Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Особую актуальность в настоящее время приобрело сотрудничество государств по борьбе с преступностью. Причем возникающие проблемы носят не только орга...полностью>>
'Документ'
находят убежище и обретают силы блистательные сподвижники Екатерины. Григорий Потемкин Прямо под вензелем, у ног императрицы, — изваяние ее ближайшего...полностью>>
'Документ'
Бюро ЮНЕСКО в Москве, Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России, Южно-Уральский Центр медиаобразования, Российская школьная библиотечная асс...полностью>>
'Лекция'
Причастие II переходных глаголов имеет пассивное значение. Причастие II непереходных глаголов, которые обозначают законченное действие, имеют активно...полностью>>

Русская православная Церковь Отдел религиозного образования и катехизации русской православной церкви Преподавание православной культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации Сборник материалов и документов Москва — 2012

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Русская православная Церковь

Отдел религиозного образования и катехизации

русской православной церкви

Преподавание православной культуры

в общеобразовательных учреждениях

Российской Федерации

Сборник материалов и документов

Москва — 2012

Русская православная Церковь

Отдел религиозного образования и катехизации

русской православной церкви

Сектор Основ православной культуры

Преподавание православной культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации: сборник материалов и документов — М.: Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, Сектор Основ православной культуры. — 2011, 144 с.

В сборнике представлены основные материалы и документы по вопросам преподавания учебных предметов, курсов, модулей православной культуры (ОПК и др.) в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях Российской Федерации за период 2002 — 2011 гг.

Сборник включает документы Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, органов государственной власти, в том числе подготовленные с участием организаций и представителей Русской Православной Церкви, материалы общественных организаций и средств массовой информации.

Для использования в работе епархиальных отделов религиозного образования и катехизации в сфере отношений с органами государственной власти и местного самоуправления, образовательными учреждениями по вопросам введения и обеспечения преподавания учебных предметов, курсов, модулей православной культуры в обязательной части образовательной программы (новая предметная область по религиозным культурам и этике) и вариативном компоненте (региональный компонент, компонент образовательного учреждения, компонент участников образовательного процесса, дополнительное образование в школе).

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 6

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 7

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 12

2.1. Характеристика образовательной области 12

2.2. Цели изучения образовательной области 14

2.3. Место образовательной области в учебном плане средней школы 16

2.4. Содержательные линии 17

2.5. Структура Примерного содержания образования 18

3. ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 19

3.1. Состав содержательных линий 19

3.2. Требования к уровню подготовки учащихся 28

4. ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К УЧАЩИМСЯ 38

4.1. Примеры контрольных заданий 39

4.2. Темы итоговых работ учащихся 42

Введение 47

1. Общие положения 48

1.1. Социокультурные и правовые основы введения образовательной области «Духовно-нравственная культура» в учебный план общеобразовательных учреждений 48

1.2. Цели и принципы введения новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура» 50

1.3. Место и формат образовательной области «Духовно-нравственная культура» в школьном учебном плане 51

1.4. Структура и содержание образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура» 52

1.5. Организация преподавания учебного предмета «Православная культура» и других учебных предметов в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура» 54

1.6. Выбор учебных предметов в рамках образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура» 55

1.7. Контроль знаний и аттестация учащихся по учебным предметам образовательной области «Духовно-нравственная культура» 57

1.8. Условия допуска к преподаванию учителей по учебным предметам образовательной области «Духовно-нравственная культура» 57

1.9. Оценка деятельности образовательного учреждения по преподаванию учебных предметов образовательной области «Духовно-нравственная культура» 58

2. Содержание образования по учебным предметам новой образовательной области «Духовно-нравственная культура» 59

и его стандартизация 59

2.1. Содержание образования по учебным предметам образовательной области «Духовно-нравственная культура», способы его структурирования и стандартизации 59

2.2. Содержание образования по учебному предмету «Православная культура» и его стандартизация 60

2.3. Содержание образования по учебным предметам других религиозных традиций в российском обществе и его стандартизация 61

2.4. Содержание образования по учебному предмету «Этика и философия» и его стандартизация 62

2.5. Учебно-методическое обеспечение преподавания учебных предметов новой образовательной области «Духовно-нравственная культура» 63

