Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
1. Формирование здорового образа жизни на уроках химии и во внеурочное время.2. Экологическое воспитание и образование на уроках химии.3. Содержание,...полностью>>
'Документ'
Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др. рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи ...полностью>>
'Доклад'
о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов з...полностью>>

Рабочая программа курса составлена на основе авторской программы Львовой С. И «Уроки словесности»

Главная > Рабочая программа курса
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса составлена на основе авторской программы Львовой С.И «Уроки словесности», Программы элективных курсов по русскому языку для 7-9 классов, М.: Мнемозина, 2008 г., реко­мендованной Департаментом общего среднего образова­ния Министерства образования РФ.

Предлагаемая программа представляет основы русской словесности, т.е. главные, исходные сведения о словесности, основные приёмы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определённой системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражающего определённое содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка. В программу вошёл ряд понятий, которые изучаются в школе в соответствии с действующими программами по литературе и русскому языку. На уроках словесности осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы. При этом теоретические сведения служат инструментом постижения смысла произведений и опыт изучения употребления различных средств языка в произведениях должен использоваться учениками в их собственных высказываниях. Программой рассматриваются ресурсы языка, которые позволяют ему служить материалом словесности, а затем – произведение как результат употребления языка. Поэтому сначала изучаются свойства языка как материала словесности, а затем речь идёт о произведении словесности. Каждый раздел программы по словесности включает в себя не только теоретические сведения, но и перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся при изучении раздела, и некоторые виды работ над языком произведений. Практически направленность изучения словесности служит выработке у учащихся умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях. В программе предлагается и создание учащимися собственного произведения – сказки, рассказа, сценки и др.

Основные цели и задачи изучения словесности

1.Изучение многообразных выразительных возможностей языка, форм словесного выражения содержания для овладения языком.

2.Формирование основного читательского умения: воспринимать произведение в единстве его содержания и словесной формы выражения содержания.

3.Обучение творчеству, творческому чтению произведений, творческому использованию языка.

4.Развитие навыков лингвистического анализа художественного текста.

5.Создание самостоятельного высказывания с использованием изученных художественных средств.

В 7 классе ученики осваивают такие важнейшие для словесности понятия, как рифма, ударение, интонация, знакомятся со звукописью, стихотворным размером, художественными средствами языка, учатся понимать значение средств языкового выражения содержания в произведениях всех родов. Таким образом, изучение базовых понятий, основ русской словесности в 7 классе должно помочь формированию умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приёмы словесного выражения содержания. Творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества помогут развитию личности школьника.

Программа реализуется в следующем УМК

Львова С.И. Уроки словесности в 7-9 классах: Программа, планирование, материалы к урокам / С.И. Львова.- М., 2000

Программой предусмотрено 34 часа в год (1 час в неделю).

Формы организации учебного процесса как традиционные (лекция, практикум), так и нетрадиционные (исследование, урок-концерт).

Содержание программы

  1. О родном языке (2 ч.)

Русский язык среди других языков мира. Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка.

2.Звуковые образные средства русского языка (25 ч.)

Звукопись.(7 ч.)

Звуковая речь как основная форма существования языка. Звуковая организация художественного текста. Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс. Звук и смысл; смысловая функция звукописи. Скороговорки как словесные шутки, построенные на звуковых повторах.

Рифма (5 ч)

Рифма в поэтическом тексте. Виды рифм в зависимости от совпадения звуков: точная, неточная. Рифма простая и составная (старости – ста расти). Усеченная рифма. Виды рифм по ударению: мужские, женские, дактилические, гипердактилические. Виды рифм по строкам: смежные (парные), перекрестные, кольцевые (опоясанные). Белые стихи. Рифмованная проза. Строфа как объединенные рифмой строки. Типы строф: двустишие, трехстишие (терцины), четверостишие, пятистишие, шестистишие, восьмистишие (октава).

Словесное ударение (4 ч)

Силовое, подвижное, свободное ударение. Стихотворный размер как чередование ударных и безударных звуков. Размеры двусложные, трехсложные.

Интонация (9 ч.)

