Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Недостаток рабочей силы на российском рынке труда можно компенсировать за чет продуманной миграционной политики. Такое мнение высказал во вторник на ...полностью>>
'Программа'
Основные понятия и определения теории надежности. Обобщенные объекты исследования надежности; изделие, элемент, система. Характеристики групп элемент...полностью>>
'Документ'
Ключом к пониманию современной этнической мозаичности Крыма является изучение этногенеза крымского населения. Целью нашего исследования являлось изуч...полностью>>
'Закон'
1. Открытием признается установление и доказательство неизвестных ранее объективно существующих закономерностей (законов), свойств или явлений материа...полностью>>

«Об Общественной палате Курганской области» (3)

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ДОКЛАД

о состоянии гражданского общества Курганской области

и работе Общественной палаты Курганской области

в 2008 году

Курган, март 2009 г.

ДОКЛАД

о состоянии гражданского общества Курганской области

и работе Общественной палаты Курганской области

в 2008 году

Доклад о состоянии гражданского общества Курганской области и работе Общественной палаты Курганской области в 2008 году подготовлен в соответствии со статьей 19 Закона Курганской области № 193 от 7 ноября 2006 года «Об Общественной палате Курганской области».

Основная часть доклада – познакомить общественность, органы государственной власти и местного самоуправления, жителей Зауралья со свои видением состояния гражданского общества в Курганской области, дать объективную количественную и качественную оценку общественных институтов их возможностей и способностей реализовать свои интересы и инициативы.

Впервые мы получили возможность при оценке состояния гражданского общества области опереться на результаты собственного исследования некоторых значимых параметров зауральского гражданского общества, проблем его становления.

Именно результаты данного исследования являются содержанием первого раздела доклада, с включением некоторых теоретических положений о сути самого гражданского общества и ряда сравнительных положений состояния гражданского общества Курганской области с общероссийскими оценками.

Второй раздел доклада, как и в предыдущем докладе, включает характеристику общественных объединений Курганской области, их деятельности на ряде направлений общественной жизни. Причем, опять же как и ранее, данная характеристика отражает позицию самих общественных объединений и следовательно является коллективным мнением, если не всех, то по крайней мере, абсолютного большинства членной Общественной палаты.

Третий раздел – это отчет о работе Общественной палаты в целом, ее Совета, комиссий, аппарата «Общественной палаты».

I раздел. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО ЗАУРАЛЬЯ.

1. Современное понимание гражданского общества.

Считаем, что даже краткая трактовка современных взглядов на гражданское общество будет логичной частью доклада, так как только ясное понимание явления дает возможность его объективной оценки в реальной практической действительности.

Сам термин «гражданское общество» употребляется как в широком, так и в узком значении. Гражданское общество включает всю не охватываемую государством, его структурами часть общества, т.е. то, до чего «не доходят руки» государства. Оно возникает и изменяется в ходе естественноисторического развития как автономная, непосредственно независимая от государства сфера. Гражданское общество в этом значении совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом.
Гражданское общество также неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское общество формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

Гражданское общество имеет сложную структуру, включает в себя хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д. В гражданском обществе в отличии от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

Гражданское общество — это закономерный этап, высшая форма самореализации индивидов. Оно вызревает по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа.

Качественной характеристикой гражданского общества является то, что основой функционирования такого общества является не просто создание определенного поля реализации частных интересов, формально-юридически независимого от государственной власти,
но достижение высокого уровня самоорганизации, саморегуляции общества. Основные функции по налаживанию совместной деятельности членов гражданского общества должны осуществляться самим обществом на подлинно демократических, самоуправленческих началах.

Современная концепция гражданского общества основана на признании необходимости обеспечения оптимального, гармоничного сочетания частных и общественных интересов.

Свобода, права человека и его частные интересы должны рассматриваться в этом случае не с позиции эгоистической сущности «экономического человека», для которого свобода есть собственность, а, наоборот, сама собственность во всем многообразии ее форм становится средством утверждения идеалов освобожденной личности. И это
должно происходить на основе безусловного признания в качестве высшей ценности гражданского общества человека, его жизни и здоровья, чести и достоинства политически свободной и экономически независимой личности.
С учетом вышесказанного можно определить понятие гражданского общества как основанную на самоорганизации систему социально-экономических и политических отношении, функционирующих в правовом режиме социальной справедливости, свободы, удовлетворения материальных и духовных потребностей человека как высшей ценности гражданского общества.

