Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конспект'
Психология труда – традиционная отрасль психологического знания, неразрывно связанная с общественной практикой. Структура и содержание психологии тру...полностью>>
'Рабочая программа'
Цель преподавания дисциплины «Учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности» заключается в формировании у будущего специалиста теоретических ...полностью>>
'Методическая разработка'
Работа выполнена на кафедре русского языка для иностранных учащихся гуманитарных факультетов ГОУ ВПО «Московский государственный университет имени М....полностью>>
'Документ'
Интеллект как атрибут личности и условие социализации интересовал ученых уже на заре науки. Так, Сократ выделил образование в качестве основной харак...полностью>>

Проект министерство промышленности и торговли Российской Федерации (4)

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРОЕКТ


Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010 – 2015 годы
и период до 2020 года

Москва

Март, 2010 год

Содержание

1.Введение 5

2.Обоснование значимости отрасли торговли для экономики и необходимости разработки Стратегии 7

3.Анализ состояния и развития торговой отрасли в мире и в Российской Федерации 12

4.Оценка действующего российского законодательства, региональных стратегий (программ) развития торговли и системы государственного регулирования торговли 38

5.Анализ мирового опыта развития внутренней торговли и нормативно-правовых актов, регулирующих торговую деятельность в зарубежных странах 51

6.Основные проблемы развития внутренней торговли 72

7.Цели, задачи и приоритетные направления развития внутренней торговли 77

8.Сценарии развития торговли и действия органов государственной власти при реализации возможных сценариев 80

9.Целевые индикаторы, этапы, сроки и социально-экономические последствия реализации Стратегии 84

10.Прогноз изменения социально-экономических показателей торговой отрасли 90

11.Региональные, межрегиональные и международные аспекты развития внутренней торговли 94

12.Механизмы, инструменты и способы достижения поставленных целей и задач 103

12.1.Повышение эффективности регулирования сектора торговли 103

12.2.Развитие инфраструктуры торговли 110

12.3.Стимулирование развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах 119

12.4.Обеспечение необходимого уровня конкуренции 123

12.5.Поддержка развития малого и среднего бизнеса без ограничения сетей 131

12.6.Снижение кадрового дефицита в торговле 137

12.7.Стимулирование развития удаленных каналов продаж 140

13.Оценка глобальных, макроэкономических, финансовых, инфраструктурных, законодательных, социальных и других рисков 142

14.Ресурсное обеспечение и финансирование Стратегии 148

15.План мероприятий по реализации Стратегии в области законодательства, развития инфраструктуры, инновационных и инвестиционных проектов, кадрового потенциала и других сфер 149

16.Механизм мониторинга реализации Стратегии 162

ПАСПОРТ

Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2010 – 2015 годы и период до 2020 года

Наименование

Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010 – 2015 годы и период до 2020 года

Основание для разработки

  1. Мероприятия по совершенствованию государственного регулирования в сфере торговли с целью развития торговой деятельности и формирования эффективной торговой политики в Российской Федерации в 2009 году (пункт 2), одобренные на заседании Правительства Российской Федерации 9 апреля 2009 года

  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года

Государственный заказчик

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Основной разработчик

Департамент государственного регулирования внутренней торговли

Цель

Создание эффективной товаропроводящей инфраструктуры, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики Российской Федерации

Задачи

  1. Повышение эффективности регулирования сектора торговли

  2. Развитие инфраструктуры торговли

  3. Стимулирование развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах

  4. Снижение кадрового дефицита в торговле

  5. Обеспечение необходимого уровня конкуренции

  6. Поддержка развития малого и среднего бизнеса без ограничения развития сетей

  7. Стимулирование развития удаленных каналов продаж

Сроки и этапы реализации

1 этап. Создание институциональной базы. 1 января 2010 г. – 31 декабря 2011 г.

2 этап. Ускоренный рост. 1 января 2012 г. – 31 декабря 2013 г.

3 этап. Дальнейшее развитие. 1 января 2014 г. – 31 декабря 2020 г.

Перечень основных мероприятий

  1. Инвентаризация систематизация и корректировка нормативно-правовых актов (актуализация, исключение противоречий, двойственных толкований и т.д.)

