Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
26 мая - 6 июня в Московском химическом обществе им. Д.И. Менделеева прошли очередные занятия курсов повышения квалификации «Оборотное водоснабжение:...полностью>>
'Рабочая программа'
Цель дисциплины: дать представление о состоянии, проблемах и перспективах эффективного использования услуг консультантов; сформировать у студентов те...полностью>>
'Документ'
В мотивации учения младших школьников, а особенно первоклассников, преобладают внешние мотивы, не связанные с познавательной деятельностью, с получени...полностью>>
'Документ'
Предприятия промышленности строительных материалов республики в основном обеспечивают строительную отрасль и удовлетворяют рыночный спрос в основных ...полностью>>

Организационно экономические основы формирования складских комплексов в регионах россии

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Юсипова Динара Равилевна

ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ФОРМИРОВАНИЯ СКЛАДСКИХ КОМПЛЕКСОВ

В РЕГИОНАХ РОССИИ

Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (логистика)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва – 2007

Работа выполнена в Институте исследования товародвижения и конъюнктуры

оптового рынка

Научный руководитель: доктор экономических наук

Прокофьева Татьяна Анатольевна

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Нагапетьянц Нестер Акопович

кандидат экономических наук

Ганиковский Владимир Львович

Ведущая организация: Международный институт логистики ресурсосбережения и технологической инноватики (МИ-ЛРТИ) при Российском химико-технологическом университете

им. Д.И.Менделеева (РХТУ им. Д.И. Менделеева )

Защита состоится __________ 2007 года в _____ часов на заседании диссертационного совета К 520.029.01 при ОАО «Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка» (ИТКОР) по адресу: 125319, Москва, ул. Черняховского, 16

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ИТКОРа

по адресу: 125319, Москва, ул. Черняховского, 16

Автореферат разослан ________________ 2007 года

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат экономических наук И.Е. Клепацкая

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В условиях стабилизации экономики в России наблюдается активное развитие торговли и промышленного производства, усиление значения межрегиональных связей. Для обеспечения равномерного и эффективного развития данных сфер деятельности необходимо создавать складскую логистическую инфраструктуру, которая включает оптовые фирмы, распределительные центры сетевой торговли, таможенные склады и т. п. Такая логистическая структура формируется на основе организаций, выполняющих складские функции. Всё их разнообразие можно объединить понятием складской комплекс.

Складские комплексы являются одним из основных элементов региональных логистических систем и создаются для обеспечения рациональных хозяйственных связей между отдельными хозяйствующими субъектами в сфере производства и потребления, регулирования материальных потоков и их распределения.

Сегодня отсутствует системный подход к развитию региональной складской инфраструктуры, а строительство складских объектов в регионах происходит неравномерно, что приводит к неэффективному использованию финансовых средств, земельных участков, и как следствие, повышению логистических издержек.

Выбор организационно-экономических основ создания складского комплекса требует анализа показателей региональной экономики, в структуру которой будут интегрированы складские объекты. Системный подход необходим для того, чтобы повысить эффективность управления материальными потоками, проанализировать и создать необходимые условия хранения товарно-материальных ценностей при снижении общих логистических затрат, обеспечить оптимальное использование складских площадей и оборудования, повысить уровень обслуживания клиентов. Только такая разработка логистической концепции размещения и проектирования складских объектов позволит обеспечить выполнение их основных функций и достичь высокого уровня рентабельности.

Сложившаяся ситуация с развитием складской инфраструктуры в регионах России свидетельствует об актуальности темы диссертационного исследования и определяет ее значимость при систематизации теоретических и методологических разработок, связанных с развитием складской инфраструктуры.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемам разработки логистических принципов и методов, их практического использования хозяйственными структурами посвящен ряд работ отечественных и зарубежных авторов – Аникина Б.А., Дыбской В.В., Карнаухова С.Б., Кизима А.А., Колобова А.А., Миротина Л.Б., Неруша Ю.М., Новикова Д.Т., Омельченко И.Н., Прокофьевой Т.А., Проценко О.Д., Сергеева В.И., Синяевой И.М., Степанова В.И., Ташбаева Ы.Э., Титюхина Н.Ф., Тяпухина А.П., Шумаева В.А., Бауэрсокса Д.Дж., Вуда Д., Дитриха М., Керни А.Т., Клосса Д.Дж., Мэрфи П. и др.

Нерешенность ряда проблем в развитии складской инфраструктуры, в том числе недостаточная разработанность воспросов методики формирования специализации и локализации складских комплексов, обусловили постановку цели и задач исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в разработке организационно-экономических основ формирования региональных складских комплексов с учетом совокупности экономических, производственных, территориальных, социальных факторов.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

- исследование характеристик региональных грузопотоков с учетом их товарной специализации и транспортного обслуживания;

- определение тенденций развития складской инфраструктуры в регионах России;

- исследование основных проблем развития складских комплексов в России;

- проведение анализа организационно-экономических основ создания складских комплексов;

- обоснование основных критериев эффективного функционирования складского комплекса.

