Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Решение'
Достаточно сказать, что я являюсь тибетским учеником определенной степени, хотя это мало о чем говорит вам, поскольку все являются учениками, от прос...полностью>>
'Лабораторная работа'
Вывести на экран все числа до нуля (нуль не включать) в порядке убывания. 7 В массиве А(n) отсортировать элементы массива, стоящие на четных местах, ...полностью>>
'Методические рекомендации'
разработка рекомендаций и мероприятий по устранению недостатков в хозяйственно-финансовой деятельности производственного предприятия, разработка напр...полностью>>
'Диплом'
Анонс творческого вечера Ю.И.Визбора «Наполним музыкой сердца» АО «Краснотал» с МЦ АП 1 февраля в ДК Лимендского завода Фирма. Приложение к газете «В...полностью>>

Интеграция умственной работоспособности и двигательной активности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования (2)

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

На правах рукописи

ИВАНОВА ВЕРА ВЛАДИМИРОВНА

ИНТЕГРАЦИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

13.00.08 – Теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Чита – 2012

Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии профессиональной деятельности ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Пономарев Василий Викторович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Лейфа Андрей Васильевич

кандидат педагогических наук

Белова Ирина Юрьевна

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет им. М.И. Калинина»

Защита состоится «17» февраля 2012 года в 10.00 часов на заседании объединенного совета по защите докторских и кандидатских диссертации ДМ 212.069.01 при ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г.Чернышевского» по адресу: 672007, г.Чита, ул.Бабушкина, 129.

С диссертацией можно ознакомится в Интеллектуальном ресурсном центре ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г.Чернышевского» по адресу: 672007, г.Чита, ул.Бабушкина, 129.

Автореферат разослан «14» января 2012 года.

Автореферат размещен на официальном сайте ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г.Чернышевского»: «13» января 2012 года.

Автореферат размещен на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ htt//www:referat_vak@ «13» января 2012 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор педагогических наук, профессор Д.Ц. Дугарова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В современных условиях, характеризующихся стремительным ростом научных знаний, информатизацией и интеллектуализацией общества, ориентацией государства на модернизацию образования, особое внимание уделяется качеству профессионального обучения студентов в вузе. Новое время предъявляет иные требования к подготовке профессионалов, связанные с необходимостью повышения качества образовательного процесса, одним из современных направлений которого является интеграция умственной и двигательной деятельности студентов в вузе, что отражено в Законе РФ «Об образовании» (в редакции 1996, 2008гг.), Национальной доктрине образования РФ до 2025г. (2000г.), Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.

В связи с этим появилась острая необходимость создания организационно-педагогических условий интеграции умственной работоспособности и двигательной активности студентов в техническом вузе, что, в конечном счете, будет способствовать повышению качества профессиональной подготовки. В настоящее время вузы не в полной мере готовы обеспечить качество подготовки студентов, которое соответствовало бы темпам и уровню развития современного производства и общества (Г.А. Бордовский, И.А. Ивлева, Л.Н. Курбатова, Н.А. Морева, М. В. Рыжаков, А. Н. Савельев, Г. К Селевко, Г. Н. Сериков, В. Н. Стегний, С. Е. Шишов и др.). Одним из факторов, негативно влияющих на качество подготовки выпускников, является неразработанность организационно-педагогических условий интеграции умственной работоспособности и двигательной активности как базовых составляющих активизации учебного труда в процессе обучения в вузе и необходимого условия гармоничного формирования профессиональных знаний и умений будущих квалифицированных выпускников вузов (А.Г. Асмолов, М.Н. Ахметова, Ю.К. Бабанский, Е.В. Бондаревская, А.А. Вербицкий, Ю.В. Громыко, Э.Ф. Зеер, Н.А. Селезнева, Ю.Г. Татур, Д.В. Чернилевский и др.).

Одним из путей решения данной проблемы является необходимость профессионального становления студентов в техническом вузе на основе интеграции умственной работоспособности и двигательной активности в процессе учебной деятельности, что в целом будет способствовать повышению эффективности учебного труда. На протяжении жизни одного поколения резко возросла интенсификация умственного труда на фоне снижения умственной и физической работоспособности, что в свою очередь спровоцировало к рассогласованию интеллектуальных и психофизических потенций человеческого организма (Д.А. Белухин, Г.Е. Жураковский А.П. Исаев, В.В. Колбанов, М.М Левина, А.Г. Щедрина и др.). Исследования гигиенистов свидетельствуют о том, что 82-85% дневного времени большинство студентов находятся в статическом положении (сидя), что не способствует поддержанию и укреплению умственной работоспособности в процессе обучения в вузе. Недостаток двигательной активности в нашей стране характерен для большинства городского населения и, особенно для лиц, занятых умственной деятельностью, и студентов, основной деятельностью которых является учеба. Во многих исследованиях обосновывается необходимость двигательной активности как важного условия поддержания здоровья населения. Недостаточная двигательная активность – характерная черта образа жизни современного студента. Согласно исследованиям Ю.Г. Васина и Г.А. Шевчука, на активную двигательную деятельность студенты тратят всего лишь 1,4% свободного времени. В ряде исследований установлено, что у студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие «престижных установок, высокий жизненный тонус» (М.Я. Виленский, А.А. Горелов, В.И. Ильинича, В.Л. Кондаков, В.И. Кузнецов, О.Г. Румба др.). На научно-теоретическом уровне актуальность проблемы обусловлена гуманистически ориентированной образовательной парадигмой, где созидание гармонично развитой личности в процессе профессионального становления в вузе невозможно без интеграции умственной работоспособности и двигательной активности как необходимого условия безопасности здоровья и поддержания на должном уровне учебной деятельности (Е.В. Бондаревская, Н.В. Кузьмина, С.В. Кульневич, Н.Е. Мажар, В.Л. Матросов, Л.И. Новикова, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин, Е.В. Ткаченко и др.). Однако в педагогической теории и практике недостаточно разработаны новые формы и подходы формирования умственной работоспособности и двигательной активности как основы функционирования учебной деятельности студентов в процессе профессионального становления в вузе, включая вопросы интеграции. На основе анализа теории и практики профессионального образования были выявлены следующие противоречия:

  • между необходимостью интеграции умственной работоспособности и двигательной активности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки в контексте гуманистически ориентированной образовательной парадигмы и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий данного процесса в системе традиционного профессионального образования в вузе;

  • между потребностью высшей школы в разработке программно-методического обеспечения интеграции умственной работоспособности и двигательной активности как базового условия подготовки квалифицированных выпускников технических вузов и отсутствием продуктивной педагогической технологии в современном образовательном процессе вуза для удовлетворения этой потребности;

  • между необходимостью использования современного программно-методического обеспечения процесса интеграции умственной работоспособности и двигательной активности студентов в вузе и недостаточной разработанностью содержания, обоснованных средств и методов его реализации в процессе профессиональной подготовки молодежи.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему: каковы организационно-педагогические условия интеграции умственной работоспособности и двигательной активности личности, что определило тему исследования: «Интеграция умственной работоспособности и двигательной активности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки».

