Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Р.М. Гизатуллин, к.т.н. В.В. Коледов, к.т.н., академик РИА А.Н. Чеховой. Инновационный стоматологический Центр «Нанодент», Институт радиоэлектроники ...полностью>>
'Расписание'
основы соц. работы доц. Шихардин Н.В. Н.Н. Соц. политика ст.пр. Шабалин И.В. Ч.Н. ауд. 5 3 Методы соц.-псих. исследований проф. Басимов М.М. ауд.3 Со...полностью>>
'Лекция'
Следует отметить, что материал, изложенный в учебно-практическом пособии, не исчерпывает содержания всего комплекса тем курса. Для овладения курсом в...полностью>>
'Диплом'
На виконання постанови Кабінету Міністрів України від 09.03.1 № 339 “Про затвердження порядку контролю за здійсненням органами місцевого самоврядуванн...полностью>>

Обоснование и разработка эффективных методов лекарственного обеспечения на уровне высокоспециализированной медицинской помощи 6D 110 200 Общественное здравоохранение Диссертация на соискание ученой степени доктора PhD по

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

АО «Медицинский университет Астана»

УДК:614.2:615.12:616-085 На правах рукописи

Ахелова Шолпан Лесбековна

Обоснование и разработка эффективных методов лекарственного обеспечения на уровне высокоспециализированной

медицинской помощи

6D 110 200 – Общественное здравоохранение

Диссертация на соискание ученой степени

доктора PhD по специальности:

«6D110200 – Общественное здравоохранение»

Научный руководитель:

доктор медицинских наук,

профессор О.Т.Жузжанов

Научный консультант:

PhD DeLellis N.O.

доктор медицинских наук,

профессор Т.М.Мажитов

Астана, 2011

Содержание

Нормативные ссылки…………………………………………………….............4

Сокращения……………………………………………………………………..…..5

Введение………………………………………………………………………….....6

Глава 1. Основные направления государственной политики в области лекарственного обеспечения населения (обзор литературы).................................................................10

    1. Политика в области лекарственного обеспечения в развитых зарубежных странах......................................................................................................10

    2. Состояние и проблемы лекарственного обеспечения в системе здравоохранения Казахстана…………………………………………………...19

    3. Современные подходы к рациональному использованию лекарственных средств........... .......................................................................................26

    4. Законодательное регулирование лекарственного обеспечения граждан в рамках программы государственных гарантий при оказании высокоспециализированной медицинской помощи.....................................28

Глава 2. Материалы и методы исследования..……………….32

Глава 3. МАТЕРИАЛЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ……….…37

3.1 Анализ действующей формулярной системы в РК…………………..……37

3.2 Проведение анкетирования о роли организации здравоохранения оказывающей ВСМП в формировании Республиканского Лекарственного Формуляра …………………………………………………………………...38

3.3 Фармакоэкономическая оценка лекарственного формуляра на модели клиники, оказывающей ВСМП…..………………………………….………….46

3.4 Результаты изучения опроса врачей о лекарственном обеспечении в медицинских организациях……………………………………………………..62

3.5. Нормативно-правовые и методологические аспекты лекарственного обеспечения медицинских организаций……………………………………….85

3.6 Перспективы поэтапного создания и внедрения формуляра лекарственных средств в медицинских организациях………………………………………….76

Выводы…………………………………………………………………………….

Практические рекомендации…………………………………………………

Список использованных литератур……………….……………………………

Приложение А………………………………………………………………….

Приложения Б ……………………………………………………………………

Приложения В ……………………………………………………………………

Приложения Г …………………………………………………………………….

Приложения Д …………………………………………………………………….

Приложения Е ……………………………………………………………………

Нормативные ссылки

В настоящей диссертации использованы ссылки на следующие стандарты и нормативно-правовые акты:

  1. Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года №193-IV «О здоровье народа и системе здравоохранения».

  2. «Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы», утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 13 сентября 2004 года №1438.

