Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Анализ'
Осуществление мер по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, согласно ...полностью>>
'Решение'
Об утверждении Регламента работы Воронецкого сельского Совета народных депутатов муниципального образования Воронецкое сельское поселение Троснянского...полностью>>
'Документ'
Обзорная экскурсия «Откровение Берлина» по одному из самых удивительных и ярких городов на земле, где современность и традиции дополняют друг друга с...полностью>>
'Документ'
Цель: Ознакомление студентов с особенностями организации финансово-хозяйственной деятельности на издательских предприятиях (книгоиздание) в условиях ...полностью>>

Рабочая программа по «всеобщей истории и истории россии с древности до XVI века» (6 класс)

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО XVI ВЕКА»

(6 класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа истории России разработана на основе федерального ком­понента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы А. А. Данилова, В. А. Клоковои «История государства и народов России с древнейших времен и до наших дней» 2004 года.

Календарно-тематический план для 6 классов по истории России ориентирован на ис­пользование:

- учебника «История России. С древнейших времен до конца XVI в.» А. А. Данилова,
Л. Г. Косулиной,2008;

•дополнительных пособий для учителя:

  • Смирнов, С. Г. Задачник по истории России: уч. пособие для средней школы. - 2-е изд., перераб. / С. Г. Смирнов. - М.: МИРОС, 1995;

  • Е.В. Симонова «Поурочные разработки по истории России. 6 класс» - М.: «ЭКЗАМЕН» 2006.

  • Рыбаков Б.А. «Истории. Начальные века русской истории» - М.; «Молодая гвардия», 1987

  • В.В.Сухов и др. История России с древнейших времён до конца XVIII в.: дидактические материалы / В.В.Сухов и др. - М: Дрофа, 2000;

  • Буганов, В. И. Страницы боевого прошлого нашей страны: хрестоматия для учащихся 8 класса/В. И. Буганов, А. И. Назарец. -М.: Просвещение, 1972;

  • Епифанов, П. П. Хрестоматия по России с древнейших времен до XVIII в. / П. П. Епи­фанов, О. П. Епифанова. - М: Просвещение, 1989;

• для учащихся:

  • Антонов, А. Ф. Книга для чтения по истории России с древнейших времен до конца XVIII в.: пособие для учащихся / А. Ф. Антонов. - М.: Просвещение, 1988;

  • А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Рабочая тетрадь по Истории России с древнейших времён до конца XVI века» - М.: «Просвещение» 2006.

  • Бабич, И. В. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до XVII в.: в 4 т. / И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова. - М.: МИРОС - межд. отнош., 1994.

Рабочая программа по Всеобщей истории разработана на основе Федерального государ­ственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы Л. Н. Алексашкиной «Всеобщая история» 2004 года.

Преподавание всеобщей истории ориентировано на использование:

- учебника «История средних веков» Е. В. Агибалова, Г. М. Донского. - М: Просвеще­
ние, 2008.

•Дополнительные пособия для учителя:

  • Хрестоматия по истории средних веков / под ред. В. Е. Степанова, I часть;

  • Быльев В.А. Методическое пособие по истории средних веков. – Брянск «Курсив» 2003

  • Запорожец, Н. И. Книга для чтения по истории средних веков: пособие для учащихся / Н. И. Запорожец; под ред. А. А. Сванидзе. - М: Просвещение, 1990;

  • М.Ю. Бранд Тесты по истории средних веков – М.: Дрофа 2001

  • Смирнов, С. Г. Задачник по истории России: уч. пособие для средней школы. - 2-е изд., перераб. / С. Г. Смирнов. - М.: МИРОС, 1995;

  • Давыдов, О. В. Задания и тесты по истории средних веков / О. В. Давыдов. - М.: Экза­мен, 2006.

• Для учащихся:

  • Е.А. Крючкова, Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского «История средних веков» - М.: «Просвещение» 2003

  • Запорожец, Н. И. Книга для чтения по истории средних веков: пособие для учащихся / Н. И. Запорожец; под ред. А. А. Сванидзе. - М.: Просвещение, 1990.

