Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
гора Казбек 3. гора Эльбрус 4. гора Базардюзю 5. Определите крупнейший действующий вулкан России: 1. Толбачик . Кроноцкая Сопка 3. Ключевская Сопка 4...полностью>>
'Решение'
1.1. Настоящая редакция Устава Открытого акционерного общества «Центральный научно-исследовательский институт по переработке штапельных волокон», имен...полностью>>
'Программа дисциплины'
Лекция 1. Обзорная лекция; вводная часть. Акценты курса. Сакральное как проблема и научное понятие. Теории сакрального vs история религий. Социологич...полностью>>
'Документ'
изобрел способа придать видимость новизны своим последующим произведениям. Прежде для оживления повествования автор обращался к шотландским нравам, ш...полностью>>

Элективные курсы е. В. Саплина, А. Э. Безносов, О. Н. Мельникова, О. Н. Орлова

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ

Е.В.Саплина, А.Э. Безносов, О.Н.Мельникова, О.Н.Орлова,

Московский институт открытого образования

Важнейшей составляющей предпрофильной подготовки и профильного обучения являются курсы по выбору учащихся — элективы. Одни из них со­здают условия для того, чтобы ученик утвердился в избранном направлении дальнейшего обучения или отказался от него, другие развивают содержание од­ного из базовых курсов.

Многие элективные курсы призваны способствовать удовлетворению позна­вательных интересов учащихся в раз­личных областях.

Предположим, ученик решил, что он будет осваивать социально-экономиче­ский профиль. Профильными предме­тами в этом случае являются математи­ка, экономика, обществознание, право, география и информатика. Но какую профессию выбрать — экономиста, со­циолога, юриста, географа? Школьник еще не обладает опытом, необходимым для принятия подобного решения.

В решении этой проблемы ему могут помочь элективные курсы. Именно они обеспечивают возможность индивиду­альной образовательной траектории, мобильных перемещений по различным образовательным позициям (исследова­теля, аналитика, эксперта), помогают учащимся освоить навыки коммуника­ции.

Виды элективных курсов определя­ются задачами профильной школы, ти­пом учебного заведения, возможностя­ми класса, групп учащихся, учителя.

Какие же существуют виды электив­ных курсов?

Первый вид курсов условно можно назвать пробными. Для гуманитарной

области «Обществознание» это могут быть курсы, связанные с анализом ис­торических документов. Они предпола­гают практическую самостоятельную работу с текстом, помогают ученику лучше понять специфику гуманитарно­го знания.

Следующий вид курсов — ориентационные. Именно эти курсы в большей степени направлены на овладение уме­ниями, характерными для определен­ного вида деятельности, профессии.

Как один из вариантов может быть предложен курс «Вспомогательные ис­торические дисциплины» или «Науки-помощницы». Большей профессиональ­ной конкретикой будут насыщены та­кие, к примеру, курсы, как «Знакомство с профессией юриста», «Знакомство с профессией журналиста».

Подобные курсы призваны интегри­ровать знания учащихся из различных областей гуманитарных наук, а также способствовать развитию коммуника­тивных способностей.

Еще один вид элективных курсов — углубляющие отдельные вопросы учебного предмета, например: «Россия в системе международных отношений в XX в.», «Судьба реформ и реформато­ров в России», «История либерального движения в России», «Из истории рос­сийской эмиграции» и др.

Выделяют также общекультурные курсы, способствующие удовлетворе­нию потребностей учащихся в получе­нии знаний из тех областей, которые не представлены в учебном содержании. Такими курсами могут стать «История кино в XX в.», «Шедевры мирового кинематографа», «Музыкальная культура современной молодежи» и др.

В предпрофильном 9 классе в основ­ном будут преобладать пробные и ориентационные элективные курсы. Их со­держание не должно повторять про­грамму по изучаемым предметам, но при этом их не следует перегружать но­вым содержанием. Эти курсы призваны помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной пер­спективы.

Основные формы учебных занятий при изучении элективных курсов — ра­бота с научными и публицистическими текстами, дискуссии, беседы, интерак­тивные лекции, исследования. Эти фор­мы направлены на знакомство с опреде­ленными видами деятельности в той или иной образовательной области.

