Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Ц. 1 Формирование знаний в области теории строения органических соединений, реакционной способности, методов синтеза и химических свойств органически...полностью>>
'Документ'
1. Производительность объективно остается важней­шим показателем деятельности деловых организаций незави­симо от форм их собственности. Однако в усло...полностью>>
'Закон'
Конституция РФ включает принципы международного права в право страны и тем самым делает их обязательными для всех органов государства, включая и те, ...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится «15» апреля 2011 года в 10.00 на заседании диссертационного совета Д.212.074.05 при Иркутском государственном университете (664003, ...полностью>>

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (28)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский юридический институт

Министерства внутренних дел Российской Федерации»

О.В.Зеленина

П. Е. Суслонов

Методика выявления признаков экстремизма.

Процессуальные исследования (экспертизы) аудио-, видео - и печатных материалов

Научно-практическое пособие

Екатеринбург

2009

Авторы:

О.В.Зеленина, кандидат юридических наук, доцент, подполковник милиции, начальник кафедры уголовного процесса УрЮИ МВД России

П.Е.Суслонов, кандидат философских наук, доцент, подполковник милиции, начальник кафедры философии УрЮИ МВД России

Рецензенты:

В.Б.Куликов, доктор философских наук, профессор, полковник милиции, начальник кафедры педагогики и психологии УрЮИ МВД России

© Уральский юридический институт МВД России, 2009

Оглавление

Введение

  1. Признаки экстремизма: понятие и виды

  2. Порядок привлечения специалистов к проведению экспертиз (исследований) по делам, связанным с экстремизмом

  3. Виды экспертиз (исследований) и правильная постановка вопросов специалисту, проводящему экспертизы (исследования) по делам, связанным с экстремизмом

  4. Способы и приемы выявления содержащихся в аудио-, видео - и печатных материалах признаков экстремизма

Заключение

Приложения

  1. Федеральный список экстремистских материалов

  2. Перечень общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности"

  3. Перечень общественных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности

  4. Список организаций, признанных Верховным судом РФ террористическими, деятельность которых запрещена на территории России

  5. Образец постановления о назначении лингвистической (культурологической) судебной экспертизы

  6. Образец направления на исследование

  7. Примеры нацистской символики

  8. Примеры материалов, возбуждающих вражду и ненависть по национальному, религиозному, социальному признаку

Введение

Проблема выявления признаков экстремизма выходит за рамки чистой политико-правовой теории, касаясь повседневной жизни общества. Проявления экстремизма стали обыденным фактом жизни современного мира. Социальная реальность предопределила актуальность и востребованность теоретического осмысления и практического решения проблемы экстремизма.

На рубеже XX-XXI веков экстремистские и террористические организации и движения из политических маргиналов превращаются в реальную политическую силу, способную кардинально повлиять на мировые и региональные политические процессы. Россия в силу ряда исторических и геополитических причин оказалась в центре этих процессов. Международному терроризму, сепаратизму, нарушению прав человека в мире международное сообщество цивилизованных стран, полноправным членом которого является наша страна, должно противопоставить не столько военную силу, сколько правильное понимание духовного и социально-политического генезиса и сути происходящих явлений.

Принятие в 2002 году Федерального закона Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности» не только актуализировало проблему, но и заставило рассматривать ее в новом ракурсе. Закон содержит весьма расплывчатое в теоретическом плане понимание экстремизма и экстремистской деятельности, позволяющее применять широкое толкование данного явления с юридической точки зрения. Данный факт объясняется не столько недоработкой профессиональных юристов, сколько отсутствием в современной социально-политической науке четких критериев для определения экстремизма. Представляется, что попытка исследования в данном направлении призвана восполнить недостающий теоретический пробел и выработать методику выявления признаков экстремизма.

