Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Развивающая: совершенствовать навыки преобразования полученной информации, умения использовать полученные знания в различных учебных и жизненных ситуа...полностью>>
'Документ'
История Кремля тесно связана с историей Москвы, да и не только Москвы, но и Русского государства в целом. Как утверждает древнейший памятник летописан...полностью>>
'Документ'
В НИИЖБе в последние годы разрабатывается современная технология изготовления и применения в строительстве энергоэффективных конструкций новой разнов...полностью>>
'Документ'
По данным регистрации заболеваемости в России каждый десятый взрослый житель страдает тем или иным заболеванием органов пищеварения. В некоторых реги...полностью>>

Как и в предшествующем отчетном периоде, все 78 региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза представили отчеты о правозащитной работе по форме №4-пи

Главная > Публичный отчет
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Приложение

к постановлению Исполкома Профсоюза

от 15 июня 2011 г. № 6-3

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

О ПРАВОЗАЩИТНОЙ РАБОТЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ЗА 2010 ГОД

  1. I. Общие положения

В 2010 году, как и в предшествующем отчетном периоде, все 78 региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза представили отчеты о правозащитной работе по форме № 4-ПИ.

С учетом динамики последних пяти лет это подтверждает сложившуюся устойчивую тенденцию по укреплению исполнительской дисциплины (сводный отчет о правозащитной работе и информация о представлении отчетов приводятся соответственно в приложениях №№ 1 и 2 к аналитической информации).

Пояснительные записки к отчету не представили четыре региональные организации Профсоюза: Ингушская республиканская, Камчатская краевая, Калининградская и Магаданская областные.

Дополнительные материалы к отчету (судебные решения, письма, обращения, проекты нормативных правовых актов, представления правовой инспекции труда и др.) направили всего семь региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза – Калмыцкая и Татарская республиканские, Краснодарская и Ставропольская краевые, Архангельская, Владимирская и Рязанская областные.

Отчеты некоторых организаций Профсоюза по-прежнему содержат неполную информацию. Так, не ведется учет и не указывается в отчете экономическая эффективность правозащитной работы в Кабардино-Балкарской, Ингушской и Якутской республиканских, Сахалинской областной и Московской городской организациях Профсоюза. Кроме того, в отчетах отсутствуют и некоторые другие показатели, которые вообще не реализуются (как правило, в тех организациях, в которых отсутствуют штатные правовые инспекторы труда, юристы и которые до настоящего времени не представили в правовой отдел аппарата Профсоюза информацию о создании правовой инспекции труда – Ингушская, Кабардино-Балкарская и Якутская республиканские, Камчатская краевая, Еврейская, Магаданская и Сахалинская областные организации Профсоюза).

Как и в прошлые годы, во многих отчетах данные, представленные в отчете за предшествующий период, не совпадают с данными, содержащимися в отчетах за 2009 год, в связи с чем возникает необходимость в исключении данной позиции из отчета как не обеспечивающей достоверной информации.

В аналитической информации о правозащитной работе территориальных организаций Профсоюза за 2009 г., а также в письмах ЦК Профсоюза от 3 декабря 2009 г. № 288 и ЦС Профсоюза от 23 ноября 2010 г. № 293/243 отмечались и направлялись для использования в работе пояснительные записки ряда территориальных организаций Профсоюза, содержание которых соответствует требованиями Методических рекомендаций по заполнению и представлению территориальными организациями Профсоюза отчета о правозащитной работе.

В этой связи следует отметить, что по сравнению с предыдущими годами в отчетном году качество пояснительных записок организаций Профсоюза, т.е. содержательное их наполнение и надлежащее структурирование, значительно улучшилось – Астраханская, Брянская, Владимирская, Иркутская, Калужская, Костромская, Оренбургская, Саратовская областные организации Профсоюза и др.

При этом наиболее полные и качественные пояснительные записки к отчету представлены Башкирской, Калмыцкой и Чувашской республиканскими; Забайкальской, Краснодарской, Красноярской и Ставропольской краевыми; Архангельской, Воронежской, Кировской, Московской, Липецкой, Ростовской, Свердловской, Томской областными и Тюменской межрегиональной организациями Профсоюза.

