Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Семинар'
СПбИНСТОМ предлагает актуальные темы занятий для освоения современных технологий в стоматологии в удобной для Вас форме. Большая часть занятий – практ...полностью>>
'Документ'
Заслухавши інформацію начальника Управління праці та соціального захисту населення Вознесенської міської ради Шишляннікової І.А. про вжиі заходи з лі...полностью>>
'Документ'
1.1. К занятиям лёгкой атлетикой допускаются дети дошкольного возрас­та и учащиеся с 1-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский ос...полностью>>
'Методические рекомендации'
Задание В2. Замените словосочетание, построенное на основе согласования (управления, примыкания), синонимичным словосочетанием со связью управление (...полностью>>

Ионно рассматриваемых во многих научных дисциплинах (философии, политологии, социологии и особенно в психологии, педагогической психологии и педагогике) проблем

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Введение

Гражданское воспитание, или акцентируя его субъектно-результативный аспект, – воспитание гражданственности, является одной из традиционно рассматриваемых во многих научных дисциплинах (философии, политологии, социологии и особенно в психологии, педагогической психологии и педагогике) проблем.

Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях общей реконструкции, изменения политико-экономических систем, что, в частности, дважды находило яркое выражение в России. В условиях общественно-политической системы государства проблема воспитания гражданственности прошла путь от практического игнорирования до особой, специальной значимости, разработки.

Об этом свидетельствует и ряд современных документов, подчеркивающих значение воспитания гражданственности. Так, Национальная доктрина образования в Российской Федерации в качестве одной из основных задач рассматривает «воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества»1. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года определены приоритетные направления образования, к которым отнесено усиление воспитательного потенциала образовательного процесса и организация эффективного гражданского образования. В соответствующих нормативных документах отмечается: «Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности», под которой понимается «совокупность готовности и способностей, позволяющих ей (личности) активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике»2.

Над проблемой гражданского воспитания работали многие философы, государственные деятели на разных этапах развития общества и государства.

Известно, что в России активным сторонником воспитания «во славу Отечества» был Петр I. Призывал воспитывать гражданскую честь и готовность служить Отечеству М.В.Ломоносов.

Проблема качеств гражданина в России, а также отношений самодержавного государства и подданных, изучалась такими известными мыслителями, как: Н.А.Алексеев, В.Г.Белинский, Н.А.Бердяев, М.А.Бакунин, А.И.Герцен, Н.Г.Дебольский, Н.А.Добролюбов, И.А.Ильин, А.Ф.Лосев, П.Л.Лавров, Д.С.Мережковский, А.Н.Радищев, В.В.Розанов, В.С. Соловьев, С.Л.Франк, П.А.Флоренский, А.С. Хомяков, Б.Н.Чичерин, Н.Г.Чернышевский, Г.Г.Шпет и др.

Предлагали изучать качества гражданина не столько в социальном, или историческом, аспекте, сколько как внутреннее, психическое, составляющее отдельной личности русские ученые Л.И.Петражицкий и П.И.Новгородцев.

Разнообразные варианты понимания проблем общества и государства, воспитания граждан и перспектив развития страны предлагали В.И.Ленин, Н.И.Бухарин, Г.Е.Зиновьев, Л.Д.Троцкий, В.М.Чернов, П.Н.Милюков, П.А.Кропоткин, Г.В.Плеханов, Н.В.Устрялов и другие ученые и государственные деятели.

Гражданственность как важное, приобретаемое в процессе воспитания, слагаемое общей культуры человека – одним из первых в педагогической науке рассматривал известный педагог, философ и публицист С.И.Гессен.

Разрабатывали теорию и практику образования и воспитания граждан многие известные педагоги советского периода: П.П.Блонский, В.П.Вахтеров Н.К.Крупская, П.Н. Лепешинский, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, М.Н.Покровский, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий и др..