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов в вузе.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия интеграции умственной работоспособности и двигательной активности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки.

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать организационно-педагогические условия интеграции умственной работоспособности и двигательной активности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки и в опытно-экспериментальной работе проверить их эффективность.

Гипотеза исследования: интеграция умственной работоспособности и двигательной активности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки будет результативным, если создать следующие сопутствующие организационно-педагогические условия:

  • в процессе профессиональной подготовки студентов технического вуза осуществить интериоризацию профессионально-личностных ценностей через интеграцию умственной работоспособности и двигательной активности студентов технического вуза;

  • разработать и апробировать содержание программно-методического обеспечения интеграции умственной работоспособности и двигательной активности студентов технического вуза в процессе физического воспитания и учебной деятельности в вузе;

  • структурировать и наполнить содержанием педагогическую технологию реализации организационно-педагогических условий интеграции умственной работоспособности и двигательной активности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки.

В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи:

    1. Исследовать состояние умственной работоспособности студентов как психолого-педагогическую проблему.

    2. Охарактеризовать двигательную активность студентов в процессе профессионального обучения в вузе.

    3. Разработать организационно-педагогические условия интеграции умственной работоспособности и двигательной активности студентов технического вуза в процессе профессионального обучения в вузе.

    4. Организовать опытно-экспериментальную работу по реализации организационно-педагогических условий интеграции умственной работоспособности и двигательной активности студентов технического вуза в процессе профессионального обучения в вузе.

Методологическую основу исследования составили:

  • на общенаучном уровне подходы: культурологический (Л.П. Буева, Г.И. Ильин, И.Ф. Исаев, М.С. Каган, Е.Н. Шиянов и др.);

  • личностный (Е.В. Бондаревская, И.Я. Лернер, О.П. Морозова, Ю.В. Сенько, В.А. Сластенин и др.);

  • деятельностный (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);

  • идеи гуманизации и гуманитаризации высшего образования (Е.В. Бондаревская, В.Л. Матросов, Л.И. Новикова, Ю.В. Сенько, В.А. Сластенин, Л.И. Ткаченко и др.);

  • теоретические основы моделирования как метода научного исследования (С.И. Архангельский, В.И. Михеев, И.Б. Новик, А.И. Уемов, В.А. Штофф, и др.);

Теоретическую основу исследования составили:

  • методология педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, В.И Загвязинский, М.Н. Скаткин и др.);

  • теория интеллектуального и умственного развития человека (П.Я. Гальперин, Н.С. Лейтес, Р.С. Немов, Н.Ф. Талызина, Н.И. Чуприкова, Д.Б. Эльконин и др.);

  • валеологический подход в образовании (Р.И. Айзман, Н.М. Амосов, М.В. Андропова, Г.Л. Апанасенко, И.И. Брехман, В.П. Казначеев, В.В. Колбанов, Ж.Б. Сафонова, А.Г. Щедрина, и др.);

  • положения о взаимосвязи умственной и двигательной деятельности человека (П.К. Анохин, P.M. Баевский, Ю.Н. Вавилов, Я.С. Вайнбаум, Н.А. Фомин, Л.К. Сидоров, Е.П. Ильин, А.И. Пуни, П.А. Рудик, П.Ф. Лесгафт, А.В. Царик, B.C. Фафель, Я.М. Кац, М.Р. Могендович, и др.);

  • теория физического образования студентов в вузе (П.Ф. Лесгафт, Л.И. Лубышева, В.К. Бальсевич, И.И. Сулейманов, В.В. Пономарев, Л.П. Матвеев, Л.А. Семенов, З.И. Кузнецова, И.В. Манжелей и др.).

В работе использовались следующие методы исследования:

  • теоретические: анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы, изучение нормативно-методических документов в сфере образования, моделирование, интерпретации;

  • эмпирические: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование двигательных качеств, функциональные пробы оценки состояния здоровья, косвенный контроль умственной работоспособности студентов, педагогический эксперимент, математико-статистический анализ.

Экспериментальной базой исследования является ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет» (СибГТУ), г. Красноярск. Эксперимент проходил с сентября 2006 г. по июнь 2010 г. В эксперименте приняли участие 170 студентов первых курсов, где 90 человек составили экспериментальную группу (50 юношей и 40 девушек) и 80 (35 юношей и 45 девушек) контрольную группу.

Основные этапы исследования:

На первом этапе (2005 – 2006 гг.) проводился анализ научно-исследовательской и учебно-методической литературы по проблеме исследования, определена цель исследования; конкретизирован предмет и сформирована гипотеза исследования; обозначены задачи исследования, выстроены этапы исследования и их содержание.

На втором этапе (2006 – 2010 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа по исследованию эффективности организационно-педагогических условий интеграции умственной работоспособности и двигательной активности студентов технического вуза в процессе их профессионального становления в вузе; проанализированы промежуточные результаты; произведена корректировка педагогической модели организационно-педагогических условий и программно-методического обеспечения.

На третьем этапе (2010 – 2011 гг.) проведен теоретический и математико-статистический анализ полученных данных по окончанию опытно-экспериментальной работы, сформулированы выводы и практические рекомендации, завершено литературное оформление диссертации, подготовлены для издания монография и методические рекомендации.