Однако приходится отметить, что комментарии к статистической форме отчета в пояснительных записках еще многих организаций Профсоюза не содержат необходимую информацию по показателям отчета, а также поясняющие примеры (Карельская и Коми республиканские, Московская городская, Пензенская областная, территориальная организация г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области и др.).

Наряду с этим, пояснительные записки к отчету о правозащитной работе за 2010 год некоторых организаций Профсоюза в части разъяснений по проведенным проверкам дублируют информацию, которая уже представлена в пояснительных записках к отчетам о проведении ОТП-2010. Кроме того, является необоснованным включение в пояснительные записки полных текстов судебных решений, предложений к проектам федеральных законов и другой информации, которую необходимо прилагать к отчетам в виде дополнительных материалов.

Учитывая, что содержание пояснительной записки к отчету во многом определяет объективность и правильность оценки в целом правозащитной деятельности организации Профсоюза за год, всем территориальным организациям Профсоюза в дальнейшем необходимо обеспечить их надлежащие полноту, качество и достоверность.

II. Количественные и качественные показатели по основным направлениям правозащитной деятельности

Правозащитная деятельность территориальных правовых инспекций труда, правовых служб осуществлялась за отчетный период по следующим основным направлениям:

- осуществление профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства во взаимодействии с федеральной инспекцией труда, органами управления в сфере образования, органами прокуратуры, другими органами, осуществляющими надзорные и контрольные функции, органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами по труду и охране труда;

- досудебная и судебная защита социально-трудовых и иных прав и профессиональных интересов работников образования;

- оказание бесплатной юридической помощи по вопросам применения нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при разрешении индивидуальных трудовых споров и самозащите трудовых прав и социальных гарантий, а также консультирование членов Профсоюза;

- правовое обеспечение договорного регулирования социально-трудовых отношений в рамках социального партнерства;

- участие в нормотворческой деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- информационно-методическая и просветительная работа по правовым вопросам;

- проведение обучающих семинаров с профсоюзным активом, представителями работодателей, органов управления в сфере образования и др.

Количество правовых инспекторов труда, штатных юристов территориальных организаций Профсоюза в субъектах РФ в 2010 году составило 85 человек (в 2009 году – 86 человек). По данным отчетов о правозащитной работе территориальных организаций Профсоюза за 2010 год, общее количество штатных правовых инспекторов труда и юристов в других территориальных организациях Профсоюза (районные, городские и другие на уровне муниципальных образований) составило 49 человек. Из них 41 человек – правовые инспекторы труда, 8 человек – юристы в аппаратах районных, городских и других территориальных (местных) организаций Профсоюза (в 2009 году этот показатель составил – 44 и 9 человек соответственно).

Однако, к сожалению, по-прежнему в пояснительных записках к отчету, как правило, не отражается необходимая и полная информация о штатных правовых инспекторах труда и юристах в аппаратах территориальных (региональных и местных) организаций Профсоюза, а также допускаются ошибки при фиксации их количества с учетом различных наименований должностей.

В связи с этим необходимо вновь обратить внимание на правильность и точность заполнения этих позиций, которые должны указывать только на тех лиц, которые реально занимают штатные должности правовых инспекторов труда или юристов в аппаратах территориальных профсоюзных организаций (по основному месту работы на полную или неполную ставку либо по совместительству).

Как свидетельствуют отчетные данные, которые показывают общий рост количества внештатных правовых инспекторов труда, этот институт общественной правовой защиты в целом продолжает укрепляться и развиваться. В 2010 году количество внештатных правовых инспекторов труда увеличилось на 7% и составило 3107 человек (в 2009 г. – 2894 человека), что позволяет подтвердить в целом вывод о кадровом укреплении состава территориальных правовых инспекций труда общественными правовыми инспекторами труда.

