Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Вопросы к экзамену'
Налог на прибыль организаций. Плательщики налога. Объект налогообложения, его составные элементы. Порядок определения доходов, их классификация. Расхо...полностью>>
'Конкурс'
6: Exchange of students between Russia and Great Britain is one of the most serious instruments of building a United Europe from West to East on democ...полностью>>
'Документ'
Допплер-эхокардиография в настоящее время является одним из наиболее информативных неинвазивных методов изучения диастолической функции левого желудо...полностью>>
'Бюллетень'
Мананикова, Е. Н. Деловое общение : Учебное пособие, 2-е изд. / Е. Н. Мананикова. - М. : Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2011...полностью>>

Разворотнева Мария Викторовна конспект

Главная > Конспект
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Учитель русского языка и литературы

МОУ Садовская СОШ № 1

Разворотнева Мария Викторовна

Конспект урока литературы в 5 классе

Тема урока: А.В.Кольцов. Анализ стихотворения «Косарь».

Цели урока:

- познакомить учащихся с биографией А.В.Кольцова и его стихотворением «Косарь»;

- формировать умения читать и воспринимать лирические произведения;

- прививать вкус к поэзии;

- развивать устную речь учащихся;

- расширить знания учащихся об изобразительно- выразительных средствах языка.

Оформление:

- портрет А.В.Кольцова;

- выставка книг;

- репродукция картины «Косцы».

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

Алексей Кольцов.

Раскинулись воронежские степи,

Серебряные веют ковыли;

Расшитые по желтополой репе

Льны голубые нежно расцвели.

Звенят разорванные звенья цепи

Что с юга протянули журавли,

А он проходит в голубом вертепе,

Измученный, оборванный, в пыли.

Но он поет, в напеве ароматен.

Земли родной любимый из певцов-

Как светлый луч на фоне

темных пятен

И до сих пор нам близок и понятен

Хрустальный звон степных

колокольцов-

Простой, певучий Алексей Кольцов.

15 октября 1809 года в семье воронежского мещанина, торговца скотом, родился сын Алексей, ставший замечательным русским поэтом. Кольцов- отец отдал Кольцова- сына в уездное училище с тем, чтобы через год забрать его оттуда. На этом завершилось образование и в дальнейшем все пришлось наверстывать самому.

Настоящей школой для отрока Кольцова стала родная воронежская природа. Именно она вселила в его душу чувство любви к прекрасному.

Василий Петрович занимался тем, что весной скупал по дешевой цене отощавший скот и отправлял его на пастбища – нагуливать до поздней осени мясо и сало. Молодой Кольцов должен был присматривать не столько за скотом, сколько за гуртовщиками: исправно ли службу несут? Так, половину года проводил он в бесконечных поездках верхом, в располагающих к откровенности беседах у костра. Черноземная степь с ее волнуемым под порывами ветра разнотравьем очаровала Кольцова. Она стала его колыбелью, он прославил ее в своих произведениях, и не случайно иностранные читатели для того, чтобы осознать , что же это за диво – русская степь, часто обращались и обращаются к строкам стихотворца- прасола.

Выросший в среде, близкой к простому люду, Кольцов усвоил привычки, обычаи и даже порой суеверия, свойственные мужицкой массе.

Писать стихи Алексей стал в 16 лет. Заслуга его состоит в том, что он открыл литературе ее настоящего героя – скромного мужичка, на плечах которого держалась вся Россия. Трудиться – так до мозолей на ладонях и ломоты в костях, биться с врагом – так до победы или погибели, а любить – так до гробовой доски. Самое значительное в произведениях Кольцова – радостный труд крестьянина на земле.

3. Выразительное чтение стихотворения «Косарь». (Читает учитель).

Не возьму я в толк…

Не придумаю…

Отчего же так –

Не возьму я в толк?

Ох, в несчастный день,

В бесталанный час,

Без сорочки я

Родился на свет.

У меня ль плечо –

Шире дедова,

Грудь высокая –

Моей матушки.

На лице моем

Кровь отцовская

В молоке зажгла

Зорю красную.

Кудри черные

Лежат скобкою;

Что работаю –

Все мне спорится!

Да в несчастный день,

В бесталанный час,

Без сорочки я

Родился на свет!

Прошлой осенью

Я за Грунюшку,

Дочку старосты,

Долго сватался;

А он, старый хрен,

Заупрямился!

За кого же он

Выдаст Грунюшку?

Не возьму я в толк,

Не придумаю…

Я ль за тем гонюсь,

Что отец ее

Богачом слывет?

Пускай дом его –

Чаша полная!

Я ее хочу,

Я по ней крушусь:

Лицо белое –

Заря алая,

Щеки полные,

Глаза темные

Свели молодца

С ума- разума…

Ах, вчера по мне

Ты так плакала;

Наотрез старик

Отказал вчера…

Ох, не свыкнуться

С этой горестью…

Я куплю себе

Косу новую;

Отобью ее,

Наточу ее, -

И прости - прощай,

Село родное!

