Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1. Добродетель теплоты преисполнена и не только угли желания раздуть, но и самую душу в огонь превратить способна; может она и ум окрылить, отторгнув ...полностью>>
'Рабочая программа'
Целью занятий по детской хирургии со студентами субординаторами является углубление и совершенствование знаний по диагностике и лечению острых хирурги...полностью>>
'Документ'
К участию в открытом аукционе приглашаются все юридические лица независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и ...полностью>>
'Документ'
Економічна ефективність автоматизації управління: необхідність економічного обґрунтування ефективності автоматизації; критерій ефективності. Основні п...полностью>>

Факультет филологии и искусств (30)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет филологии и искусств

Регистрационный номер
рабочей программы учебной дисциплины:

код года утверждения

/

код факультета

/

Б3.16

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Лексикология и лексикография

Основной образовательной программы высшего профессионального образования

Подготовки по направлению

031100

Лингвистика

по профилю

Теоретическое и экспериментальное языкознание

для получения квалификации (степени)

Бакалавр

код дисциплины

Б3.16

по учебному плану

регистр. номер

форма обучения

Очная

виды промежуточной аттестации:

Зачётов

0

Экзаменов

1

Трудоёмкость учебной дисциплины

2

зачётных единицы

Санкт-Петербург

2009

Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины

1.1. Цели и результаты изучения дисциплины

Цель курса состоит в том, чтобы дать студентам представление о содержании теоретических проблем лексикологии, о разных аспектах, категориях и методах изучения слова в лексико-семантической системе языка. Задача курса заключается в том, чтобы познакомить студентов с историческими этапами в развитии проблем теоретической семантики и становления лексикологии и лексикографии как науки в их современном состоянии. Курс имеет вводдный пропедевтический характер. Он должен показать все статусные свойства слова как основной единицы языка и речи (на фоне других статусных единиц языка) и занять свое место в системе лингвистических дисциплин.

В результате усвоения курса студенты должны уметь назвать и понять основные проблемы теоретической лексикологии и лексикографии, освоить этапы ее развития, понимать и уметь пользоваться основными методами изучения лексических значений в лексикологии и лексикографии

1.2. Язык(и) обучения — русский

1.3. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) — среднее образование, курс Введение в языкознание

1.4. Перечень компетенций, формируемых при изучении дисциплины (с указанием кодов)

ОК-3 - способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук

ОК-4 - владение культурой мышления, способность аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

ПК-1 - способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теоретической лингвистики и основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации, лингвистического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития языкознания

ПК-2 - знание основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации; понимание сущности и значения информации в развитии современного общества

1.5. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимся при изучении дисциплины

— Знание основных проблемы теоретической лексикологии и лексикографии

— Умение пользоваться основными методами изучения лексических значений в лексикологии и лексикографии

1.6. Перечень и объём активных форм учебной работы по дисциплине

Семинар в объеме 16 академических часов

1.7. Организация изучения дисциплины, текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации

При заполнении раздела 1.7 рекомендуется указывать распределение трудоёмкости и объёмов учебной работы, а также рекомендуемые границы наполняемости учебных групп по модулям и видам учебной работы в форме таблицы:

Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Код модуля

Аудиторная учебная работа обучающихся

Самостоятельная работа

Объём активных форм учебной работы

Трудоёмкость

лекции

семинары

консультации

практические
занятия

лабораторные
работы

контрольные
работы

коллоквиумы

под руководством
преподавателя

в присутствии
преподавателя

без участия
преподавателя

по формам обучения

 Б3.16.1

16

16

10

22

часов

2

10 - 15

10 - 15

10-15

10-15

 

часов

зачётных
единиц

ИТОГО:

16

16

10

22

часов

зачётных
единиц

При заполнении раздела 1.7 рекомендуется указывать виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по модулям и видам учебной работы в форме таблицы:

Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля

Период
по учебному
графику

Промежуточная аттестация

Всего
зачётов и
экзаменов

Текущий контроль

Виды

Сроки

Формы

Сроки

по формам обучения

Б3.16.1

02-05

экзамен

25.05-31.05

 1

1.8. Структура и содержание учебной дисциплины

1. Разделы курса:

1.1. Вводный раздел: Предмет и статус теоретической лексикологии в современном языкознании.

