Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
 развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения...полностью>>
'Учебное пособие'
Большинство микропроцессорных систем имеет магистрально-модульную структуру (рис.1.1), в которой отдельные устройства (модули), входящие в состав сис...полностью>>
'Урок'
Вдумайтесь в слова эпиграфа… каждый из вас внимательно послушайте рассказ учащихся, составьте план к биографии писателя. В конце урока постарайтесь о...полностью>>
'Лекция'
Этот вид защиты, основан на использовании так называемых "аппаратных (электронных) ключей". Электронный ключ - это аппаратная часть системы ...полностью>>

Проект министерство промышленности и торговли Российской Федерации (3)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

71

ПРОЕКТ



Министерство промышленности и торговли Российской Федерации



Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010 – 2015 годы
и период до 2020 года







Москва

2010 год

Оглавление

Паспорт стратегии 4

Введение 6

1. Анализ состояния и развития торговой отрасли 7

1.1. Анализ состояния и развития торговой отрасли в мире 7

1.2. Анализ состояния и развития торговой отрасли в Российской Федерации 15

2. Анализ действующего законодательства Российской Федерации в сфере регулирования торговой деятельности 37

2.1.Структура нормативной правовой базы по регулированию отношений в сфере торговли 37

2.2.Характеристика нормативной правовой базы по регулированию отношений в сфере торговли 46

2.3.Характеристика нормативной правовой базы по социально-экономическому развитию и применению программно-целевых методов решения проблем в отраслях экономики и в субъектах Российской Федерации 52

3. Основные проблемы развития внутренней торговли 56

3.1.Проблемы, связанные с государственным регулированием сектора торговли 56

3.2.Проблемы, связанные с недостаточностью инфраструктуры 58

3.3.Недостаточная привлекательность для бизнеса развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах 61

3.4.Проблемы, характерные для малого и среднего бизнеса в сфере торговли 61

3.5.Проблема низкой квалификации 64

4. Цели, задачи и приоритетные направления развития внутренней торговли 65

4.1.Цели стратегии и приоритетные направления развития внутренней торговли 65

4.2.Задачи стратегии 67

4.3.Сценарии развития торговли 68

5. Этапы, Целевые индикаторы, сроки и социально-экономические последствия реализации Стратегии 72

5.1.Этапы реализации Стратегии 72

5.2.Целевые индикаторы Стратегии 73

5.3.Социально-экономические последствия реализации Стратегии 73

6. Прогноз изменения социально-экономических показателей торговой отрасли 76

7. Механизмы, инструменты и способы достижения поставленных целей и задач 79

7.1.Повышение эффективности регулирования сектора торговли 79

7.2.Развитие инфраструктуры торговли 83

7.3.Стимулирование развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах 90

7.4.Обеспечение необходимого уровня конкуренции 94

7.5.Поддержка развития малого и среднего бизнеса 98

7.6.Снижение кадрового дефицита в торговле 104

7.7.Стимулирование развития дистанционной торговли 106

8. Оценка глобальных, макроэкономических, финансовых, инфраструктурных, законодательных, социальных и других рисков 108

9. Ресурсное обеспечение и финансирование Стратегии 114

10. План мероприятий по реализации Стратегии 115

11. Механизм мониторинга реализации Стратегии 116

Паспорт стратегии

Наименование

Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010 – 2015 годы и период до 2020 года

Основание для разработки

  1. Мероприятия по совершенствованию государственного регулирования в сфере торговли с целью развития торговой деятельности и формирования эффективной торговой политики в Российской Федерации в 2009 году (пункт 2), одобренные на заседании Правительства Российской Федерации 9 апреля 2009 года

  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года

Государственный заказчик

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Основной разработчик

Департамент государственного регулирования внутренней торговли Министерства промышленности и торговли Российской Федерации

Цель

Создание эффективной товаропроводящей инфраструктуры, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики Российской Федерации

Задачи

  1. Повышение эффективности регулирования внутренней торговли

  2. Развитие инфраструктуры торговли

  3. Стимулирование развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах

  4. Снижение кадрового дефицита в торговле

  5. Обеспечение необходимого уровня конкуренции в торговле

  6. Поддержка развития малого и среднего бизнеса

  7. Стимулирование развития дистанционной торговли

Сроки и этапы реализации

1 этап. Создание институциональной базы. 1 января 2010 г. – 31 декабря 2011 г.

