Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Корпоративные правовые нормы и гражданское право. Деловые обыкновения и обычаи делового оборота в российском гражданском праве....полностью>>
'Пояснительная записка'
Поскольку программа «Музыка» для 1-4 классов четырехлетней начальной школы, разработанная Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной включает в ...полностью>>
'Документ'
У статті розглядається особливий вид периферійної репрезентації перехідності – нульовий додаток. Абсолютивне вживання перехідних дієслів є такою зоно...полностью>>
'Документ'
Банківський день - робочий день для банків України, в який банки відкриті для проведення операцій з використанням каналів взаємодії з Національним Ба...полностью>>

Теория и практика развития ценностно-смыслового отношения детей 5-7 лет к культуре родного края 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

ПЛАТОХИНА Наталья Алексеевна

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Ростов-на-Дону

2011

Работа выполнена в Педагогическом институте

«Южного федерального университета» на кафедре дошкольной педагогики

Научный консультант

доктор педагогических наук, профессор

Чумичева Раиса Михайловна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Федотова Ольга Дмитриевна

доктор педагогических наук, профессор

Комарова Тамара Семеновна

доктор педагогических наук, профессор

Коломийченко Людмила Владимировна

Ведущая организация

ФГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»

Защита состоится «19» мая 2011 г. в 10 часов

на заседании диссертационного совета Д 212.208.18 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук при Южном федеральном университете по адресу: 344082, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 33.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Педагогического института «Южного федерального университета»

Дата отправки на сайт ВАК( ) – 16 февраля 2011 года.

Автореферат разослан ______ 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета П.П. Пивненко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Наметившаяся тенденция возврата интереса российского общества к общечеловеческим ценностям, к утверждению гуманных ценностей и идеалов в качестве высших уровней развития личности и поиску путей их усвоения затронула образовательную политику и практику в стране. Гуманистическая направленность образования изменила представления о целях и механизмах развития личности, сместив акцент на возможности трансляции общечеловеческой и национальной культуры. Методологическим основанием гуманизации образования выступили работы философов, раскрывающих сущность культуры, закономерности ее развития, ценностный потенциал и функционирование в обществе (В.Г. Апостолова, А.И.Арнольдов, Э.А.Баллер, М.М.Бахтин, В.С. Библер, Е.В. Богомолова, Е.А.Вавилин, Г.Н.Волков, П.С.Гуревич, В.Е.Давидович, Ю.А. Жданов, Н.С. Злобин, Э.В.Ильенков, М.С. Каган, В.Ж.Келле, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев, Д.Раду, Э.В. Соколов и др.) Изучению состояния культуры в обществе, ее влияния на становление ценностных ориентаций и мировоззрения, отношения к миру посвящены исследования Н.А. Бердяева, Н.О.Лосского, Н.К. Рериха, В.В.Розанова, В.С.Соловьева, П.Б.Струве и др.

Общечеловеческие ценности выступают ориентиром для отдельно взятого человека, социальной группы, нации, человечества. Разрушение ценностной основы неминуемо ведёт к духовному кризису личности и общества. Изучение научных трудов Г.И.Аксеновой, И.Н.Андреевой, Е.В.Андриенко, Д.Ю.Ануфриева, М.Я.Виленского, И.Ф.Исаева, А.И.Мищенко, Л.С.Подымовой, Н.С.Розова, Н.Г.Руденко, В.А.Ситарова, В.А.Сластенина, А.Н.Ходусова, Е.Н.Шиянова и др. позволило определить новый аспект педагогического исследования процессов дошкольного образования с точки зрения аксиологического подхода. Анализ понятий «ценность», раскрытых А.Г.Здравомысловым, И.С.Коном, Б.Т.Лихачевым, Н.Д.Никандровым, Б.В.Орловым, А.А.Реаном, Г.Риккертом, С.Л.Рубинштейном, Л.А.Степашко, В.Франклом и др., а также понятий «ценностные ориентации» и «ценностное отношение» (труды Б.Г.Ананьева, С.Ф.Анисимова, А.Г.Асмолова, М.М.Бахтина, Р.Бернса, И.В.Бестужев-Лада, Л.И.Божовича, Б.С.Гершунского, В.П.Зинченко, М.С.Кагана, Д.С.Леонтьева, Т.А.Федоровой и др.) позволил уточнить научный аппарат исследования и дополнить теорию дошкольной педагогики новыми категориями, а именно: «ценностно-смысловое отношение дошкольников», «ценностно-смысловое развитие дошкольников».

