Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Назвемо число дзеркальним, якщо справа наліво воно читається як і зліва направо. Наприклад, 7 7 – дзеркальне. Знайдіть усі дзеркальні п’ятизначні числ...полностью>>
'Бюллетень'
Касьянов, Валерий Васильевич. Культурология: учебное пособие / Касьянов, Валерий Васильевич; В.В.Касьянов. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 574,[8]с. - (...полностью>>
'Лекции'
Медицинская деонтология. Требования медицинской деонтологии к организации работы врача общей практики. Основы психогигиены, психопрофилактики и психот...полностью>>
'Рассказ'
УралОГИЗом1 выпущены «Советский букварь для взрослых», «Инсценировка по рассказу Клоделя в одном действии» Мстителя, а также ряд книг и брошюр агитаци...полностью>>

«Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Приложения к квалификационной работе

по теме «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

Приложение № 1

Эмоции – это реакция человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску.

Чувство – это своеобразное выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности.

Функции: регулятивная, сигнальная (основные); мотивационная; оценочная, стимулирующая; защитная; коммуникативная.

Эмоции и чувства:

Астенические - переживания, снижающие активность личности

Стенические – переживания, повышающие активность личности

Положительные

Отрицательные

Эмоции носят ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент

Чувства человека носят социальный характер

-моральные (переживания человеком его отношения к другим людям, обществу);

-интеллектуальные (связанные с познавательной деятельностью);

-эстетические (относительно событий общественной жизни);

-практические (связанные с деятельностью человека).

Страсти

Аффекты

Настроение

Формы протекания чувств и эмоциональные состояния: настроение, аффект, амбивалентность, апатия, вдохновение, депрессия, страсть , стресс, эмпатия.

Эмоции и чувства проявляются с помощью: мимики, пантомимики, жестов, изменений интонации и тембра голоса – возникновение и проявление эмоций и чувств всегда связано со сложной комплексной работой коры головного мозга, подкорки и вегетативной нервной системы.

Приложение № 2

Основные характеристики формирования эмоциональной сферы детей раннего возраста от1года до 3 лет:

-отсутствие эмпатии;

-характерные эмоциональные реакции отсутствует соподчинение мотивов,

связанные, с непосредственными желаниями;

-эмоциональная обусловленность конкретной ситуацией: может ли получить предмет, успешно ли действует с игрушками, помогает ли ему взрослый;

-отсутствие соподчинения мотивов;

-ребенок не в состоянии принять решение, сделать выбор;

-присутствует эгоцентризм;

-зарождается самосознание (узнавание себя в зеркале, называние себя по имени, переживание кризиса 3-лет «Я сам», употребление в речи местоимения «Я»);

-появляется первичная самооценка «Я хороший», как правило, в этом возрасте она максимально завышена;

-восприятие аффективно окрашено;

-включаясь в действия, ребенок не предвидит последствий и не переживает по поводу поступка и его последствий;

-важна оценка взрослого (похвала – отрицание);

-реакция на оценку взрослого, аффект - последнее звено в цепочке реакций.

Приложение № 3

Особенности формирования эмоциональной сферы у детей от 3 до 7 лет:

-более спокойный, уравновешенный эмоциональный фон восприятия;

-эмоциональность обусловлена развивающимися представлениями: желание - представление - действия – эмоция;

-эмоциональные процессы более управляемые;

-развивается эмоциональное предвосхищение (будущий результат, его оценка взрослым). При отрицательном результате действий возникает неодобрительная оценка взрослого, что может повлечь за собой развитие тревожности. При положительном результате действия ребенок получает положительную оценку взрослого, что вызывает позитивный эмоциональный стимул для дальнейшего поведения;

-аффект – первое звено в цепочке реакций;

-происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы, к желаниям, связанным с представлением о предметах, их свойствами и получением конечного результата;

-самооценка несколько завышена, что помогает осваивать новые виды деятельности без сомнения и страха, но к моменту обучения в школе уровень самооценки снижается;

-соподчинение мотивов (мотивы приобретают разную силу и значимость), появление новых мотивов (мотив достижения успеха, соревнование), складывается индивидуальная мотивационная система (выделяются доминирующие мотивы, формируется иерархия, выделяются социальные мотивы: достижение успеха, интерес к достижению деятельности);

-появляется способность оценивать свое поведение.

Приложение № 4

Изучение эмоциональной сферы ребенка.

Задание 1

Изучение особенностей использования детьми мимики, пантомимики при демонстрации заданной эмоции (проводится индивидуально).

Первая серия. Ребенку предлагают продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного мальчика (девочку). Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения.

