Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
SWOT – это акроним слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы). Внутренняя обстановка ф...полностью>>
'Документ'
У статті розглянуто процес формування та реалізації інноваційних можливостей суспільства у складі загального процесу соціально-економічного розвитку....полностью>>
'Реферат'
Все мы знаем, как велико значение семьи в жизни каждого человека, общества и государства. Именно семья для каждого человека — неисчерпаемый источник ...полностью>>
'Программа'
Программа предназначена для обучения неэлектротехнического персонала организации основным положениям мер безопасности при использовании электрооборуд...полностью>>

Рекомендации по оформлению диссертации практическое руководство для аспирантов и соискателей учёных степеней

Главная > Руководство
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА

Л.В. Мац, О.А. Масликова

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОФОРМЛЕНИЮ ДИССЕРТАЦИИ

Практическое руководство
для аспирантов и соискателей учёных степеней

Санкт- Петербург

2005

С О Д Е Р Ж А Н И Е

С О Д Е Р Ж А Н И Е 3

ОФОРМЛЕНИЕ ТЕКСТА 5

Выбор бумаги 5

Оформление страниц 5

Нумерация страниц 5

Шрифтовое оформление 5

Объем текста кандидатской диссертации 5

Рубрикация 6

Заголовки 6

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ 7

Титульный лист 7

Оглавление 7

Введение 8

Основная часть 8

Заключение 8

Библиографический список 9

Приложения 9

ЯЗЫК И СТИЛЬ 10

Стиль 10

Языковые средства 10

Применение законов логики 11

Точность, ясность, простота речи 11

Оформление цитат 11

Библиографический аппарат диссертации 13

Библиографическое описание документов 13

Виды библиографических описаний 14

Примеры библиографических записей 14

Книги 14

Составные части документов 17

Электронные ресурсы 18

Библиографические списки 19

Библиографические ссылки, сноски и примечания 20

Подстрочные ссылки 20

Внутритекстовые ссылки 21

Затекстовые ссылки 21

Примечания 21

Представление отдельных видов иллюстративного материала 22

Таблицы 22

Формулы 22

Иллюстрации 23

Автореферат 24

Общие требования 24

Структура 24

Оформление автореферата 25

Издание автореферата 25

Публикация научных результатов 26

Депонированные рукописи 26

Публикация в вузовских издательствах 26

Соавторство 27

Учет объема опубликованных работ 28

Библиографический список 29

ОФОРМЛЕНИЕ ТЕКСТА

      • Выбор бумаги

      • Оформление страниц

      • Нумерация страниц

      • Шрифтовое оформление

      • Объем текста

      • Рубрикация

      • Заголовки

Выбор бумаги

Наиболее подходящим форматом бумаги является формат А4 (ширина - 210, высота - 297 мм).

Бумага должна быть одного сорта белого или умеренно белого цвета с плотностью 70 - 80 г/см2 (печатный текст не должен проступать с обратной стороны).

Оформление страниц

При оформлении страниц диссертации рекомендуются следующие поля:

  • левое - 30 мм,

  • правое - 10 мм,

  • верхнее - 20 мм,

  • нижнее - 20 мм.

Нумерация страниц

Номера страниц проставляются сверху посередине. Размер шрифта, используемого для нумерации должен быть меньше, чем у основного текста. Тип шрифта лучше использовать тот же самый.

Первой страницей считается титульный лист, но на нем и на следующей за ним странице с оглавлением цифра не ставится. Работа нумеруется, начиная с третьей страницы. Нумерацию делают сквозной как для текста, так и для графических материалов.

Иногда на некоторых рисунках, например на картах, номер страницы негде проставить. В этом случае его не пишут вообще, но этот лист включают в порядковую нумерацию.

Шрифтовое оформление

Размер шрифта - 14. Для оформления основного текста диссертации лучше всего подходит шрифт - Таймс (Times New Roman), для заголовков - Ариэл (Arial), они легко читаются. В качестве базового стиля обычно используется стиль с именем Обычный, имеющий некоторый стандартный набор параметров для набора текста.

В одной работе рекомендуется использовать не более трех различных шрифтов. Выбор шрифтов осуществляется самостоятельно.

Рекомендуемый межстрочный интервал - полуторный или двойной (в зависимости от объема рукописи).

В основном тексте используется выравнивание по ширине.

