Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
04 листопада 2010 року Верховна Рада України ухвалила Закон “Про внесення змін до Закону України “Про виконавче провадження” та деяких інших законода...полностью>>
'Обзор'
Конференция проводилась 17-18 мая в СК «Олимпийский» совместно с выставкой. На конференции было представлено - 88 докладов (32 - секционных; 56 - сте...полностью>>
'Документ'
Роки навчання у вищому навчальному закладі є періодом активного формування майбутніх спеціалістів, вироблення професійних умінь, удосконалення мораль...полностью>>
'Заседание'
Обладать авторитетом- не значит поставить другого в подчиненное положение, но притягивать его силой и обаянием своей личности. Руководить и помогать ...полностью>>

План: Коммерческие и производственные процессы в сфере товарного обращение. Оснавная цель и содержание коммерции

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА «ОРГАНИЗАЦИЯ АГРОБИЗНЕСА»

ПРЕДМЕТ «ОРГАНИЗАЦИЯ КОМЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ЛЕКЦИЯ 1

ТЕМА: ЗНАЧЕНИЕ, РОЛЬ И ЗАДАЧИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

CПЕЦИАЛЬНОСТЬ:ЭКСПЕРТИЗА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ

ГЯНДЖА-2010

ЛЕКЦИЯ 1

ТЕМА: ЗНАЧЕНИЕ, РОЛЬ И ЗАДАЧИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЛАН:

1.Коммерческие и производственные процессы в сфере товарного обращение.

2.Оснавная цель и содержание коммерции

3.Организационно правовые формы функционирования предприятий

4.примушества и недостатки размера предприятии

3.Концепция коммерческой деятельности: принципы и сущность

4Сущность коммерческой деятельности на промышленном предприятии

5.Концепция коммерческой - посреднической деятельности

Литература

1 Л.В.Осипова, И.М.Синяева,«Основы коммерческой деятельностей» М.1997

2. О.В.Памбухчи «Организация коммерческой деятельности»

М.2006

3. Е.Н.Киселева,О.Г.Буданова«Организация коммерческой деятельности по отраслям и сферам применения »

М. 2010

1.Коммерческие и производственные процессы в сфере товарного обращение.

Термин "коммерция" получил широкое распространение в Азербайджане в связи с переходом от централизованного управления экономикой на рыночные принципы.

Коммерция (коммерциум) — слово латинского происхожде­ния, в переводе — торговля. Торговля — это приобретение и сбыт (продажа) товаров, в узком смысле слова — ряд покупок и продаж.

Торговые операции осуществляются в сфере товарного об­ращения. Общеизвестно, что процессы и операции, происхо­дящие в сфере товарного обращения, бывают двух видов:

• коммерческие (чисто торговые);

• производственные.

Коммерческие (чисто торговые) — это процессы, направлен­ные на осуществление актов купли-продажи для получения прибыли и связанные со сменой форм стоимости. К ним при­мыкают также такие торговые процессы, без которых невоз­можно нормальное проведение операций купли-продажи: это организация хозяйственных связей между продавцами и поку­пателями, изучение покупательского спроса на товары, сбытовая реклама, посредничество, сервисное обслуживание покупате­лей, в том числе выполнение для них некоторых дополнитель­ных услуг, страхование товаров при их доставке покупателям. Операции купли-продажи вместе с примыкающими торговыми процессами, перечисленными выше, представляют собой тор­говлю в широком смысле слова.

Производственные процессы, происходящие в сфере товарно­го обращения, являются продолжением производства в сфере обращения. Это доставка товаров от производителей к покупа­телям и потребителям, хранение, управление товарными запа­сами, упаковка, расфасовка, подсортировка и ряд других. Эти процессы являются объектами изучения дисциплин "Логистика", "Управление запасами".

Следует отметить, что коммерция имеет место не только в сфере товарного обращения, поскольку в условиях рыночных отношений кроме товаров и услуг продаются и деньги, и новые технологии, и продукты интеллектуального труда, и другие имеющи реальную стоимость. Предметом данной дисциплины является изучение процессов организации коммерческой деятельности в сфере товарного обращения.