Выразительное средство, используемое ребенком при демонстрации указанного эмоционального состояния, обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы 1.

Вторая серия. Ребенку предлагают назвать и изобразить героя сказки или мультфильма, который был веселым, грустным, испуганным, сердитым, удивленным. Эмоциональное состояние героя называют по мере выполнения задания или отказа от выполнения предыдущего.

В таблицу 2 записывают, какой персонаж выбрал ребенок. Знаком «+» обозначают используемое ребенком выразительное средство во время изображения предъявленного героя.

Обработка данных.

Анализируют использование детьми выразительных средств при показе каждого эмоционального состояния. Сравнивают результаты первой и второй серии исследования.

Задание 2

Изучение выразительности речи (проводится индивидуально).

Ребенку предлагают произнести фразу «У меня есть собака» радостно, грустно. Испуганно, сердито, удивленно.

Адекватно переданную эмоцию обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы 3.

Обработка данных.

Делают сравнительный анализ выразительности речи у детей при передачи разных эмоциональных состояний

Задание 3

Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций (проводится индивидуально).

Ребенку предлагают карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления. Предъявляют их по одной с вопросом: «какое это лицо?»

Ответы записывают в таблицу 4.

Обработка данных.

Выясняют, как воспринимают дети графические изображения эмоциональных состояний. Сравнивают графические изображения по сложности восприятия их детьми.

Задание 4

Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей (проводится индивидуально).

Первая серия. Ребенку предлагается ответить на вопросы:

-Когда бывает интересно?

-Когда человек удивляется?

-Когда человек получает удовольствие?

-Когда бывает стыдно?

-Когда бывает страшно?

-Когда человек злиться?

-Когда бывает радостно?

-Когда у человека горе?

Ответы заносят в таблицу 5.

Вторая серия. Ребенку предлагается ответить на вопросы:

-Как ты думаешь, почему детям больше нравится книги с картинками?

-Что произойдет с человеком, если он увидит на березе груши?

-Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?

-Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?

-Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака?

-Что чувствует собака, когда другая собака утащила у нее кость?

-Что чувствует мальчик, если ему подарят «Денди»?

-Что почувствует человек, если него пропадет любимая собака?

Ответы заносят в таблицу 6.

Обработка данных

Оценивают соответствие ответов детей заданным вопросам. Сравнивают понимание детьми эмоционального состояния людей в ситуациях, обозначенных в вопросах первой и второй серии исследования.

Задание 5

Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния (проводится индивидуально).

Детям предлагают вспомнить и нарисовать ситуацию, когда они испытывали интерес, удивление, удовольствие, стыд, страх, злобу, горе, радость.

Обработка данных

Оценивают содержательную сторону детских работ, расположение изображения на листе бумаги, величину изображения, использование цвета.

Приложение № 5

Страх:

-приход в детский сад;

-незнакомая, удивительная игрушка;

-поломка игрушки;

-плач, крик, сверстника, друга;

-нападение сверстника, друга;

-неуспешность в деятельности;

-незнакомые звуки;

-запрет, ругань, крик со стороны взрослого;

-незнакомое помещение;

-появление и приближение незнакомых взрослых или детей.

Гнев:

-уход матери, близкого человека;

-желание иметь что-то, чем обладает сверстник;

-желание иметь что-то, чем обладает взрослый;

-желание иметь что-то, что нельзя взять;

-сложная в использовании игрушка, поломка игрушки;

-внимание близкого обращенного на другого ребенка;

-другой ребенок забирает игрушку, нападает, дразниться, прячет игрушку;

-сверстники не принимают в игру;

-неуспешность на занятиях;

-воспитатель забирает игрушку, обижает, ругает;

физическое наказание;

-наличие препятствия.

Радость:

-приход в детский сад/домой;

-выполнение задания, действия;

-восприятие собственного отражения в зеркале;

-восприятие отражения другого ребенка, друга в зеркале;

-сверстник дурачится;

-внимание, похвала другого человека при взаимодействии и общении;

-совместная игра;

-смешные незнакомые звуки;

-воспитатель заигрывает с детьми, веселит их.

Печаль:

-приход в детский сад;

-уход матери, близкого взрослого;

-игра, общение со сверстниками;

-невнимание со стороны взрослого;

-наказание, порицание взрослого;

-трудности при выполнении задания;

-сверстники не принимают в игру.

Интерес:

-приход в группу, прогулка;

-незнакомый взрослый;

-незнакомый сверстник;

-новая игрушка;

-незнакомая игра;

-рассказ взрослого или показ чего-либо;

-проявление интереса на прогулке, во время занятий к предметам окружающей среды, явлениям природы;

-подготовка к праздникам.