Объем текста кандидатской диссертации

Строго не регламентирован. Как правило, он находится в пределах 150 страниц, по гуманитарным наукам может быть увеличен на 20 – 30 %.

Рубрикация

Деление текста рукописи на составные части называют рубрикацией.

Простейшей рубрикой является абзац – отступ вправо в начале первой строки каждой части текста. Каждый абзац начинается с красной строки и включает самостоятельную мысль, которая состоит из одного или нескольких предложений. Красная строка начинается отступом от левого вертикального поля на 1,5 см. Отсутствие красных строк затрудняет чтение и понимание текста.

Деление текста на структурные части осуществляется с учетом логических правил деления понятия. Более крупные рубрики могут получать словесные наименования - часть, раздел, глава, параграф и т.д.; рубрики могут быть отмечены также цифрами или буквами. Абзацы одного параграфа или главы должны быть по смыслу последовательно связаны друг с другом.

При делении текста на рубрики важно учитывать, что:

  • рубрик одного ранга в тексте должно быть не менее двух;

  • однотипные средства рубрикации (слова, цифры, буквы) могут применяться по отношению лишь к однотипным (по назначению, по месту в структуре текста) частям;

  • комбинированные способы нумерации требуют строгого соблюдения правил пунктуации.

В настоящее время в научных текстах широко применяется цифровая система нумерации. Каждая составная часть текста, соответствующая понятиям части, раздела, главы, параграфа, пункта, подпункта, получает свой номер (номера обозначаются арабскими цифрами; после каждой цифры ставится точка). Номер самой крупной части текста (например, раздел) состоит из одной цифры. На второй ступени деления составная часть получает номер из двух цифр, на третьей - из трех и т.д. Использование этой системы нумерации позволяет не употреблять слов «часть», «раздел», «глава», «параграф» и т.д.

Допустим, текст состоит из трех разделов: 1, 2 и 3. Каждый из разделов делится на главы. Главы первого раздела будут иметь номера, состоящие из двух цифр 1.1, 1.2, 1.3 (первая цифра обозначает номер раздела, вторая - номер главы); главы второго раздела будут иметь номера 2.1, 2.2, 2.3, и т.д. Если главы делятся на параграфы, то параграфы первой главы первого раздела будут иметь номера 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3; параграфы второй главы первого раздела - номера 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3, а параграфы второй главы второго раздела - номера 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3 и т.д. Этот принцип распространяется на все составные части и при последующем членении текста.

Заголовки

Заголовки и подзаголовки – важное средство рубрикации. Заголовок позволяет в предельно краткой форме отразить тематику научной работы, а нередко и ее основную идею. Заголовок должен строго соответствовать содержанию работы (или ее части), быть логически полноценным и непротиворечивым, по возможности кратким.

Заголовки располагают посредине страницы без точки на конце. Подчеркивание и перенос слова в заголовке не допускается. Запрещается отрывать заголовки от основного текста.

В тексте диссертации рекомендуется использовать заголовки различных уровней. Их вид задается автоматически и предопределяется соответствующим стилем.

Заголовки структурных частей работы «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» и др. печатаются прописными буквами симметрично тексту.

Заголовки разделов печатаются строчными буквами (кроме первой прописной) с абзаца.

Если заголовок состоит из двух или более предложений, эти предложения их разделяют точкой. В конце последнего предложения точка не ставится.

Заголовки глав, параграфов, разделов отделяются от текста дополнительным интервалом.

Каждую структурную часть работы следует начинать с нового листа.

 

 

 

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ

  • Титульный лист

  • Оглавление

  • Введение

  • Основная часть

  • Заключение

  • Библиографический список

  • Приложения

Титульный лист

На титульном листе должны быть приведены следующие сведения:

  • наименование высшего учебного заведения или научного учреждения, где выполнена диссертационная работа;

  • индекс УДК;

  • фамилия, имя отчество автора;

  • название диссертации;

  • шифр и наименование специальности, согласно действующей номенклатуре специальностей научных работников;

  • искомая степень;

  • ученая степень, ученое звание, фамилия, имя, отчество научного руководителя;

  • город;

  • год.

На титульном листе обязательно указывается гриф «На правах рукописи».

Оглавление

Оглавление раскрывает в краткой форме содержание работы.