  3. Приказы Министерства здравоохранения Республики Казахстан:

- от 19.03.2002 г. №281 «Об оказании высокоспециализированной медицинской помощи населению на республиканском уровне»;

- от 23.08.2002 г. №794 «О внесении дополнений и изменений в приказ Министерства здравоохранения Республики Казахстан от 19.03.2002 г. №281»;

- от 22.12.2003 г. №941 «Об утверждении Правил об оказании высокоспециализированной медицинской помощи»;

- от 26.12.2003 г. №968 «О координации мероприятий по оказанию высокоспециализированной медицинской помощи населению»;

- от 29.12.2006 г. №663 «О порядке оказания высокоспециализированной медицинской помощи населению»;

- от 13.09.2007 г. №551 «Об утверждении перечня высокоспециализированной медицинской помощи»;

- от 28.12.2007 г. №764 «Об утверждении протоколов диагностики и лечения»;

- от 12.06.2008 г. №342 «Об утверждении Перечня высокоспециализированной медицинской помощи».

Сокращения

В настоящей диссертации применены следующие сокращения:

АВС – вспомогательный метод клинико-экономического анализа

АКШ – аортокоронарное шунтирование

ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения

ВСМП – Высокоспециализированная медицинская помощь

ГОБМП – Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи

ЕНСЗ – Единая национальная система здравоохранения

ЛО – Лекарственное обеспечение

ЛПУ – Лечебно-профилактические учреждения

ЛС – Лекарственные средства

МЗ РК – Министерство здравоохранения Республики Казахстан

ННМЦ – Национальный научный медицинский центр

ПДЛ – Протоколы диагностики и лечения

РИАЦ – Республиканский информационно-аналитический центр

РК – Республика Казахстан

РЛФ – Республиканский Лекарственный Формуляр

РФ – Российская Федерация

ФК – Формулярная комиссия

ФС – Формулярная система

ФТК – Формулярно-терапевтическая комиссия

VEN – Вспомогательный метод клинико-экономического анализа

XYZ – Метод клинико-экономического анализа

ОМС - Объязательное медицинское страхование

ИМН - изделия медицинского назначения

SOJA- System of Objectified Judgement Analysis

МЭП – медико-экономическии протокол

МО – медиицнская организация

ОЗ- организация здравоохранения

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В Посланиях Главы государства народу Казахстана одним из приоритетных направлений развития здравоохранения определено улучшение качества медицинских услуг на основе развития высокотехнологичной системы здравоохранения [1-4].

В жизни современного общества здравоохранению принадлежит важная роль. В структуре экономики любого государства отрасль здравоохранения является сектором, потребляющим огромное количество материальных, финансовых и людских ресурсов [5].

Сложившиеся социально-экономические условия при формировании рыночных отношений в РК обусловили основательную перестройку государственной системы оказания лекарственной помощи населению[6,7].

Приоритетными направлениями развития системы здравоохранения РК являются научное обеспечение развития отрасли, совершенствование медицинской помощи, оптимизация лекарственного обеспечения, информатизация [8].

Основными причинами неэффективной деятельности медицинских организаций являются: несовершенная нормативно-правовая база, регламентирующая медицинские услуги (запаздывание актуализированных приказов по специализированной помощи, высокоспециализированной медицинской помощи (ВСМП), незавершенность протоколов диагностики и лечения, отсутствие стандартов проведения диагностических и лечебных манипуляций); отсутствие действенных организационных технологий по внедрению современных инструментов управления в практическое здравоохранение; отсутствие стратегии и политики, нацеленных на результат; административный стиль системы управления; ориентация на кратоксрочные успехи; недостаточное ресурсное обеспечение; несовершенство кадровой политики; отсутствие достаточной мотивации труда персонала и системы управления нессответствующими услугами [9,10].

Обеспечение населения республики ВСМП является одним из приоритетов государственной программы развития здравоохранения на 2011-2015 годы «Саламатты Қазақстан».

Высокоспециализированная медицинская помощь (ВСМП) – это медицинская помощь, оказываемая профильными специалистами при заболеваниях, требующих использования новейших технологий диагностики, лечения и медицинской реабилитации в медицинских организациях, опреледяемых упорлномоченным органом в области здравоохранения [11].

Доля оказываемого объема медицинской помощи в республиканских организациях, в том числе с оказанием ВСМП за 10 месяцев 2010 г. составило от общего объема пролеченных 11,8%. Следует отметить особенности ВСМП, которая должна применять уникальные технологии, быть клинической и экономической эффективной, быть социально ориентированной, а также применяться для лечения орфанных заболеваний.

