Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Конец XIX - начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в прежних идеалах...полностью>>
'Закон'
Цей Закон регулює правові, економічні, організаційні відносини, пов'язані із створенням та функціонуванням наукових парків, і спрямований на інтенсиф...полностью>>
'Программа дисциплины'
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский универси...полностью>>
'Документ'
Снижение заболеваемости менингококковой инфекцией в последние годы привело к ослаблению должного внимания к проблеме, что может привести к росту забо...полностью>>

Беларусь

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ПОСЛАНИЯ

ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ А.Г. ЛУКАШЕНКО
БЕЛОРУССКОМУ НАРОДУ И НАЦИОНАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

(Материал в помощь докладчикам)

ТИПОВОЙ ПРОЕКТ ВЫСТУПЛЕНИЯ

21 апреля 2011 г. на совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики с ежегодным Посланием белорусскому народу и Национальному собранию выступил Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Это уже 15-е традиционное обращение руководителя государства.

Главные тезисы нынешнего Послания заложены в названии – «Предприимчивость, инициатива и ответственность каждого – достойное будущее страны».

Выступление, как обычно, начинается с подведения итогов прошедшего года и анализа текущей политической и социально-экономической ситуации в государстве.

О государственном суверенитете и общественном
согласии

Сохранение государственного суверенитета и гражданского мира в стране является важнейшими задачами власти и общества в целом. Общими усилиями белорусского народа и власти без потрясений и социальных неурядиц за относительно небольшой период времени было построено полноценное независимое государство – Республика Беларусь. В стране сложилась собственная модель социально-экономического развития, в центре которой – человек с его потребностями и интересами. Следует отметить, что, несмотря на объективные экономические трудности последних лет, с которыми сталкивалась отечественная экономика, государственная власть не отказалась от социальных обязательств. В результате удалось сберечь главное – доверие людей, гражданский мир и спокойствие в обществе.

Данные социологического опроса, проведенного в марте 2011 г., свидетельствуют о том, что политическую обстановку в стране считает спокойной большинство населения (76,5%). Более 90% респондентов отрицают возможность своего участия в различных акциях протеста, даже при исключительных обстоятельствах.

В нашей стране нет антагонистических противоречий в государственной, общественной и духовной жизни. Белорусское государство последовательно проводит в жизнь принципы национальной политики современного демократического государства. В республике мирно сосуществуют 25 конфессий и религиозных направлений. Активно развиваются структуры гражданского общества.

По состоянию на 1 января 2011 г. в Беларуси зарегистрировано 15 политических партий и 976 партийных организаций, 35 профессиональных союзов и 22 790 профсоюзных организаций, 2 325 общественных объединений, из них – 231 международное, 675 республиканских и 1 419 местных. Зарегистрировано и поставлено на учет 35 634 организационные структуры данных объединений.

В 2010 году зарегистрированы и поставлены на учет новые оргструктуры 8-ми политических партий, 608-ми профессиональных союзов, 4 173-х иных общественных объединений.

По состоянию на 1 января 2011 г. в Гродненской области зарегистрировано 11 политических партий, 2611 профсоюзных организаций. Зарегистрировано и поставлено на учет 6238 организационных структур общественных объединений.

Глава государства назвал 2010 год знаковым в развитии белорусской политической системы, который подвел черту под целым периодом в истории страны и обозначил новые перспективы. «Рубежом стала президентская кампания, которая прошла абсолютно по белорусским законам», – сказал Александр Лукашенко.

Выборы Президента Республики Беларусь состоялись 19 декабря 2010 г. Кандидатами на пост Президента было зарегистрировано 10 человек, из них 7 претендентов имели поддержку различных политических структур (партий, оргкомитетов, гражданских кампаний). Убедительную победу на выборах одержал
А.Г. Лукашенко (79,65%) ,
по Гродненской области – (81,37%).

