Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические указания'
Методические указания по выполнению курсовой работы на тему: «Организация предметно-замкнутого участка серийной сборки узлов киноаппаратуры» для студ...полностью>>
'Документ'
Колледж сегодня - это государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования, осуществляющее многоуровневую подготовку спе...полностью>>
'Конкурс'
Дмитрий Сергеевич Лихачев, российский ученый-литературовед, историк культуры, текстолог, публицист, общественный деятель, родился двадцать восьмого н...полностью>>
'Документ'
Ректор Карагандинского государственного технического университета, академик НАН РК Газалиев А.М., коллектив ведущих ученых ВУЗа и член Корпоративного...полностью>>

Урок по химии в 9 классе на тему: «Алюминий. Его физические и химические свойства. Применение»

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОУ СОШ с.Трескино

Колышлейского района

Пензенской области

Открытый урок

по химии

в 9 классе

на тему: «Алюминий.

Его физические и химические свойства. Применение».

Подготовила учитель химии

МОУ СОШ с. Трескино

Прокопенко Н.Е.

2008 – 2009 уч. год

Тема Алюминий. Физические и химические свойства.

Применение.

Цели:

Образовательные:

- актуализировать умения учащихся характеризовать химический элемент по его положению в П.С.;

- научить определять физические и химические свойства простого вещества в зависимости от строения его атомов;

- раскрыть способы применения алюминия в промышленности и быту в зависимости от его свойств.

Развивающие:

Используя демонстрационный и лабораторный эксперимент развивать:

- навыки планирования и проведения химических опытов;

-умения наблюдать химические явления;

- способность находить причинно-следственные связи между строением вещества, его свойствами и практическим применением.

Воспитательные:

Воспитывать:

- культуру проведения химического эксперимента;

- умение работать в группе

- интерес к предмету

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-исследование.

Основные методы: исследовательский, частично-поисковый.

Оборудование и реактивы: образцы алюминия в гранулах и пластинках, алюминиевая фольга и проволока, бенгальские огни; растворы серной, соляной, азотной кислот 1:5, концентрированная серная и азотная кислоты, бром, концентрированные растворы щелочей, раствор медного купороса;

пробирки, пробиркодержатели, спиртовки, спички, хлоркальциевая трубка с активированным углем, кристаллизатор с водой.

Ход урока

I Подготовка к восприятию нового материала

(5 мин)

Форма работы – фронтальная.

Я приветствую вас в нашей исследовательской лаборатории и предлагаю попробовать себя в роли настоящих ученых

Посмотрите, как красиво. Думаете наступил новый год – пока еще нет, это проект, над которым сегодня вы будете работать. Можете ли вы сказать, какое вещество применяют для изготовления бенгальского огня? Это алюминий. Вам предстоит выяснить

- Где в периодической системе находится алюминий и каково строение атомов этого химического элемента?

- Какими физическими свойствами будет обладать простое вещество алюминий?

- Каковы его химические свойства?

- Где вещество с такими свойствами может быть использовано?

Результаты своей работы будете фиксировать в рабочем журнале.

II Изучение нового материала (25 мин)

Формы работы - индивидуальная, групповая.

В графе №1 вашего рабочего журнала запишем тему исследования.

(слайд №1)

Итак, приступим к работе.

Найдите графу №2 в вашем рабочем журнале. Следуя инструкции, занесите в нее сведения о положении алюминия в П.С. и строении его атомов. (3 мин)

Сравните свой результат с правильным (слайд № 2)

А теперь, зная свойства атомов химического элемента алюминия, попробуем спрогнозировать свойства простого вещества. Проявления каких физических свойств у алюминия следует ожидать?

У вас три исследовательские группы. Каждая группа займет место за своим рабочим столом.

Первая группа исследует цвет, пластичность, плотность, температуру плавления алюминия.

Вторая группа характеризует электропроводность алюминия.

Третья группа – теплопроводность алюминия.

