Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Сервер публікацій Патентного відомства: описи до заявок та патентів на винаходи і корисні моделі (з 2005р.)http: pubserv.patentamt.at/PublicationServe...полностью>>
'Рабочая программа'
Курс природоведения в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам фи...полностью>>
'Документ'
Мы ушли неизвестно куда и зачем, разорвав с Советом, смешав себя с элементами контрреволюции… Мы ушли, совершенно развязав руки большевикам, сделав и...полностью>>
'Документ'
Уважаемые дамы и господа! Поверьте, для меня большая честь участвовать в Оловянишниковских чтениях, в славном городе Ярославе, в день Преображения Го...полностью>>

Пояснительная записка. Актуальность проблемы школьного экономического образования обусловлена изменением в политической и экономической жизни России. Как известно, первоначальные понятия об экономике учащиеся осваивают в семье, школе, окружающей среде

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Факультативный курс

« Основы экономики и предпринимательства»

(экономическое направление)

(модифицированная)

Возраст: 15 – 17 лет

Срок реализации: 4 года

Составитель: Дедкова

Марина Викторовна,

учитель технологии.

с. Бражное

2006 г.

Пояснительная записка.

Актуальность проблемы школьного экономического образования обусловлена изменением в политической и экономической жизни России.

Как известно, первоначальные понятия об экономике учащиеся осваивают в семье, школе, окружающей среде.

Исходя из концепции современной школы, не столько наделяющей учащихся конкретными знаниями и навыками, готовыми ответами, сколько закладывающей базу мышления и культуры, создающей условия для всестороннего развития личности, в экономическое образование следует включить такие разделы, как «Домашняя (семейная) экономика», «Основы предпринимательства» и «Современная экономика».

Программа факультатива разработана на основе Программы трудового обучения «Технология» (составители Ю.Л. Хотунцев, В.Д.Симоненко) и Программно-методических материалах «Экономика» (составитель Б.И. Мишин), рекомендованных Главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования РФ и является программой переходного периода для учащихся 8-11 класса.

Первый раздел – «Домашняя экономика» - рассчитан на учащихся 8 класса и является составной частью программы «Технология» под редакцией В.Д. Симоненко. Данный раздел представляет собой модульный курс и рассчитан на 14 часов. Обучение по модулю предполагается в начале учебного года, так как в период уборки урожая необходимо выполнить ряд практических работ по расчету рентабельности приусадебного участка.

Этот раздел является стартом в экономическом образовании учащихся, освоив ее, школьники осознанно будут изучать другие составляющие экономического образования – основы предпринимательства и экономики.

Изучение данного раздела преследует следующие цели:

  • Вооружить учащихся знаниями о домашней экономике;

  • Сформировать навыки ведения домашней финансовой документации;

  • Сформировать экономическое мышление, культуру потребления.

Изучение раздела решает следующие задачи:

  • Познакомить учащихся с правилами ведения домашнего хозяйства, семейного бюджета, рациональным расходованием средств;

  • Раскрыть взаимосвязь семьи, общества, государства;

  • Научить осуществлять несложные экономические расчеты (затраты на услуги, продукты, одежду и др).

  • Подготовить к жизни в условиях ограниченности ресурсов и роста потребностей.

Из форм обучения рекомендуется применять рассказ, объяснение, беседу, самостоятельную работу учащихся.

Критерии оценки.

Учащиеся должны знать:

  • Цели и значение домашней экономики;

  • Общие правила ведения домашней экономики;

  • Составляющие семейного бюджета и источники его формирования;

  • Экономические связи семьи с рыночной структурой общества.

Учащиеся должны уметь:

  • Анализировать семейный бюджет;

  • Определять прожиточный минимум семьи;

  • Осуществлять самоанализ своей семейной экономической деятельности.

Практические работы включают в себя самостоятельные анализы товаров, ресурсов семьи, расчеты затрат, расчеты площади приусадебного участка и его экономической рентабельности.