При разработке элективного курса рекомендуем опираться на памятку, ко­торую приводит в своей книге «Пробле­ма выбора: элективные курсы в школе» (М., 2004. С. 41) А. Каспаржак:

«Прежде чем приступить к составле­нию программы элективного курса, пе­дагогу полезно ответить на вопросы:

— На каком содержательном матери­але и через какие формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи про­фильной подготовки (помочь ученику со­риентироваться в выборе пути продол­жения образования и (или) профессио­нальной деятельности, восполнить про­белы его предыдущей подготовки, пока­зать типичные для данного профиля ви­ды деятельности, дать возможность уче­нику проявить себя и добиться успеха)?

— Чем содержание курса будет каче­ственно отличаться от обязательного для изучения курса (оно вообще не представ­лено в общеобразовательном или про­фильном предмете; оно представлено «вскользь», о нем лишь упоминается; оно представлено односторонне, не отраже­ны другие точки зрения и т.п.)?

— Какими учебными и вспомога­тельными материалами обеспечен дан­ный курс (фонд библиотеки, хрестома­тии, сборники, дидактические материа­лы и т.п.)?

— Какие виды деятельности (про­фильной и профессионально ориентированные) возможны при работе с дан­ным содержанием?

— Какие виды работ могут и должны выполнить учащиеся для подтвержде­ния своей успешности в будущем уче­нии, профессиональной деятельности?

— Какова доля самостоятельности ученика в работе по данному курсу, в чем он может проявить инициативу?

— Какие критерии, ясные педагогу и ученику, позволят оценить успехи в изучении данного курса?

— Чем может завершиться для уче­ника изучение курса, какова форма от­четности?»

Предлагаем вашему вниманию не­сколько вариантов элективных курсов, разработанных авторским коллек­тивом в составе: Е.В.Саплина, к.п.н., доцент Московского института откры­того образования, замдиректора Центра исторического образования, А.Э. Безносов, методист ЦИО, О.Н.Мельникова, методист ЦИО, О.Н.Орлова, методист ЦИО.

Элективный курс

«Традиции, культура, быт народов нашей страны»

Цели курса: на примере трех народов — русских, татар и бурят более глубоко познако­мить школьников предпрофильных и профильных классов с традициями, культурой и бытом народов, населяю­щих Россию, с мировыми религиями;

расширить кругозор учащихся, спо­собствовать формированию у них толе­рантной позиции гражданина, который живет в поликультурном и многонацио­нальном обществе.

По ходу изучения элективного курса организуются экскурсии в историчес­кий и этнографический музеи, а завер­шается оно защитой проектных работ (как групповых, так и индивидуальных) по одной из тем курса.

Рекомендуемые проекты: вы­ставка народной одежды; фестиваль на­родной музыки и танца; рецепты нацио­нальной кухни; инсценировка народной сказки.

Курс рассчитан на 20 часов.

Тематическое планирование курса

Тема

Формы работы

Часы

У карты нашей Родины

Лекция, беседа

2

Этапы становления русской государственности

Лекция Сообщения учащихся

11

Религиозные представления и верования русских, татар, бурят

Лекция учителя Сообщения учащихся

13

Обычаи и праздники русских, татар, бурят

Сообщения учащихся

2

Национальный костюм русских, татар, бурят

Сообщения учащихся

2

Национальная еда русских, татар, бурят

Сообщения учащихся

2

Музыкальная культура русских, татар, бурят

Сообщения учащихся

2

Народные игры русских, татар, бурят

Сообщения учащихся

2

Уважение культуры и традиций других народов — одно из главных условий жизни в многонациональ­ном государстве

«Круглый стол»

2

Тема 1. У карты нашей Родины.

Географическая и политическая карта Российской Федерации. Государствен­но-территориальное устройство России. Многонациональный характер Россий­ского государства. Геополитический фактор в становлении и развитии Рос­сийского государства.

Тема 2. Этапы становления рус­ской государственности. Особенности исторического развития и взаимодей­ствия русских, татар, бурят.

Тема 3. Религиозные представле­ния и верования русских, татар, бу­рят. Основы христианства, ислама, буддизма.