При этом становятся актуальными вопросы, посвященные проблемам совершенствования лекарственного обеспечения стационарным больным, в частности, получающих ВСМП, с применением принципов формулярного регулирования и обоснованием эффективных методов лекарственного обеспечения на данном уровне оказания медицинской помощи. Имеются проблемы в области лекарственного обеспечения, прежде всего в разработке лекарственного формуляра - основного процесса, имеющего фундаментальное значение для надлежащего управления лекарственным обеспечением и рационального использования лекаственных средств. Продвижение формулярной системы в условиях ВСМП сопряжено со многими сложностями, прежде всего, соблюдением процедур разработки формуляра, с учетом оказываемой выскотехнологичной помощи, согласовании, координации и обеспечении рационального фармацевтического менеджмента в условиях необходимости гармонизации нормативно-правовых актов в области формулярной системы, лекарственного обеспечения и отсутствия отечественной фармакоэпидемиологической и фармакоэкономической базы.

В этих условиях, безусловно, возрастает роль управленческих решений в области лекарственного обеспечения на основе анализа сложившейся ситуации и соблюдением требований, предусмотренных действующим законодательством, регламентирующим порядок регулирования, закупок лекарств за счет бюджетных и иных средств, в целях повышения клинической и экономической эффектиности использования медикаментов в условиях оказания ВСМП.

Таким образом, на современном этапе весьма актуальным является научный анализ путей совершенствования лекарственного обеспечения и разработка механизмов реализации ресурсосберегающих технологий в организации лекарственного обеспечения стационарных больных, получающих ВСМП.

Вышеизложенное, определяет актуальность данной проблемы по лекарственному обеспечению на современном этапе.

Цель исследования: научно-методологическое обоснование совершенствования и управления лекарственным обеспечением в организациях здравоохранения, оказывающих высокоспециализированную медицинскую помощь в условиях внедрения формулярной системы.

Задачи исследования

  1. Анализ зарубежных и отечественных литературных источников, посвященных вопросам организации системы лекарственных формуляров и состоянии их нормативно-правового обеспечения.

  2. Изучить влияние формулярной системы в регионах на процесс оптимизации расходов лекарственных средств.

  3. Оценить степень согласованности взаимодействия формулярной комиссии и экспертной группы при формировании списка препаратов в рамках ГОБМП при оказании высокоспециализированной медицинской помощи в условиях ННМЦ.

  4. Проведение социологического изучения основных причин неудовлетворительного и критического состояния лекарственного обеспечения в регионах и в РГП ННМЦ, оказывающих ВСМП.

  5. Разработать и внедрить эффективный алгоритм организации системы формуляров лекарственного обеспечения в медицинских организациях.

Научная новизна

  1. Впервые получены аналитические сведения по функционированию формулярной системы и лекарственного обеспечения в организациях здравоохранения, оказывающих ВСМП, в условиях проводимых реформ в системе здравоохранения.

  2. Впервые разработаны предложения по совершенствованию нормативно-правовых документов, регулирующих сферу лекарственного обеспечения организации здравоохранения оказывающих ВСМП.

Основные положения, выносимые на защиту

  1. Низкая эффективность деятельности региональных формулярных комиссии связана с недостаточной методологической, консультативной обеспеченностью, и не прозрачностью расходования лекарственных средств и слабым влиянием формулярной системы на процесс оптимизации их использования.

  2. В АО «ННМЦ», оказывающую высокоспециализированную медицинскую помощь по замене аортального клапана с использованием имплантанта ткани установлено отдельные факты отсутствия согласованности взаимодействия формулярной комиссии и экспертной группы при формировании списка препаратов ГОБМП, что привело к присутствию даже в группе А препаратов с недостаточной степенью доказательности.

  3. Неудовлетворительное состояния лекарственного обеспечения учреждении здравоохранения связано некачественной законодательной регулированностью процесса, низкой квалификацией врачей по вопросам фармакотерапии и низким уровнем их знании о формулярной системе лекарственного обеспечения, отсутствием нужных для лечения больных ЛС в действующих формулярах,что приводят к нарушениям прав пациентов в рамках ГОБМП.

  4. Предлагаемый алгоритм разработки и внедрения системы формуляров лекарственного обеспечения в медицинских организациях позволит оптимизировать лекарственные обеспечения и учитывать затрат в системе МЭТ.

