Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Сборник “Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл.”/ Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 3-е изд., стереотип.- М...полностью>>
'Диплом'
2. Выдача научным руководителем индивидуального задания на выполнение дипломной работы; согласование структуры, содержания и сроков представления рабо...полностью>>
'Документ'
Идея «модных концертов» выросла как продолжение цикла концертных программ «Консонансы 20 века», которые Алексей Гориболь и Институт ПРО АРТЕ с успехо...полностью>>
'Документ'
Петр Петрович Гнедич (1855—1925) — известный русский драматург, переводчик, историк искусств, двоюродный племянник знаменитого писателя Н. И. Гнедича...полностью>>

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (28)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Глава 3. Виды экспертиз (исследований) и правильная постановка вопросов специалисту, проводящему экспертиз (исследования) по делам, связанным с экстремизмом

Обязанностью специалиста и эксперта является составление точного и беспристрастного заключения о содержании исследуемого материала. Но для того, чтобы дать полный и исчерпывающий ответ, необходимо точно и грамотно, с формальной и содержательной точки зрения, задать соответствующий вопрос.

В процессе таких исследований необходимо выявить целый комплекс обстоятельств: авторов и распространителей исследуемых текстов, возможные причины и мотивы их действий, их предполагаемые ожидания, способ распространения этих текстов, характер специальных языковых, логических и психологических приемов, используемых авторами и распространителями текстов.

Практика соответствующих исследований и экспертиз показывает необходимость выявления не только смысловой направленности текстов, но и используемых приемов пропаганды, внедрения определенных идей и установок, что является компетенцией социальной психологии и психолингвистики.

Психолингвистика — научная дисциплина, находящаяся на стыке психологии и лингвистики и изучающая взаимоотношение языка, мышления и сознания. Предметом психолингвистического анализа является не столько сам текст, сколько восприятие этого текста как устной или письменной речи. Восприятие речи — это процесс извлечения смысла, находящегося за внешней формой речевых высказываний. Обработка речевых сигналов проходит последовательно. Восприятие формы речи требует знания лингвистических закономерностей её построения. Восприятие письменной речи осуществляется скачкообразными движениями глаз. Даже если слова несут ошибку, но напоминают слова, знакомые читателю, они воспринимаются как знакомые. Форма слова чаще всего воспринимается неосознанно, почти сразу происходит переход к семантике. Однако, в том случае, если значение слова конкурирует с его формой, возникает затруднение при чтении. Важную роль в восприятии слова играет его многозначность, при этом в процессе восприятия слово соотносится с другими словами того же семантического поля. При восприятии фраз читатель может испытывать затруднение в том случае, если имеется неоднозначность в их толковании. Для читателя не важно, в какой синтаксической форме предъявляется фраза. Воспринимая речь, человек соотносит сказанное с действительностью, со своими знаниями о ней, со своим опытом. Человек может восстанавливать пропущенные фрагменты, черпая информацию из своего сознания. В процессе восприятия человек активен, выдвигает гипотезы относительно дальнейшего содержания и осуществляет смысловые замены.

Социально-психологическая и психолингвистическая экспертиза или исследование назначается в том случае, если необходимо выявить смысл представленной на исследование информации, ее воздействие на сознание потенциального читателя и слушателя.

Так как специалисты в области психолингвистики малочисленны и имеют небольшой опыт производства судебных экспертиз и исследований по подобным делам, целесообразно привлекать для совместного исследования, с одной стороны специалистов по социальной психологии, имеющих достаточную подготовку в области изучения массовых коммуникаций, психологии пропаганды, межгрупповых, в частности, межнациональных, отношений, а с другой стороны филологов, владеющих научным аппаратом лингвистики и семантики, специальными методами исследования продуктов речевой деятельности.

В этом случае перед экспертами и специалистами рекомендуется поставить следующие вопросы:

  • Содержатся ли в представленных материалах призывы, направленные к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации?

  • Выражают ли использованные в данном материале словесные (изобразительные) средства унизительные характеристики, отрицательные эмоциональные оценки и негативные установки в отношении какой-либо этнической, расовой, религиозной или социальной группы (какой именно) или отдельных лиц как ее представителей?

