Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
Наличие регистрации предприятия и других коммерческих структур, осуществляющих свою деятельность на его территории, в налоговых органах Калининградско...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 14 ноября 2006 в часов на заседании диссертационного совета К 212.216.04 при Самарском государственном педагогическом университете п...полностью>>
'Документ'
Социально-экономические положение российской молодой семьи требует повышения роли государства в создании нормальных условий для достижения уровня благ...полностью>>
'Реферат'
Концепция системы земельно-ипотечного кредитования подготовлена в соответствии с основными мероприятиями приоритетного национального проекта «Развити...полностью>>

Организационно экономические основы формирования складских комплексов в регионах россии

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Таблица 3

Расчет складских площадей класса А и В в Свердловской области

показатели

Категория склада

годы

2005

2006

Расчет грузопотоков, тыс. тонн

 

валовое производство в области

 

134 727

139 745

ввоз продукции из регионов РФ

 

42 045

45 070

вывоз продукции в регионы РФ

 

8 473

10 700

экспорт продукции из области

 

153 248

187 345

импорт продукции в область

 

85 732

97 644

груз, требующий хранения, всего тыс. тонн

 

262 504

282 459

в том числе:

 

нефте-химические продукты

спец. хранилища

9 188

9 039

машины и оборудование

склады А-D

22 838

24 574

товары народного потребления и

продовольствие

склады А-В

132 040

156 200

сырье и материалы

склады С-D

98 439

92 646

Расчет складских площадей, тыс. кв. м

всего складских площадей в наличии

 

700

750

в том числе:

А

38

60

 

 

В

140

165

C-D

522

525

необходимые складские площади класса А-В *

 

801

933

дефицит складских площадей класа А-В

 

623

708

* Расчет необходимых складских площадей класса А-В производится с учетом нормы нагрузки на 1 кв. м – 15 тыс. тонн и коэффициентом оборачиваемости 12

Как видно из результатов расчетов, приведенных в таблице 3, в Свердловской области необходимо увеличить объем складских площадей категории А и В в 4 раза и довести его до 933 тыс. кв. м. Это обусловлено увеличением объемов грузов, требующих хранения на складах класса А и В и имеющимся дефицитом на площади этого уровня - 708 тыс. кв. м.

В диссертационной работе разработаны теоретико-методические основы логистического анализа региона, позволяющие определить параметры наиболее востребованного для данной территории складского комплекса, соответствующего номенклатуре и объемам грузов, требующих складского хранения. Данная теоретико-методическая база представляет собой систему специальных знаний, инструментов и методических приемов, связанных с исследованием логистических операций, функций, цепей и систем, складывающихся в различных сферах экономики и географических границах под воздействием факторов объективного (глобального) и субъективного (регионального) характера.

Региональная среда представляет собой совокупность сложных адаптивных стохастических систем, которые можно сгруппировать в три основные системы: производящая, потребляющая и логистическая, их соединяющая и обслуживающая.

В диссертационной работе автором предложен поэтапный алгоритм исследования региональной среды с целью создания, а также модернизации складского предприятия, функционирующего на изучаемой территории. Поскольку логистическая система динамична, то все рассматриваемые факторы требуют постоянного контроля и учета. Эта специфика – зависимость от временного фактора – учитывалась автором при разработке и использовании алгоритмов, моделей и методов исследования среды функционирования и определения специализации и локализации складского комплекса.

В рамках данного исследования разработан цикличный алгоритм определения специализации хозяйствующей структуры складского типа (рис. 2). Это позволяет применять данную методику как для проектирования новых складских структур, так и для модернизации уже существующих.



Рис. 2. Алгоритм определения специализации складской

хозяйствующей структуры в регионе

Принятие решения о специализации складского комплекса основывается на базе информации, полученной во время исследования организационно-экономической среды региона. Этот этап является наиболее трудоемким и ответственным, поскольку от качества полученной информации будет зависеть эффективность принятия решения по специализации и локализации складского комплекса. Исследование организационно-экономической среды региона мы считаем необходимым рассмотреть более подробно (рис.3).

Исследование организационно-экономической среды деятельности складской структуры является основным этапом определения ее специализации. Предметом анализа являются материальные и сопутствующие им потоки среды деятельности складского комплекса, а также основные предприятия, предъявляющие спрос на складские услуги, и организации, их оказывающие.