  2. Градостроительное планирование с выделением по открытому тендеру площадей под торговлю, льготы на непривлекательных территориях

  3. Частно-государственное партнерство в сфере образования

  4. Развитие кооперации и инфраструктуры поддержки малого бизнеса

  5. Мониторинг конкурентной ситуации на рынке, предотвращение недобросовестной конкуренции

Исполнители

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба государственной статистики

Объемы и источники финансирования

Мероприятия, реализация которых предусмотрена в рамках настоящей Стратегии, не требуют выделения дополнительного финансирования

Ожидаемые конечные результаты реализации стратегии

Основные социально-экономические показатели сектора торговли к 2015 году в текущих ценах:

  • Вклад в ВВП: 20,3% - 20,9%

  • Оборот сектора: 79,5 – 100,0 трлн. руб.

  • Оборот розничной торговли на душу населения: 177 – 221 тыс. руб. на человека

  • Занятость: от 10,6 до 12,0 млн. чел.

  • Налоговые поступления: 1,7 – 2,1 трлн. руб.

  • Производительность розничной торговли: 3,3 – 3,7 млн. руб. на занятого

  • Доля современных форматов в торговле: 55%

  • Заработная плата: 26,3 – 33,3 тыс. руб. на человека в месяц

  • Инвестиции: 738 – 930 млрд. руб.

  • Обеспеченность современными продовольственными торговыми площадями: 121 – 136 кв. м на одну тысячу человек

Система организации контроля за исполнением

Контроль за реализацией Стратегии осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

  1. Введение

Данный документ представляет собой Стратегию развития торговли в Российской Федерации на 2010 – 2015 годы и период до 2020 года, разработанную Министерством промышленности и торговли РФ.

Стратегия затрагивает сегменты оптовой и розничной торговли товарами массового потребления, включенные в сектор G Общероссийского классификатора видов экономической деятельности. Из спектра анализа оптовой торговли при этом исключена оптовая торговля несельскохозяйственными промежуточными продуктами, отходами и ломом (топливо, металлы и т.д.), а также оптовая торговля машинами и оборудованием. Из области анализа розничной торговли исключена торговля моторным топливом.

Разработанные положения Стратегии основаны на анализе существующих статистических данных, интервью с представителями сектора торговли, экспертным и бизнес-сообществом, представителями органов власти, а также другими заинтересованными сторонами. Стратегия также учитывает положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и утвержденных стратегий развития отраслей российской промышленности и проектов стратегий, подготовленных Минпромторгом РФ (проект Стратегии легкой промышленности России на период до 2020 года, проект Стратегии развития отечественной фармацевтической промышленности до 2020 года, Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности до 2015 года, Стратегии развития электронной промышленности на до 2015 года, Концепции развития автомобильной промышленности России, Стратегии металлургической промышленности, Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности до 2015 года и другие).

Стратегия направлена, прежде всего, на создание эффективной товаропроводящей системы, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики и способствует модернизации экономики России. Основная цель - создание товаропроводящей системы обеспечивающей эффективную дистрибуцию для производителей (широкий географический охват, большая пропускная способность, низкие удельные издержки системы) и эффективное удовлетворение потребностей населения (физическая доступность товаров, ценовая доступность товаров, высокое качество товаров и услуг).

Для создания такой товаропроводящей системы необходимо значительно увеличить количество торговых площадей современных форматов в Российской Федерации, долю современных форматов в обороте отрасли, уровень консолидации в отрасли, долю удаленных каналов продаж. При этом необходимо обеспечить достаточный уровень конкуренции и поддерживать малый бизнес, не ограничивая развитие крупных торговых сетей.

В качестве основы для планирования бралось видение целевого состояния отрасли на 2020 и 2015 гг.

  1. Обоснование значимости отрасли торговли для экономики и необходимости разработки Стратегии

    1. Обоснование значимости развитой торговли для экономики и качества жизни населения России

Торговля оказывает существенный вклад в экономику РФ

Оборот сектора торговли в Российской Федерации в 2009 г. достиг уровня в 43,1 трлн. руб. При доле затрат населения на товары в рознице, превышающей 60% располагаемого дохода, торговля занимает лидирующие позиции по вкладу в российский ВВП – доля торговли в добавленной стоимости, созданной в экономике России в 2008 г., превысила 20%. Сектор торговли, как правило, является конечным звеном любой производственной цепочки, а соответственно именно от широты и разнообразия каналов, а также уровня их развития зависят эффективность, объемы и скорость, с которыми производимые в экономике и ввозимые на территорию страны товары достигают своего потребителя. Таким образом, стимулируя качественное развитие сектора, государство может способствовать созданию необходимых условий для продвижения товаров различных отраслей, что положительно скажется на экономике страны в целом.

