Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В сфере управления и делового сотрудничества важную роль играет информация о деятельности организации содержащаяся в бухгалтерской отчетности. Погреш...полностью>>
'Документ'
модулей Общее количество часов (трудоемкость) Количество ЗЕТ Отчетность Русский язык и культура речи 88 8 экзамен Иностранный язык 3 0 10 экзамен Оте...полностью>>
'Решение'
1.1. Конкурс «10 лучших дошкольных образовательных учреждений Кузбасса» (далее - конкурс) проводится в рамках реализации приоритетного национального ...полностью>>
'Документ'
Основные синдромы заболеваний желудка определяются его секреторной активностью. Эти синдромы включают болевой синдром и диспептические явления, котор...полностью>>

Учебная программа для специальности: 1 21 05 02 «Русская филология» Под общей редакцией доктора филологических наук

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Филологический факультет

Кафедра русской литературы

История русской литературы

(спецсеминары)

Учебная программа для специальности:

1 - 21 05 02 «Русская филология»

Под общей редакцией доктора филологических наук,

профессора С. Я. Гончаровой-Грабовской

2008 г.

А в т о р ы:

«Русская драматургия: жанр, стиль, поэтика» ¾ проф. С.Я. Гончарова-Грабовская, см. с. 4;

«Русская поэзия: художественные системы и творческие индивидуальности» ¾ доц. Т.В. Алешка, см. с. 18;

«Традиции книжной словесности Древней Руси в русской литературе Нового времени» ¾ доц. И.И. Шпаковский, см. с. 24;

«Русская поэзия CUIII ¾ CIC веков: жанр, стиль, поэтика» ¾ доц. С.С. Яницкая, см. с. 38;

«Актуальные проблемы изучения русской классической литературы» ¾ доц. Д.Л. Башкиров, см. с. 46;

«Серебряный век русской литературы: проблемы стиля и поэтики» ¾ доц. Н.Л. Блищ, см. с. 58;

«Реализм, модернизм, постмодернизм в русской литературе ХХ века» ¾ проф. И. С. Скоропанова, 66;

«Русская проза ХХ века в историко-типологическом аспекте» ¾ доц. Д.В. Федоров, см. с. 73.

Р е ц е н з е н т ы:

д.ф.н., проф. Т. Е. Комаровская,

д.ф.н., проф. Л. Д. Синькова

Рекомендована к утверждению:

Кафедрой русской литературы

(протокол № 5, от 10 января 2008 г.);

Научно-методическим советом филологического факультета Белорусского государственного университета

(протокол № 4 от 23 января 2008 г.).

Ответственный за выпуск: С.Я. Гончарова-Грабовская

Пояснительная записка

Предлагаемые учебные программы отражают содержание спецсеминаров, кафедры русской литературы Белорусского государственного университета, и предназначены студентам филологического факультета, изучающим историю русской литературы и проходящим специализацию «Литературоведение».

Перечень спецсеминаров («Русская драматургия: жанр, стиль, поэтика», «Традиции книжной словесности Древней Руси в русской литературе Нового времени», «Актуальные проблемы изучения русской классической литературы», «Русская поэзия CUIII ¾ CIC веков: жанр, стиль, поэтика», «Серебряный век русской литературы: направления, методы, стили», «Реализм, модернизм, постмодернизм в русской литературе ХХ века», «Русская проза ХХ века в историко-типологическом аспекте», «Русская поэзия: художественные стили и творческие индивидуальности») свидетельствует о приоритетных проблемах русской литературы, предлагаемых для изучения и научно-исследовательской работы студентов. Выявление общих тенденций развития литературного процесса сочетается в программах с изучением теоретических аспектов (художественных методов, направлений, жанров, стилей, поэтики), рассмотрением основных литературоведческих концепций, методов исследования, творческого наследия отдельных писателей, определяющих стратегию развития русской литературы CI ¾ CCI веков.