Тема 4. Обычаи и праздники рус­ских, татар, бурят. Народный кален­дарь. Календарные обряды. Сезонные праздники. Масленица. Сабантуй. Сага-алган. Свадебные обряды.

Тема 5. Национальный костюм русских, татар, бурят. Повседневная и праздничная одежда мужчин и жен­щин. Цвет в национальном костюме, де­тали и украшения.

Тема 6. Национальная еда русских, татар, бурят. Особенности национальной кухни. Постный и скоромный стол. Рецепты национальных блюд.

Тема 7. Музыкальная культура русских, татар, бурят. Народная музыка и танцы. Музыкальные инструменты. Смысл танца. Обрядовые и бытовые танцы. Обрядовые песни.

Тема 8. Народные игры русских, татар, бурят. Взаимосвязь игры с при­родно-климатическими и хозяйствен­ными особенностями жизни.

Тема 9. Уважение культуры и тра­диций других народов — одно из глав­ных условий жизни в многонациональ­ном государстве.

Элективный курс «Награды России»

Цели курса: познакомить уча­щихся предпрофильных и профильных классов с наградной системой Россий­ского государства; воспитывать патрио­тизм, гордость за своих соотечественни­ков.

Курс рассчитан на 18 часов.

Тема 1. Фалеристика — наука о ме­далях и наградах. Медали и награды как исторический источник. Фалеристика

Тематическое планирование курса

Тема

Формы работы

Часы

Фалеристика — наука о медалях и наградах. Медали и награды как исторический источник

Лекция учителя

2

Первые награды России

Сообщения учащихся

1

Наградная система Петра I

Сообщения учащихся

1

История российских орденов

Сообщения учащихся

2

Наградные медали российской империи

Сообщения учащихся

2

Награды времен Первой мировой войны

Сообщения учащихся

2

Наградная система СССР

Сообщения учащихся

2

Награды времен Великой Отечественной войны

Сообщения учащихся

2

Награды современной России

Сообщения учащихся

2

Заключение

«Круглый стол»

2

как вспомогательная историческая дис­циплина. Что и как изучает фалеристи­ка. О чем может рассказать награда. На­града как исторический источник, знак отличия, символ государства.

Тема 2. Первые награды России.

Награды Русского государства X— XVII вв. Награды за воинскую службу: доспехи, конь, оружие. Награда «милос­тивым словом».

Тема 3. Наградная система Петра I.

Награждение чинами и титулами. По­жалования земель. Подарки императо­ра. Полковые награды.

Тема 4. История российских орде­нов. Орден Св. Апостола Андрея Перво­званного. Орден Св. Екатерины. Орден Св. князя Александра Невского. Орден Св. Георгия Победоносца. Орден Св. рав­ноапостольного князя Владимира. Кто и за что получал ордена. Полные кавале­ры ордена.

Тема 5. Наградные медали Россий­ской империи. Традиции награждения медалями. Медали за военные заслуги. «Общие» наградные медали.

Тема 6. Награды времен Первой мировой войны. Георгиевский крест и Георгиевская медаль — награды солдат и нижних чинов армии.

Тема 7. Наградная система СССР.

Орден Ленина. Орден Красной Звезды. Почетное звание «Герой Советского Со­юза». Медаль «Золотая Звезда».

Тема 8. Награды времен Великой Отечественной войны. Орден Отечест­венной войны 1-й, 2-й степени. Орден «Победа». Орден Славы 1, 2, 3-й степени. Орден Суворова 1, 2, 3-й степени. Орден Кутузова 1-й, 2-й степени. Орден Алек­сандра Невского. Орден Богдана Хмель­ницкого 1, 2, 3-й степени. Орден Ушако­ва 1-й, 2-й степени. Орден Нахимова 1-й, 2-й степени. Кого и за что ими на­граждали.

Тема 9. Награды современной Рос­сии. Золотая Звезда Героя России. Орден «За заслуги перед Отечеством». Орден Мужества. Орден Почета. Орден Дружбы. Кто и за что их получает.

Заключение.

Элективный курс

«Ключи к тайнам Клио: в мастерской ученого-историка»

Цели курса: познакомить уча­щихся 1-11 классов с основными мето­дами исторического исследования, мно­гообразием вспомогательных историче­ских дисциплин; дать представление об историческом источнике, о его роли в познании прошлого.

