Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой (Сборник программ к комплекту учебников «На...полностью>>
'Документ'
Спортивные соревнования (тестирование) как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки и контроля их эффекти...полностью>>
'Документ'
Кедр - дерево уникальное. Его древесина используется как прекрасный строительный материал, а мебель и отделочные материалы из дерева кедра обладают не...полностью>>
'Документ'
Джек Николсон) Любовь по правилам и без… (Джек Николсон, Дайан Китон) В поисках Немо (мультфильм) Оптом дешевле (Стив Мартин, Бонни Харт) Люди Икс (П...полностью>>

Федеральный институт педагогических измерений учебно-методические материалы для подготовки председателей и членов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме)

Главная > Материалы для подготовки
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ

Учебно-методические материалы

для подготовки председателей и членов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом

Государственная (итоговая) аттестация

выпускников IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме)

2012 год

РУССКИЙ ЯЗЫК

Москва

2012

Под редакцией И.П. Цыбулько

Авторы-составители: Е.Н. Зверева, Л.С. Степанова, И.П. Цыбулько

Повышение объективности результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений
(в новой форме) во многом определяется качеством экспертной проверки территориальными предметными комиссиями выполнения заданий с раз­вёрнутым ответом. Рекомендации по формированию и организации работы предметных комиссий (подкомиссий) территориальной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации, создаваемых для организации оценивания экзаменационных работ в рамках государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования (Приложение 3 к письму Рособрнадзора от 29.02.2008 № 01-96/08-01), содержат положение о том, что «террито­риаль­ные предметные комиссии в своей работе руководствуются… рекомен­дациями и инструкциями уполномоченной организации, осуществляющей по поручению Рособрнадзора разработку экзаменационных заданий по проверке и оцениванию экзаменационных работ обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования». На практике это означает необходимость ознакомления экспертов территориальных предметных комиссий с общими подходами к проверке и оценке экзаменационных работ, а также определенной тренировки для обучения их приёмам работы с системой оценивания экзаменационной работы по предмету. Это позволит обеспечить «соблюдение процедуры проверки экзаменационных работ обучающихся» и повысить надёжность результатов.

С этой целью специалистами Федерального института педагогичес­ких измерений подготовлены методические пособия для организации подготовки экспертов территориальных предметных комиссий, подкомиссий по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом
в 2012 г. Пособие по предмету включает в себя описание экзаменационной работы 2012 года, научно-методические подходы к проверке и оценке выполнения заданий с развёрнутым ответом, примеры ответов учащихся
с комментариями к оценке этих ответов, а также материалы для самостоятельной работы эксперта.

Авторы будут благодарны за предложения по совершенствованию пособия.

©. Е.Н. Зверева, Л.С. Степанова, И.П. Цыбулько, 2012

©. Федеральный институт педагогических измерений, 2012

Содержание

стр

1.

Особенности экзаменационной работы по русскому языку 2012 года

4

2.

Изменения в модели экзамена 2012 года по сравнению с 2011 годом

5

3.

Основные подходы к проверке и оценке сжатого изложения

5

4.

Основные подходы к проверке и оценке сочинения-рассуждения

21

С2.1 Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистичес­кую тему

23

С2.2. Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связан­ную с анализом текста

37

Оценка грамотности и фактической точности речи (С1; С2.1 или С2.2)

44

5.

Материалы для самостоятельной работы экспертов по проверке и оценке заданий с развёрнутым ответом

55

Изложение С1

55

Сочинение С2.1

58

Сочинение С2.2

61

6.

Эталоны оценивания развёрнутых ответов

66

1. Особенности экзаменационной работы 2012 года
по русскому языку

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей.

Первая часть работы – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту.

Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Таким образом, сжатое изложение побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста. При этом востребованными оказываются не только репродуктивные, но и продуктивные коммуникативные умения, и прежде всего умение отбирать лексические и грамматические средства, дающие возможность связно и кратко передать полученную информацию.

Заметим, что, какой бы программой ни руководствовался учитель, комплекс этих умений обеспечивается всей проводимой в курсе русского языка работой по развитию речи. Нельзя забывать и о том, что многие из этих умений формируются как общеучебные при изучении других предметов (литературы, иностранного языка, истории, биологии, географии и пр.). Таким образом, чтобы подготовить детей к первой части экзамена, учителю прежде всего необходимо правильно организовать работу с текстом, обратив внимание на особенности сжатого изложения как формы содержательной и языковой обработки текста.

Вторая и третья части работы выполняются на основе одного прочитанного текста, который тематически связан с прослушанным, но представляет общую тему более конкретно. Если первый текст (для сжатого изложения) носит обобщённо-отвлечённый характер, то второй раскрывает тему на частном материале; если первый текст – рассуждение, то во втором могут быть представлены разные функционально-смысловые типы речи и их сочетания. Иными словами, тексты подобраны так, чтобы соблюдался принцип «от общего к частному, от отвлечённого к конкретному».