Второй раздел – «Основы предпринимательства» - рассчитан на учащихся 9 класса и представлен в той же программе, являясь продолжением предыдущего раздела и рассчитан на 35 часов (занятия 1 час в неделю).

При изучении данного раздела следует иметь в виду, что знания и умения, которые школьники получают на этих занятиях, будут способствовать формированию будущих российских предпринимателей.

Изучение раздела преследует следующие цели:

  • Сформировать знания о предпринимательстве, как сфере человеческой деятельности;

  • Научить честно производить и реализовывать товары и услуги;

  • Сформировать готовность добровольно брать на себя трудные дела, идти на риск.

Изучение раздела решает ряд задач:

  • Раскрыть цели, задачи, функции предпринимательства;

  • Раскрыть роль предпринимательства в экономике страны;

  • Сформировать первоначальные умения участия в предпринимательской деятельности;

  • Сформировать экономические культуру и мышление.

Для изложения теоретического материала рекомендуется применять рассказ, объяснение, беседу, деловые игры, самостоятельную работу учащихся.

Критерии оценки.

Учащиеся должны знать:

  • Цели и задачи предпринимательства, его место в экономической структуре общества;

  • Порядок создания предприятий малого бизнеса;

  • Роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателей.

Учащиеся должны уметь:

  • Выдвигать деловые идеи;

  • Изучать коньюктуру рынка;

  • Разрабатывать бизнес-план.

Практические работы включают в себя тесты, определение необходимых ресурсов для предприятия, составление и заполнение таблиц, разработка товарного знака, решение задач, составление бизнес-плана.

Третий раздел – «Современная экономика» - рассчитан на учащихся 10-11 классов. Этот раздел представлен в двух вариантах. Первый – изучает основные понятия экономики, ее законы, второй – позволяет более глубоко изучить базовые понятия, расширить знания учащихся.

Первый вариант применяется в 11 классе в том случае, если раздел «Основы предпринимательства» изучался не в 9, а в 10 классе в количестве 35 часов, по 1 часу в неделю; второй вариант является продолжением изучения основ экономики после раздела «Основы предпринимательства» в 9 классе и рассчитан на 2 года обучения - 10-11 класс - в количестве 70 часов, по одному часу в неделю.

Изучение раздела преследует следующие цели:

  • Выработка адекватных представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи;

  • Выработка функциональной экономической грамотности, необходимой для социальной адаптации учащихся к изменениям в жизни общества;

  • Воспитание у учащихся инициативы и активности, самостоятельности в принятии решений.

Изучение раздела решает следующие задачи:

  • Обретение опыта в анализе экономических ситуаций;

  • Привитие функциональной экономической грамотности для профессионального самоопределения;

  • Выработка практических навыков принятия экономических решений в условиях заведомо ограниченной информации.

При работе над разделом «Современная экономика» на ряду с традиционными формами проведения уроков (фронтальные беседы, комбинированные уроки, практические занятия, лекции) рекомендуется использовать активные формы обучения (моделирующие игры, соревнования, нестандартные формы контроля).

Критерии оценки.

Учащиеся должны знать:

  • Основные закономерности экономической жизни общества;

  • Базовые концепции экономической науки ( ограниченность ресурсов, спрос и предложение, производительность).

Учащиеся должны уметь:

  • Формулировать экономические цели;

  • Приводить примеры изменения экономических целей;

  • Составлять и анализировать графики и таблицы движения товара на рынке.

Практические работы включают в себя исследование ситуации на рынке товаров, практикумы, определение возможностей экономической ситуации, решение задач, сравнительный анализ конъюктуры рынка.

Учебно - тематический план

раздела «Домашняя экономика».

8 класс (14 часов)

П/П

Тема

Количество учебных часов

1.

Задачи домашней экономики. Семья и бизнес.

2

2.

Потребности семьи.

2

3.

Бюджет семьи.

4

4.

Маркетинг в домашней экономике.

2

5.

Трудовые отношения в семье.

2

6.

Экономика приусадебного участка.

2

Итого:

14

Содержание изучаемых тем.