Научная новизна исследования:

  1. Конкретизировано понятие «интеграция умственной работоспособности и двигательной активности студентов» как необходимое условие активизации профессиональной подготовки в вузе, заключающееся в формировании у студентов теоретических знаний и практических умений умственного труда на основе взаимосвязи двигательной и учебной деятельности, что позволяет в совокупности целенаправленно формировать у молодежи установку, мотивацию и двигательную культуру как базовых составляющих повышения качества профессионального обучения в вузе.

  1. Выявлены особенности организации образовательного процесса в техническом вузе в целях интеграции умственной работоспособности и двигательной активности студентов (динамичность, мобильность, чередование умственного труда и двигательной активности, сформированная установка на здоровый образ жизни, включенность в спортивно-оздоровительные занятия всех студентов).

  1. Раскрыт процесс интериоризации профессионально-личностных ценностей в интеграции умственной работоспособности и двигательной активности студентов, заключающийся в переводе внешне актуализированных ценностей (познавательной активности, профессиональной мотивации учебного процесса, способность к длительному интеллектуальному напряжению, волевым усилиям в достижении цели, продуктивной коммуникации, мотивации на необходимость системной двигательной активности) во внутренний план (операционно-деятельностный).

  2. Определено содержание вариативной части программно-методического сопровождения продуктивной интеграции умственной работоспособности и двигательной активности студентов технического вуза у студентов на учебных занятиях (в том числе по физическому воспитанию) в вузе, включающей следующие разделы: теоретический, который направлен на формирование знаний о психофизиологических закономерностях умственной работоспособности и двигательной активности; практический, где студенты на практике закрепляют полученные теоретические знания и формируют практические умения повышения умственной работоспособности и двигательной активности в процессе учебной деятельности и повседневного труда.

  3. Разработана педагогическая технология реализации программно-методического обеспечения интеграции умственной работоспособности и двигательной активности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки, включающая следующие технологические этапы: диагностическо-когнитивный (1-й год обучения в вузе), коррекционно-формирующий (2-й год обучения), профессионально-прикладной (3-й - год обучения) и итогово-оценочный (4-й год обучения).

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости интеграции умственной работоспособности и двигательной активности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки в вузе, что обогащает теорию и методику профессионального образования студентов в вузе в разделах «Современные образовательные технологии», «Основы учебного труда» и «Педагогический процесс»; конкретизировано понятие «интеграция умственной работоспособности и двигательной активности студентов»; наполнена содержанием педагогическая технология интеграции умственной работоспособности и двигательной активности студентов технического вуза; подтверждено, что интериоризация профессионально-личностных ценностей в процессе интеграции умственной работоспособности и двигательной активности студентов способствует формированию у молодежи жизненно необходимых знаний, умений, навыков, а также профессионально-прикладных двигательных качеств, что благоприятно воздействует на восстановление умственной и физической работоспособности, удовлетворяет часть жизненно необходимой потребности молодежи в двигательной активности; доказана необходимость вариативной части программно-методического обеспечения интеграции умственной работоспособности и двигательной активности студентов.

Практическая значимость исследования заключается в разработке программного и методического обеспечения интеграции умственной работоспособности и двигательной активности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки.

Разработанные организационно-педагогические условия интеграции умственной работоспособности и двигательной активности студентов технического вуза способствуют активизации профессионального обучения студентов в вузе и могут быть использованы в практике профессиональной подготовки выпускников вузов, системе повышения квалификации преподавателей.

Материалы проведенного исследования использованы в разработке учебных программ, пособий и методических рекомендаций.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались исходными теоретическим положениями о профессиональной подготовке; логичностью и последовательностью общей структуры исследования; корректным применением теоретических и эмпирических методов; количественной и качественной экспериментальной проверкой основных результатов исследования; большой выборкой испытуемых, продолжительностью эксперимента и эффективностью полученных результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась на протяжении всего периода работы по теме исследования в соответствии с основными этапами исследования в ходе теоретической и экспериментальной работы. Основные теоретические положения работы и ее результаты обсуждались и публиковались на научно-практических конференциях разных уровней: межрегиональной научно-практической конференции «Молодежь Сибири – науке России», Красноярск, 2003г.; всероссийской научно-практической конференции «Непрерывное экологическое образование и экологические проблемы», Красноярск: СибГТУ, 2004г.; межрегиональной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Интеллект – 2004», Красноярск: СИБУП, 2004г.; первой краевой дистанционной научно-практической конференции «Научно-педагогические исследования как ресурс развития образования Красноярского края», Красноярск, 2004г.; международной научно-практической конференции «Инновационные технологии в обучении и воспитании», Елец, 2008г.; всероссийской научно-практической конференции «Инноватизационные преобразования в регионе», Пенза, 2009г.; всероссийской научно-практической конференции «Теоретические и прикладные проблемы психологии личности», Пенза, 2009г.; международной конференции «Актуальные проблемы современной науки», Самара, 2009г.; международной научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании», Екатеринбург, 2011г.; межрегиональной научно-практической конференции «Физкультурное образование, спорт и здоровье», Иркутск, 2011г.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Интеграция умственной работоспособности и двигательной активности студентов способствует динамичному и продуктивному профессиональному обучению, а также системному учебному труду в вузе на основе единства и взаимосвязи двигательного и умственного видов деятельности как базовых основ раскрытия интеллектуальных и психофизических потенций, обусловленных современной гуманистически ориентированной образовательной парадигмой, где организация образовательного процесса в техническом вузе на основе интеграции умственной работоспособности и двигательной активности студентов способствует:

  • более продуктивному формированию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и двигательной деятельности;

  • развитию и совершенствованию профессионально-прикладных физических качеств характерных для будущей профессии;

  • поддержанию и укреплению здоровья;

  • гармоничному развитию психических процессов и нравственных качеств;

  • формированию знаний и нестандартного мышления, творчества и самостоятельности.

  1. Интериоризация профессионально-личностных ценностей связана с интеграцией умственной работоспособности и двигательной активности студентов вуза, которая базируется на создании организационно-педагогических условий при специальном программно-методическом обеспечении с использованием технологий реализации и диагностики результатов указанного процесса в структуре образования молодежи в вузе с целью повышения его продуктивности.

