Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Рассмотрены методы математического моделирования процессов проектирования информационных систем. Предложены конструкции функциональных комплексов дан...полностью>>
'Учебные пособия'
«Мертвые души». Глава 9. «Дама просто прекрасная и дама, прекрасная во всех отношениях»: анализ женских образов в поэме. Гоголь и женщины. Анна Смирн...полностью>>
'Реферат'
Склад та спрямування захисту документної інформації В сучасній українській ринковій економіці обов'язковою умовою успіху підприємця у бізнесі, отриман...полностью>>
'Документ'
приглашаем Вас к участию в 9-й Всероссийской общественной медицинской психотерапевтической конференции "Амбулаторная и больничная психотерапия и...полностью>>

Контрольная работа по дисциплине: история экономики тема: экономическая политика петра I

Главная > Контрольная работа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

Кафедра экономической истории

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ

Тема:ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПЕТРА I

Выполнил: студент 1 курса

заочного факультета

срок обучения:3 года

№ группы: 136

№ зачетной книжки: 0383325

Подрезов А.М.

Проверил: доц. Кавтарадзе Г.А.

Санкт-Петербург

2004

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Введение……………………………………………………………………………………3

1.Северная война (1700-1721 гг.), модернизация русской армии, создание флота и начало экономических реформ……………………………………………………………3

1.1.Общий план реформ…………………………………………………………………...3

1.2.Исторические условия и предпосылки петровских реформ………………………...4

1.3.Цели внешней политики Петра Великого…………………………………………….6

1.4.Влияние Северной войны на реформы………………………………………………..7

1.5.Военные реформы………………………………………………………………………8

1.6.Строительство российского флота…………………………………………………….9

1.7.Значение военной реформы…………………………………………………………..10

2.Реформы в промышленности…………………………………………………………..10

2.1.Насаждение крупного мануфактурного производства в России…………………..11

2.2.Источники государственного дохода………………………………………………..12

2.3.Финансово-податная реформа……………………………………………………….12

2.4.Создание регулярной армии. Податная реформа…………………………………..14

3.Освоение балтийского побережья…………………………………………………….16

4.Значение реформ Петра Великого…………………………………………………….16

5.Эхо реформ. Социально-экономическое развитие и социальная политика Петра в первой четверти XVII в………………………………………………………………….19

Заключение……………………………………………………………………………….24

Список литературы………………………………………………………………………25

ВВЕДЕНИЕ

Петр Первый был, пожалуй, самым выдающимся из русских монархов. Не было в истории России более яркой и противоречивой фигуры.

О Петре Великом написаны сотни книг, но до сих пор между историками идут непрекращающиеся споры о том, чего от его реформ было больше – пользы или вреда. Петр прорубил окно в Европу, провел множество кардинальных государственных реформ, создал российский флот, с помощью которого одержал победу в северной войне, завоевав выход в Балтийское море и общемировое признание для России. Однако он же отправил на эшафот множество невиновных людей, среди которых был его сын, заложил основы абсолютизма, истощил силы России в непрекращающихся войнах.

В конце XVII века, когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Россия не имела выходов к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому. Не имела Россия поэтому и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставали от передовых европейских армий.

Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить все управление страной. Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I.

1.Северная война (1700-1721 гг.), модернизация русской армии, создание флота и начало экономических реформ.

1.1.Общий план реформ.

На первый взгляд преобразовательная деятельность Петра представляется лишенной всякого плана и последова­тельности. Постепенно расширяясь, она захватила все части государственного строя, коснулась самых различных сторон народной жизни. Но ни одна часть не перестраивалась сра­зу, в одно время и во всем своем составе. Каждая реформа подступала по несколько раз, в разное время касаясь ее по частям, по мере надобности. Преобразовательные меры следовали одна за другой в том порядке, в каком вызывали их потребности, навязанные войной. Она поставила на пер­вую очередь преобразование военных сил страны. Военная реформа повлекла за собой два рядя мер, из которых одни направлены были на поддержание регулярного строя преоб­разованной армии и новосозданного флота, а другие – на обеспечение их содержанию. Меры того и другого порядка изменяли положение и взаимные отношения сословий, усили­вали напряжение и производительность народного труда как источника государственного дохода. Нововведения военные, социальные и экономические требовали от управления такой усиленной и ускоренной работы, ставили ему такие сложные и непривычные задачи, какие были ему не под силу при его прежнем строе и составе. Поэтому рука об руку с этими нововведениями и частью даже впереди их шла постепенная перестройка управления всей правительственной машины, как необходимое общее условие проведения прочих реформ. Другим таким общим условием была подготовка дельцов и умов к реформе. Для успешного действия нового управления, как и других нововведений, необходимы были исполнители подготовленные к делу, обладающие нужными для того зна­ниями, необходимо было и общество, готовое поддерживать дело преобразования, понимающие его сущность и цели. Отсюда усиленные заботы Петра о распространении научного знания, о заведении общеобразовательных и профессиональ­ных, технических школ.