Спецсеминар как одна из форм учебного процесса способствует профессиональной подготовке студента-филолога, углубляет его знания по истории русской литературы, дает представление о важнейших ее тенденциях и закономерностях, прививает прочные навыки самостоятельного литературоведческого анализа.

Задача спецсеминаров — выработать у студентов навыки научного исследования, научить их методам и методологии анализа литературного произведения, основываясь на прочных, глубоких знаниях теории и истории русской литературы, что позволит подготовить специалиста-филолога, соответствующего требованиям современной высшей школы.

Итогом трехлетней работы студента в спецсеминаре является написание и защита дипломной работы.

Программы спецсеминаров составлены в соответствии с требованиями общеобразовательного стандарта и типовых программ по истории русской литературы (68 а/ч — по специ­альности I - 21 05 02 — «Русская филология»).

Специальность

Лекции

Практические

Занятия

КСР

Всего

1-21 05 02 Русская филология

24

32

12

68

СПЕЦСЕМИНАР

«РУССКАЯ ДРАМАТУРГИЯ: ЖАНР, СТИЛЬ, ПОЭТИКА»

(руководитель: профессор С. Я. Гончарова-Грабовская)

ВВЕДЕНИЕ

Генезис драмы. Драма как «синтетический» род литературы. Теоретические аспекты драмы в работах Аристотеля, Гегеля,

В. Г. Белинского, С. Д. Балухатого, В. М. Волькенштейна, М. Я. Полякова, А. А. Аникста, В. Е. Хализева, М. С. Кургинян, В. А. Сахновского-Панкеева, В. Ф. Головчинер и др. Драма и театр. Подлинная драма и «Lesedrama, Buchdrama». Литературность драмы в «синтетическом» искусстве театра.

Три подхода к драме в поэтике и философской эстетике: теория драматического действия, теория драматического слова и теория катастрофы и катарсиса. Промежуточные позиции (В. Е. Хализев, В. В Федоров). Универсальное значение понятий катастрофы и катарсиса.

Семантический и морфологический уровни драмы. Сюжетно-композиционная структура драмы. Действие и противодействие. Понятие перипетии. Соотношение его с понятиями завязки и развязки. Восходящая и нисходящая линии драматического действия. Пятиэлементная схема Густава Фрайтага и ее влияние на отечественную теорию сюжета. Понятие «сценический эпизод» в соотношении с терминами «акт», «сцена», «явление» (В. Е. Хализев). Несовпадение акта и сцены («Гроза»). Определение композиции в драме. Два типа драматических структур (О. Вальцель, А. Скафтымов). Конфликт и способы его реализации. Типы конфликтов. Пространственно-временной континуум в драме. «Множественный» хронотоп и правило «трех единств»: единство времени (но не хронологическое), «иллюзорное» время и «миражная интрига» (Ю. Манн). Герой как жанровый маркер.

Драма как метажанр. Жанровая система драматургии. Жанровая специфика комедии, трагедии, трагикомедии. Производные и бинарные жанровые формы. Структура драматического текста. Специфика речи в драме (С. Балухатый «Проблемы драматургического анализа», В. Хализев «Драма как вид искусства»). Диалог, монолог и реплика, их соотношение в драме. Сюжетные функции слова в классической драме. Неклассическая драма: слово как образ основной ситуации. Внесюжетные функции слова в драме. Сентенции, афоризмы, риторика. Диалоги-диспуты («Вишневый сад», «На дне». Бытовой сюжет и драма идей (Ибсен, Шоу). Вставные тексты («Гамлет», «Чайка», «На дне», «Вальтпургиева ночь»). Формы речи в драме, их сочетания и вопрос о композиции (П. Пави «Словарь театра»). Роль ремарок. Язык драмы. Анализ драматургического произведения.

