Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
основные концепции и направления; общая характеристика патристики. Аврелий Августин; религиозно-философская доктрина Фомы Аквинского; философия эпохи...полностью>>
'Документ'
Деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направлена на достижение следующих стратегических...полностью>>
'Документ'
Глава І. Зародження соціал-демократичних організацій в Лівобережній частині Києва /Дарниця і Сло­бідки/ і їх боротьба проти царизму. / початок XX ст....полностью>>
'Доклад'
Публичный доклад отражает состояние дел в городском Дворце детского и юношеского творчества и результаты его деятельности за 2010-2011 год. В подгото...полностью>>

Программа государственного экзамена часть I. общая психология

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Экзистенциальная ориентация. Тенденции к самоактуализации и самореализации как движущая сила развития личности в теориях А. Маслоу и Г. Олпорта. Тенденция к поиску смысла жизни и самосозиданию как движущая сила развития личности в рамках деятельностного подхода ( А.Н. Леонтьев. С.Л. Рубинштейн).

Периодизация развития личности

Гетерохронность развития человека. Противоречия в развитии человека как организма, индивида и личности. Биологическая, психологическая и социальная зрелость. Понятие жизненного пути (Б.Г. Ананьев).

Когнитивисткая ориентация в периодизации развития личности. Развитие личности как субъекта нравственного действия (Ж. Пиаже, Л. Колберг).

Психодинамическая ориентация. Представление об этапах психосексуального развития ребенка в психоанализе З. Фрейда. Эпигенетическая периодизация развития личности (Э. Эриксон).

Периодизация развития индивида по критерию ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Социально-психологический подход к периодизации развития личности.

Личность и индивидуальность

Понятие индивидуальности. Индивидуальное и всеобщее. Продуктивные и инструментальные проявления индивидуальности. Подходы к изучению индивидуального характера. Постановка проблемы характера в психоанализе 3. Фрейда. Опыт характерологии К.Г. Юнга: понятие об экстраверсии и интроверсии.

Клинический подход к изучению индивидуального характера. Акцентуированная черта как основа классификации характеров в концепции К. Леонгарда. Типология характеров в работах П.Б. Ганнушкина и А.Е. Личко.

Аналитический подход к типологии характеров (А. Ф. Лазурского). Характер и темперамент.

Мотивация личности

Понятие о направленности личности и мотивации деятельности. Основные формы направленности: влечение, желание, стремление, интересы, идеалы, убеждения. Понятие о мотиве. Проблема мотивации деятельности человека. Понятие о потребности. Цель деятельности. Основные характеристики мотивационной сферы человека: широта, гибкость, иерархизированность.

Психологические теории мотивации. Проблема мотивации в работах античных философов. Иррационализм. Теория автомата. Роль эволюционной теории Ч. Дарвина в развитии проблемы мотивации поведения человека. Теории инстинктов. Теория биологических потребностей человека. Поведенческая теория мотивации и теория высшей нервной деятельности. Классификация человеческих потребностей но А. Маслоу. Мотивационные концепции второй половины XX в. Теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека А. Н. Леонтьева.

Основные закономерности развития мотивационной сферы. Механизмы развития мотивов по А. Н. Леонтьеву. Основные этапы формирования мотивационной сферы у детей. Особенности первых интересов детей. Особенности формирования мотивационной сферы в дошкольном и школьном возрасте. Роль игры в формировании мотивационной сферы.

Мотивированное поведение как характеристика личности. Мотивация достижения и избегания. Уровень притязаний и самооценка. Особенности проявления мотивов аффилиании и власти. Мотив отвержеиия. Просоциальное поведение. Агрессия и мотив агрессивности. Типы агрессивных действий по А. Бандуре. Тенденции к агрессии и тенденции к подавлению агрессии.

а) основная

  1. Андреева Г.М. Психология социального познания; учеб. пособие для студентов высших учебных заведений – издание второе переработанное дополненное – М.: Аспект Пресс,2000о – 288 с.

  2. Анцыферова Л.И. личность в динамике: некоторые итоги исследования// Психологический журнал. – 1992 - №5 – с. 12-25

  3. Бодалева А.А. Восприятие и понимание человека человеком – М., 1982 – 396 с. (?)

  4. Столин В.В, Самосознание личности – М.: МГУ, 1983-445 с.

  5. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно содержательная характеристика процесса развития личности – М.: Флинта, 1999 – 670 с.