1.2. Исторический экскурс: первый и второй этапы развития теории лексической семантики (1888–1950 годы).

1.3. Третий (современный) этап развития теоретической лексикологии (1950–1990 годы).

1.4. Теоретические аспекты современной лексикографии.

2. Темы и краткое содержание:

2.1. Вводный раздел: Предмет и статус теоретической лексикологии в современном языкознании

2.1.1. Предмет и статус лексикологии и семасиологии в системе лингвистических дисциплин. Аспекты изучения и его значения в современной теоретической лингвистике.

2.1.2. Слово как знаковая единица языка и его отличие от других знаков. Структуры и типы словесных знаков по характеру функций в языке и речи. Асимметрия в структуре словесных знаков.

2.1.3. Слово и его варианты. Проблема тождества и отдельности слова в трактовке А.И. Смирницкого, О.С. Ахмановой и В.В. Виноградова. Типы экспонентного варьирования слов в литературном языке и диалектах. Понятие о лексических и этимологических дублетах.

2.1.4. Содержательное варьирование слова и его предел. Лексико-семантические варианты и грамматические формы слова, их фиксация в словарях. Полисемия и амонимия. Разные точки зрения на полисемию в языке, речи и словаре. Типы лексических омонимов, метафора и метонимия как основные модели развития полисемии слова.

2.1.5. Компонентный анализ содержания лексического значения (ЛЗ): предметноая и понятийная отнесенность слова, мотивационное и словообразовательное значение, коннотации. Слова и типы слов, не имеющие номинативной функции.

2.2. Исторический экскурс: первый и второй этапы развития теории лексической семантики (1880–1950 годы)

2.2.1. Три этапа в развитии теории лексической семантики. Начальный этап — конец XIX в.: семасиологическая концепция Г. Пауля по книге «Принципы истории языка» (1880). Разработка путей и типов изменения значений слов в истории языка в аспекте основных семасиологических оппозиций лексического значения: узуальная—окказиональная, конкретная—абстрактная, нарицательная—собственная (проприальная).

2.2.2. Учение А.А. Потебни о слове и типологии ЛЗ с точки зрения когнитивного подхода: формальные—вещественные, ближайшие—дальнейшие, общие—личные. Трактовка полисемии и внутренней формы слова и языка в его книге «Из записок по русской грамматике» (1889).

2.2.3. Второй этап развития теории лексического значения в зарубежном языкознании. Структура ЛЗ полнозначного слова в трактовке разных школ и ученых первой половины XX в., Г. Шухардт и школа «Слова и вещи», сближение гносеологического и семиологического подходов теории ЛЗ; 2) Семантический треугольник И.А. Ричардса и С.К. Огдена как модель структуры ЛЗ; 3) Теория Зыковых и понятийных полей Й. Трира, Г. Ибсена и др.

2.3. Современный этап развития теоретической лексикологии (1950—1990 годы)

2.3.1. Типология ЛЗ в концепции В.В. Виноградова и дискуссия о значении слова на страницах журнала «Вопросы языкознания» (1953–1955 годы). Концептуальные теории ЛЗ в работах А.И. Смирницкого, Л.С. Ковтун, С.Д. Кацнельсона и др. Книга В.А. Звегинцева «Семасиология» (1957).

2.3.2. Лексико-семантическая система языка, ее парадигматика и синтагматика. Значение и значимость слова; типы системных отношений в лексике: лексико-грамматические поля, семантические поля и лексико-семантические группы слов (ЛСГ), тематические, идеографические и ассоциативные группировки в лексике. Синонимические ряды (гнезда) и антонимические пары. Гиперонимо-гипонимические отношения в лексике. Компонентный анализ значений слов в составе ЛСГ. Современные методы изучения ЛЗ.