Как это уже установилось, внештатными правовыми инспекторами труда являются: председатели районных и городских профсоюзных организаций; специалисты по кадровой работе и другие специалисты муниципальных органов управления в сфере образования, в ведении которых находятся вопросы работы с кадрами; руководящие работники образовательных учреждений; педагогические работники; специалисты по кадровой работе; другие специалисты образовательных учреждений.

Ряд территориальных правовых инспекций труда значительно укрепились в 2010 г. путем увеличения количества внештатных правовых инспекторов труда: Архангельская, Вологодская, Свердловская, Ивановская, Московская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Саратовская областные, территориальная организация г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также Пермская и Приморская краевые организации Профсоюза, что свидетельствует о целенаправленной работе в этом направлении, а также об оценке и значимости деятельности общественных правовых инспекторов труда.

Вместе с тем, приходится констатировать, что некоторые территориальные организации Профсоюза по-прежнему не принимают реальных и конкретных шагов по увеличению состава за счет внештатных правовых инспекторов труда (Карачаево-Черкесская и Коми республиканские, Кировская, Сахалинская и Магаданская областные, Московская городская и др.).

По информации, представленной территориальными организациями Профсоюза, с участием территориальных правовых инспекций труда Профсоюза, правовых инспекторов труда в 2010 году было проведено 22625 комплексных и тематических проверок работодателей (в 2009 г. их было проведено 20103).

В соответствии с постановлением Президиума ЦК Профсоюза от 12 ноября 2009 г. № 22 «О теме и сроках проведения очередной общепрофсоюзной тематической проверки по соблюдению трудового законодательства в образовательных учреждениях в 2010 году» в период с 11 октября по 12 ноября 2010 года была проведена очередная общепрофсоюзная тематическая проверка по теме «Соблюдение трудового законодательства по вопросам предоставления гарантий и компенсаций работникам образовательных учреждений», в ходе которой было проведено 8027 проверок (35 % от общего числа проведенных проверок). В связи с этим увеличилось общее количество проведенных проверок работодателей в 2010 году.

В 2010 году было проведено 12326 комплексных проверок учреждений по всем вопросам применения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, что составляет 54 % от общего количества проведенных проверок (в 2009 году таких проверок было проведено 14900 – 74 %).

Правовыми инспекторами труда и внештатными правовыми инспекторами труда комплексные проверки проводились как самостоятельно, так и совместно с органами управления в сфере образования, государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации, органами прокуратуры и др. Для совместных комплексных проверок с органами прокуратуры и государственной инспекцией труда профсоюзными организациями предлагаются работодатели, которые допускают систематические нарушения прав работников и выборных профсоюзных органов, не выполняют законные требования профсоюзных организаций.

Совместно с федеральной инспекцией труда на региональном уровне в 2010 году было проведено 599 комплексных проверок учреждений по всем вопросам применения трудового законодательства, а также 739 совместных тематических проверок, что составляет соответственно 5% и 7% от общего числа проведенных комплексных и тематических проверок работодателей (в 2009 г. было проведено 1184 совместные комплексные проверки – 8% и 277 совместных тематических проверок – 0,5%).

В 2010 г. продолжилась практика взаимодействия между территориальными организациями Профсоюза и государственными инспекциями труда в субъектах РФ на основе соглашений.

Например, в Ростовской области сложилась система конструктивных и плодотворных взаимоотношений между Государственной инспекцией труда в Ростовской области и Ростовской областной организацией Профсоюза. В 2010 году заключено новое Соглашение о взаимодействии сроком на 5 лет. За отчетный период главным правовым инспектором труда Профсоюза совместно с государственными инспекторами труда было проверено 6 образовательных учреждений.

В Забайкальском крае взаимоотношения с федеральной инспекцией труда строятся на основе Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии Государственной инспекции труда в Забайкальском крае и Забайкальской краевой организацией Профсоюза, заключенном 28 апреля 2010 года.

