Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая учебная программа'
Данный курс изучается в рамках вариативной части профессионального цикла. Его изучение основывается на таких общематематических понятиях, как множест...полностью>>
'Документ'
Современный мир и увлечения школьника, в первую очередь обилие компьютерных ресурсов, окружающих ребенка, требуют новых подходов и образовательных ме...полностью>>
'Методические указания'
1.Знать правила взятия и транспортировки в лабораторию исследуемого материала, схемы микробиологического исследования при менингококковой инфекции, д...полностью>>
'Документ'
В одной школе была небольшая библиотека. В этой старой библиотеке жили - поживали и новые, и довольно потрёпанные книжки. А в самом тёмном углу на по...полностью>>

Урок кубановедения в 7 классе Тема: «Быт и культура адыгов и казаков»

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Урок кубановедения в 7 классе

Тема: «Быт и культура адыгов и казаков»

Цели урока:

образовательные: познакомить учащихся с бытом и культурой адыгов и казаков; уметь находить взаимосвязь между современной жизнью Кубани и историческими корнями;

воспитательные: воспитывать чувство уважения к традициям, обычаям и культуре адыгов, интерес к прошлому, традициям кубанского казачества;

развивающие: развивать речь, логическое мышление школьников, творческие способности, умение работать с книгами.

Оборудование:

фотографии, выставка книг по теме;

предметы быта казаков: серп, прялка, кинжал, макитра, крынка, рогач, веретено, коромысло, рубель, рушники; мультимедийное оборудование.

Ход урока:

  • Орг. момент.

1.Вступительное слово учителя.

Я спешу сказать вам «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам «Благости!»,

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам «Радости,

Удач, успехов и везения!»,

Чтоб пожелать вам в этом классе

Прекраснейшего настроения!

Сегодня необычный урок – исследование. Итак, мы начинаем.

Включите, пожалуйста, заставку.

В эфире «Журналистское исследование». (Название на экране)

Тема исследования: «Быт и культура адыгов и казаков».

Эпиграф:

Кубань,

Моя родная сторона,

К тебе тянусь я сердцем неизменно,

Да будет прошлое твоё нетленно,

В трудах своих да будь благословенна,

Кубань,

Моя родная сторона, -

Пусть новые взрастают семена

И вечно

Житница твоя полна.

Какие только теплые слова, объяснения в любви родной Кубани не пишут поэты! В них и нежность, и забота, и гордость за родную сторонушку, за людей, которые здесь живут. Не зря говорил поэт: «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего»

Так вернемся в прошлое, ощутим прелесть и красоту кубанских просторов, умение жить в ладу с собой, с окружающими людьми, окружающей природой.

  • Работа над новой темой.

Ведущая. Журналистское исследование продолжаем.

Осанкой, изящной посадкой и красотой оружия своих соседей любовались казаки. (На интерактивной доске появляются слайды).

Ведущая.

- Как вы думаете, когда так говорят: «Мой дом – моя крепость»? Под этим изречением казаки с полным основанием могли подписаться: казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонительное сооружение.

- Назовите слова – синонимы к слову «дом».

Жилье – изба – хата – курень (постепенно слова появляются на мультимедийной доске)

- Что же такое курень?

- Слово «курень» монгольское. От «куриться», т.е. пускать легкий дым. Монголы куренем называли кочевье, окруженное телегами, и отряд, оборонявший этот укрепленный лагерь.

- Куренем у запорожцев назывался полк.

- Традиционно жилой дом на Дону на Кубани и у запорожских казаков тоже называли куренем.

- Слово «курень» обозначает круглый, ещё шире – гармоничный. Получается, что это слово многозначное.

1-й журналист:

Жилища (хаты-курени) казаки строили из местных природных материалов (соломы, камыша, хвороста, глины, турлука). Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, баз для скота, криница (колодец), летняя печь (кабыца), навес для повозок. Оградой служил плетень из хвороста или камыша, на который казачки вывешивали кувшины и макитры для просушки. Под одну крышу - сарай, за ним подкат для арбы. В жилой комнате большое место занимала печь, в которой готовили еду и на которой спали. В углу стоял рукомойник с вышитыми утирками и рушниками.

2-й журналист:

Страстная неделя перед Пасхой, когда казачки белили хаты, называлась Белой. Для четырёхскатной крыши заготовлялся чистый сухой камыш, который срезали поздней осенью серпами. Из тростника вязались снопы — «кулыки». Здесь были свои секреты: как вязать снопы, как ряд за рядом выкладывать, как крепить покрытия. Со строительством дома были связаны специальные обряды, направленные на обеспечение благополучия в семье и изобилия в хозяйстве. При закладке дома, например, на место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья — «что бы всё водилось». Сволок — деревянные несущие брусья, на которые настилался потолок, — поднимали не голыми руками, a на полотенцах, «чтобы в доме не было пусто». Обязательно звали в новое жилище домового, или, как говорили на Кубани, «хозяинa».

Ведущая.

- Уважаемые журналисты, а вам известно, что было в хате казака?

(Запись в блокноты журналиста об утвари, текст высвечивается на интерактивной доске).