2.3.3. ЛЗ слова в аспекте синтагматики. Сочетаемость слова и ее типы: синтаксическая, семантическая и фразеологическая. Предмет фразеологии и основные типы фразеологических единиц в трактовке разных ученых и школ. Статусные свойства фразеологических единиц в концепции В.М. Мокиенко. Предмет фразеографии и типы фразеологических словарей.

2.4. Теоретические аспекты современной лексикографии

2.4.1. Предмет лексикографии, ее аспекты и проблемы. Основные положения и типологические оппозиции в статье Л.В. Щербы «Опыт общей теории лексикографии» (1940). Предмет и задачи академического словаря и словаря языка писателя в трактовке Л.В. Щербы, отличие словарей лингвистических от энциклопедических.

2.4.2. Общая типология лингвистических словарей. Типы одноязычных толковых словарей, их материал (словник) и задачи описания слова. Типы словарей-справочников, или аспектных словарей, их прикладной характер. История и типы словарей языка писателей: толковые (с нормативным и стилистическим уклоном), конкордансы, глоссарии, индексы, частотные; полные и дифференциальные, биографические и энциклопедические.

2.4.3. Типы диалектных словарей: тезаурусы, сводные, региональные, отдельного селения или носителя языка: полные и дифференциальные. Типы словарей исторического профиля: исторические, историко-этимологические, этимологические (одного или группы родственных языков), к отдельному историческому памятнику. Их материал, словник и способы описания слова. Цели и задачи каждого типа.

2.4.4. Структура словарной статьи в толковом одноязычно и двуязычном словаре: способы описания значений и сочетаемости слова. Их типы, пометы, иллюстрация значений, реальные толкования и т. д. Проблемы и типы двуязычных словарей.

2.4.5. Лингвострановедческая теория слова и некоторые вопросы учебной лексикографии. Основные типы учебных словарей: одноязычные—двуязычные; толковые—тематические—грамматические—страноведческие и т. д. Словари-ономастиконы и их типы, проблемы учебной лексикографии: организация словника, способы семантизации значений слов и фразеологических единиц — в зависимости от уровня обучения и пользователя.

3. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу

3.1. Что изучает лингвистическая семантика.

3.2. Что такое слово как единица языка и речи?

3.3. Какие аспекты в изучении слова относятся к синхронии, а какие к диахронии?

3.4. Каковы типы словесных знаков в системе языка и их основные функции?

3.5. Как доказывается тождество слова в его семантических и грамматических вариантах?

3.6. Из чего состоит структура значения полнозначного слова, что такое полисемия слова?

3.8. Каковы основные типы вариантов слова в языке и речи?

3.9. Назовите типы омонимов в языке и способы из разграничения.

3.10. Чем отличается метафора от метонимии? Назовите сферы их употребления и функции.

3.11. Каковы этапы в развитии теории лексической семантики в XIX–XX веках? В чем состоит специфика первого этапа?

3.12. Каковы основные положения семасиологической концепции Г. Пауля?

3.13. Какова типология языковых значений по А.А. Потебне?

3.14. Что такое «семантический треугольник» как модель структуры лексического значения?

3.15. Как строится модель поля в лингвистике и каково ее применение к разным сферам в семантике языка?

3.16. В чем специфика третьего этапа в развитии теоретической лексикологии?

3.17. Каковы основные параметры изучения лексической системы языка?

3.18. Чем отличается значение слова от его значимости?

3.19. Какие семантические отношения в лексике относятся к парадигматике, а какие к синтагматике?

3.20. Что изучает фразеология и каковы типы устойчивых сочетаний в концепциях разных ученых?

3.21. Каковы методы изучения лексических значений в современном языкознании?

3.22. Предмет лексикографии и ее аспекты.

3.23. Основные типы словарей в оппозициях Л.В. Щербы.

3.24. В чем отличие словарей лингвистических от энциклопедических?

3.25. В чем задача словарей двуязычных? Назовите их типы и назначение.

3.26. Каковы типы словарей по языку писателя, их задачи и способы описания слова?