Внесли существенный вклад в дело исследования теории и практики гражданского воспитания известные педагоги современности Б.Т.Лихачев и В.А.Сластенин. Исследовали теорию и методологию гражданского воспитания А.В.Беляев, А.С.Гаязов, И.М.Дуранов, Н.Д.Никандров, И.В.Суколенов, Г.Н.Филонов и другие современные ученые.

В результате проделанной работы определены гражданские качества личности, разработаны подходы к их формированию, гражданскому воспитанию как составной части системы воспитания, определены условия гражданского воспитания школьников и студентов, закономерности и движущие силы.

В то же время, несмотря на многочисленные психологические, психолого-педагогические, социологические и собственно педагогические исследования, в педагогической науке нет однозначного понимания и толкования понятия «гражданственность». Необходимость реализации важнейших задач государственного строительства, развития гражданского общества, совершенствования образования и воспитания граждан, предполагает наличие более конкретных представлений о том, что же понимается под гражданственностью, какова структура данного качества, как протекает процесс его становления в связи с развитием личности, каковы предпосылки и научные основания достижения гражданской зрелости человека – его акме.

Проблема воспитания гражданственности приобретает практическое значение, поскольку отсутствует полное представление о самом процессе воспитания данного качества в условиях образовательной системы, в которую человек включен в последние постперестроечные годы, когда не рассматривался собственно акмепедагогический аспект проблемы.

Сегодня требуется теоретически обоснованное системное представление о самой гражданственности как субъектно-результативном качестве и результате гражданского воспитания личности.

В данной работе определяется сущность и разработана общая модель гражданственности, рассматривается сам процесс воспитания данного качества личности в условиях образовательной системы, возможности достижения акме гражданственности, в качестве которого выступает гражданская зрелость в составе определенных слагаемых и на достижение которого направлена разработанная акмепедагогическая модель воспитания в условиях образовательной системы России.

«Воспитание гражданина ради славы Отечества должно быть во главе воспитания».

М.В.Ломоносов

Глава 1. Воспитание человека и гражданина как философско-педагогическая проблема в истории наук

Проявление сущности гражданского воспитания и гражданственности в истории и философии

(с III в. до н.э. – по XX в.)

Понятие «гражданственность», категория гражданственности – сложная, многогранная категория, в которой переплетается очень многое. В неё включают соблюдение определенных норм, эмоциональную пристрастность к интересам государства и общества, долг и ответственность перед государством и гражданами, определенный уровень культуры общежития граждан в условиях государства и общества, систему гражданских отношений, способность и готовность выполнять гражданские обязанности, активность и деятельность на благо государства и общества и проч. В истории общества тесно переплетаются понятия «граждане», «гражданство», «гражданственность», «патриотизм». В литературе не разграничиваются данные понятия, что создает объективные трудности в осмыслении социальных явлений, построении обоснованных научных выводов.

Так, даже в различных энциклопедических изданиях определения понятий «гражданин» и «гражданственность» существенно отличаются. При этом понятие «гражданин» появилось значительно позже понятия «гражданственность». В Толковом словаре живого великорусского языка В.Даля гражданин определяется как «городской житель, горожанин, посадский, член общины или народа состоящего под одним общим управлением, каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство. Гражданином известного города называют приписанного к этому городу купца, мещанина или цехового...»3. В.Даль соотносит понятие «гражданский» с «относящимся к гражданам, к государству, к народному управлению и подданству». Автор отмечает, что «гражданские обязанности двояки: по отношению к правительству и по отношению к ближнему». В словаре приводятся определения понятий «гражданская доблесть (мирная и военная)». В.Даль отмечает также, что «гражданственность – это состояние гражданской общины, понятия и степень образования, необходимые для составления гражданского общества»4. Следовательно, понятие «гражданственность» соотносится не только с правовым статусом человека, но и со степенью его образованности, сформированным пониманием состояния общества, а также с социальной нормативностью.

Современный исследователь В.Я. Баркалов считает слово «гражданин» исконно русского происхождения. В XI веке на Руси гражданином называли члена городской общины5.

