Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Лекция проведена 26 февраля 2010 года для студентов заочного факультета второго курса заочной формы обучения по сокращенной программе подготовки (спе...полностью>>
'Документ'
Маркетинговый бриф предназначен для постановки задачи перед отделом стратегического планирования компании «Реклама продакшн». Заполняются те графы мар...полностью>>
'Документ'
представники органів влади, громадянського суспільства, науково-практичних кіл, зокрема, МОЗ України, Міжнародного фонду «Відродження», НДІ Інтелекту...полностью>>
'Реферат'
Долгих 1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная Война.И в период с 22 июня 1941г. по 9 мая 1945 г. произошло столько событий, что для их ...полностью>>

Флористическая поэтика с. А. Есенина: классификация, функция, эволюция

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

27

На правах рукописи

БОРЗЫХ Лариса Анатольевна

ФЛОРИСТИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА С.А. ЕСЕНИНА:

КЛАССИФИКАЦИЯ, ФУНКЦИЯ, ЭВОЛЮЦИЯ

Специальность 10.01.01 – русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Тамбов 2012

Диссертация выполнена в ФГБОУ ВПО «Мичуринский государственный педагогический институт».

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор

Полякова Лариса Васильевна

Официальные оппоненты: Воронова Ольга Ефимовна

доктор филологических наук, профессор

профессор кафедры журналистики

Рязанского государственного университета

имени С.А. Есенина

Щеблыкин Сергей Иванович

доктор филологических наук

заведующий кафедрой литературы

Пензенского государственного

педагогического университета

имени В.Г. Белинского

Ведущая организация: Липецкий государственный педагогический

университет

Защита состоится 26 апреля 2012 года в 12.30 на заседании диссертационного совета Д 212.261.03 в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, д. 181 «И», зал заседаний диссертационных советов (ауд. 601).

С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в научной библиотеке Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина (ул. Советская, д. 6).

Автореферат размещен на сайте Министерства образования и науки РФ (адрес сайта /) 21 марта 2012 г.

Автореферат разослан «___» ____________2012 г.

Ученый секретарь Хворова Л.Е.

диссертационного совета

доктор филологических наук, профессор

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Русская поэзия в XX столетии подарила нам плеяду ярких и блистательных имен, среди которых отдельное место занимает выдающийся поэт Сергей Александрович Есенин. Сложный художественный мир С.А. Есенина, мир образов, где человек проявляет себя в многослойности исторического и культурного развития, а природное бытие отражает полноту действительности и становится зеркалом духа времени, неизменно привлекал и привлекает исследователей.

Последние два десятилетия отмечены пристальным интересом к есенинскому творчеству. Многое сделано целым рядом специалистов: О.Е. Вороновой, А.Н. Захаровым, Э.Б. Мекшем, Е.А. Самоделовой, Н.М. Солнцевой, Н.И. Шубниковой-Гусевой и другими1. На страницах их работ оценивается вклад С.А. Есенина в историю русской литературы, анализируются особенности творческой эволюции писателя, своеобразие его лирического героя; творчество поэта рассматривается в свете антропологической теории; исследуется историко-фольклорная основа есенинской эстетики; проводится целостный концептуальный анализ творческого наследия поэта как самобытного явления русской культуры. Исследование поэтики Есенина осуществляется в разных направлениях, на основе разных научных подходов.

Есть исследования и по интересующей нас теме, однако ограниченной специальными ракурсами анализа.2

Практически ни в одном стихотворении Есенин не обходится без картины природы, в которой полновесное место занимает флористическое пространство, отличающееся удивительным разнообразием. Проникая в поэтику С.А. Есенина, нельзя не отметить особой роли в его произведениях растительного мира. Сколь значим для его поэзии флористический репертуар, можно определить по достаточному разнообразию образов цветов, деревьев на страницах произведений поэта. В диссертационном исследовании представлен анализ цветочных и древесных образов, которые, являясь наиболее распространенными флорообразами есенинского художественного бытия, позволяют говорить об особенностях флористической поэтики, ее классификации, функции и эволюции в творчестве этого художника.