Оглавление включает в себя названия структурных частей диссертации, названия всех глав, разделов и подразделов с указанием номеров страниц, на которых помещается начало материала соответствующих частей диссертации.

Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать их, давать в другой формулировке или последовательности нельзя.

Заголовки одинаковых ступеней рубрикации располагаются друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три – пять знаков вправо.

Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы.

Оглавление дается вначале, т. к. это дает возможность сразу увидеть структуру работы.

Введение

Введение содержит все необходимые квалификационные характеристики работы. Здесь обосновываются актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указывается избранный метод (или методы) исследования, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов, а также отмечаются положения, которые выносятся на защиту.

Во введении указывается, на каком конкретном материале выполнена диссертация. Здесь также дается характеристика основных источников получения информации.

Обязательная часть введения - краткий обзор литературы по рассматриваемому вопросу. Здесь важно уметь отделить основную литературу от менее существенной. Это имеет немаловажное значение, так как позволяет определить положение работы в общей структуре публикаций по данной теме.

Обосновывается также выбранная методология проведенного исследования.

В конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, т. е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

Основная часть

В главах основной части работы отражаются материалы, методы, экспериментальные данные, обобщения и выводы самого исследования. При написании этого раздела нужно мысленно сформулировать вопросы по предлагаемому материалу, и в соответствии с этим дать по ним исчерпывающий ответ. Особое внимание следует обращать на точность используемых в тексте слов и выражений, не допускать возможности двусмысленного их толкования.

В основной части можно выделить стандартные подразделы. В подавляющем большинстве случаев работы делятся на теоретическую и практическую части. В теоретической части излагаются и анализируются наиболее общие положения, касающиеся данной темы; в практической части рассматривается конкретный текстовой или эмпирический материал. Последовательность расположения указанных частей зависит от предпочтений автора, а также от предпочтений научного руководителя. Некоторые исследователи предпочитают проанализировать конкретный материал, а затем на основе этого анализа сделать теоретические обобщения; другие сначала описывают основные положения и гипотезы, а затем применяют или проверяют их на конкретном материале.

Необходимо, чтобы все разделы и подразделы были соизмеримыми друг с другом, как по детальности структурного деления, так и по объему.

Заключение

В заключении подводятся итоги проведенного исследования, формулируются выводы, которые выносятся на публичную защиту. Выводы не должны подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих их краткое резюме, а должны содержать то новое, существенное, что составляет итог проведенного диссертационного исследования.

Заключение предполагает наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы.

В заключении указываются пути дальнейшего развития исследуемой темы.

Заключение может включать в себя и практические предложения, что повышает ценность теоретических материалов.

Библиографический список

Существенная часть работы, которая отражает самостоятельную творческую работу исследователя. Каждый включенный в список литературный источник должен иметь отражение в рукописи исследования. Не следует включать в библиографический список те работы, которые фактически не были использованы при написании текста диссертации.

Правила оформления библиографического списка рассмотрены в разделе «Библиографический аппарат диссертации» данного издания.

Приложения

Вспомогательные или дополнительные материалы включаются в приложения.

По содержанию приложения очень разнообразны. Это могут быть копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и др.

По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты и др.

Приложения оформляются как продолжение научной работы на последних страницах. При большом объеме приложения оформляют в виде отдельного блока в переплете, на лицевой стороне которого дают заголовок «Приложения» и затем повторяют все элементы титульного листа работы.

Каждое приложение начинается с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и имеет тематический заголовок. При наличии в диссертации более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака N).

Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и должна продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки (См. Приложение 3).

Отражение приложений в оглавлении диссертации обычно бывает в виде самостоятельной рубрики с полным названием каждого приложения.

ЯЗЫК И СТИЛЬ

  • Стиль

  • Языковые средства

  • Подчинение логическим законам

  • Точность и ясность речи

  • Оформление цитат

Стиль

Язык и стиль любого текста говорит об общей культуре его автора. Но в течение многих лет сложились некие традиции и в устной, и в письменной научной речи, что позволяет говорить об особенностях научного языка.

Каждый автор должен придерживаться следующих принципиальных норм.

  1. В рукописи необходимо избегать повторений, не допускать перехода к новой мысли, пока предыдущая не получила полного, законченного выражения.

  2. Нельзя чрезмерно усложнять фразы, это даже для специалиста затрудняет восприятие и сохранение в памяти ее содержания.