Баклага

Бальзанка

Бодня

Ваганы

Глэчик

Дижа

Каганец

Рогач

плоский сосуд с крышкой или пробкой

посуда для масла или керосина

кадушка для сала

корыто для стирки белья

глиняный кувшин

квашня

самодельная лампа

ухват для постановки чугунков и горшков в печь

Ведущая.

- Что в жизни к нам приходит неожиданно и бывает нужно? Реклама

Реклама.

- 1. Милые девушки и женщины!

Хотите иметь красивую плавную походку, волнующий изгиб спины, воспользуйтесь этим предметом. Что это? Угадайте загадку.

Концами над водой висит,

Середкой на плече лежит.

(Коромысло)

2. Обязательно! Обязательно! Обязательно имейте этот предмет в доме.

Чем больше свинка бегает,

Тем больше толстеет.

(Веретено)

Вяжите тепленькие носочки и варежки! Сделанное своими руками – греет душу!

Продолжаем телепередачу.

Ведущая. Прошу присутствующих коллег – журналистов выполнить задание.

- Прочитайте описание старинного кубанского жилища. Объясните значение выделенных слов (текст на интерактивной доске).

В переднем углу, под образами стоял стол, накрытый белой полотняной скатертью. На столе – паляница. Перед образами три цветных лампадки. Из переднего угла до стола и почти до двери тянется широкая лава. Налево от двери – большая печь, возле неё стол с каганцом. Возле лавы – ступа.

Образа – иконы святых

паляница – булка белого хлеба

лампадки – небольшой сосуд с маслом, зажигаемым перед иконами

лава – скамья

каганец – самодельная лампа

ступа – толчея.

Ведущая.

- Юные коллеги! Вы видите на выставке на столе подлинные вещи, находившиеся в хате казака. Прошу назвать эти предметы, зачем они нужны были объяснить.

- Мы с вами уже знаем много о национальной одежде адыгов. Среди нас есть журналисты, которые надевали форму казака и многое о ней узнали.

1-журналист:

Казаки были одеты в темно-синие черкески с шестнадцатью напатронниками и красными погонами. Под мундиром краснел архалук, голова была покрыта круглой кубанкой с красным верхом. В летнее и весеннее время казаки носят легкий бешмет, в зимнее - прибавляются бурка и башлык. В праздничное время казаки надевают атласные бешметы, оправленные серебром; опойковые со скрипом сапоги, суконные форменные штаны опоясаны ременным поясом с серебряным набором и кинжалом.

Ведущая.

- Продолжаем подводить итоги нашего исследования.

Какие традиции казаков вы знаете ещё?

(Рассказ детей)

- Казаки любили песни. В них отражены нелегкая судьба казачества, труд и подвиг, любовные переживания, понимание того, что жизнь каждого отдельного казака имеет высший смысл только тогда, когда она связана с ушедшими и будущими поколениями.

- В конце нашей телепередачи разрешите предоставить слово Атаману Анапсого РКО казачьему полковнику В.Верстунину.

  • Творческий отчет (домашнее задание):

  • написать заметку: «Земля отцов – моя земля»;

  • подготовить презентацию «Быт и культура казаков и адыгов».

Использованная литература:

  • Аутлев М.Г. Адыги и русские: дорогами второго тысячелетия. – Краснодар, 2000

  • Горлова И., Манаенков А, Лях В. Культура кубанских станиц. – Краснодар, 1993

  • История Кубани. Краснодарский край, Республика Адыгея. – Москва, Дрофа, 1997

  • Маслов А.В. Кубанская старина. – Краснодар: ОИПЦ Перспективы образования, 2006

  • Ратушняк В.Н. Родная Кубань. – Краснодар, 2003

  • Трёхбратов Б.А. История Кубани с древнейших времён до конца 18 века. Учебник для 6-7 классов. - Краснодар, 2003



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тема : «Быт и культура адыгов и казаков»

    Урок
    Цели урока: образовательные: познакомить учащихся с бытом и культурой адыгов и казаков; уметь находить взаимосвязь между современной жизнью Кубани и историческими корнями; воспитательные: воспитывать чувство уважения к традициям,
  2. Тема : «Русские народные традиции»

    Внеклассное мероприятие
    Оборудование: костюмы скоморохов, русские народные костюмы для девочек, косюм журавля и лисы, канат для перетягивания, чучело Масленицы, металлический поднос для сжигания чучела.
  3. Задачи курса: комплексное изучение своей малой родины в общероссийском контексте, адекватное современному уровню знаний; воспитание патриотизма и гражданственности

    Пояснительная записка
    Цель курса: систематизация знаний о Кубани, накопленных в различных предметных областях, выявление общего и особенного в развитии российского социума и региона, а также создание целостного представления о Кубани как самобытной части
  4. План Как называется край, в котором мы живем? Что вы можете сказать о поверхности нашего края?

    Рассказ
    Цели: познакомить с формами поверхности Краснодарского края; развивать речь, познавательный интерес, наблюдательность, внимание; воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
  5. Утверждено (4)

    Основная образовательная программа
    Разработка основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 10 осуществлялась самостоятельно с привлечением органов самоуправления  (Управляющий

Другие похожие документы..