  6. Эриксон Э. Проблемы психологии личности – М., 1982 – 398 с

  7. Юм Д. Трактат о человеческой природе – М.: Канон, 1995 – 300 с

  8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2005.

б) дополнительная

Абульханова – Славская К.А. Стратегия человеческой жизни. – М.: 1991. – 155с.

Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. – М.: Прогресс, 1986.

Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. – М.: Наука, 1990.

Божович Л.И. Развитие воли в онтогенезе // Избранные психологические труды. – М.: Междунар. пед. академ., 1995.

Бочарова С.П. Психология и память. Теория и практика для обучения и работы. – Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007.

Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. – М.: ИП РАН,1994.

Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. – СПб.: Речь, 2006.

Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.: МГУ, 1976.

Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. – М.: Ин-т практической психологии, НПО, 1998.

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

Джемс У. Психология. – М.: Педагогика, 1991.

Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 1999.

Ждан А.Н. История психологии от античности до современности. – М.: Форум, 2000.

Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание / Под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

Кон И.С. Открытие «Я». – М.: Политиздат, 1978. – 191с.

Кон И.С. Психология юношевского возраста. – М.: Просвещение, 1979. –161с.

Лейбин В.М. Классический психоанализ: история, теория, практика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2001.

Леонгард К. Акцентуированные личности. – К.: Виша школа, 1989.

Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000.

Логвиненко А.Д. Психология восприятия. – М.: МГУ, 1990.

Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М.: МГУ, 1968.

Маслоу А. Мотивация и личность. – Спб.: Питер, 1999.

Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. Ред. М.В.Гамезо. – М.: Ось-89, 2008.

Панферов В.Н. Психология человека. – Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х т. Ростов-на-Дону, Феникс, 1996.

Психология / По ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект: Проспектъ-Н, 1999.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. – М.: Школа-Пресс, 1995.

Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл, 1997.

Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М.: Тривола, 1996.

Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990.

Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: Наука,1991.

Фрейджер Р., Фейдимен Д. Большая книга психологии. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.

Фромм Э. Гуманистический психоанализ. – СПб.: Питер, 2002.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.1-2. – М.: Педагогика,1986.

Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – М: Поиск, 1997.

Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М.: Изд. корпорация «Логос», 1994.

Шиффман Х. Р. Ощущение и восприятие. – СПб.: Питер, 2003.

Юнг К.Г. Человек и его символы. – М.: Серебряные нити, 1997.

Монографии

Аверин В.А. Психология личности. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.

Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. – СПб.: ДНК, 2000.

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2002.

Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, ИЦ Академия, 2002.

Блонский П.П. Память и мышление. – СПб.: Питер, 2001.

Брунер Дж. Психология познания. – М.: Прогресс, 1977.

Веккер Л.М. Психика и реальность. – М.: Смысл, 1999.

Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М.: Изд-во МГУ, 1982.

Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М.: МГУ, 1991.

Иванников В.А. Основы психологии (Курс лекций). – СПб.: Питер, 2010.

Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999.

Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2000.

Кречмер Э. Строение тела и характер. – М.: Педагогика-Пресс, 1995.

Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М.-Воронеж: Модек, 1996.

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.: Римис, 2008.

Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М.: Прогресс, 1982.

Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранные психологические труды./Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Хрестоматии

Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2004.

Общая психология. Тексты. Т.1. Введение / Отв. ред. В.В. Петухов. – М.: УМК «Психология», Московский психолого-социальный институт, 2004.

Общая психология. Тексты. Т.2. Субъект деятельности Кн.1, 2, 3 / Отв. ред. В.В. Петухов. – М.: УМК «Психология», Московский психолого-социальный институт, 2004.

Общая психология. Тексты. Т.3. Субъект познания. Кн.1, 2 / Отв. ред. В.В. Петухов. – М.: УМК «Психология», Московский психолого-социальный институт, 2004.

Познавательные психические процессы / Сост. и общая редакция А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2001.

Психические состояния / Сост. и общ. редакция Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001. (Серия «Хрестоматия по психологии»).

Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. – М.: «Черо», 2002.

Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000.

Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. редакция Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001. (Серия «Хрестоматия по психологии»).

Психология личности. Хрестоматия по психологии личности. / Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. Т.1,2. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2004.

Психология мышления. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М.: Изд-во Московского университета, 1981.

Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. – М.: «Черо», 2002.

Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: «Черо», 2002.

Психология сознания / Сост. и общ. редакция Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001.

Теории личности в западно-европейской и американской психологии. / Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. – Т.1. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 1996.

Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. – М.: Российское психологическое общество, 1999.

Словари

Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.

Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.