Элементы интонации и их смыслоразличительная роль (логическое ударение, пауза, мелодика, темп, тембр речи). Логическое ударение, особенности его расстановки (конструкция со значением противопоставления, сравнения и др.). Выделение логическим ударением ключевых понятий или нового в тексте. Пауза. Логические и психологические ударения. Виды психологических пауз (припоминания, умолчания, напряжения). Мелодика как особенность интонационного рисунка речи. Вопросительные, повествовательные предложения; предложения с обособленными членами. Мелодика небольшого текста, напевность. Письменная работа. Фонетико-интонационный анализ и выразительное чтение художественных произведений.

  1. Изобразительные возможности средств письма (7 ч.)

Графика (2 ч)

Употребление графических знаков: особенности начертания и написания слов, расположение строк, знаки препинания. Усиление образности текста с помощью средств графики: фигурное расположение текста, смена шрифтов, употребление графических средств выделения ключевых слов текста (курсив, разрядка). Акростих как поэтическое произведение. Алфавит как источник речевой экспрессии в художественном тексте. Использование названий старых букв алфавита в литературных произведениях прошлого

Орфография (2 ч.)

Орфография как система обязательных норм письменной речи. Нарушение орфографических норм как художественный прием и его основные функции: привлечение внимания к ключевому слову, передача ненормативного произношения героя, показ внутреннего состояния персонажа, уровня его образованности и т.д.

Пунктуация (3 ч.)

Система обязательных норм письменной речи. Связь интонации и пунктуации. Стилистические возможности знаков и сочетания знаков (!! !!! ?! ??? и т.п.) Знаки препинания как средство иносказания. Отсутствие ЗП как изобразительный прием. Индивидуальные особенности пунктуации русских писателей и поэтов. Авторские знаки. Письменная работа. Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических особенностей художественного текста и его выразительное чтение.

Формы и средства контроля

  1. Создание собственных произведений

  2. Редактирование и совершенствование текста.

  3. Сочинение - рассуждение.

  4. Анализ текста.

  5. Творческий диктант.

Знания и умения

- функции звукописи;

- виды рифм и строк;

- функции словесного ударения;

- особенности интонации и логического ударения;

- свойства графики;

- особенности использования орфографии в текстах;

- особенности использования пунктуации в текстах;

- приобрести навыки анализа художественного текста;

- создавать творческие работы.

Перечень учебно-методического пособия

Для учащихся

Внешность человека: Словесный портрет: Учебный словарь открытого типа // Е.В. Михайлова. – Великий Новгород, 2004

Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности /А.И.Горшков. – М., 1995

Граник Г.Г.Секреты пунктуации / Г.Г.Граник, С.М. Бондаренко. – М., 1986.

Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь / А.П. Квятковский. – М., 1998.

Львова С.И. Словообразование – занимательно о серьёзном: практические задания для учащихся 8 – 11 классов / С.И. Львова. – М., 2006.

Солганик Г.Я. От слова к тексту / Г.Я. Солганик. – М., 1993

Шанский Н.М. Занимательный русский язык. В 2 ч. / Шанский Н.М. – М., 1996

Для учителя

Анненков Е.И. Анализ художественного произведения / Е.И. Анненков.- М., 1987.

Бобылёв Б.Г. Теоретические основы филологического анализа художественного текста / Б.Г. Бобылёв. – Орёл, 2003.

Купина Н.А. Филологический анализ художественного текста: Практикум / Н.А. Купина. – М., 2003.

Львова С.И. Уроки словесности в 7 – 9классах: Программа, планирование, материалы к урокам / С.И. Львова. – М., 1996.

Львова С.И. Уроки словесности. 5 – 9 классы / С.И. Львова. – М., 1996.

Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела и тем

Колич. часов

По плану

Фактически

О родном языке (2 ч.)

1, 2

Русский язык среди других языков мира. Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка.

2

Звуковые образные средства русского языка (25 ч.)

3

Звукопись

Звуковая речь. Звуковая организация художественного текста.

1

4.5,6

Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс.

3

7,8

Звук и смысл; смысловая функция звукописи. Скороговорки как словесные шутки, построенные на звуковых повторах.