  3. Следует избегать выражений, содержание которых передает мысль нечетко.

  4. Текст лучше воспринимается, если в нем исключены тавтологии, частое повторение одних и тех же слов и выражений, сочетания в одной фразе нескольких свистящих и шипящих букв.

  5. Изложение должно быть беспристрастным, содержать критическую оценку существующих точек зрения, высказанных в литературе по данному вопросу, даже если факты не в пользу автора. Если же нужно включить спорное мнение, то точку зрения автора по этому вопросу следует прокомментировать.

  6. Не рекомендуется перегружать рукопись цифрами, цитатами, иллюстрациями, так как это отвлекает внимание и затрудняет понимание содержания. В то же время не следует совсем отказываться от такого вспомогательного материала, поскольку это позволяет проверить результаты, полученные в исследовании. Весь вспомогательный материал удобнее привести в рукописи в виде приложения. Использованные в рукописи цитаты должны иметь точные ссылки на источники.

Языковые средства

Смысловая законченность, целостность и связность научной речи достигаются различными средствами. Например, употреблением слов, указывающих на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, во-первых, во-вторых, итак и т.д.); противоречивые отношения (однако, тем не менее, в то время как и др.); причинно-следственные отношения (следовательно, потому, кроме того и т.п.); переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к …; обратимся к …, рассмотрим, необходимо остановиться на … и т.д.); итог, вывод (итак, таким образом, в заключение отметим, следует сказать и т.п.). Некоторые словосочетания не только помогают обозначить переходы авторской мысли, но и способствуют улучшению рубрикации текста.

Эмоциональные языковые средства в научных работах не приняты. Научный текст характеризуется тем, что в него включаются точные сведения и факты, что обусловливает использование специальной терминологии. Нужно с большим вниманием выбирать научные термины и определения, помня, что каждая наука имеет свою терминологическую систему. Нельзя смешивать научную терминологию и профессионализмы, используемые в среде узких специалистов.

Научная речь имеет свои грамматические особенности. Их достаточно много. В качестве примера можно привести использование большого количества существительных с абстрактным значением, отглагольных существительных (исследование, рассмотрение, изучение и т.п.). Глагол и глагольные формы в текстах диссертационных работ несут особую нагрузку. Например, авторы обычно пишут «рассматриваемая проблема», а не «рассмотренная проблема», подчеркивая постоянное свойство чего-либо. Или, допустим, широко используются пассивные конструкции, чтобы подчеркнуть предмет исследования («В данной статье рассматриваются …» и т.п.). Очень распространены указательные местоимения «этот», «тот», «такой», которые не только конкретизируют предмет, но и выражают логические связи между частями высказывания («Эти данные служат достаточным основанием …» и т.д.).

Стиль письменной научной речи – это безличный монолог, поэтому изложение обычно ведется от третьего лица. Редко употребляется форма первого и совсем не употребляется форма второго лица местоимений единственного числа. Стало неписанным правилом, если автор диссертации выступает во множественном лице и вместо «я» употребляет «мы», считая, что выражение авторства как фундаментального коллектива придает больший объективизм изложения. Можно использовать производный оборот, например, «по нашему мнению» и т.п. Но эти м приемом не следует злоупотреблять, а, допустим, употреблять вместо него неопределенно-личные предложения («Вначале производят …» и т.д.); форму изложения от третьего лица («Автор полагает, что …»); страдательный залог («Разработан …»).

Применение законов логики

Изложение материала должно подчиняться основным законам логики.

1. Закон тождества, в соответствии с которым предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным. Закон тождества требует, чтобы в процессе рассуждения о предмете одно знание не подменялось другим. Этот закон направлен против такого недостатка, как неопределенность, неконкретность. Нередко эти недочеты становятся причиной такой логической ошибки, как подмена тезиса: начав развивать одну мысль, пишущий в процессе рассуждения незаметно для себя начинает говорить уже о чем-то другом, новом.

2. Закон противоречия, согласно которому не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых что-либо утверждает о предмете, а другое отрицает.

3. Закон исключенного третьего, основной смысл которого состоит в следующем: если имеются два противоречащих друг другу суждения о предмете, то одно из них истинно, а другое ложно, между ними не может быть ничего среднего, такого суждения, которое было бы истинным в том же отношении.

