Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа-минимум'
В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: ветеринарная микробиология и иммунология, ветеринарная вирусология, эпизоотология и инфек...полностью>>
'Документ'
Период, в который вступает российское общество, требует граждан, обладающих высокой политической культурой, граждан, способных понимать окружающую де...полностью>>
'Диплом'
.Разработка мероприятий по повышению эффективности управления в конкретных акционерных обществах (хозяйственных товариществах, товариществах на вере, ...полностью>>
'Публичный отчет'
Протокол общего собрания собственников квартир, расположенных по адресу: Московская область, г. Раменское, ул. Коммунистическая, д. 40/1 и 40/2 от 26...полностью>>

Об утверждении программы социально-экономического развития республики татарстан на 2011 2015 годы

Главная > Статья
Сохрани ссылку в одной из сетей:

22 апреля 2011 года N 13-ЗРТ


ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2011 - 2015 ГОДЫ

Принят

Государственным Советом

Республики Татарстан

31 марта 2011 года

Статья 1

Утвердить Программу социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы согласно приложению к настоящему Закону.

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Республики Татарстан

Р.Н.МИННИХАНОВ

Казань, Кремль

22 апреля 2011 года

N 13-ЗРТ

Приложение

к Закону

Республики Татарстан

"Об утверждении Программы

социально-экономического развития

Республики Татарстан

на 2011 - 2015 годы"

ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2011 - 2015 ГОДЫ

ПАСПОРТ

ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2011 - 2015 ГОДЫ

Наименование Программы

Программа социально-экономического развития
Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы (далее -
Программа)

Государственный
заказчик Программы

Кабинет Министров Республики Татарстан

Основные разработчики
Программы

Министерство экономики Республики Татарстан;
Центр экономических и социальных исследований
Республики Татарстан при Кабинете Министров
Республики Татарстан;
министерства, ведомства Республики Татарстан;
Казанский (Приволжский) федеральный университет;
Казанский государственный финансово-экономический
институт

Цель и задачи
Программы

Целью Программы является повышение качества жизни
населения Республики Татарстан на основе
устойчивого, динамичного развития экономики и
создания благоприятной окружающей среды.
Для достижения данной цели необходимо решить
следующие задачи:
повышение конкурентоспособности экономики;
формирование динамичной системы государственного
и муниципального управления;
создание инновационной диверсифицированной
экономики;
экологизация экономики;
увеличение доли среднего класса

Срок реализации
Программы

2011 - 2015 годы

Перечень разделов
Программы

1. Характеристика социально-экономического
положения Республики Татарстан
2. Цель и задачи Программы
3. Основные мероприятия Программы
3.1. Имущественные отношения
3.2. Размещение производительных сил
3.3. Человеческий капитал и рынок труда
3.4. Инновационное развитие
3.5. Деятельность монопольных организаций
3.6. Урбанизация и рурализация
3.7. Теневая экономика
3.8. Средний класс
3.9. Финансовые институты
3.10. Участие государства в экономике
3.11. Ценовая и тарифная политика
3.12. Уровень жизни - экономические и
экологические факторы
4. Сроки реализации Программы
5. Механизм управления реализацией Программы
6. Оценка социально-экономической эффективности
реализации Программы
Приложение

Исполнители Программы

Кабинет Министров Республики Татарстан;
исполнительные органы государственной власти
Республики Татарстан;
органы местного самоуправления;
Академия наук Республики Татарстан;
высшие и иные учебные заведения;
научно-исследовательские организации;
предприятия и организации Республики Татарстан

Система организации
контроля за
исполнением Программы

Формы и методы организации контроля за
исполнением Программы определяются
Государственным Советом Республики Татарстан и
Кабинетом Министров Республики Татарстан в рамках
своей компетенции

Основные результаты
реализации Программы

Социально-экономическая эффективность Программы
оценивается по степени достижения установленных в
ней целевых параметров

1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Программа разработана в соответствии с Конституцией Республики Татарстан.

Социально-экономическое развитие страны и ее регионов, в том числе Республики Татарстан, в последнее десятилетие характеризуется изменением государственных институтов. Вновь формирующиеся институты, способствующие развитию свободного рынка и демократического общества, содержат в себе институциональные ловушки, неучет наличия которых может привести к системным ошибкам. Здесь важно учитывать совокупность формальных и неформальных ограничений, которые, как показывает мировой опыт, являются следствием сохранения противоречивых институциональных проблем.

