Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Пояснительная записка'
- на развитие и формирование социально активной гармонично развитой личности, как одного из факторов социально-экономического прогресса общества и ре...полностью>>
'Лекция'
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственность – свойство организмов передавать свои признаки следующему поколен...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена на кафедре уголовно-правовых дисциплин Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российска...полностью>>
'Календарно-тематический план'
Ценообразование на рынках ресурсов , Раздел III. Основы макроэкономики: 10. Национальная экономика и экономический рост 3, 11. Макроэкономическое рав...полностью>>

Государственное регулирование инновационного развития экономики региона 08. 00. 05 экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями и инвестиционной деятельностью; региональная экономика)

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

СЛОБОДЧИКОВА ИННА ВАЛЕНТИНОВНА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством

(управление инновациями и инвестиционной деятельностью;

региональная экономика)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Волгоград – 2008­­

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Калмыцкий государственный университет».

Научный руководитель доктор экономических наук, профессор

Мантаева Эльза Ивановна

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Рубе Вера Андреевна

доктор экономических наук, профессор Лебедева Надежда Николаевна

Ведущая организация ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

Защита состоится 17 октября 2008 года в 13-00 час. на заседании диссертационного совета Д 212.029.01 по экономическим наукам при ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» по адресу: 400062, г. Волгоград, проспект Университетский, 100, ауд. 2-05 В.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет».

Автореферат разослан 17 сентября 2008 года и размещен на официальном сайте ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» -

Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор экономических наук, доцент Тимофеева Г.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Усиление роли инноваций в социально-экономических преобразованиях является важнейшей составляющей стратегии развития России и ее регионов. Инновации привлекают инвесторов и потребителей, повышают производительность труда, увеличивают доход предприятий, служат основой для создания конкурентных преимуществ региона и страны в целом. Поэтому ориентация на инновационный курс развития экономики российского региона будет способствовать созданию условий для перехода на качественно новую стадию устойчивого подъема производства.

Однако не все регионы нашей страны обладают достаточными ресурсами для дальнейшего развития через проведение прогрессивных структурных сдвигов, что вызывает необходимость государственного регулирования, выступающего важнейшим средством обеспечения динамичного протекания инновационных процессов. В ряде регионов преобразования первоначально могут проводиться не в сфере высокотехнологичного наукоемкого производства, а в иных областях, которые способны стать для региона приоритетными. В связи с чем, основой инновационного развития экономики региона может стать не только наличие собственных, но и возможность использования привлеченных ресурсов.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена необходимостью углубления анализа существующего зарубежного и отечественного опыта регионального инновационного развития, а также определения роли государства в обеспечении инновационного прорыва региона, обладающего незначительным инновационным потенциалом.

Степень научной разработанности проблемы. Исследованию роли инноваций в экономическом развитии посвящены работы П. Завлина, А. Казанцева, Н. Кондратьева, Э. Менсфилда, Л. Миндели, Г. Морозова, Н. Морозовой, Б. Санто, Э. Уткина, Й. Шумпетера. Общие вопросы инновационной деятельности и инновационных процессов рассматриваются в работах отечественных ученых А. Дынкина, Е. Лурье, А. Мухамедьярова, В. Переходова, В. Рубе, А. Фоломьева.

Связь между появлением инноваций и циклическим развитием экономики исследована в трудах Б. Кузыка, В. Кушлина, Г. Менша, А. Тоффлера, Ю. Яковца. Изучению механизма влияния инноваций на развитие экономики посвящены работы Я. Дейна, П. Друкера, Дж. Кларка, А. Кляйкнехта, Л. Суите, К. Фримена.

Концепция национальных инновационных систем достаточно широко изучена зарубежными учеными, среди которых необходимо отметить Б. Лундвалла, Р. Нельсона, К. Фримена, которые являются основоположниками данного подхода. Изучению вопросов формирования и проблем функционирования национальных инновационных систем посвящены работы российских экономистов Н. Бекетова, М. Васина, О. Голиченко, Л. Гохберга, Е. Егорова, В. Иванова, Н. Ивановой.

Классическими в области исследования проблем научно-технического прогресса являются труды российских ученых А. Анчишкина, Л. Бляхмана, С. Глазьева, М. Голика, В. Жамина, Д. Львова, В. Малова, В. Покровского, В. Самарина, А. Собровина, В.Федорова, Ю. Яковца и др.

Вопросы регионального инновационного развития освещаются в работах экономистов Н. Бекетова, О. Белокрыловой, Дж. Бортса, Л. Валинуровой, Х. Гиршема, Л. Гуриевой, А. Евсеенко, Е. Егорова, Х. Зиберта, О. Иншакова, В. Клебанера, С. Коротова, Н. Лебедевой, К. Плетнева, Х. Ричардсона, Г. Унтура, Дж. Фридмана, Т. Хермансена.