  2. Вариативная часть программно-методического обеспечения процесса интеграции умственной работоспособности и двигательной активности студентов технического вуза на учебных занятиях (в том числе по физическому воспитанию) предполагает следующие разделы: теоретический, основная цель которого заключается в формировании у студентов информационно-познавательного, профессионально-личностного и эмоционально-ценностного отношения к исследуемому процессу; практический, направленный на формирование двигательных умений и навыков у студентов, занимающихся различными видами спорта и участвующих в массовых мероприятиях (соревнованиях, спартакиадах, валеадах, конкурсах и др.) для успешной и продуктивной деятельности.

  3. Педагогическая технология реализации программно-методического обеспечения формирования умственной работоспособности студентов во взаимосвязи с двигательной деятельностью в процессе профессиональной подготовки в вузе и включает следующие технологические этапы: диагностическо-когнитивный (1-й год обучения в вузе), коррекционно-формирующий (2-й год обучения), профессионально-прикладной (3-й год обучения) и оценочно-итоговый (4-й год обучения). Эффективность работы по интеграции умственной работоспособности и двигательной активности студентов технического вуза выражена в уровнях умственной работоспособности и качеством двигательной активности.

Все вышеуказанное позволяет гармонизировать профессиональную подготовку студентов на основе единства и взаимосвязи двигательной и умственной деятельности.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 231 источник. Текст иллюстрирован таблицами, рисунками и диаграммами.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснованы актуальность темы исследования, степень ее разработанности; определены объект и предмет; поставлены цель и задачи; выдвинута гипотеза; раскрыты методы и организация исследования; показаны его этапы; сформулированы основные положения, выносимые на защиту; представлены апробация и внедрение результатов исследования в профессиональную подготовку студентов.

Первая глава «Теоретические предпосылки интеграции умственной работоспособности и двигательной активности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки» представлена тремя параграфами, в которых на основе анализа учебной и научно-методической литературы раскрыты теоретические подходы к проблеме; сделан анализ основных понятий умственной работоспособности и двигательной активности, их физиологические и психологические механизмы; дана целостная системная характеристика необходимости интеграции умственной работоспособности и двигательной активности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки.

В первом параграфе «Умственная работоспособность студентов как психолого-педагогическая проблема» проведен анализ научно-методической литературы по следующим направлениям: социально-профессиональному, ориентированному на современные требования государства к подготовке студентов; профессионально-личностному, отражающему потребности будущего выпускника в успешной подготовке на основе единства и взаимосвязи умственной и двигательной деятельности; образовательно-воспитательному, направленному на реализацию у студентов интеллектуального потенциала на основе сформированной умственной работоспособности в процессе учебной деятельности в вузе, через поэтапное становление двигательной культуры, основы которой формируются в интеграции умственной работоспособности и двигательной активности. Укрепление и поддержание здоровья студентов, полноценное развитие личности, подготовка современных выпускников являются составной частью образовательного процесса в высшей школе, и все это необходимо сочетать с формированием умственной и физической работоспособностью как неразрывной частью гармоничной и активной образовательной деятельности, направленной на продуктивную подготовку настоящих и будущих профессионалов для всех сфер деятельности (Г. Л. Апанасенко, О. Л. Трещева, Ж. Б. Сафонова, Л. И. Лубышева, В. К. Бальсевич и др.). Как показал анализ литературных источников, современные студенты имеют негативные показатели состояния здоровья, из них всего 6-7 % молодежи обладают необходимым уровнем умственной работоспособности, что дает им возможность эффективно реализовать свой интеллектуальный потенциал в процессе профессионального становления в вузе (А.Г. Щедрина, А.П. Исаев, В.В. Колбанов и др.).

Изучение умственной работоспособности с позиций системного подхода требует рассмотрения различных аспектов этой категории и, главным образом, структуры и содержания понятия работоспособности, методических направлений ее изучения, путей и способов повышения и поддержания на заданном уровне.

В психолого-педагогической литературе выделяются основные направления во взглядах на умственную работоспособность (умственный труд):

  • при работе с отдельными источниками информации, например, работа с книгой (Т.И. Акатова, В.С. Безрукова, Г.Г. Гецов, Г.Г. Граник, Л.П. Доблаев, С.И. Поварнин, И.В. Усачева и др.);

  • формирование умственной работоспособности через выделение отдельных ее компонентов (Д.Н. Богоявленский, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.А. Кирсанов, Н.А. Менчинская и др.);

  • умственная работоспособность как синтетическое качество готовности личности к профессиональному обучению (Т. Бьюзен, А.Г. Войтов, А.С. Границкая, М.А. Данилов, Н.П. Ерастов, Л.И. Рувинский и др.);

  • рациональный способ умственного труда, для которого необходим достаточно высокий уровень развития восприятия, внимания, памяти, мышления (Н.Ш. Валеева, Н.П. Гончарук);

  • формирование умственного труда, объединяющего все указанные направления (Ю.К, Бабанский, К.В. Бардин, А. Буйлис, Н.Ф. Головатый, В.О. Пунский, Д.Я. Тригер и др.).

На основе изученного материала нами предпринята попытка уточнить понятие «умственная работоспособность студентов вуза» и представить ее пятью компонентами и совокупностью общеучебных умений и навыков в них входящих (рис. 1).

Умственная работоспособность – ядро общей деятельности студентов, обеспечивающее высокий эффект и результат обучения студента вуза, полноценное развитие его личности, представляет собой сложный педагогический феномен, в котором выделены внешняя (учебный труд как деятельность по приобщению к культуре) и внутренняя (личностный, мотивационно-потребностный, интеллектуальный, организационно-деятельностный, двигательный компоненты) составляющие, позволяющие в совокупности рационально и качественно с наименьшими затратами времени и сил человека выполнять любую учебную работу. В структуру формирования и укрепления умственной работоспособности включены планирование, организация этапов работы, прогнозирование результатов, принятие решения, коррекция плана.

Рис. 1 Компоненты формирования умственной работоспособности

Вслед за Н.Ф. Талызиной отметим, что личностный компонент – главный компонент, обеспечивающий готовность обучающихся к усвоению учебного материала, формирующий познавательные мотивы, интересы, мировоззрение и духовный мир личности, а складывающиеся при этом личностные позитивные отношения студентов к самому учебному процессу, его направленность оказывают воздействие на все остальные компоненты, влияющие на формирование умственной работоспособности.