Календарно-тематический план предусматривает на изучение истории России в 6 классах 40 учебных часов, на изучение всеобщей истории – 28 часов, всего 68 часов. Тематическое планирова­ние предполагает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного про­цесса. В частности, дидактические материалы (контрольные задания, тесты, учебно-познавательные задачи разного уровня сложности) М. В. Короткова; О. В. Давыдова по ис­тории средних веков.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается ис­пользование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью ком­пьютера: CD-проект

Требования к уровню подготовки обучающихся:

должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий с древнейших времен до XVII в.; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся к XVII в.; изученные виды исторических источников;

должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное
суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку. .

владеть компетенциями:

• коммуникативной компетенцией;

  • смыслопоисковой компетенцией;

  • компетенцией личностного саморазвития;

  • информационно-поисковой;

  • рефлексивной компетенцией;

  • учебно-познавательной компетенцией;

  • профессионально-трудовой компетенцией.

Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно практические задачи: высказывание собственных суждений об историческом наследии народов России; использо­вание знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми дру­гой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из раз­нообразных источников с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России с древнейших времен до XVI, а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно-познавательных задач.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Всеобщая история (28 часов)

урока

Вид

Тема уроков

Содержание темы

Планируемый результат

Педагогические средства

деятельности учащихся

День

1

2

3

4

5

6

7

Раздел I. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (12 ч)

Т

е м а 1. Западная Европа в V-XI вв. (7 ч)

1

Введение (1ч)

Основные понятия:

Репродуктивный уровень:

Вводная лекция

Индивидуальная.

«Средние века».

Называть хронологические рамки

с элементами беседы

Анализ иллюст-

Исторические источни-

периода Средневековья.

раций учебника,

ки: письменные, веще-

Продуктивный уровень:

с. 6-11

ственные, изобразитель-

Объяснять значение понятий, со-

ные

ставлять описание средневековых памятников по историческим ис­точникам

2

Великое переселе-

Основные понятия: Ве-

Репродуктивный уровень:

Изложение нового

Индивидуальная.

ние народов и обра-

ликое переселение на-

Показывать на исторической кар-

материала с элемен-

Решение про-

зование варварских

родов, государство.

те территорию расселения гер-

тами организации

блемных зада-

государств. § 1

Исторические факты:

манских племен на территории

самостоятельной

ний.

образование германских

Западной Римской империи; опи-

деятельности уча-

государств

сывать образ жизни, быт герман­ских племен.

Продуктивный уровень: Объяснять значение понятий; на­зывать существенные черты про­цесса образования государства у германцев; систематизировать исторический материал в виде схемы «Управление государст­вом франков».

щихся

Составление схемы, сравни­тельной таблицы

1

2

3

4

5

6

7

Творческий уровень: излагать суждения о деятельно­сти и личности вождя франков Хлодвига

Участие в дис­куссии

3

Королевство фран­ков. Возникнове­ние, расцвет и рас­пад империи Карла Великого. § 2, 3

Основные понятия: франки, государство, империя.

Исторические факты: образование и распад государства Каролингов.

Исторические лично­сти: Хлодвиг, Карл Мартелл, Карл Великий

Репродуктивный уровень: называть характерные черты по­литического устройства империи Карла Великого.

Продуктивный уровень: объяснять значение понятий; сравнивать управление государ­ством при Хлодвиге и Карле Ве­ликом, анализировать причины распада империи Карла Великого.

Творческий уровень: излагать суждения о причинах распада империи Карла Великого

Изучение и первич­ное закрепление новых знаний

Групповая фор­ма работы.

Индивидуальная работа: состав­ление сравни­тельной таблицы

Участие в дис­куссии

4

Христианская цер­ковь в раннее Средневековье. § 2, с. 23-26

Основные понятия: цер­ковь, католичество, пра­вославие, Библия, цер­ковная иерархия, духо­венство, монастыри

Репродуктивный уровень: описывать устройство Христиан­ской церкви; давать определение понятий

Изложение нового ма­териала с элементами самостоятельной ра­боты учащихся

Индивидуальная форма работы: составление схемы;

1

2

3

4

5

6

7

Исторические факты: изменения в положении Церкви, структура и ие­рархия духовенства, мо­нашество, жизнь сред­невекового монастыря

Продуктивный уровень: систематизировать исторический материал в виде схемы; органи­зация Христианской церкви.

Творческий уровень: излагать суждения о роли Хри­стианской церкви в период ран­него Средневековья

выполнение за­даний в рабочих тетрадях.