Современное гражданское общество имеет следующую структуру:
1. Добровольно сформировавшиеся первичные общности людей (семья, кооперация, ассоциация, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие объединения).

2. Совокупность негосударственных неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, семейных, духовных, нравственных, религиозных и других: это производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы.

3. Сфера самопроявления свободных индивидов и их организаций, огражденная законами от прямого вмешательства в нее со стороны государственной власти.

Основная функция гражданского общества — наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей его членов. Разнообразные экономические, этнические, региональные, профессиональные, религиозные объединения граждан призваны содействовать всесторонней реализации индивидом его интересов, устремлений, целей и т. д.

В рамках выполнения этой основной функции гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:

1. На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.

2. На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления.

3. Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или
иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций.

4. Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и побед человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

5. Гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивиды соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

6. Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оно создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь. В сложные исторические периоды (войны, кризисы, депрессии), когда государство начинает шататься, оно «подставляет свое плечо» — прочные структуры гражданского общества.                           
Одной из функций гражданского общества является также обеспечение некоторого минимального уровня необходимых средств к существованию всем членам общества, особенно тем, кто сам не может этого добиться (инвалиды, престарелые, больные и т. п.).

Одной из стратегических целей начавшегося еще десять лет назад процесса всестороннего реформирования российского общества было становление и развитие гражданского общества и правового государства. В этом смысле гражданское общество — тот социальный заказ и та идея, которые во многом определяют магистральный путь развития России. Это означает нахождение того или иного минимума социальности,
который бы не подпадал под тотальное огосударствление.

За последние годы в России возникло и развилось множество движений и организаций, реализующих на практике функции гражданского общества; правозащитные организации; общества по защите прав потребителей; экологические организации; объединения в сфере науки, культуры и образования; женские движения и др. Однако масштаб их
деятельности не отвечает реальным потребностям формирования гражданского общества. Это — только начальное формирование субъектов гражданского общества, способных регулировать социальные процессы без помощи государственной власти. Зарождающиеся элементы гражданского общества со временем, как представляется, продемонстрируют готовность к самоорганизации социальной жизни и вместе с необходимыми ресурсами и при организационной поддержке возьмут на себя те государственные функции, которые обществом решаются более эффективно, чем чиновниками.

2. Портрет гражданского общества Зауралья.

За период демократических реформ Россия от лица государственных лидеров не раз подтверждала свою твердую приверженность следовать курсом развития и укрепления всех важнейших институтов демократии и в по­следнее время в посланиях президента все чаще упоминается необходимость строительства гражданского общества как главного условия не только устойчивой демократии, но и эффективного государства. Трудно развивать то, что мало изучено, поэтому исследования гражданского общества России становят­ся все более востребованными.

Представление о состоянии гражданского общества в Курганской области дают социологические исследования, проведенные по заказу Общественной палаты Курганской области специалистами АНО «Научно-исследовательский центр проблем управления и государственной службы» и Курганского института государственной и муниципальной службы.

Современное состояние гражданского общества: основные результаты и выводы.

Гражданская активность населения, как основное условие становления и развития гражданского общества в Курганской области.

В настоящее время нет единого понимания, как самого понятия «гражданское общество», так и того факта, сформировано ли гражданское общество в нашей стране или конкретно в нашей Курганской области. Понятие гражданского общества не имеет четких границ и употребляется в различных контекстах. Вместе с этим, под гражданским обществом понимают определенный уровень общественно-государственного развития, при котором соблюдаются права и свободы, а граждане демонстрируют высокую степень участия в социально-экономической и политической жизни. Кроме того, к гражданскому обществу относят отдельную сферу общества, в которой проявляют себя негосударственные, неполитические и некоммерческие организации и институты. Данное представление опирается на трехсекторную модель общества, в которой первый и второй сектора отводятся государству и бизнесу, а третий обозначает активность гражданских организаций.

По-разному определяются и основные критерии, по которым гражданское общество можно считать сформировавшимся. Кто-то считает самым важным возможность беспрепятственно создавать общества, союзы и объединения, а кто-то готовность граждан к взаимопомощи. Данные различных исследований, как общероссийских, так и проведенных в Курганской области, позволяют оценить сегодняшнее состояние гражданского общества как по ряду прямых, так и по косвенным показателям.

В научной литературе утвердилось понимание того, что важнейшими предпосылками формирования гражданского общества являются солидарность, доверие, ответственность граждан.