Северо-Осетинская республиканская организация Профсоюза и государственная инспекция труда в 2010 году перезаключили Соглашение на 2010-2012 годы по обеспечению законности в сфере применения труда, осуществлению контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, требований охраны труда в образовательных учреждениях, в рамках реализации которого было проведено 176 совместных проверок по вопросам применения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Учитывая сложившуюся практику совместной работы, Красноярской краевой организацией Профсоюза совместно с Государственной инспекцией труда в Красноярском крае было проверено 15 образовательных учреждений на основе заключенного в 2010 году сроком на 5 лет Соглашения о взаимном сотрудничестве по осуществлению контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в образовательных учреждениях, иных организациях системы образования.

Наряду с этим некоторые территориальные организации отмечают, что несмотря на заключенные соглашения о взаимодействии совместить проверки с государственной инспекцией труда не всегда представляется возможным, прежде всего с учетом применения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в связи с необходимостью заблаговременного планирования проверок и т.д.).

В этой связи необходимо в дальнейшем продолжать представление сведений не только о заключенных соглашениях и подробной информации о планировании и проведении совместных мероприятий, но также о сложностях и проблемах, которые возникают при осуществлении совместной работы территориальных организаций Профсоюза и государственных инспекций труда в субъектах РФ.

Продолжилось взаимодействие профсоюзных организаций при проведении совместных проверок учреждений образования с органами прокуратуры. Так, в 2010 году было проведено 206 комплексных проверок совместно с органами прокуратуры по всем вопросам соблюдения трудового законодательства, что составляет 1,7% от общего числа проведенных комплексных проверок работодателей (в 2009 году было проведено 422 комплексные проверки совместно с органами прокуратуры - 2,8%). Наряду с этим совместно проведено также 230 тематических проверок.

К примеру, объединением организаций профсоюзов Пермского края заключено соглашение с прокуратурой края, с которым ознакомлены председатели всех местных профсоюзных организаций. Отдельные территориальные (районные) объединения организаций профсоюзов заключили самостоятельные соглашения с районными прокурорами и составили планы совместной работы. Наряду с этим в процессе выезда комплексных бригад Пермского краевого объединения организаций профсоюзов проводятся встречи с прокурорами районов, устанавливаются и налаживаются взаимоотношения прокуратуры с председателями местных профсоюзных организаций (многие из которых возглавляют на общественных началах местные (районные) объединения организаций профсоюзов).

Сотрудничество с органами прокуратуры Рязанской областной организацией Профсоюза осуществлялось в рамках Соглашения о взаимодействии прокуратуры Рязанской области и областного объединения организаций профсоюзов. С участием представителей прокуратуры было проверено 6 образовательных учреждений.

В Чувашской Республике в 2010 году продолжилась активная работа с органами прокуратуры Чувашской Республики. В рамках заключенного в 2009 году соглашения о сотрудничестве с прокуратурой Чувашской Республики были проведены совместные проверки в 19 образовательных учреждениях (в г. Чебоксары, г. Новочебоксарске, Красночетайском, Урмарском, Моргаушском районах). В некоторых случаях органы прокуратуры инициировали привлечение главного правового инспектора труда как специалиста к проверкам. Так, например, на основании письма прокуратуры Калининского района г. Чебоксары главный правовой инспектор труда республиканской организации Профсоюза Л.Ю. Шушпанова приняла участие в совместной проверке соблюдения трудового законодательства по обращению учителей школы по вопросам выплаты заработной платы в период простоя, распределения премий, привлечения к неквалифицированному труду в период простоя.

Сотрудничество с органами прокуратуры в Республике Калмыкия осуществлялось в рамках Плана совместных мероприятий прокуратуры Республики Калмыкия и Федерации профсоюзов Калмыкии, пунктом 1 которого установлен постоянный обмен информацией о соблюдении конституционных прав граждан на труд, охрану труда и здоровья в целях укрепления законности в этой сфере.

Практика проведения проверок совместно с федеральной инспекцией труда и органами прокуратуры, как и прежде, свидетельствует о повышении качества и уровня взаимодействия в сфере осуществления контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства, а также приводит к значимому правозащитному эффекту.