Участие в дис­куссии

5

Складывание фео­дальных отноше­ний в странах Западной Европы. § 3, с. 33-37

Основные понятия: сеньоры, вассалы, фео­дальная лестница, фео­дальная раздроблен­ность.

Исторические факты: усиление власти майор-домов; бенефиций и феод

Репродуктивный уровень: описывать занятия и образ жизни разных социальных слоев ранне­феодального общества.

Продуктивный уровень: систематизировать исторический материал в виде схемы «Фео­дальная лестница»

Комбинированный урок с элементами анализа историче­ских документов

Индивидуальная работа: выполне­ние заданий в ра­бочей тетради. Работа по состав­лению схемы. Анализ фрагмен­тов историческо­го документа

6

Западная Европа в IХ-XI вв. § 4, с. 37-44

Основные понятия: норманны, викинги.

Исторические факты: норманнское завоева­ние, создание Священ­ной Римской империи. Императоры и церковь

Репродуктивный уровень: показывать на исторической кар­те направления походов норман­нов и территорию Священной Римской империи.

Продуктивный уровень: сравнивать политическую власть короля и власть крупных феода­лов; определять роль церковной власти и власти короля в ранне­феодальном обществе

Комбинированный урок с элементами самостоятельной и исследовательской работы учащихся

Работа в парах. Составление сравнительной таблицы. Работа по вы­полнению зада­ний в рабочих тетрадях

1

2

3

4

5

6

7

7

Повторение

Систематизация и обобщение изученного материала

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Тема 2. Византия и славянский мир (3 ч)

8

Византийское тысячелетие. § 6-7

Основные понятия: басилевс, торговый путь из варяг в греки, бази­лика, иконопись, фре­ска.

Исторические факты: политика Византии, торговые и культурные связи Византии и Руси, рождение христианского храма.

Исторические лично­сти: Юстиниан

Репродуктивный уровень: называть существенные признаки политического устройства Византии.

Продуктивный уровень: сравнивать управление государ­ством в Византии и в империи Карла Великого.

Творческий уровень: высказывать и аргументировать свое отношение к личности и деятельности императора Юстиниана

Изложение нового материала с элемен­тами анализа текста учебника

Групповая рабо­та: анализ текста и иллюстраций учебника, с. 55-59. Участие в дис­куссии

9

Образование сла­вянских государств. §8

Основные понятия: миссионеры, глаголица, кириллица.

Исторические факты: создание Болгарского царства, образование Чехии, Польши.

Исторические личности: Кирилл, Мефодий, Симе­он, Болеслав Храбрый

Репродуктивный уровень: показывать на исторической кар­те средневековые славянские го­сударства.

Продуктивный уровень: сравнивать занятия и образ жиз­ни германцев и славян в первые века н. э.; определять характерные черты процесса создания Вели-коморавского, Чешского и Поль­ского государств.

Творческий уровень: высказывать и аргументировать свое отношение к деятельности и личности Кирилла и Мефодия

Изучение нового ма­териала с элемента­ми самостоятельной работы учащихся

Групповая фор­ма работы: уча­стие в беседе, дискуссии.

Работа с фраг­ментами истори­ческого доку­мента

1

2

3

' 4

5

6

7

10

Культура Западной и Центральной Европы в V-XI вв. §5,7

Исторические факты: достижения в области образования, искусства, архитектуры и литера­туры

Репродуктивный уровень: называть существенные черты представлений средневекового человека о мире.

Продуктивный уровень: составлять описание средневеко­вых памятников: храмов, произ­ведений искусства и литературы; сравнивать современное обуче­ние и обучение в период раннего Средневековья.

Творческий уровень: на основе дополнительной лите­ратуры подготовить сообщения

Комбинированный урок с элементами самостоятельной работы учащихся

Групповая форма работы: участие в беседе.

Сообщения уча­щихся по данной теме

Тема 3. Арабский мир в VI-XI вв. (2 ч)

11

Арабский халифат и его распад. § 9

Исторические факты: территория, занятия арабских племен, заво­евания арабов в Азии, Северной Африке, Европе

Репродуктивный уровень: показывать на исторической кар­те территорию проживания ара­бов и территорию Арабского ха­лифата; называть основные собы­тия истории халифата.

Продуктивный уровень: объяснить причины военных ус­пехов арабов и причины распада халифата; охарактеризовать па­мятники арабской культуры и ее влияние на европейскую культуру

Изложение нового материала с поста­новкой проблемного задания

Работа в парах: анализ фрагмен­та исторического документа. Решение про­блемного зада­ния.