В науке сложились различные подходы к классификации ценностей: философский (ценности жизни и культуры - В.П. Тугаринов; удовольствия, жизненные, нравственные, эстетические, познания - Н Гартман; ценности творчества, переживания, отношения – В. Франкл и др.); психологический (интеллектуальные, личностные, семейные – И. Б. Котова, Г.Д. Дмитриев, Е.Н. Шиянов и др.); педагогический (творчество, нравственные, эстетические, гуманистические – Е. В. Бондаревская, И.А. Захарченко, Т.С. Комарова, В.Т. Фоменко, Р.М. Чумичева и др.). Обозначенная классификация ценностей позволила определить в содержании дошкольного образования те из них, которые могут быть познаны дошкольниками (ценности семьи, культуры, труда, нравственности), и актуализировать их в теории и методики дошкольного образования.

Значимость ценностей культуры в жизни человека определяется их потенциальными возможностями в открытии личностью смыслов жизни. С точки зрения современных наук (аксиологии, культурологии, феноменологии, экзистенциализма), категория смысла занимает значимое место в жизнедеятельности человека. В рамках психологического подхода, смысл рассматривается как категория объективно-субъективная, изменяющая образовательный процесс (И.В.Абакумова, А. Адлер, В.В. Белоус, Дж. Брунер, Л.В. Выготский, М. Коул, B.C. Мерлин, А.Н. Леонтьев, К. Рождерс, В. Штерн, В. Франкл, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг и др.); в культурологическом - овеществление бытия в знаковой, текстовой форме (А.Г. Асмолов, М.М. Бахтин, В.В. Дружинин, В.П. Зинченко и др.); в герменевтическомоткрытие внутренних смыслов текста (А.А. Вербицкий, В.Дильтей, Х.-Г. Гадамер, П. Орланди, М. Фляциус и др.); в семиотическом – оппозиционно-семиотическая связь педагога и ребенка как определяющая развитие ребенка (Ю.М. Лотман, А.Я. Данилюк, О.М.Фрейденберг и др.); в экзистенциальном – проявление смысла в бытии (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти, П.А. Флоренский, В. Франкл, М. Хайдеггер и др.); в феноменологическом - глобальный смыслообразующий контекст (А.Г. Асмолов, М.М. Бахтин, Э. Гуссерль, Г.Г. Шпет и др.); в синергетическом - синергетическая природа смыслообразования (И. Р.Пригожин, И. Стенгерс и др.).

Аксиология как учение о ценностях в представлении исследователей выступает, с одной стороны, методологической основой и механизмом развития ценностно-смыслового отношения детей дошкольного возраста к культуре родного края, а с другой – определяется как путь переосмысления и обновления ценностями теории и практики дошкольного образования на данном историческом этапе. Это позволяет модернизировать содержание и технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста в конкретных региональных условиях и в соответствии с поликультурными, этнокультурными и социокультурными традициями Южного региона России.

Культура родного края создает предпосылки для культурной идентификации, вхождения личности в мир культуры, ценностного и деятельностного освоения действительности. Развитие культурной идентичности зависит от степени выраженности и интенсивности воздействия культурных эталонов на личность ребенка в ходе его социализации, образования и воспитания, что, в свою очередь, обуславливает развитие познавательной, эмоционально-ценностной и регулятивно–волевой сфер. Феномен идентичности в большей степени исследован в работах зарубежных ученых (Г.Брейкуэлла, А. Ватермана, И. Гофмана, Дж. Марсии, Дж. Г. Мида, С. Московичи, Г.Тэджфела, Дж. Тернера, Р. Фогельсона, З. Фреда, Э. Эриксона и др.), обозначая, с одной стороны, имитацию, подражательное поведение, а с другой - эмоциональное слияние с объектом познания, глубокую интериоризацию в мир норм, образцов и отношений. В социально-ориентированной культурологии идентичность определена как отражение свойств человека (Ч. Кули, Дж. Г.Мид, Т. Парсонс и др.).