Коммерческая деятельность является составной частью предпринимательства. Предпринимательство — это целесооб­разная деятельность, направленная на извлечение доходов, прибыли. Предпринимательством является организация пред­приятия с целью производства и поставки товаров на рынок, торгового предприятия для осуществления купли-продажи то­варов, организация финансового учреждения, фондовой биржи и т. д. Предпринимательство означает поиск новых экономиче­ских возможностей.

Таким образом, коммерция в сфере товарного обращения — это совокупность процессов и операций, направленных на со­вершение купли-продажи товаров в целях удовлетворения по­купательского спроса и получения прибыли.

2.Оснавная цель и содержание коммерции .

Основная цель коммерции в сфере товарного обращения — извлечение прибыли. Вместе с тем прибыль, полученная в коммерческой деятельности, может быть использована на раз­витие и расширение предпринимательства для более полного удовлетворения потребностей общества.

Содержание основ коммерческой деятельности включает такие направления:

• закупка материально-технических ресурсов промышлен­ными предприятиями и товаров оптово-посредническими и другими торговыми предприятиями;

• планирование ассортимента и сбыта продукции на про­мышленных предприятиях;

• организация сбыта продукции предприятиями-изготови­телями; *

• выбор наилучшего партнера в коммерческой деятельности;

• организация оптовой продажи товаров и коммерческое посредничество;

• розничная торговля как форма коммерческо-посреднической деятельности.

Так как достижение целей субъектами товарного рынка в процессе коммерческой деятельности во многом зависит от организованной структуры и от того, как эта структура функ­ционирует, большое значение имеют вопросы организационно­го построения коммерческих структур.

При изучении основ коммерческой деятельности необходим маркетинговый подход, который основан на исследовании, формировании и удовлетворении потребностей экономических субъектов. Поэтому данная дисциплина очень тесно связана с предметами : "Основы маркетинга"," "Рекламная деятельность".

Выше было отмечено , что коммерция невозможна без таких производственных процессов, как доставка товаров, их хране­ние, упаковка, расфасовка, подсортировка, управление товар­ными запасами, которые являются объектами изучения дисци­плин "Коммерческая логистика" и "Управление запасами".

Очень тесна взаимосвязь "Основ коммерческой деятель­ности" с такими предметами, как "Коммерческое товароведение и экспертиза", "Коммерческое право".

3. Организационно-правовые формы функционирования предприятий

С переходом к рыночной экономике появилась частная (лич­ная, коллективная), государственная, муниципальная и другие виды собственности, создавшие базу для построения и функцио­нирования различных форм предприятий. Под предприятием в настоящее время понимается независимый хозяйствующий субъ­ект с правовым статусом юридического или физического лица, деятельность которого связана с закупкой, производством и/или реализацией товаров, а также с другими видами деятельности, не запрещенными законом. Юридическим лицом является предпри­ятие, имеющее устав, расчетный счет в банке, печать и прошед­шее процедуру государственной регистрации. При регистрации указывается его фирменное наименование, которое может и не давать представления о характере деятельности предприятия, а лишь удостоверять и охранять его известность.

Основываясь на личной и коллективной собственности, воз­никли индивидуальные, партнерские и корпоративные формы предприятий, действующих на коммерческой основе:

Индивидуальное предприятие представляет собой хозяйствую­щий субъект с правами юридического или физического лица, со­зданный за счет капитала только одного владельца или членов одной семьи. Такие предприятия могут функционировать в следу­ющих организационно-правовых формах: индивидуальное пред­приятие, семейное предприятие, частное предприятие. Организа­ционно-правовая форма предприятия — это система норм, опреде­ляющая отношения между партнерами по предприятию, а также предприятия с другими предприятиями, физическими лицами.

Индивидуальное предприятие подразделяется на индивидуаль­ное, семейное, частное.

