Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Від часу коли почав валитися комуністичний режим і коли остаточно розвалилась тюрма народі, а сковані нею нації, що входили в неї, як фальшиво їх наз...полностью>>
'Самостоятельная работа'
способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантнос...полностью>>
'Рабочая программа'
Настоящая программа по русскому языку для VI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...полностью>>
'Документ'
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указа Президе...полностью>>

Программа дисциплины «Психология» для направления 080500. 62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра Автор программы

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Факультет бизнес-информатики

Программа дисциплины

«Психология»

для направления 080500.62 – «Бизнес-информатика»

подготовки бакалавра

Автор программы:

Яксина И.А., канд. психол. н., iyaksina@

Одобрена на заседании кафедры общей и экспериментальной психологии

«06» декабря 2011 г.

Зав. кафедрой А.К. Болотова

Рекомендована секцией УМС «Психология» «___» __________ 20 г. Председатель В.А. Штроо

Утверждена УС факультета Бизнес информатики «___» __________ 20 г.

Ученый секретарь В.А. Фомичев ___________________

Москва, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1 Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Психология».

Программа разработана в соответствии с:

  • Образовательным стандартом Государственного Образовательного Бюджетного учреждения Высшего Профессионального образования «Государственный Университет – Высшая Школа Экономики», М., 2010 г.;

  • Образовательной программой по направлению 080500.62 «Бизнес-информатика » подготовки бакалавра, М., 2010 г.

  • Рабочим учебным планом на 2011-2012 год университета по направлению 080500.62 «Бизнес-информатика » подготовки бакалавра, М., 2011г.

  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Общая психология» являются:

    • Формирование у студентов общекультурных компетенций в рамках современной психологической науки и практики.

    • Создание общих представлений об особенностях психологии как науки, ее основных феноменах, отраслях, методах.

    • Ознакомление с основными этапами развития предмета психологии и современными направлениями в психологии.

    • Формирование общих представлений о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики человека.

    • Ознакомление студентов с основными закономерностями познавательных и регуляторных процессов, индивидуально-психологическими особенностями человека.

    • Ознакомление с возможностями практического применения приобретенных психологических знаний и компетенций.

Курс “Психология” предполагает общий обзор основных исследовательских и прикладных направлений в развитии психологической науки. Изучение дисциплины «Психология» предполагает знакомство с психологической наукой, ее основными понятиями, теориями, проблемами и способами их решения. Целью данного курса является введение студента в сложный мир человеческой психики. В программу указанной дисциплины включено краткое изложение базовых представлений о предмете психологии, истории её развития, а также описание основных проблем её изучения. Особый акцент в программе сделан на когнитивной психологии, психологии памяти, внимания, мышления, что обусловлено важностью указанных областей исследования для повышения профессионального уровня студентов факультета бизнес-информатики.

Усвоение базовых положений учебной дисциплины предполагает аудиторную (лекционные и семинарские занятия), и самостоятельную работу студентов по изучению учебной и научной литературы, подготовки к проведению презентаций и участию в дискуссиях, выполнению домашних заданий, написанию эссе.

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основные феномены, понятия психологии, важнейшие закономерности функционирования психики человека.

  • Иметь представления об основных психологических свойствах и состояниях, характеристиках психических процессов, личностных особенностях человека;

  • Знать основные механизмы когнитивных, регулятивных и коммуникативных процессов и уметь применять полученные знания в учебной и последующей профессиональной деятельности;

  • Иметь представление об основных феноменах мышления и особенностях принятия решения в ситуациях неопределенности.

  • Уметь работать с психологическими текстами и другими психологическими ресурсами;

  • уметь применять на практике знания в области общей психологии, когнитивной психологии, психологии мышления;

  • Понимать сущность различных психологических направлений и теорий.

  • Иметь навыки (приобрести опыт) использования основных положений и методов психологии при решении профессиональных задач

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ОС ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

универсальная:

- общенаучная

знать основные психологические категории и понятия

ОНК-1

Дает определение основных категорий психологии, имеет представление об основных психологических школах и направлениях

Лекции, семинарские занятия, участие в дискуссиях и обсуждениях, презентации, выполнение домашнего задания

универсальная:

- общенаучная

выявлять сущность основных психологических проблем, уметь логически верно, аргументировано и ясно демонстрировать полученные знания,

ОНК-2

Демонстрирует знания об основных психических процессах, свойствах, состояниях, аргументировано высказывает собственное мнение об основных дискуссионных вопросов в психологической науке

Лекции, семинарские занятия, участие в дискуссиях и обсуждениях, презентации, написание эссе

универсальная:

- общенаучная

владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию

информации,

ОНК-3

Понимает особенности и закономерности функционирования человеческой психики. Интерпретирует основные психологические категории в русле различных психологических теорий, Проводит анализ и сравнение психологических теорий.