Несмотря на значительное число научных исследований инновационной деятельности на региональном уровне, остается недостаточно разработанной проблема инновационного обеспечения развития экономики регионов, обладающих незначительным инновационным потенциалом. Это и обусловливает теоретическую и практическую значимость данной работы.

Целью работы является обоснование теоретических подходов и практических рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования инновационного развития экономики региона.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • обосновать роль и значение региона как центра инновационного развития национальной экономики;

  • сопоставить мировой и отечественный опыт регионального инновационного развития и методов его регулирования;

  • исследовать методы государственной поддержки инновационной деятельности в регионе;

  • выделить основные элементы инновационного развития экономики российского региона;

  • определить и обосновать мероприятия, направленные на переход к инновационному развитию региона с учетом уровня его экономического развития и специфики хозяйственной деятельности.

Объектом исследования является социально-экономическая система региона с позиции перехода к инновационному развитию.

Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения, возникающие по поводу государственного регулирования инновационного развития экономики региона.

Методологической и теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных экономистов по теории инновационного экономического развития, монографические и диссертационные исследования по данной проблематике.

Для решения поставленных в диссертационной работе задач автором применялись общенаучные методы познания, включающие методы научной абстракции, сравнения и обобщения, системного и статистического анализа, а также схематическая интерпретация рассматриваемых явлений и процессов.

Информационно-эмпирическую базу составили нормативно-правовые акты органов государственной власти, официальные статистические материалы, Интернет-ресурсы, публикации в периодической печати, результаты собственных расчетов автора.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

По специализации – управление инновациями и инвестиционной деятельностью:

  1. Компаративный анализ мирового и отечественного опыта поддержки инновационного развития показал наличие общих методов государственного регулирования инновационной деятельности. При этом региональное инновационное развитие в каждой стране имеет свои особенности, выражающиеся в определении приоритетности поддержки отдельных отраслей, в способности координировать мероприятия по активизации инновационной деятельности. Отсутствие единой концепции государственного регулирования инновационного развития в нашей стране вызывает необходимость систематизации методов государственного воздействия на стимулирование инновационной деятельности и их региональной адаптации, учитывающей специфику хозяйственной деятельности и уровень социально-экономического развития.

  2. Участие государства в научно-технической деятельности позволяет решать только часть проблем, связанных с сохранением и эффективным использованием инновационного потенциала регионов, что вызывает необходимость активизации частного сектора через формирование института государственно-частного партнерства, содействующего инновационному развитию региона при условии согласования целей и потребностей каждой из сторон и их взаимодополняемости в реализации общественно значимых инвестиционно-инновационных проектов.

  3. Создание комплекса условий, способствующих стимулированию инновационной активности на основе объединения, сочетания методов государственного регулирования является ключевой целью государственной поддержки инновационного развития, способствующего обеспечению динамичного протекания инновационных процессов в стране и ее регионах. При этом вектор государственного воздействия должен быть направлен на формирование и совершенствование таких важных элементов, как инновационная инфраструктура, инновационный потенциал, государственно-частное партнерство, каждый из которых играет определенную роль в инновационном развитии и оказывает существенное влияние на создание инновационной экономики региона.

По специализации – региональная экономика:

  1. Решение проблемы устойчивого развития экономики региона вызывает необходимость его рассмотрения в качестве центра инновационного развития, что определяется следующими факторами: рациональным сочетанием отраслевого и территориального подходов; объективным и многоаспектным характером размещения производительных сил и расселения населения; учетом в процессе управления региональных и местных особенностей экономического и социального развития, экологической ситуации, демографического и природно-ресурсного потенциалов; ориентацией на нужды региона и на удовлетворение потребностей населения в производстве наукоемкой продукции; конкретизацией ключевых направлений инновационных преобразований в регионе, способствующих осуществлению прорыва в экономическом развитии.

  2. Ключевыми социально-экономическими и организационными элементами инновационного развития экономики региона, обладающими свойствами взаимосвязанности и взаимообусловленности, являются инновационная инфраструктура, включающая в себя систему организаций, обеспечивающих реализацию инновационного потенциала региона; инновационный потенциал, как совокупность внутренних возможностей конкретного региона для создания инноваций и эффективного их использования; государственно-частное партнерство как институт взаимодействия и взаимодополнения государства, бизнеса и науки, обеспечивающий активизацию инновационной деятельности.