В деятельности по противодействию экстремизму органы внутренних дел сталкиваются с аудио, видео- и печатными материалами, предположительно содержащими признаки экстремизма. В этом случае перед сотрудниками могут возникнуть два вида задач. Во-первых, сами сотрудники на первоначальном этапе должны уметь выявлять признаки экстремизма, во-вторых, важной проблемой является определение четкого алгоритма построения работы со специалистами по проведению исследований и экспертиз на предмет содержания в аудио, видео - и печатных материалах признаков экстремизма.

Цель пособия - дать методические рекомендации с разъяснением порядка привлечения специалистов к проведению экспертиз (исследований), правильной постановки вопросов специалисту, определения способов и приемов выявления содержащихся в аудио-, видео - и печатных материалах признаков экстремизма.

Данная цель конкретизируется следующими задачами:

  • определить перечень видов экспертиз (исследований) аудио, видео - и печатных материалов,

  • показать правильные формулировки постановочных вопросов в ходе проведения этих экспертиз (исследований);

  • определить требуемый уровень квалификации привлекаемых к сотрудничеству специалистов для проведения исследований по данному направлению;

  • выявить основные признаки содержания в аудио-, видео- и печатных материалах призывов к осуществлению экстремистской деятельности.

В пособии проводится анализ результатов привлечения специалистов для исследований материалов на предмет наличия в них признаков экстремизма, исследуется практика использования в качестве доказательной базы результатов проведенных экспертиз, определяется алгоритм построения работы со специалистами и экспертами.

В качестве методики исследования используется эмпирико-индуктивный метод анализа материалов, признанных или предположительно являющихся экстремистскими, и анализа результатов привлечения специалистов к исследованию этих материалов, психолингвистический и культурологический подходы к анализу исследуемых текстов, юридико-догматический подход к определению процессуального статуса эксперта или специалиста.

Пособие предполагается использовать при проведении, по заказам практических органов, процессуальных исследований и экспертиз аудио-, видео - и печатных материалов; при проведении занятий в системе служебно-боевой подготовки сотрудников, занимающихся противодействием экстремистской деятельности; в практической деятельности по организации противодействия экстремизму различными службами и подразделениями органов внутренних дел, при проведении занятий по учебным дисциплинам «Криминология», «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Религиоведение», «Политология» в образовательных учреждениях МВД России для специальностей 030505.65 Правоохранительная деятельность, 030501.65 Юриспруденция, 030301.65 Психология.

Глава 1. Признаки экстремизма: понятие и виды

Результативность деятельности сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих непосредственное противодействие тому или иному антиобщественному и противоправному явлению, во многом зависит от их способности своевременно и четко выявить в окружающей действительности признаки такого явления.

В случае противодействия экстремизму, задача осложнена тем, что в действующем законодательстве понятие признаков экстремизма далеко от научного, политологического значения, а выглядит как простое перечисление, носит «мозаичный», описательный характер. К тому же, с момента принятия в 2002 году ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» список этих признаков подвергался изменениям: был расширен в 2006 году и существенно сокращен в 2007 году. В данный момент в законе указано тринадцать видов деяний, рассматриваемых как экстремистские. Они носят разноплановый характер и даже частично включены друг в друга. Их объединяют призывы и стремление к насилию возбуждение ненависти, вражды или унижение достоинства в связи с принадлежностью к определенной группе (национальной, религиозной, социальной). Деяние в данном случае рассматривается как целенаправленное речевое изложение мысли и иные формы передачи информации языковыми или изобразительными средствами. Поэтому предметом нашего исследования являются признаки экстремизма, фиксируемые в аудио-, видео - и печатных текстах и материалах. Далее мы назовем и прокомментируем признаки экстремизма согласно Федеральному Закону №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в действующей, на момент выхода пособия, редакции):

1. Насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации

В данном случае следует обращать внимание не на цели, а на методы, с помощью которых предлагается их осуществить. Изменение конституционного строя и целостности Российской Федерации может происходить только законным путем, то есть через выборы и референдум. Поэтому экстремистскими высказываниями являются призывы к революции, к восстанию, к неповиновению законно избранной власти, а так же собственно эта деятельность, названная в уголовном законодательстве вооруженным мятежом. Революция ставит перед собой цель захвата или присвоения властных полномочий. Таковым является любой приход к власти лиц вопреки законной процедуре выборов и передачи властных полномочий.