Однако сегодня в условиях новых попыток геополитического передела мира, ожесточенной борьбы за энергетические и природные ресурсы Беларусь сталкивается с качественно новыми вызовами современности. «Наше молодое суверенное государство, которое проводит самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику, хотят заставить плясать под чужую дудку, – подчеркнул белорусский лидер. – Видно, кому-то очень хочется дестабилизировать обстановку в стране, посеять хаос, недоверие людей к власти, чтобы потом возникающими проблемами, как удавкой, задушить нашу страну, нашу независимость, развязать руки для прямого вмешательства во внутренние дела и диктовать волю белорусскому народу».

Звеньями одной цепи назвал Глава государства политические угрозы (неприятие результатов последней президентской кампании, списки невыездных, экономические санкции), раздувание ажиотажа и паники на валютном и потребительском рынках, слухов и домыслов в некоторых негосударственных СМИ в связи с событиями на станции метро «Октябрьская». «Белорусский народ уже сказал политическим проходимцам решительное «нет» на президентских выборах. Но «нет» мы обязаны говорить каждый день, доказывать каждым своим действием. Честный труд, соблюдение законов, цивилизованное решение имеющихся проблем должны стать вкладом каждого в упрочение единства народа, в укрепление стабильности и правопорядка на родной земле», – отметил А.Г. Лукашенко.

Руководитель государства подчеркнул необходимость формирования такой среды и атмосферы в обществе, которая не допускала бы разболтанности, неуважения к закону, пропаганды ненависти, насилия, распространения слухов, провоцирующих панику и угрожающих социально-политической стабильности в стране. «Считаю, что единение нации – в ее созидательной активности при построении сильного и процветающего государства, в сплоченности всех и каждого вокруг национальных ценностей и идеалов. Каждый гражданин Беларуси должен знать: он – высшая ценность для своей страны, защита его законных прав и свобод – основа основ государственной политики», – сказал Президент страны.

В Послании белорусскому народу и Национальному
собранию Александр Лукашенко особо обратил внимание на недопустимость попыток дестабилизации общественно-политической ситуации в стране путем так называемого экспорта демократии.

«Мы были бы авантюристами, если бы, пренебрегая традициями, менталитетом наших людей, привычным укладом жизни, который сложился за всю нашу предыдущую историю, пытались одномоментно перенести западный образец устройства общества на нашу почву.

Мы выбрали иной путь своего развития – эволюционный, без резких скачков и перегибов. Может быть, кто-то не хочет замечать, но ведь мы непрерывно и неуклонно двигаемся по пути истинной демократизации нашего общества. Однако двигаемся с такими темпами, которые позволяют обеспечить гармоничное, взаимоувязанное развитие всех сфер нашего общества – и экономики, и социальной сферы, и общественной активности наших граждан».

Вместе с тем Глава государства отметил, что спокойствие и стабильность в стране в последние годы не позволили в полной мере оценить новые угрозы, включая терроризм.

«Предотвращение терроризма – это задача не только правоохранительных органов, но и всего общества», – заявил Президент Беларуси А.Г. Лукашенко. Руководитель государства подчеркнул, что из случившегося надо всем извлечь серьезные уроки – и органам власти, и силовым структурам, и трудовым коллективам, и простым людям.

«Первый урок – бдительность, – сказал А.Г. Лукашенко. – Каждый человек должен ощущать свою ответственность за безопасность и порядок в стране. Здесь необходимо кардинально менять отношение к жизни, быть более внимательными, осторожными, не игнорировать любые опасности».

«Второй урок – сплоченность людей, взаимопомощь и поддержка в преодолении невзгод и испытаний, – отметил
Глава государства. – Хороший пример показали наши сограждане, когда после взрыва в метро не поддались панике, не стали обезумевшей толпой, а помогали друг другу».

Задачи по обеспечению динамичного, сбалансированного развития экономики, модернизации производства, наращиванию экспорта

В прошлом году перед экономическим блоком страны были поставлены серьезные задачи: преодолеть последствия мирового кризиса, повысить экономическую привлекательность Беларуси, диверсифицировать экспорт, активнее развивать импортозамещение.