Таков общий план реформы, ее порядок, установленный не наперед обдуманными предначертаниями Петра, а самим ходом дела и гнетом обстоятельств. Война была главным движущим рычагом преобразовательной деятельности, военная реформа – ее начальным моментом, а устройство фи­нансов – ее конечной целью.

Всю государственную деятельность Петра Великого можно разделить на два периода: 1695 – 1715 и 1715 – 1725 гг.

Важнейшей особенностью реформаторской деятельности первого периода является ее обусловленность прежде всего задачами внутреннего переустройства, которые были продиктованы нуждами ведения Северной воины. Реформы проводились в основном насильственными методами и сопровождались активным вмешательством государства в дела экономики. Отсутствие опта, военные неудачи, давление старого консервативного аппарата власти придали многим реформам непродуманный, поспешный характер.

Во второй период, когда военные действия уже бы перенесены на территорию противника, реформы стали более планомерными и последовательными.

Преобразования оформлялись законодательными указами царя (их количество за первую четверть XVIII в. составило более 2,5 тыс.). Однако это вовсе не противоречит тому факту, что реформаторская деятельность Петра носила в основном насильственный характер.

В целом петровские реформы были подчинены интересам не отдельных сословий, а всего государства – его процветанию, благополучию и приобщению к западноевропейской цивилизации. Они служили осуществлению своеобразной революции сверху и шаг за шагом формировали в России систему абсолютной монархии – типа государственной власти, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме достигается высшая степень централизации, создается разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция, а деятельность сословно-представительных органов фактически прекращается.

1.2.Исторические условия и предпосылки петровских реформ.

Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ?

Истоки преобразований эпохи Петра Великого следует ис­кать в предыдущем, XVII столетии. В результате деятель­ности первых Романовых был преодолен глубочайший социально-экономический и политический кризис госу­дарства и общества, вызванный событиями Смутного времени, и к концу века наметилась тенденция европе­изации России, а также четко обозначились предпосылки будущих реформ, важнейшими из них явились: активизация внешней политики и дипломатической деятельности Российского государства; интенсивное развитие внутрен­ней и внешней торговли, связанное с дальнейшим осу­ществлением реформы "посадского строения", приняти­ем "Уставной таможенной грамоты" (1653) и "Новотор­гового устава" (1667); реформирование и совершенство­вание финансовой и налоговой систем; переход от ремесленно-цехового производства к мануфактурному с использованием элементов наемного труда и простейших механизмов. Кроме того, важнейшей из предпосылок грядущих преобразований стала тенденция к абсолютиза­ции верховной власти, дальнейшее укрепление российско­го самодержавства, что выразилось в легитимизации титу­ла "самодержец", укреплении административной централизации, отмирании Земских соборов как органов сословного представительства и др. Огромное значение имело также оформление общегосударственного законо­дательства (Соборное уложение 1649 г.) с учетом европейских законодательных актов и дальнейшее совершен­ствование кодификации. Среди ключевых предпосылок реформаторской деятельности Петра следует назвать ре­организацию и совершенствование вооруженных сил – создание полков иноземного "нового строя", изменения в порядке комплектования и набора в полки, реформа военно-окружной системы. Наконец, огромную роль сыграло постепенное размежевание российского общества под влиянием западноевропейской культуры и церковной реформы Никона, появление в нем национально-консервативного и западного течений.

Россия к приходу к власти Петра I была в сравнение с европейскими державами, как я уже говорил, страной отсталой по своему развитию. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа.

Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западно­европейских стран.

Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не от­вечал потребностям страны.

Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.

Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, т.к. только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди госу­дарств Запада и Востока.

Следует отметить, что к этому времени истории нашей стра­ны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии.

Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля сельхозпродуктами. Непрерывно возрастало общественное и геогра­фическое разделение труда – основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Город отделялся от деревни. Выделялись промысловые и земледельческие районы. Развивалась внутренняя и внешняя торговля.

