Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Календарно-тематический план'
Дается краткая характеристика наиболее распространенных пакетов математической направленности: MatLab, Mathematica и MathCad. Указываются их достоинс...полностью>>
'Документ'
09:00 – Пешеходная экскурсия «Только во Львове…». Приглашаем на прогулку по средневековому Львову. Здесь замирает время По узеньким улочкам разливае...полностью>>
'Документ'
Оргкомитет приглашает студентов и молодых ученых вашего учебного заведения принять участие в работе Международной научно-практической конференции «Ак...полностью>>
'Курс лекций'
Курс лекций по геополитике и геополитическому мышлению подчинен реализации нескольких взаимосвязанных между собой задач: во-первых, расширению круга ...полностью>>

Особенности аддиктивного поведения у студентов с ограниченными физическими возможностями 19. 00. 10 Коррекционная психология

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Минаков Сергей Александрович

Особенности аддиктивного поведения у студентов с ограниченными физическими возможностями

19.00.10 - Коррекционная психология

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Москва - 2011

Работа выполнена на кафедре нейро- и патопсихологии
Московского городского психолого-педагогического университета

Научный руководитель:

кандидат психологических наук,

доцент Ениколопов Сергей Николаевич

Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, заведующий кафедрой практической психологии Московского института открытого образования Астапов Валерий Михайлович

кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии Московского государственного медико-стоматологического университета Панфилова Марина Александровна

Ведущая организация:

Московский городской педагогический университет

Защита состоится «27» января 2011 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д-850.013.01 при Московском городском психолого-педагогическом университете по адресу: 127051 г. Москва, ул. Сретенка, д.29.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета.

Автореферат разослан «___»_______________2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

И.Ю. Кулагина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Зависимое или аддиктивное поведение является видом девиантного поведения. Многие исследователи (В.Д.Менделевич, 1998, 2002, 2003; А.Л.Андреев, С.В.Ковалев, А.О.Бухановский, А.Я.Перехов, О.А.Бухановская, Е.В.Дони, 2001; В.А.Дереча, 2001; А.Ю.Егоров, 2005, Ц.П.Короленко, 2000) говорили о схожести механизмов химических и нехимических (поведенческих) аддикций.

В отличие от людей, зависимых от психоактивных веществ (ПАВ), аддикты, страдающие нехимическими видами зависимости, не всегда попадают в поле зрения специалистов, поэтому обобщенной статистики по количеству нехимических аддиктов не существует. Однако, по данным института Интернет-зависимости К.Янг, среди студентов количество интернет-зависимых составляет почти 10%, зависимых от азартных игр (в том числе компьютерных) – около 9%. По данным исследований Л.Науэра и П.Куттера количество студентов, у которых можно наблюдать зависимость отношений – почти 15%.

Любая аддикция, возникающая во взрослом возрасте, трудна в преодолении, но, при своевременном вмешательстве, не повлияет на дальнейшую жизнь аддикта. Более остро проблема аддикции стоит в подростковом и юношеском возрастах. Это периоды становления личности, когда зависимость окажет негативное, разрушающее влияние на всю дальнейшую жизнь и личность аддикта. Студенты являются группой риска по вероятности развития дезадаптации, отклонений в психическом здоровье, аддиктивного поведения. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), развитие которых связано с определенными трудностями, негативный эффект от аддикции будет еще больше. При этом, по мнению К.Янг и А.Бласцински, студенты с ОВЗ более склонны формировать у себя аддикции.

Различные аддикции привлекают внимание специалистов с 80-х годов ХХ века. Частота проявления и степень тяжести этих аддикций различна. Так, с 1995 года успешно работает центр по борьбе с интернет-зависимостью (и всеми ее разновидностями) доктора К.Янг. С.Фишер, А.Бласцински, Л.Науэр и другие начали обращать внимание на приближающийся по частоте и опасности к химическим зависимостям гэмблинг уже в 90-е гг. ХХ в. Сексуальная и любовная аддикции, как зависимости отношений, хотя и не признаются самыми распространенными, но считаются очень тяжелыми в преодолении (К.Хорни (1993), П.Куттер (2004), О.Мурзина (2002)).