Индивидуальное предприятие является личной собственностью одного человека, несущего всю ответственность за свою деятель­ность. Использование наемного труда на таких предприятиях ис­ключается.

Семейное предприятие основано на семейной собственности и использовании труда одной семьи, проживающей совместно. При этой форме деятельности использовать наемный труд также за­прещается.

Частное предприятие находится в личной собственности од­ного владельца, выступающего от его имени. Для его развития предоставляется право найма рабочей силы.

Индивидуальные предприятия могут создаваться в результате как приватизации государственных или муниципальных пред­приятий, так и организации новых. Образование последних во многом определяется, естественно, наличием стартового капита­ла у желающих создать такое предприятие .

Хозяйственные товарищества и общества — это коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участ­ников) уставным (складочным) капиталом. Товарищество, как правило, — это объединение лиц, а общество — это объединение капиталов. Принципиальное отличие объединения капиталов от объединения лиц состоит в степени ответственности перед креди­торами. В коммерческой практике эти формы (хозяйственные товарищества и общества) подразделяются на партнерские и кор­поративные предприятия.

Партнерское предприятие — хозяйствующий субъект с права­ми юридического лица, образованный для ведения совместной коммерческой деятельности несколькими учредителями (участ­никами), объединившими свой капитал и действующими па при­нципах партнерства. Каждый из партнеров является представите­лем предприятия и несет имущественную ответственность по его обязательствам. К партнерским относятся предприятия следую­щих организационно-правовых форм: полное товарищество, то­варищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью.

Полное товарищество — товарищество, участники которого (полные товарищи) действуют от его имени. Это товарищество выступает как самостоятельный субъект хозяйственного оборота.

Предпринимательская деятельность товарищества осуществляет­ся и регулируется на основе учредительного договора. К моменту регистрации полного товарищества участники обязаны внести не менее половины причитающегося вклада в складской капитал. Остальная часть вклада вносится в сроки, предусмотренные учре­дительным договором. С передачей участником доли вклада пре­кращается его участие в товариществе. Управленческие полномо­чия полного товарищества осуществляются всеми участниками. При выполнении этих функций одним или несколькими участни­ками необходимо письменное согласие остальных участников общества. Прибыль и убытки между участниками распределяются пропорционально принадлежащим им вкладам. Предпринима­тельская деятельность его участников считается деятельностью самого товарищества, а по обязательствам товарищества любой из его членов отвечает всем своим имуществом. Товарищество осно­вано на лично-доверительных отношениях, но при этом не ис­ключается, что коммерческую сделку от имени товарищества за­ключает один из участников, а имущественную ответственность по ней может нести другой. Поэтому в настоящее время полные товарищества чаще всего получают развитие в качестве формы семейного предпринимательства.

Товарищество на вере (коммандитное товарищество), в кото­рое наряду с полными товарищами, отвечающими по обязатель­ствам товарищества своим имуществом, входят один или более участников-вкладчиков, именуемых коммандитистами. Они не­сут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных вкладов и не принимают участия в де­ятельности товарищества. Статус и ответственность полных това­рищей аналогичны положению участников полного товарищест­ва. Управление деятельностью товарищества осуществляется только полными товарищами. Коммандитисты не вправе участво­вать в управлении, ведении дел и выступать от имени товарищес­тва. Полученная прибыль распределяется между его участниками, в том числе и коммандитистами, в соответствии с внесенными в капитал предприятия вкладами.

Общество с ограниченной ответственностью (разновидность объединения капиталов) не требует личного участия своих членов в делах общества. Это общество, учрежденное двумя или более лицами, уставный фонд которого разделен на доли, определенные учредительным договором. Его участники не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанный с деятельностью общества, в пределах сумм вложенных ими вкладов. Текущее ру­ководство деятельностью общества осуществляется исполнитель­ным органом, созданным на коллегиальной или единоначальной основе. Исполнительный орган подотчетен общему собранию участников общества.