Понятие «гражанин», по мнению В.Г.Смолькова и Б.Н.Бачкова, издревле отражало определение человека, живущего в городище и участвующего в общественных объединениях (сходках, вече, собраниях и пр.). Проведенный ими анализ позволяет предположить наличие сходства и прочной связи между понятиями «гражане» и «граждане». Об этом же свидетельствует изучение происхождения слова «гражданин» в основных европейских языках (citisen – англ., burger – нем., citozen – фр.)6.

Таким образом, понятие «гражданин» характеризовало субъекта, живущего в общине в условиях города и подверженного влиянию существующих правовых и некоторых других социальных норм. В то же время рост народонаселения и количества городов, а также формирование единых правовых и социальных отношений со стороны государственных структур к жителям города, поселка и села привели к распространению понятия «гражданин» на каждого жителя государства. В данном случае предполагается, что каждый гражданин имеет гражданство как оформленную правовую связь с государством и государственными структурами. Вместе с тем понятие «гражданственность» отличается от понятия «гражданин» и «гражданство» окончанием «-ость». По аналогии с другими существительными с таким же окончанием, данное понятие отражает одновременно сущность и качество, свойственные объекту или субъекту и выделяющие его среди других себе подобных. Гражданственность, таким образом, - определенное качество, которым может быть наделен гражданин.

Что же отличает от других граждан человека, несущего в себе гражданственность? Что есть гражданственность вообще?

Отношение гражданина к Родине и само понятие «гражданственность» тесно связаны с понятием «патриотизм», которое понимается исследователями (А.В.Беляев, А.А.Гусейнов, И.С.Кон) как социально-нравственный принцип и морально-психологическое чувство.

Как социально-нравственный принцип патриотизм служит объединению, сплочению граждан во имя сохранения, развития Отечества – конкретно-исторической, социальной, политической и культурной среды.

Морально-психологическое чувство патриотизма выражается в любви к Родине, в гордости за её успехи, в переживании неудач, в готовности к защите родной земли.

В советские времена патриотизм рассматривался как стремление людей к экономическому, социальному и культурному развитию своей родной страны, как защита её от иноземных захватчиков7. Эту посылку подтверждает определение патриотизма, привнесенное П.М. Рогачевым и М.А.Свердлиным: «Настоящий патриотизм означает не просто чувство любви к Родине, оно есть, прежде всего, высокое сознание гражданской ответственности за судьбу Родины»8.

При этом гражданственность и патриотизм –не одно и то же. Сочетание качеств гражданина и патриота в личности может быть различным. Например: можно быть патриотом и не быть гражданином, можно быть гражданином и не быть патриотом. Приведенную позицию подтверждают и понятийные определения, приводимые в существующих словарях.

Так, словарь современного русского литературного языка, изданный в 1991 г., определяет понятие «гражданин» следующим образом9: а) это лицо, принадлежащее к населению какого-либо государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняющее все обязанности; б) это человек служащий Родине, народу, заботящийся об общественном благе.

В Толковом словаре русского языка под ред. Д.Н.Ушакова приводится определение «гражданский», которое имеет четыре основных значения10: первое связано с его юридическим толкованием и обозначает правовое положение граждан в государстве, их правовую принадлежность к государству; второе и третье значения указывают на существующие в обществе различия между гражданской жизнью и военной, с одной стороны; гражданской жизни и церковной, с другой; четвертое значение сопряжено с морально-этической оценкой поведения человека как гражданина. Оно характеризует его как сознательного и активного члена общества и служит прилагательным в выражениях: «гражданская активность», «гражданский долг», «гражданская позиция», «гражданская направленность» и т.д.

Энциклопедический словарь «Политология» определяет понятие «гражданственность» не менее многозначно.11 Гражданственность в словарном определении – это, во-первых «антитеза аполитичности, активная и сознательная включенность в дела политического сообщества; во-вторых –психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического общества; в третьих – способность и готовность выступать в роли гражданина; в четвертых – высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества; в пятых - приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов».