ПЕРИОД «НАЧАЛЬНОЙ ДРАМЫ»

Русская драматургия последней трети   первой трети  века как период «начальной драмы». Истоки русского театра. Пьеса «Артаксерксово действо» И. Г. Грегори, ее особенности. Поэтика барочной драмы. Культурный факт гетерогенной театрально-драматической системы (школьная, придворная, отчасти фольклорная, иностранная). Связь с фольклорной и европейской драмой. Переделка эпического источника, адаптация его к сцене. Риторическая обработка текста. Влияние древнерусской литературы. Принцип «открытости» текста (обращение к зрителю, прологи, эпилоги). Бинарные оппозиции: серьезное — комическое, свое — чужое и т. д. Дискретность действия (вставные интермедии). Использование приемов «сюжет в сюжете», переодевания, маски, гиперболизации и контраста. Роль театрализации (фейерверки, маскарады).

Постановка «Жалобной комедии об Адаме и Еве», «Олоферновой комедии», «Комедии о Бахусе с Венусом», «Малой прохладной комедии об Иосифе» и др.

Традиции барочной драмы в Серебряном веке (А. Ремизов, М. Кузьмин), в творчестве обэриутов.

ПОЭТИКА КЛАССИЦИСТИЧЕСКОЙ ДРАМЫ

Жанровая парадигма (высокая стихотворная трагедия, комедия, комическая опера). Пространственно-временная структура, ее особенности. Статичность героя, его нравственные параметры. Специфика действия и сюжета.

А. П. Сумароков – теоретик и создатель русской классицистической трагедии («Хорев»). Связь с древнегреческой трагедией: амбивалентность рокового часа, победа-поражение. Трагедии Я. Б. Княжнина («Вадим Новгородский» и др.).

Пьесы В. Лукина («Щепетильник»), П. А. Плавильщикова («Сиделец»). «Слезная комедия», ее особенности. Комедии Я. Б. Княжнина («Хвастун», «Чудаки»), И. Я. Соколова («Судейкины именины»), В. В. Капниста («Ябеда»), Д. И. Фонвизина («Бригадир», «Недоросль»). Комедии Екатерины  («О время!», «Госпожа Вестникова с семьей», «Именины госпожи Ворчалкиной», «Передняя знатного господина», «Обольщенный», «Обманщик» и др.), их проблематика и поэтика. Отход от канонов классицизма. Комическая опера М. И. Попова («Анюта»), А. О. Аблесимова («Мельник – колдун, обманщик и сват»), М. А. Матинского («Санкт-Петербургский гостиный двор»), Н. П. Николева («Розана и Любим»), Я. Б. Княжнина («Несчастье от кареты», «Скупой») и др.

Неоклассицистическая трагедия В. А. Озерова «Дмитрий Донской».

Борьба традиций классицизма, просветительского рационализма и сентиментальной чувствительности в русской драматургии конца  века.

ПОЭТИКА РОМАНТИЧЕСКОЙ ДРАМЫ

Эстетика романтизма. Влияние немецкой идеалистической философии (Ф. Шлегель, Ф. Шеллинг, творчество Новалиса и др.). Свойства романтического мышления (интуиция, алогизм, деструкция, крайний субъективизм, мистицизм). Пересоздание действительности. Стилистическая игра, перевоплощение, подражание. Гармония и целесообразность миропорядка. Уход от действительности в метафизику. Вечный конфликт между Богом и дьяволом. Пространство двоемирия (неба и земли, Бога и дьявола, духа и материи, света и тьмы, добра и зла и др.). Синтез этического и эстетического, правды и красоты в искусстве. Сновидения, интуиция, подсознание, фантазмы как признаки поэтики романтической драмы. Конфликт с миром и дисгармония с самим собой. Романтический герой, его специфика. Эсхатологическое настроение как выражение трагического художественного мышления. «Маскарад» М. Ю. Лермонтова как романтическая драма. Пьесы Н. А. Полевого («Дедушка русского флота», «Параша-сибирячка»). «Гамлет» в переводе Полевого.