Курс рассчитан на 20 часов.

Тема 1. Исторические источники как средство познания исторического прошлого. Классификация источников. Ретроспективный и репродуктивный характер исторического познания.

Исторический источник и исторический факт.

Тема 2. Критика и интерпретация исторического источника. Поиск и вы­явление источников. Основные методы и принципы научной критики. Внешняя и внутренняя критика источника.

Тема 3. Многообразие вспомога­тельных исторических дисциплин.

Объекты исследования. Особенности методических приемов. Роль и место вспомогательных исторических дис­циплин в исторической науке.

Тема 4. Системы счисления времени и историческая хронология. Единицы

Тематическое планирование курса

Тема

Форма работы

Часы

Исторические источники как средство познания исторического прошлого

Лекция

2

Критика и интерпретация исторического источника

Лекция

1

Многообразие вспомогательных исторических дисциплин

Лекция

1

Системы счисления времени и историческая хронология

Семинар

2

Кладовая земли раскрывает свои тайны

Семинар

2

В мире древних и старинных рукописей

Семинар

2

Монеты рассказывают

Семинар

2

«С гербом, где вписан знатный род»

Семинар

2

Нелегкой тропой исторического исследования

Обобщающий семинар

2

Стражи прошлого: архив, библиотека, музей и их значение для историческо­го познания

Экскурсия

4

счета времени. Календари: юлианский и григорианский. Эры и их виды. Русская система счета времени.

Тема 5. Кладовая земли раскрыва­ет свои тайны. Археология — «наука лопаты». Культурный слой. Методы ра­боты археологов. История великих ар­хеологических открытий.

Тема 6. В мире древних и старин­ных рукописей. Что изучает палеогра­фия. Методика палеографического ис­следования. Алфавиты. Графика пись­ма. Орудия письма. Материал для письма.

Тема 7. Монеты рассказывают. Мо­неты — оригинальный и важный исто­рический источник. Монеты и денежное обращение. Возникновение и развитие русской денежно-весовой системы.

Тема 8. «С гербом, где вписан знат­ный род». Геральдика — наука о гербах. Происхождение гербов. Теоретическая геральдика. Государственные и город­ские гербы. Дворянский герб.

Тема 9. Нелегкой тропой историче­ского исследования. Прошлое в созна­нии и интерпретации ученого. Пробле­мы выбора исторических концепций.

Тема 10. Стражи прошлого: архив, библиотека, музей и их значение для исторического познания.

Элективный курс

«Знакомство с профессией

журналиста»

Цели курса: познакомить уча­щихся с профессией журналиста; пока­зать роль СМИ в жизни общества; сформировать коммуникативные навы­ки.

Данный элективный курс предна­значен для предпрофильного уровня. В 10-11 классах его можно продолжить по теме «СМИ — массовая культура».

Курс рассчитан на 18 часов.

Тема 1. Профессия журналиста.

Что должен знать и уметь журналист. Как стать журналистом.

Тема 2. Психологический портрет современного журналиста. Какими ка­чествами и чертами характера должен обладать современный журналист. Ком­муникабельность. Культура общения. Толерантность.

Тема 3. Анализ современных СМИ:

их задачи, роль и место в информацион­ном поле.

Тема 4. Интервью: его цели, задачи, формы.

Тема 5. «Проба пера». Как написать очерк, эссе, статью.

Тема 6. Проект газеты «Школьная жизнь».

Тематическое планирование курса

Тема

Формы работы

Часы

Профессия журналиста

Беседа

2

Психологический портрет современного журналиста

Беседа,

практикум

2

Анализ современных СМИ

Практикум

2

Интервью

Практикум

2

«Проба пера»

Лекция, практикум

2

Проект газеты «Школьная жизнь»

Практикум

2

Этика журналиста

Семинар

или диспут

2

Знакомство с редакцией одной из газет или телеканала

Экскурсия

4

Тема 7. Этика журналиста. Влия­ние журналиста на формирование обы­денного сознания граждан.

Тема 8. Знакомство с редакцией од­ной из газет или телеканала.