В отечественной психологии и педагогике аспекты идентичности рассматривались в работах Е.В. Бондаревской, Е.И. Дворниковой, А.А. Кожинова, В.Г. Крысько, Г.У. Кцоевой, М.Н. Лебедевой, Н.Р. Милютиной, В.С. Мухиной, Ю.П.Платонова, Б.Ф.Поршнева, А.В.Сухорева, Г.У.Солдатовой, Т.Г. Стефаненко, В.А. Тишкова, В.К. Шаповалова, В.Ю.Хотинца и др. Анализ работ этих авторов позволил определить идентичность как «установление подобия между собою и своим народом, переживание чувства принадлежности к национальной культуре, интернализация ее ценностей, проживание собственной жизни в формах культурного бытия народа» (Е.В. Бондаревская), а культурную идентификацию как «процесс достижения идентичности, отождествление и построение способов взаимосвязи индивида с бесконечным миром культуры» (В.Е. Давидович). Признание значимости феномена детства как периода присвоения ребенком опыта жизни путем подражания, копирования и познания ценностей культуры, норм социального поведения, транслируемых взрослым, доказан в исследованиях Е.В.Бондаревской, Н.Ф. Виноградовой, С.А. Козловой, В.Т.Кудрявцева, В.С.Мухиной, Т.Н. Тарановой, Р.М.Чумичевой, Д.И.Фельдштейна и др. В исследовании определено базовое понятие - «культурная идентификация дошкольника», являющаяся педагогическим механизмом (познание, освоение, осмысление ценностей, открытие личностных смыслов и интериоризация их в эмоционально-когнитивную и поведенческую сферу), усиливающим эффективность воздействия педагогической технологии на развития у дошкольников ценностно-смыслового отношения к культуре родного края. Формулировка данного понятия обусловлена определением «механизмов идентификации» (осмысление прошлого, наблюдение за настоящим, прогнозирование будущего, анализом текущей ситуации для принятия адекватных решений и построения модели поведения) в работах М.Б. Абсалямова, Л.Ю. Конниковой и др.

Развитие гуманистического образования по культуросообразному типу актуализировало вопросы развития, воспитания и обучения детей в природных, социокультурных условиях жизни ребенка. Регионализация образования и определение культурных ценностей регионов, влияющих на развитие личности ребенка, привели к активизации инновационных процессов, связанных с модернизацией содержания и технологий дошкольного образования в региональных образовательных системах, с разработкой и научным обоснованием новых средств и способов культурной идентификации ребенка в пространстве культуры и социума.

В исследовании обоснован выбор возраста дошкольника (5-7 лет) как субъекта образовательной системы и доказана возможность развития ценностно-смыслового отношения ребенка к культуре родного края: ребенок 5-7 лет в процессе онтогенеза постигает ценности культуры, действия, опредмеченные простейшими орудиями культуры, способы осознания, понимания и объяснения собственных переживаний, эмоционального состояния другого человека (Л.С. Выготский); старший дошкольный возраст - период складывания психологических механизмов личности (А.Н. Леонтьев); дошкольник посредством ведущего вида деятельности осваивает ценности и смыслы человеческой деятельности (Д.Б. Эльконин); у ребенка дошкольного возраста в процессе поэтапного усвоения реальной действительности интенсивно развиваются мышление, речь, воображение, способность к умозаключениям, обобщениям (П.Я. Гальперин); старший дошкольный возраст - период наибольшей активности ребенка в постановке вопросов перед взрослым (возраст «почемучек») (Р.С. Немов); формирование личности ребенка успешно происходит через освоение общественно значимых ценностей, нормативов и установок (В.С. Мухина); старший дошкольный возраст - время формирования фундаментальных личностных новообразований: «Я-концепции», самосознания, экзистенциальных мыслей и переживаний, возникновения «качественно своеобразного единства субъекта – единства его личности» (Д.И. Фельдштейн) и др.. Анализ исследований позволил сделать вывод о том, что в 5 лет ребенок способен устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять поиск ответов на вопросы: о характере предмета (кто?, что?), его местонахождении (где?), признаке (какой?), действии (что делает?), назначении (для чего?, зачем?), причине (почему?), открывать для себя на основе любознательности новый образ мира, приобретать субъектный опыт индивидуального движения в будущее, на пути к которому познавать ценности истории, культуры, личности и в точке их соприкосновения открывать первичные личностные смыслы. Систематизация смыслов, открытых детьми, позволила дополнить психолого-педагогические науки новой базой данных о смыслосфере детей 5-7 лет и становлении их ценностно-смыслового отношения к культуре родного края.