  3. В условиях поляризации экономического развития именно в депрессивных регионах России возникает потребность в преодолении кризиса за счет внедрения новых технологий, позволяющих снижать затраты, повышать качество производимой продукции, открывать новые производства. Поскольку Республика Калмыкия не обладает достаточными ресурсами для осуществления инновационной деятельности, на начальном этапе перехода на инновационный путь развития целесообразны следующие мероприятия, способные создать благоприятную среду для дальнейших преобразований: разработка целевой программы инновационного развития экономики республики, принятие необходимых нормативно-правовых документов; создание элементов инновационной инфраструктуры в форме ин­новационного бизнес-центра (с целью организации информационного обеспечения в сфере инновационной деятельности) и агротехнопарка (для оказания поддержки инновационным сельскохозяйственным предприятиям); установление сотрудничества с регионами, достигшими определенных успехов в области активизации инновационной деятельности. В дальнейшем, по мере стабилизации экономики субъекта РФ, возможен переход к укреплению и расширению собственной ресурсной базы инновационного развития.

Научную новизну содержат следующие результаты исследования:

По специализации – управление инновациями и инвестиционной деятельностью:

  • осуществлена систематизация методов государственного регулирования инновационного развития экономики, которая позволила учитывать специфику хозяйственной деятельности и уровень социально-экономического развития региона в процессе адаптации опыта государственного стимулирования инновационной деятельности;

  • доказательно аргументирована комплементарность взаимодействий основных субъектов государственно-частного партнерства в реализации инвестиционно-инновационных проектов, способствующая превращению внешних экстерналий во внутренние хозяйственные выгоды;

  • структурированы элементы инновационного развития экономики региона по критериям: «роль в инновационном развитии», «влияние на формирование инновационной экономики», «формы участия государства», что отражает значимость и необходимость каждого из них в процессе становления инновационной экономики региона.

По специализации – региональная экономика:

  • выявлены факторы, обеспечивающие устойчивое разви­тие и инновационный прогресс в регионе: сочетание отраслевого и территориального подходов; размещение производительных сил и расселение населения; учет в процессе управления региональных и местных особенностей экономического и социального развития, ориентация на удовлетворение потребностей региона в производстве наукоемкой продукции; определение приоритетных направлений инновационных преобразований в регионе;

  • определены ключевые элементы инновационного развития экономики региона (инновационный потенциал, инновационная инфраструктура, государственно-частное партнерство), комбинирование которых обеспечивает синергетический эффект региональных хозяйственных взаимодействий;

  • обоснованы регулирующие мероприятия, обеспечивающие переход экономики Республики Калмыкия на инновационный путь развития, заключающиеся в разработке целевой программы инновационного развития, принятии соответствующих нормативно-правовых актов; организации информационного обеспечения инновационной деятельности; установлении межрегионального и международного сотрудничества в области активизации инновационной деятельности; формировании элементов инновационной инфраструктуры в сельскохозяйственных районах региона.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что основные положения работы дополняют область исследования проблем инновационного развития. Выводы и рекомендации диссертационного исследования могут быть использованы при разработке и реализации стратегии инновационного развития региона. Полученные результаты могут быть включены в тематику учебных дисциплин, посвященных проблемам регулирования инновационной деятельности.

Апробация результатов работы. Основные результаты исследования были представлены на всероссийских и межвузовских научных и научно-практических конференциях в гг. Волгоград, Нальчик, Саранск, Элиста в 2004-2008 гг. Материалы диссертации использовались в учебном процессе при изучении курсов «Региональная экономика», «Инновационная и инвестиционная деятельность», «Государственное регулирование экономики» в Калмыцком государственном университете.

Отдельные положения диссертации были использованы при разработке проекта Стратегии социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 г.

Публикации. Наиболее существенные положения и результаты исследования нашли отражения в 8 публикациях автора, в т.ч. 1 публикация в издании, рекомендованном ВАК РФ. Общий объем публикаций 2,5 п.л., в т.ч. авторский вклад – 2,5 п.л.

Структура и объем работы определены целью и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 180 наименований. Работа содержит графический и табличный материал. Объем работы – 145 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность выбранной темы исследования, определены степень научной разработанности проблемы, цель, задачи, объект и предмет исследования, его методологическая и теоретическая база, раскрыта научная новизна и практическая значимость работы, приведены основные положения, выносимые на защиту.

Первая группа проблем, рассмотренных в диссертации, посвящена анализу инновационного типа развития как приоритетного в условиях рыночной трансформации экономики. В основе определения границ региона как центра инновационного развития выбрано территориальное организационно-экономическое деление страны на субъекты Федерации.