Объектом исследования являются складские комплексы, как элементы региональной логистической системы.

Предметом исследования является совокупность организационно-экономических форм и методов по выбору факторов, оказывающих влияние на локализацию и специализацию складских комплексов в регионах России.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в области логистики, маркетинга, региональной экономики, управления товародвижением, организации складской логистики.

В качестве методической базы диссертационного исследования использованы методы системного и структурно-функционального анализа, методы моделирования, ранжирования, экспертных оценок, математической статистики, логико-вероятностные методы.

Информационную базу исследования составили материалы, концепции и программы реформирования и развития региональной экономики Российской Федерации Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики, торгово-промышленной палаты РФ, результаты ряда опросов и специальных обследований, информационные ресурсы INTERNET.

Также в работе использованы разработки, материалы исследований и отчетов Института исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ИТКОР), выполненные при непосредственном участии автора.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в комплексном исследовании факторов и тенденций формирования складских объектов с учетом региональной специфики разработке методических рекомендаций и предложений по их специализации и концентрации. Основными результатами, составляющими научную новизну диссертационного исследования, являются следующие:

1. Разработаны методические рекомендации определения условий локализации и специализации складских объектов с учетом геоэкономических факторов региона.

2. Предложен метод расчета жизненного цикла складского комплекса для обеспечения его развития по траектории экономического роста.

3. Сформулированы основные принципы и критерии, определяющие эффективность функционирования складского комплекса.

4. Разработаны методические основы анализа среды функционирования проектируемого складского комплекса, позволяющие определить специализацию и локализацию складского комплекса в данном регионе.

Практическая значимость работы и апробация. Разработанные методические рекомендации определения условий специализации и локализации склада и предложенные критерии его эффективной деятельности представляют практический интерес и могут быть использованы государственными органами, специализированными логистическими предприятиями и другими коммерческими структурами.

Разработанные и представленные в данной работе методические рекомендации и предложения использовались при разработке «Концепции развития оптовой торговли непродовольственными товарами в городе Москве на 2005-2007 годы», а также при формировании логистического обеспечения товаропроводящей сети Государственного унитарного предприятия «Московского промышленно-торгового центра интеграции и развития» (ГУП МПТЦИР).

Публикации. Основные положения и результаты исследования отражены в 7 опубликованных работах, общим объемом 3,85 печатных листа.

Объем и структура работы. Поставленные цель и задачи исследования определили структуру, логику, содержание и последовательность изложения материала в диссертационной работе.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (включающего 128 источников), приложения. Общий объем текста составляет 152 страниц и включает 14 таблиц и 22 рисунков.

II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ

Основой определения специализации складских комплексов в регионах должна быть концепция логистического регулирования. Склад в рамках логистической системы рассматривается не только как хранилище грузов, но и как инструмент управления и регулирования материальных потоков. Складской комплекс, предназначенный для приема, хранения, выдачи грузов, располагает определенной аккумулирующей способностью, сглаживающей неравномерность входящих и выходящих материальных потоков и обеспечивающей надежность, устойчивость и гибкость функционирования логистической системы.

Спрос на складские площади постоянно растет, каждый год в этот бизнес вкладывается все больше средств (годовой рост на 63%). В последнее время активно ведется строительство складов современного типа, необходимых для повышения эффективности бизнес-процессов в данной сфере экономики (прогнозируемый ежегодный прирост в Московском регионе до 2010 года - 500 тыс.кв. м).

Выполненный в диссертационном исследовании анализ развития складских комплексов в различных регионах России позволил автору выявить основные факторы, обуславливающие тенденции его становления (таб. 1).

Таблица 1

Факторы, влияющие на развитие складского

сектора коммерческой недвижимости в регионе

Факторы

Динамика

Влияние

Внешние факторы (по отношению к складскому сектору)

Развитие экономики

+

Улучшение инвестиционного климата

+

Развитие потребительского рынка:

розничный товарооборот

+

деятельность торговых операторов

+

Государственные программы по развитию транспортно-складской системы

+

Нормативно-правовая база

+/ -

Развитие программ финансирования инвестиций

+

Внутренние факторы

Превышение спроса на качественные складские площади над предложением

+

Высокие арендные ставки

+

Доходность вложений в сектор складской недвижимости

+

Доходность вложений в другие секторы коммерческой недвижимости

-

Риски земельного девелопмента

-

Активность западных инвестиционных фондов

+

Непрозрачность складского сектора

-

Компетентные, квалифицированные девелоперы складских объектов

+

↑ - рост, ↓ - снижение, ↔ - стабильно, + - положительное влияние, - - отрицательное влияние

В подобной ситуации представляется актуальной задача совокупного учета всех положительных и отрицательных факторов с целью выработки мер, которые позволят усилить их положительное влияние на развитие складских комплексов в регионах и нивелировать отрицательное.