3.27. Каковы типы словарей исторического профиля, их задачи и способы описания лексики?

3.28. Каковы типы словарей диалектных, их задачи и способы описания лексики?

3.29. Каковы задачи учебной лексикографии и типы учебных словарей?

3.30. Что описывают словари-ономастиконы? Назовите их разряды и типы.

Раздел 2. Обеспечение учебной дисциплины

2.1. Методическое обеспечение учебной дисциплины

2.1.1.

Методическое обеспечение аудиторной работы

Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М.; 1987; 1997; 2005.

Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография / Хрестоматия. — Сост. Л.А. Ивашко, И.С. Лутовинова, Д.М. Поцепня и др. — СПб., 2002.

2.1.2.

Методическое обеспечение самостоятельной работы

Звегинцев В. А. Семасиология. М.; 1957. Гл. IV.

2.1.3.

Методические материалы для проведения текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине (контрольно-измерительные материалы)

отсутствуют

2.2. Кадровое обеспечение учебной дисциплины

2.2.1.

Требования к образованию и (или) квалификации штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины

Преподаватели должны иметь базовое образование, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины.

2.2.2.

Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и (или) иным
персоналом

отсутствуют

2.2.3.

Методические материалы для оценки обучающимися содержания и
качества учебного процесса

АНКЕТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

1. Удовлетворены ли Вы полученными знаниями, умениями и навыками? Способствовал ли курс повышению Вашего образования?

2. Вызвал ли курс интерес к предмету изучения? Какие аспекты курса вызвали у Вас наибольший интерес?

3. Захотели ли Вы изучать родственные по тематике курсы и литературу по данной теме? Способствовал ли курс обдумыванию и обсуждению предмета вне учебных занятий?

 4. Отметьте сильные и слабые стороны курса. Стали бы Вы рекомендовать курс другим студентам и почему? 

5. Ваше общее мнение о преподавателе. Прокомментируйте отличительные качества преподавателя, определившие Вашу оценку. Стали бы Вы рекомендовать этого преподавателя другим студентам и почему?

 6. Ваши дополнительные комментарии или пожелания:

2.3. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины

2.3.1.

Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий

Для проведения лекционных занятий – аудитория вместительностью 10-15 человек.

2.3.2.

Требования к аудиторному оборудованию, в том числе к неспециализированному компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования

отсутствуют

2.3.3.

Требования к специализированному оборудованию

отсутствуют

2.3.4.

Требования к специализированному программному обеспечению

2.3.5.

Требования к перечню и объёму расходных материалов

Картриджи и бумага для копировально-множительной техники, картриджи для принтеров.

2.4. Информационное обеспечение учебной дисциплины

2.4.1.

Список обязательной литературы

Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова // Избр. труды: Лексикология и лексикография. М., 1977. С. 162–189.

Зиндер Р. Л., Маслов Ю. С. Л. В. Щерба — лингвист-теоретик и педагог. Л., 1982. Раздел: Лексикология и лексикография.

Ковтун Л. С. О значении слова // Вопросы языкознания. 1955. № 5 .

Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М.; 1987; 1997; 2005.

Смирницкий А. И. Лексикология английского языка. М.; 1956. Гл. 1–2.

Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография / Хрестоматия. — Сост. Л.А. Ивашко, И.С. Лутовинова, Д.М. Поцепня и др. — СПб., 2002.

Фомина М.Н. Современный русский язык. Лексикология. М.; 1990. § 1–33; 59–66.

Фонякова О. И. Очерк развития писательской лексикографии в отечественном языкознании // Из истории науки о языке: сб. статей памяти Ю. С. Маслова. СПб., 1993.

Фонякова О. И. Из истории лексико-семантических исследований // Материалы XXVI Межвуз. науч.-метод. конференции 11–14 марта 1997 г. Вып. 4: Общее языкознание. СПб., 1997.

Щерба Л. В. Опыт общей теории лексикографии // Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.

2.4.2.