Выполнение заданий в рабо­чих тетрадях для учащихся

Историческая карта «Арабы в VII-ГХ вв.». Рабочая тет­радь для уча­щихся, с. 28-31, №3,4. Хрестоматия по истории Средних веков, с. 143-150

1

2

3

4

5

6

7

12

Возникновение ислама. § 10

Основные понятия: мо­нотеистическая религия, Коран, Сунна, шариат.

Исторические факты: путь пророка, распро­странение ислама.

Исторические личности: Мухаммед

Репродуктивный уровень: давать определение понятий; на­зывать имя основателя ислама.

Продуктивный уровень: характеризовать причины и про­цесс возникновения и распро­странения исламской религии; сравнивать религиозные пред­ставления мусульман и христиан

Комбинированный урок с элементами анализа текста учеб­ника и фрагмента исторического доку­мента

Работа в парах

Раздел II. РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (10 ч)

Т е м а 4. Феодальное общество (5 ч)

13

Крестьяне

и сеньоры. § 12

Исторические факты: крестьянская община: ее функции и значение, повинности, быт и куль­тура крестьян.

Основные понятия: барщина, оброк, нату­ральное хозяйство

Репродуктивный уровень: описывать занятия и образ жизни крестьян; характеризовать основ­ные признаки феодального обще­ства.

Продуктивный уровень: анализировать исторические явления на примере положения различных сословий.

Творческий уровень: составлять рассказ «День феода­ла», включив в него описание различных сторон жизни данного сословия

Комбинированный урок

Индивидуальная работа: выпол­нение заданий в рабочей тетради.

Составление рассказа о быте и жизни феода­лов, используя текст учебника и хрестоматии

14

Рыцарство: на вой­не и дома. § 11

Основные понятия: рыцарь, турнир, герб, замок, рыцарская культура

Репродуктивный уровень: описывать образ жизни рыцар­ского сословия на основе текста и иллюстративного материала учебника

Урок-реконструкция исторического про­шлого

Групповая форма работы

1

2

3

' 4

5

6

7

Исторические факты: вооружение и боевая тактика рыцарей, воспи­тание, занятия и образ жизни рыцарей. Кодекс рыцарской чести

Продуктивный уровень: раскрывать особенности рыцар­ской культуры.

Творческий уровень: на основе текста учебника и до­полнительной исторической ли­тературы составить кодекс ры­царской чести

15

Возникновение и расцвет средневе­ковых городов. § 13-14

Основные понятия: отделение ремесла от сельского хозяйства, коммуна, бюргеры, буржуа, городское самоуправление.

Исторические факты: борьба городов с сеньо­рами, социальная струк­тура города, организа­ция управления, облик средневекового города

Репродуктивный уровень: описывать средневековый город; называть характерные черты по­литического устройства средне­векового города.

Продуктивный уровень: раскрывать причинно-следственные связи на примере процесса возникновения и роста городов; анализировать фрагмент исторического документа

Изложение нового материала с элемен­тами лабораторной работы

Групповая форма работы

16

Ремесло и торговля

в средневековой

Европе.

§ 13, с. 109-115

Основные понятия: мас­тер, подмастерье, цех, шедевр, ярмарка, рос­товщики, менялы, банк

Репродуктивный уровень: описывать занятия и образ жизни городских ремесленников и куп­цов

Урок комплексного применения ЗУН

Групповая фор­ма работы.

Решение про­блемного зада­ния.

Анализ фрагмен­та исторического документа

1

2

3

4

5

6

7

Исторические факты: средневековое ремесло, цехи и их организация, торговые пути, возник­новение банков, миро­воззрение горожан

Продуктивный уровень: характеризовать роль ремеслен­ных цехов в развитии средневе­кового производства; раскрывать особенности ведения средневеко­вой торговли; сравнивать поло­жение различных слоев общества на примере городского населения

17

Повторение

Обобщение и систематизация изученного материала

Урок контроля, оценки, коррекции знаний

Тема 5. Католическая церковь в XI-XIII вв. (2 ч)

18

Католическая цер­ковь: путь к верши­не могущества. §15, 14, с. 129-132

Основные понятия: индульгенция, Католи­ческая церковь, Право­славная церковь, отлу­чение от церкви, анафе­ма, хождение в Каноссу.