Лекции, семинарские занятия, выполнение домашних заданий, написание эссе

универсальная:

- социально-личностная и общекультурная

уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать

средства развития достоинств и устранения недостатков

СЛК-5

Представляет закономерности функционирования, развития основных психических процессов, свойств и состояний, владеет рядом основных навыков тренировки познавательных и регуляторных процессов, применяет полученные знания, умения, навыки на практике

Лекции, семинарские занятия, участие в ролевых и деловых играх, психологическом тестировании,

универсальная:

- инструментальная

иметь навыки использования основных положений и методов психологической науки при решении социальных и профессиональных задач

ИК-5

Владеет базовыми навыками применения данных, полученных при использовании основных психологических методов.

Семинарские занятия,

участие в ролевых и деловых играх, психологическом тестировании,

  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, его вариативная часть Б.1.В.1.

  • Для направления 080500.62 «Бизнес-информатика » подготовки бакалавра настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями (пререквизиты):

  • Общие знания по философским, естественно-научным и гуманитарным дисциплинам.

  • Знание биологии, обществознания на уровне программы средней общеобразовательной школы.

  • Способность учиться, приобретать новые знания, умения, навыки в области, отличной от профессиональной.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Философия.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • «Социальная психология» ( 3 курс бакалавриата)

  • «Деловые и межкультурные коммуникации в сфере информационных технологий» ( 4 курс бакалавриата)

  1. Тематический план учебной дисциплины

Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Раздел 1. Введение в психологию

1.

Общая характеристика психологии как науки: ее объект, предмет, методы, основные понятия и прикладное значение.

12

2

2

8

22.

История становления психологии, этапы развития представлений о предмете психологии.

25

8

5

12

33.

Происхождение и структура психики человека. Классификация психических процессов

12

2

2

8

4.

Сознание и неосознаваемые процессы.

7

2

1

4

Раздел 2. Познавательные процессы

5

Психология ощущения и восприятия.

14

2

2

10

6

Психология памяти и внимания.

16

2

4

10

7

Психология мышления и принятия решения. Язык, речь, мышление

22

4

6

12

Раздел 3. Регулятивные процессы психики

57.

Психология мотивации.

13

3

2

8

68.

Психология эмоций и волевой регуляции поведения.

13

3

2

8

Раздел 4. Индивидуально-типологические свойства личности

10

Психология темперамента и характера.

14

2

2

10

11

Основные подходы к изучению личности.

16

2

4

10

12

Психология способностей. Психология креативности.

16

2

2

12

Итого:

180

34

34

112

  1. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

3

4

Текущий

(неделя)

Домашнее задание

4

письменная работа

Эссе

8

7-8 страниц

Итоговый

Зачет

*

письменный зачет 90 мин.

    1. Критерии оценки знаний, навыков

Все письменные работы студентов проверяются в системе «Антиплагиат», сдаются в электронной форме преподавателю.

Домашнее задание

Пример: Домашнее задание «Психологический анализ фрагмента художественного произведения».

Студентам предлагается видеофрагмент для анализа представленных в нем психологических феноменов.

Критерии оценки домашнего задания :

 

  • качество анализа описываемых психологических феноменов; корректность и точность описания видеофрагмента для иллюстрации психологических феноменов;

  • отсутствие орфографических, пунктуационных, стилистических, а также фактических ошибок в тексте работы;

  • наличие четкой и логичной структуры текста;

  • обоснованность, аргументированность, доказательность высказываемых положений и выводов автора;

  • своевременность сдачи домашнего задания

Пример: Задания для самостоятельной работы.

Тема: Психодинамический подход в психологии.

1. Сравните подходы З.Фрейда и К.Г.Юнга.

2. Сравните подходы З.Фрейда и А.Адлера.

3. Сравните подходы З.Фрейда и К. Хорни.