Рис. 3. Схема исследования организационно-экономической

среды региона

Проведение логистического анализа организационно-экономической среды региона начинается с изучения географического положения региона и его социально-экономических характеристик. Географическое положение региона оказывает влияние на объемы и структуру грузопотоков, которые циркулируют внутри региона и проходят транзитом. Анализ социально-экономических факторов позволяет прогнозировать темпы развития логистической инфраструктуры региона, а также выявляет проблемные зоны в развитии логистической деятельности.

Важным элементом этого этапа является анализ транспортной инфраструктуры региона. Необходимо выявить все транспортные коммуникации, проходящие по территории региона, включая железнодорожные магистрали, подъездные пути, автомобильные трассы, водные пути сообщения, речные порты и аэропорты, провести анализ загруженности транспортных коммуникаций и мощности проходящих по ним грузопотоков для выявления имеющихся резервов транспорта с учетом тенденции роста товароматериальных потоков.

Далее проводится типология хозяйствующих субъектов региона. Для этого осуществляется анализ производственной структуры, выявляются основные отрасли, на которых специализируется регион, а также дополняющие производства. После этого разрабатывается карта территориального размещения производительных сил в исследуемом пространстве, устанавливаются зоны их концентрации, инфраструктура региона. Это позволяет проанализировать объемы и номенклатуру товароматериальных потоков, т.к. основой грузопотока региона является производственно-торговая деятельность хозяйственных структур.

Анализ материальных потоков осуществляется на полигоне доставки товаров от первичных поставщиков к конечному потребителю. Моделирование движения материального потока и его анализ позволяют выявить, насколько он рационален с точки зрения надежности и целесообразности участия в его формировании и продвижении отдельных логистических посредников. Уровень эффективности грузопотока может оцениваться числом прерываний на выполнение нетехнологичных перевозок и перевалок материальных ресурсов.

Другим важным фактором, влияющим на организацию складского комплекса, является такая характеристика товароматериального потока, как его поступление во времени. Анализ стабильности загруженности складского хозяйства региона, а также использования механизмов, подвижных транспортных средств, рабочих в логистических структурах, специализирующихся на складировании и грузопереработке, позволяет выявить количество их простоев, вызванных ожиданием поступления или отгрузки материальных ресурсов.

Своевременное, более регулярное, равномерно распределенное во времени и по объемам поступление товаров в логистические структуры и выход из них материальных ресурсов обусловливает более ритмичную, а следовательно, и более производительную работу рабочих бригад, механизмов, транспорта, более рациональное использование складских и производственных площадей и емкостей.

Проведенное исследование позволяет определить структуру грузопотоков, их направленность и грузонапряженность на различных направлениях грузо- и товародвижения, кроме того, выявить основных потребителей и поставщиков складских услуг.

Логистический анализ организационно-экономической среды региона позволяет выявить значимые факторы (положительные, отрицательные, ограничивающие), которые необходимо учесть при определении специализации и локализации складского комплекса и реализации проекта.

В диссертационном исследовании разработан коэффициент «развития» (Kre), отражающий прямую зависимость объема материального потока от факторов, увеличивающих интенсивность грузооборота, и обратную зависимость от факторов, способствующих снижению объема грузов. Коэффициент развития в совокупности учитывает влияние факторов, оказывающих разнонаправленное действие на объем грузопотока, требующего складской обработки.

,

где ke – коэффициенты, способствующие росту объемов грузов, проходящих через регион и требующих складской обработки; kd - коэффициенты, способствующие сокращению объемов грузов, проходящих через регион и требующих складской обработки.