Элективный курс «Повседневная жизнь советского общества»

Цели курса: на материале повсе­дневной жизни дать учащимся 10—11 классов более глубокое представ­ление о советской эпохе в истории на­шей страны; расширить кругозор учащихся; сформировать умение критического осмысления и анализа явлений и процессов, происходящих в обществе.

Курс рассчитан на 18 часов.

Тема 1. Повседневная жизнь совет­ского человека в 20-е гг. Быт горожан. Жизнь рабочих и служащих. Нэпманы. Коммунальные квартиры. Рабочие клу­бы. Парки культуры и отдыха. Повсе­дневная жизнь деревни: бедняки, се­редняки, кулаки.

Тема 2. Жизнь в годы «великого перелома». Трудовые будни строителей социализма. Жизнь в колхозе. Культур­ная революция. Быт и мода 30-х гг.

Тема 3. Советские праздники.

Праздники — важное средство воспита­ния людей. Демонстрации трудящихся. Парады физкультурников. Военные па­рады.

Тема 4. Детские и юношеские орга­низации. Октябрята. Пионерская орга­низация. Комсомол. Роль детских и юно­шеских организаций в формировании нового человека.

Тема 5. Быт военного времени (1941-1945). Жизнь в тылу. Эвакуация. Блокадный Ленинград.

Тема 6. Повседневная жизнь в годы «оттепели». Трудовые будни строите­лей коммунизма. Новая жилищная по­литика. Досуг советского человека. Быт и мода.

Тема 7. Жизнь советского обще­ства в конце 60-х — начале 80-х гг. Из­менение структуры общества. Новая жилищная политика. «Спальные» райо­ны. Новые формы досуга. Изменение стандартов потребления. Дефицит. «Самиздат». Авторская песня. Быт и мода.

Тема 8. Повседневная жизнь в 90-е гг.: нравы, вкусы, настроения. Новые стан­дарты потребления различных слоев общества. Изменение форм досуга. Ли­берализация нравов и ее последствия.

Тематическое планирование курса

Тема

Формы работы

Часы

Повседневная жизнь советского человека в 20-е гг.

Лекция, семинар

3

Жизнь в годы «великого перелома»

Семинар

2

Советские праздники

Семинар

2

Детские и юношеские организации

Семинар

2

Быт военного времени (1941 — 1945)

Семинар

2

Повседневная жизнь в годы «оттепели»

Семинар

2

Жизнь советского общества в конце 60-х — начале 80-х гг.

Лекция, семинар

3

Повседневная жизнь в 90-е гг.: нравы, вкусы, настроения

«Круглый стол»

2

Элективный курс

«Тема Великой Отечественной войны в искусстве»

Цели курса:

воспитывать патриотизм, чувство любви к Родине, уважение к трагичес­ким и героическим страницам новейшей отечественной истории;

углубить представления о Великой Отечественной войне, о важнейших эта­пах и об общественно-политической ат­мосфере послевоенной истории России, об их отражении в художественном творчестве;

развивать у школьников чувство со­причастности судьбе военных и после­военных поколений;

расширить общекультурный и худо­жественный кругозор подростков, по­знакомить их с творчеством величай­ших мастеров отечественной культуры XX в., сформировать представление о взаимосвязи между содержанием и формой художественного произведе­ния, о выразительных средствах искус­ства.

На примере произведений, посвя­щенных Великой Отечественной войне, в элективном курсе для профильных классов старшей школы решаются за­дачи не только образования, но и воспи­тания учащихся.

Художников, литераторов, музы­кантов война вдохновляет потому, что она выявляет в человеке лучшие качес­тва: героизм, чувство долга, любовь к Родине. Война обнажает те черты чело­веческой натуры, которые в мирное время могут оставаться в тени.

Военная тема дает богатейший мате­риал для художественного осмысления и воплощения с помощью присущих каждому виду искусства выразитель­ных средств. Глубина и сложность жиз­ненного материала, его трагизм требуют поиска новых художественных при­емов, новой творческой манеры.