Исследование нехимических аддикций является актуальной проблемой, особенно в условиях проявления зависимого поведения в среде лиц с ограниченными возможностями здоровья. Нехимические аддикции у лиц с ОВЗ редко становились предметом внимания специалистов не только ввиду недостаточной изученности темы, но и из-за нехватки методических средств диагностики аддикций.

Цель исследования - изучение особенностей проявления нехимических зависимостей у студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Объект исследования - нехимические аддикции у учащихся высших учебных заведений.

Предмет исследования –проявление нехимических аддикций у студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи исследования:

      1. Уточнить понятийный аппарат, оценить существующие практические подходы к проблеме диагностики и изучения зависимого поведения.

      2. Определить общие характеристики зависимого поведения и их проявление у лиц с ограниченными возможностями здоровья.

      3. Разработать и апробировать опросник для диагностики проявления нехимических зависимостей.

      4. Выявить виды зависимостей студентов ВУЗов с ОВЗ и без них и определить связь нехимических зависимостей с уровнем агрессивности и тревожности. Для этого сравнить показатели четырех групп:

  • Студенты без аддикций и без ОВЗ – выборка 1

  • Студенты с аддикциями и без ОВЗ – выборка 2

  • Студенты без аддикций с ОВЗ – выборка 3

  • Студенты с аддикциями и с ОВЗ – выборка 4

Основная гипотеза исследования. Студенты высших учебных заведений с ограниченными возможностями здоровья более подвержены формированию проявлений зависимого поведения, чем нормативно развивающиеся студенты высших учебных заведений, ввиду наличия определенных психологических особенностей – тревожности и агрессивности.

Первая частная гипотеза. Студенты с проявлениями аддикций и без ОВЗ отличаются от студентов без проявления аддикций (как с ОВЗ и без ОВЗ) по уровню физической агрессии, враждебности, гнева, ситуативной и личностной тревожности.

Вторая частная гипотеза. Студенты без обнаруженного проявления аддикций и без ОВЗ отличаются от студентов с ОВЗ (как с проявлениями аддикций, так и без такового) по уровню физической агрессии, враждебности, гнева, ситуативной и личностной тревожности.

Третья частная гипотеза. Студенты с проявлениями аддикций и с ОВЗ отличаются от студентов без ОВЗ с проявлениями аддикций и от студентов с ОВЗ без проявления аддикций по уровню физической агрессии, враждебности, гнева, ситуативной и личностной тревожности.

Теоретико-методологические основы исследования:

- Фундаментальные положения психологии о развитии (Л.С.Выготский, Л.Ф.Обухова, Д.Б.Эльконин, В.В.Лебединский, В.И.Лубовский)

- Представления отечественной (А.Ю.Егоров, Ц.П.Короленко, Т.А.Донских, В.Д.Менделевич) и зарубежной (И.Маркс, К.Янг, Л.Науэр, И.Голдберг, М.Д.Гриффитс) психологии об аддиктивном поведении.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования обусловлены, прежде всего, недостаточной разработанностью проблемы нехимических зависимостей и связанных с ними психологических особенностей студентов с ограниченными возможностями здоровья. Полученные в данном исследовании результаты являются дополнением и углублением знаний о зависимом поведении у студентов с ОВЗ. Выявлено, что студентам с ОВЗ свойственно чаще уходить в зависимое поведение, по сравнению со здоровыми студентами. Студенты с ОВЗ показали наличие следующих зависимостей: интернет-зависимость, любовная зависимость, гэмблинг. Обнаружена взаимосвязь аддиктивного поведения и индивидуально-психологических особенностей у лиц с ограниченными возможностями здоровья: появление нехимической зависимости связанно с повышением уровня агрессивности и тревожности. Эти данные вносят вклад в представления о механизмах формирования зависимого поведения. Разработана современная релевантная методика для скрининговой диагностики наличия нескольких нехимических аддикций.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная методика позволяет осуществить раннюю диагностику и скрининг проявления поведенческих зависимостей у студентов с ОВЗ и без таковых. Комплекс методик, использованных в данном исследовании, может применяться в работе психологических служб ВУЗов. Основные результаты исследования могут помочь в разработке реабилитационных и профилактических программ для лиц с ОВЗ, имеющих поведенческие аддикции.