Толковый словарь русского языка конца XX в., под ред. Г.Н.Скляревской раскрывает появившиеся в данный период в России новые словарные определения: «гражданское неповиновение», «гражданское общество», «гражданское примирение», «гражданское согласие», что само по себе характеризует обострение проблемы достижения баланса интересов личности и общества, личности и государства, проблемы воспитания гражданина демократического общества, воспитания гражданственности.

Приведенные словарные определения позволяют сформировать некоторое представление о сущности гражданственности в связи с процессами, происходящими в современном гражданском обществе. Гражданственность отражает не только и не столько принадлежность личности к населению какого-либо государства и сознаваемую возможность пользоваться всеми правами гражданина, обеспеченными законами этого государства, но и гражданскую ответственность, осознанную готовность исполнять определенные гражданские обязанности, служить государству, гражданам своей страны, заботиться об общественном благе и благополучии государства.

Проблема гражданственности в последнее время является предметом специального исследования. В трудах ученых явление гражданственности рассматривается как:

единство правовой, политической и нравственной культуры;

отношение или система отношений личности;

позиция личности;

качество или совокупность качеств;

способность к реализации гражданских прав и обязанностей;

готовность к реализации гражданских прав и обязанностей;

ответственность личности;

деятельность направленная на исполнение гражданских обязанностей и долга;

сознание и осознание личностью своего гражданского долга и ответственности;

активность по реализации интересов государства и общества;

воля гражданина;

интерес, ценность и мотив;

умение или навык исполнения гражданского долга и обязанностей;

знание прав и обязанностей гражданина, истории государства и общества;

чувства и эмоции связанные с пристрастностью личности к обществу и государству;

духовность, мораль и нравственность;

долг, обязанность, признание.

Понимание явления гражданственности противоречиво и многогранно. Не случайна тенденция рассмотрения гражданственности как интегративного и сложного. Для наиболее полного понимания категории «гражданственность» следует рассматривать ее в общеисторическом плане.

Рассмотрение истории гражданственности актуально в связи с развитием теории цивилизации, опирающейся на историю общественных отношений. В современной философии получило распространение понимание цивилизации как меры развития человека, определяющего и развитие социума. Так, С.Хантингтон в статье «Конфликт цивилизаций» определяет цивилизацию как культурную общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень идентификации людей12.

В то же время важно исследование истории гражданственности в связи с определением парадигмального смысла категории «цивилизация» как историко-антропологического13, который предполагает рассмотрение цивилизации как историзованной природы общественного индивида, её носителя, раскрывающейся в:

универсальном стиле различных сторон жизнедеятельности человека;

социокультурной доминанте, предполагающей совокупность универсально-стилевых, духовных и нравственных средств, которыми сообщество вооружает человека для его адаптации;

диалектическом единстве двух субстратов общества как динамической целостности – объективно-необходимого и субъективно-волевого, разрешающегося в процессе человеческой жизнедеятельности;

культурно-исторической организации общества, в котором фундаментальная, конститутивная идея, синтезирующая в нем бытие парадигма, выступает превращенной как его основание.

Соглашаясь с мнением Е.Б.Черняка относительно определения цивилизации как целостной системы, имеющей свои собственные качества, отметим, что гражданственность в данной системе выступает как её качество, а также качество граждан, определенное и определяющее среду обитания. Основоположники специальных исследований в области цивилизационных процессов (Тьяр де Шарден, Н.Я.Данилевский, А.Дж. Тойнби, К. Яспер), а также современные ученые (С.Хантингтон, Р. Вукуяма, Ю.В.Яковец, Е.Н.Мельникова, Е.Б.Черняк) характеризуют цивилизационное развитие как уникальный, необратимый, цикличный процесс жизни локальных цивилизаций. Исследователи выделяют отдельные сообщества, между которыми строится взаимодействие. Так, В.И.Карасев в работе «Общество, государство, цивилизация: к теории становления социумов» пишет, что «социальный генотип каждого народа, каждого человека многослоен; он включает в спрессованном виде все пройденные доисторические и исторические эпохи». Ученый повторяет, таким образом, выводы К.Юнга относительно архетипичности общественного и индивидуального сознания.