Психология: словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. –Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

часть IV. психология развития и возрастная психология

Раздел 1. Введение в психологию развития

Детерминанты психического развития ребенка. Соотношение обучения и развития

Психическое развитие. Формы проявления развития: филогенез; онтогенез. Принципы развития: принцип устойчивого динамического неравновесия, как источник развития системы; принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению (наследственность, изменчивость), как условие развития системы; принцип дифференциации и интеграции, выступающий критерием развития структуры; принцип цельности, как критерий развития функции. Основные закономерности психического развития: неравномерность и гетерохронность, неустойчивость, сенситивные периоды, куммулятивность, дивергенция и конвергенция (Л.С. Выготский).

Предпосылки психического развития. Генотипические особенности, прирожденное свойство организма и процессы созревания как предпосылки психического развития. Созревание и развитие.

Факторы психического развития: наследственность, среда, активность.

Передача информации через генный аппарат. Генотип. Фенотип. Соотношение задатков и способностей в развитии.

Социальное наследование. Социокультурный фон развития. Влияние образования на развитие. Влияние стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей. Проблема созревания и развития, обучения и развития. Теория культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского. Учение об историческом возникновении сознания. Учение о системном строении сознания. Понятие психических функций. Закон развития высших психических функций. Проблема обучения и развития в трудах Л.С. Выготского. Развитие как результат усвоения общественно-исторического опыта. Понятие «зоны ближайшего развития», его теоретическое и практическое значение.

Принцип активности. Принцип реактивности. Физическая и психическая активность. Проявления активности: в поисковой активности, в поисковой деятельности, в воле. Активность как системообразующий фактор, который связывает наследственность и среду. Роль деятельности в психическом развитии ребенка (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Понятие ведущей деятельности (А Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В.Запорожец). Психическая деятельность как продукт интериоризации внешней предметной деятельности субъекта (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец).

Проблема движущих сил психического развития ребенка. Противоречие, гармония и конфликт как формы проявления противоположных начал в процессе психического развития.

Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития

Проблема возраста в психологии. Житейское, социальное и научное понимание возраста. Хронологический, биологический, социальный и психологический возраст. Понимание психологического возраста как объективной категории. Основные структурные компоненты психологического возраста.

Различные точки зрения на процесс развития: непрерывная и дискретная. Стадиальность процесса развития. Выделение эпох, периодов и фаз в развитии. Периодизация возрастного развития. Критерии периодизации. Кризисы и стабильные периоды. Уровни психического развития. Индивидуальные особенности психического развития. Проблема акселерации.

Развитие отечественной возрастной психологии. Проблема возраста и возрастной периодизации в работах Л.С. Выготского. Проблема соотношения обучения и развития в работах Л.С. Выготского. Концепция Д.Б. Эльконина. Учение о ведущем виде деятельности. Учение Л.И. Божович о социальной ситуации развития. Проблема периодизации психического развития Д.Б. Эльконина. Периодизация А.В. Петровского: теория персонализации.

Обзор зарубежных теорий периодизации. Периодизация З.Фрейда: стадии психосексуального развития. Основные понятия психосоциального развития по Э. Эриксону: жизненные кризисы личности и периоды личностного развития. Ж.Пиаже: стадии развития интеллекта.

Персоногенетический подход (А. Маслоу, К. Роджерс). Экологическая модель развития. Современный этап в развитии возрастной психологии.

Современные исследования в области возрастной психологии.

Раздел 2. Особенности психического развития на различных возрастных этапах

Психологические особенности раннего возраста.

Границы раннего возраста. Специфика социальной ситуации развития в раннем возрасте. Предметно – манипулятивная деятельность как ведущая деятельность в раннем возрасте. Новообразования раннего возраста: речь как основное новообразование; развитие наглядно-действенного мышления; особенности восприятия; непроизвольность запоминания и появление воспоминания; начальные формы развития личности ребенка раннего возраста; представления о себе как о субъекте деятельности. Кризис 3-х лет: симптомы. Предпосылки возникновения игровой деятельности. Сюжетно – отобразительная деятельность.

Развитие психики в дошкольном возрасте

Границы дошкольного возраста. Специфика социальной ситуации развития. Игровая деятельность как ведущая деятельность в дошкольном возрасте: генезис, структура, социальная природа.