Субъекты РФ существенно различаются по своему экономическому, природно-ресурсному и научному потенциалу, уровню социально-экономического развития. В настоящее время лишь немногие из них являются финансовыми донорами, остальные во многом зависят от федерального бюджета. В связи с этим одним из направлений внутренней государственной политики является уменьшение дифференциации в социально-экономическом развитии регионов. При этом к числу базовых факторов развития любой хозяйственной системы следует относить инновационную составляющую, в основе которой лежит прогрессивная идея, результат интеллектуальной деятельности, выраженный в практическом применении но­вейших достижений науки, техники в любой сфере жизнедеятельности человека, направленный на улучшение удовлетворения его потребностей.

Переход региональной хозяйственной системы к инновационному типу экономического развития представляется наиболее перспективным и результативным с точки зрения обеспечения как региональных, так и национальных интересов, способным стать тем направлением, которое позволит многим регионам выйти из кризиса и совершить прорыв в экономическом развитии.

В результате проведенного теоретического анализа отечественного и зарубежного опыта инновационных преобразований установлено, что региональное инновационное развитие в каждой стране имеет свои особенности, при этом существуют общие тенденции в области национальной и региональной поддержки инновационной деятельности. Различия между странами выражаются в основном в масштабах предоставляемых льгот, приоритетности поддержки тех или иных отраслей, эффективности механизма инновационной деятельности и развитости инфраструктуры реализации нововведений. Указанные мероприятия, проводимые государствами по поддержке инновационного развития, проверены мировой практикой и доказали свою эффективность. Подтверждением этого является стремительный рост экономики некоторых стран, которые сумели выйти в лидеры по ряду направлений посредством решения комплекса проблем в сферах образования, науки и технологий, создания благоприятных условий для новаторов и предпринимателей (США, Великобритания, Дания, Португалия, Германия, Франция, Израиль, Южная Корея, Китай и др.). За рубежом существует также богатый опыт вывода из кризиса депрессивных регионов, перевода их экономики на инновационный путь развития (регионы Японии, периферийные штаты США).

Выполненная в работе сравнительная оценка мероприятий по поддержке инновационной деятельности (табл. 1) позволила сделать вывод о том, что и в России существует целый комплекс средств, направленных на стимулирование инновационного развития. Однако на практике мероприятия по поддержке инновационной деятельности в нашей стране слабо увязаны, разобщены, не систематизированы. Это отражает недостаточную разработанность проблемы инновационного обеспечения развития экономики нашей страны и ее регионов, что вызывает необходимость исследования современных тенденций инновационного развития и на этой основе определение приоритетных направлений экономических преобразований в области формирования и развития инновационной экономики на региональном уровне.

Вторая группа проблем, рассмотренных в диссертации, посвящена анализу современного состояния и направлений регионального инновационного развития в субъектах Южного федерального округа.

Как показывает мировой опыт, важнейшим средством обеспечения динамичного протекания инновационных процессов является наличие государственного регулирования. В нашей стране существуют разнообразные методы воздействия государства на инновационную деятельность,

Таблица 1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Инвестиции в создание инновационной Информационной инфраструктуры регионального рынка сельхозугодий 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством управление инновациями и инвестиционной деятельностью > Региональная экономика)

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится «25» октября 2008 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.029.04 при ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» по адресу: 4 62, г.
  2. Регулирование инновационно-инвестиционного процесса в условиях «суверенизации» финансовой системы россии 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством управление инновациями и инвестиционной деятельностью), 08.

    Диссертация
    Защита состоится «29» февраля 2008 г. в 14-00 час. на заседании диссертационного совета Д 212.029.04 при ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» по адресу: 4 62, г.
  3. Развитие инновационной деятельности в сельском хозяйстве (теория, методология, практика) 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством: управление инновациями и инвестиционной деятельностью

    Автореферат
    Работа выполнена в Российской академии сельскохозяйственных наук государственном научном учреждение всероссийского научно – исследовательского института экономики и нормативов
  4. Региональная промышленная политика развития малых предприятий 08. 00. 05 экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика)

    Автореферат
    Защита диссертации состоится « » 2007 г. в . час. на заседании диссертационного совета Д 212.029.01 по экономическим наукам в ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» по адресу: 4 62, г.
  5. Государственное регулирование инновационного развития сельского хозяйства республики таджикистан (на материалах сельскохозяйственных предприятий)

    Документ
    Защита диссертации состоится « » июня 2010г. в 00 часов на заседании диссертационного совета Д 050. 005. 01 при Институте экономики сельского хозяйства Таджикской академии сельскохозяйственных наук по адресу: 734049, г.

Другие похожие документы..