Мотивационно-потребностный включает такой уровень мотивации, при котором возникает устойчивая и действенная потребность в формировании, укреплении и совершенствовании умственной работоспособности, умственного труда, что влечет за собой усиление интереса к изучаемому материалу, повышению продуктивности учебного процесса.

Интеллектуальный компонент обслуживает операциональную сторону процесса формирования и укрепления умственной работоспособности в гармоничной взаимосвязи с двигательной деятельностью в процессе учебной и внеучебной деятельности.

Организационно-деятельностный компонент оказывает влияние на рациональное распределение времени на учебную и внеучебную деятельность и обеспечивает наиболее продуктивное формирование умственной и физической работоспособности.

Двигательный компонент способствует рациональному использованию средств и форм физической культуры в поддержании умственной работоспособности.

В связи с тем, что умственная работоспособность представляет собой сложную специфическую готовность, включающую совокупность взаимосвязанных компонентов, то при организации учебно-воспитательного процесса в вузе необходим комплексный подход, т.е. воспитательные воздействия должны быть направлены на формирование личности в целом.

Во втором параграфе «Двигательная активность и ее влияние на умственную работоспособность студентов в вузе» рассматриваются двигательная активность, ее уровень и степень устойчивости, определяемые совокупностью профессиональных, психологических и физиологических компонентов, отражающих основные особенности субъекта деятельности:

  • профессиональным опытом и физической подготовленностью; уровнем двигательного потенциала, пластичностью, устойчивостью специальных знаний, навыков, умений поддержания двигательной активности;

  • направленностью личности специалиста – характером и степенью выраженности потребностей, установок и мотивов профессиональной деятельности, способствующей поддержанию двигательной активности как необходимого условия активизации профессионального образования;

  • функциональным состоянием организма и величиной его резервных возможностей – состоянием здоровья, наличием утомления (переутомления), нервно-психического напряжения, «трудных» психических состояний и т.п.

Двигательная активность, в частности ее динамика, зависит от индивидуальных психологических, физиологических, физических потенций субъекта деятельности, свойств объекта (средств), содержания (структуры), условий и форм поддержания двигательной активности.

Двигательная активность – потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную физическую деятельность на заданном уровне эффективности в течение определённого времени, которая зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов человека. Различают максимальную, оптимальную и сниженную двигательную активность.

С точки зрения П.Я. Гальперина, А.А Марковой, В.П. Зинченко и других ученых, взаимосвязь умственной и физической деятельности способствует более глубоким изменениям самого обучающегося, обогащению его новой системой знаний, умений и навыков, отношений к действительности.

В ходе эволюции организм человека был приспособлен к интенсивной мышечной деятельности. Резко изменившиеся условия жизни в высокоразвитых странах привели к тому, что абсолютно необходимый организму фактор в последнее время стал фактически отсутствовать. Это стало одной из существенных причин появления нарушений баланса в организме, возникновению так называемых «болезней цивилизации».

К числу факторов риска, представляющих серьезную опасность для здоровья человека, относится малая двигательная активность, именуемая гиподинамией и гипокинезией.

По определению А.Г. Комкова и Е.В. Антиповой, физическая активность – это двигательная деятельность человека, направленная на укрепление здоровья, развитие физического потенциала и достижение физического совершенства для эффективной реализации своих задатков с учетом личностной мотивации и социальных потребностей, а двигательная деятельность – это ансамбль двигательных действий, включенных в систему организующих идей, правил и форм с целью достижения определенного приспосабливающего эффекта организма человека и совершенствования динамики этого процесса.

По определению В.К. Бальсевича, двигательная активность –целенаправленное осуществление человеком двигательных действий, направленных на совершенствование различных показателей его физического потенциала и освоение двигательных ценностей физической и спортивной культуры.

В третьем параграфе «Организация образовательного процесса в техническом вузе в целях интеграции умственной работоспособности и двигательной активности студентов» представлена педагогическая технология реализации программно-методического обеспечения интеграции умственной работоспособности и двигательной активности студентов технического вуза, которая развертывается поступательно и поэтапно в образовательном пространстве по следующему алгоритму: диагностическо-когнитивный (1 курс), коррекционо-формирующий (2 курс), профессионально-прикладной (3 курс) и итогово-оценочный (4 курс), что в целом способствует актуализации эмоционально-ценностного отношения студентов к формированию двигательной и умственной работоспособности как базовых составляющих успешной и продуктивной подготовки выпускников вузов.

Интеграция умственной работоспособности и двигательной активности студентов в вузе – это постоянный процесс приспособления организма к изменяющимся учебным и внеучебным условиям образовательного пространства, направленный на совершенствование профессионального обучения молодежи, в то же время в течение всей истории развития человечества двигательная функция нервно-мышечного аппарата была одним из важных социально-биологических факторов, формировавших организм и игравших важную роль в поддержании равновесия между организмом и внешней средой и в регулировании процессов, происходящих во внутренней среде организма.

Прогрессивный ритм жизни требует от человека подготовленности к возрастающей двигательной активности при увеличении интеллектуальной нагрузки, что может быть достигнуто с помощью организованных занятий физического воспитания.

Для повышения умственной работоспособности и двигательной активности в течение учебного дня целесообразно использовать различные формы и средства физической культуры – физкультурные и динамические асаны, массаж, дыхательная гимнастика, современные фитнес-технологии и другое, где основу формирования педагогической технологии подготовки личности в вузе должны обеспечивать гармонизация и интеграция умственной работоспособности и двигательной активности человека.

Системную двигательную активность в контексте ее интеграции с умственной работоспособностью молодежи в студенческие годы необходимо организовать таким образом, чтобы формировались профессионально-прикладные двигательные умения и навыки, которые будут способствовать совершенствованию природных свойств организма студентов, повышению умственной работоспособности, активизации учебного труда.

Вторая глава «Реализация процесса интеграции умственной работоспособности и двигательной активности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки» посвящена раскрытию содержания опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности организационно-педагогических условий формирования умственной работоспособности студентов в образовательном пространстве вуза.