  • Содержится ли в данном материале информация, побуждающая к действиям против какой-либо этнической, расовой, религиозной или социальной группы (какой именно) или отдельных лиц как ее представителей?

  • Содержатся ли в представленных материалах призывы, направленные на пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности?

  • Использованы ли в данном материале специальные языковые или иные средства (какие именно) для целенаправленной передачи оскорбительных характеристик, отрицательных эмоциональных оценок, негативных установок и побуждений к действиям против какой-либо нации, расы, религии или отдельных лиц как ее представителей?

  • Могут ли указанные в тексте призывы побуждать к действиям, посягающим на права и законные интересы граждан, а также к действиям, направленным на возбуждение социальной вражды?

  • Являются ли действия лиц, разместивших данный текст (изображение), публичными, в том числе совершенными с использованием средств массовой информации?

Важнейшей задачей экспертизы и исследования является отделение текстов, несущих признаки экстремизма, то есть возбуждающих ненависть и вражду, от текстов, выражающих радикальные взгляды на окружающую действительность. Само по себе изложение тех или иных истинных фактов и сообщение сведений исторического, религиозного, политического характера еще не означает направленности текста на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды. Решающую роль играет смысловая функция таких сообщений, то, ради чего, в подтверждение каких взглядов и идей они используются, какие представления и установки несут, какими средствами они пропагандируются, навязываются читателям, слушателям или зрителям.

Однако при этом следует помнить, что нередко в публикациях, выступлениях, возбуждающих национальную, расовую, религиозную рознь, широко используются тенденциозно подобранные, извращенные вымышленные факты, бездоказательные утверждения и представления, отвергнутые современной наукой. Различные слухи и измышления, перемежаясь с другими, иногда реальными фактами, вводятся в контекст, где и служат созданию негативного образа представителей той или иной нации или религии, приписывают им враждебность, способствуют созданию атмосферы национальной или религиозной нетерпимости. Недобросовестность сообщений может свидетельствовать о сознательном (умышленном) манипулировании информацией, поэтому часто возникают вопросы о правильности приведенных автором сведений, достоверности использованных им источников, подлинности цитат, обоснованности авторских утверждений и суждений по существу.

Культурологическая экспертиза или исследование назначается в том случае, если вопросы подлинности приведенных фактов и достоверности сообщений лежат за пределами психолингвистического анализа и относятся к компетентности других специалистов: историков, религиоведов, экономистов, политологов, генетиков, антропологов, этнологов и др. Таких специалистов следует привлекать для проведения комплексных экспертиз наряду с социальным психологом. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы каждый из них имел четкое задание в пределах своей компетенции. Им могут быть заданы следующие вопросы:

  • Соответствуют ли данным современной науки (истории, религиоведения, антропологии, генетики, источниковедения и др.) приведенные в тексте положения?

  • Являются ли эти положения научно обоснованными, доказанными?

  • Правильны ли утверждения и выводы, основанные на приведенных в тексте данных (исторических, экономических, политических и др.)?

  • Свидетельствуют ли представленные материалы о принадлежности их авторов и распространителей к определенным политическим, религиозным, национальным или культурным объединениям, известным своей экстремистской направленностью?

Если проводится комплексная экспертиза, то она распадается на ряд специальных объектов, самостоятельно исследуемых каждым из специалистов. Такая экспертиза не может быть назначена одним общим постановлением, так как должна состоять из нескольких исследований и завершаться либо составлением нескольких заключений, либо общим заключением. При этом каждый эксперт, в пределах компетенции, подписывает только часть исследования и свои выводы, за которые по закону несет личную ответственность. При несовпадении мнений экспертов одной и той же специальности совершенно недопустимо составление компромиссных заключений.

В настоящее время в нашей стране не существует специализированного органа по проведению такого рода экспертиз и исследований. Также нет понятия специальных лицензий на подобную деятельность. Поэтому, при решении вопроса о привлечении того или иного специалиста к исследованию следует выяснять его компетентность в перечисленных отраслях знаний. Если речь идет о проведении судебной экспертизы, то вопросы задаются в ходе допроса, если же речь идет об исследовании, то представители и руководители соответствующего правоохранительного органа в инициативном порядке выясняют компетентность специалиста.