3. Планирование работ по включению в новое поколение государственных стандартов общего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура» 64

Заместитель Председателя 165

(Реморенко, о. А.Абрамов, Хребтова, Гизатулин, Торшин, Коган, митрополит, Корнилий, о. В.Чаплин, Демидов, Васильева, Жуков) 166

1. Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» / Приложение к письму Министерства образования Российской Федерации в органы управления образованием субъектов Российской Федерации от 22 октября 2002 г. № 14-52-876 ин/16.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Минобразование России)

МИНИСТР

ул.Люсиновская, 51, Москва, М-93, ГСП-8, 115998
Телефон: 237-97-63 Факс: 924-69-89
Телетайп: 114027 КОНОИД
E-mail: bicab@
22.10.200214-52-876ин/16
На №__________________________

Органам управления образованием субъектов Российской Федерации

         

Министерство образования доводит до Вашего сведения Примерное содержание образования по учебному предмету "Православная культура" (см. Приложение на 30 с.; текст размещен на сайте Минобразования России по адресу: ).

Указанный материал предназначен для оказания методической помощи работникам органов управления образованием, руководителям образовательных учреждений, методических центров, разработчикам учебно-методического обеспечения учебных курсов, преподаваемых в рамках регионального (национально-регионального) компонента образования и компонента образовательного учреждения.

Примерное содержание образования

по учебному предмету

«Православная культура»

Предисловие

В последние годы во многих регионах Российской Федерации широкое распространение получило преподавание в государственных и муниципальных образовательных учреждениях специальных учебных предметов и курсов православной культурологической направленности (“Основы православной культуры”, “Православная традиция”, “Основы православия”, “Традиционная русская культура”, “Православная этика”, “Православное искусство” и др.). Этот процесс обусловлен объективными обстоятельствами, выдающимся значением православной христианской религии в истории и современной жизни российского общества и государства, местом православной культуры в отечественном историческом и культурном наследии. Росту интереса существенной части учащихся и их родителей к изучению православной культуры способствуют также новые социальные условия – открытость, приверженность демократическим институтам и принципам, отказ от односторонней идеологизации светского образования, наметившаяся в последние годы тенденция ориентации российской школы на ценности традиционной духовной культуры в обучении и воспитании, восстановление в системе образования, особенно в практике преподавания социально-гуманитарных дисциплин, исторической и культурной преемственности.

Примерное содержание образования по учебному предмету “Православная культура” подготовлено на основе анализа сложившейся в регионах России практики преподавания учебных предметов и курсов православной культурологической направленности, с учетом правовых норм деятельности светской школы, существующей практики стандартизации образовательных программ. Проведено научно-педагогическое обоснование преподавания православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (средней школе, учреждениях начального и среднего профессионального образования), определено содержание образования, которое предъявляется учащимся и осваивается ими.

Примерное содержание образования по учебному предмету “Православная культура” предназначено для ориентации в вопросах содержания и организации изучения православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях руководителей образования, работников методических центров, разработчиков учебных программ и пособий, учителей, учащихся и их родителей, является основой для создания соответствующей системы учебно-методического обеспечения (учебных программ, учебников, учебных и методических пособий, хрестоматий, практикумов и рабочих тетрадей для учащихся, наглядных средств обучения и др.), подготовки преподавателей в учреждениях профессионального образования, центрах повышения квалификации педагогических кадров.

Примерное содержание образования по учебному предмету “Православная культура” разработано с учетом основных положений государственных программных документов о модернизации и развитии образования в Российской Федерации, соответствует нормативно-правовым требованиям российского законодательства об образовании.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность изучения православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания социально-гуманитарного образования, развития воспитательных функций светской школы в новых социокультурных условиях. Эта потребность находит выражение в педагогической практике интеграции знаний о православной культуре в учебно-воспитательную деятельность образовательных учреждений, которая получила широкое распространение во многих регионах России и свидетельствует о тенденции восстановления культуросообразности российского образования, духовно-нравственных основ обучения и воспитания детей и молодежи в нашей стране.