ПОЭТИКА РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ДРАМЫ

Реалистическая драма  века. Становление нового художественного мышления. Разрыв с нормативной эстетикой. Новые отношения искусства и действительности. Жизнь как объект эстетического познания и пересоздания. Мироощущение, система ценностей. Причинно-следственная связь. Многомерный образ действительности. Новая модель героя. Герой как «многомерная динамичная структура» (Л. Гинзбург). Характер-тип. Психологизм и психологическая разработка характера. Организация художественного мира пьесы. Новый тип конфликта, формы его выражения. Тип неисчерпаемого конфликта. Хронотоп реалистической драмы. Новая функция ремарок. Подтекст и подводное течение. Канва и сюжет. Принципы историзма и детерминизма (взаимосвязь, обусловленность событий). Новый сценический язык, движение к театру единого стиля.

Жанровый диапазон (водевиль, мелодрама, драма, трагедия).

Роль А. А. Шаховского («Пустодомы», «Полубарские затеи», «Аристофан») в формировании реалистической комедии. Пьесы И. А. Крылова («Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей», «Проказники», «Подщипа», «Модная лавка», «Урок дочкам»), их связь с комической оперой и сатирической журналистикой  века. Реалистическая комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Драматургия А. С. Пушкина («Борис Годунов», «Маленькие трагедии», «Сцены из рыцарских времен»). Сатирические пьесы Н. В. Гоголя («Женитьба», «Ревизор», «Театральный разъезд», «Игроки» и др.).

Пьесы А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоанович», «Царь Борис». А. Н. Островский – мастер реалистической драмы («Бедная невеста», «Бесприданница», «Гроза», «Бедность – не порок», «Снегурочка», «Лес» и др.). Л. Н. Толстой-драматург («Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп»). Особенности пьес И. С. Тургенева («Нахлебник», «Месяц в деревне» и др.). «Смерть Пазухина» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Сатира и гротеск в трилогии А. В. Сухово-Кобылина («Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»).

Поэтика пьес А. П. Чехова. Подводное течение, синтез комического и трагического, открытый финал и др. Сложное взаимодействие текста и подтекста. Трагическая грусть и безнадежность. Специфика действия и способы реализации конфликта. Структура аристотелевской драмы в пьесах Чехова и ее нарушение. Бездействие скучающих персонажей, их неудовлетворенность жизнью. Диалог в чеховской драме. Элементы абсурда. Черты натурализма и импрессионизма в пьесах Чехова. Миф и символ в «Чайке». Чехов и символизм. Специфика жанра комедии («Вишневый сад»). Вопрос о единстве действия в неклассической драме: перипетия в «Вишневом саде», катастрофа и осознание общей вины.

Синтез черт реализма и «новой драмы» (настроение, подтекст, паузы). Отличие чеховской драмы от «новой драмы». Чехов и Ибсен. Чехов и Беккет.

Поэтика чеховских пьес «Чайка», «Вишневый сад», «Три сестры», «Дядя Ваня», «Иванов». Их постановка пьес на сцене МХАТа. Роль К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко в сценической судьбе пьес Чехова.

А. П. Чехов и русская драматургия ХХ века (традиции, рецепция, интертекстуальность). А. П. Чехов и А. Вампилов («Старший сын», «Прошлым летом в Чулимске»). А. П. Чехов и Л. Петрушевская («Три девушки в голубом»). А. П. Чехов и В. Аксенов («Цапля»). Чехов и постмодернистская драма (А. Зензинов и В. Забалуев «Поспели вишни в саду у дяди Вани» и др.). «Чайка» А. П. Чехова и «Чайка» Б. Акунина. Рецепция чеховских мотивов в пьесах А. Слаповского («Вишневый садик»), К. Драгунской («Русскими буквами») и др.

Чехов и театр ХХ —  вв.

Перестройка художественного языка драмы и концепция драматургического конфликта в «новой драме» рубежа веков. Причины кризиса «новой драмы» и новые задачи драматического искусства в ХХ веке. Миф и реальность в драме ХХ века.

РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ДРАМА ХХ ВЕКА

Связь реализма ХХ века с этическими и поэтологическими традициями реализма ХIХ века. Эстетические задачи реализма ХХ века и особенности решения проблемы личности в драматургии. Индетерминистская тенденция и нравственная проблематика. Создание нового художественного языка и нового образа человека. Соцреалистическая драматургия и ее развитие в ХХ веке (К. Тренев, Вс. Вишневский, В. Маяковский, А. Арбузов, В. Розов и др.).

Реалистические драмы С. Найденова («Дети Ванюшина», «Блудный сын», «Авдотьина жизнь») и Е. Чирикова («Евреи», «Красные огни», «Легенда красного замка»). Пьесы И. Сургучева («Осенние скрипки», «Торговый дом», «Реки вавилонские»).

Особенности реалистических пьес А. М. Горького («Дачники», «Мещане», Дети солнца», «Варвары», «На дне», «Егор Булычев и другие», «Васса Железнова» и др.), их проблематика и художественное своеобразие.

Драматургия М. Булгакова («Дни Турбиных», «Бег», «Кабала святош», «Адам и Ева», «Последние дни», «Батум»). Особенности поэтики. Жанр и стиль. Традиции А. П. Чехова. Новаторство. Синтез комического и трагического. Жанровая парадигма.

Драматургия А. Платонова («Шарманка», «14 красных избушек», «Ученик лицея», «Высокое напряжение» и др.), особенности поэтики Специфика героя и конфликта. Жанровое своеобразие. Язык пьес.

Комедиография и ее жанрово-стилевые особенности. Использование гротеска. Синтез комического и трагического (М. Булгаков «Багровый остров», «Зойкина квартира»), Н. Эрдман («Мандат», «Самоубийца»), В. Маяковский («Клоп», «Баня»), Л. Леонов («Убить Бададошкина») и др. Традиции Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. В.  Сухово-Кобылина.

Реалистическая драматургия Л. Леонова («Золотая карета», «Метель», «Половчанские сады», «Нашествие» и др.). Элементы реализма и соцреализма в пьесах А. Арбузова («Таня», «Иркутская история», «Жестокие игры» и др.), В. Розова («Гнездо глухаря», «Кабанчик» и др.). Синтез реализма и модернизма в пьесах А. Володина («Ящерица»), А. Казанцева («Великий Будда, помоги им!», «Братья и Лиза» и др.). Драматургия А. Вампилова («Старший брат», «Прошлым летом в Чулимске», «Провинциальные анекдоты» и др.).

Драматургия «новой волны» (особенности поэтики). Пьесы Л. Петрушевской («Три девушки в голубом», «Чинзано», «Сырая нога, или Встреча друзей»), А. Галина («Восточная трибуна»), В. Славкина («Дочь молодого человека»), Л. Разумовской («Дорогая Елена Сергеевна»), В. Арро («Смотрите, кто пришел!») и др. Традиции А. П. Чехова.

Обновление эстетики реалистической драмы (А. Галин («Чешское фото», «Сирена и Виктория», «Конкурс», «Титул» и др.), Г. Горин («Убить Герострата», «Прощай, конферансье!» и др.), Л. Разумовская («Дорогая Елена Сергеевна», «Владимирская площадь», «Житие Юры Курочкина и его ближних»), М. Арбатова («Пробное интервью на тему свободы», «По дороге к себе»), Н. Птушкина («Овечка», «Ненормальная», «Пизанская башня», «Жемчужина черная, жемчужина белая»), А. Мишарин («Красный смех»), С. Лобозеров («Семейный портрет с посторонним», «Семейный портрет с дензнаками») и др.

Хронотоп реалистической драмы (постсоветское время, коммуналки и «хрущевки», распад «дома», «дом – дурдом»). Особенности языка реалистической драмы.

Типология героев («социально-экзистенциальный герой», «социально-онтологический герой», «маленький человек – маргинал», маргинальный герой, обыкновенный герой, асоциальный герой, герой-жертва и др.).