Общество с дополнительной ответственностью имеет уставный фонд, поделенный на доли между участниками с указанием разме­ров в учредительном договоре. Его участники солидарно несут иму­щественную ответственность по его долгам в кратном размере к сумме своих вкладов. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется меж­ду остальными участниками пропорционально их вкладам. Руко­водство и управление обществом с дополнительной ответственнос­тью осуществляется на тех же условиях, что и ООО.

Корпоративное предприятие — хозяйствующий субъект с пра­вами юридического лица, созданный в форме акционерного обще­ства. Оно имеет уставный капитал, поделенный на определенное количество акций. Учредители акционерного общества (акционе­ры) несут ответственность по обязательствам только в пределах стоимости принадлежащих им акций. Высшим органом управле­ния является общее собрание акционеров. В обществе с числом акционеров более 50 формируется совет директоров. Исполни­тельный орган, обеспечивающий текущее руководство, может быть коллегиальным (дирекция, правление) или единоличным (генеральный директор, директор). Он подотчетен совету дирек­торов и общему собранию акционеров. Акционерное общество может быть открытым или закрытым.

Открытое акционерное общество — предприятие, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое акционерное общество вправе прово­дить открытую подписку на выпускаемые им акции, при этом свободно продавать акции на условиях, устанавливаемых зако­ном. Оно должно регулярно публиковать сведения о годовом от­чете и бухгалтерском балансе.

Закрытое акционерное общество — предприятие, акции кото­рого распределяются только среди его учредителей или иного за­ранее определенного круга лиц. Оно не имеет право проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным обра­зом предлагать акции для приобретения неограниченному кругу лиц.

Открытые и закрытые акционерные общества широко распро­странены в нашей стране. Часть таких обществ создана с участием иностранного капитала. Однако большая часть работающих в на­стоящее время акционерных обществ создана в результате прива­тизации.

Каждая из представленных организационных форм деятель­ности предприятий имеет определенные преимущества и недо­статки (табл. 1). Отметим наиболее характерные признаки.

Индивидуальная форма деятельности наиболее приемлема для мелких и малых фирм. При этом они рассчитаны на реализа­цию товаров повседневного спроса и ограниченного ассортимен­та. По мере накопления капитала эти фирмы могут превратиться в средние предприятия.

Таблица 1

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Предприятия

индивидуальные

партнерские

корпоративные

1

2

3

Преимущества

Наличие необходимого капитала для организа­ции предприниматель­ского дела

Активная вовлечен­ность в деятельность предприятия и высокая удовлетворенность трудом

Соответствие подходов и действий происходя­щим изменениям в то­варной политике и ок­ружающей среде

Солидарная ответ­ственность учредите­лей по обязательствам предприятия

Финансовая предрас­положенность к дости­жению относительно высоких темпов разви­тия предприятия

Возрастание реагиро­вания на спрос потре­бителей

Расширение возмож­ностей в осуществле­нии стратегии развития предприятий

Неограниченность в формировании финан­совых средств за счет эмиссии акций и обли­гаций

Снижение издержек и удешевление товаров путем закупок больших партий

Недостатки

Ограниченный капитал, что не способствует развитию предприятия

Экономическая и фи­нансовая зависимость от коммерческого риска

Меньшая оператив­ность при изменяю­щейся ситуации на пот­ребительском рынке

Необходимость упор­ной и целенаправлен-

Большая величина ус­тавного фонда

Многофункциональная структура предприятия

1

2

3

Сдерживание закупок большими партиями товаров, оказывающее влияние на товарную наценку

ной работы по укрепле­нию конкурентных по­зиций

Наличие предпосылок для возникновения кон­фликтов среди учреди­телей по вопросам де­ятельности предпри­ятия

и как следствие недо­статочная объектив­ность в решениях

Снижение защиты опе­ративной и стратеги­ческой информации

Партнерская форма свойственна для деятельности средних предприятий. Однако использование этой формы не исключает образования малого предприятия. При переходе в более крупное предприятие возникает необходимость расширить состав учреди­телей, что позволит привлечь требуемый стартовый капитал.

