Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
Президиум Российской академии архитектуры и строительных наук объявляет о проведении ХIV ежегодного конкурса на медали и дипломы Академии за 2010 г. з...полностью>>
'Публичный отчет'
Основные направления деятельности лицея определяются Законом «Об образовании» Российской Федерации, Уставом муниципального образовательного учреждени...полностью>>
'Документ'
Адрес: Украина, г. Харьков, ст.м. Советская, ул. Квитки-Основьяненко 4/6 (рядом с Органным залом)Телефон/факс: (057) 731-17-58  e-mail: ln@  Сайт: ...полностью>>
'Диплом'
Основной целью курса является комплексное изучение дипломатии стран Ближнего и Среднего Востока в контексте процессов глобализации и регионализма. Ку...полностью>>

Методические указания к спецкурсу «Теория и практика нейролингвистического программирования» для студентов дневного и заочного отделений (2)

Главная > Методические указания
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

Прокопьева Е.В.

ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДОЛОГИЮ

НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к спецкурсу

«Теория и практика нейролингвистического программирования»

для студентов дневного и заочного отделений,

специализирующихся по кафедре психологии личности

Ростов-на-Дону

2006

Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е.В.Прокопьевой

Печатается в соответствии с решением кафедры психологии личности факультета психологии РГУ, протокол № 1 от 8 сентября 2006 г.

Ответственный редактор – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности И.П.Шкуратова.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр

Введение

4

I Определения НЛП

5

II Эпистемология нейролингвистического программирования

8

III Карта действительности и фильтры восприятия

12

IV Универсальные процессы моделирования

15

V Базовые положения нейролингвистического программирования

20

VI Отличительные особенности НЛП

27

Список рекомендуемой литературы

30

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее пособие посвящено рассмотрению ряда вопросов, которые, как показывает опыт, вызывают у студентов затруднения при подготовке к экзамену. Целью данной работы является ознакомление студентов с методологическими основами НЛП.

Следует отметить, что поначалу нейролингвистическое программирование «было весьма эклектичным, но со временем приобрело мощную методологию, во многом основанную на эпистемологии Г.Бейтсона и его теории трансформов, работах по экологии разума, теории коммуникации, а также теории логических типов Б.Рассела» [5, с.43]. С.В.Ковалев указывает на некоторую атеоретичность нейролингвистического программирования, в связи с чем считает преждевременным говорить о его завершенной методологии. Однако он указывает на «…вполне конкретные теоретические постулаты и модели, без усвоения которых практическое применение нейролингвистического программирования оказывается просто невозможным» [4, с.13]. НЛП можно также рассматривать как особое отношение, в основе которого лежит стройная система убеждений и предположений относительно человеческих возможностей, процессов, общения и изменений [6].

Задачами настоящего пособия выступают следующие: ознакомить студентов с наиболее известными определениями нейролингвистического программирования, с понятиями «карта действительности», «фильтры восприятия», «универсальные процессы моделирования», «глубинные и поверхностные структуры»; сформировать у студентов представления об эпистемологическом, методологическом и технологическом аспектах НЛП, о базовых положениях нейролингвистического программирования; обозначить черты, отличающие нейролингвистическое программирование от других психотерапевтических направлений психологии.

I ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЛП

Общепринятого определения нейролингвистического программирования среди специалистов на сегодняшний день не существует. До недавнего времени в Интернете даже существовал конкурс на лучшее определение НЛП. Действи­тельно, сложно в нескольких словах выразить сущность этого быстро разви­вающегося направления. Одна из возможностей здесь состоит в том, чтобы расшифровать название «НЛП», которое имеет чисто описательное значение.

Корень «нейро-» отсылает нас к изучению путей формирования и струк­туре представлений человека о мире, к способам работы субъекта с информацией, поступающей из объективного и субъективного миров, ее фиксации, кодирования, хранения, преобразования и извлечения (в этих терминах могут быть описаны процессы воспоминания, планирования будущего, обдумывания решений, фантазирования и т.д.). Данный раздел нейролингвистического программирования отвечает на следующие вопросы: «Что происходит с информацией, после того, как она поступила через органы чувств?», «Как человек понимает, что он о чем-то думает?», «Из чего состоят наши мысли?», «Почему наше представление о мире отличается от мира, объективно существующего?»