2 этап. Ускоренный рост. 1 января 2012 г. – 31 декабря 2013 г.

3 этап. Дальнейшее развитие. 1 января 2014 г. – 31 декабря 2019 г.

Перечень основных мероприятий

  1. Мероприятия по реализации закона о регулировании торговой деятельности

  2. Инвентаризация систематизация и корректировка нормативно-правовых актов

  3. Разработка региональных и муниципальных программ развития торговли

  4. Развитие кооперации и инфраструктуры поддержки малого бизнеса

  5. Частно-государственное партнерство в сфере образования

  6. Мониторинг состояния конкуренции

Исполнители

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министрество здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральная антимонопольная служба

Объемы и источники финансирования

Мероприятия, реализация которых предусмотрена в рамках настоящей Стратегии, не требуют выделения дополнительного финансирования

Ожидаемые конечные результаты реализации стратегии

Основные социально-экономические показатели внутренней торговли к 2015 году в текущих ценах:

  • Вклад в ВВП: 20,3% - 20,9%

  • Оборот оптовой и розничной торговли: 79,5 – 100,0 трлн. руб.

  • Оборот розничной торговли на душу населения: 177 – 221 тыс. руб. на человека

  • Занятость: от 10,6 до 12,0 млн. чел.

  • Налоговые поступления: 1,7 – 2,1 трлн. руб.

  • Производительность розничной торговли: 3,3 – 3,7 млн. руб. на занятого

  • Доля современных форматов в торговле: 55%

  • Заработная плата: 26,3 – 33,3 тыс. руб. на человека в месяц

  • Инвестиции: 738 – 930 млрд. руб.

  • Обеспеченность современными продовольственными торговыми площадями: 121 – 136 кв. м на одну тысячу человек

Система организации контроля за исполнением

Контроль за реализацией Стратегии осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Введение

Данный документ представляет собой Стратегию развития торговли в Российской Федерации на 2010 – 2015 годы и период до 2020 года, разработанную Министерством промышленности и торговли РФ.

Стратегия затрагивает сегменты оптовой и розничной торговли товарами массового потребления, включенные в сектор G Общероссийского классификатора видов экономической деятельности. Из спектра анализа оптовой торговли при этом исключена оптовая торговля несельскохозяйственными промежуточными продуктами, отходами и ломом (топливо, металлы и т.д.), а также оптовая торговля машинами и оборудованием. Из области анализа розничной торговли исключена торговля моторным топливом.

Разработанные положения Стратегии основаны на анализе существующих статистических данных, интервью с представителями сектора торговли, экспертным и бизнес-сообществом, представителями органов власти, а также другими заинтересованными сторонами. Стратегия также учитывает положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и утвержденных стратегий развития отраслей российской промышленности и проектов стратегий, подготовленных Минпромторгом России.

Стратегия направлена, прежде всего, на создание эффективной товаропроводящей системы, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики и способствует модернизации экономики России. Основная цель - создание товаропроводящей системы обеспечивающей эффективную дистрибуцию для производителей (широкий географический охват, большая пропускная способность, низкие удельные издержки системы) и эффективное удовлетворение потребностей населения (физическая доступность товаров, ценовая доступность товаров, высокое качество товаров и услуг).

Для создания такой товаропроводящей системы необходимо значительно увеличить количество торговых площадей современных форматов в Российской Федерации, долю современных форматов в обороте отрасли, уровень консолидации в отрасли, доля дистанционной торговли. При этом необходимо обеспечить достаточный уровень конкуренции и поддерживать малый бизнес, не ограничивая развитие крупных торговых сетей.

В качестве основы для планирования бралось видение целевого состояния отрасли в 2015 и 2020 гг.

1.Анализ состояния и развития торговой отрасли

1.1. Анализ состояния и развития торговой отрасли в мире

Оборот торговли

Общемировой оборот сектора розничной торговли рос в период с 2005 по 2008 год со средним темпом в 8,3%. В 2008 году оборот мировой розничной торговли достиг 14,5 трлн. долларов США1. Вследствие экономического кризиса в 2009 году по предварительным данным отмечается снижение оборота розничной торговли на 6,4%.