Качественное развитие сектора торговли положительно влияет на конкурентоспособность экономики

Развиваясь и желая увеличивать собственную эффективность, торговые организации стремятся к сокращению затрат, в том числе и на поставляемую продукцию, росту показателей операционной эффективности. Все это приводит к ужесточению требований для поставщиков и производителей, которые в данной ситуации оказываются вынужденными изыскивать пути повышения собственной производительности и эффективности. Подобные тенденции стимулируют инновационную активность в производственных процессах и, следственно, способствует модернизации экономики России в целом. При этом необходимо учитывать, что эффект роста производительности и эффективности по всей цепочке возможен только при достаточно сильной и консолидированной рознице.

Предпринимательская активность в торговле стимулирует инновации

В секторе торговли работает около половины малых предприятий РФ, на которых трудятся свыше 3 млн. человек. На сектор торговли приходится более 70% оборота малых предприятий РФ. Именно малые и средние торговые предприятия часто первыми начинают продажи новых товаров, производители которых еще не достигли необходимого масштаба для создания широкой дистрибуции и выхода в розничные сети. Таким образом, наличие достаточного количества малых и средних торговых предприятий и их высокое качество стимулируют инновационную активность в стране.

При этом следует особо отметить вклад торговли и в общее развитие предпринимательства в стране, так как зачастую именно торговля является «первым шагом» для многих предпринимателей перед переходом в другие сферы экономической деятельности.

Сектор торговли оказывает существенный вклад в занятость

По состоянию на 2008 г. в секторе торговли РФ действовало более 2 млн. хозяйствующих субъектов, 67% из которых – индивидуальные предприниматели. Сектор торговли – лидер среди всех секторов российской экономики по количеству созданных рабочих мест: общая численность занятых в секторе в 2008 г. составила около 12 млн. человек или 17,7% от всего занятого населения страны.

Сектор торговли играет значимую роль в обеспечении высокого уровня жизни

В первую очередь, уровень развития сектора торговли способен оказывать влияние на конечные цены для потребителей и потребительскую инфляцию. Реализуется данная функция, как правило, через два механизма: 1)влияние торговых организаций на поставщиков и производителей с целью повышения общей эффективности цепочки при наличии у первых достаточной рыночной власти 2) снижение удельных издержек в самой системе торговли с ростом масштаба деятельности и внедрением новых технологий. Безусловно, для снижения цен необходимы и соответствующие действия со стороны государства, которые обеспечат необходимый уровень конкуренции и приведут к тому, что выгоды от растущей эффективности организаций торговли и производителей будут транслироваться в более низкие цены для потребителей.

Наличие достаточного количества торговых площадей разнообразных форматов обеспечивает географическую доступность товаров для населения, т.е. возможность приобрести товар, затратив разумное время и другие ресурсы на получение доступа к нему. Уровень обеспеченности населения торговыми площадями сегодня входит в число индикаторов, отражающих качество жизни в том или ином регионе.

Развитая и высоко эффективная торговля, диктуя высокие стандарты качества поставщикам и производителям, фактически выступает участником сферы контроля за качеством продукции, попадающей к потребителям, и таким образом способна обеспечить положительный вклад в борьбе государства за безопасность здоровья и жизни населения.

Разнообразие каналов торговли также позволяет обеспечить и необходимое разнообразие ассортиментных позиций, предлагаемых потребителю. Учет интересов, потребностей и предпочтений максимально широкого перечня групп населения, включая представителей малых народностей и религиозных конфессий, также позволяет судить о качестве жизни в том или ином регионе.

Сектор розничной торговли может выступать опережающим индикатором развития экономки

Именно обороты розничной торговли используются в большинстве развитых стран, как индикаторы ожидаемого состояния экономики, так как снижение потребительской активности, неминуемо приводящее к падению темпов экономического роста, быстрее всего отражается на динамике розничного товарооборота.

Таким образом, состояние сектора торговли обладает критической значимостью для большинства аспектов жизни страны и ее граждан. Неэффективное развитие сектора может поставить под угрозу развитие экономики, качество жизни, безопасность и здоровье населения. Поэтому государство должно разработать продуманную и эффективную стратегию развития сектора, обеспечивающую его эффективное развитие, максимально полную реализацию возможностей и предотвращение угроз.

    1. Необходимость и предназначение Стратегии развития внутренней торговли

Как показывает вышеприведенный анализ, сектор торговли обладает критической значимостью для экономики страны, качества жизни населения, обеспечения безопасности и здоровья граждан. Эффективное (т.е. способствующее достижению целей государства) развитие сектора торговли может привести к целому ряду значимых положительных эффектов для государства, бизнеса и населения России. В то же время, неэффективное или недостаточно быстрое развитие сектора торговли может оказать негативное влияние на ключевые показатели развития страны.