В первом параграфе «Интериоризация профессионально-личностных ценностей в процессе интеграции умственной работоспособности и двигательной активности студентов технического вуза» представлены социологический и педагогический анализ отношения студентов к формированию умственной работоспособности в интеграции с двигательной активностью показавшей, что оно формально-пассивное как и в целом учебный труд.

В связи с этим требуется коррекция создавшейся негативной ситуации в высшей школе. Формирование у студенческой молодежи мотивации к повышению умственной и физической работоспособности в процессе обучения в вузе является актуальной задачей комплексной подготовки квалифицированных выпускников в высшей школе. В тоже время преподаваемая в вузе дисциплина «Физическая культура» по своему содержанию и задачам не соответствует современным требованиям подготовки выпускников, поскольку не достаточно ориентирована на формирование умений и навыков повышения и поддержания умственной работоспособности в интеграции с двигательной активностью. Поэтому назрела острая необходимость разработки организационно-педагогических условий интеграции умственной работоспособности и двигательной активности студентов средствами физической культуры и спорта в процессе профессионального обучения в вузе. При наполнении содержания программно-методического обеспечения процесса интериоризации профессионально-личностных ценностей на основе интеграции умственной работоспособности и двигательной активности студентов технического вуза мы руководствовались следующими организационно-педагогическими действиями:

  • организация личностно-ориентированного формирования умственной работоспособности студентов с учетом индивидуальных психофизических и социальных возможностей индивидуума;

  • диагностика уровня индивидуального здоровья и умственной работоспособности с учетом психоаналитических, конституционных и социально-духовных особенностей личности;

  • организация системы рекреационных мероприятий укрепления и поддержания здоровья и умственной работоспособности, создание комфортных условий для студентов;

  • выбор оптимальных, современных и адекватных методов, форм и средств укрепления здоровья и умственной работоспособности молодежи с учетом возраста, пола, психотипа, региона, социальной и экологической среды;

  • формирование индивидуальных потребностей личности и профессионального становления на основе знания собственных возможностей и особенностей соматического, психического, интеллектуального, духовного и социального здоровья;

  • обучение методам самодиагностики, самооценки, самоконтроля и самокоррекции психосоматического статуса организма и умственной работоспособности на всех этапах жизнедеятельности;

  • формирование духовно-нравственных и социальных ориентиров, определяющих здоровье и благополучие личности, умственную работоспособность в каждом возрастном периоде;

  • оптимизация социально-гигиенических условий жизнедеятельности студентов в процессе обучения в вузе, как сопутствующие условия поддержания умственной работоспособности.

Все это в совокупности способствовало продуктивной интериоризации профессионально-личностных ценностей в процессе интеграции умственной работоспособности и двигательной активности студентов технического вуза в ходе профессиональной подготовки.

Во втором параграфе «Содержание программно-методического обеспечения процесса интеграции умственной работоспособности и двигательной активности студентов технического вуза» рассмотрены вопросы уточнения существенных признаков указанной деятельности.

Содержание программно-методического обеспечения процесса интеграции умственной работоспособности и двигательной активности студентов технического вуза содержит следующие разделы: теоретический (основы знаний о физической и спортивной культуре, здоровый образ жизни и здоровый стиль поведения, общая культура здоровья, двигательная культура, теоретические основы двигательной деятельности, психофизиологические основы умственной работоспособности и др.), основная цель которого заключается в формировании у студентов информационно-познавательного, профессионально-личностного и эмоционально-ценностного отношения к формированию умственной работоспособности в процессе физического воспитания и профессионального становления в вузе; методический (материал, направленный на формирование методических знаний и умений повышения умственной работоспособности через занятия физической культурой, спортом, здоровым образом жизни и др.); практический (формирование у студентов практических умений и навыков поддержания и укрепления умственной работоспособности через различные формы занятия физической культурой и спортом, участие в различных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях, индивидуальных и самостоятельных занятий в домашних условиях и на каникулах).

Формирование у студентов теоретических и практических навыков и умений поддержания, укрепления и повышения умственной работоспособности и двигательной активности на учебных занятиях (в том числе по физической культуре) в вузе осуществлялось последовательно в четыре этапа: 1-й этап (диагностическо-когнитивный, первый курс) – проводится тестирование физической подготовленности студентов, оценка общих теоретических знаний и практических умений самостоятельных занятий физической культурой, анкетирование, формирование программно-методического материала для коррекции исходных показателей студентов; 2-й этап (коррекционно-формирующий, второй курс) – формирование теоретический знаний и практический умений по поддержанию и укреплению умственной работоспособности средствами физической культуры и спортом; 3-й этап (профессионально-прикладной, третий курс) – выбор индивидуальных форм и комплексов физических упражнений по поддержанию и укреплению умственной работоспособности, дальнейшее совершенствование теоретических и практических навыков и умений повышения умственной работоспособности, с учетом психофизических особенностей будущей профессии, здорового образа жизни и др.; 4-й этап (итогово-оценочный, четвертый курс) – активное участие в различных спортивно-массовых соревнованиях, конкурсах здоровья, валеадах, косвенная оценка интеграции умственной работоспособности и двигательной активности, рекомендации по дальнейшей интеграции умственной работоспособности и двигательной активности у студентов в процессе учебной деятельности в вузе и подготовки к будущей профессиональной деятельности.

В третьем параграфе «Педагогическая технология интеграции умственной работоспособности и двигательной активности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки» раскрывается содержание опытно-экспериментальных занятий по физическому воспитанию, которые носили специфический характер, где поэтапно согласно базовым задачам осуществлялось продуктивное и динамичное формирование умственной работоспособности и двигательной активности.

На первом курсе содержание занятий было следующие: основная цель – приобщение студентов к здоровому образу жизни как базовому компоненту профессионально-личностного становления молодежи на основе взаимосвязи физической и интеллектуальной деятельности, что способствует активному укреплению и поддержанию умственной работоспособности.

Формы и средства для решения поставленной цели:

  • ознакомление студентов о здоровом образе жизни через лекции, беседы, написание тематических рефератов, обучение студентов самостоятельной работе по повышению умственной работоспособности через здоровый образ жизни и поведение и др.; научить студентов простым, доступным и эффективным методам и способам контроля умственной работоспособности; совместное преподавателя и студента оптимального и адекватного психофизическому состоянию стиля здорового образа жизни для укрепления и поддержания умственной работоспособности.