Рис. 1. Оборот мировой розничной торговли


Вклад в ВВП и занятость

Сектор торговли признан во многих странах выполняющим важную экономическую и социальную роль. Вклад торговли в мировой ВВП составляет около 10%, а в общую занятость – до 13% (данные 2008 года)2.

Рис. 2. Доля оптовой и розничной торговли в добавленной стоимости и в занятости страны

Социальная задача

Основной социальной целью развития торговли является предоставление потребителям широкого ассортимента качественной, доступной продукции. Вследствие глобализации и интернационализации экономики, а также роста доходов населения повышаются требования потребителей к качеству предоставляемых услуг, ассортименту и качеству предоставляемой продукции. Доля расходов населения на потребительские товары согласно международному опыту может достигать почти 70%.

Рис. 3. Доля расходов в розничных каналах торговли от общих расходов населения

Роль малого и среднего бизнеса

Малый и средний бизнес играет важную роль в экономике и занятости зарубежных стран. Малые и средние предприятия обычно составляют около 99% или более всех компаний, предоставляют около 50% рабочих мест, обеспечивают значимую долю оборота розничной торговли.

Рис. 4. Доля малого бизнеса от оборота продовольственной розничной торговли в 2007 г.

Потенциальной угрозой развития крупных розничных форматов и консолидации рынка является сокращение доли малого и среднего бизнеса в розничной торговле. Тем не менее, международный опыт показывает, что развитие сетей не ведет к исчезновению малого бизнеса, поскольку малые предприятия могут конкурировать за счет более высокой индивидуализации услуг, уникальности предложения и маркетинга или переориентации деятельности в другие сектора экономики.

Малые предприятия имеют преимущества по сравнению с крупными компаниями в части деятельности в специализированных рыночных нишах; производства специализированных товаров небольшими партиями; доступа к локальным географическим рынкам и знания потребностей и специфики локальных рынков.

Дополнительные возможности малого бизнеса лежат в переориентации на другие сектора экономики, в частности, услуги для организаций. За период с 1990-2000 гг. в европейских странах происходило бурное распространение сетевого розничного формата. Произошли изменения в структуре направления деятельности малых предприятий. В 1990 г. 26% малых предприятий были заняты в розничной торговле, в 2007 г. – уже только 9%, при этом большая доля малых предприятий в настоящее время занята в секторе услуг для организаций.

Рис. 5. Число предприятий малого и среднего бизнеса по секторам экономики, ЕС-19

В целях зашиты малых и средних предприятий правительства ряда стран предпринимают меры для ограничения развития магазинов большого формата. Один из самых распространенных механизмов – требование согласования на открытие магазинов, чья торговая площадь превышает некоторый установленный пороговый уровень. Значение этого порогового уровня варьируется от 300 кв.м. до 3000 кв.м.

Однако такие законодательные инициативы могут привести к замедлению роста производительности в отрасли (Великобритания), к снижению роста занятости в секторе в целом (Франция) и к завышению уровня розничных цен (Япония). Кроме того, не всегда ограничения по площади приводят к росту числа предприятий малого бизнеса.

Помимо формирования нестандартного предложения или переориентации в другие сферы деятельности, в качестве ответного шага в условиях конкуренции с крупными розничными продавцами, малые предприятия объединяются в кооперативы – таким образом, малые предприятия увеличивают масштаб операций, а также минимизируют негативные эффекты свойственной малому бизнесу ограниченности трудовых и инвестиционных ресурсов. Во многих странах более половины малых и средних предприятий объединяются в кооперативы

Частота объединения в кооперативы различна. В оптовой торговле 38% малых предприятий объединяются в неформальные кооперативы и 26% – в формальные. В розничной торговле – 32% предприятий объединяются в неформальные и 18% – в формальные кооперативы.

Основными целями создания кооперативов являются: доступ на новые рынки, расширение ассортимента, доступ к новым технологиям, наращивание мощностей и снижение издержек.

Компании, состоящие в кооперации, являются более конкурентоспособными и эффективными по сравнению с независимыми игроками, не состоящими в кооперации. Результаты исследований показали, что в 82% случаев кооперация привела к повышению конкурентоспособности и экономической эффективности компаний.