Критерии оценки домашнего задания к семинарскому занятию:

 

  • отсутствие орфографических, пунктуационных, стилистических, а также фактических ошибок в тексте работы;

  • наличие четкой и логичной структуры текста;

  • обоснованность, аргументированность, доказательность высказываемых положений и выводов автора;

  • качество анализа описываемых психологических феноменов;

  • своевременность сдачи домашнего задания.

Эссе

Демонстрируются умения выявить проблемы в избранной теме, проанализировать их, аргументированно изложить собственное мнение; продемонстрировать творческий подход к осмыслению предложенной темы.

Критерии оценки эссе*

При оценке эссе преподаватель руководствуется следующими критериями:

• соответствие содержания текста выбранной теме;

• наличие четкой и логичной структуры текста;

• наличие в эссе авторской позиции по рассматриваемой проблематике;

• обоснованность, аргументированность, доказательность высказываемых положений и выводов автора;

• отсутствие орфографических, пунктуационных, стилистических, а также фактических ошибок;

• соответствие оформления работы предъявляемым требованиям**

• сдача эссе в установленный срок.

Учитывая перечисленные выше критерии оценки эссе, преподаватель оценивает данный

вид работы по 10-балльной системе следующим образом:

цит. по «Методические рекомендации по написанию и оформлению эссе и рефератов по психологии».М., НИУ ВШЭ,2010

ОЦЕНКА

КРИТЕРИИ

«Отлично»: 10

Данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия эссе всем критериям. Оценка «10» может быть выставлена только при условии, что при анализе литературы для написания эссе использовалось не менее двух источников на иностранном языке, вышедших за последние 5 лет.

«Отлично»: 9, 8

Данные оценки могут быть выставлены только при условии соответствия эссе всем критериям при наличии незначительных ошибок в оформлении, отдельных неточностей в логике обсуждения. Оценки «8» и «9» могут быть выставлены только при условии, что при анализе литературы для написания эссе использовалось не менее одного источника на иностранном языке, вышедшего за последние 5 лет.

«Хорошо»: 7, 6

Оценка «7» может быть выставлена только при условии полного соответствия эссе 6 из 7 предъявляемым критериев, а 1 критерий выполнен частично.

Оценка «6» может быть выставлена только при условии полного соответствия эссе 5 из 7 предъявляемым критериев, а 2 критерия выполнены частично.

«Удовлетворительно»: 5, 4

Оценка «5» может быть выставлена только при условии полного соответствия эссе 4 из 7 предъявляемым критериев, а 3 критерия выполнены частично.

Оценка «4» может быть выставлена только при условии полного соответствия эссе 4 из 7 предъявляемым критериев, а 1 критерий выполнен частично.

«Неудовлетворительно»: 3, 2, 1

Данные оценки выставляются в случае несоответствия работы большинству предъявляемых критериев.

«Работа не принимается»: 0

Работа является плагиатом, авторский вклад менее 80%. Студент должен представить другую работу.

* https: «Методические рекомендации по написанию и оформлению эссе и рефератов по психологии». под общей ред. А.В.Ловакова. М., НИУ ВШЭ,2010 г. /data/2010/04/08/1218149941/MethodRekEsseReferatr_2010.pdf

** там же

Зачет – знание базовых понятий, основных методов и направлений психологической науки; понимание основных подходов, фактов и закономерностей психической жизни человека.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

При проведении контроля (выдача заданий, проверка работ и др.) осуществляется дистанционная поддержка по электронной почте, посредством социальных сетей, в электронном ресурсе информационной образовательной среды НИУ ВШЭ LMS eFront, Студентам предоставляются ссылки на психологические ресурсы, ридеры, электронные книги и статьи по психологии и пр.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины Психология  для направления 080500. 62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра Автор программы

    Программа дисциплины
    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
  2. Программа дисциплины Психология для направления 080500. 62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра Автор программы

    Программа дисциплины
    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
  3. Программа дисциплины [ Психология] для направления [ 080500. 62 Бизнес-информатика ] подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации

    Программа дисциплины
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Программа дисциплины [ Психология] для направления [ 080500.62 «Бизнес-информатика ] подготовки бакалавра
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки (50)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая Тамбовским государственным университетом имени Г.Р. Державина по направлению подготовки 080500.
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки (119)

    Основная образовательная программа
    5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП бакалавриата по направлению подготовки 080500.62 Бизнес-информатика в филиале ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г.

Другие похожие документы..