 Положения об адвокатуре РСФСР 1980 г. закрепляла только ее задачу — оказание юридической помощи гражданам и организациям1.
Адвокатура в РСФСР содействует охране прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению социалистической законности, воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения советских законов, бережного отношения к народному добру, соблюдения дисциплины труда, уважения к правам, чести и достоинству других лиц, к правилам социалистического общежития.
Только в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»2 законодатель закрепил определения таких понятий, как «адвокатура», «адвокатская деятельность», «адвокат».
Итак, в соответствии со ст. 1 данного Закона адвокатской деятельностью является «квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус ад-
1 ВВС РСФСР. 1980. № 48. Ст.1598.
2 СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102; 2004. № 52 (ч. 1). Ст. 5267.
16 Глава 1. Наука об адвокатуре. Адвокатудакак учебная дисциплина
§ 1. Понятие адвокатуры, принципы ее организации и деятельности
17
воката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее — доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Адвокатская деятельность не является предпринимательской». Согласно ст. 2 Закона адвокат — это лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат — независимый советник по правовым вопросам. В п. 1 ст. 3 Закона установлено: «Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления».
Анализ приведенных положений позволяет сделать следующие выводы.
Целью деятельности адвокатуры являются защита прав, свобод и интересов физических и юридических лиц и обеспечение доступа к правосудию, т.е. содействие выполнению основной публичной функции правового государства — соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ).
Адвокатура не входит в состав государственного аппарата, не является государственным органом или органом местного самоуправления, а представляет собой институт гражданского общества.
На первый взгляд в правовой природе адвокатуры сочетаются два несовпадающих аспекта — частноправовой и публично-правовой. Не являясь государственным органом, адвокатура, тем не менее, имеет отдельные полномочия по осуществлению публичной, государственной функции — защита прав и свобод человека.
Проследим подробнее, в чем выражаются и как сочетаются друг с другом в рамках деятельности адвокатуры черты публичности, с одной стороны, и роль этого института как представителя частных интересов физических и юридических лиц — с другой.
Публичный характер деятельности адвокатуры является основополагающим при характеристике ее юридической природы.
Сначала рассмотрим, что такое принцип публичности вообще, на чем он базируется, каким образом находит свое отражение в деятельности адвокатуры.
Появление понятия «публичность» исторически обусловлено возникновением государства как особой организации власти. Власть явилась силой, стоящей вне и над обществом, способной путем применения особых методов целенаправленно воздействовать на управляемые субъекты.
Закономерным результатом отделения власти от общества стало то, что интересы государства и отдельных индивидов в ряде случаев перестали совпадать. Постепенно сложились две категории обособленных друг от друга интересов — публичные (государственные) и частные (индивидуальные). Удовлетворение публичного интереса необходимо для обеспечения законности и правопорядка, сохранения социальной стабильности, нормального существования государства вообще. Исследователи определяют публичный интерес как «признанный государством и обеспеченный правом интерес социальной общности, удовлетворение которого служит условием и гарантией ее существования и развития»1; «публичный интерес — это общественный интерес, без удовлетворения которого невозможно, с одной стороны, реализовать частные интересы, с другой — обеспечить нормальное и устойчивое развитие государства и общества в целом... это официально признанный интерес, который имеет поддержку государства и правовую защиту, то есть подлежит правовому опосредованию»2.
Как правило, публичный интерес реализуется государственным аппаратом — совокупностью образованных по принципу субординации государственных органов, располагающих необходимыми организационными и материально-техническими средствами. Однако с развитием государственно-правовой мысли, с реализацией идеи гражданского общества и совершенствованием практики государственного строительства широкое распространение получило мнение, что в отдельных случаях некоторые функции государства могут выполнять негосударственные структуры и их представители имеют определенные права по специальному поручению государства.
Передача полномочий по осуществлению государственных функций является исключением из общего правила — в основном их осуществляют специально предназначенные для этого государственные органы. Включение в этот процесс целесообразно только при наличии у них соответствующих организационных, материальных, технических возможностей.
Кроме того, учитывая, что деятельность государства строго ограничена определенными правовыми формами3, функционирование негосударственной структуры, выполняющей отдельные государственные, публичные полномочия, должно регулироваться четкими правилами,
1 Тихомиров ЮЛ. Публичное право. М, 1995. С. 55.
Черемных И.Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, будущее. М, 1999. С 10.
См.: Теория государства и права/ Под ред. А.Б. Венгерова. Ч. 1. М., 1995. С. 146.
Глава 1. Наука об адвокатуре. Адвокатура как учебная дисциплина
§ 1. Понятие адвокатуры, принципы ее организации и деятельности
Похожие документы:
Учебник 3-е издание, переработанное и дополненное
УчебникВы открыли одну из замечательных книг, изданных в серии "Классический университетский учебник", посвященной 250-летию Московского университета.А. В. Мелехин мелехин Александр Владимирович, доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой "Административное и финансовое право" Московской финансово-промышленной академии. Более 25 лет занимается исследование (1)
ИсследованиеМелехин Александр Владимирович, доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой "Административное и финансовое право" Московской финансово-промышленной академии.А. В. Мелехин мелехин Александр Владимирович, доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой "Административное и финансовое право" Московской финансово-промышленной академии. Более 25 лет занимается исследование (2)
ИсследованиеМелехин Александр Владимирович, доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой "Административное и финансовое право" Московской финансово-промышленной академии.Институт государства и права ран академический правовой университет международное частное право
ДокументЧетвертое издание учебника вышло в свет в 2001 г. Необходимость подготовки нового издания объясняется прежде всего тем, что в нашей стране за прошедшие годы произошло значительное обновление законодательства, имеющего прямое отношениеР. С. Белкина Издательство норма
УчебникАверьянова Т. В., Белкин Р. С., Корухов Ю. Г., Российская Е. Р. Криминалистика. Учебник для вузов. Под ред. Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, профессора Р.