Апробация работы

Основные результаты диссертации доложены и обсуждены на:

- Международной научно-практической конференции «Достижения клинической фармакологии в России», (г.Москва, 2009г.);

- Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов, (г.Астана, 2009г.);

- Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов «Молодежь и медицинская наука ХХI века», (г.Шымкент, 2011);

- II Международная научно-практическая конференция «Ключевые проблемы современной науки» 17-25 апреля 2011г. (София, Болгария);

- 53-й научно-практической конференции молодых ученых и студентов, (г.Астана, 13-14 мая 2011г.).

Внедрение результатов исследования Материалы исследований используются в лекциях для студентов, резидентов, магистрантов и докторантов в АО «Медицинский университет Астана».

Публикации по теме диссертации

По материалам диссертационной работы опубликовано 18 печатных работ.

Объем и структура диссертации

Диссертация состоит из содержания, списка обозначений и сокращений, введения, обзора литературы, материалов и методов исследования, 3 глав результатов собственных исследований, обсуждения полученных результатов и списка использованных источников литературы. Общий объем диссертации 112 листов компьютерного текста. Указатель литературы содержит 140 источников, в том числе 85 на русском и 55 на иностранных языках. Диссертация иллюстрирована 14 рисунками и 30 таблицами.

Основные направления государственной политики в области лекарственного обеспечения населения (обзор литературы)

    1. Политика в области лекарственного обеспечения в развитых зарубежных странах.

Главной задачей системы здравоохранения в современных политических и социально-экономических условиях является охрана здоровья населения. Поступательная динамика социально-экономического развития страны должна учитывать удовлетворение потребностей в достижении здоровья различных групп населения с учетам их социального статуса и уровня доходов. Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев в документе «Новое десятилетие–новый экономический подъем-новые возможности Казахстана» еще раз указывает на то, что здоровье народа является неотъемлемой составляющей успеха Казахстана в достижении своих стратегических задач.

В период реформирования здравоохранения одним из вопросов, привлекающих всеобщее внимание, стала доступность медицинской помощи населению.

Руководствуясь принципами социальной справедливости, Правительство Республики Казахстан постановлением № 135 от 27.01.2000 года утвердило гарантированный объем бесплатной медицинской помощи. Однако гарантированный объем бесплатной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения не имеет достаточного финансового обеспечении. В условиях недостаточного финансирования системы здравоохранения издержки медицинского обслуживания часто «перекладываются» на самих пациентов.

В Республике Казахстан около 16% отмечают снижение доступности к получению медицинской помощи в связи с отдаленностью проживания, 16,3% со стоимостью лекарственных препаратов и диагностических исследований.

Анализ объема и структуры затрат пациентов свидетельствуют о зависимости суммарных средних расходов на медицинское обслуживание от уровня доходов населения. Одним из факторов, определяющих величину затрат населения на медицинское обслуживание, является социально-экономический уровень жизни населения.[12,13,14,15].

Неуклонный рост заболеваемости, необходимость унифицированных технологий обследования и лечения больных, значительные финансовые затраты для государства и индивидуума, определяют важность проблемы стандартизации не только с медицинской, но и с экономической точки зрения. В условиях ограниченного финансирования бюджета на здравоохранение, перехода на рыночные отношения, лечебно-диагностические учреждения все больше интересуют стоимость лечения, различия между технологиями лечения не только по эффективности, но и по рентабельности. Повышение интереса к исследованиям качества и эффективности медицинского обслуживания населения не только с клинической, но и с экономической точки зрения, объясняется потребностью сократить расходы при эффективном использовании имеющихся ресурсов.

В условиях реформирования здравоохранения актуальной проблемой является проведение экономического анализа деятельности учреждений здравоохранения, особенно стационара, как наиболее затратного сектора в системе медицинской помощи. Важным элементом комплексного анализа является оценка экономической эффективности лечебно-диагностического процесса, что возможно при соблюдении медико-экономических стандартов. Известно, что в условиях одного и того же учреждения (даже в однопрофильных отделениях) существует значительная разница в подходах, объемах и затратах к обследованию и лечению однородных заболеваний.

В связи с указанными обстоятельствами, а также с целью повышения качества медицинской помощи, разрабатываются медицинские и медико-экономические стандарты объемов лечебно-диагностических пособий при наиболее часто встречающихся нозологических формах различных классов заболеваний.