Удивление:

- появление чего-либо/кого-либо в группе.

-незнакомая игрушка;

-на занятиях (на прогулке) услышал или увидел что-то новое;

-новая игра;

-знакомый сверстник, друг ведет себя по другому;

-близкий взрослый общается иначе.

Приложение №6

Детские рисунки

Приложение № 7

Опросный лист

1. С каким настроением Ваш ребенок идет в детский сад:

-радостным;

-иногда не хочет;

-часто отказывается;

-капризничает;

-другое_______________________________

2.В чем вы видите причину нежелания ребенка идти в детский сад:

-трудности в отношениях с педагогом, со сверстниками;

-привязанность к матери;

-позднее засыпание вечером;

-другие причины__________________________________

3.Как складывается у вашего ребенка взаимоотношения со взрослыми?

Неблагополучно:

-иногда бывают конфликты;

-обижается на взрослых за то, что наказывают, не разрешают брать игрушки;

-другое_____________________________________

4.С кем из детей группы ваш ребенок наиболее часто общается?

5.Рассказывает ли дома о своих взаимоотношениях с детьми: да; нет; иногда.

6.Жалуется ли на сверстников: да, нет, иногда.

На что жалуется: дети не принимают в игру;

-обижают;

-не хотят дружить;

-отнимают игрушки;

-шумят;

-другое_______________________________

7.Что вам хотелось бы изменить в отношениях вашего ребенка с ровесниками?

8.Если ли у вашего ребенка чувство собственного достоинства? В чем оно проявляетсяя7?

9.Как ваш ребенок обычно реагирует на агрессию со стороны других детей, взрослых (когда на него кричат, отнимают игрушки, угрожают и т.д.).

10.Какой ваш ребенок в общении с другими детьми: уравновешенный;

терпеливый;

чуткий;

уступчивый;

приветливый или вспыльчивый;

склонный чаще командовать, чем подчиняться;

другой.

11.Как, на ваш взгляд, влияют отношения между детьми и родителями на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду: прямого влияния не оказывают;

благополучие семейных отношений – это психологическая защита, эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь в детском саду;

сущность семейных отношений еще не достаточно понятна ребенку, поэтому__________

Приложение № 11

Психогимнастические упражнения (этюды).

Радость

1. «Золотые капельки» (радость, 4-5 лет)

Педагог говорит: «представьте, что пошел теплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. И вот из-за тучки выглянуло солнышко. Дождь стал золотым. Вы подставляете лицо золотым каплям дождя. Как приятен теплый летний дождь!

(Выразительные движения: голову запрокинуть, плечи опустить, нежная улыбка.)

2. «Цветок» (радость, 4-5 лет)

Педагог говорит: «Представьте, что вы превращаетесь в цветочки. Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнышке, подставляет теплу и свету свои лепестки».

3. «Ласка» (радость, 5-6 лет)

Мальчику подарили котенка. Мальчик ус улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого малыша. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трется головой о его руки.

4. «Первый снег» (радость, 5-6 лет)

Много дней шел холодный дождь. Дул противный ветер. В саду было уныло и грязно мальчика не выпускали на улицу. Вот и сегодня мальчик проснулся и подумал, что опять не пойдет гулять. Он подошел к окну и замер от радостного изумления. Все вокруг было покрыто белым-белым снегом.

Утром глянул я чуть свет:

Двор по-зимнему одет.

Распахнул настежь двери.

В сад гляжу, глазам не верю.

Эй! Смотрите. Чудеса –

Опустились облака!

Было облако над нами,

Оказалось под ногами.

(А Гунули)

5. «Встреча с другом» (радость, 6-7 лет)

У мальчик был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе. А его друг с родителями уехал на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды шел мальчик по улице и вдруг увидел, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!

(Выразительные движения: объятия, улыбка.)

6. «Про Таню» (горе-радость)

Наша Таня громко плачет

Уронила в речку мячик

Тише Танечка не плачь

Не утонет в речке мяч.

7. «Новая кукла» (радость)

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело

скачет, кружится, играет с куклой.

8. «В лесу» (внимание, страх, радость)

Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал,

оглянулся, нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно

голосов. Вроде слышит он какой-то шорох, потрескивание

веток, а вдруг это волк или медведь (страх). Но тут ветки

раздвинулись, и он увидел своих друзей. Они тоже искали его.

Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой. (радость)

9. «Кто как радуется» (радость)

Дети встают в круг. Педагог предлагает детям изобразить, показать без слов, как они радуются -при встречи с мамой;

- когда они встречают гостей в свой день рождения;

-при совместных прогулках с родителями;

-при походе в зоопарк, цирк, парк.

(Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания.)

10. «Новые игрушки» (радость)

Девочке Маше подарили новую куклу, а мальчику Сереже – новую машинку. Они рады, весело смеются, скачут, кружатся. Играют с новыми игрушками. Звучит веселая музыка. Детям раздаются игрушки и просят изобразить радость вместе с героями рассказа.

11. «После дождя» (радость)

Жаркое лето. Только прошел дождь. Дети осторожно ступают вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ноги. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.

12. «На лесной полянке» (радость)

На полянке собрались

Лисы. Белки, звери.

Песни, пляски завели

У зеленой ели.

Детям предлагается с помощью мимики и жестов показать, как радуются звери, собравшиеся на полянке, и поводить хоровод.

13. «Бабушка приехала» (радость)

Ваня живет в городе с мамой и папой. Каждое лето он ездит отдыхать в деревню к бабушке. Зимой, когда Ваня ходит в детский сад, он сильно скучает по бабушке и ждет, когда на­ступит лето.

Однажды вечером в квартире раздался звонок. «Кто бы это мог быть?» — подумал Ваня и побежал открывать дверь. Он распахнул ее и увидел свою бабушку, которая приехала из деревни. Это был настоящий сюрприз!

14. «Солнышко» (радость)

Ведущий распределяет детям роли птичек, зайчат, бу­кашек из стихотворения К. Чуковского «Краденое солн­це». Дети изображают радость солнышку.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Стали пташки щебетать,

За букашками летать.

Стали зайки на лужайке

Кувыркаться и скакать.

15. «Чунга-чанга»(радость)

Путешественник пристал на своем корабле к острову, где все радостны и беззаботны. Это сказочный остров Чун­га-чанга. Как только он сошел на берег, его тут же окру­жили жители этого чудесного острова — маленькие чер­нокожие дети. И на мальчиках, и на девочках были наде­ты одинаковые пестрые юбочки, а на руках и ногах у них звенели браслеты с крошечными колокольчиками, в ушах у всех были круглые серьги, на шее яркие бусы, а в волосах красивые перья и цветы. С веселой улыбкой они пританцовывают под музыку В. Шаинского «Чунга-чан­га» вокруг путешественника и напевают:

Чудо-остров, чудо-остров,

Жить на нем легко и просто,

Жить на нем легко и просто,

Чунга-чанга

16. «Вкусные конфетки» (радость)

У девочки в руках воображаемый кулек или коробка с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.

17. «Нежность» (радость)

Девочка с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и трется головой о ее руки.

18. «Угощение» (радость)

У мальчика — день рождения. Ему подарили коробку с конфетами. Он пред­лагает детям угоститься. Они берут по одной конфете, благодарят и кладут её в рот. По их лицам видно, что угощение вкусное. Дети жуют и улыбаются.

19. «Хорошее настроение (радость)

Мама послала сына в магазин: «купи, пожалуйста, печенье и конфеты, - сказала она, - мы попьем чаю и пойдем в зоопарк». Мальчик взял у мамы деньги и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение.

(выразительные движения: походка - быстрый шаг, улыбка.)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования музыкально-дидактических игр и пособий» Из опыта работы Щербаковой Инны Викторовны музыкального руководителя мдоу «Инжавинский детский сад №2 «Березка»

    Документ
    В наше время остро стоит проблема воспитания слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки. «Слушатель должен уметь жить в художественном мире музыки и духовно расти вместе с
  2. Закономерности психического развития детей дошкольного возраста

    Закон
    Социально-психологические качества личности (коммуникативная компетентность и т.п.) в зависимости от различных факторов (пол, возраст, социальная ситуация развития и т.
  3. Психология личностных потребностей детей дошкольного возраста 19. 00. 07 педагогическая психология

    Автореферат
    на заседании диссертационного совета Д 521.027.01 при НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт» по адресу: 115191, г. Москва, 4-й Рощинский проезд, д.
  4. Психическое развитие детей дошкольного возраста в процессе обучения движениям 19. 00. 13 «Психология развития, акмеология»

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре психологии Тульского государственного университета и кафедре теоретических основ физического воспитания Тульского государственного педагогического университета им.
  5. Повышение уровня адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста посредством метода песочной терапии

    Документ
    За последние несколько лет в г. Белгороде значительно возросла рождаемость, а соответственно и увеличилось число детей, поступающих в ДОУ. В детском саду функционируют 12 групп, и ежегодно 2-3 группы заполняются вновь прибывшими детьми 2-3 и 3-4 лет.

Другие похожие документы..