Полученные данные могут быть также использованы в лекциях для студентов психолого-педагогических ВУЗов и слушателей курсов повышения квалификации, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Положения, выносимые на защиту:

          1. Студенты высших учебных заведений с ОВЗ отличаются от студентов без ОВЗ по параметрам агрессивности и тревожности. Студентам с ОВЗ более свойственна повышенная тревожность и пониженная агрессивность по всем параметрам: физическая агрессия, гнев, враждебность.

          2. Студенты высших учебных заведений с ОВЗ более подвержены проявления нехимических зависимостей, чем студенты без ОВЗ ввиду следующих психологических особенностей: студенты с ОВЗ более тревожны, менее склонны проявлять физическую агрессию, более гневливы и враждебны, чем студенты без ОВЗ.

          3. Студенты высших учебных заведений с ОВЗ склонны проявлять аддиктивное поведение чаще, чем студенты без ОВЗ.

          4. Студенты с проявлениями аддиктивного поведения и с ОВЗ более склонны проявлять физическую агрессию, тревожность, гнев и враждебность, чем студенты с ОВЗ, у которых не было обнаружено проявление аддиктивного поведения. Студенты с проявлениями аддикций и без ОВЗ более склонны проявлять физическую агрессию, тревожность, гнев и враждебность, чем студенты без ОВЗ, у которых не было обнаружено проявление аддиктивного поведения.

          5. Разработанный в процессе исследования Опросник четырех нехимических зависимостей является адекватным средством решения задачи оценки наличия поведенческого проявления одной, или нескольких из следующих зависимостей: любовная аддикция, сексуальная аддикция, интренет-аддикция и гэмблинг.

Достоверность результатов исследования обеспечивается соответствием схемы построения эмпирического исследования теоретическим позициям; соответствием методического инструментария исследовательским задачам; объемом выборки, достаточным для получения значимых результатов; адекватным задачам и материалу применением методов математической статистики. Также достоверность результатов и выводов исследования обеспечена использованием теоретико-методологических подходов, принципов и положений, принятых в возрастной и коррекционной психологии и соответствующих цели и задачам исследования; сопоставимостью полученных данных с результатами других авторов.

Организация и методы исследования. Для решения поставленных задач применялись эмпирический и теоретический методы исследования. Эмпирическое исследование проводилось с помощью срезового метода. Эмпирическое исследование проводилось с 2008 г. по 2010 г. в высших учебных заведениях г. Москвы – Московском городском психолого-педагогическом университете и Московском социальном университете. В исследовании приняли участие 606 студентов, обучающихся по специальности «психология». Из них 200 студентов с ОВЗ и 406 студентов младших курсов без ОВЗ.

Психологическое изучение студентов с ОВЗ включало в себя следующие этапы: анализ документации, интервью со студентами-инвалидами, интервью с их родными и близкими, исследование с помощью комплекса методик.

На основании данных первых трех этапов были составлены обобщенные характеристики выборки. Анализ производился по следующим параметрам: причина инвалидности, время возникновения заболевания, группа инвалидности, сведения о полученном образовании.

По структуре инвалидности участники исследования распределились следующим образом: инвалиды по заболеваниям опорно-двигательного аппарата составили 50% от общего числа испытуемых; инвалиды с нарушениями слуха – 32,5%; инвалиды с нарушением зрения – 17,5%.

По времени возникновения нарушения в группе испытуемых были представлены: лица с врожденной патологией (инвалидность с детства) – 64%; лица с приобретенной патологией – 36% от общего числа испытуемых.

По группам инвалидности испытуемые распределились следующим образом: I группа инвалидности – 5%, II группа инвалидности – 41%, III группа инвалидности – 54%

Таблица 1. Данные о студентах из экспериментальной выборки.