Слово «лингвистическое» обозначает часть НЛП, посвященную изучению человеческой способности использования речи и невербального языка для организации собственного мышления и поведения, а также для воздействия на поведение и мышление другого человека. Данный раздел нейролингвистического программирования отвечает на следующие вопросы: «Какую роль в нашем поведении выполняет речь?», «Почему люди часто не понимают друг друга?», «Как использовать слова и речевые конструкции, чтобы более эффективно продвигаться к цели?»

Термин «программирование» означает, что в основе наших мыслей, чувств и действий лежат ментальные (мыслительные) программы, чаще всего неосознаваемые самим субъектом. Эта метафора, пришедшая из области информатики и компьютерного программирования, указывает на возможность усовершенствования имеющихся у нас ментальных программ.

Одно из первых определений нейролингвистического программирования принадлежит Стиву Андреасу. В предисловии к книге «Из лягушек в принцы» он пишет, что «НЛП – это ясно сформулированная, мощная модель человеческого опыта и коммуникации» [3, с.5].

Л.Деркс и Я.Холландер выделяют три аспекта НЛП:

  1. НЛП – это изучение структуры субъективного опыта, под которой понимается комбинация таких элементов, как мысленные образы, ощущения, внутренний диалог с самим собой, ценности, убеждения и т.п. Эти элементы обладают определенными свойствами, имеют качественные и количественные характеристики (субмодальности) и образуют различные последовательности, определяя эмоции и поведение человека;

  2. НЛП – это моделирование, которое становится возможным благодаря распознаванию структуры внутреннего опыта человека. НЛП включает в себя и процесс моделирования, и его результаты; оно может быть охарактеризовано, как исследование успешного опыта, побочным продуктом которого являются новые техники;

  3. НЛП – это коммуникативная технология, позволяющая человеку повысить свою эффективность, т.е. добиться достижения тех целей, которые ранее были недоступными, или оптимизировать соотношение затраты / выгода в достижении поставленных целей.

Авторы пишут: «НЛП воплощает в себе взаимодействие между тремя вещами, составляющими суть данных определений. НЛП как единое целое является чем-то большим, чем сумма этих трех отдельных частей. Мы представляем себе эти определения в виде трех прожекторов, свет которых направлен в одну точку. НЛП является светлым многоцветным пятном в центре, на которое попадают лучи света этих прожекторов» [5, с.34].

Три аспекта НЛП отмечены и в определении А.Плигина и А.Герасимова, однако акценты в нем расставлены несколько иначе: «Нейролингвистическое программирование – это область знаний, изучающая структуру субъективного опыта людей, занимающаяся разработкой языка его описания, раскрытием механизмов и способов моделирования опыта с целью совершенствования и передачи выявленных моделей другим людям» [13, с.42].

С.В.Ковалев, опираясь на разработки Э.Энтус, Дж.О’Коннора и Дж.Сеймор, раскрывает теоретический и практический аспекты нейролингвистического программирования. «В теоретическом плане, – пишет автор, – нейролингвистическое программирование определяется как многомерная модель структуры и функции человеческого опыта… Будучи представленным как процесс, НЛП представляет собой стратегию ускоренного обучения и эффективного общения, причем бихевиориальная технология является его побочным продуктом… В практическом аспекте нейролингвистическое программирование – это искусство и наука о личном мастерстве. Это практическое руководство, позволяющее добиться тех результатов, к которым мы стремимся в этом мире. Это описание того, что создает различия между выдающимся и обычным, выдающимися и обычными людьми. И это система приемов, техник и технологий, позволяющая использовать колоссальные возможности человеческого Разума» [10, с.17-18].

Как следует из приведенных определений, каждый автор пытается по-своему конкретизировать сущность нейролингвистического программирования. Нам представляется, что акценты в расшифровке названия «нейролингвистическое программирование» следует расставить следующим образом: «программирование» – это суть НЛП, понимаемая как обучение человека ментальным программам, позволяющим эффективно достигать целей (либо коррекция уже имеющихся программ, приводящих к неудовлетворяющему результату), а «нейро-» и «лингвистическое» – это средства программирования или форма существования и проявления ментальных программ. Причем следует отметить, что программирование как обучение или переобучение может проводиться субъектом и на уровне сознания, и бессознательно, как самостоятельно, так и при помощи консультанта.

II ЭПИСТЕМОЛОГИЯ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО

ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Роберт Дилтс предлагает рассматривать нейролингвистическое программирование как науку о поведении, имеющую три аспекта: 1) эпистемологию – систему знаний и ценностей; 2) методологию – приемы и процедуры применения знаний и ценностей; 3) технологию – средства, позволяющие применять эти знания и ценности [7].