Насильственное изменение основ конституционного строя может быть связано с посягательством на безопасность государства. Под внешней безопасностью подразумевается противодействие шпионажу, а под внутренней безопасностью – противодействие диверсиям, то есть совершению взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

Зачастую, насильственный захват власти и изменение строя предполагает создание незаконных вооруженных формирований. Имеется в виду организация группы, имеющей внутреннюю иерархию и ставящую перед собой цель совершение насильственных действий с использованием оружия.

Исходя из принципа территориальной целостности государства, серьезным посягательством на безопасность государства является сепаратизм, то есть попытки (включая призывы) к незаконному, в том числе насильственному отделению от России ее отдельных регионов.

2. Публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность

Согласно Федеральному Закону «О противодействии терроризму», терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Поэтому в качестве призывов к террористической деятельности можно рассматривать призывы к насильственным акциям с целью оказать давление на органы власти и общественное мнение для проведения решения в свою пользу.

В качестве террористических организаций и террористов следует считать тех лиц, в отношении которых вступило в силу решение судов РФ. В настоящее время список организаций, признанных Верховным судом РФ террористическими, деятельность которых запрещена на территории России, включает в себя 19 наименований (приводится в приложении). Нельзя считать экстремизмом позитивные оценки зарубежных террористов и террористических группировок, если они не признаны таковыми российскими судами (например, палестинской организации ХАМАС), и тем более, позитивные оценки организаций и личностей ушедших эпох (например, «Черной сотни» или революционного террориста Ивана Каляева).

3. Возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни

Существенным здесь является насильственный характер действий или призывов к таким действиям. К таковым относятся призывы к убийству, избиению или выселению лиц определенной национальности или вероисповедания, организация, совершение или подстрекательство к таковым действиям. Подобные действия должны носить публичный характер и быть направлены на соответствующую религиозную, национальную или социальную группу. Поэтому данный признак не имеет отношения к межличностным конфликтам на бытовой почве, когда стороны в качестве средства оскорбить друг друга используют этнические или иные личные характеристики.

В отношении этого признака требует определение понятие «социальная группа», носящее весьма широкий характер. Из контекста закона следует понимать, что речь идет о выделении групп по признакам: половой или профессиональной принадлежности, а также к определенным политическим и иным общественным организациям, возрастной градации, сексуальной ориентации. Неприязнь и рознь может возбуждаться, например, по отношению к мужчинам или женщинам, милиционерам или медикам, любителям рок-музыки или скейтбордистам, коммунистам или пацифистам, детям, молодежи, старикам или инвалидам, гомосексуалистам и т.д.

Механизмом возбуждения социальной, расовой, национальной или религиозной розни является унижение национального достоинства. Под этим выражением понимается негативный отзыв или действие по отношению к лицу в связи с его национальной принадлежностью, либо негативное высказывание в отношении национальной группы. Национальное достоинство является категорией личного или группового самосознания, поэтому достаточным основанием для возникновения данного признака является заявление самого лица или представителей национальной группы. В спорных ситуациях необходимо историко-культурологическая экспертиза, позволяющая определить: действительно ли были задеты национальные чувства. Кроме того, несомненным признаком унижения достоинства является: использование ненормативной лексики, общепринято негативных названий этнических групп («жиды», «ниггеры», «черножопые» и т.д.) сравнение национальностей с неодушевленными предметами или животными («чурки», «ишаки», «русские свиньи» и т.д.), высмеивание национальных религиозных святынь или значимых исторических событий (например, осквернение храмов или икон, карикатуры на пророков и святых, иронизирование по поводу героев и жертв Отечественной войны или Холокоста и т.д.). В любом случае, главным критерием унижения является мнение самих представителей национальной группы.

4. Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии

Понятие пропаганды подразумевает систематические действия, направленные на внедрение в общественное сознание идей и формирование установок. Поэтому к данному признаку нельзя отнести единичные высказывания и суждения, выдвинутые в качестве тезиса мировоззренческой или политической дискуссии (например, высказывания участников телевизионного ток-шоу или интернет-форумов).

Не является подобной пропагандой высказывания лиц с низким образовательным и культурным уровнем, не позволяющим им адекватно аргументировать свою точку зрения, вести дискуссию и сознавать степень социальной ответственности за сказанные слова.

Так же нельзя считать подобной пропагандой распространение религиозных взглядов избранничества последователей определенной религии. Подобные взгляды есть практически во всех религиях, но их пропаганда является экстремизмом только в том случае, если включает требование изменить объем гражданских прав и обязанностей лица или унижает национальное достоинство иной этнорелигиозной группы. Например, высказывание о том, что «только мусульмане имеют истинную Веру » экстремистским не является. В то же время высказывание о том, что «в православных храмах одни старухи» или «власть в нашей стране и во всем мире должна принадлежать мусульманам» может быть расценено как экстремистское.

5. Нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии

Имеется в виду весь спектр прав и свобод человека и гражданина: экономические, политические, социальные, культурные. Таким нарушением является отказ в трудоустройстве или отказ в предоставлении какой-либо услуги, если он мотивирован неприязнью к человеку, связанной с его убеждениями, расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, социальной принадлежностью или социальным происхождением. ( Например, публичное заявление продавца в магазине, отказывающегося продавать товар лицу иной национальности или соответствующее печатное объявление). К этому признаку так же относится нанесение ущерба лицу, если оно сопровождается соответствующими заявлениями, что должно быть зафиксировано свидетельскими показаниями. (Например, избиение лица, сопровождающееся ксенофобскими выкриками в его адрес).

В данном случае главной проблемой является определение мотивов соответствующих действий. Эти мотивы можно определить по лозунгам (устным или письменным), декларируемым в момент совершения противоправных действий, что фиксируется видеофотосъемкой или соответствующими свидетельскими показаниями. В их содержании должны присутствовать признаки возбуждения расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, унижения национального достоинства.

Кроме того, как экстремизм следует рассматривать создание и (или) распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов (произведений), предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из проанализированных выше признаков

6. Воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения

7. Воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения

К подобным действиям, указанным в пунктах 7 и 8, может быть отнесено незаконное проникновение в помещения, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, хищение соответствующих документов, умышленная порча имущества и оборудования в этих помещениях, физическое и морально-психологическое давление на сотрудников и персонал данных органов с целью прекращения ими выполнения своих должностных обязанностей.

К подобным действиям нельзя отнести призывы политических партий и движений, а также отдельных лиц не участвовать в выборах, так как, во-первых, они не связаны с насилием, а во-вторых, участие или неучастие в выборах является правом каждого избирателя.

8. Совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации

9. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения

Народ России, являясь историческим правопреемником народов Советского Союза, внесших наибольший вклад в разгром германского нацизма и его союзников в XX веке и понесших при этом наибольшие потери, не может терпимо относиться к пропаганде нацистских идей и публичному демонстрированию нацисткой символики. Это является оскорблением его национальной памяти и чувств ветеранов и жертв Отечественной войны, их потомков. Статья 6 Федерального закона «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» гласит: «В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесённых в Великой Отечественной войне жертвах». Поэтому необходимо иметь четкие критерии: что является или не является нацисткой пропагандой и символикой.