Флористическая поэтика представляет собой многомерное явление. Растительные образы, преломляя в себе доминирующие оттенки значений, обладая силой формировать глубинный семантический уровень произведения, позволяют должным образом интерпретировать художественный текст. Этой важной ролью флорообразов в создании и художественной репрезентации есенинской национальной картины мира, недостаточной изученностью специфики их функционирования в лирике поэта, отсутствием системного анализа проблемы определяется актуальность диссертационного исследования и степень его принадлежности к приоритетному направлению современного гуманитарного знания, обращенного к характеристике конкретных национальных доминант в отечественном искусстве.

Целью диссертационной работы является исследование поэтической системы С.А. Есенина через анализ флорообразности художественного мира поэта.

Целью обусловлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть символическое и содержательно-ассоциативное наполнение цветочных и древесных образов Есенина.

  2. Выявить в есенинском поэтическом тексте способы функционирования растительных образов.

  3. Исследовать особенности индивидуально-авторского осмысления флорообраза.

  4. Выявить характер эволюции флористической поэтики в связи с изменениями миромоделирующей парадигмы творчества поэта.

  5. Вычленить растительные символы и проанализировать их сюжетно-композиционную роль в поэтическом контексте драмы «Пугачев».

Материалом диссертации стали стихотворные произведения, статья «Быт и искусство», теоретический трактат «Ключи Марии», письма, литературно-критическая проза С.А. Есенина, воспоминания современников. Особое внимание уделено драме «Пугачев», во многом являющейся программным произведением в общей историософии Есенина, системе его представлений о русском национальном характере. Целесообразность изучения этого произведения в аспекте анализа эволюции флористической поэтики автора определяется богатым спектром поэтической флористики и переходным характером произведения от раннего, относительно благоденствующего периода к последнему, напряженно-трагическому.

Объект анализа представляют лирические и лиро-эпические произведения Есенина.

Предмет диссертационного исследования – особенности флористического вектора лирики и лиро-эпики Есенина, символика растительных образов.

Научная новизна определяется конкретной разработкой проблемы флористической поэтики как особого явления художественной литературы. Впервые предпринята попытка систематизации и описания группы образов растений с целью выявления закономерности их функционирования в творческом наследии С.А. Есенина. Это позволяет вписать поэзию великого художника в научно-исследовательский контекст национальной специфики русской литературы и не только дает представление об особенностях флористической поэтики С.А. Есенина, но и выявляет пути ее эволюции в связи с изменениями миромоделирующей парадигмы творчества поэта. Впервые в аспекте проблемы флористической поэтики анализируется поэма «Пугачев».

Теоретико-методологическая база диссертации. Для методологического обоснования диссертационной работы конструктивное значение имеют: философия творчества Н.А. Бердяева; теория символа П.А. Флоренского; опыт изучения поэтических воззрений славян на природу А.Н. Афанасьева; основные положения философии русского космизма (естественнонаучный космизм К.Э Циолковского); экзистенциальные идеи М. Хайдеггера; мистическое учение Р. Штейнера; современные исследования философского контекста русской литературы А.Г. Гачевой, С.Г. Семеновой и других. В исследовании нашли отражение мифопоэтические концепции, сформулированные в работах А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, В.Н. Топорова.

Автором диссертации освоены жанровые теории С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина, Е.М. Мелетинского, Г.Н. Поспелова; учения о символической природе слова А.А. Потебни и слове-мифе А.Н. Веселовского, труды по исторической и теоретической поэтике А.Н. Веселовского, Н.Д. Тамарченко, Б.В. Томашевского, В.Е. Хализева, фольклористические исследования Н.И. Костомарова, М.А. Максимовича.

На страницах диссертации учтены и современные исследования в области есениноведения: книги и статьи О.Е. Вороновой, Е.А. Самоделовой, Н.И. Шубниковой-Гусевой, В.С. Баранова, И.И. Дяговец, В.В. Этова, В.С. Титовой, Е.В. Фирсовой и других. В работе использованы воспоминания А.А. Есениной, А.Б. Мариенгофа, И.Н. Розанова, Л.И. Повицкого, В.А. Мануйлова, П.И. Чагина, С.М. Городецкого, И.С. Рахилло.