Великая Отечественная война, став­шая центральным событием в россий­ской истории XX столетия, как никакое другое, способствовала развитию нацио­нального самосознания советских лю­дей. Обращаясь к тому, как была представлена война в художественных про­изведениях, созданных в разные годы, можно расширить представления уча­щихся и о послевоенной истории Отече­ства.

Главная особенность предлагаемого курса — интеграция истории России XX в. и курсов истории русской литера­туры и культуры XX в.

Предложенный перечень авторов и произведений является ориентировоч­ным. Желательно отбирать произведе­ния в соответствии с приоритетными це­лями курса, с учетом общего образова­тельного и культурного уровня учащих­ся, профиля класса, доступности тех или иных произведений (или их фраг­ментов) для прочтения и просмотра.

Ознакомление с масштабными лите­ратурными и кинематографическими произведениями целесообразнее орга­низовать во внеурочное время.

Курс рассчитан на 20 часов.

Раздел I. Тема войны в искусстве военной поры, (7 ч)

Введение. Темы искусства военных лет: героизм на фронте и в тылу, война как народный подвиг, прославление ру­ководящей роли партии и вождя — организаторов победы, разоблачение врага. Взаимосвязь литературы и ис­кусства с пропагандой.

Влияние на культурную жизнь усло­вий военного времени и цензуры, опре­деление ими содержания и тональности художественного творчества.

Тема 1. Плакат военного времени.

Специфика плакатного искусства: аги­тация, высокая степень типизации и обобщения, эпичность, карикатурность. Близость плакатных образов к архети­пам народной культуры. Образы Роди­ны-Матери, воина-защитника, великих предков, врагов-нелюдей, жертв.

«Окна ТАСС», «Боевой карандаш». И. Тоидзе, Кукрыниксы, Б.Ефимов, Н.Радлов.

Тема 2. Живопись, графика, скульптура. А.Дейнека «Оборона Севас­тополя», «Окраина Москвы. Ноябрь

1941 г.», «Сбитый ас». Серия портретов военачальников П. Корина. Иллюстра­ции к поэме «Василий Теркин» О. Верей­ского. А.Пластов «Фашист пролетел». Скульптуры защитников Отечества Н.Томского.

Тема 3. Военная песня. Песенное творчество как удовлетворение потреб­ности людей в открытом, эмоциональ­ном выражении своих чувств и пережи­ваний. Массовость, доступность песен для непрофессионального исполнения.

Песня на фронте, выступления со­ветских артистов перед офицерами и бойцами Красной Армии. Творческое содружество композиторов и поэтов, ис­полнителей: Е. Долматовский, М. Матусовский, М.Исаковский, А.Сурков, В.Ле­бедев-Кумач, А.Фатьянов, А.Александ­ров, М. Блантер, Н.Богословский, К. Листов, В.Соловьев-Седой, К. Шульженко, Л.Утесов, Г.Виноградов.

Тема 4. Литература о войне: поэзия, проза, драматургия. А.Твардовский «Василий Теркин». Фольклорно-эпический лад и мотивы поэмы, ее звучание на фронтах.

Лирика: Б.Пастернак «Смерть сапе­ра», А.Ахматова «Мужество», С.Гудзенко «Перед атакой», М.Светлов «Ита­льянец», К.Симонов «Жди меня», О. Берггольц «Ленинградская поэма». Образы страдающей Родины и военного подвига.

Не вернувшиеся с войны молодые поэты: П.Коган, М. Джалиль, Н.Майоров, М. Кульчицкий.

Военная проза: Б.Горбатов «Непоко­ренные», М.Шолохов «Они сражались за Родину».

Специфика драматургии военных лет: непосредственная реакция на со­бытия, происходившие на фронтах; пропагандистский характер пьес. А.Корнейчук «Фронт». К.Симонов «Рус­ские люди». Л.Леонов «Нашествие».

Тема 5. Киноискусство. Массовый, агитационный характер кино, использо­вание кинематографа как средства идейного воспитания масс. «Боевые ки­носборники». И. Пырьев «Секретарь

райкома», «В шесть часов вечера после войны». Ф. Эрмлер «Она защищает Ро­дину». М.Донской «Радуга». Л.Луков «Два бойца». А. Столпер, Б.Иванов «Па­рень из нашего города».

Тема 6. Военные корреспонденты.

