Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Ключевые понятия: Персонал. Структура персонала. Организационная структура. Функциональная структура. Штатная структура. Статистическая и аналитическ...полностью>>
'Документ'
Наименование объектов по пункту 2.1 Аттестационной заявки приведены ниже на данной странице. Нужные объекты копируются и вставляются в свободную стро...полностью>>
'Конкурс'
Сегодня образ банкира ассоциируется с состоятельным и очень солидным человеком. Конкурс на финансовые факультеты вузов высок, каждый год банковскую сп...полностью>>
'Документ'
Открытое акционерное общество «Российский банк развития» (далее - «Кредитор»), в лице заместителя директора Департамента кредитования Приваловой Елен...полностью>>

Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (78)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА

МОДУЛЬ 1. ЗВУКОВЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА И АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ

РАЗДЕЛ 1. Акустико-артикуляционный аспект изучения звуковых единиц

Тема 1: Фонетика как раздел науки о языке. Основные единицы фонетики

Основное содержание:

1. Предмет и задачи курса.

2. Основные единицы изучения.

3. Звук – основная единица фонетического уровня. Аспекты изучения звука.

4. Методы изучения фонетической стороны языка.

1.1. Язык – это главная семиотическая (знаковая) система, служащая для сохранения и передачи информации в процессе человеческого общения (коммуникации).

Звуковой уровень представляет собой низший уровень (первый в иерархической лестнице; простой в значении, неделимый на более мелкие составные). Его единицами (элементами) являются звуки. Отличительной чертой элементов звукового уровня является то, что они не имеют значения и используются для построения и различения материальных, звуковых, оболочек единиц высших уровней, т.е. семантических единиц.

2.1. Постоянство связи значения и звучания составляет непременное условие существования любой лингвистической единицы. Во всех случаях, когда разрушается звуковая оболочка, лингвистическая единица распадается. Различают линейные звуковые единицы – звуки и нелинейные – ударение, интонация. Например: 1) Сравните слово КУЛИНАР с бессмысленными сочетаниями звуков КУЛИНАР, КУЛИНОС, ЛИКУНАР, РАКУЛИН и т.п. 2) Сравните слова МУКА и МУКА.

3.1. Основными функциями звука являются образующая и опознавательная (по определению Л.Л. Буланина). Опознавание тесно связано с различением, например: ДОМ – ТОМ – РОМ и ДОМ – ГОМ – ФОМ.

Фонетика – это наука о звуковой стороне языка, о звуковом строе языка. Аспекты изучения звуков: артикуляционный, акустический и функциональный или собственно лингвистический.

3.2. В зависимости от материала и методов исследования фонетической стороны языка выделяются частная фонетика, общая фонетика, описательная фонетика, историческая фонетика, сравнительная фонетика и типологическая фонетика.

4. Основными методами фонетических исследований являются методы непосредственного наблюдения и самонаблюдения, инструментальные методы.

Фонетика связана с другими разделами языкознания, в первую очередь такими, как грамматика, лексика, орфоэпия. Предмет фонетики обуславливает связь медициной, биологией, педагогикой, физикой, социологией и др.

Тема 2: Членение потока речи. Фонетическая транскрипция

Основное содержание:

1. Принципы членения речевого потока.

2. Характеристика сегментных и суперсегментных единиц.

3. Правила фонетической транскрипции.

1. Речь представляет собой поток звуков, последовательность акустических сигналов. В процессе речи мы сегментируем поток речи на отдельные отрезки – сегменты, которые важны в определенной коммуникативной ситуации.

1.1. Фраза – с фонетической позиции – это отрезок речи, выделенный с помощью интонации определенного типа, фразового ударения и заключенный между длительными паузами, отделяющими данную фразу от соседних: Июль в этом году был похож на август. // Перепадали частые дожди, // и на березовых листьях появилась первая желтизна.// (К.И. Паустовский).

1.2. Речевой такт или синтагма – интонационно-смысловое единство, которое выражает в данном контексте и в данной ситуации одно понятие и может состоять из одного слова, группы слов и целого предложения: Нет ничего лучше / Невского проспекта, / по крайней мере в Петербурге, // для него / он составляет все (Н.В. Гоголь).

1.3. Фонетическое слово – это сегмент речевого потока, объединенный одним словесным ударением. Фонетическое слово может состоять из одной или нескольких лексических единиц: [Уж коли] зло пресечь, собрать все [книги бы] [да сжечь] (А.С. Грибоедов).

2. Основанием для выделения сегментных единиц служат смысловые связи – звук, слог, фонетическое слово, синтагма, фраза. Суперсегментные единицы «накладываются» на сегментные и объединяют их в единое целое – ударение, интонация.

2.1. Словесное ударение объединяет слоги в фонетические слова. Синтагматическое (тактовое) ударение и интонация объединяют фонетические слова в синтагмы (такты). Интонация и фразовое ударение способствуют объединению синтагм во фразы.

2.2. Слог – это и сегментная и суперсегментная единица. Слог как сегментная единица – это последовательность звуков, а как суперсегментная – это единство слогового и неслогового звуков (Г.М. Богомазов).