Жанровая система современной драматургии. Документальная драма («Театр doc.») и техника пьес-вербатим («Яблоки земли» Е. Нарши, «Бездомные» А. Радионова и М. Курочкина, «Кислород» И. Вырыпаева, «Солдатские письма» Е. Калужских и др.).

Социальная драма («Пластилин», «Агасфер» В. Сигарева, «Террроризм» братьев Пресняковых и др.).

Жанровая типология и поэтика комедии конца   начала  вв. (А. Галин, Л. Зорин, А. Яхонтов, П. Гладилин, Н. Птушкина, М. Курочкин и др.).

Театр Н. Коляды («Рогатка», «Конатье», «Куриная слепота», «Уйди-уйди», «Птица Феникс»). Синтез реализма и неосентиментализма, жанровая специфика его пьес.

Монодрама Е. Гришковца («Одновременно», «Как я съел собаку», «Планета» и др.). Монологизация художественной структуры, ее трансформация в «поток сознания».

«Новая драма» конца   начала  в. (В. Сигарев, братья Пресняковы, О. Богаев, М. Курочкин и др.), особенности ее поэтики (гиперреализм, неоисповедальность, неонатурализм), проявление тенденций постреализма.

ПОЭТИКА МОДЕРНИСТСКОЙ ДРАМЫ

Русская драматургия конца  начала  в. Модернизм как основное направление в развитии драматургии. Синтез реализма и модернизма в творчестве драматургов. Модернизация драматургического рода (игра с жанрами, родовыми кодами, гиперболизация эпического начала, эпические элементы). Драматурги модернистской ориентации (Л. Андреев, Ин. Анненский, К. Бальмонт, А. Белый, В. Брюсов, З. Гиппиус, Н. Евреинов, Вяч. Иванов, М. Кузьмин, В. Маяковский, Дм. Мережковский, А. Ремизов, Ф. Сологуб, В. Хлебников и др.). Жизнестроительная роль драмы. Театрально-драматургическая система этого периода как эпоха синтеза, жизнетворчества, театрализации. Кризис современной сцены и драмы, споры о театре (В. Брюсов, А. Белый, Ю. Айхенвальд, Вяч. Иванов, А. Ремизов; сб. «Театр. Книга о новом театре», «Кризис театра» и др.). Манифест «условного театра». «Кривое зеркало», «Летучая мышь» как театры-пародии. Влияние философии экзистенциализма, ницшеанских идей, мистических идей Шопенгаура, идеала Мировой Души Гёте и Вечной Женственности, Софии Вл. Соловьева и др. Новые формы в отражении мира: «мистический реализм» (А. Белый), «условный идеализм» (Вс. Мейерхольд), «сознательная условность» (В. Брюсов). Н. Евреинов об условности искусства. Идея «Соборного действа», дионисийского или мистериального театра.

Авангардистские драмы В. Хлебникова («Госпожа Ленин», «Снежимочка», «Мирскунца»). Теория и практика монодрамы Н. Евреинова («В кулисах души», «Представление любви», «Эоловые арфы». Монодрамы Г. Гауптмана («Ганнеле»), Л. Андреева («Черные маски»), трагедия «Владимир Маяковский». Синтез интуитивизма и рационализма, психологизма и символики в монодраме.

Драматургия М. Цветаевой («Феникс», «Федра» «Метель», «Арианда» и др.). Поэтика пьес русского авангарда Драмы В. Хлебникова, Крученых. Предтеча драмы абсурда (Д. Хармс, А. Введенский). Поэтика и проблематика абсурдистской драмы, особенности концепции трагикомической драмы.

Драматургия В. Набокова («Событие», «Изобретение вальса», «Смерть» и др.).

ПОЭТИКА «НОВОЙ ДРАМЫ» КОНЦА   НАЧАЛА  В.