Корпоративная форма наиболее эффективна для создания крупных торговых предприятий. В отдельных случаях эта форма приемлема для средних предприятий. Этот выбор определяется установленной минимальной суммой уставного фонда АО.

Рассмотрим далее такие организационно-правовые формы функционирования предприятий, как производственный коопе­ратив.

Производственный кооператив (или артель) — это доброволь­ное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (пере­работка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, торговля, оказание услуг), осуществляемое на их лич­ном трудовом участии и объединении паевых взносов членов. Всем участникам производственного кооператива предоставля­ются равные права в управлении делами кооператива независимо от размера имущественных взносов. Число его членов не должно быть менее пяти человек. Прибыль в производственном коопера­тиве распределяется по трудовому участию, а не по размеру пае­вых взносов. Учредительным документом производственного ко­оператива является устав, утверждаемый общим собранием его членов. В уставе отражается размер и порядок внесения паевых взносов, характер трудового участия членов кооператива в его де­ятельности, и в том числе ответственность членов кооператива за нарушение обязательств по личному трудовому участию. Текущее управление его деятельностью осуществляет правление и/или его председатель, которые подотчетны наблюдательному совету (со­здается при числе членов более 50) и общему собранию членов кооператива.

Одной из основных задач кооперативов является устранение посреднических звеньев на товарных рынках. В качестве субъек­тов коммерческой деятельности на внутреннем рынке выступают производственно-сбытовые кооперативы, которые производят потребительские товары и реализуют их без посредников, объеди­няют сбыт сельскохозяйственной продукции фермеров, имеют предприятия в пищевой, легкой промышленности и других отрас­лях экономики. Торгово-закупочные кооперативы функциониру­ют в торговле продовольственными товарами (картофель, овощи, фрукты и др.).

Предприятие может иметь форму унитарного государственного или муниципального предприятия. Имущество государственного или муниципального предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадле­жит предприятию на праве хозяйственного ведения. Имущество предприятия указанной формы не может быть распределено меж­ду его работниками.

Унитарное предприятие учреждается по решению органов, уполномоченных управлять имуществом , субъектов федера­ции и административно-государственных образований. Руково­дитель унитарного предприятия назначается органом, уполномо­ченным собственником, и ему подотчетен. В соответствии с Гражданским кодексом каждое предприятие должно иметь наименование с указанием собственника его имущества, напри­мер «муниципальное предприятие», «областное государственное предприятие», «федеральное государственное предприятие». Ус­тавный капитал предприятия полностью оплачивается собствен­ником до государственной регистрации.

Унитарные предприятия создаются в двух формах:

• основанные на праве хозяйственного ведения ;

• казенные.

Казенное предприятие создается по решению Правительства, которое утверждает устав и принимает решение о его ликви­дации.

Субъектами коммерческой деятельности в сфере товарного обращения могут быть и некоммерческие организации, которые

вправе заниматься предпринимательством. К ним относятся пот­ребительский кооператив, ассоциации и союзы.

Несмотря на кажущееся наличие высокого уровня мотивации и заинтересованности в результатах труда коллективной или коо­перативной форм собственности, в чистом виде эти формы не получили широкого распространения. Дело в том, что эффектив­ность данных форм весьма высока в условиях малых предприятий, где достаточно четко прослеживается связь между собственнос­тью и участием в управлении, получением и распределением до­хода.

В акционерной форме собственности и коммерческо-пред-принимательской деятельности проявилось наиболее рациональ­ное сочетание коллективных и индивидуальных интересов, по­этому акционерная форма и стала базисной в рыночной системе. Таким образом, при небольших размерах предприятий наиболее распространена организационно-правовая форма — ООО, а при более крупных — АО.