Возьмите инструктивную карту №1. Ознакомьтесь с заданием и техникой безопасности при его выполнении. Выполните задание. Зафиксируйте результат в графе № 3 рабочего журнала.

Доложите результаты исследований. Представители других групп будьте внимательны, внесите в соответствующие строки рабочего журнала нужную информацию.

Проверьте, так ли у вас получилось (слайд с физическими свойствами)

А теперь давайте изучим химические свойства алюминия

Вспоминаем, с какими веществами реагируют металлы?

Конечно же, с неметаллами. Проверим, так ли это. Одну реакцию мы с вами уже наблюдали в начале урока. Что же это было? С чем так красиво взаимодействовал алюминий? Запишем уравнение реакции. Составим электронный баланс. Расставим коэффициенты. ( ученик работает у доски )

А с какими неметаллами еще будет взаимодействовать алюминий? С галогенами. Давайте посмотрим как реагирует алюминий с бромом.

Демонстрационный эксперимент.

Взаимодействие алюминия с бромом

В пробирку наливают 1-2 мл брома и закрывают пробкой с хлоркальциевой трубкой, заполненной кусочками древесного угля (для поглощения брома). Пробирку закрепляют в лапке штатива и на случай, если она лопнет, подставляют кристаллизатор с водой. Открывают пробирку и бросают в нее небольшой кусочек алюминиевой проволоки или несколько листочков алюминиевой фольги (обертка из-под конфет).Пробирку снова закрывают пробкой с трубкой. Через несколько секунд кусочки алюминия начинают реагировать с бромом, раскаляются и передвигаются по поверхности брома. В хлоркальциевой трубке пары брома поглощаются углем.

Запишем уравнение реакции. Составим электронный баланс.

(ученик работает у доски 3 мин)

А как алюминий относится к воде? Ваши мамы готовят пищу в алюминиевой посуде? Происходят ли в ней химические изменения? Дети высказывают предположение, что алюминий с водой не реагирует. Менее активное железо покрывается ржавчиной, а алюминий очень устойчив. Почему?

Давайте проведем опыт. Обращайтесь к карте-инструкции №2 (3 мин) При 660 оС этот металл плавится; казалось бы, можно ожидать, что алюминий начнет капать на спиртовку. Но что мы видим? Вместо того чтобы плавиться, нагретый конец проволоки вдруг резко провисает. Вглядитесь получше, Попробуйте осторожно пошевелить его пинцетом. и вы увидите тонкий чехол, внутри которого находится расплавленный металл. Отложите исследуемый образец. Погасите спиртовки. Что же это за чехол? Из чего он сделан? Этот "чехол" - из оксида алюминия Аl2О3, вещества прочного и очень жаростойкого. Оксид тонким и плотным слоем покрывает поверхность алюминия и не дает ему дальше окисляться. А вот если эту пленку снять при помощи солей ртути, то алюминий будет вполне активным. Так как соли ртути очень ядовиты я предлагаю вам посмотреть видеозапись этого опыта.

РОЛИК.

Что же произошло? В растворе хлорида ртути (II) на поверхности алюминия образуется амальгама – сплав ртути с алюминием.

3HgCI2 + 2Al = 2AICI3 + 3Hg

Незащищенный оксидной пленкой алюминий прореагировал с водой.

2Al + 6 H2O = 2 Al(OH)3 + 3 H2    

Заполняем соответствующую графу таблицы.

А как алюминий ведет себя по отношению к кислотам? Снова работаем по группам.

Возьмите инструктивную карту №3. Выполните эксперимент, соблюдая технику безопасности.

Запишите уравнения реакций. Проверим. (у доски) Зафиксируйте результаты других групп. У вас были образцы разбавленных кислот, а у меня кислоты концентрированные. Посмотрим, что будет?

Делаем вывод, что с концентрированными кислотами реакции нет. Почему? А растворы щелочей? Будет ли идти реакция? Проверим. Для этого берем инструктивную карту №4.

Соблюдая технику безопасности выполняем опыт. Что происходит? Какие химические процессы при этом осуществляются?