Специалистами в области социальной психологии являются научные сотрудники научно-исследовательских учреждений и преподаватели высших учебных заведений, имеющие ученые степени психологических или философских наук. Специалистами в области психолингвистики, владеющими знаниями о лексике и семантике исследуемых фраз, являются сотрудники научно-исследовательских учреждений и преподаватели высших учебных заведений, имеющие ученые степени филологических или философских наук, преимущественно работающие на кафедрах современного русского языка.

Специалистами, способными проводить культурологические экспертизы и исследования, являются научные сотрудники научно-исследовательских учреждений и преподаватели высших учебных заведений по соответствующему профилю, имеющие ученые степени культурологии, искусствоведения, философских, исторических, социологических, политических, географических, психологических, филологических и ряда иных наук.

В приложении 5 представлен образец постановления о назначении лингвистической (культурологической) судебной экспертизы, в приложении 6 представлен образец направления на исследование.

Глава 4. Способы и приемы выявления содержащихся в аудио-, видео - и печатных материалах признаков экстремизма

Проблема, обозначенная в названии главы, почти не представлена в научной литературе, но в тоже время она весьма актуальна. Практическим органам, противодействующим экстремизму, необходимы методические рекомендации с определением способов и приемов выявления содержащихся в аудио-, видео - и печатных материалах признаков экстремизма.

Выявление таких признаков представляет собой анализ смыслового содержания информации, способной генерировать отрицательную эмоциональную установку по отношению к группе или индивиду, побуждая к действиям против индивидов или группы, нарушая их права и свободы, нанося им ущерб.

Такое исследование затрагивает сразу несколько взаимосвязанных уровней: лингвистический, социально-психологический, культурологический (религиоведческий, исторический).

Выявление признаков экстремизма носит комплексный характер и не может быть прерогативой только филологов или только историков религии, или только политологов и т.д. Как уже было сказано в предыдущей главе, в настоящее время признается, что при ведущей роли психолингвистики (наука, изучающая воздействие слова на психику человека) в выявлении признаков, возбуждающих ненависть и вражду, необходимо привлечение специалистов (культурологов, религиоведов, этнологов) способных оценить достоверность и объективность фактического содержания исследуемых материалов.

Перед практическими органами, стоят задачи выявления признаков экстремизма на начальной стадии, что необходимо, в том числе и для профилактической работы, а также для эффективного построения работы со специалистами экспертами в плане правильного формулирования вопросов к исследованию (экспертизе).

Устный или письменный текст, аудио – или видеоряд содержит информацию, свобода распространения которой гарантирована конституцией. В тоже время эта свобода может быть ограничена, если данная информация побуждает к насилию, к нарушению прав и свобод.

Экстремизм – это использование крайних, деструктивных, выходящих за рамки дозволенного, средств для достижения радикальных религиозных или политических целей. Исследуя соответствующие материалы, мы не можем оценочно подходить к самим по себе взглядам, убеждениям, религиозным догмам. Личная мировоззренческая, идеологическая беспристрастность исследователя является необходимым условием и требованием закона.

Для полноты и объективности исследования необходимо сопоставление мнений нескольких независимых друг от друга специалистов.

При выборе специалиста для проведения исследования надо учитывать возможность его религиозной или идеологической ангажированности. Поэтому следует воздержаться от привлечения к исследованиям представителей общественных, политических или религиозных организаций. Их мнение может учитываться, но только в отношении частных фактических моментов исследования, но никак не окончательных выводов.

Например, с точки зрения представителей традиционного ислама на Северном Кавказе, ваххабизм является абсолютным злом и должен быть запрещен. В тоже время сам термин «ваххабизм» является названием одного из направлений ислама, системы религиозных взглядов, самих по себе экстремизмом не являющихся.