Исторические факты: разделение церквей, борьба папства и импе­рии в XI в, основы мо­гущества церкви, ереси, борьба церкви с ерети­ками

Репродуктивный уровень: называть существенные черты религиозных воззрений людей в данную эпоху; называть причины существования двух Христиан­ских церквей.

Продуктивный уровень: раскрывать роль церкви в сред­невековом обществе на примере хождения в Каноссу; системати­зировать исторический материал в виде схемы.

Творческий уровень: излагать суждения о связи сред­невековой истории с современно­стью

Изучение нового материала с поста­новкой проблемного задания

Работа в парах.

Составление схемы.

Участие в дис­куссии

1

2

3

4

5

6

7

19

Крестовые походы. §16

Основные понятия: кре­стоносцы, духовно-рыцарский орден.

Исторические факты: причины крестовых по­ходов, участники кре­стовых походов,госу­дарства крестоносцев на Востоке, значение крестовых походов

Репродуктивный уровень: показывать на исторической кар­те направления Крестовых похо­дов; называть участников рели­гиозных движений.

Продуктивный уровень: выявлять причинно-следственные связи на примере участия различ­ных слоев населения в Крестовых походах и последствий Крестовых походов; сравнивать цели участ­ников Крестовых походов; систе­матизировать исторический мате­риал в виде таблицы

Комбинированный урок с элементами организации само­стоятельной дея­тельности учащихся

Индивидуальная форма работы.

Анализ текста учебника, работа с исторической картой.

Составление таблицы

Тема 6. Страны Западной Европы в XI-XIV вв. (3 ч)

20

Франция: объеди­нение страны. § 17

Основные понятия: Генеральные штаты, сословная монархия.

Исторические факты: слабость и сила коро­левской власти, сослов­ная монархия, возник­новение Генеральных штатов, конфликт с пап­ством.

Исторические лично­сти: Филипп II Август, Филипп IV Красивый. Бонифаций VIII

Репродуктивный уровень: показывать на исторической кар­те процесс объединения страны; называть основные события, свя­занные с процессом создания го­сударства

Урок изучения и первичного закре­пления новых знаний

Групповая форма работы

1

2

3

4

5

6

7

Продуктивный уровень: выявлять причинно-следственные связи на примере выяснения инте­ресов различных групп населения в объединении страны; анализиро­вать причины возникновения Генеральных штатов; системати­зировать исторический материал в виде таблицы

21

Англия: от нор­маннского завоева­ния до парламента. §18

Основные понятия: ше­риф, «щитовые деньги», суд присяжных, хартия, парламент.

Исторические факты: воздействие норманн­ского завоевания на раз­витие феодальных от­ношений в Англии, ре­формы Генриха Планта-генета, великая хартия вольностей, отличи­тельные черты англий­ского парламента.

Исторические лично­сти: Генрих II Плантагенет, Иоанн Безземель­ный

Репродуктивный уровень: показывать на исторической кар­те направления походов норман­нов; называть последствия нор­маннского завоевания на разви­тие феодальных отношений в Англии; называть существен­ные признаки сословно-представительной монархии.

Продуктивный уровень: раскрывать сущность реформ Генриха Плантагенета; сравни­вать процесс развития различных государств на примере Англии и Франции

Урок комплексного применения ЗУН

Групповая форма работы

22

Германия

в ХII-XIV вв. § 23

Основные понятия: междоусобица, кур­фюрст

Репродуктивный уровень: показывать на исторической кар­те местоположение государств, входящих в состав Священной Римской империи.

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

Групповая форма работы

1

2

3

( 4

5

6

7

Исторические факты: борьба папства и импе­раторов, колонизация земель западных славян, усиление князей и ос­лабление императорской власти во 2-й половины XIII-XIV вв.

Исторические лично­сти: Фридрих I Барба­росса, Фридрих II Го-генштауфен

Продуктивный уровень: раскрывать причины сохранения феодальной раздробленности в Германии; сравнивать истори­ческие процессы на примере осо­бенностей развития Германии.

Творческий уровень: высказывать свои суждения об оценке деятельности историче­ских личностей с политической и моральной стороны

Раздел III. ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (6 ч)

Т е м а 7. Страны Западной Европы в XIV-XV вв. (3 ч)

23

Крестьянские вос­стания во Франции в Англии. § 20

Основные понятия: ра­бочее законодательство, ростовщичество.