Анализ теоретической и практической разработки проблемы позволил выявить ряд педагогических противоречий, высветивших несоответствия между следующими положениями:

- культуросообразным подходом, сложившимся в педагогической науке, и недостаточной разработанностью ценностно-смысловых положений в теории и практике дошкольного образования, что приводит к разрыву преемственности содержания образования на разных ступенях;

- складывающейся теорией ценностно-смыслового образования, раскрывающей новые аспекты модернизации образования на основе аксиологического подхода, и фактическим отсутствием ценностно-смысловой концепции мира Детства, определяющей содержание и технологии развития ценностно-смысловой сферы ребенка 5-7 лет;

- развитием системы дошкольного образования в субъектах Российской Федерации, отличающейся этнокультурными, социально-экономическими, социокультурными, полиэтническими особенностями, и фактическим отсутствием регионального компонента содержания дошкольного образования, отражающего ценности культуры родного края, обеспечивающие развитие ценностно-смысловых отношений ребенка к миру;

  • теоретическими положениями психолого-педагогической науки, доказывающими возможности дошкольника познавать, понимать общечеловеческие ценности, осваивать культурные эталоны поведения, и практическим отсутствием в содержании обучения и воспитания детей дошкольного возраста ценностно-смыслового контента;

- сложившейся аксиологической теорией, определяющей проектирование педагогических условий обучения, развития и воспитания личности в процессе познания ценностей культуры, и недостаточной разработанностью проблемы управления процессом повышения профессиональной компетенции педагогов в вопросах развития у дошкольников ценностно-смыслового отношения к культуре родного края.

Ключевым этапом в решении вышеуказанных противоречий является разработка совокупности ведущих идей ценностно-смысловой концепции мира Детства, обуславливающих модернизацию дошкольного образования и педагогических условий развития ценностно-смыслового отношения к культуре родного края. Концепция позволяет установить преемственность культурных ценностей в системы дошкольного образования с последующими образовательными ступенями.

Проблема исследования заключается в поиске ответов на вопросы:

- Какова сущность педагогической теории развития ценностно-смыслового отношения дошкольников к культуре родного края в контексте аксиологического подхода к образованию?

- Каковы эффективные условия развития ценностно-смыслового отношения дошкольников к культуре родного края?

- В чем специфика научно-методологического обеспечения развития ценностно-смыслового отношения детей 5-7 лет к культуре родного края?

Недостаточность теоретической и практической разработанности указанной проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования «Теория и практика развития ценностно-смыслового отношения детей 5-7 лет к культуре родного края».

Цель исследования: разработать, научно обосновать педагогическую теорию развития ценностно-смыслового отношения детей дошкольного возраста к культуре родного края и экспериментально апробировать педагогические условия ее реализации.

Объект исследования: педагогический процесс развития ценностно-смыслового отношения детей 5-7 лет к культуре родного края.

Предмет исследования: теоретико-методологические, концептуальные и научно-методические основания развития ценностно-смыслового отношения детей 5-7 лет к культуре родного края.