Актуальной становится задача обеспечения высокого качества медицинской помощи. Для пациента это означает облегчение страданий, восстановление утраченного здоровья и работоспособности, проведение социальной реабилитации, то есть улучшение «качества жизни». Для медицинских учреждений-улучшение качества медицинской помощи означает повышение престижа и преимущества в конкурентных рыночных отношениях, что должно способствовать решению вопросов финансирования, особенно в рамках страхования и оказания платных медицинских услуг. Для государства повышение качества медицинской помощи также имеет большое значение, так как улучшается состояние здоровья населения, что имеет огромное значение, как с точки зрения увеличения производительности труда, экономического развития, повышения обороноспособности, так и международного престижа, то есть в конечном итоге, обеспечение собственного могущества.

Необходимость регулирования правовых основ оказания медицинской помощи также ставит перед гасударством и органами здравоохранения вопросы о качестве медицинской помощи. По определению ВОЗ каждый пациент должен получить такой комплекс диагностической лекарственной помощи, который привел бы к оптимальным для здоровья этого пациента результатам в соответствии с уровнем медицинской науки. При этом, для достижения такого результата доложны быть привлечены минимальные средства, риск дополнительного травмирования или нетрудоспособности в результате лечения должен быть минимальным, пациент должен получить максимальное удовлетворение от процесса оказываемой помощи, максимальными должны быть и взаимодействия пациента с системой медицинской помощи, а также полученные результаты. В связи с чем, в зарубежной практике продолжается переход к комплексной оценке адекватности оказания медицинской помощи пациентов по совокупности критериев, объединенных в понятие «стандарт лечения».

Вопрос контроля качества медицинской помощи также является наиболее значимым для казахстанского здравоохранения, что вызвано следующими обстоятельствами: во-первых, появлением медицинских учреждений негосударственных форм собственности; во-вторых, необходимостью рационального использования имеющихся финансовых средств в здравоохранении без снижения качества медицинской помощи; в-третьих, необходимостью совершенствования правовых основ контроля качества медицинской помощи. Все вышесказанное диктует целесообразность и необходимость разработки и внедрения медико-экономических стандартов, являющихся управляемым механизмом формирования, обеспечения и оценки качества и эффективности медицинской помощи. [16,17,18,19].

  • бюджетная (при активной регулирующей роли государства и преимущественном использовании прямых инструментов государственного регулирования);

  • рыночная (при минимальной регулирующей роли государства и преимущественном использовании косвенных механизмов государственного регулирования);

  • социально-страховая (сочетающая методы прямого и косвенного государственного регулирования).

Анализ показал, что с 1948 года в Великобритании в рамках служба частнокапитаместической системы создана общегосударственная предоставившая практически всему населению бесплатную медицинскую с символической оплатой лекарств по рецептам по одинаковой цене вне зависимости от их фактической стоимости. В основном медицинское обслуживание бесплатное, однако, в последнее время появились и начали стремительно расти тарифы на фармацевтические, стоматологические и офтальмологические услуги, а также на услуги по уходу за престарелыми гражданами. В настоящее время по литературным данным система британского здравоохранения проходит реорганизацию, повышаются стандарты качества медицинского обслуживания. При проведении реформ правительство использует два основных механизма повышения эффективности здравоохранения: во-первых, рост конкуренции среди больниц и других производителей услуг; во-вторых, организационные мероприятия, направленные на повышение роли местной автономии и независимости управления в рамках национальной системы здравоохранения [20].

В Финляндии большая часть медицинских услуг предоставляется государственными медицинскими учреждениями. Правительство участвует в планировании, контроле и финансировании (около 50%) служб здравоохранения. Самоуправляемые муниципалитеты, избираемые на демократической основе, обладают правом взимать местные налоги и возможностью перераспределять государственные субсидии с учетом местных потребностей и политических соображений, а также несут юридическую ответственность за медицинское обслуживание [21].



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Оссийской академии наук в 2002 году помещен перечень основных законченных в отчетном году исследований и разработок, выполненных научными организациями Академии

    Закон
    В настоящем Отчете о деятельности Российской академии наук в 2002 году помещен перечень основных законченных в отчетном году исследований и разработок, выполненных научными организациями Академии.

Другие похожие документы..