За последние два года кафедрой философии УрЮИ МВД России по заказу органов внутренних дел, прокуратуры, органов государственной и муниципальной власти было проведено 36 внесудебных (допроцессуальных) исследований и судебных экспертиз аудио-, видео и печатных материалов на предмет наличия в них признаков экстремизма. Анализ результатов проведенных исследований позволяет сделать некоторые выводы о характере экстремистских проявлений в нашем регионе.

В политической сфере материалы, несущие признаки экстремизма, в основном принадлежат «либеральной» оппозиции нынешнему политическому курсу руководства (СПС, «Оборона», сторонники Гарри Каспарова и Михаила Касьянова), в меньшей степени встречаются материалы «Национал-Большевистской партии» Эдуарда Лимонова, которая, впрочем, солидаризируется с вышеназванной оппозицией. Еще в гораздо меньшей степени представлены материалы левоэкстремистских движений (АКМ, РКСМБ)

В этноконфессиональной сфере материалы, несущие признаки экстремизма, в основном носят антиеврейский (антииудейский) характер и принадлежат религиозно-политическим группировкам, для которых юдофобия является ключевой частью идеологии (сторонники Михаила Назарова, НДПР, большинство скинхедов)

Особо хотелось отметить рост материалов, несущих признаки религиозного экстремизма и направленных против христианства и Русской Православной Церкви. Этот факт мы связываем с процессом возрождения и развития религиозной жизни и ростом влияния Православия на общественную и культурную жизнь страны. В частности, в первую очередь антихристианский характер носят книги В.Емельянова «Десионизация» и И.Синявина «Стезя правды», а также признанные в 2008 году Верх-Исетским районным судом города Екатеринбурга экстремистской литературой книги В.Истархова «Удар русских богов» и «Что такое «Мертвая вода?».

Особняком стоят материалы так называемого «молодежного экстремизма», под которым обычно понимаются группировки движения скинхедов. В материалах данного движения четко видны признаки расовой и религиозной ксенофобии, призывы к совершению насильственных преступлений, также пропаганда войны и культ насилия. Стоит отметить, что материалы, изъятые у скинхедов, представлены, в основном, электронными версиями (текстовые файлы, аудио- и видеодиски).

Перед исследователем (экспертом) или сотрудником, принимающим решение об изъятии материалов и направлении их на исследование, стоит сложная задача - отыскать эту тонкую грань между свободой слова и призывом к насилию. В качестве методических аспектов и моментов, требующих внимания в таком исследовании, мы хотели бы отметить следующее:

1) Анализ представленного текста должен ответить на вопрос об истинности приводимых фактов. Очень часто в качестве непреложной истины преподносятся не фактические данные, а слухи, измышления, мифы и гипотезы, тенденциозно подобранные, извращенные вымышленные факты, бездоказательные утверждения и представления, отвергнутые современной наукой. Специалист в области исторической, религиоведческой, культурологической или политической науки в рамках своей компетенции должен ответить на вопрос об истинности приводимых фактов.

Например, в книгу В.Истархова включена антиеврейская фальшивка - «Катехизис еврея в СССР», где утверждается о сознательно враждебном плане евреев по отношению к русским. В книге Г.Бутми «Кабала или свобода» содержится «Речь раввина к еврейскому народу», в которой показывается зловещий образ иудейства, но при этом даже не делается попытка указать выходные данные этого документа. То есть налицо попытка явную фальшивку выдать на истину. В книге В.Емельянова «Десионизация» приводится «Легенда об Адонираме», произведение, относящееся к жанру фантастики, то есть не имеющее статуса действительно серьезного историко-культурного документа. Смысл этой легенды в том, что иудаизм – это скрытый сатанизм и родоначальник масонства как международной организации, а христианство – это низшая степень посвящения в масонство.