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа (А1–А7) и задания с кратким ответом (В1–В9). При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения: в заданиях с выбором ответа (А) необходимо выбрать один ответ из четырёх предложенных, в заданиях с кратким ответом (В) – записать найденный ответ цифрами или словами.

Три задания с выбором ответа (А) проверяют глубину и точность понимания содержания, выявляют уровень постижения школьниками основной проблемы текста, опознавание изученных средств выразительности речи, владение орфографическими нормами.

Девять заданий с кратким ответом (В) проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенций выпускников. Все задания имеют практическую направленность и составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами.

Третья часть работы содержит два альтернативных творческих задания (С2.1 и С2.2), из которых выпускник должен выбрать только одно. Оба задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. При этом неслучайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст: воспитание культуры доказательного аргументированного рассуждения выступает важнейшей задачей современной школы.

Показательно, что умение аргументировать собственные высказывания оказывается недостаточно сформированным у выпускников 11 классов. Новая форма экзаменационной работы для выпускников 9 классов способствует более активной работе учителя в данном направлении уже в основной школе.

2. Изменения в модели экзамена 2012 года по сравнению с 2011 годом

В экзаменационную работу 2012 года внесены следующие изменения.

  1. Изменено количество заданий с выбором ответа с 3 до 7 и количество заданий с кратким ответом с 14 до 9.

  2. Изменено с 4 до 3 количество микротем исходного текста для написания сжатого изложения (С1).

  3. Изменен объем изложения и сочинения.

  4. Изменено задание С2.1.

  5. Изменены системы оценивания заданий С1 и С2.1 и С2.2

3. Основные подходы к проверке и оценке сжатого изложения

Сжатое изложение проверяет:

  1. умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте;

  2. умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное;

  3. умение письменно передавать обработанную информацию.

Проверка этих трёх основных умений легла в основу системы критериев оценивания изложения.

Критерии оценивания задания С1

Таблица 1

Критерии оценивания сжатого изложения

Баллы

ИК1

Содержание изложения (см. таблицу 1)

Экзаменуемый точно передал основное содержание прослу­шанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 1

2

Экзаменуемый передал основное содержание прослушан­ного текста,

но

упустил или добавил 1 микротему

1

Экзаменуемый передал основное содержание прослушан­ного текста,

но

упустил или добавил более 1 микротемы

0

ИК2

Сжатие исходного текста

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста

3

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста

2

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста

1

Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста

0

ИК3

Смысловая цельность, речевая связность и последова­тель­ность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуника­тив­ный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста

0

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1ИК3

7

Задание С1

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов1.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания.

Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево. Но без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню. Найти своё призвание, утвердиться в нём — это источник счастья.

Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии. Главное — любить, знать своё дело и с увлечением относиться к нему.

В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Это приближение — в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя — ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его «искра» — вот тогда и получится настоящий человек.

(По В.В. Шахиджаняну)

136 слов

Таблица 2

Информация о тексте для сжатого изложения

абзаца

Микротема

1

Призвание — это талант, подкреплённый трудолюбием, и найти своё призвание – значит обрести счастье.

2

Чтобы стать хорошим специалистом, нужно любить, знать своё дело и увлекаться им.

3

Творческий труд сродни искусству. Если в человеке разгорится его «искра», он станет настоящим мастером своего дела.

Внимание!

Эксперт проверяет работу в том случае, если в ней насчитывается не менее 50 слов.

При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте.

Экзаменуемый должен писать изложение от того лица, от которого идёт повествование в исходном тексте.

Если в исходном тексте встречаются имена собственные, то они должны быть выписаны на доске.

Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает

  1. соответствие количества микротем в работе экзаменуемого количеству микротем в информации о тексте;

  2. последовательность микротем в работе экзаменуемого, которая должна соответствовать последовательности микротем в информации о тексте;

  3. точность передачи информации в каждой из микротем.

ИК1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Освоивших образовательные программы основного общего образования, организуемой территориальными экзаменационными комиссиями Калининградской области в 2008-2009 учебном году Калининград

    Методические рекомендации
    Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Калининградский областной институт развития образования"
  2. Учебных предметов (1)

    Методические рекомендации
    Сборник методических материалов по преподаванию учебных предметов в 2008 - 2009 учебном году: Метод. рекомендации; МО Республики Мордовия. МРИО. – Саранск, 2008.
  3. Аналитический отчет и методические рекомендации кемерово 2011

    Публичный отчет
    Государственная (итоговая) аттестация обучающихся 9 классов общеобразовательных учреждений Кемеровской области, организуемая региональной экзаменационной комиссией - ГИА-2011: Русский язык: аналитический отчет и методические рекомендации
  4. Шаулин В. Н (2)

    Документ
    Приложение 12. Результаты по виду работ (услуг) I.5.2 Разработка модели комплексного анализа результатов различных процедур оценки качества образования для обеспечения управления системой контроля и оценки качества образования на федеральном уровне
  5. Российской Федерации «Об образовании» (3)

    Закон
    1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Другие похожие документы..