Гипотеза исследования. Эффективность процесса развития ценностно-смыслового отношения детей 5-7 лет к культуре родного края определяется совокупностью педагогических условий, если:

  • положения теоретической теории раскрывают концепты культуры (закономерности развития ценностей, их влияние на развитие личности и др.) и аксиологии (взаимосвязь культуры, социальной среды и личности, значимость ценностей в становлении генотипа нации и др.), раскрывают ценности культуры, которые интегрированы в объект-субъектную аксиосферу дошкольного образования (ценности культуры определяются как средство развития ценностно-смысловой сферы ребенка, как ориентиры самоопределения в художественно – творческой среде, а культурная идентификация рассматривается как механизм открытия первичных личностных смыслов жизнедеятельности и т.п.);

  • ценностно-смысловая концепция мира Детства определяет феномен Детства как ценностно-смысловой период жизнедеятельности ребенка-дошкольника в развитии системы ценностно-смыслового отношения к культуре родного края;

  • ценностно-смысловая модель образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения представляет целостную систему взаимосвязанных компонентов культуросообразной среды развития личности дошкольника;

  • региональный компонент содержания дошкольного образования отражает интеграцию ценностей культуры родного края и выступает в качестве педагогического средства развития ценностно-смыслового отношения ребенка к культуре;

  • культуросообразная технология «Пересечение ЛИКов», представляет

педагогическую деятельность как интеграцию ее составляющих: развивающих методов (созерцания, ситуационного выбора и открытия смыслов ценностей культуры и др.); средств произведений искусств (композиционное решение, художественный образ, техника исполнения и др.); культуросообразных элементов среды (предметов, явлений и др.);

  • диагностические методики позволяют доказать эффективность развития ценностно-смыслового отношения дошкольников к культуре родного края в соответствии с заданными критериями и показателями (способы познания ценностей культуры, способности к открытию личностных смыслов жизнедеятельности, субъектный опыт художественно – творческой самореализации);

  • модель управления процессом повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения в вопросах развития ценностно-смыслового отношения детей 5-7 лет к культуре родного края обеспечивает достижение достаточно высокого уровня развития критериев и показателей профессиональной компетенции педагогов (культурно-познавательный, информационно- коммуникативный, эмоционально-ценностный, действенно-практический);

Цель и гипотеза обусловили решение следующих задач:

  1. Определить степень разработанности проблемы ценностно-смыслового развития дошкольников и обосновать ее актуальность в аспекте аксиологической и культуросообразной парадигмы образования.

  2. Научно обосновать педагогическую теорию развития ценностно-смыслового отношения дошкольников 5-7 лет к культуре родного края.

  3. Создать ценностно-смысловую концепцию мира Детства, раскрывающую Детство как ценностно-смысловой период жизнедеятельности ребенка-дошкольника в развитии ценностно-смыслового отношения к культуре родного края.

  4. Разработать, обосновать и экспериментально апробировать ценностно-смысловую модель образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения как среду развития ценностно-смыслового отношения детей 5-7 лет к культуре родного края.

  5. Разработать и апробировать ценностно-смысловой контент регионального компонента дошкольного образования (содержательный и технологический) на основе интеграции ценностей культуры родного края как педагогического средства развития ценностно-смыслового отношения ребенка к культуре родного края.

  6. Разработать критериально-диагностический аппарат оценки уровня развития ценностно-смыслового отношения дошкольников к культуре родного края.

  7. Разработать и экспериментально апробировать модель управления процессом повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения в вопросах развития ценностно-смыслового отношения детей 5-7 лет к культуре родного края.

  8. Научно обосновать, разработать и экспериментально апробировать педагогические условия развития ценностно-смыслового отношения ребенка к культуре родного края в образовательном пространстве дошкольного учреждения.