По смыслу существующего законодательства нацизмом является идеология и практика Германского Рейха и его союзников в XX веке. Поэтому в оценках иных идеологий и движений как нацистских необходимо доказывать их идеологическую связь с европейским нацизмом времен Второй мировой войны. Поэтому нельзя считать нацистскими, например, «Черную сотню» в России начала XX или французский Национальный фронт Ле Пэна.

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» указывает на труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии. Несомненно, экстремистскими, исходя из определения закона, являются следующие работы следующих идеологических предтечей и идеологов германского нацизма:

  • Адольф Гитлер «Моя борьба» («Майн кампф»)

  • Альфред Розенберг «Будущий путь германской внешней политики»

  • Альфред Розенберг «Миф XX века»

По итогам Нюрнбергского процесса 1946 года (судебное решение было признано СССР) преступными были признаны такие организации гитлеровской Германии как НСДАП (Национал-социалистическая рабочая партия Германии), штурмовые отряды СА, охранные отряды СС, служба безопасности СД, государственная тайная полиция Гестапо, поэтому любые публикации, оправдывающие деятельность вышеназванных организаций, являются экстремистскими.

Следует иметь ввиду, что германские вооруженные силы (Вермахт) и его структурные подразделения (авиация - Люфтваффе, флот - Кригсмарин) сами по себе преступными признаны не были, поэтому публикации, описывающие их историю, позитивно оценивающие их стратегию и тактику, не несут признаков экстремизма.

Иные публикации, в отношении которых есть подозрения, что они, обосновывают или оправдывают национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы, должны направляться на экспертизу и признаваться экстремистскими в судебном порядке.

10. Публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения

В этом пункте главной проблемой является квалификация материалов как экстремистских. Согласно федеральному Закону «О противодействии экстремистской деятельности», экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

11. Публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением

Клеветой является распространение сведений о лице, заведомо не соответствующих действительности и задевающих его честь и достоинство. Поэтому следует отличать политическую полемику, допускающую порой жесткие высказывания, от собственно публичной клеветы, факт которой должен быть установлен в судебном порядке. Например, карикатура на губернатора или президента, смысл которой в том, что он вообще (без указания на конкретные действия этого лица) плохо исполняет свои обязанности не является клеветой, так как затрагивает прежде всего политический курс, а не саму личность. Так же нельзя считать клеветой материалы, где политик изображается условно, без приведения полных Ф.И.О., в виде «человека, похожего на…»

Поскольку речь идет о личности политика, дело об установлении факта клеветы должно инициироваться им самим или его представителями.

12.Организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению

13. Финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг

Пункты 12 и 13 касаются организационного аспекта экстремистской деятельности. Согласно федеральному Закону «О противодействии экстремистской деятельности», экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (23)

    Научная работа
    4. Экономика – 06.41.00; 06.61.00; 06.01.45; 06.01.79; 06.03.07; 06.09.00; 06.43.00; 06.51.00; 06.51.51; 06.61.33; 06.75.00; 06.75.05; 06.75.55; 06.71.
  2. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (5)

    Документ
    Словарь (первое, втрое меньшее по объёму и микроскопическое по тиражу изд. — 1997 г.) содержит основные факты биографий, перечни основных научных трудов, итоговые оценки творчества более чем 230 учёных и краеведов гуманитарного профиля
  3. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (8)

    Документ
    Обращаем Ваше внимание на внесенные изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, которые регулируют деятельность в сфере образования и вступили в силу с 1 января 2011 года.
  4. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (10)

    Кодекс
    Кодекс корпоративной культуры (Корпоративный кодекс) является нормативным документом, устанавливающим обязательные правила взаимоотношений персонала Уральского государственного технического университета – УПИ имени первого Президента России Б.
  5. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (6)

    Программа
    Программа является межотраслевой и междисциплинарной, предусматривает изучение задач, целей, принципов, закономерностей, стратегий, системы, функции и методов менеджмента в отрасли физическая культура и спорт; стратегического менеджмента; финансового

Другие похожие документы..