Решение поставленных перед Республикой Татарстан задач, требующих создания инновационной диверсифицированной экономики и на этой основе повышения ее конкурентоспособности, потребовало анализа наличия институциональных факторов и ловушек, которые могут стать ограничениями для дальнейшего развития Республики Татарстан.

В качестве инструмента функционального анализа излагаемых в настоящей Программе подходов и предложений по решению проблем институционального характера используется институциональная матрица. Ее структура приведена на рисунке 1.

Рис. 1. Институциональная матрица

┌─────────────┬───────┬──────┬──────┬───────┬───────┬───────┬───────┬────────┬─

│ Секторы │ Агро- │Добыча│Нефте-│Машино-│Легкая │Энерге-│Строи- │ Фарма- │

│ экономики и │промыш-│полез-│хими- │строе- │промыш-│ тика │ тель- │ цевти- │

│ виды │ ленный│ ных │ческое│ ние │ лен- │ │ство и │ ческая │

│деятельности │ комп- │иско- │произ-│ │ ность │ │строи- │промыш- │

├─────────────┤ лекс │паемых│ вод- │ │ │ │тельные│ленность│

│ Институцио- │ │ │ ство │ │ │ │ мате- │ │

│ нальные │ │ │ │ │ │ │ риалы │ │

│ факторы │ │ │ │ │ │ │ │ │

├─────────────┼───────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┼─

КонсультантПлюс: примечание.

Здесь и далее графы, выделенные в официальном тексте документа цветом,

в электронной версии документа представлены знаками.

│Имущественные│ <-> │ <-> │ <-> │ <-> │ <-> │ <-> │ <-> │ <-> │

│отношения │ │ │ │ │ │ │ │ │

├─────────────┼───────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┼─

│Человеческий │ <-> │ <-> │ <-> │ <-> │ <-> │ <-> │ <-> │ <-> │

│капитал и│ │ │ │ │ │ │ │ │

│рынок труда │ │ │ │ │ │ │ │ │

├─────────────┼───────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┼─

│Размещение │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │

│производи- │ │ │ │ │ │ │ │ │

│тельных сил │ │ │ │ │ │ │ │ │

├─────────────┼───────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┼─

│Деятельность │ │ │ │ │ │ │ │ │

│монопольных │ │ │ │ │ │ │ │ │

│организаций │ │ │ │ │ │ │ │ │

├─────────────┼───────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┼─

│Теневая │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │

│экономика │ │ │ │ │ │ │ │ │

├─────────────┼───────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┼─

│Урбанизация и│ │ │ │ │ │ │ │ │

│рурализация │ │ │ │ │ │ │ │ │

├─────────────┼───────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┼─

│Средний класс│ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │

├─────────────┼───────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┼─

│Инновационное│ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │

│развитие │ │ │ │ │ │ │ │ │

├─────────────┼───────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┼─

│Финансовые │ │ │ │ │ │ │ │ │

│институты │ │ │ │ │ │ │ │ │

├─────────────┼───────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┼─

│Участие │ │ │ │ │ │ │ │ │

│государства в│ │ │ │ │ │ │ │ │

│экономике │ │ │ │ │ │ │ │ │

├─────────────┼───────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┼─

│Ценовая и│ <+> │ <+> │ <+> │ <+> │ <+> │ <+> │ <+> │ <+> │

│тарифная │ │ │ │ │ │ │ │ │

│политика │ │ │ │ │ │ │ │ │

├─────────────┼───────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┼─

│Уровень жизни│ <+> │ <+> │ <+> │ <+> │ <+> │ <+> │ <+> │ <+> │

│- │ │ │ │ │ │ │ │ │

│экономические│ │ │ │ │ │ │ │ │

│и │ │ │ │ │ │ │ │ │

│экологические│ │ │ │ │ │ │ │ │

│факторы │ │ │ │ │ │ │ │ │

└─────────────┴───────┴──────┴──────┴───────┴───────┴───────┴───────┴────────┴─

─┬─────────┬─────────┬─────────┬──────┬─────────┬────────┬─────┬─────┬─────┬───────┬───────┬────────┐