2

9

Сочинение - рассуждение. Зачем в художественных текстах используется звукопись.

1

10

Рифма

Виды рифм по совпадению звуков: точная, неточная. Рифма простая и составная (старости – ста расти). Усеченная рифма.

1

11,12

Виды рифм по ударению: мужские, женские, дактилические, гипердактилические.

Виды рифм по строкам: смежные (парные), перекрестные, кольцевые (опоясанные).

2

13

Белые стихи. Рифмованная проза. Строфа как объединенные рифмой строки. Типы строф: двустишие, трехстишие (терцины), четверостишие, пятистишие, шестистишие, восьмистишие (октава).

1

14

Письменная работа. Редактирование и совершенствование текста.

1

15,16,17,

Словесное ударение

Силовое, подвижное, свободное ударение. Стихотворный размер как чередование ударных и безударных звуков. Размеры двусложные, трехсложные.

3

18

Творческий диктант. Работа с поэтическими текстами.

1

19

Интонация

Элементы интонации и их смыслоразличительная роль (логическое ударение, пауза, мелодика, темп, тембр речи).

1

20,21,22

Логическое ударение, его расстановка (конструкция со значением противопоставления, сравнения и др.). Выделение логическим ударением ключевых понятий или нового в тексте. Пауза. Логические и психологические ударения. Виды психологических пауз (припоминания, умолчания, напряжения).

3

23

Мелодика как особенность интонационного рисунка речи.

1

24

Вопросительные, повествовательные предложения; предложения с обособленными членами.

1

25

Мелодика небольшого текста, напевность.

Домашнее задание. Создание собственных произведений

1

26

Письменная работа. Фонетико-интонационный анализ и выразительное чтение художественных произведений.

1

Изобразительные возможности средств письма (7 ч.)

27,28

Графика

Употребление графических знаков: особенности начертания и написания слов, расположение строк, знаки препинания. Усиление образности текста с помощью средств графики: фигурное расположение текста, смена шрифтов, употребление графических средств выделения ключевых слов текста (курсив, разрядка).

Акростих как поэтическое произведение. Алфавит как источник речевой экспрессии в художественном тексте. Использование названий старых букв алфавита в литературных произведениях прошлого

2

29,30

Орфография

Орфография как система обязательных норм письменной речи. Нарушение орфографических норм как художественный прием и его основные функции: привлечение внимания к ключевому слову, передача ненормативного произношения героя, показ внутреннего состояния персонажа, уровня его образованности и т.д.

2

31,32,33

Пунктуация

Система обязательных норм письменной речи. Связь интонации и пунктуации.

Стилистические возможности знаков и сочетания знаков (!! !!! ?! ??? и т.п.) Знаки препинания как средство иносказания. Отсутствие ЗП как изобразительный прием. Индивидуальные особенности пунктуации русских писателей и поэтов. Авторские знаки.

3

34

Письменная работа. Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических особенностей художественного текста и его выразительное чтение.

1

ИТОГО

34

34



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа начального общего образования моу «сош №80»

    Программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №80» разработана педагогическим коллективом учителей начальных классов МОУ «СОШ №80» в соответствии с требованиями Федерального
  2. Рабочая программа по литературе 5 класс Пояснительная записка (1)

    Рабочая программа
    Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений.
  3. Постановлением Администрации Алтайского края №551 от 14. 12. 10 г утверждена ведомственная целевая программа

    Программа
    Основная образовательная программа общего образования разработана педагогическим коллективом МОУ СОШ № 102 г. Барнаула, с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения,
  4. Приказ №381 от 01. 09. 2011г. Основная образовательная программа начального общего образования на 2011-2015 учебные годы

    Основная образовательная программа
    Авторы образовательной программы: Савчук З.С. – зам. директора по УВР, учитель начальных классов высшей категории, Чаева Е.В. - учитель начальных классов высшей категории.
  5. Основная образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 Г. Климовска московской области

    Основная образовательная программа
    Авторы образовательной программы: Савчук З.С. – зам. директора по УВР, учитель начальных классов высшей категории, Чаева Е.В. - учитель начальных классов высшей категории.

Другие похожие документы..