Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Обзор'
В 1 квартале 2010 года ОАО ВТБ Банк укрепил позиции на рынках кредитования клиентов, заняв 4-ую позицию по размеру кредитного портфеля юридических лиц...полностью>>
'Документ'
Дніпропетровськ – провідний фінансово-діловий центр Придніпров’я, лідер регіонального та вітчизняного розвитку, місто, яке мотивує городян на досягне...полностью>>
'Книга'
“Коучинг с помощью НЛП” — новая книга одного из основателей нейро-лингви-стического программирования, гения коммуникации, великого организатора науки...полностью>>
'Документ'
Для получения финансовых документов, счетов, счетов-фактур, договоров, актов выполненных работ и т. д. обращаться в бухгалтерию Фонда развития ВГТА, ...полностью>>

Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (78)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОВременный

русский язык

фонетика. лексикология

Учебно-методический комплекс дисциплины

Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2009

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина»

Современный

русский язык

фонетика. лексикология

Учебно-методический комплекс дисциплины

Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2009

ББК

Д

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
имени В.М. Шукшина

Научный редактор:

канд. филол. наук, доцент А.И. Акимова

Рецензент:

канд. филол. наук, доцент Т.Ф. Байрамова

Современный русский язык. Фонетика. Лексикология [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.В. Жукова; Бийский пед. гос. ун-т имени В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ имени В.М. Шукшина, 2009. – 131с.

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 050300.62. Филологическое образование.

 БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009.

 Сост.: Т.В. Жукова, 2009.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

I. Организационно-нормативные документы 4

1.1. Рабочая учебная программа 4

1.2. Модульная рабочая программа дисциплины 7

1.3. Карта ресурсов 9

II. Дидактические материалы 14

1. Лекционный курс 14

2. Система практических занятий ..29

3. Учебный словарь .49

III. Средства контроля 59

1. Рейтинг-контроль 59

1.1. Технологическая карта дисциплины ..59

1.2. Рейтинговая книжка студента .61

2. Контрольно-измерительные материалы 63

2.1. Система письменных работ .63

2.3. Тематика коллоквиумов ...69

3. Формы итогового контроля 71

3.1. Контрольная работа ..71

4. Содержание итоговых контрольных мероприятий ..76

4.1. Перечень вопросов для экзамена 77

4.2. Банк тестовых заданий .78

IY. Методические рекомендации .114

1. Методические рекомендации для преподавателей 114

2. Методические рекомендации для студентов ..116

3. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы .117

Y. Приложения ...118

1. Карта обеспечения дисциплины учебно-методической литературой .....118

2. Карта обеспечения дисциплины оборудованием.. .123

3. Учебно-методическая карта дисциплины ...124

4. Карта самостоятельной работы студента по дисциплине 128

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНАЦИЯ

Утверждаю:

Декан факультета

Л.И. Чиркова

«8» апреля 2009

1. Рабочая программа

Кафедра русского языка

Шифр и наименование

дисциплины 050300.62. Филологическое образование

ДПП.01. Современный русский литературный язык

Статус обязательная

Специальности

(направления) Филологическое образование

Формы обучения дневная, заочная

Объем дисциплины 108 ч.

Распределение по семестрам

Номер

семестра

Учебные занятия

Число

курсовых

проектов

(работ),

расчетных

заданий

Форма

итоговой

аттестации (зачет,

экзамен)

Общий объем

в том числе

Аудиторные

Самостоятельная

работа

всего

Из них

Лекции

Практич.

Лаборат.

5

108

54

18

36

54

-

Экзамен

Рабочая программа составлена на основании ГОС направлений и специальностей высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2005 года.

ДПП.03 Современный русский литературный язык. Фонетика. Лексикология.

Фонетика. Звуковые средства языка и аспекты их изучения. Система фонем русского языка. Акустические и артикуляционные характеристики гласных и согласных. Теории слогоделения. Модификация фонем в потоке речи. Позиционные и комбинаторные варианты фонем. Типы ударений и их функции. Интонация. Ритмико-организационная организация речевого потока. Лексикология. Лексика как открытая система. Лингвокультурная традиция и современность, внешние и внутренние заимствования. Антропоцентризм и системоцентризм в изучении лексических явлений. Системный характер лексики. Способы лексико-семантического варьирования слова. Виды лексической коннотации. Фразеология как проявление лингвокультурной общности носителей языка и языковой картины мира. Аспекты и приемы лексического анализа слова и текста в школьном курсе русского языка.