│Торговля,│Оборонно-│Транспорт│ IT- │ Дерево- │Государ-│Обра-│Здра-│Куль-│ Соци- │Малый и│Жилищно-│

│ общест- │ промыш- │ и │сектор│обработка│ственное│зова-│воох-│тура │альное │средний│ комму- │

│ венное │ ленный │дорожное │ │ │и муни- │ ние │ране-│ │обслу- │бизнес │нальное │

│питание и│комплекс │хозяйство│ │ │ципаль- │ │ ние │ │живание│ │ хозяй- │

│бытовые │ │ │ │ │ ное │ │ │ │ │ │ ство │

│ услуги │ │ │ │ │ управ- │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ ление │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

─┼─────────┼─────────┼─────────┼──────┼─────────┼────────┼─────┼─────┼─────┼───────┼───────┼────────┤

│ <-> │ <-> │ <-> │ <-> │ <-> │ <-> │ <-> │ <-> │ <-> │ <-> │ <-> │ <-> │

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

─┼─────────┼─────────┼─────────┼──────┼─────────┼────────┼─────┼─────┼─────┼───────┼───────┼────────┤

│ <-> │ <-> │ <-> │ <-> │ <-> │ <-> │ <-> │ <-> │ <-> │ <-> │ <-> │ <-> │

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

─┼─────────┼─────────┼─────────┼──────┼─────────┼────────┼─────┼─────┼─────┼───────┼───────┼────────┤

│ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

─┼─────────┼─────────┼─────────┼──────┼─────────┼────────┼─────┼─────┼─────┼───────┼───────┼────────┤

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

─┼─────────┼─────────┼─────────┼──────┼─────────┼────────┼─────┼─────┼─────┼───────┼───────┼────────┤

│ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

─┼─────────┼─────────┼─────────┼──────┼─────────┼────────┼─────┼─────┼─────┼───────┼───────┼────────┤

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

─┼─────────┼─────────┼─────────┼──────┼─────────┼────────┼─────┼─────┼─────┼───────┼───────┼────────┤

│ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │

─┼─────────┼─────────┼─────────┼──────┼─────────┼────────┼─────┼─────┼─────┼───────┼───────┼────────┤

│ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │ <0> │

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

─┼─────────┼─────────┼─────────┼──────┼─────────┼────────┼─────┼─────┼─────┼───────┼───────┼────────┤

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

─┼─────────┼─────────┼─────────┼──────┼─────────┼────────┼─────┼─────┼─────┼───────┼───────┼────────┤

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

─┼─────────┼─────────┼─────────┼──────┼─────────┼────────┼─────┼─────┼─────┼───────┼───────┼────────┤

│ <+> │ <+> │ <+> │ <+> │ <+> │ <+> │ <+> │ <+> │ <+> │ <+> │ <+> │ <+> │

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

─┼─────────┼─────────┼─────────┼──────┼─────────┼────────┼─────┼─────┼─────┼───────┼───────┼────────┤

│ <+> │ <+> │ <+> │ <+> │ <+> │ <+> │ <+> │ <+> │ <+> │ <+> │ <+> │ <+> │

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

─┴─────────┴─────────┴─────────┴──────┴─────────┴────────┴─────┴─────┴─────┴───────┴───────┴────────┘

--------------------------------

<-> - Меньший по актуальности фактор

<0> - Средний по актуальности фактор

<+> - Больший по актуальности фактор

Столбцы матрицы отражают секторы экономики и виды деятельности. Строки матрицы определяют институциональные факторы, анализ которых приведен в соответствующих разделах Программы. Элементы матрицы характеризуют наличие существенных проблем институционального характера в тех или иных секторах экономики и видах деятельности. При этом интенсивность цвета означает степень актуальности влияния фактора.

Перечисленные институциональные факторы выбраны по принципу идентификации зон максимального риска и угроз появления институциональных ловушек при принятии управленческих решений, которые, как правило, после снижения внимания к ним возвращаются в прежнее состояние, а иногда и обостряют проблемы в этих секторах. Причем каждая из ловушек может иметь мультиплицирующий характер и обуславливать появление новых рисков и угроз в проблемно связанных секторах.