Розничная торговля

Розничная торговля в своем развитии проходит через несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и факторы успеха, характеризуется различными темпами роста, характером и степенью конкуренции, качеством и ассортиментом предоставляемых услуг. Так, например, доля современных форматов3 торговли в общем розничном обороте широко варьируется от страны к стране. В наиболее развитых странах она превосходит 70%.

Рис. 6. Доля современных форматов торговли в обороте продовольственной и непродовольственной розницей

В мировой розничной торговле возрастает роль продаж через Интернет, но уровень проникновения Интернет-торговли еще не очень велик и также существенно различается между странами. В наиболее технологически развитых странах, характеризующихся небольшой площадью территории и высокой плотностью населения, доля Интернет-торговли достигает 5%.

Рис. 7. Доля Интернет-продаж в общем обороте розничной торговли

Степень консолидации

Консолидация продовольственной розничной торговли в развитых странах значительно выше российских показателей. Так, в Германии она составляет 80%, в США – 55%, в Швейцарии – 63%, в Португалии – 47%.

Рис. 8. Уровень консолидации продовольственной розничной торговли

Оптовая торговля

Характерной чертой развития оптовой торговли в развитых странах стало повышение степени концентрации оптового оборота. В результате крупные независимые оптовые фирмы превратились в организаторов торгового оборота в стране. Малые фирмы сузили поле своей деятельности и сосредоточились на оказании клиентам специализированных услуг.

Спецификой современной зарубежной оптовой торговли является комбинирование оптовых и розничных операций у торговых фирм. Причем такое комбинирование имеет две стороны: первая – оптовые организации выполняют функции розничного звена, реализуя товары непосредственно населению, вторая – розничные предприятия берут на себя функции оптовой торговли, устанавливая прямые контакты с производителем товаров.

Другими прогрессивными направлениями в развитии оптовой торговли за рубежом стали:

  • создание в составе сетевых торговых компаний распределительных центров, не выполняющих самостоятельную закупочную деятельность, но обеспечивающих формирование универсального торгового ассортимента для бесперебойного снабжения супермаркетов;

  • образование “открытых распределительных центров” в качестве самостоятельных оптовых фирм;

  • расширение сети магазинов-складов по технологии “Кэш-энд-Кэрри”;

  • расширение оптово-розничных структур по торговле специфическими группами товаров;

  • образование закупочных центров при ассоциациях розничных торговых предприятий, потребительских кооперативов, крупных независимых супер- и гипермаркетов.

Выводы

В целом, торговую отрасль в развитых странах можно охарактеризовать высокой степенью консолидации, высокой долей малого бизнеса в общем обороте, растущей долей современных форматов и дистанционной торговли. Розничная торговля выполняет важные экономические и социальные функции, поддерживая высокий уровень жизни населения, занятости, развитие малого бизнеса и экономическое развитие государств



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Проект министерство промышленности и торговли Российской Федерации (1)

    Реферат
    4.Оценка действующего российского законодательства, региональных стратегий (программ) развития торговли и системы государственного регулирования торговли 38
  2. Проект министерство промышленности и торговли Российской Федерации (4)

    Реферат
    4.Оценка действующего российского законодательства, региональных стратегий (программ) развития торговли и системы государственного регулирования торговли 38
  3. Проект министерство промышленности и торговли Российской Федерации (2)

    Документ
    2.3.Характеристика нормативной правовой базы по социально-экономическому развитию и применению программно-целевых методов решения проблем в отраслях экономики и в субъектах Российской Федерации 52
  4. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности министерства промышленности и торговли российской федерации на 2010-2012 годы

    Доклад
    Приложение 3. Анализ взаимосвязей и вклада целей Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в достижение стратегических целей развития страны (в соответствии со структурой целей, предусмотренной Сводным докладом Правительства
  5. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности министерства промышленности и торговли российской федерации на 2009-2011 годы (1)

    Доклад
    Приложение 2. Анализ взаимосвязей и вклада целей Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в достижение стратегических целей развития страны (в соответствии со структурой целей, предусмотренной Сводным докладом Правительства

Другие похожие документы..