Многое в этом плане сделано, но не все.

При 11-процентном росте ВВП увеличилась диспропорция во внешней торговле. Выручка от экспорта не покрывает внутреннего спроса на валюту.

При этом Президент обратил внимание на безответственное отношение к использованию поступающей в страну валюты, которую нужно направлять на реализацию высокоэффективных окупаемых проектов, расширение высокорентабельных производств.

Медленные темпы привлечения прямых инвестиций не позволили государству в полной мере приобщиться к мировым достижениям, передовым инновационным технологиям производства и управления, получить гарантированный доступ на внешние рынки товаров и услуг.

«Эти и другие факторы привели к тому, что сегодня дисбаланс внешней торговли приобретает угрожающие размеры. В его основе – структурные несоответствия производства реалиям современной экономики и рынков. Это – одна из самых болевых точек нашей экономики и одна из причин сложной ситуации на валютном рынке», – подчеркнул Глава государства.

Говоря о причинах сложившейся ситуации, белорусский лидер отметил, что на нынешнем состоянии белорусской экономики не могли не сказаться глобальный финансовый кризис, рост цен на мировом рынке, экстремально жаркое лето 2010 года.

Но следует прежде всего учитывать внутренние причины, связанные с бесхозяйственностью и некомпетентностью чиновников, всех тех, кто принимает экономические решения, начиная от руководителей предприятий и заканчивая членами Правительства.

Поэтому в нынешнем году важно сосредоточить усилия на преодолении тенденций, негативно влияющих на динамичное социально-экономическое развитие страны, тормозящих процесс создания конкурентоспособной на мировом рынке ресурсо- и энергосберегающей экономики. «В год, объявленный Годом предприимчивости, нам необходимо обратить внимание на стиль и мотивацию нашей с вами работы, на то, как большинство из нас относится к своим обязанностям, – сказал А.Г. Лукашенко. – Инициативно, предприимчиво, с желанием, предлагая новые идеи или равнодушно, постоянно ожидая указаний сверху о том, что и как следует делать».

Обращаясь к чиновникам, Президент потребовал учиться и учить других зарабатывать деньги, а не получать готовые ресурсы от государства.

Правительству и Национальному банку даны поручения по обеспечению сбалансированного развития экономики. Перед ними поставлены задачи:

  • ликвидировать в кратчайшие сроки диспропорции в экономике, выйти на равновесный валютный курс;

  • обеспечить высокие темпы сбалансированного экономического роста;

  • формировать благоприятный инвестиционный климат и привлекать в страну солидный иностранный капитал;

  • создать современную, инновационную структуру производства.

Важнейшими экономическими приоритетами в работе местных исполнительных и распорядительных органов, руководителей предприятий, сектора науки должны стать: наведение порядка на производстве, в сельском хозяйстве, обеспечение ритмичной работы предприятий, импортозамещение, модернизация производства, предприимчивость, инновации, расширение производства конкурентоспособной продукции и ее экспортных поставок, налаживание выгодных внешнеэкономических связей.

Беларусь должна быть готова к обострению конкуренции в условиях послекризисного мира. «Преуспеет в этой борьбе тот, кто постоянно обновляется, впитывает в себя все самое лучшее, – подчеркнул Глава государства. – Поэтому Правительству необходимо… реально и вплотную заняться коренной модернизацией действующих предприятий». Развивать следует прежде всего экономически наиболее эффективные производства, выпускающие экспортоориентированную продукцию с высокой долей добавленной стоимости.

В решении данных задач следует более полно использовать интеллектуальные ресурсы и научный потенциал республики с учетом опыта других стран. В качестве примера Глава государства привел опыт Китая: «Они, сжав зубы, делали свое дело. Давайте, и мы повторим это! Они за 20 лет совершили гигантский рывок в своем развитии».