На втором курсе основная цель учебно-практических занятий – формирование у студентов здорового образа жизни с учетом его будущей профессиональной деятельности и необходимости дальнейшего формирования умственной работоспособности.

Для реализации указанной цели было использовано: обучение студентов формированию и разработке содержания здорового образа жизни (режим учебы и отдыха, питание, психофизическое восстановление, физические упражнения, личная гигиена, гигиена одежды и обуви и др.), участие в туристических походах, спортивных соревнованиях; спартакиадах, занятия в спортивных секциях, группах здоровья и т.д.

На третьем курсе – третий этап формирования умственной работоспособности; основная цель – закрепление у студентов теоретических знаний и практических навыков дальнейшего повышения умственной работоспособности через здоровый образ жизни. Основные направления и формы для решения данной цели: написание работы об индивидуальном стиле здорового образа жизни в формировании умственной работоспособности, презентация авторской модели здорового образа жизни, выступления-доклады перед сокурсниками, на конференциях и др.

На четвертом курсе – четвертый этап, итогово-оценочный, предполагает активное участие в различных спортивно-массовых соревнованиях, конкурсах здоровья, валеадах, косвенную оценку интеграции умственной работоспособности и двигательной активности, рекомендации по дальнейшей интеграции умственной работоспособности и двигательной активности у студентов в процессе учебной деятельности в вузе и подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Для оценки и контроля сформированности умственной работоспособности студентов в процессе профессионального становления в вузе были разработаны уровни сформированности умственной работоспособности: высокий, средний, удовлетворительный и низкий.

По завершению опытно-экспериментальной работы был проведен математико-статистический анализ полученных результатов исследования по следующим критериям: физическая работоспособность, профессионально-личностные ценности (социологический опрос) и косвенная оценка умственной работоспособности студентов вуза.

Физическая работоспособность у студентов экспериментальной группы повысилась в среднем на 8,5 % (р<0,05), в контрольной группе всего на 1,8 % (р>0,05).

В контексте профессионально-личностной ценности для студентов формирование умственной работоспособности оценивалась по социологическим анкетам, анализ которых показал, что 93 % юношей и 76 % девушек экспериментальной группы по окончанию эксперимента считают необходимым в профессиональном становлении приобретения знаний и умений укрепления и подержания здоровья как важного компонента в поддержании и укреплении умственной работоспособности. В то же время студенты контрольной группы так и не осознали необходимости и значимости формирования умственной работоспособности и двигательной активности в процессе профессионального становления. Уровень сформированности умственной работоспособности у студентов экспериментальной группы поднялся за четыре года обучения до уровня среднего – 70 % (р<0,05) и высокого – 30 % (р<0,05), в то же время на начало эксперимента уровень умственной работоспособности был следующим: низкий – 57,3 % (р<0,05), удовлетворительный – 30,9 % (р<0,05), средний – 10,5 % (р<0,05) и высокий 1,3 % (р>0,05) (табл. 1).

Таблица 1

Сформированность умственной работоспособности студентов экспериментальной и контрольной групп за четыре года обучения в вузе (2006-2010)

Группы

Кол-во

Уровень умственной работоспособности, %

Р

Высокий

Средний

Удовл

Низкий

Нач

Окон

Нач

Окон

Нач

Окон

Нач

Окон

Экспериментальная группа (юноши)

50

1,3

30

10,5

70

30,9

0

57,3

0

р<0,05

Экспериментальная группа (девушки)

40

0,4

15,3

4,3

79,3

13,4

4,3

81,9

1,1

р<0,05

Контрольная группа (юноши)

35

1,5

2,3

11,4

14,7

31,1

30,9

56

13,9

р>0,05

Контрольная группа (девушки)

45

0,5

0

4,7

13,1

14,1

59,6

80,7

27,3

р>0,05

Таким образом, анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что практически 100 % студентов экспериментальной группы осознали необходимость и значимость интеграции умственной работоспособности и двигательной активности в профессионально-личностном становлении, как необходимого условия поддержания на должном уровне учебной деятельности в вузе.

В Заключении диссертационной работы подведены итоги и сформулированы выводы.

Анализ научной литературы показал, что в вузах недостаточно продуктивен учебно-воспитательный процесс подготовки кадров для современного производства. Данное положение обусловлено тем, что не учитывается интеграционный потенциал профессионального образования и особенно интеграция умственной работоспособности и двигательной активности студентов, где формирование интеллектуальных и психофизических потенций необходимо осуществлять в процессе обучения в вузе в учебное и внеучебное время, что в итоге в целом способствует повышению эффективности учебного процесса профессиональной подготовки молодежи.

Особенностью организации образовательного процесса в техническом вузе с целью интеграции умственной работоспособности и двигательной активности студентов, является недостаточная сформированность у студентов технического вуза гуманитарных знаний и умений интериоризации профессионально-личностных ценностей во внутренний индивидуальный компонент повседневной деятельности.

Спецификой интериоризации профессионально-личностных ценностей в процессе интеграционных педагогических мероприятий, направленных на взаимосвязь умственной работоспособности и двигательной активности студентов, является формирование у студентов технического вуза гуманитарных знаний и умений перевода внешне актуализированных ценностей во внутренний компонент отдельного индивида. Все это в совокупности дополняет и расширяет интеграционный и гуманитарный потенциал профессионального образования студентов технического вуза.

Разработана инновационная вариативная часть программно-методического обеспечения сопровождения учебно-воспитательного процесса интеграции умственной работоспособности и двигательной активности студентов технического вуза в процессе их профессионального обучения в вузе.

Разработана технология реализации организационно-педагогических условий, направленных на интеграцию умственной работоспособности и двигательной активности студентов технического вуза в образовательно-воспитательной среде высшего учебного заведения.

Проверена эффективность организационно-педагогических условий интеграции умственной работоспособности и двигательной активности студентов технического вуза в системе профессионального образования, которая выразилась в следующем: в экспериментальной группе уровень умственной работоспособности у 70 % (р<0,05) студентов сформировался до уровня среднего и у 30 % ( р<0,05 ) до уровня высокого. В тоже время в контрольной группе уровень умственной работоспособности изменился недостаточно. В контексте профессионально-личностной ценности для студентов экспериментальной группы формирование умственной работоспособности стало необходимым условием в профессиональном становлении.