И.Эренбург, Н.Лидов, В.Гроссман, Е.Пе­тров, В.Вишневский.

Фотокорреспонденты и киноопера­торы. Стремление запечатлеть эпизоды фронтовой жизни и сражений.

Раздел II. Тема войны в первое послевоенное десятилетие (2 ч)

Введение. Монументализм в искус­стве. Проявления культа личности И.Сталина. М.Чиаурели «Падение Бер­лина». В.Петров «Сталинградская бит­ва». Формирование образа героя воен­ных лет.

Тема 1. Послевоенная литература: В.Некрасов «В окопах Сталинграда», Э.Казакевич «Звезда», Б.Полевой «По­весть о настоящем человеке», А.Фадеев «Молодая гвардия».

Тема 2. Кинематограф о войне:

А. Столпер «Повесть о настоящем чело­веке», Б. Барнет «Подвиг разведчика», С.Герасимов «Молодая гвардия».

Тема 3. Скульптура и живопись:

Ю. Непринцев «Отдых после боя», А.Лактионов «Письмо с фронта», Е.Вучетич «Советскому воину-освободите­лю» — мемориал в Трептовпарке.

Тема 4. Песенное искусство после­военного времени. Продолжение фрон­товых песенных традиций, развитие те­мы жертв войны.

Раздел III. Военная тема

в литературе и искусстве

середины 50-х 80-х гг. (7 ч)

Введение. «Оттепель» в обществен­но-политической жизни СССР и ее вли­яние на советское искусство. Открытие новых аспектов военной темы. Осмыс­ление искусством правды войны. Чело­век на войне.

Сочетание разных ракурсов раскры­тия темы войны в искусстве 50-80-х гг. Монументализм, лирическое воспри­ятие войны, драматизм.

Тема 1. Литература. «Лейтенант­ская проза»: Ю.Бондарев «Горячий снег», К.Воробьев «Убиты под Моск­вой», В.Быков «Сотников», В.Курочкин «На войне как на войне», Г.Бакланов «Навеки девятнадцатилетние». Новый образ воина.

Лирика: А.Твардовский «Я убит подо Ржевом», К.Ваншенкин, Б.Слуцкий, Д.Самойлов, Ю. Друнина.

Эпический жанр: М.Шолохов «Судь­ба человека», К.Симонов «Живые и мерт­вые», В. Гроссман «Жизнь и судьба».

Осмысление опыта и уроков войны. Эпическая дистанция: А.Адамович и Д. Гранин «Блокадная книга».

Тема 2. Кинематограф. Киноискус­ство «оттепели»: М. Калатозов «Летят журавли», С.Бондарчук «Судьба челове­ка», Г. Чухрай «Баллада о солдате», А.Тарковский «Иваново детство», А. Столпер «Живые и мертвые», С. Рос­тоцкий «На семи ветрах», Р.Чхеидзе «Баллада о солдате». Кинодокументалис­тика: М. Ромм «Обыкновенный фашизм».

Развитие в киноискусстве конца 60-х — середины 80-х гг. проблематики поведения человека на войне, подвига и предательства: В.Мотыль «Женя, Же­нечка и «катюша»; Н. Бирман «Хроника пикирующего бомбардировщика»; А.Смирнов «Белорусский вокзал»; В.Трегубович «На войне как на войне»; А.Герман «Проверка на дорогах»; Л.Бы­ков «В бой идут одни «старики», «Аты-баты, шли солдаты»; С. Ростоцкий «А зо­ри здесь тихие...»; Л.Г. Пепитько «Вос­хождение»; Э.Климов «Иди и смотри».

Телевидение, особенности показа войны на телеэкране. Фильм-эпопея Ю.Озерова «Освобождение». Т.Лиознова «Семнадцать мгновений весны».

Тема 3. Песенное искусство. Война в бардовской песне: Б.Окуджава, А.Га­лич, В.Высоцкий, Ю.Визбор. Массовая эстрадная песня о войне: «День Побе­ды», «Журавли».