Тема 1 - 2 часа. Задачи домашней экономики. Семья и бизнес. Цели и задачи экономики. Экономические связи в семье. Экономические связи семьи с предприятиями и государством.

Практическая работа. Описание ресурсов семьи.

Тема 2 - 2 часа. Потребности семьи. Иерархия потребностей. Классификация покупок. Правила покупок. Затраты на приобретение срочных и необходимых вещей для школьника.

Практическая работа. Расчет затрат на 1 сентября для ученика. Определение необходимости совершения покупки.

Тема 3 – 4 часа. Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета. Структура семейного бюджета. Источники семейного бюджета. Расчет обязательных платежей. Накопления и сбережения. Документация учета семейного бюджета.

Тема 4 – 2 часа. Маркетинг в домашней экономике. Задачи маркетинга. Этапы совершения покупок. Определение качества товара. Реклама товара, ее виды и цели.

Практическая работа. Определение качества товара по штрих-коду. Составление рекламы товара.

Тема 5 – 2 часа. Трудовые отношения в семье. Комфортность семьи. Потенциал семьи. Семейный микроклимат.

Тема 6 – 2 часа. Экономика приусадебного участка. Задачи приусадебного участка. Определение площади приусадебного участка для семьи. Расчет средств экономии за счет приусадебного участка.

Практическая работа. Расчет рентабельности приусадебного участка.

Методическое обеспечение.

П.

П.

Тема

Формы и методы обучения

Техническое оснащение, дидактический материал

1.

Задачи домашней экономики

Беседа, объяснение, определение ресурсов семьи.

Учебное пособие, схема- задание.

2.

Потребности семьи

Беседа, самостоятельная работа учащихся.

Учебное пособие, схема- задание.

3.

Бюджет семьи

Беседа, деловая игра, самостоятельная работа учащихся.

Учебное пособие, карточки-задания.

4.

Маркетинг в домашней экономике

Беседа, самостоятельная работа учащихся.

Учебное пособие, табдица-схема, штрих-коды товаров.

5.

Трудовые отношения в семье

Беседа, диспут.

Учебное пособие.

6.

Экономика приусадебного участка

Беседа, определение рентабельности приусадебного участка.

Учебное пособие, опорные таблицы.

Учебно - тематический план

раздела «Основы предпринимательства».

9 (10) класс (35 часов)

П/П

Тема

Количество учебных часов

1.

Предпринимательство: сущность, цели, задачи.

2

2.

Принципы и формы предпринимательства.

2

3.

Основные документы деятельности предпринимателя.

2

4.

Технология создания предприятия.

2

5.

Источники финансирования предпринимательства.

2

6.

Менеджмент в деятельности предпринимателя.

2

7.

Трудовой коллектив.

2

8.

Производительность и оплата труда.

2

9.

Маркетинг в деятельности предпринимателя.

2

10.

Себестоимость производства товаров и услуг.

2

11.

Цена товаров и услуг.

2

12.

Финансовая деятельность предпринимателя.

2

13.

Предприниматель и налоговая служба.

2

14.

Бухгалтерский учет в деятельности предпринимателя.

3

15.

Бизнес-план.

6

Итого:

35



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пояснительная записка 4   Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 14 Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 19

    Пояснительная записка
    4.4. Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию 202
  2. Пояснительная записка 3 Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 6

    Пояснительная записка
    1.3. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования….8
  3. Пояснительная записка Программа составлена на основе авторской программы

    Пояснительная записка
    Программа составлена на основе авторской программы под редакцией О.Л.Романовой «Полезные привычки» и направлена на предупреждение приобщения учащихся к употреблению табака и алкоголя (в перспективе – предупреждение приобщения к наркотикам)
  4. Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Система оценки достижения планируемых результатов

    Пояснительная записка
    Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также способы достижения этих целей и результатов.
  5. Пояснительная записка 2 Характеристика участников образовательной деятельности  Принцип работы лицея

    Пояснительная записка
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Лицей им.В.В.Карпова» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре

Другие похожие документы..