4. Преимущества и недостатки размера предприятия. Малые предприятия

Размер предприятия оказывает влияние не только на объем производимой предприятием продукции, но и на размер получае­мой прибыли. В большинстве своем размер предприятия опреде­ляет организационно-правовую форму функционирования пред­приятия и ассортимент выпускаемой продукции и т.д. Мелкие фирмы, найдя на рынке нишу для сбыта товаров, сами выбирают поставщиков и потребителей товаров, выступая посредниками между ними. Обычно это единичное или мелкосерийное произ­водство, если это производственно-коммерческая фирма, либо вообще уникальный товар или услуга. Риск вложения капитала в малые фирмы достаточно велик, поскольку малым фирмам труд­но конкурировать с крупными коммерческими образованиями, занимающими ту же нишу на рынке. Малые предприятия, как правило, не обладают достаточными резервами капитала для пок­рытия временных убытков, а их удельные издержки обращения обычно выше, чем у крупных фирм. Однако мелкие фирмы могут обладать и определенными преимуществами, например, меньшей инерционностью вложенного капитала с возможностью быстрой

переориентации на другие секторы рынка, большей оперативнос­тью в принятии решений, более строгим контролем за выполне­нием обязательств партнерами, относительно низкими админист­ративными расходами и т.д.

Средние и крупные фирмы обычно специализируются на вы­пуске товаров предприятий одной или нескольких отраслей и торговле ими. Если это производственная фирма, речь может идти о массовом или хотя бы серийном производстве товаров. Средние и крупные фирмы вкладывают средства в серьезные ис­следования рынка, рекламные кампании, создание сбытовых сетей и систем технического обслуживания, что не могут себе поз­волить мелкие фирмы. Средние и крупные фирмы сами опреде­ляют обслуживаемый ими круг поставщиков и покупателей, коммерческие операции с которыми способны обеспечить ста­бильную и высокую прибыль. Если новые поставщики или потре­бители обратятся с предложением о сотрудничестве, то такие фирмы, оценив ситуацию на рынке, могут принять наиболее вы­годные заказы на сбыт или приобретение товаров, выбирать с большей легкостью и предъявлять больше требований.

Таким образом, чем крупнее коммерческая компания, тем большими возможностями она обладает, с одной стороны, воз­действовать на увеличение спроса, а с другой — стимулировать производство наиболее перспективных товаров.

К сожалению, даже крупные коммерческие фирмы, действую­щие на российском рынке, работают пока односторонне, ограни­чиваясь стимулированием спроса. Только некоторые, в основном крупные, фирмы и АО, имеют возможность финансировать про­изводителей, привлекая для этой возможности кредиты. Хотя в настоящее время многие оптовые фирмы, занимающиеся ранее лишь перепродажей товаров, открывают производства либо рас­ширяют свои оптовые возможности розничной сетью магазинов.

В России малое предпринимательство получило развитие пос­ле принятия в 1991 г. Закона о собственности. В 1995 г. вступил в силу Федеральный закон «О поддержке малого предприниматель­ства в РФ». Этим законом определены субъекты малого предпри­нимательства, которыми являются физические лица, занимаю­щиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также коммерческие организации. В законе также приведены критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства. Количество работающих (с учетом состоящих в штате, по совместительству и по гражданско-право­вым договорам) не должно превышать, чел.:

• в промышленности, строительстве и на транспорте —100;

• в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30;

• в оптовой торговле, остальных сферах и при осуществлении других видов деятельности — 50.

Основным преимуществом деятельности малых предприятий является их государственная поддержка, предусмотренная Зако­ном «О государственной поддержке малого предпринимательства ». В соответствии с этим законом малые предприятия имеют право на:

• упрощенный порядок регистрации, лицензирования деятель­ности, сертификации продукции, предоставления статисти­ческой и бухгалтерской отчетности;

• ускоренную амортизацию основных производственных фон­дов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответ­ствующих видов основных фондов;

списание дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сро­ком службы более трех лет;

• льготное кредитование. Следует отметить, что льготный кре­дит предоставляется не напрямую государством, а кредитны­ми организациями, которые, в свою очередь, получают от фондов поддержки малого предпринимательства соответству­ющую компенсацию.