В ходе проверок выявляются нарушения по следующим основным вопросам соблюдения:

- порядка заключения и определения содержания трудового договора и дополнительных соглашений;

- норм при начислении заработной платы (распределение фонда оплаты труда, надбавок и доплат, соответствие размеров и условий оплаты труда работников занимаемой должности и др.);

- процедуры принятия локальных нормативных актов, процедуры ознакомления работников под роспись с локальными нормативными актами учреждения;

- порядка предоставления и оплаты отпусков;

- порядка прохождения и оплаты медицинских осмотров;

- процедуры проведения сокращения численности или штата работников учреждения;

- порядка установления и распределения учебной нагрузки;

- условий коллективного договора, соглашений;

- норм об особенностях регулирования труда отдельных категорий работников и др.

В отчетном 2010 году были проведены 2272 региональные тематические проверки, что составило 10% от общего числа проведенных проверок работодателей (в 2009 г. – 4821 (24%), 2008 г. – 3784 (17%) региональных тематических проверок).

Как показывают цифры, количество региональных тематических проверок уменьшается, что требует дополнительного выяснения причин.

Тематика этих проверок, как и раньше, разнообразна и касалась следующих вопросов:

1. Оплата труда и выплата заработной платы (введение и применение новых систем оплаты труда в образовательных учреждениях):

- «Оплата и стимулирование труда работников образовательных учреждений» (Краснодарская краевая организация Профсоюза);

- «Соблюдение трудового законодательства по оплате труда» (Пермская краевая организация Профсоюза);

- «Соблюдение законодательства и прав работников при введении новой системы оплаты труда в областных государственных образовательных учреждениях» (Архангельская областная организация Профсоюза);

- «Соблюдение трудового законодательства при введении новой системы оплаты труда» (Забайкальская краевая организация Профсоюза);

- «Соблюдение трудового законодательства при переходе на НСОТ» (Рязанская областная организация Профсоюза);

- «Соблюдение трудового законодательства при установлении и выплате вознаграждения за осуществление функций классного руководителя» (Тюменская областная организация Профсоюза).

2. Правильность начисления и выплаты заработной платы работникам образования с учетом минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ):

- «Применение разъяснения положений о минимальном размере оплаты труда» (Краснодарская краевая организация Профсоюза);

- «Правильность начисления и выплата заработной платы работникам образования с учетом минимального размера оплаты труда» (Курская областная организация Профсоюза);

3. Заключение, изменение и расторжение трудовых договоров:

- «Соблюдение трудового законодательства при заключении трудовых договоров с работниками дошкольных образовательных учреждений г. Улан-Удэ» (Бурятская республиканская организация Профсоюза);

- «Изменение и дополнение трудового договора» (Калмыцкая республиканская организация Профсоюза);

- «Трудовой договор – заключение, содержание, форма» (Хакасская республиканская организация Профсоюза);

- «Соблюдение трудового законодательства в части заключения трудовых договоров» (Адыгейская республиканская организация Профсоюза).

4. Рабочее время педагогических работников образовательных учреждений:

- «Режим рабочего времени работников учреждений образования» (Адыгейская республиканская организация Профсоюза);

- «Рабочее время и время отдыха, распределение учебной нагрузки» (Хакасская республиканская организация Профсоюза).

5. Распределение учебной нагрузки педагогических работников:

- «Установление и изменение учебной нагрузки учителей и преподавателей» (Ярославская областная организация Профсоюза);

- «Соблюдение трудовых прав и гарантий педагогических работников образовательных учреждений в вопросах распределения учебной нагрузки» (Башкирская республиканская организация Профсоюза);

6. Другие темы:

- «Соблюдение трудового законодательства в локальных нормативных актах и трудовых договорах в общеобразовательных учреждениях» (Свердловская областная организация Профсоюза);

- «Трудовая книжка – трудовой паспорт работника» (Ярославская областная организация Профсоюза);

- «Соблюдение выполнения обязательств коллективного договора» (Новгородская областная организация Профсоюза).