Список дополнительной литературы

Берков В. П. Введение Двуязычная лексикография: Учебник. СПб., 1996.

Звегинцев В. А. Семасиология. М.; 1957. Гл. IV.

Новиков Л. А. Семантика русского языка. М; 1982.

Пауль Г. Принципы истории языка / Пер. с нем. М.; 1962. Гл. VI.

Потебня А. А. Из записок по русской грамматике. Т. 1–2. М.; 1958. — Введение, с. 16–20.

Скляревская Г. Н. Метафора в системе языка. СПб., 1993.

Шмелев Д. Н. Проблемы семантического анализа лексики. М.; 1973.

Словари

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. (Любое изд.).

Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова: В 4-х т. М., 1934–1940.

Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. М; Л., 1948–1965.

Словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. М., 1981 (2- изд.).

Словарь языка Пушкина: В 4-х т. М.; 1956–1961.

Словарь автобиографической трилогии М. Горького: В 6 вып. с приложением Словаря имен собственных. СПб.; 1974–1990.

Мокиенко В. М., Фелицына В. П. Русский фразеологический словарь для иностранцев. М., 1999.

Псковский областной словарь с историческими данными. Вып. 1–15. СПб., 1967–2004.

Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка: В 3-х т. (Любое издание).

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т. (любое издание).

Большой энциклопедический словарь: Языкознание. М.; 1998.

2.4.3.

Перечень иных информационных источников

Раздел 3. Процедура разработки и утверждение

рабочей программы учебной дисциплины

Разработчик(и) рабочей программы учебной дисциплины

Фамилия, имя, отчество

Учёная
степень

Учёное
звание

Должность

Контактная информация
(служебный адрес электронной почты, служебный телефон)

Фонякова Ольга Игоревна

к.ф.н. 

 

доцент кафедры общего языкознания СПбГУ 

328-95-10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с порядком организации внутренней и внешней экспертизы

образовательных программ, установленных приказом первого проректора

по учебной работе от 18.02.2009 № 195/1, проведена двухуровневая экспертиза:

первый уровень
(оценка качества содержания программы и применяемых педагогических технологий)

Наименование кафедры

Дата заседания

№ протокола

  кафедра общего языкознания

 30.09.2009

 2

 

 

 

второй уровень
(соответствие целям подготовки и учебному плану образовательной программы)

Экспертиза второго уровня выполнена в порядке, установленном приказом

должностное лицо

дата приказа

приказа

Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа

 

 

 

Иные документы об оценке качества рабочей программы учебной дисциплины

Документ об оценке качества

Дата документа

№ документа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утверждение рабочей программы учебной дисциплины

Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа

 

 

 

Внесение изменений в рабочую программу учебной дисциплины

Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Факультет филологии и искусств (6)

    Документ
    Цель курса: рассмотреть историю русской литературы 20-го века как целостную систему, охарактеризовать литературный процесс, дать представление о развитии различных эстетических систем.
  2. Факультет филологии и искусств (23)

    Документ
    Цель курса состоит в том, чтобы дать слушателям представление о важнейших явлениях русской литературы революционной эпохи (между первой и второй мировыми войнами).
  3. Факультет филологии и искусств (22)

    Документ
    Рабочая программа учебной дисциплины может соответствовать одному или нескольким учебным планам образовательных программ, в том числе по различным формам обучения,
  4. Факультет филологии и искусств (24)

    Документ
    Цель курса состоит в том, чтобы расширить и углубить подготовку студентов-филологов в области отдельных балканских культур (албанской, новогреческой, румынской, болгарской, македонской и сербской) и заложить фундаментальные знания
  5. Факультет филологии и искусств (2)

    Документ
    Цель курса: представить сложную картину литературной жизни России в 20 веке, охарактеризовать значение этой эпохи, продемонстрировать динамику процессов литературного развития.
  6. Факультет филологии и искусств (26)

    Документ
    Цель курса: представить сложную картину литературной жизни России в 20 веке, охарактеризовать значение этой эпохи, продемонстрировать сложную динамику процессов литературного развития.

Другие похожие документы..