Для определения концентрации складского комплекса в регионе необходим расчет регионального объема грузов (VR), требующего складской обработки в определенный момент времени:

,

где Qit - мощность потока i-го типа продукции, проходящего по транспортным путям региона в момент времени t и требующий складской обработки, рассчитывается по формуле:

,

где Bit – средний (базовый) объем продукции i-го типа, проходящий через регион, рассчитанный по ретроспективным данным;

Cit - коэффициент циклических колебаний объема потока продукции i- го типа;

Sit - коэффициент сезонных колебаний объема потока продукции i-го типа;

Tit- составляющая основного тренда развития отрасли/экономики;

Rit- коэффициент случайных колебаний объема потока продукции i-го типа;

Расчет среднего (базового) объема продукции i-го типа производится по формуле:

,

где Uitm – объем i-го товара, ввезенного в регион автомобильным транспортом;

Uitr – объем i-го товара, ввезенного в регион железнодорожным транспортом;

Uitw – объем i-го товара, ввезенного в регион водным транспортом;

Uitdp – объем i-го товара, произведенного внутри региона;

Знание регионального объема грузопотока, требующего складской обработки, позволяет определить объем необходимых складских площадей. Исходя из этого можно рассчитать необходимую оборачиваемость имеющихся складских площадей, или специализацию и объем строительства новых складских комплексов.

Основные параметры и структура склада зависят от структуры и объемов груза, который должен одновременно храниться на складе с учетом дополнительной площади, используемой для осуществления операций по обработке грузов.

На рис. 4 представлено распределение спроса на складские площади классов А и В по отраслям промышленности.

Рис. 4. Распределение отраслевого спроса на складские площади

класса А и В в 2006 году.

Проведенный в диссертации анализ показывает, что основными товарными группами, требующими хранения в складских комплексах высокой категории, являются продукты питания и комплектующие автомобильной отрасли. Спрос на складские площади в основном предъявляется логистическими операторами (30%), сетями розничной торговли (36%), производителями и импортерами промышленных товаров (34%).

Концепция организации складского комплекса должна быть направлена на интеграцию складского объекта в логистическую систему региона. При этом необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • экономической целесообразности создания складского комплекса в региональной логистической системе;

  • интеграции складского комплекса в хозяйственную систему региона;

  • устойчивости и адаптивности организационно-экономической деятельности складского комплекса.

Показатель экономической стабильности складского комплекса является интегральной оценкой его хозяйственной деятельности – организационно-технологической и экономической эффективности, конкурентоспособности, адаптивности и т.д. Аналитически экономическая стабильность (Е) складского объекта выражается следующим образом:

{[ opt ETсw = f (Xсw, Qcw)] < [орt ETw = f (Xw, Qw )]}

{[YТcw(Xсw, Qcw)→ opt] < [YТw(Xw, Qw )→ opt]},

где Т – параметр времени рассматриваемый период функционирования логистического объекта;

Xw, - характеристики - экономические (Хэ), технологические (Хт), социальные (Хс) и другие параметрические характеристики логистического объекта;

Qw — показатели работы складского комплекса - экономические (Qe), технологические (Qt), социальные (Qs) и другие показатели функционирования логистической системы;

Ew, Eсw — показатель организационно-экономической стабильности рассматриваемого и конкурирующего складского объекта;

Xсw, Qcw — параметрические характеристики и результирующие показатели конкурирующей системы соответственно;

Yw, Ycw— функция полезности клиентов, зависящая от (Xw), (Qw) или (Xсw), (Qcw)

Показатель организационно-экономической стабильности комплекса находится в интервале 0 ≤ Е ≤ 1. Данный интервал можно представить в виде шкалы, определяющей степень организационно экономической надежности (см. таб. 4).

Таблица 4

Интервальное деление показателя

организационно-экономической стабильности

от 0 до 0,2

недопустимо низкое значение

от 0,2 до 0,4

критическое значение

от 0,4 до 0,6

приемлемое, но низкое значение

от 0,6 до 0,8

высокое значение показателя

от 0,8 до 1

очень высокое значение

Рентабельность складского комплекса достигается при разработке индивидуального проекта под конкретных заказчиков, с четким определением функциональных задач и анализом переработки груза с учетом всех воздействующих факторов, что может обеспечить рентабельность при реализации проекта.

При разработке концепции складского комплекса нужно рассматривать его как коммерческий продукт, выводимый на рынок. Существование любого продукта на рынке ограничено по времени, и за этот интервал склад может находиться на разных ступенях жизненного цикла (рис. 5).

Рис. 5. Стадии жизненного цикла складского комплекса

Законы эволюции предопределяют поведение экономических структур - стремление фирм к совершенствованию логистических операций, поиску и использованию инновационных технологий – организационных, технологических, информационных и других. В условиях рыночной ситуации необходимо постоянно проводить анализ состояния товарных рынков, выявляя изменения потребностей потребителей складских площадей. Это необходимо для того, чтобы складской комплекс развивался по траектории экономического роста и оставался востребованным при изменении окружающей экономической среды.