а) растворение защитной пленки, образованной амфотерным оксидом;

Аl2O3 + NaOH +3H2O =2Na[Аl(OH)4]
б) взаимодействие алюминия с водой;

2 Аl + 6 H2O = 2 Аl(OH)3
в) взаимодействие образующегося амфотерного гидроксида со щелочью.

Аl(OH)3 + NaOH = Na[Аl(OH)4]
А как поведет себя алюминий по отношению к растворам солей малоактивных металлов? Выполните опыт в соответствии с инструктивной картой №5 Что же получилось? Образуется красный осадок. Это выделяется медь в свободном состоянии. Алюминий является восстановителем, поэтому он может вытеснять другие металлы, стоящие в ряду напряжений правее его из растворов солей. Запишем уравнение реакции (ребенок у доски)

2Al + 3CuSO4 —> 3Cu + Al2(SO4)3

III Выводы и обобщение по новому материалу ( 1 мин)

форма работы – фронтальная

Просмотрите свои рабочие журналы. Что же мы узнали? Какие задачи выполнили? А что осталось сделать? Определить, где же применяют алюминий и почему.

IV Применение полученных знаний на практике (4 мин )

форма работы – фронтальная

Проделаем эту работу. А заодно и посмотрим, насколько вы были внимательными исследователями.

Я буду называть вам область применения алюминия (показывается соответствующая картинка) а вы будете отвечать какие свойства этого металла позволяют его так использовать

1)Из алюминия делают провода. Почему?

2)Из алюминия и его сплавов делают самолеты. Почему?

4) Какое свойство алюминия позволяет получать из него фольгу?

5) Алюминиевую пудру применяют в качестве краски-серебрянки. Какое свойство алюминия позволяет получить краску такого цвета?

6) Баночки из под колы, обертка от конфет, фольга для запекания алюминиевые. Почему?

7)Мы Варим суп в алюминиевой кастрюльке? Почему?

8) В алюминиевом баке нельзя хранить квашеную капусту. Почему?

9)Концентрированную серную кислоту хранят в алюминиевых цистернах. Почему?

10) Один водитель слил в алюминиевый бидон щелочь с аккумулятора. Что произошло с посудой? Почему?

11) Можно ли медный купорос, который используют для защиты сада от вредителей, развести в алюминиевом ведре?

12) Производство алюминия растет с каждым годом. Почему? Вы уверены в ценности алюминия?

V Закрепление полученных знаний.

форма работы – групповая

А теперь выполним маленький тест, который покажет, как вы усвоили материал. (5мин)

Домашнее задание: параграф №13, упражнения №6-7; Заполнить графу рабочего журнала «применение алюминия»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Урок презентация по химии в 8 классе на тему: Предмет химии. Вещества

    Урок
    Урок «Предмет химии. Вещества» - это первый урок в Ведении, изучается в 8 классе. Учебник: Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, автор Габриелян О.
  2. Тема урока: Алюминий, его физические и химические свойства

    Урок
    Оборудование: алюминий, образцы соединений алюминия, кислоты серная, соляная, азотная (растворы и концентрированные), разбавленные и концентрированные растворы щелочей, пробирки, штатив пробирочный, спиртовка, спички, пробиркодержатель,
  3. Семенова Елена Анатольевна Цели урок

    Урок
    Продолжить формировать умения давать характеристику элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, на основе строения атома объяснять физические и химические свойства металла, прогнозировать его применение.
  4. Рабочая программа педагога Салимзяновой Ирины Владимировны, Iквалификационная категория по химии для 9 класса Рассмотрено на заседании

    Рабочая программа
    Рабочая программа по химии для учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы №1 г. Аткарска составлена на основе примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы курса химии для учащихся 8 - 11
  5. Календарно-тематическое планирование по химии, 9 класс

    Урок
    Знать строение атома, характер простого вещества; сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ, образованного соседними по периоду и подгруппе элементами; состав и характер высшего оксида; состав и характер высшего

Другие похожие документы..