Слово «эпистемология» образовано от греческих слов «знание» и «наука» и обозначает область систематических исследований структур и процессов, лежащих в основе человеческих знаний. Согласно словарю, эпистемология – отрасль науки, в которой изучаются «проблемы природы познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, выявляются условия его истинности. Для эпистемологии, как правило, важны не все характеристики познавательного процесса, а только такие, которые приводят к получению знания, описывающего реальное положение дел в мире и в этом смысле обладающего признаком истинности» [15, с.395-396].

Нейролингвистическое программирование, проясняя свои позиции, уделяет большое внимание вопросам прикладной эпистемологии: «Как мы узнаём, что обладаем определенным знанием или операциональной компетентностью?», «Как мы узнаём, что другой человек обладает определенным знанием или операциональной компетентностью?», «Как вновь полученное нами знание вписывается в систему уже имеющегося?». Кстати, первое название, которое было предложено для нейролингвистического программирования, звучало как «метазнание» (наука о том, как устроены наши знания и опыт). «Задачей НЛП,– пишет Р.Дилтс,– был дальнейший прогресс знания, в том числе – знания о самом роде человеческом… НЛП является прагматической школой мышления – «теорией познания», которая в полном объеме отвечает многоуровневой категории, обозначаемой словом «человек» [6, с.14].

Определяя соотношения между знанием о мире и реальностью, различные психологические концепции чаще всего опирались на эпистемологию материализма, идеализма, либо структурализма. В процессе рассмотрения эпистемологических оснований НЛП удобно обратиться к метафорическому ряду, предложенному Р.Дилтсом в работе «Моделирование с помощью НЛП» [7].

Материализм «исходит из принципа первичности материального бытия, вторичности духовного, психического, которое рассматривается как производное от внешнего мира, независимого от субъекта и его сознания» [14, с.203]. Согласно данному подходу, сознание есть способ отражения объективной реальности, создающий ее несовершенную репрезентацию. Следовательно, его можно уподобить фотоаппарату, а наше представление о мире – фотоснимку действительности (рисунок 1). При этом фотоаппараты могут отличаться друг от друга по своим характеристикам и, соответственно, снимки получаются различными по качеству.

Рисунок 1 – Соотношение сознания и реальности с точки зрения материализма

(по Р.Дилтсу, 2001 а)

Согласно идеализму «реальные свойства человеческой психики были истолкованы … как порождения особой бестелесной сущности – души, господствующей над всем земным, материальным» /14, с.203/. В рамках данной концепции окружающий человека мир представлен как порождение его психики. Воспринимаемые события и взаимоотношения между ними не имеют иной реальности, кроме существования в сознании человека. Внешний мир, таким образом, представляет собой проекцию, несовершенную репрезентацию «чистых» форм сознания. Другими словами, сознание подобно кинопроектору, а реальность – изображению, спроецированному на экран (рисунок 2).

Рисунок 2 – Соотношение сознания и реальности с точки зрения идеализма

(по Р.Дилтсу, 2001 а)

Эпистемология нейролингвистического программирования наиболее близка эпистемологии структурализма. Своим названием структурализм обязан феномену, исследуемому в ряде направлений социогуманитарного познания ХХ века, – структуре, определяемой как «совокупность отношений между элементами целого, сохраняющих свою устойчивость при различного рода преобразованиях и изменениях» [15, с.288]. Согласно структурализму, человеческая психика не порождает окружающую действительность так же, как и не отражает ее; она выступает в роли монтажера, комбинирующего имеющийся в избытке материал по определенным правилам (исходя из своего опыта, ценностей, целей и т.д.) и, следовательно, создающего качественно новый продукт по сравнению с исходным (рисунок 3).

Рисунок 3 – Соотношение сознания и реальности с точки зрения структурализма

(по Р.Дилтсу, 2001 а)

Генетик Г.Стент отмечает, что с точки зрения структурализма «реальность предстает перед сознанием в виде структур, полученных путем трансформации первичных данных о мире… Любой набор первичных данных обретает смысл только после того, как в ходе подобных операций он преобразуется в нечто конгруэнтное сильным структурам уже существующим в сознании… Каноническое знание представляет собой всего лишь набор уже существующих «сильных» структур, конгруэнтность которым первичные научные данные приобретают в процессе психического абстрагирования. Следовательно, данные, которые не могут быть преобразованы в структуру, конгруэнтную каноническому знанию, не имеют никакой перспективы» [цит. по 7, с.38-39]. Для того, чтобы новая идея смогла стать частью уже имеющегося у человека (или у человечества) знания, она должна в чем-то соответствовать наличным моделям реальности, иначе она оказывается преждевременной и часто (до поры – до времени) – забытой. Так произошло с летающими машинами Леонардо да Винчи, роботами Николы Тесла, исследованиями Грегора Менделя по наследственным характеристикам гороха и т.д.