Наука обязана сосредоточиться на решении ключевых проблем развития национальной экономики. Именно этот решающий критерий будет положен в основу оценки научной деятельности. Научно-технические разработки и другие объекты интеллектуальной собственности должны находить воплощение в конкретных экономических проектах и быть востребованными на внутреннем и внешнем рынках.

В Беларуси приступили к созданию биржи интеллектуальной собственности, что станет дополнительным стимулом для коммерциализации объектов этой собственности. Пока биржа работает как информационная площадка, на которой заинтересованные компании, в том числе зарубежные, могут получить информацию о белорусских инновациях и патентах (интернет-портал: www.belgospatent.by). В полном объеме информационную базу планируется сформировать до
конца 2011 года.

В дальнейшем предполагается выпуск акций высокотехнологичных предприятий и представление их на бирже, а также выпуск облигаций.

А.Г. Лукашенко потребовал также более активно развивать сотрудничество с зарубежными компаниями: «Там, где мы не можем в ближайшее время самостоятельно выйти на передовые позиции, надо смело и активно развивать кооперацию с ведущими зарубежными фирмами, создавать с ними совместные предприятия, находить новые формы взаимовыгодного сотрудничества и интеграции».

Борьба за рынки выходит сегодня на передний план. Поэтому одна из главных задач – закрепиться на традиционных и активно развивать и осваивать новые рынки для реализации своей продукции. При этом необходимо наращивать экспорт не только продукции, но и услуг. Общеизвестно, что в развитых экономиках данная сфера дает до 70% ВВП. «Мы же пока в этом вопросе крайне неразворотливы», – отметил Глава государства. Это не соответствует положению и возможностям
Беларуси как транзитной страны.

Транспортную привлекательность нашего государства помогут повысить новые транспортно-логистические центры, которые сегодня создаются в республике.

Так, в июне 2011 г. открывается крупный транспортно-логистический центр в Минском районе (возле
пос. Раков). Кроме того, уже заложена площадка под строительство еще одного комплекса этого логистического центра. В инвестировании данных проектов участвуют три компании: СООО «БелВингесЛогистик», ООО «Белинтертранс», а также литовская компания ЗАО «Alvora».

За пятилетку в стране планируется увеличить доходы от транзита (без учета доходов от транзита нефти и природного газа) примерно на 60%.

Строительство белорусской АЭС – жизненная
необходимость

Отдельно Президент страны остановился на вопросе строительства первой белорусской АЭС, подчеркнув, что в целесообразности принятого решения нет никаких сомнений. Осуществление данного масштабного техническо-экономического проекта принесет республике и людям большие преимущества и выгоды при обеспечении надежной безопасности. «Нам нужна атомная электростанция! Это суперсовременные технологии, с этим можно сравнить только космические технологии, это двинет нашу реальную науку на новую ступень развития, – подчеркнул Александр Лукашенко. – И поэтому я категорически, а не просто настаиваю, я принял решение и несу за него ответственность: мы будем строить атомную электростанцию, чего бы нам это ни стоило!».

Сегодня в Беларуси 95% электроэнергии вырабатывается с помощью импортируемого природного газа, что делает растущую экономику страны слишком чувствительной к колебаниям цен на газ и заставляет искать альтернативные источники энергоресурсов, диверсифицировать их поставки. Строительство собственной АЭС даст государству более дешевую электроэнергию и, кроме того, возможность создать гарантированный запас ядерного топлива на длительный период, в течение которого страна не будет подвержена никаким конъюнктурным изменениям цен.

При этом проект, который выбран для белорусской АЭС, отвечает самым высоким требованиям безопасности, и не только сегодняшнего дня.

Расчеты показывают, что себестоимость электроэнергии, вырабатываемой на АЭС, будет в 2–3 раза дешевле в сравнении с себестоимостью электроэнергии, которую производят парогазовые и угольные станции.

После ввода в эксплуатацию двух энергоблоков АЭС мощностью 2 400 МВт годовой объем закупок
природного газа сократится на
5 млрд. куб. м из
21–22 млрд. куб. м, которые сегодня потребляет
республика.