Серьезной проблемой развития складского рынка является хаотичность размещения складских объектов. Отсутствует методический подход определения специализации и локализации складского комплекса, рассматривающий этот комплекс как элемент логистической цепи, которая формирует основные и технические требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования, диктует условия переработки груза.

Профессиональные девелоперы и логистические операторы на региональных рынках способствуют установлению стандартов, соответствующих мировым нормам классификации складских комплексов.

В настоящее время рынок складских площадей смещен в сторону арендодателя, однако уже начинают проявляться изменения, положительные для арендаторов. Данный сектор становится прозрачнее и привлекательнее для инвесторов, что стимулирует реализацию новых проектов, а следовательно, сокращение дефицита помещений. Количество заявленных проектов, запланированных к вводу в эксплуатацию в ближайшие 2-3 года, заставляет инвесторов и девелоперов учитывать интересы арендаторов и строить объекты в соответствии с их требованиями. Если все заявленные проекты будут введены в эксплуатацию в срок, то рынок складских площадей достигнет уровня насыщения. Это приведет к ряду кардинальных изменений. В частности, в некоторых регионах будет удовлетворен платежеспособный спрос на складские комплексы класса А (Московский регион, Самара), что сделает рынок более конкурентным и условия аренды более гибкими.

На рис. 1 представлена проведенная автором на основе материалов аналитических агентств сопоставительная оценка (рейтинг) российских городов, в которых в 2006 году была наиболее развита складская логистическая инфраструктура.

Рис. 1. Сопоставительная оценка объема складских площадей и арендных ставок на современные складские площади, 2006 год.

Выполненный анализ свидетельствует, что складское хозяйство в регионах России развито неравномерно. Наиболее активное строительство складских комплексов ведется на территории Московского региона и Санкт-Петербурга. Освоение других регионов страны начинается с городов-«миллионников», которые являются крупными транспортными центрами - Ростов-на-Дону для Юга России, Самара и Нижний Новгород для Поволжья, Екатеринбург для Урала, Новосибирск для Сибири, Хабаровск для Дальнего Востока. Эта тенденция отражает развитие товарных потоков на территории России.

В Институте исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка с участием автора было проведено исследование Центрального федерального округа (ЦФО) с целью выявления локализации перспективных зон для размещения складских комплексов и логистических центров. В таблице 2 представлены результаты проведенного экспертного анализа субъектов РФ, входящих в состав ЦФО.

Таблица 2

Рейтинг привлекательности субъектов ЦФО

для нового складского строительства

Субъекты РФ

Ранг привлекательности

Москва

Высший, вне конкуренции

Московская область

Первый, вне конкуренции

Брянская область

Первый

Воронежская область

Первый

Калужская область

Первый

Смоленская область

Первый

Тверская область

Первый

Ярославская область

Первый

Белгородская область

Второй

Владимирская область

Второй

Липецкая область

Второй

Рязанская область

Второй

Тульская область

Второй

Ивановская область

Третий

Костромская область

Третий

Курская область

Третий

Орловская область

Третий

Тамбовская область

Третий

В данном исследовании в пределах ЦФО экспертно были выделены наиболее перспективные регионы для возможного развития в них складского бизнеса. Более детальное исследование регионов, представленных в таблице возможно с применением методики, предлагаемой автором в диссертационном исследовании.

Сложность анализа существующих и расчета необходимых складских площадей характеризуется широким спектром классификационных признаков, наиболее важными из которых, по мнению автора, являются: номенклатура грузов, способ их хранения, местонахождение склада в логистической цепочке, степень технической вооруженности и др., а также достоверности информации, характеризующей данный сектор коммерческой недвижимости.

На примере Свердловской области, как субъекта РФ, в котором интенсивно развивается складской сектор коммерческой недвижимости, проведены расчеты по определению необходимого объема складских площадей класса А и В в области (таб. 3).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Организационно-экономические основы формирования дорожной сети в контексте регионального развития

    Автореферат
    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов»
  2. 12 Исследование российского рынка сыров

    Исследование
    80 Создание интегрированной логистической системы в сочинском транспортном узле для обеспечения реализации ФЦП «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта» на период до 2014 года
  3. Формирование организационно экономического механизма диверсификации промышленного комплекса на базе интегрированных производственных систем

    Документ
    Защита состоится « 23 » декабря 2010 года в часов на заседании диссертационного Совета Д 212.110.09 в ГОУ ВПО «МАТИ» - Российском государственном технологическом университете имени К.
  4. К. А. Соловейчик Кластерный подход как основа формирования производственных комплексов современной России

    Документ
    В современной экономике конкурируют производственные комплексы и системы, которые получили определение «промышленные кластеры». Промышленный кластер представляет собой форму производственного комплекса, состоящего из юридически независимых
  5. Интеграция субъектов транспортно-распределительной системы северных регионов россии (на примере Западной Якутии и Ямало-Ненецкого автономного округа)

    Автореферат
    кандидат экономических наук, главный научный сотрудник ОАО «Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка», начальник отдела логистики

Другие похожие документы..