Итак, эпистемологическим основанием нейролингвистического программирования является философия структурализма. Несовпадение человеческого знания о действительностью с самой объективной действительностью в НЛП обосновывается существованием таких феноменов, как «карта действительности», «фильтры восприятия», «универсальные процессы моделирования», «глубинные и поверхностные структуры», рассмотрению которых посвящены следующие параграфы.

III КАРТА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ФИЛЬТРЫ ВОСПРИЯТИЯ

В нейролингвистическом программировании для обозначения представления человека о мире используется термин «карта действительности» (или просто «карта»). Карта состоит из убеждений, которые основываются на обобщениях, сделанных на основании некоторого опыта. Человек использует свои органы чувств, взаимодействуя с внешним миром, и на основании полученной информации делает вывод о том, что его окружает, и что можно с этим делать. С другой стороны, когда обобщения уже сформированы, чувственное восприятие человек использует как доказательство того, что его убеждения соответствуют действительности. Карта действительности может быть противопоставлена сенсорному опыту человека, под которым понимаются процессы ощущения, восприятия и переживания мира, а также его внутренним реакциям на этот мир. Таким образом, «наш опыт является сырьем, из которого мы создаем собственные карты, или модели, мира» [8, с.31].

Карта действительности человеку необходима для того, чтобы не заблудиться в том гигантском информационном потоке, который поступает извне. Поскольку пропускная способность нашего мыслительного аппарата недостаточна для того, чтобы одновременно переработать всю имеющуюся информацию, нам приходится делать выбор; чаще всего он основан на нашей модели мира. «С одной стороны, то, что мы воспринимаем, определяет, как выглядит наша модель мира, с другой стороны, наша модель мира определяет, что именно мы воспринимаем, какой выбор мы делаем из всех возможных переживаний. Иными словами, наша модель мира снабжает нас нашими фильтрами восприятия. А эти фильтры, в свою очередь, определяют дальнейшее развитие нашей модели мира, так как то, что мы не воспринимаем, не может оказывать влияние на наше представление о мире» [5, с.53].

Все многообразие фильтров восприятия Р.Бэндлер и Дж.Гриндер предлагают делить на три категории – физиологические, социальные и индивидуальные [4].

Под физиологическими фильтрами понимаются ограничения, которые накладываются на опыт человека благодаря особенностям строения его нервной системы, постоянно искажающей или опускающей целые части объективной реальности. Так, человеческий глаз способен улавливать волны, располагающиеся в интервале от 380 до 680 миллимикрон. Волны, не попадающие в данный интервал, представляют собой такое же физическое явление. Однако, не имея подходящих средств для их фиксации, человек не включает их в свою модель действительности. Подобным образом человеческое ухо воспринимает звуковые волны только в диапазоне от 20 до 20000 колебаний в секунду. Человеческая чувствительность к тактильному прикосновению варьирует в зависимости от локализации ощущения. Известно, что для того, чтобы две точки на предплечье воспринимались отдельно друг от друга, необ­ходимо в тридцать раз увеличить наименьшее расстояние между двумя точками, воспринимаемыми в качестве двух отдельных точек на мизинце. Таким образом, строение нервной системы человека является одной из причин отличия карты мира от мира, объективно существующего.

Под социальными фильтрами понимаются «катего­рии, действию которых мы подвержены в качестве членов той или иной социальной системы: язык, общепринятые способы восприятия и разнообразнейшие функции, отно­сительно которых в данном обществе существует относи­тельное согласие» [4, с.24]. К примеру, овладевая в детстве языком, человек, вместе с тем, учится акцентировать внимание на таких различиях в ощущениях, которые могут оставаться незамеченными представителями других общностей. Так известно, что у чукчей существует 70 слов, обозначающих различные оттенки снега. Это означает, что в рамках карты действительности чукчи существуют два различных явления («два разных цвета снега») там, где для говорящего на русском языке – одно («белый снег»). О.Хаксли по этому поводу писал: «Каждый индивид одновременно пользуется благами той конкретной языковой традиции, которой он принадлежит от рождения, и испытывает на себе ее тяготы – пользуется благами, поскольку язык дает доступ к накопленному опыту других людей; испытывает тяготы, поскольку язык укрепляет в нем мнение, будто это урезанное сознание представляет собой единственное осознание и вводит в обман его чувство реальности, так что человек слишком легко начинает принимать свои по­нятия за данные, а слова — за действительные вещи» [цит. по 4, с.23-24].