В процессе исследования использованы методы и подходы: историко-культурный, историко-литературный, сравнительно-типологический, структурно-поэтический, системный, описательной поэтики, интерпретационный.

Теоретическая значимость диссертации связана с обогащением теории классификации поэтических явлений конкретным опытом анализа на основе художественной функции флористических образов.

Практическое значение работы состоит в том, что материал диссертации и ее результаты могут быть использованы в выстраивании и уточнении общей концепции художественного творчества С.А. Есенина, истории русской литературы XX века, составлении общих и специальных курсов по истории русской поэзии XX века, разработке авторских программ для лицеев и гимназий по стандарту обновленного гуманитарного образования.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Растительное пространство художественного мира С.А. Есенина отличается многообразием и позволяет осуществить классификацию флористических образов, что дает возможность условно разделить их на две группы: цветочные и древесные.

  2. Осмысление и творческое освоение поэтом флористического пространства связано главным образом с народной мифологией.

  3. С.А. Есенин демонстрирует индивидуальный и оригинальный путь использования возможностей флоросимволизма: содержательно-ассоциативное наполнение растительных образов имеет синтезирующий характер, соединяет разные интерпретационные контексты – фольклорные, мифологические, религиозные, эмблематические, восточные.

  4. Флористический репертуар поэзии Есенина сочетает зримые растительные приметы и традиционные метафоры, которые в индивидуально-поэтической ткани его произведений наполняются оригинальными символическими смыслами.

  5. Осмысление флористической поэтики Есенина позволяет выявить следующие главные функции его растительных образов: инструмент художественной репрезентации окружающего мира; индикатор авторского мироощущения; ключ к концепции художественного произведения; средство выражения душевного состояния.

  6. Эволюция флорообразов Есенина обусловлена изменениями миромоделирующей парадигмы творчества поэта и характеризуется тенденцией движения от проекции, раскрывающей красоту природного мира, к их концептуализации.

  7. Поэтическая драма «Пугачев» в творческом наследии С.А. Есенина является художественной концентрацией натурфилософской программы поэта. В переходный творческий период от относительного благоденствия к напряженному трагизму поэма способствовала сохранению цельной национальной картины бытия.

  8. Богатый спектр поэтической флористики, широко представленный в «Пугачеве», способствует яркой выразительности неповторимых образов персонажей, отражению взаимосвязи природных и исторических явлений как онтологических доминант.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры литературы Мичуринского государственного педагогического института и были представлены на международных, всероссийских и региональных конференциях: Международной научной конференции «Аспекты исследования языковых единиц и категорий в русистике XXI века» (Мичуринск, 2007), Международной научно-практической конференции «Человек и природа в русской литературе (к 95-летию С.П. Залыгина)» (Мичуринск, МГПИ, 2008), Международной научно-методической конференции «Славянский мир: духовные традиции и словесность» (Тамбов, ТГУ имени Г.Р. Державина, 2010), Всероссийской научной конференции «Державинские чтения» (Тамбов, ТГУ имени Г.Р. Державина, 2008, 2009, 2010), областной научно-практической конференции работников образования «Путь в науку» (Тамбов, 2008).

По проблематике исследования опубликовано 16 работ, из них 3 – на страницах рецензируемых изданий из списка ВАК Министерства образования и науки РФ.

Структура диссертации включает Введение, 3 главы, Заключение. Приложен список использованной литературы.

Основное содержание работы

Во введении формулируются цель и задачи диссертации, обосновываются ее актуальность и научная новизна, определяется теоретико-методологическая база, излагаются теоретическая значимость и практическое значение.

В первой главе«Цветочный селам лирики С.А. Есенина» – анализируются лирические произведения поэта в аспекте флористической поэтики.