4. Закон достаточного основания, согласно которому, чтобы признать суждение истинным, нужно обосновывать свою точку зрения, нужно доказывать истинность выдвигаемых положений, последовательность и аргументированность высказываний.

Точность, ясность, простота речи

Изложение материала должно быть точным, ясным и простым. Точность и ясность взаимосвязаны: точность речи, как правило, придает ей ясность, ясность речи вытекает из ее точности. Чтобы изложение материала было точным, слова следует употреблять в полном соответствии с теми значениями, которые за ними закреплены в языке: слово должно быть адекватно выражаемому им понятию. Псевдонаучный стиль часто становится причиной неуместного комизма речи, поэтому не следует усложнять текст там, где можно выразить мысль просто.

Точность и ясность речи обусловлены не только целенаправленным выбором слов и выражений, не менее важно правильное построение грамматических конструкций, строгое размещение слов в предложении, точное следование нормам связи слов.

При написании академической работы целесообразно придерживаться общего плана изложения (хотя возможны и индивидуальные отклонения). Еще раз стоит напомнить: структура работы должна быть четкой и обоснованной так, чтобы была видна логика решения проблемы. По ходу изложения следует не противоречить себе и не допускать грубых грамматических или фактических ошибок. Вначале продумывается название (заглавие) работы, которое должно быть кратким, конкретным, отвечающим содержанию, так как по заголовку научную работу классифицируют в предметном каталоге.

Оформление цитат

В академических работах для подтверждения достоверности часто используют цитаты. Использование цитат требует соблюдения определенных требований.

Общие требования:

  1. Цитируемый текст, стоящий внутри основного, должен приводиться в кавычках без малейших изменений. Кавычки необходимы для того, чтобы показать границы цитаты – ее начало и конец. Недопустим пропуск слов, предложений или абзацев без указания на то, что такой пропуск делается (пропуск заменяют отточием). Недопустима замена слов, должны сохраняться все особенности авторского написания.

  2. Цитирование должно быть объективным. Недопустимо тенденциозно сокращать цитаты, оставляя в них лишь какую-то часть рассуждений, доводов, нужных автору, использующему цитату.

  3. Нельзя объединять в одной цитате несколько выдержек, взятых из разных мест источника. Каждая выдержка оформляется как отдельная цитата.

  4. Для усиления отдельных мест цитаты используют подчеркивание или изменение шрифта, указав в круглых скобках инициалы своего имени и фамилии, например: (подчеркнуто нами. – Т.А.), (курсив наш. – Т.А.), (разрядка наша. – Т.А.).

  5. Все цитаты должны сопровождаться указаниями на источник. Это позволяет при необходимости проверить правильность цитирования, повышает ответственность автора за точность цитирования. Для этого используют библиографические ссылки (см. разд. «Библиографический аппарат диссертации»).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа кандидатского экзамена по курсу "Философия науки" разработана для аспирантов

    Программа
    Все сдающие этот экзамен должны освоить содержание первой части Программы "Основы философии науки", а также вторую части Программы, 'выбирая те разделы, которые относятся к отрасли наук их специализации.
  2. Диссертация: подготовка, оформление, защита (библиографический указатель)

    Диссертация
    В данном руководстве автор делится опытом не только рецензирования нескольких сотен кандидатских и докторских диссертаций, но и опытом очевидца "творческих мук" собственных учеников, а также многолетней работы в составе
  3. Л. В. Кузнецова Диссертация: подготовка, оформление, защита

    Диссертация
    Диссертация: подготовка, оформление, защита : аннотированный библиографический указатель (из фондов библиотеки ФГБОУ ВПО «ШГПУ») / ФГБОУ ВПО «ШГПУ», Библиотека ; сост.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине история и философия науки дополнительной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    для подготовки аспирантов и соискателей к сдаче экзамена кандидатского минимума по дисциплине «История и философия науки» разработан для аспирантов и соискателей учёной степени кандидата педагогических наук по научным специальностям 13.
  5. Правила этической экспертизы инициативных научных исследований методическое пособие для докторантов, аспирантов и соискателей ученых степеней Составитель

    Учебно-методическое пособие
    1 этап – Выбор проблемы. Включает дискуссию в научном коллективе, консультации с научным руководителем или консультантом. Цель – определение необходимого для выполнения диссертационного исследования уровня знаний в данной проблеме,

Другие похожие документы..