Понятие «новая драма» и его функционирование в театрально-драматургической системе (Т. К. Шах-Азизова, А. Г. Образцова, А. С. Собенников, Б. И. Зингерман, Н. И. Ищук-Фадеева, Л. М. Борисова, Ю. В. Бабичевой и др.). Место «новой драмы» в драматургическом процессе Серебряного века. «Новая драма» как фактор модернистской эстетики Эстетический феномен «новой драмы». Мистерия и античная трагедия как ориентиры «новой драмы». Синтез драматического, лирического, эпического. Экзистенциальный смысл «новой драмы». Время-пространство в «новой драме». Структуросодержащие коды «новой драмы». Маргинальное существование персонажа. Специфика конфликта. Сон, мистерия, эстетика мистицизма, мотив двойничества как черты поэтики «новой драмы». Интертекстуальная игра с прототекстом (Д. Мережковский, И. Анненский, Ф. Сологуб, Н. Гумилев, Вяч. Иванов, А. Блок). Обращение к мифу, архетипу, устойчивым эстетическим моделям эпохи и создание собственного мифа. Феномен цитации, автоцитации, реминисценции, аллюзии. Влияние предшествующих эпох (античной, средневековой, ренессансной, барочной, романтической, литературной и фольклорной). Дихотомическая сущность «новой драмы». Фантасмагоричность, условность ситуации. Пародия и ироническая игра. Связь с аристотелевской драмой, близость эстетики барочной драмы и драмы символизма. Барочный метатекст как импульс метапоэтической рецепции Д. Мережковского (П. Кальдерон «Жизнь есть сон» и Д. Мережковский «Сильвио»). Неомифологическое сознание в интерпретациях мифа и архетипа (И. Анненский, Ф. Сологуб, В. Брюсов). Модернизация древнего мифа. Реставрация формы античной трагедии. Трагедии И. Анненского («Прометей», «Тантал», «Лаодомия»). Игра с прототекстом в интертекстуальном пространстве. Пьесы Н. Гумилева («Гондла», «Актеон», «Дитя Аллаха»), интерпретация в них прототекста (трансформация мифологем, архетипов, классических сюжетов).

Софийско-теургические автоцитации в драматургии А. Блока (Песня судьбы», «Роза и крест», «Король на площади», «Балаганчик», «Незнакомка»). Иронический дискурс в драматургических шутках Вл. Соловьева («Вечер в Каире», «Белая Лилия»). Драматургические эксперименты В. Брюсова («Любовь», «Дачные страсти», «Проза», «Декаденты»). Прием «театр в театре» и его реализация в пьесах Ф. Сологуба («Ночные пляски»), А. Чехова («Чайка»), А. Блока («Балаганчик», «Король на площади»), А. Ремизова («Царь Максимилиан»). Самоирония в пьесах А. Блока («Незнакомка»). Пародические реминисценции в пьесах Л. Андреева («Мысль», «Анатэма», «Жизнь Человека», «Царь-Голод», «Собачий вальс»). Игра с архетипом в пьесе Н. Гумилева «Дон Жуан в Египте». Панпсихизм в пьесах Л. Андреева. М. Метерлинк и русская «новая драма». В. Брюсов и М. Метерлинк. М. Метерлинк и Ф. Сологуб («Ночные пляски»), А. Белый («Пришедший»). Музыка в творчестве представителей «новой драмы». А. П. Чехов и «новая драма». Генетическая связь интертекстуальной парадигмы «новой драмы» с постмодернистскими стратегиями.

МОДЕРНИСТСКАЯ ДРАМА КОНЦА   НАЧАЛА  В.

Структура художественного образа, картина мира и образ человека в модернистской пьесе. Особенности поэтики и проблематики модернистской драмы.