Теоретико-методологическая основа исследования представлена:

1) концептуальными идеями:

-гуманистического образования, признающего ценность и достоинства ребенка, как приоритетные в воспитании, обучении, развитии на всех этапах образования с учетом его индивидуальности (Н.А.Алексеев, И.И. Бецкой, Е.В.Бондаревская, В.П. Вахтеров, В.В. Зеньковский, В.В.Сериков и др.);

-личностно-ориентированного образования, определяющего личность ребенка как высшую ценность, а условия развития – субъект-субъектные отношения, стимулирующие его активность (Н.А.Алексеев, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.);

-культуросообразного образования, раскрывающего жизненные ценности, смыслы, определяющего ценностное содержание и технологии современного образования как педагогического средства развития личности (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, Л.С. Выготский, Р.М. Чумичева и др.);

-феномена культурной идентичности, обусловливающего возможность субъекту осознать свою принадлежность к определенной этнической группе и присваивать ее ценности (А. Ватерман, И. Гофман, Е.И. Дворникова,Ч. Кули, А.А. Кожинов, В.Г. Крысько, Г.У.Кцоева, Дж. Мид, Дж. Марсиа, С. Московичи, Дж.Тернера, Т. Пасонсом, В.Ю.Хотинца, В. К. Шаповалова, Э.Эриксон и Р. Фогельсон др.);

2) подходами:

-культурологическим, раскрывающим положения о культуросообразной детерминации развития человека как личности, как субъекта культуры, о ценностях и смыслах диалога в развитии личности в образовательном пространстве (Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, С.Т. Шацкий, Р.М. Чумичева и др.);

-феноменологическим, рассматривающим феномен личности и учения как путь ее развития, воспитания, образования и саморазвития, определяющим концептуальные основы ценностно-смыслового развития ребенка (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин В.В.Краевский, Н.Ф.Талызина и др.);

-пространственным, позволяющим раскрыть педагогический объект (систему, процесс) как семантическое пространство и метатекст, включающий иерархическую знаковую структуру, пространственно-временной континуум образования, самообразования человека во всех его культурных и духовных ипостасях (Е.В.Бондаревская, В.П.Борисенков, Г.И.Герасимов, О.В.Гукаленко, А.Я.Данилюк, В. Д. Костинский и др.);

-деятельностным, выступающим условием развития качеств личности и становления социокультурного опыта человека, определяющим необходимость интеграции видов деятельности в ценностно-смысловом развитии ребенка (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин и др.);

- аксиологическим, утверждающим высшей ценностью человека, его интересы и потребности; положения о человеке как субъекте и объекте общественных отношений (И.В.Абакумова, О.Г. Дробницкий, А.Т. Здравомыслов, М.С. Каган, Н.Д. Никадров, В.П. Тугаринов, Н.З. Чавчавадзе, В.А. Ядов, и др.);

- ценностно-смысловым, позволяющим рассматривать развитие личности как особый эмоционально-когнитивный мир, как ядро сознания, сформированного на основе освоенных представлений, ценностей культуры, жизни человека, выступающих в качестве побуждающих стимулов к рефлексии личностных смыслов и трансляции их в жизнедеятельность (И.В.Абакумова, Е.Ю.Аронова, А.Г.Асмолов, И.П. Афанасьева, Б.М.Бим–Бад, Е.В. Бондаревская, А.П. Валицкая, Н.Ю. Донченко, А.Н. Леонтьев, А.Д. Леонтьев, Р.М. Чумичева, В.Т. Фоменко, О.Ю.Яценко и др.);

-региональным, рассматривающим образовательные цели, содержание, методы и формы обучения на основе учета социокультурных, исторических, этнокультурных, экономических особенностей региона (В.Н.Аверкин, Г.П.Андреев, И.А.Бочкарева, Н.В.Бочкина, С.А.Гильманов, А.В.Ефремов, В.И. Загвязинский, С.М.Косенок, Л.Е. Курнешова, В.Н.Лексин, И.И.Проданов и др.);

3) теориями:

-Детства, раскрывшими положения о пространстве развития, социализации, воспитания личности, становления индивидуальности и социокультурного опыта (Е.В.Бондаревская, Л.С. Выготский, В.Т.Кудрявцев, В. С. Мухина Л.Ф. Обухова, М.В. Осорина, В. А. Петровский, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон, Д.И. Фельдштейн, Р.М. Чумичева и др.), выступивших основой авторской концепции мира Детства;