В пояснительных записках ряда организаций Профсоюза указано на проведение ими региональных тематических проверок по вопросам оплаты труда, рабочего времени, дисциплины труда (Астраханская область), введения новой системы оплаты труда, минимального размера оплаты труда, выполнения требований статей 136, 236 Трудового кодекса РФ (Республика Северная Осетия-Алания), выплаты стимулирующей части заработной платы в образовательных учреждениях (Республика Чувашия), правильности разработки и принятия положений об оплате труда, режима рабочего времени педагогических работников, внесения изменений в коллективные договоры (Хабаровский край), ведения и заполнения трудовых книжек, комплектования и тарификации педагогических работников (Тамбовская область), выполнения коллективных договоров в образовательных учреждениях (Курганская область), соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (Республика Тыва).

При этом следует отметить особо, что указанные этими организациями Профсоюза тематические вопросы проведенных проверок в качестве региональных тематических проверок по существу таковыми не являются, поскольку формально не соответствуют статусу этого вида контрольного мероприятия, когда конкретная тема проверки, порядок ее проведения и подведения итогов должны быть определены и утверждены решением соответствующего выборного коллегиального профсоюзного органа. В этой связи необходимо обратить внимание на правильность организации, в том числе фиксации статуса, региональных и местных тематических проверок.

Результаты проведенных региональных тематических проверок обсуждались на заседаниях выборных коллегиальных профсоюзных органов территориальных организаций Профсоюза с участием представителей государственных инспекций труда, прокуратуры, органов управления в сфере образования.

Кроме того, по информации, содержащейся в пояснительных записках к отчету, в ряде субъектов РФ были организованы и проведены местные тематические проверки (Костромская и Тамбовская области, Краснодарский и Хабаровский края).

Таким образом, 40 региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза указали в отчете на проведение региональных (в том числе местных) тематических проверок в 2010 г. (31 организация Профсоюза – в 2009 г.). При этом многие организации Профсоюза не указали в пояснительных записках на темы (вопросы) проведенных ими в 2010 году региональных проверок (Дагестанская, Карельская, Марийская, Татарская, Удмуртская республиканские, Амурская, Костромская, Новосибирская и Тверская областные, Приморская краевая).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 1. Организационно-уставные вопросы, работа по организационному укреплению организаций Профсоюза Уральского федерального округа

    Документ
    Статистический учёт на территориальном и первичном уровнях является организационным инструментом, эффективным средством Профсоюза для персонификации работы с членами Профсоюза в процессе реализации уставной задачи по представительству
  2. Трудовое право одна из ведущих отраслей российского права, регулирующая общественные отношения по организации и применению труда работников по найму (2)

    Документ
    Трудовое право - одна из ведущих отраслей российского права, регулирующая общественные отношения по организации и применению труда работников по найму.
  3. Документы Совета Европы 492 Часть Документы обсе 733 Вступительная статья

    Статья
    В Ваших руках уникальное издание, посвященное актуальной теме равенства женщин и мужчин (гендерного равенства). На этом CD впервые собраны вместе нормативные правовые документы ООН, ОБСЕ, Совета Европы по правам женщин и гендерному
  4. И. А. Флиге Составители: О. Н. Ансберг, А. Д. Марголис Интервью: Т. Ф. Косинова, Т. Ю. Шманкевич, О. Н. Ансберг Научный редактор: Т. Б. Притыкина Под общей редакцией А. Д. Марголиса Общественно-политическая жизнь Ленинграда в годы «перестройки»

    Интервью
    В сборнике впервые сделана попытка с максимальной полнотой описать общественно-политические процессы в Ленинграде (С.-Петербурге) в период «перестройки» (от избрания М.
  5. Е. В. Леонтьева -г. П. Окорокова

    Документ
    Н47 НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ ДВИЖЕНИЕ РОССИИ: История. Опыт. Перспективы. — М.: МГОФ «Знание», 2008.

Другие похожие документы..