К преимуществам малого предпринимательства также можно отнести: доступность гражданам за счет небольших первоначаль­ных вложений в основной и оборотный капитал; возможность использования местных сырьевых ресурсов, и отходов производ­ства; создание новых рабочих мест; небольшой аппарат управле­ния и как следствие низкие накладные расходы. Также важным преимуществом малого предпринимательства является возмож­ность быстрого реагирования на изменения рыночного спроса

5.Концепция коммерческой - посреднической деятельности

В связи с формированием рыночных отношений и разви­тием основных форм торговли особую актуальность в настоя­щее время приобретает коммерческо-посредническая деятельность.

Коммерческо-посредническая деятельность — это сложная оперативно-организационная система, направленная на обес­печение свершения процессов купли-продажи с учетом теку­щих и перспективных рыночных изменений в целях полного удовлетворения спроса населения и получения прибыли. Это такая деятельность, которая позволяет всем участникам ком­мерческого оборота успешно взаимодействовать с учетом вза­имной выгоды на всех этапах реализации торговых сделок. Именно коммерческо-посредническая деятельность способ­ствует эффективному развитию производства и влияет на фор­мирование его объемов и перспективных направлений. Она в большей степени определяет экономическое положение про­мышленной фирмы, ее коммерческий успех с учетом перемен­чивых ситуаций на рынке.

Коммерческо-посредническая деятельность на современном товарном рынке, несмотря на общую нестабильность и кризисный период, развивается достаточно активно с ощутимы­ми переменами в оптовой, мелкооптовой и розничной торговле и в сфере распределения товарной массы. В отличие от прошлых лет в настоящее время процесс распределения товарной массы осуществляется непосредственно под влиянием рыночных за­конов, прямо зависящих от состояния спроса и предложения, качества товаров, уровня цен и конкуренции.

Для современной Азербайджанской экономики стали достаточно привычными такие понятия, как торговые дома, товарные биржи, брокерские конторы, дистрибьюторские фирмы с собственны­ми агентами, дилерами, брокерами и маклерами, эти понятия еще совсем недавно не только не принимали участия в рыночном механизме хозяйствования, но и считались чуждыми суще­ствовавшей экономической системе.

На первый взгляд, становление этого процесса кажется в сов­ременной экономике достаточно хаотичным и беспорядочным.

Многие столетия эволюционного развития экономики подтверждают, что именно рыночный механизм в наи­более полной степени может учитывать запросы потребителей, что именно он может четко и целенаправленно воздействовать на радикальные изменения хозяйствования. Конечная цель коммерческо-посреднической деятельности — прибыль, кото­рая может быть достигнута исключительно при полном и каче­ственном удовлетворении многочисленных пожеланий и запро­сов покупателей.

В настоящих условиях рыночного взаимодействия органи­зация коммерческо-посреднической деятельности строится на основе принципов равноправия, демократического выбора партнеров, взаимной материальной заинтересованности и ответственности партнеров. Хотя в этом направлении деятель­ности торгово-посреднических фирм далеко еще не все гладко. Появилось много недобросовестных партнеров и сделок, но процесс развития цивилизованной коммерции неуклонно про­двигается, стабилизируется и становится эффективнее.

Ключевой фигурой торгово-посреднического бизнеса яв­ляется посредник — человек, владеющий основами и этикой делового поведения, хорошими знаниями, специальными на­выками и компетентностью в области реализации взаимовы­годных сделок, контактный и инициативный, умеющий понять многочисленные и разнообразные вкусы и предпочтения своих клиентов, а также четко и объективно прогнозировать свои ин­тересы и действия, а главное — своих партнеров .

Главная цель предпринимателя состоит не только в обога­щении, но и в непременном желании служить своему делу в соответствии с этическим кодексом предпринимателей России;— с убежденностью полезности своего труда, верой в торговый бизнес, признанием необходимости добросовестной конкурен­ции, уважением законов, социального порядка.

Актуальной задачей современного коммерсанта является осуществление с честью и достоинством предприниматель­ской деятельности с последовательным вовлечением в нацио­нальный товарооборот продукции предприятий-изготовителей различных форм собственности с одновременным повышени­ем эффективности и результативности принятых заказов и до­говоров поставки в целях максимального удовлетворения спроса потребителей, расширения комплекса сервисных услуг.