Наглядно-образное мышление как новообразование в дошкольном возрасте. Усвоение сенсорных эталонов и становление перцептивных действий. Память как центральная психическая функция в дошкольном возрасте. Развитие личности дошкольника: обобщение переживаний и интеллектуализация аффективной сферы. Развитие социальных эмоций. Возникновение соподчинения мотивов, произвольного поведения, личного сознания. Нравственное развитие дошкольника. Кризис 7-лет. Проблема готовности к школьному обучению.

Младший школьный возраст

Границы возраста. Специфика социальной ситуации развития. Ведущий тип деятельности. Строение и закономерности формирования учебной деятельности. Развитие мотивов учения.

Основные новообразования младшего школьного возраста: произвольность психических процессов; теоретическое мышление; рефлексия, планирование; особенности эмоционально-волевой регуляции. Обобщенность эмоциональных переживаний. Развитие форм общения со сверстниками.

Психологические особенности подростка

Границы возраста. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте. Интимно-личностное общение как ведущий тип деятельности в подростковом возрасте. Чувство взрослости как центральное психологическое новообразование. Социально-моральное и интеллектуальное взросление. Условия возникновения чувства взрослости. Девиантное поведение подростка. Виды девиантного поведения. Проблема «кризиса» подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии. Нравственное развитие. Особенности развития самосознания в подростковом возрасте. Становление системы ценностных ориентаций.

Психология юношеского возраста

Проблема перехода от подросткового к юношескому возрасту в отечественной и зарубежной психологии. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода. Проблема акселерации. Проблема ведущей деятельности. Профессиональная направленность как ведущее новообразование юношеского возраста. Психологические особенности выбора профессии. Учебная деятельность в юношеском возрасте. Роль общественного труда в формировании личности юноши и девушки. Развитие потребности в общественной жизни и формы участия юношества в общественных организациях. Индивидуальные различия в темпах и характере физического, умственного и социального развития. Психологический склад юноши и девушки, общие и отличительные черты. Любовь в юношеском возрасте. Развитие самосознания и образа «Я». Оценка юноши коллективом и его самооценка. Юношеские дневники и их значение. Мотивы и ценностные ориентации. Особенности эмоциональной жизни. Мечты и идеалы в юношеском возрасте. Формирование эстетических чувств и вкусов. Формирование воли. Развитие творческой активности как выражение потребности самовыражения.

Особенности мышления и условия его воспитания. Пути разви­тия научного мировоззрения. Формирование научных и эстетических убеждений, социальных и эстетических норм.

Психология зрелого возраста

Общие условия перехода к зрелости. Социальное значение периода зрелости. Общественно-полезный труд как ведущая деятельность зрелого возраста. Особенности познавательной деятельности в период зрелости. Особенности развития психических процессов. Возможности обучения в период зрелости. Критика понимания зрелости как «психической окаменелости». Формы и методы обучения взрослого. Особенности социальной активности в период зрелости. Формы участия в общественной жизни. Типы коллективов взрослых: семья, производственные коллективы и пр. Значение собственной активности в профессиональной деятельности для развития человека как личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Индивидуальные и половые различия в характере физического, умственного и социального развития. Периодизация периода зрелости. Проблема кризиса зрелого возраста.

Период старения и старости

Биологические и социальные критерии и факторы старения. Историческая изменчивость социальной оценки старения и старости. Периодизация старения. Психические изменения в старости и роль психологического фактора в процессе старения. Профилактика старения. Проблема трудовой деятельности в старости, ее возможности и значение для сохранения нормальной жизнедеятельности и долголетия. Значение общественных интересов в формировании деятельной старости. Влияние истории жизненного пути личности на процесс старения. Критика теории инволюции. Компенсаторные механизмы в период старения. Проблема долголетия и жизнеспособности. Факторы долголетия. Старость как социальная проблема.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа государственного экзамена по психологии (для специальности 030301 Психология)

    Программа
    Программа государственного экзамена по психологии (для специальности 030301 – Психология) / Под общ. ред. М.В. Нуховой. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. – 61с.
  2. Программа государственного экзамена для специальности 030301 «Психология»

    Программа
    Психология как наука, ее предмет и объект. Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Сознание и бессознательное.
  3. Программа государственного экзамена для специальности 030301 «Психология» сокращенная программа обучения (второе высшее)

    Программа
    Психология как наука, ее предмет и объект. Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Сознание и бессознательное.
  4. Программа государственного экзамена по педагогике и психологии воспитания направление

    Программа
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 050700.68 Педагогика при очной форме обучения - 6 лет.
  5. Программа государственного экзамена по уголовному праву для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения

    Программа
    Программа государственного экзамена по уголовному праву для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебными планами

Другие похожие документы..