Проект АЭС-2006, принятый к строительству в Беларуси, разработан ОАО «Санкт-Петербургский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт "Атомэнергопроект"» и имеет ряд значительных преимуществ, например, перед проектом АЭС «Фукусима-1», которая построена в 1960-е гг. Реакторная установка проекта АЭС-2006 – современное оборудование с высоким уровнем безопасности и надежности.

Одновременно в нашей стране уделяется внимание разработке иных альтернативных способов производства электроэнергии, в частности, ветряных энергоустановок.

Так, ветроэнергетическая установка мощностью 1,5 МВт разместилась в пос. Грабники Новогрудского района Гродненской области. Проект реализуется с участием китайской компании HEAG, которая поставила оборудование для ВЭУ. Среднегодовая выработка электроэнергии установкой в Новогрудском районе составит примерно 3,8 млн. кВт·ч, что соответствует экономии условного топлива около 1,1–1,25 тыс. т.

В дальнейшем на этой площадке возможно размещение ветропарка из семи-восьми ветроэнергетических установок. Суммарная ориентировочная среднегодовая выработка электроэнергии составит около 25–30 млн. кВт·ч.

Качественное преобразование сельского хозяйства, наращивание экспорта продовольствия – ключевые задачи АПК

Высокие ориентиры определены и для агропромышленного комплекса страны. «…Нам жизненно необходимо добиться качественного преобразования сельского хозяйства. Продовольствие на мировом рынке дорожает и будет дорожать. Поэтому важнейшая задача – извлечь из этой ситуации максимальную выгоду», – подчеркнул А.Г. Лукашенко.

Белорусский АПК обеспечивает не только продовольственную безопасность страны, но и значительную часть экспорта сельскохозяйственной продукции, являясь важнейшим источником пополнения валютных резервов государства. Объем экспорта продовольствия в 2010 году составил около 3,2 млрд. долл.
К концу пятилетки этот показатель должен достичь не менее
7 млрд. долл. «Если бы сейчас имели 7 млрд. долл. экспорта, – отметил Президент, – мы бы не имели проблем на валютном рынке».

Для достижения данной цели в ближайшей перспективе Беларусь должна выйти на уровень ведущих стран мира в области сельскохозяйственного производства. Это предполагает не только дальнейшее укрепление и развитие материально-технической базы АПК, но и продолжение политики развития социальной инфраструктуры на селе, обустройство сельских территорий, создание там привлекательных рабочих мест, развитие малого бизнеса.

Глава государства также поручил Правительству принять меры, направленные на активизацию сельскохозяйственной деятельности в фермерских и личных подсобных хозяйствах населения.

Стимулирование деловой активности и развитие предпринимательства в малых городах – текущий приоритет региональной политики

Масштабность поставленных перед страной задач
требует обеспечения динамичного и эффективного развития регионов. За прошедшие годы многое сделано по подъему малых и средних городов: реализовано около 1 тыс. крупных инвестиционных проектов, создано более 120 тыс. рабочих мест, получила значительное развитие социальная инфраструктура.

Вместе с тем актуальными для регионов остаются вопросы стимулирования экономической активности и развития предпринимательства в малых и средних городах. Их решению будут способствовать принятые целевые программы по развитию Припятского Полесья, Нарочанского и Браславского регионов.

В дальнейшем региональная политика будет нацелена на максимально эффективную реализацию возможностей районов Беларуси с учетом климатической специфики, экономических, сырьевых и человеческих ресурсов. Приоритетное развитие здесь должны получить перерабатывающие производства, ремесла, малый бизнес, агроэкотуризм, социальная и физкультурно-спортивная инфраструктура.

Для эффективного решения данных задач Глава государства указал на необходимость значительного повышения роли местных органов власти: «Именно на этих уровнях должны приниматься ключевые решения, там надо развивать инициативу. С названных руководителей будет и спрос за состояние дел на местах».