Исследователи разоблачают миф относительно независимости индивида от общественного и исторического в нем. Дж. Бернал в работе «Наука в истории общества» рассматривает три цивилизационных революции, повлиявшие на развитие общества:

овладение орудиями труда, как основание возникновения цивилизации;

промышленный переворот и индустриальная ступень развития цивилизации;

появление и развитие информации как основание перехода к постиндустриальному (возможно, информационному обществу).

Цивилизационные революции оказывают влияние на государственно-общественные отношения, на граждан, которые, как известно, являются основой государства, сутью и причиной его существования14. Естественно, что любое государство в своем экономическом, политическом и социальном развитии опирается на граждан и само гражданское общество.

Осмысление и понимание социальной сущности гражданского общества философами, учеными-исследователями имеет давнюю историю. Уже в размышлениях и дошедших до нас диалогах древнегреческих философов отмечается необходимость и наличие у граждан определенных сформированных качеств, которые должны способствовать развитию государства и удовлетворению собственных интересов граждан в условиях государства. Так, еще древнегреческий мудрец и философ Сократ (469-399 гг. до н.э.) в своих диалогах, направленных на пробуждение истины, отмечал значение именно гражданской добродетели, которая хотя и доступна всем, но не может быть усвоена всеми в одинаковой степени15.

Последователь Сократа, древнегреческий философ Платон (427-348 гг. до н.э.) создал учение о государстве, пытаясь согласовать индивидуальную добродетель и общественную справедливость и считая идеалом согласие отдельных добродетелей человека-гражданина со строем государства в целом. По мнению Платона, обретение добродетели - это долг каждого, кто намерен не только управлять собой и тем, что ему принадлежит, но и заботиться о государстве и его интересах. Гражданин «…должен уготовить себе не свободу властвовать, делая для себя и для города все, что угодно, но рассудительность и справедливость»16. Платон выделяет слагаемые добродетели: благочестие, мужество, рассудительность, мудрость в смысле правильного понимания добра и зла, а также справедливости. Такая добродетель, по мнению философа, необходима, чтобы все члены государства как граждане, как части политического организма, учитывали интересы государства. «Для государства - это величайшее благо: мы уподобили благоустроенное государство телу, страдания и здоровье которого зависят от состояния его частей»17.

Платон рассматривает природу определенных им добродетелей в учении о государстве, считая идеалом согласие добродетелей со строем государства в целом. В своих сочинениях «Государство» и «Политик» философ намечает семь типов государственного устройства. Идеальный тип государственного общежития стоит выше государства и законодательства и не нуждается в них. Из реально существующих типов государства Платон считает правильными монархию и аристократию. Остальные четыре - тимократию, олигархию, демократию, тиранию – искаженными. «Законы» Платона предполагают и предписывают строжайшую регламентацию индивидуальной и социальной жизни, призванную воспрепятствовать разладу между волей отдельного человека и мировым законом.

Гражданская добродетель, по мнению Платона, соотносится с качествами души человека-гражданина. Каждый человек должен готовиться к своему предназначению в государстве в зависимости от того, какая из частей души оказывается у него преобладающей: разумная, аффективная (эмоциональная) или вожделеющая (чувственная). Если преобладает разумная часть души, то такие люди стремятся к красоте, порядку и высшему благу. Они, по мнению философа, привержены к правде, справедливости и умеренности в чувственных наслаждениях. Платон называет их мудрецами, или философами, и отводит им роль правителей в идеальном государстве. При преобладании аффективной (эмоциональной) части души человек отличается благородными страстями - храбростью, мужеством, умением подчинять вожделение долгу. Эти качества, необходимые воинам, стражам государства. Люди же вожделяющего (чувственного) типа должны заниматься физическим трудом, так как с самого начала привержены к телесно-физическому миру: это сословие крестьян и ремесленников, обеспечивающих материальную сторону жизни государства.