Под флористическими образами диссертант понимает художественное отображение бытия, облеченное в форму конкретного индивидуального явления, объединенного общей интегральной семой – «растительный мир». Неотъемлемой составляющей поэтического мира С.А. Есенина являются цветы. Флористическая символика, мир цветов с их нескончаемым многообразием красок, форм, очаровательной красотой играют заметную роль в творчестве поэтов всех времен. В России о символическом значении цветов узнали после того, как в 1830 году в Петербурге была издана книга поэта Д.П. Ознобишина «Селам, или Язык цветов»3. В ней не только перечислены символы цветов, но и дано истолкование значения букетов.

Селам можно назвать «проекцией» мира людей на мир растений, когда цветы, деревья, плоды ассоциируются с внешними и внутренними качествами людей, их чувствами и взаимоотношениями. Для поэзии начала XX века характерна тенденция пристрастия к цветочной символике. Поэтическую индивидуальность Есенина во многом создало народное мировосприятие, однако нельзя игнорировать опыт предыдущих творцов, который, бесспорно, воздействовал на формирование творческого зрения художника.

Язык цветов в творчестве Есенина – это язык природы, которая дышит, живет. Он, как и многие другие русские писатели, не мог обойтись без ярких флористических образов, символов цветов.

Автор диссертации отмечает, что есенинский «цветочный букет» разнообразен: поэт обращается к дикорастущей флоре, полевым, луговым, лесным и «экзотическим» цветам. На страницах стихотворных произведений Есенина представлен широкий флористический «ассортимент»: около 20 видов цветов (роза, василек, колокольчик, резеда, мак, левкой, ландыш, ромашка, гвоздика, жасмин, лилия, подснежник, маргаритки и другие).

Одним из самых популярных цветов в произведениях поэта является василек. Оставаясь преданным спутником ржаного поля, частью среднерусского пейзажа, васильковый образ связан в сознании поэта с родной землей: «Я только тот люблю цветок, / Который врос корнями в землю, / Его люблю я и приемлю, / Как северный наш василек»4. Художник нередко использует данный образ для обозначения душевного состояния лирического героя: «Васильками сердце светится, / Горит в нем бирюза» (т. 1, с. 26). Василек в поэзии Есенина не только пребывает частью русского пейзажа, образ наполнен также символикой постоянства и верности: «Я все такой же. / Сердцем я все такой же. / Как васильки во ржи, цветут в лице глаза» (т. 2, с. 87).

Интересно проследить эволюцию поэтического зрения художника в этом контексте. Первый раз «васильковое слово» рождается в стихотворении «Заиграй, сыграй, тальяночка…», которое относится к самому раннему периоду творчества. Молодой Есенин романтизирует деревенский быт, сельскую жизнь, представляя ее в праздничном, светлом ореоле.

Следующее упоминание василька («Исповедь хулигана») относится к «имажинистской» поре. Использование данного цветка, по оценке диссертанта, не просто связано с цветом глаз: лирический герой подчеркивает свою преданность родине и душевную простоту.

Позднее данный растительный образ еще чаще используется в «цветочном букете» поэта-флориста. Василек не только пребывает частью русского пейзажа («Цветы»), образ наполнен также символикой постоянства и верности («Листья падают, листья падают»). Такое, отнюдь не случайное, использование данного образа связано с переменами в мировосприятии творца, что непосредственным образом сказывается на его творчестве. «Язык флоры» помогает поэту передать в нескольких словах множество ярких, глубоких впечатлений, и далеко не последнюю роль в этом выражении играет милый, дорогой сердцу русского человека василек.

Отдельное место на своем поэтическом полотне Есенин отводит «царице цветов», розе. Роза – один из главных образов зрелой лирики поэта. В 1924 году у Есенина возник замысел посетить Персию или Турцию. Желание не осуществилось, но поэтически воплотилось в «восточном» цикле «Персидские мотивы», где ключевым образом и является роза. Есенинские розы используются в поэтической ткани произведений не только в прямом значении (как реальная частица природы): «Я в стране далекой. / Весна. / Здесь розы больше кулака» (т. 2, с. 141), но и в переносном (автор присваивает им флоромотив любви, свободы): «Красной розой поцелуи веют, / Лепестками тая на губах» (т. 1, с. 251). В художественном мире Есенина роза порождает ассоциации востока, сравнивается с женщиной шафранного края.