Разработчик: к.филол.н., доцент Т.В. Жукова

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

русского языка 3 февраля 2009 г.

Зам. заведующего кафедрой А.И. Акимова

Одобрена Ученым советом филологического факультета

«8» апреля 2009 Председатель Л.И. Чиркова

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель изучения курса: содействие становлению специальной профессиональной компетенции студента, получающего филологическое образование, путём обогащения базовой профессиональной компетенции предметным содержанием курса.

Задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:

  1. Формирование системы знаний о фонетике и лексикологии.

  2. Развитие умений соотносить знания по фонетике, лексике со знаниями по другим разделам учебной дисциплины.

  3. Формирование системы знаний о предмете фонетики и лексикологии, их основных единицах.

  4. Формирование знаний о системных отношениях фонетики и лексикологии.

  5. Развитие умений фонетического и лексического анализов, необходимых для практической деятельности учителя.

Виды профессиональной деятельности:

- учебно-воспитательная;

- социально-педагогическая;

- культурно-просветительная;

- научно-методическая;

- организационно-управленческая.

Выпускник, получивший квалификацию «Бакалавр. Филологическое образование», подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности в учреждениях среднего общего образования.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Студент, изучивший дисциплину, должен:

  • знать основные теоретические положения курса «Современный русский литературный язык: по разделам «Фонетика» и «Лексикология», терминологию, классификацию звуковых и лексических единиц, употребление их в речи;

  • уметь самостоятельно истолковывать явления языка; устанавливать связь между теорией и практикой, анализировать языковые факты;

  • владеть навыками фонетического, фонологического, лексико-стилистического анализа текста.

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ В РАЗРЕЗЕ МОДУЛЕЙ

п/п

Тематический план

Лекции

Практические

занятия,

семинары

Самостоятельная работа

Модуль 1. Звуковые средства языка и аспекты их изучения

Раздел 1. Акустико-артикуляционный аспект изучения звуковых единиц

1.

Предмет фонетики. Задачи фонетики как раздела языкознания. Общая, описательная, сопоставительная и историческая фонетика. Экспериментальные методы изучения фонетики. Фонетические единицы и основные аспекты их изучения. Сегментные и суперсегментные единицы.

1

2

1

2.

Фонетической транскрипции. Общие правила транскрипции. Правила транскрибирования гласных и согласных звуков. Транскрипция в объеме школьной программы по фонетике.

2

2

3.

Принципы артикуляционной характеристики звуков. Органы речи и их функционирование. Сравнительная характеристика гласных и согласных звуков. Характеристика гласных по степени подъема языка, по зоне образования и по наличию / отсутствию лабиализации.

1

1

4.

Характеристика согласных по участию в их образовании голоса и шума, по месту и способу образования, по наличию / отсутствию палатализации. Характеристика согласных звуков, предусматриваемая школьной программой.

1

1

5.

Общая характеристика фонетических процессов. Ассимиляция. Диссимиляция. Редукция. Аккомодация. Коартикуляция. Диэреза.

1

2

2

Раздел 2. Слог. Слогоделение

1.

Слог и слогораздел в русском языке. Экспираторная теория слога. Сонорная теория слога. Динамическая теория слога. Разновидности слогов. Закон открытого слога. Слогораздел. Законы слогоделения в современном русском языке. Вопрос о слоге и слогоразделе в школьной программе.

1

2

1

Раздел 3. Система фонем русского языка

1.

Функциональный аспект изучения звуковых единиц. Понятие фонемы. Конститутивные и переменные признаки фонем. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. Сигнификативная и перцептивная функции фонем. Архифонема. Гиперфонема.

1

1

2

2.

Фонологическая система русского литературного языка. Понятие сильной и слабой позиции согласной фонемы. Состав согласных фонем в современном русском языке. Понятие сильной и слабой позиции гласной фонемы Состав сильных и слабых гласных фонем в современном русском языке. Фонематическая транскрипция.

1

1

2

3.

Модификация фонем в потоке речи. Позиционные и комбинаторные варианты фонем.

1

1

2

4.

Основные фонологические концепции. Концепция фонемы Бодуэна де Куртенэ. Московская фонологическая школа. Ленинградская (С-Пб) фонологическая школа. Концепция Н.С.Трубецкова. Основные понятия.