Во второй половине XVII века начинает изменяться характер государственного строя на Руси, все более отчетливо оформляется абсолютизм.

Получили дальнейшее развитие русская культура и науки: математика и механика, физика и химия, география и ботаника, астрономия и "рудознатство". Казаки-землепроходцы открыли ряд новых земель в Сибири.

Белинский был прав, когда говорил о делах и людях допет­ровской России: "Боже мой, какие эпохи, какие лица! Да их стало бы нескольким Шекспирам и Вальтерам Скоттам!"

XVII век был временем, когда Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи, использовала ее технику и науку, восп­ринимала ее культуру и просвещение. Учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно, брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накоп­ления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России гранди­озные реформы Петра.

Реформы Петра была подготовлена всей предшествующей исто­рий народа, "требовались народом". Уже до Петра начертана была до­вольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадав­шая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавлива­лось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло рассрочиться на целый ряд поколений. Реформа, как она была испол­нена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильствен­ным и, однако, непроизвольным и необходимым. Внешние опасности го­сударства опережали естественный рост народа, закосневшего в сво­ем развитии. Обновление России нельзя было предоставлять тихой постепенной работе времени, не подталкиваемой насильственно.

Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует от­нести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сос­ловного устройства русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.

1.3.Цели внешней политики Петра Великого.

России необходимо было найти в Европе союзников в ее борьбе с Османской империей. В 1697 г. русской дипломатии удалось заключить наступательный союз против Турции с Австрией и Венецией, и она намеревалась укрепить этот союз вовлечением в него других европейских государств, прежде всего морских держав – Голландии и Англии.

Так родилась идея Великого посольства (март 1697 – август 1698 гг.), которое должно было посетить столицы ряда европейских государств. Великими послами были назначены генерал-ад­мирал Ф.Я. Лефорт, генерал Ф.А Головин, начальник Посольского приказа и думный дьяк П.Б Возницын. Всего в посольство вошло 250 человек, в том числе 35 волонтеров (среди которых под именем Петра Михайлова находился сам царь), намеревавшихся обучиться кораб­лестроению на зарубежных верфях. За полтора года пре­бывания за границей Петр с посольством посетил Курляндию, Бранденбург, Голландию, Англию и Австрию, встречался с владетельными князьями и монархами, изу­чал корабельное дело и другие ремесла. Пришедшее ле­том 1698 г. из Москвы известие об очередном стрелецком бунте вынудило царя вернуться в Россию.

Международные отношения в Европе в это время складывались не в пользу продолжения войны с Турцией, и своей главной цели Великое посольство не достигло. Вскоре, 14 января 1699 г., России, как и другим странам — членам "Священной лиги", пришлось пойти на переми­рие с Османской империей, заключение которого состо­ялось в Карловцах. Однако Великое посольство стало для Петра подлинной академией, и полученный опыт он ис­пользовал при проведении реформ как во внутренней, так и во внешней политике. Оно на длительный период определило задачу борьбы России со Швецией за облада­ние Балтийским побережьем и выходом к морю.

Переориентация внешней политики к началу XVIII в. с южного направления на северное совпала по времени с огромными преобразованиями, охватившими все сферы жизни страны. Подготовка к войне со Швецией послу­жила импульсом для глубоких политических и социально-экономических реформ, которые определили в ко­нечном счете облик Петровской эпохи.

Огромное влияние на реформы Петра имела война. Он почти не знал мира: весь свой век он воевал с кем-ни­будь: то с сестрой, то с Турцией, Швецией, даже с Персией. Петру достались от его предшественников две за­дачи, разрешение которых было необходимо для того, чтобы обеспечить внешнюю безопасность государства: во-первых, надо было довершить политическое объединение русского народа, едва не половина которого находилась за предела­ми Русского государства; во-вторых, предстояло исправить границы государственной территории, которые с некоторых сторон были слишком открыты для нападения. Разрешение этих задач до Петра было только начато.

Вторая задача, территориальная, еще до него приводило Московское госу­дарство к столкновениям с двумя врагами: со Швецией, у которой нужно было отвоевать восточный берег Балтийского моря, и с крымскими татарами, т.е. с Турцией. Петр, на­чиная свою деятельность, прямо вступил в это сочетание международных отношений, до него создавшееся. В начале царствования он также обратил все свои усилия и народные силы на юг, следовательно, поставил своей ближайшей за­дачей исправление и ограждение южной границы госу­дарственной территории. Для этого надо было укрепить за собой и обезопасить берега Черного и Азовского морей.