«Условная безусловность» художественного пространства и его метафоризация. «Немотивированный» (Ортега-и-Гассет) тип моделирования художественной условности. Сочетание реального и виртуального, их взаимодействие в рамках художественного пространства пьесы. Конструкция игровых отношений (А. Слаповский «Пьеса № 27», П. Гладилин «Другой человек» и др.). «Материализация» сферы бессознательного («Ночной пришелец, или Свадьба с незнакомцем» Ю. Мамлеева). Сюрреалистические тенденции. Хронотоп модернистской драмы (замкнутость художественного пространства, пространство сна-реальности, быта-фантасмаго­рии, дискретность времени и пространства). Ослабленность драматического действия, его «размытость». Специфика «открытого финала». Эпизация ремарки и ее функциональность. Драма абсурда (В. Казаков, А. Казанцев, Л. Петрушевская, М. Курочкин, С. Носов и др.). Конструкция игровых отношений (П. Гладилин, О. Михайлова, А. Слаповский, М. Угаров и др.).

Поэтика римейка. Способы «переделки» первоисточника. Римейк-сиквел «Чайка» Б. Акунина. Анализ пьес-римейков Г. Горина («Чума на оба ваши дома!», «Королевские игры»), Л. Филатова («Любовь к трем апельсинам», «Еще раз о голом короле», «Рассказы чумного города»), Н. Садур («Зовите Печориным», «Мистификация»), И. Шприца («На донышке»), А. Слаповского («Вишневый садик») и др.

Особенность языка модернистской драмы.

ПОЭТИКА ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ДРАМЫ

Постмодернизм и модернизм — общность явлений и границы между ними. Постмодернизм как художественное направление и его творческие задачи. Особенность художественной структуры постмодернистской пьесы. Интертекстуальность и ее роль в поэтике постмодернистской драмы. Углубление антимиметических тенденций и роль иронических структур. Смысл игры в эстетике постмодернизма. Травестия, пародирование и карнавализация. Принцип инверсии. Смысл использования традиционных и «низких» жанровых структур, форм массового искусства. «Стертость» жанровых канонов. Копии, симулякры и мир современного человека. Проблема мифа.

Герои-симулякры, их специфика. Гибридно-цитатные персонажи («Мужская зона» Л. Петрушевской). Деконструкция стилевых и жанровых клише. Пространство-время в континууме постмодернистской драмы. Осмеяние стереотипов массового сознания («Dostoevsky-trip» В. Сорокина), игра со «сверхтекстом» культуры («Зеленые щеки апреля» М. Угарова, «Мужская зона» Л. Петрушевской, «Козлиная песнь, или Что тебе Гекуба?» В. Коркия). Реальное и виртуальное в художественном пространстве пьес О. Богаева («Русская народная почта», «Мертвые уши, или Новейшая история туалетной бумаги», «Страшный Суп, или Продолжение преследует»), О. Михайловой («Родная кровь»), братьев Пресняковых «Культурный слой» и др.).

Постмодернистские римейки («Облом-off» М. Угарова, «Поспели вишни в саду у дяди Вани» А. Зензинова и В. Забалуева, «Башмачкин» О. Богаева и др.). Язык постмодернистской драмы. Постмодернистская драма на сцене театров.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-21 05 02 Русская филология (2)

    Программа
    Т.Е. Автухович — зав. кафедрой русской и зарубежной литературы учреждения образования «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы», доктор филологических наук, профессор.
  2. Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-21 05 02 Русская филология (3)

    Программа
    А.А. Нестеренко, профессор кафедры русской и зарубежной литературы учреждения образования «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова», доктор филологических наук, профессор.
  3. Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-21 05 02 Русская филология (1)

    Программа
    А.А. Нестеренко, профессор кафедры русской и зарубежной литературы учреждения образования «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова», доктор филологических наук, профессор.
  4. Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-21 05 02 Русская филология (по направлениям)

    Программа
    Т.Е. Автухович — зав. кафедрой русской и зарубежной литературы учреждения образования «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы», доктор филологических наук, профессор.
  5. Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-21 05 01 Белорусская филология, 1- 21 05 02 Русская филология, 1- 21 05 04 Славянская филология, 1- 21 05 06 Романо-германская филология

    Программа
    Тычино Михаил Александрович, заведующий отделом теории литературы Института литературы им. Янки Купалы НАН Беларуси, доктор филологических наук, профессор;

Другие похожие документы..