Опытно-экспериментальная работа дала положительные результаты и подтвердила все положения рабочей гипотезы. Данное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы интеграции умственной работоспособности и двигательной активности студентов. Перспективы новых исследований видятся в рассмотрении отдельных аспектов данной проблемы (формирование представлений о физической культуре, изучение особенностей формирования умственной работоспособности, разработка соответствующих программ, методических материалов).

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК России

  1. Иванова, В.В. Формирование двигательной компетенции студентов в вузе как условие активизации профессиональной подготовки / В.В. Иванова // Омский научный вестник. 2011. - №.4 – С. 89-103. (0,87 п.л.)

  2. Иванова, В.В. Формирование умственной работоспособности студентов технического вуза, в процессе профессиональной подготовки // В.В. Иванова // Омский научный вестник. 2012. - №.1 – С. 76-85. (0,56 п.л.)

  3. Иванова, В.В. Педагогические условия интеграции умственной работоспособности и двигательной активности студентов вуза, в процессе профессиональной подготовки / В.В. Иванова, В.В. Пономарев // Омский научный вестник. 2012. - №.1 – С. 86-95. (0,56 п.л.)

Статьи в журналах, сборниках научных трудов

  1. Иванова, В.В. Формирование умственной работоспособности студентов в процессе профессионального обучения в вузе / В.В. Иванова, В.В. Пономарев, А.Ю. Григорьев // Физкультурное образование, спорт и здоровье: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции Усть-Илимского филиала ГОУ ВПО «ВСГАО». – Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО «Восточно-сибирская государственная академия образования». – 2011. – С.44-53 (0,25 п.л.)

  2. Иванова, В.В. Интеграция умственной работоспособности и двигательной активности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки (монография) / В.В. Иванова, В.В. Пономарев // Монография Изд-во СибГТУ, 2011. – 163с. ( п.л.)

  3. Иванова, В.В. Формирование умственной работоспособности студентов в процессе профессионального обучения в вузе / В.В. Иванова, В.В. Пономарев // Сборник Международной научно-пра-ктической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании». – Екатеринбург, 2011. – С. 177-179. (0,18 п.л.)

  4. Иванова, В.В. Двигательная компетенция будущих специалистов / В.В. Иванова // Актуальные проблемы современной науки. Сборник статей по материалам Международной конференции: - Самара, 2009. – С.92-102 ( 0,62 п.л.)

  5. Иванова, В.В. Двигательная компетенция в формировании личности / В.В. Иванова, В.В. Пономарев // Теоретические и прикладные проблемы психологии личности: материалы Всероссийской научно-практической конференции: - Пенза, 2009. – С.28-32 (0,15 п.л.)

  6. Иванова, В.В. Формирование двигательной компетенции у будущих специалистов / В.В. Иванова // Инноватизационные преобразования в регионе: материалы Всероссийской научно-практической конференции: - Пенза, 2009. – С. 49-53. (0,15 п.л.)

  7. Иванова, В.В. Роль физической культуры в формировании личности / В.В. Иванова // Инновационные технологии в обучении и воспитании: материалы Международной научно-практической конференции. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. – Т.II. – С. 43-46. (0,12 п.л.)

  8. Иванова, В.В. Индивидуальные различия студентов и качество подготовки их в образовательном процессе / В.В. Иванова // Научно-педагогические исследования как ресурс развития образования Красноярского края. Материалы первой краевой дистанционной научно-практической конференции: - Красноярск: КК ИПК РО, 2004. – С.130-132. (0,18 п.л.)

  9. Иванова, В.В. Мониторинг качества образования / В.В. Иванова, А.В. Андриенко // Интеллект – 2004: Сборник материалов Межрегиональной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Красноярск: СИБУП, 2004. – С. 283-287. (0,31 п.л.)

  10. Иванова, В.В. Компоненты качества образования / В.В. Иванова, А.В. Андриенко // Мир человека: Научно-информационное издание, выпуск 3: Тезисы докладов межвузовской конференции. Красноярск, СибГТУ, 2003. – С.24-26. (0,15 п.л.)

  11. Иванова, В.В. Индивидуальные различия студентов и качество подготовки их в образовательном процессе вуза / В.В. Иванова // Непрерывное экологическое образование и экологические проблемы. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Том 3 – Красноярск: СибГТУ, 2004. – С.7-10. (0,25 п.л.)

  12. Иванова, В.В. Исследование умственного развития учащихся лицея / В.В. Иванова, А.В. Андриенко // Мир человека: Научно-информационное издание, выпуск 1: Тезисы докладов межвузовской конференции. Красноярск, СибГТУ, 2003. – С.32-33. (0,06 п.л.)

  13. Иванова, В.В. Педагогические условия подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению / В.В. Иванова, А.В. Андриенко // Молодежь Сибири-науке России: Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции:- Красноярск: СИБУП, КРО НС «Интеграция», 2003. Часть I. – С. 232-235. (0,25 п.л.)

2

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Интеграция умственной работоспособности и двигательной активности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования (1)

    Автореферат
    Защита состоится «5» апреля 2012 года в часов на заседании объединенного совета по защите докторских и кандидатских диссертации ДМ 212.069.01 при ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им.
  2. Квалиметрия инновационных технологий обучения и физического воспитания студентов (на примере обучения таможенным специальностям) 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Актуальность. Концепция модернизации российского образования предполагает решение главной задачи государственной образовательной политики – обеспечение и управление качеством современного образования на основе сохранения его фундаментальности
  3. Развитие общекультурных компетенций студентов педагогического вуза в физкультурной деятельности 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (педагогические науки)

    Автореферат
    Защита состоится 23 мая 2012 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.177.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Омском государственном педагогическом университете по адресу: 644099, г.
  4. Методолого-экспериментальное построение развивающего образования в проблемном поле «школа-вуз» 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    На правах рукописи БЕЛОУСОВА Ольга Валентиновна МЕТОДОЛОГО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОБЛЕМНОМ ПОЛЕ «ШКОЛА-ВУЗ» 13.00.08 – теория и методика
  5. В. С. Кузнецов теория и методика физического воспитания и спорта

    Документ
    Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе (Н.

Другие похожие документы..