Группа инвалидности

Время
возникн-
овения патологии

I группа

II группа

III группа

ОДА

Зрение

Слух

ОДА

Зрение

Слух

ОДА

Зрение

Слух

Врожденная патология

М:1
Ж:1
Всего:2

М:0
Ж:0
Всего:0

М:1
Ж:1
Всего:2

М:11
Ж:16
Всего:27

М:5
Ж:6
Всего:11

М:4
Ж:8
Всего:12

М:11
Ж:27
Всего:38

М:3
Ж:6
Всего:9

М:15
Ж:12
Всего:27

Приобретенная патология

М:0
Ж:0
Всего:0

М:0
Ж:0
Всего:0

М:2
Ж:4
Всего:6

М:6
Ж:7
Всего:13

М:5
Ж:4
Всего:9

М:4
Ж:6
Всего:10

М:9
Ж:11
Всего:20

М:1
Ж:5
Всего:6

М:2
Ж:6
Всего:8

Всего

2

0

8

40

20

22

58

15

35

При изучении индивидуально-психологических характеристик были использованы следующие методики: Опросник тревожности Спилбергера (Ю.Л.Ханин, 2004), Опросник агрессии Басса-Перри (Н.П.Цибульский, С.Н.Ениколопов, 2006). Все методики давались индивидуально в устной форме.

При определении наличия зависимого поведения использовался авторский Опросник четырех нехимических зависимостей, апробированный на нормативной выборке студентов младших курсов, обучающихся по специальности «психология».

Для обработки результатов применялись методы математической статистики: описательная статистика, сравнение средних, корреляционный анализ, среднее стандартное отклонение, дисперсионный анализ, критерий Стьюдента. Для апробации методики Опросник четырех нехимических зависимостей были использованы следующие методы: подсчет критерия Шапиро-Уилка (SW-W); позиционный анализ ответов на пункты, входящие в конкретные шкалы (Reability / Item analysis); подсчет критерия альфа-Кронбаха (α-Кронбаха). Оценка корреляций между половинами шкал методом Split-half; проверка эмпирического распределения к перетестированию (ретестовая надежность); подсчёт коэффициента корреляции произведения моментов Пирсона rs между результатами первого и второго тестирования одной и той же группы испытуемых; подсчёт корреляций с релевантным внешним критерием (конвергентная валидность); проверка воспро­изводимости структуры отношений между шкалами методом факторизации (кластеризации); оценка разницы в результатах между мужскими и женскими группами. Подсчёт по шкалам критериев сравнения двух групп: параметрического t-критерия Стьюдента или непараметрического критерия Манна-Утни, либо множественного коэффициента сравнения Тьюки-Крамера.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры нейро- и патопсихологии МГППУ в 2008, 2009 и 2010 годах, докладывались на конференциях «Молодые ученые – московскому образованию» (Москва 2009, 2010), на IV Международном Конгрессе "Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья" (Киров 2009).

Результаты исследования используются в курсах лекций «Психология отклоняющегося поведения», «Психология девиантного поведения», «Психология виктимного поведения» и «Криминальная психология», которые читаются на факультетах Клинической и специальной психологии и Юридической психологии МГППУ, а также в ГОУ Центр диагностики и консультирования «Участие».

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 117 наименований, в том числе 75 на английском языке, приложения; содержит 16 таблиц, 1 график и 4 рисунка. Материалы диссертационного исследования изложены на 154 страницах.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Психология личностных потребностей детей дошкольного возраста 19. 00. 07 педагогическая психология

    Автореферат
    на заседании диссертационного совета Д 521.027.01 при НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт» по адресу: 115191, г. Москва, 4-й Рощинский проезд, д.
  2. Психотипологическая изменчивость личности подростков с девиантным поведением в континууме их жизнедеятельности 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 29 февраля 2012 г. в 14 часов на заседании объединенного совета ДМ 521.003.02 по присуждению ученых степеней доктора и кандидата психологических наук при Современной гуманитарной академии по адресу: 109029, г.
  3. Психология XXI столетия том 1 (2)

    Документ
    Члены Оргкомитета: Акопов Г.В., Базаров Т.Ю., Журавлев А.Л., Знаков В.В., Ерина С.И., Кашапов С. М., Клюева Н.В., Львов В.М., Мануйлов Г.М., Марченко В.
  4. Психологии и психотерапии

    Документ
    Современная ситуация в методологии психологии характеризуется противостоянием традиционного (академического) направления и огромного количества школ и течений, новых психологических подходов к пониманию теории и практики этой науки.
  5. Психология XXI столетия том 2

    Документ
    Члены Оргкомитета: Акопов Г.В., Базаров Т.Ю., Журавлев А.Л., Знаков В.В., Ерина С.И., Кашапов С. М., Клюева Н.В., Львов В.М., Мануйлов Г.М., Марченко В.

Другие похожие документы..