Таким образом, Платон связывает гражданскую добродетель и определенные качества души с особенностями их проявления в условиях государства. Сам подход к определению гражданской добродетели, предлагаемый Платоном, можно соотнести в современной науке с определением гражданственности по таким основаниям как качество личности, проявляющееся в зависимости от её особенностей.

Сократ, а затем Платон предложили общую тенденцию рассмотрения гражданской добродетели в соотнесении с самим государством, его устройством и функционированием.

Принимая позицию своего учителя, древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в своем трактате «Политика» полагал, «что полис принадлежит к естественным образованиям, и что человек от природы есть политическое животное»18. Сам анализ государства следует начинать с определения того, что такое гражданин, ведь государство есть совокупность граждан. Аристотель дает по сути первое определение гражданина. «Гражданином в общем смысле является тот, кто причастен и к властвованию, и к подчинению; при каждом виде государственного устройства сущность гражданина меняется. При наилучшем виде государственного устройства гражданином оказывается тот, кто способен и желает подчиняться и властвовать, имея в виду жизнь, согласную с требованиями добродетели»19. По мнению Аристотеля, государство должно требовать от члена общества добродетельного поведения, без чего невозможна жизнь государства. «Гражданин... находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне - к остальному экипажу. Хотя моряки на судне занимают неодинаковое положение - один из них гребет, другой правит рулем, третий состоит помощником рулевого, четвертый носит какое-либо иное соответствующее наименование, все же очевидно наиболее точное определение добродетели каждого из них в отдельности, то которое будет подходить не только одному, но какое-либо общее определение будет приемлемо в равной степени ко всем; ведь благополучное плавание - цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности. То же самое и по отношению к гражданам: хотя они и неодинаковы, все же их задача заключается в спасении составляемого ими общения, а общением этим является государственный строй, поэтому и гражданская добродетель неизбежно обуславливается последним»20.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие. Это особый тип книги: он призван тебе пособить, помочь освоить новую для тебя научную дисциплину ­философию науки.

    Учебное пособие
    Дорогой читатель! Ты держишь в руках учебное пособие. Это особый тип книги: он призван тебе пособить, помочь освоить новую для тебя научную дисциплину – ­философию науки.
  2. А. А. Реан > Н. В. Бордовская с. И. Розум психология и педагогика учебник

    Учебник
    Учебник представляет собой компактный и высокоинформативный очерк психологии и педа­гогики. Эта книга задумана как попытка удовлетворить любознательность и потребность студен­тов в знаниях о психологии человека, механизмах и закономерностях
  3. Социология в россии под редакцией в. А

    Документ
    Авторский коллектив: Г.М. Андреева, В.Н. Амелин, Я.У. Астафьев, Г.С. Батыгин, И.В.Бестужев-Лада, Р.-Л. Винклер, А.А. Возьмитель, В.И. Гараджа, Я.И. Гилинский, З.
  4. Философия: Учебник. 2-е изд., перераб и доп. Отв редакторы: В. Д. Губин, Т. Ю. Сидорина, В. П. Филатов. М.: Тон остожье, 2001. 704 с (1)

    Учебник
    Рецензенты: кафедра социальной философии Российского университета Дружбы народов им. П. Лумумбы (зав. кафедрой доктор филос. наук, проф. П.К. Гречко), зам.
  5. Философия: Учебник. 2-е изд., перераб и доп. Отв редакторы: В. Д. Губин, Т. Ю. Сидорина, В. П. Филатов. М.: Тон остожье, 2001. 704 с (2)

    Учебник
    Рецензенты: кафедра социальной философии Российского университета Дружбы народов им. П. Лумумбы (зав. кафедрой доктор филос. наук, проф. П.К. Гречко), зам.

Другие похожие документы..