В книге М.Назарова «Жить без страха иудейска!», в главе «духовные истоки иудейского экстремизма» автор делает попытку отождествить иудаизм и сатанизм, теологически обосновать «сатаноизбранность» современных иудеев и тем самым дискредитировать их в глазах общественного мнения. Цитирование слов Христа из Евангелия от Иоанна (8:44) «Ваш отец — Диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего» не может быть аргументом в силу того, что эти слова были сказаны в определенном историко–культурном контексте и имели отношение к конкретным лицам той эпохи. Все основные направления современного христианства (православие, католицизм, протестантизм), признавая ложность религиозного выбора иудеев, не ставят знак равенства между иудаизмом и сатанизмом. Полагаем, что сравнение иудаизма с сатанизмом является умышленным приемом, направленным на демонизацию иудаизма в глазах общественного мнения, внушение ужаса и отвращения по отношению к иудеям как к представителям этноконфессиональной группы.

2) В правильной оценке специалиста нуждается сознательное искажение, извращение специфики тех или иных национальных или религиозных групп.

Например, в вышеназванной книге В.Истархова автор искажает особенности христианского вероучения и религиозной практики, главного православного и католического богослужения – литургии, формируя у читателей отвращение к ним. И это не просто заблуждение, а сознательный подход, что мы и видим в используемой при этом лексике: «Трактовать можно что хочешь и как хочешь, а факт остается фактом: христиане — это мистические людоеды, которые мысленно едят человечину и пьют кровь. Тем самым отдают свою душу дьяволу. И никакая демагогия этого факта не изменит и не оправдает. Воистину христианская церковь — это церковь дьявола. Пока что христианские попы не додумались предложить истинно верующим кушать (мысленно, конечно) христовый кал и пить христову мочу. Еще предложат, будьте уверены. Приятного вам аппетита, святые христиане!»

В листовке, подписанной «Славянским Культурным Центром Национально-Державной партии России» «Чем живет страна-48» содержатся разжигание розни и оскорбления в адрес Русской Православной Церкви, глумление над ее праздниками и святынями. Например, верующие называются баранами, икона «Живоносный источник» называется жидоносным, православный праздник Усекновение главы Иоанна Предтечи называется садистским, сами православные христиане именуются труполюбивой мразью. Данные высказывания основаны на сознательном искажении религиозной специфики Православия.

Распространенным приемом является «полуправда-полуложь», то есть выборочное предоставление информации. Например, приводя ксенофобские высказывания из Талмуда или иудейской книги «Шулхан -Арух» как доказательства деструктивности иудеев как этноконфессиональной группы, авторы не показывают контекста, в котором они были сказаны, и умалчивают о том, что, например, в Талмуде эти высказывания носят характер не императивных указаний, а мнений, высказанных в ходе дискуссии.

3) Следует обращать внимание на эмоционально окрашенную лексику, используемую в тексте. Например, в вышеназванной книге В.Истархова Христос назван параноиком и извращенцем, а христианство — духовным СПИДом. В книге И.Синявина «Стезя правды» говорится о «христианском наркотике, пропитавшем все поры нашей культуры», в отношении христианских святых используется однозначно негативное выражение – «труп ходячий», содержится фраза «не уподобься христианским священникам, произносящим проповеди елейными голосами, словно кастраты или пассивные гомосексуалисты». Данный специальный психолингвистический прием основан на использовании выражений, негативно воспринимающихся в массовом сознании. Наиболее ярким примером является использование слова «фашизм», которое в массовом сознании давно уже утратило свой историко-политологический смысл, а стало своеобразным ярлыком. Пример – название фильма К. Душенова «Еврейский фашизм. Россия с ножом в спине». Или листовка «Неприкосновенность вкладов», распространяемая противниками «партии власти» накануне выборов в ГосДуму 2007 года заканчивалась лозунгом «Единая Россия» - партия обыкновенного фашизма». Известно, что выражение «обыкновенный фашизм» является названием документального фильма Михаила Рома, эмоционально резко осуждающего фашизм. Три поколения жителей России хорошо знакомы с этим фильмом, поэтому использование данного выражения есть прием психолингвистического воздействия с целью дискредитировать партию «обыкновенного фашизма» - «Единую Россию».

4) Специальным приемом является также сознательное и целенаправленное посягательство на религиозные и национальные святыни, оскорбление религиозных и национальных чувств, что нарушает права и свободы, возбуждает национальную и религиозную рознь.