В диссертационном исследовании сформулировано и обосновано, что складская система региона должна быть:

  • экономически эффективной; во-первых, способствовать организации более эффективных путей товародвижения в регионе, использовать совершенные методы грузообработки и хранения и, во-вторых, обеспечивать предложение всех видов функциональной специализации складских комплексов, необходимых для переработки региональных грузопотоков;

  • современной, т.е. динамично развивающейся, гибкой, адаптивной, постоянно совершенствующейся;

  • стабильной, с учетом вышеперечисленных свойств: быть устойчивой и иметь стабильные показатели деятельности, количественные и качественные – финансовые, бухгалтерские, мощности обработки грузопотока, оборот складских помещений, качество выполнения заказов и т.д.

В заключении диссертационного исследования сформулированы основные выводы и результаты проведенного исследования.

1. Анализ существующих типов складских объектов и их функциональной роли позволил выявить, что содержание понятия «склад» изменилось от сооружения для хранения материальных ценностей к эффективному инструменту обработки товара и управления материальным потоком в логистической цепи.

«Склад» сегодня – это сложное техническое сооружение, которое состоит из множества взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, накоплению, и распределению грузов между потребителями.

2. Проведенный автором анализ российского рынка складских комплексов показал, что он находится на стадии формирования, поэтому существует большое количество проблем развития данной сферы логистики: непланомерность строительства складских комплексов; отсутствие проработанной нормативной правовой базы и простого механизма оформления земельного участка к строительству; низкий уровень знаний по функциональной специализации логистических центров и возможностям реализации проектов; отсутствие достаточного практического опыта и др.

3. Поведенный в диссертационной работе анализ регионального развития складского сектора коммерческой недвижимости позволил автору выявить основные факторы, оказывающие отрицательное и положительное влияние (таб. 1).

4. Рассмотрен механизм развития региональной логистической системы с использованием схем государственно-частного партнерства. Взаимодействие логистического бизнеса и власти позволит сократить объем взаимных претензий и объединить финансовые и административные ресурсы для развития потенциала региона и страны.

Необходимо сформировать при поддержке государства национальную логистическую систему грузо-и товародвижения с разработкой единой принципиальной схемы размещения крупных складских комплексов и логистических транспортно-распределительных центров по всей России, что позволит избежать конкуренции между регионами за создание на их территории мультимодальных логистических центров и обеспечит развитие взаимовыгодных межрегиональных отношений.

5. Проведенный анализ структуры транспортной сети показал, что уровень ее развития в экономических районах страны неодинаков - обеспеченность путями сообщения отличается в десять и более раз. По структуре перевозок грузов можно выделить регионы, которые специализируются на продукции машиностроения и металлургии, на строительных грузах, минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсах, лесе, сельскохозяйственных грузах, товарах народного потребления.

При проектировании и строительстве складского хозяйства необходимо учитывать структуру грузо-и товарооборота и специфику транспортной системы регионов.

6. Анализ состояния и тенденций развития складской инфраструктуры в регионах позволяет сделать вывод, что на российском рынке складской недвижимости наблюдается значительный дефицит современных складских помещений, поэтому складской рынок называют рынком арендодателя (продавца), логистическая освоенность регионов неравномерна. Наиболее активное строительство складов ведется в Московском регионе и Санкт-Петербурге, в других регионах только начинается цивилизованное развитие рынка складской недвижимости. Освоение регионов складскими девелоперами начинается с городов «миллионщиков».

Для планомерного строительства складского хозяйства на территории России необходимо: оценить имеющиеся складские мощности, ввести общепризнанную классификацию, повысить уровень складского сегмента недвижимости на всей территории страны до уровня не ниже класса В.

7. Научный методический аппарат для проведения логистического анализа территории на предмет определения функциональной специализации и локализации складских структур разработан недостаточно. В диссертационном исследовании автором представлены организационно-экономические основы комплексного подхода к определению специализации и локализации складского комплекса с учетом регионального аспекта. Разработанный алгоритм определения специализации складской хозяйственной структуры позволяет применять его как для определения функциональной специализации при строительстве новых складских объектов, так и для модернизации уже существующих.