Вся деятельность коммерсанта должна быть направлена на получение коммерческого успеха, обеспечивающего достижение ожидаемого результата торгово-предпринимательской деятель­ности за счет целенаправленного действия на получение наме­ченного дохода и стабилизацию финансового состояния.

Коммерческо-посредническая деятельность интегрирует в себе многие направления, а именно:

• планирование объемов закупки и ее организация, т.е. по­среднику важно, что купить, у кого именно, в каком ко­личестве, по какой цене и в какое время;

• организация перепродажи приобретенного с учетом наме­чаемого объема прибыли;

• поиск и выбор наилучшего партнера среди поставщиков и покупателей для торговой сделки;

• организация и проведение процесса торговли и товаро­движения с учетом элементов эффективности;

• определение оптимальных продажных и закупочных цен, соответствующих качеству товара, его конкурентоспособ­ности, сложившейся ситуации на рынке;

• прогнозирование и оперативный учет рыночных измене­ний и активное использование совокупных факторов, влияю­щих на максимальное удовлетворение запросов потреби­телей и получение дохода с учетом интересов партнеров;

• выполнение широкого круга услуг в области подготовки рыночной информации, организации сервиса при конеч­ном потреблении товаров, а также по использованию транспортных средств, обеспечению финансовых, страхо­вых и многочисленных других операций в системе товаро­движения.

Операции, совершаемые в коммерческо-посреднической дея­тельности, разделяют на два вида: производственные, ком­мерческие.

Производственные — это процессы, связанные с непосред­ственным движением грузов, их хранением, погрузкой, раз­грузкой, транспортировкой, фасовкой, подсортировкой, упа­ковкой и др . Эти процессы подробно рассматриваются и из­учаются в самостоятельной дисциплине "логистика" с подроб­ным раскрытием основных вопросов управления материальным потоком грузов, с включением всех производственных и техно­логических процессов, сопровождающих организацию продви­жения грузов от изготовителя до конечного потребителя .

Коммерческие — это процессы, связанные со сменой форм стоимости, т.е. с куплей-продажей товаров. К коммерческим следует отнести также и такие процессы, которые способствуют нормальному функционированию торгового механизма, а именно: организация рыночных исследований, оценка инфрас­труктуры, основных конкурентов, формирование действенной рекламы и многие другие.

Наряду с этими главными процессами коммерческо-посредни­ческой деятельности важными являются и такие, как выпол­нение дополнительных торговых и эксплутационных услуг, ко­торые в последнее время доминируют при учете интересов кли­ентов в процессе купли-продажи. Именно эти дополнительные услуги предпродажного, продажного и послепродажного серви­са становятся в настоящее время главными элементами в полу­чении коммерческого успеха.

Коммерческие услуги являются основополагающими в ком­мерческо-посреднической деятельности и представляют сово­купность услуг, связанных с обращением товаров, их покупкой, продажей и сбытом. Они создают условия для организации производственным предприятиям и фирмам сбыта готовой про­дукции; закупок исходного сырья, материалов, оборудования; осуществления маркетинговой деятельности, способствующей повышению эффективности производства и качества выпус­каемой продукции; а также активизации сбытовой политики.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные принципы коммерческой деятель­ности.

2. В чем заключается коммерческая деятельность промыш­ленного предприятия?

3. Раскройте понятие сбыта готовой продукции на пред­приятии.

4. Охарактеризуйте сущность закупок материальных ресур­сов на предприятии.

5. Дайте общую оценку состояния коммерческой деятель­ности на промышленных предприятиях в настоящее время.

6. Каковы основные направления коммерческо-посредни­ческой деятельности?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Анализ и эффективность коммерческой деятельности

    Документ
    Все показатели, используемые при оценке хозяйственной де­ятельности торговых организаций, можно свести в экономические категории: экономический эффект, экономический результат, эко­номическая эффективность.

Другие похожие документы..