Особенностью развития российской системы образования в настоящий период является ее модернизация и реформирование, которые вызваны большими изменениями в духовной, социально-политической и экономической сферах жизни общества в последнее десятилетие. Одним из направлений модернизации и реформирования светской школы является обновление содержания общего социально-гуманитарного образования, направленное, в частности, на преодоление негативных последствий отказа государства и светской школы в предшествующий период от опоры на ценности традиционной духовной культуры. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православием. Поэтому православная культура - одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания. Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православная культура тесно связана с национальными культурами многих народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры, особенно в ее гуманитарном аспекте, - невозможно, а приобщение к ним затруднено. Это обусловливает познавательную значимость православной культуры для всех учащихся российской школы вне зависимости от их отношения к православной религии и Церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих или их родителей (законных представителей).

Приобщение школьников к духовным и культурным ценностям традиционных религиозных конфессий осуществляется в образовательной практике всех цивилизованных государств, эта образовательная область традиционно была представлена и в российской школе. В современной России во всех слоях общества растет интерес к духовно-нравственному, культурно-историческому наследию и православной культуре как его существенной части. Этот интерес формирует устойчивый социальный заказ на изучение православной культуры в системе светского образования. Социальный заказ на образование, сложившийся в обществе, фиксируется в форме соответствующего содержания образования (образовательного стандарта), который определяет содержание образования того или иного типа, уровня и направленности, условия и формы его получения.

Формы и способы реализации образовательного запроса населения определяются законодательством Российской Федерации об образовании и правовыми условиями деятельности государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений. Это, прежде всего, принципы государственной политики в сфере образования и требования к содержанию образования.

Требования российского законодательства к содержанию образования устанавливают, что оно должно быть ориентировано, в частности, на:

“обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

развитие общества;

укрепление и совершенствование правового государства”,

должно обеспечивать:

“адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества...” (Закон Российской Федерации “Об образовании”, Статья 14 “Общие требования к содержанию образования”).

Изучение православной культуры способствует реализации практически всех этих требований к содержанию образования. Особенно - требований обеспечения самоопределения личности в системе образования, создания условий для ее самореализации, формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира, интеграции личности в национальную и мировую культуру. Последнее требование, выражающее одну из основных задач деятельности российской общеобразовательной школы - задачу социализации учащихся в современном российском обществе и интеграции в пространство российской культуры, не может быть адекватно реализовано без изучения православной культуры. Приобщение детей и молодежи к православным культурным ценностям, имеющим общенациональную культурную значимость, является необходимым условием формирования человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество, нацеленного на его совершенствование и развитие.

Принципами государственной политики в сфере образования (Закон Российской Федерации “Об образовании, Статья 2 “Принципы государственной политики в области образования”) провозглашены:

“1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений”.

Все эти принципы также не только не препятствуют изучению православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации, но и обосновывают его значимость и актуальность в современных условиях.

Демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений, их самостоятельность в разработке и реализации своей образовательной программы (Закон Российской Федерации “Об образовании”, Статья 14.5) позволяют органам управления образованием на федеральном и региональном уровне, общеобразовательным учреждениям на местах своевременно и адекватно удовлетворять социальный заказ населения на образовательные услуги. В том числе - на изучение православной культуры. Свобода и плюрализм в образовании не допускают насильственной унификации всех аспектов образовательной деятельности, обеспечивают свободу педагогического творчества и мировоззренческого самоопределения в обучении.

Определяющее значение изучение православной культуры имеет для реализации принципов государственной политики в сфере образования, особенно актуальных для общеобразовательной школы. В системе задач общего образования задачи воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье ныне выступают в ряд первоочередных.

Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях является формой реализации прав учащихся и их родителей (законных представителей) на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и признанными Российской Федерацией нормами и положениями международного гуманитарного права.

Изучение православной культуры в светской школе будет способствовать защите и развитию национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального российского государства, содействовать сохранению и укреплению единства федерального культурного и образовательного пространства, социальной и культурной интеграции российского общества. Православное культурологическое образование учитывает фактическое положение православной религии в Российской Федерации как традиционной религии русского народа, о принадлежности или предпочтительном отношении к которой заявляют большинство россиян. Православие наложило яркий отпечаток на специфику просвещения и культуры как русского народа, так и всех других народов в составе Российского государства. В содержании настоящего Примерного содержания образования по учебному предмету “Православная культура” предусматривается учет региональных этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации. Это обеспечивается выделением специального раздела, состав которого формируется на региональном уровне и обеспечивает изучение региональных аспектов и особенностей православной культуры, а также учет социокультурных и этноконфессиональных особенностей истории и населения субъектов Российской Федерации.