Лирика поэта развивает и обогащает известные флоромотивы, связанные с образом «царицы цветов». В заключительном стихотворении цикла «Персидские мотивы» «Голубая, да веселая страна…» Есенин обращается к вечному мотиву соловья и розы, издавна знаменитому как в восточной, так и в западной поэтической традиции. Как и в стихотворении А.А. Фета «Соловей и роза (Подражание восточному)», у Есенина роза дает возможность выстроить символико-диалогические отношения между героями. Соловей кличет свою возлюбленную розу, но они обречены на разлуку. Диалог понимания девочки Гелии и лирического героя корреспондирует с диалогом царицы цветов и соловья. Лирический герой сам указывает своей собеседнице на их различное мировоззрение: «Ты – ребенок, в этом спора нет, / Да и я ведь разве не поэт?» (т. 1, с. 275). Здесь видится разное миропонимание других героев повествования (розы и соловья), но это не мешает им проявлять друг к другу благосклонность. Роза Есенина, в отличие от розы Пушкина (стихотворение «Соловей и роза»), не бесчувственна по отношению к соловью, она откликается взаимностью: «Но одна лишь сердцем улыбнется». Поэт-соловей любит именно эту розу, в этом он похож на соловья Фета, для которого важна, прежде всего, красота духовная: «Голубая да веселая страна. / Пусть вся жизнь моя за песню продана. / Но за Гелию в тенях ветвей / Обнимает розу соловей» (т. 1, с. 275). Из множества роз, склоняющихся над соловьем, он выбирает именно ту, которая готова любить, способна на чистые, светлые чувства. Лирический герой проводит параллель между духовной невинностью и целомудрием маленькой девочки и розой, возлюбленной поэта-соловья, которая смогла сохранить в себе эту непорочность. Таким образом, роза Есенина приобрела новый символический портрет: роза великолепна, но великолепна не только внешне, она обладает душевной красотой, кроме того, «царица цветов» хочет и может любить.

Образ розы у Есенина многозначен и емок. Художник дарит свежее дыхание уже существующим символам и метафорам, представляет новую ступень в развитии поэтического образа.

Флористический спектр есенинской лирики столь богат, что в нем обнаруживаются цветущие душистые растения: левкой, резеда, мята, клевер, душистый горошек. Одни являются свидетелями душевных переживаний лирического героя: «Шуми левкой и резеда. / С моей душой стряслась беда…» (т. 4, с. 204). По оценке диссертанта, соотнесение резеды с мотивом «душевных потрясений», стало возможным благодаря этимологии латинского по происхождению названия цветка «resedare», что означает лечить, успокаивать (ср. с его названием «болеутолитель»). Поэтому становится очевидным, герой призывает растения подарить его душе исцеляющий аромат. Более того, герой, находясь в состоянии волнения, переживает о том, «что не увидеть больше близко / Ее лицо, любимый край» (т. 4, с. 206). В данном случае контекстным является этикетное значение резеды, закрепившееся за ней в селамных списках – «минутное блаженство и кратковременность счастья». Другие цветущие душистые растения участвуют в изображении картины родных просторов: «По меже на переметке / Резеда и риза кашки» (т. 1, с. 39).

В есенинской поэзии часто используется обобщенный образ цветов. Цветы без конкретизации вида фигурируют тогда, когда название или селамный, эмблематический смысл не имеют никакого значения.

Широкие возможности флористической поэтики творческого наследия Есенина демонстрирует философская лирическая поэма «Цветы». Повествование «сооружено» вокруг цветов. Опираясь на национальную литературно-художественную традицию, поэт сопоставляет человеческое бытие и жизнь цветка («А люди разве не цветы?»). Подобная мысль встречается и в Библии: «Дни человека – как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его и место его уже не узнает его» (Пс. 102; 15-16). Есенин по-новому трансформирует и интерпретирует данную тему. Если с каждой весной цветы расцветают вновь, то жизнь людей неповторима и бесценна.