3. Фонетическая транскрипция – это точная запись звучащей речи с помощью специальных знаков. Основные принципы фонетической транскрипции:

1) Каждая буква обозначает звук.

2) Каждая буква обозначает только один звук.

3) Каждая буква обозначает всегда один и тот же звук.

Тема 3: Гласные и согласные звуки. Артикуляционная классификация гласных звуков. Артикуляционная классификация согласных звуков

Основное содержание:

1. Сопоставительная характеристика гласных и согласных звуков.

2. Устройство речевого аппарата.

3. Артикуляционная характеристика гласных звуков.

4. Артикуляционная характеристика согласных звуков.

Гласные и согласные звуки

ГЛАСНЫЕ

СОГЛАСНЫЕ

Артикуляция:

Голосовые связки

Работают

Работают при образовании сонорных [л, м, н, j, р] и шумных звонких [б, в, г, д, ж, з] и их мягких коррелятов.

Не работают при образовании шумных глухих [п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч] и мягких коррелятов.

Струя воздуха

Проходит через рот свободно, более слабая.

Преодолевает препятствия в ротовой полости или носовой, более сильная.

Мускульное напряжение

Относительно равномерно распределяется по всей речевой полости.

Локализуется в том месте, где возникает преграда.

Рот

Раскрывается шире – произношение громче.

Теснее сближены органы рта – громче звук.

Источник звука

Колебания голосовых связок образуют тон. Звуки, энергоемкие, воспринимаются как громкие.

Колебание голосовых связок и преграды образуют тон и шум. Звуки, менее энергоемкие, воспринимаются как менее громкие.

Акустика

Различий меньше, т.к. присутствие голоса/шума во всех (почти) звуках объединяет их в последовательность по нарастанию гласности от [п] до [а].

Функциональность

Роль в слоге

Образуют вершину слога, слоговые звуки.

Входят в состав слога, неслоговые звуки.

Сочетаемость

Как первый компонент сочетания допускает после себя любой звук.

Очень ограничены в сочетаемости с последующими звуками.

Ответственность

Преимущественно за грамматические значения → значительная вариативность.

Преимущественно за лексическое значение → устойчивость в потоке речи.

Артикуляционная классификация гласных звуков

Подъем

Ряд

Передний

Передне-средний

Средний

Средне-задний

Задний

Верхний

И

Ÿ

Ы

У

Верхне-средний

Э″

Ö

Средний

Э

О

Средне-нижний

Ä

Нижний

А

Артикуляционная классификация согласных звуков

Место

образ-я

Способ

образ-я

взрывн.

щелевые

носовые

боковые

аффрик.

вибрант

губно-

губные

б-б’

п-п’

м-м’

губно-

зубные

в-в’

ф-ф’

передне-

небные

ш-щ’

ж-ж’

ч’-д’ж’

р-р’

передне-

зубные

д-д’

т-т’

з-з’

с-с’

н-н’

л-л’

ц-дз

средне-

небные

г’-к’

й’-ј’

х’

задне-

небные

г-к

х

РАЗДЕЛ 2. ТЕОРИИ СЛОГОДЕЛЕНИЯ

Тема: Слог. Принципы слогоделения в русском языке

Основное содержание:

Проблема слога сводится в основном к двум вопросам:

1. Фонетическая природа слога.

2. Принципы слогоделения.

1.1. Слог – это минимальная произносительная единица речи, характеризующаяся максимальной слитностью своих компонентов. Слог состоит из слогообразующего элемента – гласного звука и из неслогообразующего – согласного звука.

1.2. По отношению к ударению слоги делятся на ударные и безударные. По начальному звуку слоги делятся на неприкрытые, полуприкрытые и прикрытые. По конечному звуку слоги делятся на открытые, полуоткрытые и закрытые.

2. Слогораздел – это реальная или потенциальная граница слога.

Принципы слогоделения в русском языке:

  1. Сочетания шумных между гласными относится к следующему слогу:

ла – пта, па – ста

  1. Сочетания шумных с сонорными также относятся к следующему слогу:

о – кно, па – трон

  1. Сочетание сонорных между гласными относится к следующему слогу:

во – лна, у – по – рно. *Возможен слогораздел и между сонорными: кар – ма, вол – на.

  1. При сочетании сонорных с шумными слогораздел проходит между членами сочетания: дол – го, вам – пир.

  2. В сочетании с [j] в качестве первого элемента [j] всегда отходит к предшествующему слогу: вой – на, май – ка.

  3. *Сочетания [рж] и [рш] относятся к предыдущему слогу в связи родственностью артикуляции [р] и [ж – ш]: горш – ки.

2.2. Слогораздел в русском языке осложняется морфемными, морфологическими и графическими ассоциациями.

РАЗДЕЛ 3. СИСТЕМА ФОНЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (38)

    Учебно-методический комплекс
    С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (29)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (1)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Р.М. Беликова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (47)

    Учебно-методический комплекс
    Ш 58 Программирование [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Г.С. Шилинг; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (24)

    Учебно-методический комплекс
    П Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (67)

    Учебно-методический комплекс
    П Психология лиц с умственной отсталостью [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.

Другие похожие документы..