Тема 4. Монументальное искус­ство: диорама «Штурм Сапун-горы» (1959), памятник-ансамбль героям Ста­линградской битвы на Мамаевом курга­не (1967), мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой» (1971), Ха­тынский мемориал (1969), мемориаль­ный ансамбль «Саласпилс» (1970), Мо­гила Неизвестного Солдата в Москве (1967), музей-панорама «Сталинград­ская битва» (1982).

Тема 5. Изобразительное искус­ство: К.Васильев «Парад 1941 года», «Прощание славянки», портрет марша­ла Г.Жукова; В.Попков «Мезенские вдо­вы», «Шинель отца»; К.Савицкий «Пар­тизанская мадонна».

Раздел IV. Тема войны в совре­менном российском искусстве (2 ч)

Введение. Значение темы войны для современного искусства. Новые подхо­ды к показу правды войны. Дискуссионность современного искусства.

Тема 1. Война глазами современ­ных кинематографистов: Н.Лебедев «Звезда», А.Рогожкин «Кукушка», М. Пташук «В августе 44-го», Н.Досталь «Штрафбат», А.Кавун «Курсанты».

Тема 2. Монументальное искусство.

Мемориал победы в Великой Отечест­венной войне на Поклонной горе в Моск­ве (А.Полянский, Л. Вавакин, З.Церете­ли): синтез архитектуры и монументаль­ной скульптуры. Соединение в мемори­альном комплексе музейного и культо­вого (религиозного) центра, городской рекреационной зоны и площадки для массово-зрелищных мероприятий.

Повторение и обобщение (2 ч).

Элективный курс «Религии и мифология народов мира»

Цели курса:

способствовать расширению круго­зора учащихся 9 класса;

повышать мотивацию и интерес к изу­чению истории и культуры народов ми­ра, к их литературному наследию;

способствовать развитию у учащих­ся толерантности.

Тема 1. Что такое религия. Опреде­ления религии. Структура религии. Ре­лигиозное сознание. Религиозная дея­тельность. Классификация религий.

Тема 2. Религия в первобытном об­ществе. Фетишизм. Тотемизм. Магия. Анимизм. Шаманство. Отражение ран­них форм религии в мифах и сказках народов мира.

Тема 3. Религия и мифология Древнего Египта. Номовые божества. Культ растительности. Погребальный культ. Пантеон древнеегипетских богов. Древнеегипетская мифология.

Тема 4. Религия и мифология древ­них германцев. Источники изучения древнегерманской религии. Представ­ления о происхождении мира и его уст­ройстве. Пантеон богов. Низшая мифо­логия. Культы. Мифы.

Тема 5. Религия и мифология древ­них кельтов. Верования и обряды. Пан­теон богов. Культы. Представления о за­гробном мире. Кельтская мифология.

Тема 6. Религия греко-римского мира. Древнегреческая мифология. Олимпийский пантеон. Происхождение мира. Культы. Соотношение философии и религии в Древней Греции. Мифы Древней Греции.

Тема 7. Религия древних славян.

Источники изучения славянского язы­чества. Культы. Пантеон богов. Низшая мифология. Служители культа. Отра­жение славянских верований в русских сказках.

Тема 8. Религия и мифология Ин­дии. Священные книги. Божества. Уче­ние о перевоплощении. Древнеиндий­ские мифы.

Тема 9. Религия и мифология древ­него Китая. Древнейшие китайские ре­лигиозные представления. Культы. Га­дания. Конфуций. Конфуцианство. Уче­ние о Дао. Лао-Цзы. Китайская мифоло­гия.

Тема 10. Религия и мифология Японии. Синтоизм, его возникновение и основные особенности. Влияние синто­изма на мировоззрение японцев. Япон­ская мифология.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой Библиотека Справочно-библиографический отдел

    Документ
    Агарев, А. Ф Обслуживание в Рязани эвакуированных ленинградцев в годы Великой Отечественной войны / А. Ф. Агарев ; Н. С. Матвеева Военно-исторический журнал.
  2. Рабочая программа дисциплины (модуля) Методика обучения обществознанию

    Рабочая программа
    Целями освоения дисциплины «Методика обучения обществознанию» являются формирование готовности к применению современных методик и технологий ведения образовательной деятельности по предмету «Обществознание» в учреждениях общего среднего

Другие похожие документы..