Постепенно лирическая исповедь в поэме перемещается в область раздумий об обществе, связанных с Октябрьской революцией. Цветы выступают не только в роли собеседников, но и служат средством создания ярких поэтических образов. Человек-цветок Есенина – образ идеального человека, соединяющего в себе силу и отвагу, а также нежность и великолепие «цветка неповторимого».

В заключении первой главы диссертации обозначены характерные черты цветочной образности есенинского художественного мира. Поэтическая картина Есенина – пространство, где применялся опыт систематизации традиционных мотивов и селамных шифров, где художник пытается создать новую мифологию при обращении к изображению флорообраза. На протяжении всей творческой магистрали цветочный образ прошел путь от художественной приметы родной природы, частицы природы-храма до носителя определенной символики. Поэт актуализирует разные свойства растительного образа, когда за его знаковой семантикой раскрывается природный прообраз, и наоборот, когда под природной сутью просматривается символический ряд. Есенин, при всей «цветочной» насыщенности его творчества, достаточно редко обращается к селамным шифрам. Он демонстрирует оригинальный и индивидуальный путь использования возможностей флористической поэтики.

Во второй главе «Древесная образность как миромоделирующая система поэзии С.А. Есенина» – на основе анализа символического и содержательно-ассоциативного наполнения образа дерева автор диссертации систематизирует представленный в стихотворных произведениях С.А. Есенина древесный мир, выявляет особенности индивидуально-авторского осмысления флорообраза.

Образы деревьев и цветов в поэзии С.А. Есенина являются важной частью художественно-философского обобщения природы. В мифопоэтических представлениях славян растения непосредственным образом связаны с универсальным образом Мирового древа. Есенинская модель мира также восходит к мифопоэтическому архетипу Мирового древа, который позволяет увидеть неразрывную связь человека и окружающего мира. Свое мироощущение, художественный опыт поэт теоретически обосновал в «Ключах Марии», где образу дерева поэт отвел особую роль, считая его главным звеном в «узловой завязи природы… с сущностью человека», полагая, что «религии мысли» русского народа присуща оценка: «Все – от древа». Именно от этого фольклорного древа рождаются есенинские «древесные» образы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ю. М. Трофимова (отв ред.), К. Б. Свойкин (отв секретарь), Ю. К. Воробьев, А. Н. Злобин, В. П. Фурманова, И. А. Анашкина, И. В. Седина (1)

    Документ
    Кафедра английского языка Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева (зав. кафедрой, доцент А.А.Ветошкин); С.А. Борисова, директор Института международных отношений Ульяновского государственного университета, зав.
  2. Фундаментальные категории и понятия, формирующие шкалу ценностей, культуру того или иного народа, заложены во многих ежедневно употребляемых словах и выражениях

    Документ
    ВВЕДЕНИЕ Фундаментальные категории и понятия, формирующие шкалу ценностей, культуру того или иного народа, заложены во многих ежедневно употребляемых словах и выражениях.
  3. Xxxv научно-практическая конференция сборник тезисов

    Документ
    Айдаркин Евгений Константинович – первый проректор по научной и инновационной деятельности Южного федерального университета, заведующий кафедрой физиологии человека и животных, кандидат биологических наук, профессор.
  4. Отче т о деятельности российской академии наук в 2003 году

    Реферат
    В 2003 году Российская академия наук, как и ранее, проводила фундаментальные и прикладные исследования в соответствии с Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники и Перечнем критических технологий Российской
  5. Е т о деятельности российской академии наук в 2001 году Основные результаты в области естественных, технических, гуманитарных и общественных наук москва 2002

    Документ
    В 2001 году Российская академия наук осуществляла свою основную деятельность – фундаментальные и прикладные научные исследования в условиях недостаточного ресурсного обеспечения, слабой востребованности результатов исследований и разработок.

Другие похожие документы..