Развитие эффективных форм государственно-частного партнерства

В числе ключевых тем Послания – реализация
Директивы № 4, стратегического курса на развитие эффективных форм государственно-частного партнерства. Частная собственность и социально ответственный бизнес призваны стать весомой, равноправной составляющей белорусской экономики, работающей на общее благо. И страна делает ставку на максимальную активизацию предпринимательской деятельности.

Следует признать, что частная собственность создает мощные экономические стимулы и мотивацию. Кроме того, как отметил Глава государства, она выступает одной из основ формирования патриотизма. «Ведь когда у человека есть собственное дело, дом, земля – это дает ему возможность ощутить себя хозяином своей судьбы и страны. И он за эту страну будет бороться, за этот клочок земли, потому что ему есть что терять, это его, и он будет защищать это достояние и ни в какие авантюры не ввяжется и не бросит Родину на произвол судьбы». Поэтому, по словам Президента, «белорус должен быть состоятельным».

Для этого белорусское государство создает необходимые условия и гарантии. Важный шаг в данном направлении –
сокращение числа административных процедур и отмена лицензирования значительной части видов хозяйственной деятельности. Но выполнение принятых решений исполнительной властью неоправданно, а нередко и искусственно затягивается. Как отметил А.Г. Лукашенко, «под видом разных реестров, регистров, списков и перечней, аккредитаций и аттестаций, разрешений и прочего отдельными министерствами и ведомствами предпринимаются попытки возродить то же самое лицензирование, но под другой вывеской». Та же ситуация и с проверками.

Президент потребовал от государственных структур навести здесь принципиальный порядок. «Наша задача – кардинально сократить общее количество разрешительных и иных административных процедур, исключить их появление на ведомственном и местном уровнях, максимально задействовать при их осуществлении электроннного документооборота».

Было указано также на необходимость систематизации технических нормативных правовых актов и обеспечения их доступности для всех заинтересованных.

Вместе с тем динамичное развитие страны предполагает не только соответствующие экономические свободы, но и социальную ответственность бизнеса. «Давая зеленую улицу развитию предпринимательства, не могу не сказать и о другой стороне медали – социальной ответственности частного бизнеса, – подчеркнул А.Г. Лукашенко. – Всякий бизнесмен связан с собственностью. А собственность – это прежде всего ответственность перед обществом, государством». О том, как должен жить бизнес, четко сказал отец немецкого экономического чуда прошлого века Л. Эрхард: «Частные интересы могут быть оправданы лишь тогда, когда они одновременно служат также интересам общества».

Примером социальной безответственности части предпринимателей может служить негативная практика арендных отношений, сложившаяся в ряде крупных торговых центров. При заключении новых договоров аренды владельцы торговых сетей и площадок нередко предпочитают тех арендаторов, которые согласны с более высокой арендной платой, не считаясь с ликвидацией созданных на данных площадках рабочих мест.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Беларусь движется к ликвидации независимости адвокатуры

    Документ
    Согласно ст. 62 Конституции Республики Беларусь, каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде,
  2. Беларусь: международные рейтинги и национальная статистика (1)

    Доклад
    В докладе Всемирного Банка о регулировании прямых иностранных инвестиций в государствах мира Беларусь занимает одно из лидирующих мест по ряду важнейших показателей.
  3. Беларусь: международные рейтинги и национальная статистика (2)

    Документ
    По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ, Беларусь в январе-феврале 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года опередила все страны СНГ по объему производства промышленной продукции, прирастив 11,1
  4. Беларусь в великой отечественной войне

    Документ
    Беларусь в разные периоды своего существования неоднократно была ареной разрушительных войн. В новейшей истории самой широкомасштабной и жестокой стала Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
  5. Беларусь и Польша: культурный симбиоз как историческая судьба Аннотация

    Статья
    Статья посвящена философско-методологическим и историко-культурологическим вопросам исследования белорусско-польских взаимоотношений в исторической перспективе.

Другие похожие документы..