Готовность объединяться с другими людьми для каких-либо совместных действий, если идеи и интересы совпадают, является проявлением солидарности в обществе, противостоянием индивидуализму. К категории людей, готовых к этому, по данным общероссийских исследований, относят себя 55% россиян. По нашим исследованиям в Курганской области, 31% опрошенных заявили о твердой готовности, а 53% - «скорее готовы» объединяться с другими людьми для совместных действий. Это свидетельствует о потенциальном стремлении к социальной интеграции, к доверию, но данное желание еще не получило устойчивой мотивации, не стало принципом общественного поведения. На основе этих данных мы получаем картину не столько реальной готовности, сколько расположенности граждан к объединению как основному механизму становления гражданского общества. Таким образом, отраженный в социологических данных социально-психологический фон становления гражданского общества в нашей области можно считать вполне благоприятным.

Возможности развития гражданского общества в Зауралье связаны с расширением практически действующей части его социальной базы (активно работающих общественных организаций), а также за счет представителей так называемой "буферной зоны". Ее представители потенциально готовы объединяться для совместных действий, но реально не участвуют в них, не занимаются частной благотворительностью или добровольчеством и не информированы в достаточной мере о работе существующих организаций. Поэтому, необходимо способствовать активизации имеющейся у них общей готовности к солидарным действиям и вовлечению в конкретную работу организаций, участию в отдельных инициативах. Здесь велика роль позитивной оценки имеющегося в нашей области опыта общественных организаций и инициатив разного типа, как со стороны органов власти, так и общественности, а также широкая информированность населения Курганской области о деятельности НКО и гражданских инициатив. В этой связи на повестку дня встает вопрос о выработке областной программы содействия развитию общественных инициатив и ее планомерной реализации.

Гражданское общество не может развиваться и без определенного уровня доверия людей друг к другу, к основным общественным институтам. Доверие растет по мере укрепления гражданского общества, и уровень доверия становится одним из важных индикаторов степени развитости гражданского общества. В современном российском обществе, по данным Общественной палаты РФ, фиксируется относительно низкий уровень социального доверия. Одни считают, что людям можно доверять. Другие считают, что с людьми нужно быть поосторожнее. Первой точки зрения придерживаются 33% россиян (по Курганской области – менее 29%).

Важнейшей предпосылкой развития гражданского общества, наряду с доверием и солидарностью является ответственность. Декларируемая ответственность россиян возрастает по мере приближения к уровню повседневной жизни (в своем дворе, на работе). Одновременно - уменьшается по мере удаления от него (в городе, в районе, в стране).

готовность влиять (в %)

в полной

мере

в значительной

мере

в незначительной мере

не ощущаю готовности

в своем дворе

37

26

13

7

на работе

16

41

24

5

в городе, в районе

0,9

10

42

25

в стране

1,3

4

21

41

Полученные данные свидетельствуют о том, что гражданам недостает каналов действенного влияния, чтобы реализовать свое чувство ответственности на практике. А отсутствие реальных механизмов влияния приводит к тому, что участие граждан в общественной жизни остается на низком уровне.

При сравнении значений выше отмеченных показателей (социальное доверие, готовность объединяться с другими людьми, возможность оказывать влияние) отмечается низкий процент зауральцев активных, способных отстаивать собственную позицию (всего 11%). Большинство из опрошенных (60%), полагают, что преобладают граждане не очень активные, чаще имеющие свои взгляды, но не стремящиеся к действиям.

Можно сделать предположение, что у населения на основе сложившегося в прошлые времена стереотипа, прочно укрепилось представление, что в активности россиян заинтересовано, прежде всего, государство и именно государство должно принимать меры для повышения активности своих граждан. Так, 61% респондентов прямо указали, что активные граждане нужны государству и только 30% считают, что гражданская активность нужна, прежде всего, личности - в отстаивании собственных прав.

В оценке того, как в нашей стране соотносятся готовность россиян проявлять гражданскую активность и условия для этого, респонденты определились следующим образом. О том, что в стране есть все условия, чтобы реализовать себя как свободного полноправного гражданина, считают только лишь 5,5% опрошенных. Позиция «в стране есть все условия для гражданской активности, но граждане не стремятся проявлять её» свойственна, практически, для каждого пятого. Наиболее распространенными являются противоположные (в определенном смысле) позиции - «граждане готовы проявить гражданскую активность, но в стране нет для этого условий» и «большинство граждан является простыми винтиками государственной машины»: 39,0% и 27,7%, соответственно.