Не плачь, Грунюшка,

Косой вострою

Не подрежусь я …

Ты прости, село,

Прости, староста, -

В края дальние

Пойдет молодец –

Что вниз по Дону,

По набережью,

Хороши стоят

Там слободушки!

Степь раздольная

Далеко вокруг,

Широко лежит,

Ковылой – травой

Расстилается!..

Ах ты, степь моя,

Степь привольная,

Широко ты, степь,

Пораскинулась,

К морю Черному

Понадвинулась!

В гости я к тебе

Не один пришел:

Я пришел сам – друг

С косой вострою;

Мне давно гулять

По траве степной

Вдоль и поперек

С ней хотелося…

Раззудись, плечо!

Размахнись, рука!

Ты пахни в лицо,

Ветер с полудня

Освежи, взволнуй

Степь просторную!

Зажужжи, коса,

Как пчелиный рой!

Молоньей, коса,

Засверкай кругом!

Зашуми, трава,

Подкошонная;

Поклонись, цветы,

Головой земле!

Наряду с травой

Вы засохните,

Как по Груне я,

Сохну, молодец!

Нагребу копен

Намечу стогов,

Даст казачка мне

Денег пригоршни

Я зашью казну;

Сберегу казну;

Ворочусь в село –

Прямо к старосте;

Не разжалобил

Его бедностью –

Так разжалоблю

Золотой казной!..

4. Беседа с учащимися.

- Все ли слова в этом стихотворении вам понятны?

- Как вы понимаете слова и выражения: «в бесталанный час», «кудри черные лежат скобкою», «без сорочки я родился на свет», «староста», «казна»?

- Какое настроение вызвало у вас стихотворение «Косарь»?

А.В.Кольцов считал свое стихотворение песней. Давайте запишем в тетрадь определение понятия «песня».

Песня – небольшое стихотворение, предназначенное для пения. Песни бывают эпические и лирические. Лирические песни являются своеобразной формой выражения народа, передают его эмоции, переживания.

- Вы согласны с поэтом? Докажите.

5. Комментированное чтение и анализ стихотворения.(Читают учащиеся).

- Герой Кольцова знает свою родословную:

У меня ль плечо –

Шире дедова;

Грудь высокая –

Моей матушки.

На лице моем

Кровь отцовская

В молоке зажгла

Зорю красную.

- Мать, отец, дед… Но, по сути, родословная того же косаря много шире непосредственно его рода, его собственной семьи. Да, его род, семья, но и весь мир крестьянский, весь народ.

- Под стать Косарю его любимая:

Лицо белое –

Заря алая,

Щеки полные,

Глаза темные.

- У Кольцова своя география- его степь чуть ли не вся земля:

Ах ты, степь моя,

Степь привольная,

Широко ты, степь,

Пораскинулась,

К морю Черному

Понадвинулась.

- Косарь у А.В.Кольцова почти как сказочный богатырь:

«зажужжи, коса, как пчелиный рой», почти как Зевс- громовержец: «молоньей, коса, засверкай кругом».

- Почему староста не хочет отдать замуж свою дочь за лирического героя?

( Ситуация не редкая в сельской общине: староста не хочет выдавать дочку за бедняка, и тогда парень отправляется вниз по Дону в казацкие слободушки. Он уходит из деревни с целью скопить «денег пригоршни», чтоб разжалобить упрямого старосту. Но когда наш герой берется за остро отточенную косу, то происходит чудо: все мелкое, нечистое отходит в сторону. Даже Грунюшка на какой- то миг забывается. Личное горе он топит в высоком труде.)

- В стихотворении встречаются устаревшие слова. Найдите их.

- Найдите в тексте инверсию.

- Какие художественно- изобразительные средства вы знаете? Найдите их в стихотворении.

6. Итог урока.

7. Домашнее задание:

- подготовить выразительное чтение стихотворения «Косарь»,

- выучить определение понятия «песня».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. №11 от 12. 01

    Документ
    01.11 Солодков Алексей Алексеевич 1 Лыжные гонки классический стиль Иволгин Александр Серафимович МОУ «Малогриба-новская СОШ» Грибановка № 11 от 1 .
  2. «Стратегии развития региона: инфраструктура, экономика, инновации, безопасность, качество»

    Документ
    2. Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Стратегии развития региональной экономики: направления, приоритеты, эффективность управления» 10
  3. Мониторинг сообщений сми об Общественной палате РФ за ноябрь2011 года

    Заседание
    7.Общественная комиссия по расследованию причин аварии теплохода «Булгария» направила Президенту заключение по итогам общественного расследования причин аварии теплохода «Булгария» 304

Другие похожие документы..