На Азовском море появился первый русский флот; там возникли верфи и гавани. Но потом отношения в Западной Европе переменились. В северной и средней Европе после Тридцати­летней войны в международных отношениях главенствовала маленькая Швеция. Ее преобладание тяжелым гнетом ложи­лось особенно на государства, близкие к Балтийскому мо­рю, на Данию, Польшу и Московию. Дания и Польша искали себе третьего союзника в Московии, которая считала себя обобранной после Кардисского мира 1661 г., не возвратив­шего ей ни Ингрии, ни Карелии. Это заставило Петра по­вернуть свои усилия с берегов Черного и Азовского морей к Балтийскому морю, перегнать туда народные силы, нап­равленные на внешнюю борьбу. Новой столицей государства суждено было стать не Азову или Таганрогу, а Санкт-Петер­бургу. Таким образом, задача исправления южной границы была оставлена ради ограждения северо-западных пределов.

1.4.Влияние Северной войны на реформы.

Самое глубокое Полтавской победы сказалось не на внешней политике, а в ходе внутренних дел. На очередь стало гражданское правление. Обер-инспектор ратушного правления предупреждал Петра, что война приблизила народ к конечному разорению и необходимо ослабить взыскание накопившихся недоимок, от которого идет "превеликий все­народный вопль". До этого момента все управление было направленно к целям войны и превратилось в генеральный штаб и военную кассу. До Полтавы можно отметить только два законодательных акта устроительного характера: указы 30 января 1699 г. – о восстановлении земских учреждений и 18 декабря 1708 г. – о разделении государства на гу­бернии. Петр не получил такого политического воспитания, чтобы "превеликий всенародный вопль" от взыскания недои­мок мог сам по себе его тронуть. Но другие, менее чувствительные соображения побуждали его обратить внима­ние на эту проблему. Он по-прежнему оставался туг к по­ниманию нужд народа, но стал более чутким к условиям своего международного положения. Победы при Лесной и под Полтавой показали, что главное дело было сделано, регулярная армия создана; создался и балтийский флот. Ту и другую силу предстояло поддерживать на достигнутом уров­не и даже приподнимать по возможности. Полтава выводила Петра на большую европейскую дорогу, грозившую новыми расходами. Его стали боятся на Западе. Московия выступа­ла новым международным могуществом, следовательно, приоб­ретала врагов во всех старых друзьях. Военный и диплома­тический престиж надобно было дорого оплачивать. Между тем, источники государственных доходов истощались, накоп­лялись многолетние недоимки. Курбатов, обер-инспектор ратушного правления, грозил, что при строгом их взыска­нии многие плательщики скоро совсем выбьются из сил.

Че­рез пять месяцев после Полтавы Петр указал взыскивать только за два прошедших года (1707 и 1708). В 1710 г. сосчитали приход и расход за 1705 – 1707 гг. и открыли, что ежегодными доходами казна покрывала только 4/5 своих расходов, 2/3 которых шло на армию и флот. Весь этот де­фицит раскладывался на плательщиков в виде дополнитель­ного налога. С каждым шагом становилось яснее, что вели игру не по карману. Это поворачивало мысль от боевой границы вовнутрь, от военных операций к изысканию новых источников казенного дохода. Их можно было найти только путем лучшего устроения народного труда и государствен­ного хозяйства. Этот поворот и отмечен в сборнике мате­риалов по истории Северной войны, который редактировал сам Петр. В этот период очень заметен подъем законода­тельной деятельности.

С 1700 г. по 1709 г. включительно было издано более 500 актов, а в следующее десятилетие их число дошло до 1238 и почти столько же их напечатано за одно пятилетие 1720 – 1725. Все наиболее капитальные законоположения Петра относятся ко второй, послепол­тавской половине его царствования. Война превратила его из корабельного мастера и войскового организатора в мно­гостороннего преобразователя.

1.5.Военные реформы.