Приведенные социологические данные свидетельствуют о том, что, с одной стороны, необходимость роста гражданской активности уже прочно входит в повестку дня регионального сообщества, а с другой, - о том, что большая часть населения не осознают этого, а если и осознают, то более склонны к ожиданию от государства предоставления условий для реализации гражданской активности, нежели к подлинно гражданской позиции, само проявление которой, собственно, и сопровождается формированием этих самых условий. Население не готово преодолевать собственную и общественную инерционность, в известном смысле находясь в плену удобной выжидательной иллюзии: вот когда предоставят красную ковровую дорожку для проявления активности, тогда посмотрим. Вполне естественно, возникает вопрос - является ли подобный уровень гражданской активности характерным для всех субъектов Российской Федерации, или есть определенные региональные различия?

Материалы «Доклада о состоянии гражданского общества в Российской Федерации» Общественной палаты РФ однозначно указывают на неравномерность развития Гражданского общества на территории России. По данным специально проведенного в 2008 г. исследования по уровню вовлеченности местного населения в благотворительную деятельность, функционирования некоммерческих организаций и гражданских инициатив, по уровню информированности о них, российские регионы разделяются на четыре группы:

1 -группа регионов, характеризующаяся низким уровнем общественной активности (25 субъектов Российской Федерации),

2- группа регионов, характеризующаяся общественной активностью на уровне ниже среднего (25 субъектов РФ),

3- группа регионов, характеризующаяся общественной активностью на уровне выше среднего (15 субъектов РФ) и

4- группа регионов, характеризующаяся высоким уровнем общественной активности (3 субъекта РФ).

Курганская область отнесена к первой группе - группе регионов, характеризующихся низким уровнем общественной активности. Делается не бесспорный вывод о том, что в субъектах Российской Федерации, где население отличается более высокими уровнями дохода, образования и долголетия, оно и более активно участвует в общественных делах. Представляется, что критерии отнесения к той или иной группе следует искать в других зависимостях. (Во всяком случае, относить Тюменскую область по указанному критерию ко второй группе - регионов, характеризующихся общественной активностью на уровне ниже среднего, выглядит сомнительным). Тем не менее, результаты нашего исследования подтверждают вывод о низком уровне гражданской активности в Курганской области.

Материалы по гражданскому участию в западных странах показывают, что многие виды добровольной активности были распространены и у нас в советские времена. Однако их основной организационной формой были "общественная работа", "партийное/комсомольское поручение", соответственно, контролируемые коммунистическими парторганизациями. Добровольная (в смысле неоплачиваемая) активность практически полностью проходила по ведомости партийно-политической работы. Сегодня активность такого рода не приемлется во многом в силу сохраняющейся памяти. Так же если взять детское и молодежное движение (октябрятско-пионерское и комсомольское), в нем, если отвлечься от коммунистически-идеологической наполненности, было много здравого и ценного (шефство над ветеранами, сбор вторичного сырья, "зеленые" рейды и т.д.). Создаваемые ныне бойскаутские организации готовы взять на себя нормальные общественные функции. Однако должно пройти время, должны сложиться традиции, чтобы новые (обновленные) детские и молодежные организации, а, в целом, и все общественные объединения стали одним из регулярных элементов гражданского общества.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Об Общественной палате Курганской области» (1)

    Доклад
    Доклад «О состоянии гражданского общества в Курганской области и итогах работы Общественной палаты Курганской области за 2007-2011 годы» подготовлен в соответствии со статьей 19 Закона Курганской области № 193 от 7 ноября 2006 года
  2. «Об Общественной палате Курганской области» (2)

    Доклад
    Доклад «О состоянии гражданского общества в Курганской области и итогах работы Общественной палаты Курганской области за 2007-2011 годы» подготовлен в соответствии со статьей 19 Закона Курганской области № 193 от 7 ноября 2006 года
  3. Информация о работе Общественной палаты Курганской области в 2010 году и 1-м квартале 2011 г

    Решение
    Деятельность Общественной палаты определялась решением задач по обеспечению согласования общественно значимых интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти области и местного самоуправления в решении
  4. Итоги законотворческой работы курганской областной думы пятого созыва (2011 год)

    Закон
    Информационно-аналитический материал подготовлен аналитическим отделом аппарата Курганской областной Думы на основании материалов Курганской областной Думы, Правительства Курганской области, территориальных органов федеральных органов
  5. Ой области «Модернизация здравоохранения Курганской области на 2011 2012 годы» (далее Программа модернизации) согласно приложению к настоящему постановлению

    Программа
    В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 года №85 «Об утверждении Правил

Другие похожие документы..