Одним из важнейших принципов деятельности государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, особенно значимым для организации изучения православной культуры, выделяется принцип светского характера образования. Изучение православной культуры в рамках настоящего Примерного содержания является светским образованием, типом религиоведческого образования конкретной этнокультурной, этноконфессиональной и цивилизационной направленности (православная культура русского народа и российского общества в целом, культура православных стран и народов в прошлом и в современности). Реализация принципа светского характера образования при изучении православной культуры в государственных и муниципальных учреждениях в соответствии с настоящим Примерным содержанием обеспечивается:

1) культурологическим, неиндоктринальным содержанием предъявляемых знаний и соответствующей методикой изучения православной культуры;

2) правом свободного выбора изучения курсов православной культуры учащимися или их родителями (законными представителями), образовательными учреждениями (их органами самоуправления), местными и региональными органами управления образованием в соответствии с конкретными параметрами социального заказа на православное культурологическое образование;

3) организационно-правовой независимостью государственных и муниципальных образовательных учреждений от организаций религиозных конфессий;

4) методическим контролем служб учредителя государственных и муниципальных образовательных учреждений (органов государственной власти и местного самоуправления) за практикой организации и преподавания православной культуры.

Изучение православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не сопровождается совершением религиозных обрядов, отправлением религиозного культа, не требует от учащихся или их родителей православной религиозной самоидентификации в любой форме и не препятствует их свободному мировоззренческому или конфессиональному самоопределению, не предусматривает обязательного участия обучаемых в религиозных службах, не преследует в качестве образовательной цели вовлечение учащихся или их родителей в религиозную организацию.

Организационно-правовая независимость государственных и муниципальных образовательных учреждений от организаций религиозных конфессий позволяет государственным и муниципальным органам управления образованием организовывать изучение православной культуры в соответствии с требованиями российского законодательства и настоящего Примерного содержания при соблюдении всех законных прав и интересов обучаемых и их родителей (законных представителей), других участников образовательного процесса.

Текущий методический контроль служб учредителя (органов государственной власти и местного самоуправления) за практикой организации и преподавания курсов православной культуры должен обеспечивать реализацию их учебно-воспитательного потенциала в интересах всех участников образовательного процесса и качество образования, требуемое настоящим Примерным содержанием.

Изучение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях православной культуры предполагает организацию взаимодействия и сотрудничества государственных научных и образовательных учреждений, органов управления образованием с православными религиозными организациями и образовательными учреждениями в области разработки содержания образования, учебно-методического обеспечения для достижения необходимого качества предъявляемых знаний, недопущения искажений в представлении школьникам различных аспектов учебного материала, относимого к содержанию православной культуры.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 2 Количество обучающихся на 01. 01. 11г 469

    Документ
    Общий библиотечный фонд школы составляет 32  экземпляров, из них 11600 экземпляров учебной литературы занесены в единую информационно-библиотечную систему «MAPK-SQL», в электронной базе фиксируется вся вновь поступившая литература.
  2. Алиса крылова: "я стараюсь свою жизнь строить сама " 21

    Документ
    За пятнадцать лет проведения конкурса "Миссис Земной шар" среди замужних женщин впервые победу в состязании одержала россиянка Алиса Крылова.
  3. Итоги апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для общеобразовательных школ в 2010-2011 учебном году

    Анализ
    Сведения о наличии в образовательных учреждениях субъекта РФ условий, необходимых для реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики» 13
  4. В калининграде собрано 10 тыс

    Закон
    Материалы СМИ: "Украина: итоги 2010 года, что дальше. Беседа председателя братства "Радонеж" Евгения Никифорова с руководителем пресс-службы Украинской православной церкви Василием Анисимовым" 23
  5. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (2 февраля 2011 года)

    Доклад
    Промыслом Божиим, после десятилетий гонений и притеснений мы переживаем период подлинной свободы. Церковь растет и укрепляется как внешне, так и внутренне.

Другие похожие документы..