-дошкольного образования, определившими оптимальные условия и сензитивные периоды всестороннего развития ребенка дошкольного возраста (Р.С.Буре, Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова, С.А.Козлова, Л.В.Компанцева, И.Э.Куликовская, Д.Б.Менджерицкая, А.П.Леушина, В.С.Логинова, С.В.Петерина, Н.П.Сакулина, К.В.Тарасова, А.П.Усова, Н.Б.Халезова, Р.М.Чумичева, В.И. Ядэшко и др.), обновленные в исследовании идеями культуросообразного образования;

-управления дошкольным образованием, рассматривающими проблемы управления образованием на основе культуросообразного и компетентностного подходов (В.Г.Алямовская, К.Ю.Белая, О.А.Князева, Р.М.Литвинова, Е.М.Марич, И.А.Малашихина, М.Д.Маханева, Т.П.Морозова, А.И.Остроухова, Л.В.Поздняк, В.С.Собкин, П.И.Третьяков, Л.И.Фалюшина, Р.М.Чумичева и др.), определившими подходы к построению модели управления процессом повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения в вопросах развития ценностно-смыслового отношения детей 5-7 лет к культуре родного края.

Методы исследования. Для достижения поставленной цели и решения задач был использован комплекс методов, среди которых: изучение философской, культурологической, историко-педагогической, психолого-педагогической литературы по вопросам теории ценности, смысла, культуры, образования, детства, дошкольного образования, культурной идентификации, управления дошкольным образованием; теоретический анализ – историографический, сравнительно-сопоставительный, ретроспективный; изучение эмпирической базы, анализ основных понятий исследования, общих и дополнительных образовательных программ дошкольного образования; анализ программ подготовки и переподготовки дошкольных практических работников; методы массового сбора информации; моделирование культуросообразной предметно- пространственной развивающей среды дошкольного образовательного учреждения; изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент; методы математической и статистической обработки данных.

База исследования. На всех этапах эксперимента принимали участие дети старших и подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений, практические дошкольные работники г. Ростова-на-Дону и Ростовской области. В экспериментальной работе в образовательных учреждениях города и области приняли участие: 2000 детей и 600 педагогов. Экспериментальная работа включала в себя: обучающее-развивающие семинары в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях (МДОУ) №№ 49, 50, 63, 158, 285, 312, 226 г. Ростова-на-Дону; № 10 г. Батайска; №№ 2, 3, 29 г. Азова; №33 ст.Ольгинской; №№ 9, 16, ст. Грушевской Аксайского района; мастер-классы и курсовая подготовка в МДОУ № 27 г.Новочеркасске; в МДОУ «Родничок» г.Волгодонска; в №28, №29, № 32 г. Туапсе; в МДОУ «Радуга» при СГПУ г.Ставрополя.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственная академия наук российская академия образования институт семьи и воспитания (6)

    Документ
    В настоящее издание включены актуальные сообщения правительственных информационных сайтов, материалы образовательных порталов, пресс-служб департаментов по молодежной политике и социальной защите населения по вопросам развития воспитания
  2. Влияние педагогических факторов на гражданскую активность школьников в россии второй половины ХIХ начала ХХ веков 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Защита состоится 26 октября 2007 года в 12.00 на заседании диссертаци­онного совета Д 212. 104. 01 в Курском государственном университете по адресу: 305 , г.
  3. Методология, теория и практика социальной защиты детства в современной россии (в контексте гуманистической парадигмы образования) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Объективные процессы развития мировой и отечественной педагогической теории и практики в аспекте глобализации обусловили появление в России новых специальностей – социальных педагогов (решение коллегии Государственного комитета СССР
  4. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами русского языка как учебного предмета 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования 13. 00. 02 теория и методика обучения русскому языку

    Автореферат диссертации
    Стремление государства деидеологизировать школу не только ослабило ее позиции как общественного института, но и обернулось деидеализацией содержания образования.
  5. Туристско-краеведческая деятельность в общеобразовательной школе как фактор социализации младших школьников 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 13 декабря 2011 года в 13.00 на заседании диссертационного совета ДМ. 212.185.01 при Пензенском государственном педагогическом университете им.

Другие похожие документы..