Как видно из рисунка 1, в качестве институциональных факторов определены:

имущественные отношения;

размещение производительных сил;

человеческий капитал и рынок труда;

инновационное развитие;

деятельность монопольных организаций;

урбанизация и рурализация;

теневая экономика;

средний класс;

финансовые институты;

участие государства в экономике;

ценовая и тарифная политика;

уровень жизни - экономические и экологические факторы.

В Республике Татарстан до настоящего времени система программирования была построена по отраслевому, территориальному (муниципальному) и ведомственному разрезам. В связи с этим из поля зрения выпадали угрозы и риски, возникающие по причине появления проблем институционального характера. Разработка настоящей Программы осуществлена на основе анализа влияния на развитие экономики институциональных факторов. Аналогичные подходы применяются при разработке программ в других странах, однако в настоящее время отсутствует информация о применении институционального подхода в системах программирования других субъектов Российской Федерации. Важно отметить, что отраслевые и территориальные программы целесообразно разрабатывать тогда, когда возникает необходимость решить проблемы стратегического и тактического характера в пределах установленных "коридоров" институциональных факторов, а также тогда, когда с высокой степенью уверенности можно считать, что эти факторы отсутствуют. Вместе с тем, как показывает многолетний опыт, в разрабатываемых и реализуемых сегодня в Республике Татарстан программах акцент ставится на финансировании программных мероприятий, которые нередко являются текущими задачами министерств, ведомств и органов местного самоуправления.

Программа, в отличие от других, ранее разработанных и реализованных программ, содержит следующие новшества:

1. Новый подход к разработке Программы, суть которого заключается в анализе влияния институциональных факторов на развитие секторов экономики и социальной сферы в Республике Татарстан.

2. Новая модель программирования, обеспечивающая неукоснительное соблюдение межпрограммных функциональных связей. Здесь речь идет о взаимосвязи всех разрабатываемых в соответствии с данной Программой республиканских, ведомственных и муниципальных (в том числе межмуниципальных) программ и проектов как между собой, так и каждой из них с данной Программой.

3. Новая технология внесения изменений в Программу. Ранее практически было невозможным внесение изменений в средне- и долгосрочные программы, так как они были разработаны на основе анализа текущих проблем, а также содержали конкретные значения целевых индикаторов и объемы финансирования. Поэтому любое изменение текущего состояния (а оно объективно изменяется) требовало изменения всей Программы, что означало, по сути, разработку новой Программы. Новая технология позволяет вносить изменения в Программу в процессе ее реализации, а также в разработанные на ее основе программы.

Близкий к институциональному подход был применен при разработке трех программ социально-экономического развития Республики Татарстан: на 1996 - 2000 гг.; 2001 - 2005 гг.; 2005 - 2010 гг. Отличие заключалось в том, что эти программы были ориентированы на решение проблем в различных секторах жизнедеятельности и содержали конкретные индикаторы, которые должны были быть достигнуты. Следует отметить, что программы были выполнены, за исключением некоторых параметров Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005 - 2010 годы из-за влияния кризиса 2008 - 2009 годов.

В таблице 1 приведены итоги ее выполнения в разрезе индикаторов.

Таблица 1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Долгосрочная целевая программа «развитие транспортного комплекса республики татарстан на 2011 2015 годы» Оглавление

    Программа
    1.1. Значение транспортного комплекса Республики Татарстан в мировой транспортной системе, транспортной системе России, социально-экономическом развитии Республики Татарстан
  2. Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан Основные тенденции социально-экономического развития

    Документ
    Тенденции социально-экономического развития республики в 2010 году свидетельствовали об улучшении общеэкономической ситуации. Позитивную динамику демонстрировали все сектора экономики.
  3. Программа Республики Татарстан по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года

    Программа
    Министерство финансов Республики Татарстан, Министерство экономики Республики Татарстан, Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан (далее – ЦЭСИ РТ),
  4. Программа социально экономического развития республики татарстан

    Программа
    Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на период 2005-2010 гг. (далее Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан, Посланием
  5. Проект Программы социально-экономического развития муниципального образования город Набережные Челны на 2011-2015 годы 2011 год

    Решение
    5.1 Комплекс программных мероприятий по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления по обеспечению реализации прав и законных интересов физических и юридических лиц 13

Другие похожие документы..