Политика государства по отношению к сектору может варьироваться в широких пределах и включать в себя меры по всему спектру: от жесткого регулирования и контроля операционной деятельности игроков до практически полного отсутствия регулирования сектора. Выбор той или иной государственной политики окажет существенное позитивное или негативное влияние на развитие сектора торговли. Поэтому для достижения целей государства необходимо разработать Стратегию развития внутренней торговли в РФ, которая позволит ясно сформулировать задачи государственной политики по отношению к сектору, механизмы и инструменты решения этих задач, а также опишет четкий план действий органов государственной власти.

Стратегия должна, в том числе, обеспечивать формирование государственной политики, направленной на повышение инвестиционной привлекательности сектора торговли и совершенствование механизмов защиты прав и интересов хозяйствующих в сфере торговли интересов. Такая политика должна основываться на следующих принципах:

  • преимущественно позитивное регулирование отношений в области торговли (принятие программ, концепций, пр., нормативных правовых актов, предусматривающих льготный порядок приобретения и реализации хозяйствующими в сфере торговли субъектами гражданских прав, пр.);

  • введение ограничений и запретов для хозяйствующих в сфере торговли субъектов исключительно в тех случаях, когда негативные явления в сфере торговли не могут быть устранены иными способами;

  • осуществление постоянного мониторинга среды в отрасли с целью определения необходимости вмешательства государства в отдельные процессы или напротив, ослабления государственного регулирования в случае достижения определенных целей.

Предпосылками формирования целостной и сбалансированной государственной политики в сфере торговли являются:

  • закрепление функций по мониторингу отношений, возникающих при организации и осуществлении торговли, в том числе отдельными группами товаров, за единым федеральным органом исполнительной власти, формирование аналогичных структур в субъектах Российской Федерации и передача части полномочий на региональный уровень с целью своевременного выявления возможных проблем и формирования рекомендаций для всех вовлеченных в процесс регулирования сектора торговли органов исполнительной власти;

  • инвентаризация действующей нормативно-правовой базы, регулирующей отношения, возникающие при организации и осуществлении торговли, с целью ее обновления с учетом современного состояния торговли, а также с целью консолидации норм, регулирующих отношения в сфере торговли;

  • использование комплексного подхода к решению проблем в отрасли, основанного на анализе всей совокупности факторов, характеризующих отношения в сфере торговли, прогноза последствий принимаемых решений не только для торговли, но и других отраслей и экономики Российской Федерации в целом.

При этом баланс мер необходимо искать с учетом специфики российской экономики, уровня развития страны и ее культурных особенностей. Перечень мер не должен оставаться постоянным, а должен пересматриваться в соответствии с меняющейся внешней ситуацией, соответственно, результаты применения тех или иных инструментов необходимо постоянно анализировать, и корректировать по результатам анализа направление государственной политики.

Задачами в рамках разработки Стратегии будет оптимальный выбор мер и инструментов, в наибольшей степени способствующих решению проблем сектора торговли и достижению целей государства в сложившихся экономических условиях.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Проект министерство промышленности и торговли Российской Федерации (1)

    Реферат
    4.Оценка действующего российского законодательства, региональных стратегий (программ) развития торговли и системы государственного регулирования торговли 38
  2. Проект министерство промышленности и торговли Российской Федерации (2)

    Документ
    2.3.Характеристика нормативной правовой базы по социально-экономическому развитию и применению программно-целевых методов решения проблем в отраслях экономики и в субъектах Российской Федерации 52
  3. Проект министерство промышленности и торговли Российской Федерации (3)

    Документ
    2.3.Характеристика нормативной правовой базы по социально-экономическому развитию и применению программно-целевых методов решения проблем в отраслях экономики и в субъектах Российской Федерации 52
  4. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности министерства промышленности и торговли российской федерации на 2010-2012 годы

    Доклад
    Приложение 3. Анализ взаимосвязей и вклада целей Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в достижение стратегических целей развития страны (в соответствии со структурой целей, предусмотренной Сводным докладом Правительства
  5. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности министерства промышленности и торговли российской федерации на 2009-2011 годы (1)

    Доклад
    Приложение 2. Анализ взаимосвязей и вклада целей Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в достижение стратегических целей развития страны (в соответствии со структурой целей, предусмотренной Сводным докладом Правительства

Другие похожие документы..