Например, в книге И.Синявина «Стезя правды» содержится кощунственное, задевающее религиозные чувства христиан, утверждение, что одно из главных религиозных действий христианской церкви – причащение, является «причащением к миру наркоманов и духовных мертвецов». Тут же говорится, что христианских святых – аскетов следовало бы сажать в сумасшедший дом. В книге В.Емельянова «Десионизация» говорится, что: «из недр Аравийского полуострова вышло племя профессиональных преступников-евреев (в дословном переводе с иврита - проходимцев)». Данный пассаж объявляет преступниками целый этнос – евреев, оскорбительно преподнося их самоназвание. К подобным примерам относится глумление над Холокостом, что лежит в основе целого ряда видеороликов, снятых студией «Формат 18», относящейся к направлению «скинхедов».

Глумлением над исторической памятью русского народа и народов бывшего СССР следует назвать сознательное использование элементов фашистской (нацистской) символики, поскольку жители России, подавляющее большинство которых негативно относятся к нацизму, являются потомками жертв нацизма и героев, победивших нацизм в Великой Отечественной войне. Пропаганда нацизма унижает национальное достоинство русского народа и других народов бывшего Советского Союза как понесших наибольший урон от агрессии германского нацизма.

5) С вышеназванным приемом связано такое проявление экстремизма, как пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.

Доведенная до предела идея исключительности приводит к дегуманизации представителей иной национальной или религиозной группы, что оправдывает насилие по отношению к ним.

6) Следует обращать внимание на наличие четко обозначенного адресата разжигающих вражду высказываний. 282 статья Уголовного кодекса России в качестве элемента объективной стороны преступления указывает на необходимость наличия конкретной национальной, религиозной, расовой, половой, языковой или социальной группы, в адрес которой приводятся высказывания. Поэтому далеко не всегда грубые и жесткие политические высказывания являются экстремистскими. Например, в печатном издании партии «Справедливая Россия» в Свердловской области, распространяемом накануне выборов в ГосДуму 2007 года представлено высказывание А.Буркова: «Я не позволю чиновникам грабить моих земляков!». Сама по себе эта фраза не носит характера разжигания социальной розни, так как буквально понятое и изложенное наименование «чиновники» носит расплывчатый, неопределенный характер, оно может означать не обязательно сотрудников аппарата действующей власти России, но и чиновников общественных, религиозных организаций, чиновников из других стран и т.д. Жесткие, популистского толка, политические высказывания А.Буркова направлены против неопределенного круга лиц – «бюрократов, толстосумов, сидящих на чиновничьих креслах». Данное высказывание не персонифицирует объект, по отношению к которому предположительно могла бы разжигаться социальная рознь, следовательно, признаков разжигания такой розни мы здесь не усматриваем.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (23)

    Научная работа
    4. Экономика – 06.41.00; 06.61.00; 06.01.45; 06.01.79; 06.03.07; 06.09.00; 06.43.00; 06.51.00; 06.51.51; 06.61.33; 06.75.00; 06.75.05; 06.75.55; 06.71.
  2. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (5)

    Документ
    Словарь (первое, втрое меньшее по объёму и микроскопическое по тиражу изд. — 1997 г.) содержит основные факты биографий, перечни основных научных трудов, итоговые оценки творчества более чем 230 учёных и краеведов гуманитарного профиля
  3. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (8)

    Документ
    Обращаем Ваше внимание на внесенные изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, которые регулируют деятельность в сфере образования и вступили в силу с 1 января 2011 года.
  4. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (10)

    Кодекс
    Кодекс корпоративной культуры (Корпоративный кодекс) является нормативным документом, устанавливающим обязательные правила взаимоотношений персонала Уральского государственного технического университета – УПИ имени первого Президента России Б.
  5. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (6)

    Программа
    Программа является межотраслевой и междисциплинарной, предусматривает изучение задач, целей, принципов, закономерностей, стратегий, системы, функции и методов менеджмента в отрасли физическая культура и спорт; стратегического менеджмента; финансового

Другие похожие документы..