Исторические факты: ухудшение условий жизни европейцев в XTV в., освобождение крестьян от личной зависимости, обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.

Исторические лично­сти: Уот Тайлер

Репродуктивный уровень: показывать на исторической кар­те ход восстаний; рассказывать о события и о бедствиях в жизни европейцев в XIV-XV вв.

Продуктивный уровень: выявлять причинно-следственные связи на примере воздействия последствий эпидемии чумы на экономику и общество; сравнивать исторические процес­сы на примере восстаний Жаке­рия и Уота Тайлера; системати­зировать исторический материал в виде таблицы

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые фор­мы работы.

Индивидуальная работа

1

2

3

4

5

6

7

24

Столетняя война. §19

Основные понятия: до­фин, национальная неза­висимость.

Исторические факты: причины, этапы, ход, итоги войны.

Исторические лично­сти: Жанна д'Арк

Репродуктивный уровень: показывать на исторической кар­те ход войны; называть имена наиболее известных участников данного события; рассказывать о причинах, ходе и итогах войны.

Продуктивный уровень: анализировать причины, характер войны и последствия.

Творческий уровень: высказывать свое суждение о деятельности Жанны д'Арк и Карла VII

Изучение и первич­ное закрепление новых знаний

Групповые фор­мы работы

25

Усиление королев­ской власти во Франции, в Англии. §21

Основные понятия: цен­трализация, неограни­ченная власть короля, уния.

Исторические факты: завершение объедине­ния Франции, усиление королевской власти в Англии. Война Алой и Белой розы в Англии.

Исторические лично­сти: Людовик XI, Ген­рих VII Тюдор

Репродуктивный уровень: рассказывать о завершении про­цесса централизации Франции; о событиях войны Алой и Белой розы; показывать на историче­ской карте процесс завершения объединения страны.

Продуктивный уровень: сравнивать процесс объединения в различных странах Европы; да­вать оценку деятельности Людо­вика XI и Генриха VII

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые фор­мы работы

Тема 8. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV-XV вв. (2 ч)

26

Гуситское движе­ние в Чехии. § 25

Основные понятия: сейм, гуситы, табориты, умеренные

Репродуктивный уровень: показывать на исторической кар­те ход гуситского движения; на­зывать участников гуситского движения

Изучение нового материала на основе анализа теста учеб­ника и беседы

Групповые фор­мы работы

1

2

3

4

5

6

7

Исторические факты: социальные, этнические, религиозные противоре­чия, гуситские войны и их значение.

Исторические лично­сти: Ян Гус, Ян Жижка

Продуктивный уровень: анализировать причины, сущ­ность гуситских войн; выявлять причинно-следственные связи на примере причин и итогов гусит­ских войн; систематизировать исторический материал в виде таблиц и схем.

Творческий уровень: давать оценку деятельности руководителям гуситских войн

27

Завоевание турка­ми-османами Бал­канского полуост­рова. § 26

Основные понятия: тур­ки-османы, янычары, блокада, церковная уния.

Исторические факты: усиление Османской империи, османские за­воевания на Балканах, Флорентийская уния

Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте территории, завоеванные турками-османами; рассказывать о событиях, связанных с завоева­ниями турков-османов, о послед­них веках существования Визан­тийской империи.

Продуктивный уровень: выявлять причинно-следственные связи на примере падения Визан­тийской империи и образования Османской империи

Организация само­стоятельной работы учащихся

Индивидуальная работа

28

Повторение

Обобщение и систематизация изученного материала

Урок закрепления знаний

1 2 3 4 5 6 7 7

ИСТОРИЯ РОССИИ Раздел I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА (22 ч)

Тема 1. Русь Древняя (12 ч)

29

Введение. Что изучает исто­рия Отечества (ГХ-XV вв.), с. 5-6

Исторические события: история России - часть всемирной истории, ис­тория края - часть исто­рии России

Репродуктивный уровень: называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком.

Продуктивный уровень: выявлять типологию историче­ских источников по истории Рос­сии

Вводная лекция

с элементами беседы

30

Восточные славяне. §1

Основные понятия: родовая община, племя, производящее хозяйст­во, Великое переселение народов, индоевро­пейцы.

Исторические факты: происхождение и рассе­ление восточных славян, занятия, быт, верования, родоплеменные отно­шения

Репродуктивный уровень: показывать на исторической кар­те расселение восточных славян; территорию России в древности; описывать занятия, образ жизни восточных славян.