Военные преобразования ХVШ в. имели целью создать новую организацию армии. К этому периоду правительство вооружило войска однообразным оружием, армия успешно применяла линейную тактику ведения боя, прооизводилось вооружение новой техникой, проводилась серьезная военная подготовка, большое значение имели маневры 1689-1694гг. и Азовские походы 1695-1696гг. Русская стратегия отличалась активным ведением военных действий, большое значение придавалось генеральному сражению, линейной тактике и различной технике ведения боя для разных родов войск. Организация и устройство армии сложились в ходе Северной войны (1700-1721гг). Петр I превратил отдельные наборы "даточных людей" в ежегодные рекрутские наборы и создал постоянную обученную армию, в которой солдаты служили пожизненно. Указ 1699г. "О приеме в службу в солдаты из всяких вольных людей" положил начало наборам в рекрутскую армию. Оформление рекрутской системы проходило в период с 1699 по 1705гг. Рекрутская система основывалась на классовом принципе организации армии: офицеры набирались из дворян, солдаты - из крестьян и иного податного населения. Всего за период 1699-1725гг. было проведено 53 набора, которые составили 284187 человек. Указ от 20 февраля 1705г. завершил складывание рекрутской системы. Были созданы гарнизонные внутренние войска, которые обеспечивали "порядок" внутри страны. Вновь созданная русская регулярная армия показала свои высокие боевые качества в битвах под Лесной, Полтавой и других сражениях. Реорганизация армии сопровождалась изменением системы ее управления, которую осуществляли Разрядный приказ, Приказ военных дел, Приказ генерал-комиссара, Приказ артиллерии и др. Впоследствии были образованы Разрядный стол и Комиссариат, а в 1717г. создана Военная коллегия. Рекрутская система дала возможность иметь большую однородную армию, обладавшую лучшими боевыми качествами, чем армии Западной Европы. Одновременно с проведением военной реформы был подготовлен ряд законов, положенных в основу "Устава воинского": 1700г. - "Краткое обыкновенное учение", 1702г. - "Уложение, или право воинского поведения генералам, средним и меньшим чинам и рядовым солдатам", 1706г. - "Краткий Артикул" Меньшикова. В 1719г. были опубликованы Устав воинский вместе с Артикулом воинским и другими военными законами. Артикул воинский содержал главным образом нормы уголовного права и предназначался для военнослужащих. Воинские артикулы применялись "не только в военных судах и по отношению к одним военным, но и в гражданских судах по отношению ко всем остальным разрядам жителей" [1]. Российский флот также как армия комплектовался из призываемых рекрутов. Тогда же была создана морская пехота. Военно-морской флот создавался в процессе войн с Турцией и Швецией. С помощью российского флота Россия утвердилась на берегах Балтики, что подняло международный престиж и сделало ее морской державой. Вместе с тем, армия и флот составляли неотъемлемую часть абсолютистского государства, были орудием укрепления господства дворянства.

Основной костяк армии, и, отчасти флота составили русские крестьяне. С 1699 по 1714 г. в армию было забрано свыше 330 тыс. даточных людей и рекрутов. С 1705 года одного рекрута забирали с 20-ти дворов, что было довольно высокой нормой. Лишь в 1714 г. норма была снижена до 40, а в 1715 до 75 дворов. В период Северной войны на государственных крестьян легла тяжелая подводная повинность (доставка в армию продовольствия, фуража, боеприпасов, и.т.д. Десятки городских посадских общин, не говоря уж о крестьянах, несли постойную повинность, помещая в свои дома офицеров, солдат, рекрутов, стабжая кормом лошадей, и.т.п.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Темы контрольных работ по дисциплине «История России»

    Контрольная работа
    Работая над контрольными (домашними) работами, студенты-заочники исторического факультета получают дополнительную возможность работы с исторической литературой, учатся самостоятельно анализировать исторические источники.
  2. Контрольная работа по дисциплине: «История экономических учений»

    Контрольная работа
    Австрийская школа имела ярко выраженного основателя-учителя. У К. Менгера практически не было предшественников в немецкоязычной экономической литературе (труд Г.
  3. Методические рекомендации по подготовке контрольных работ по дисциплине «история отечества»

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по подготовке контрольных работ по дисциплине «История отечества» / ВИСТех (филиал) ВолгГАСУ ; [сост. Г. Г. Иванов]. – Волжский : ВИСТех (филиал) ВолгГАСУ, 2008.
  4. Контрольные работы по юридическим и экономическим дисциплинам контрольные работы по административному праву в овд

    Документ
    Задача. Во время проверки порядка хранения учебного оружия в общеобразовательной средней школе участковый уполномоченный милиции обнаружил, что выделенное ранее для этой цели помещение занято под материальный склад.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии»

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 050400.62 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ при очной форме обучения – 4 года.

Другие похожие документы..