Под индивидуальными фильтрами восприятия понимаются ограничения, которые мы накладываем на свое представление о мире, исходя из собственного уникального жизненного опыты. Индивидуальные фильтры делают наши карты не только отличными от объективно существующего мира, но и максимально непохожими на карты действительности других людей (в гораздо большей степени, чем социальные фильтры).

В нейролингвистическом программировании в качестве фильтров восприятия рассматриваются:

  • репрезентативные системы (способы восприятия, кодирования, хранения и извлечения информации). Например, доминирующая визуальная репрезентативная система у человека будет играть роль фильтра, так как из богатого «мультимодального» мира он прежде всего будет выбирать информацию о том, как нечто выглядит, какой оно формы, размера, цвета… В этой же ситуации другой человек может использовать в качестве ведущего аудиальный фильтр, и, естественно, его представление о ней и реакция на нее будут иными;

  • метапрограммы (фокус сравнения, стиль мотивации, фокус референции и др.) подобным же образом ориентируют внимание человека на одни размерности опыта (например, на сходство), заставляя игнорировать другие (отличие);

  • позиции восприятия – устойчивое предпочтение человеком одной из трех позиций в общении (собственной, партнера по общению, объективного наблюдателя) также оказывает влияние на его представление о мире;

  • нейрологические уровни – разработанная Р.Дилтсом иерархическая модель опыта, речь о которой пойдет на следующих страницах. Данная модель оперирует понятиями окружения, поведения, способностей, убеждений, идентичности и миссии. Доминирующие уровни определяют, что из поступающей информации будет допущено в сознание или воспринято бессознательно [6; 7; 8];

  • убеждения – усвоенные или выработанные в процессе приобретения индивидуального опыта правила, определяющие границы наших возможностей, – участвуют в фильтрации информации по признакам «важно», «соответствует действительности» и лежат в основе механизма самореализующегося пророчества [10].

Таким образом, карта – это система взаимосвязанных и взаимозависимых представлений, убеждений и ожиданий, при помощи которых мы организуем свои переживания и управляем ситуациями, с которыми сталкиваемся в повседневной жизни.

IV УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Поступающая из внешнего мира информация, проходя через фильтры восприятия, претерпевает ряд преобразований. «Войдя в сферу психического, ощу­щение вовлекается в круговорот логических процессов. По своему произволу психика изменяет данное, представлен­ное ей. В этом процессе следует различать две вещи: во-первых, действительные формы, в которых происходит данное изменение; во-вторых, продукты, полученные из исходно­го материала в результате этого изменения» [4, с.20]. В нейролингвистическом программировании описаны три универсальных процесса моделирования, участвующие в формировании модели мира на основе сенсорного опыта и воспоминаний – обобщение (генерализация), опущение и искажение (рисунок 4).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания к спецкурсу «Теория и практика нейролингвистического программирования» для студентов дневного и заочного отделений (1)

    Методические указания
    История становления и развития нейролингвистического программирования насчитывает около 30 лет. История открытого распространения и развития этого знания в России примерно в два раза короче.
  2. Учебно-методический комплекс по направлению 030300. 62 «психология» по специальности 030301. 65 «психология» Санкт-Петербург (2)

    Учебно-методический комплекс
    уметь установить контакт с клиентом; сформулировать проблему и желаемый результат; предложить варианты работы (не менее 3-х) с предложенной проблемой;
  3. Творческое развитие детей средствами музыкального фольклора 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (музыка)

    Диссертация
    Защита состоится « » июня 2009 года в 11 часов на заседании диссертационного совета Д 210.010.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в Московском государственном университете культуры и искусств
  4. Учебно-методическое пособие Издательство Москва

    Учебно-методическое пособие
    ПРОФИЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: опыт реализации. В 3 частях. Часть 2. Методические аспекты профильного обучения. Учебно-методическое пособие / Под ред. С.В.
  5. Седьмая волна психологии

    Документ
    Книга адресована психологам, социальным работникам, психотерапевтам, практическим психологам и специалистам в области психологической и социальной работы с населением.

Другие похожие документы..