8. Принятие решения о специализации и структуре склада основывается на тщательном анализе и учете факторов, характеризующих среду функционирования проектируемого складского комплекса, и грузопотока (объемные, физико-химические, временные характеристики), проходящего через регион. Результаты комплексного исследования окружающей среды функционирования проектируемого складского комплекса позволят выявить набор актуальных альтернатив функциональной специализации и локализации складского комплекса.

9. В работе автором сформулированы основные принципы, при соблюдении которых складской комплекс будет функционировать эффективно:

  • экономической целесообразности вмешательства в логистическую систему региона,

  • интеграции складского предприятия в хозяйственную систему региона,

  • устойчивости и адаптивности созданной системы складского хозяйства.

Предложены ключевые характеристики эффективности работы склада, которые являются индикаторами возникновения проблемных участков на складе.

10. Автором предложена модель определения жизненного цикла складского комплекса. Складской комплекс функционирует в динамической системе, поэтому для организации эффективной работы он должен рассматриваться в качестве открытой динамической экономической системы. Эволюция экономических структур приводит к «волнообразной» траектории развития складского комплекса: новый склад возникает на рынке, достигает стадии зрелости, при отсутствии модернизации складского комплекса его актуальность и рентабельность начнет снижаться. Для того чтобы развиваться по вектору роста, складской комплекс необходимо постоянно трансформировать, чтобы он превращался в усовершенствованный/совершенно новый склад, продолжая находиться на стадии зрелости своего жизненного цикла.

11. Представленная в диссертационном исследовании методика использовалась при разработке «Концепции развития оптовой торговли непродовольственными товарами в городе Москве на 2005-2007 годы», а также при формировании и развитии логистического обеспечения товаропроводящей сети Государственного унитарного предприятия «Московского промышленно-торгового центра интеграции и развития» (ГУП МПТЦИР).

III. ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

  1. Контрактная логистика: российская действительность. – М. «Конъюнктура товарных рынков: маркетинг и логистика», 2006 г., №3., 0,4 п.л.

  2. Ни шагу без логистики. – М. «Российская торговля», 2007г., №1-2, 0,6 п.л.

  3. Региональные основы определения специализации складского предприятия. – М. «Конъюнктура товарных рынков: маркетинг и логистика», 2007г., №1, 0,8 п.л.

  4. Логистическое сопровождение регионального развития розничной торговли. – М. «Конъюнктура товарных рынков: маркетинг и логистика», 2007г., №1, 0,74 п.л.

  5. Контрактная логистика – индикатор развития рынка. – М. «Логистика», 2007г., №1, 0,3 п.л.

  6. Распределительный центр – логистическая основа регионального развития сетевой розничной торговли. – М. «Вестник ГУУ», 2007г., №4, 0,64 п.л.

  7. Какое нескладное складское хозяйство. – М. «Российская торговля», 2007г., №4, 0,4 п.л.

2



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Организационно-экономические основы формирования дорожной сети в контексте регионального развития

    Автореферат
    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов»
  2. 12 Исследование российского рынка сыров

    Исследование
    80 Создание интегрированной логистической системы в сочинском транспортном узле для обеспечения реализации ФЦП «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта» на период до 2014 года
  3. Формирование организационно экономического механизма диверсификации промышленного комплекса на базе интегрированных производственных систем

    Документ
    Защита состоится « 23 » декабря 2010 года в часов на заседании диссертационного Совета Д 212.110.09 в ГОУ ВПО «МАТИ» - Российском государственном технологическом университете имени К.
  4. К. А. Соловейчик Кластерный подход как основа формирования производственных комплексов современной России

    Документ
    В современной экономике конкурируют производственные комплексы и системы, которые получили определение «промышленные кластеры». Промышленный кластер представляет собой форму производственного комплекса, состоящего из юридически независимых
  5. Интеграция субъектов транспортно-распределительной системы северных регионов россии (на примере Западной Якутии и Ямало-Ненецкого автономного округа)

    Автореферат
    кандидат экономических наук, главный научный сотрудник ОАО «Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка», начальник отдела логистики

Другие похожие документы..