1

2

Раздел 4. Суперсегментные единицы

Раздел 6. Интонация. Ритмико-интонационная организация речевого потока

1.

Ударение. Фонетическая природа ударения. Место ударения в слове. Клитики. Слабое ударение. Побочное ударение. Фразовое, тактовое и логическое ударение.

1

1

2

2.

Графика и орфография. Из истории русской графики. Слоговой принцип русской графики. Основные принципы орфографии.

1

3

3.

Школьный фонетический анализ в разных школьных учебниках.

3

4.

Интонация. Типы интонационных конструкций.

1

1

3

Количество недель изучения модуля____9_________

Вид итогового контроля по модулю: контрольная работа №1

Весовой коэффициент модуля - 0,5

Оценка за модуль по 100-балльной шкале____________

Модуль 2. Лексикология

Раздел 1. Лексика как открытая система языка

1.

Лексикология как наука. Ее место в ряду других наук о языке. Разделы лексикологии. Слово, его специфические признаки. Лексема и лексико-семантический вариант. Основные измерения слова: синтагматика, парадигматика, эпидигматика (Д.Н. Шмелев Лексическое значение слова).

1

1

2

2.

Понятие лексикографии, ее цели и задачи. Проблемы современной русской лексикографии. Основные понятия лексикографического описания: структура словаря, словник, словарная статья и ее структура, способы толкования ЛЗ слов, метаязык словаря. Типология словарей русского языка. Академические и учебные словари. Содержание и структура важнейших толковых словарей современного русского языка.

Основные аспектные словари русского языка.

1

1

2

3.

Пополнение лексико-фразеологической системы русского языка новыми единицами. Лексические новообразования и фразеологические инновации. Архаизация слов и фразеологизмов. Основные типы семантических изменений.

1

2

2

Раздел 2. Лингвокультурная традиция и современность, внешние и внутренние

Заимствования

1.

Исконная лексика; заимствованная лексика; старославянизмы. Экзотизмы, варваризмы, интернационализмы. Пути освоения заимствованной лексики. Источники заимствования.

1

2

2

2.

Лексика с точки зрения употребления. Общенародная лексика и ограниченная: диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, просторечие, термины.

5

Раздел 3. Системный характер лексики

1.

Парадигматические отношения в лексике. Лексико-семантические группировки слов. Понятие «семантического поля»: гипонимия как особый вид связи ЛСВ в семантическом поле.

1

2

2

2.

Синонимическая парадигма. Антонимическая парадигма слов. Употребление антонимов и синонимов в речи.

1

2

2

Раздел 4. Способы лексико-семантического варьирования слова

1.

Полисемия в современном русском языке. Семантическая структура слова. Явление полисемии как лексико-семантической вариантности, причины появления полисемии в языке. Понятие «первичного» и «вторичного» значения слова. Виды связи лексико-семантических вариантов слова.

1

2

2

Раздел 5. Виды лексической коннотации

1.

Функционально-стилевая характеристика лексики русского языка: понятие «функционального стиля»; межстилевая лексика; стилистически маркированная лексика. Компоненты коннотации.

1

2

3

Раздел 6. Фразеология как проявление лингвокультурной общности носителей языка

и языковой картины мира

1.

Предмет фразеологии, проблема определения фразеологической единицы (ФЕ), узкое и широкое понимание фразеологии; семантические и структурные типы фразеологизмов. Парадигматические отношения во фразеологии. Историческое формирование русской фразеологии.

1

2

2

Раздел 7. Аспекты и приемы лексического анализа слова и текста в школьном курсе

русского языка

1.

Лексико-стилистический анализ текста. Лексико-семантический анализ слова. Текстоцентрический анализ слова. Узуальное и окказиональное значение слова. Индивидуально-авторский перенос слова.

1

2

3

Количество недель изучения модуля____9_________

Вид итогового контроля по модулю: контрольная работа №2

Весовой коэффициент модуля - 0,5

Оценка за модуль по 100-балльной шкале____________

3. КАРТА РЕСУРСОВ



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (38)

    Учебно-методический комплекс
    С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (29)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (1)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Р.М. Беликова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (47)

    Учебно-методический комплекс
    Ш 58 Программирование [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Г.С. Шилинг; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (24)

    Учебно-методический комплекс
    П Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (67)

    Учебно-методический комплекс
    П Психология лиц с умственной отсталостью [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.

Другие похожие документы..