Продуктивный уровень: анализировать фрагмент истори­ческого документа; сравнивать разные точки зрения о происхож­дении славян

Изучение нового материала

Групповые фор­мы работы

31

Соседи восточных славян. § 2

Основные понятия: колонизация, каганат, дань.

Исторические факты: Великое переселение народов и участие в нем восточных славян, взаи­моотношения славян, аваров, хазар, болгар

Репродуктивны й уровень: показывать на исторической кар­те процесс Великого переселения народов; рассказывать об участии славян в данном процессе.

Продуктивный уровень: анализировать взаимоотношения славян и их соседей

Изучение нового и первичного закре­пления нового мате­риала

Индивидуальная работа

Рабочая тет­радь для уча­щихся по ис­тории России, с. 6-8

1

2

3

4

5

6

7

32-33

Формирование Древнерусского государства. § 3-4

Основные понятия: го­сударство, Русь, варяги, норманнская теория, дань, полюдье, печенеги.

Исторические факты: причины образования государства, образова­ние 2 политических центров Руси: Новгород и Киев, путь «из варяг в греки», объединение Олегом двух русских государственных цен­тров, управление в Древнерусском государстве

Репродуктивный уровень: показывать на исторической кар­те процесс объединения восточ­ных славян; путь «из варяг в гре­ки»; называть предпосылки обра­зования государства у восточных славян; излагать норманнскую точку зрения происхождения го­сударства восточных славян.

Продуктивный уровень: сравнивать процесс образования государств в Европе и у восточ­ных славян; систематизировать исторический материал в виде схемы; анализировать фрагмент исторического документа.

Творческий уровень: проводить поиск необходимой информации в дополнительной литературе

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые фор­мы работы.

Индивидуальная работа

34-35

Первые русские князья. § 4-5

Основные понятия: дань, полюдье, погосты, уроки, Крещение, хри­стианство. Русская Пра­вославная церковь

Репродуктивны й уровень: давать определение понятий; по­казывать на исторической карте походы первых русских князей; рассказывать о главном событии правления князя Владимира.

Продуктивный уровень: объяснять мотивы, цели, резуль­таты политики первых русских князей; выявлять общие черты и различия между язычеством и христианством.

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

Групповые фор­мы работы

1

2

3

4

5

6

7

Исторические факты: походы Олега на Визан­тию, реформа Ольги, походы Святослава, Крещение Руси. Исторические личности: Князь Олег, князь Игорь, князь Святослав, княгиня Ольга, князь Владимир

Раскрывать прогрессивное значе­ние принятия христианства на Руси.

Творческий уровень: высказывать свои суждения о деятельности первых русских князей

36-37

Расцвет древнерус­ского государства при Ярославе Мудром. § 5-6

Основные понятия: усобица, политика, по­садник, наместник, ди­настический брак, фео­дальные владения, древ­нерусская народность.

Исторические факты: усобица сыновей Свято­слава, внешняя и внут­ренняя политика Яро­слава Мудрого. Склады­вание крупной земель­ной собственности. Свободное и зависимое население.

Исторические лично­сти: Ярослав Мудрый, Борис, Глеб

Репродуктивный уровень: рассказывать об основных собы­тиях правления Ярослава Мудро­го; называть основных участни­ков междоусобных войн.

Продуктивный уровень: анализировать фрагмент истори­ческого документа Русская Прав­да; давать характеристику лично­сти и оценку деятельности Яро­слава Мудрого.

Творческий уровень: проводить поиск нужной инфор­мации из дополнительной лите­ратуры

Комбинированный урок с элементами лабораторной рабо­ты по документу

Индивидуальная работа

38

Культура Древней Руси. § 7

Основные понятия: ми­ниатюра, патриотизм, житие, фреска, мозаика

Репродуктивный уровень: составлять описание памятников древнерусской культуры

Урок выступлений учащихся с само­стоятельно подго­товленными сооб­щениями

1

2

3

1

5

6

7

Исторические факты: особенности древнерус­ской культуры, устное народное творчество, письменность, литера­тура, художественное ремесло, зодчество.

Исторические лично­сти: летописец Нестор

Продуктивный уровень: выявлять особенности русской культуры данного времени; рас­крывать влияние христианства на древнерусскую культуру.

Творческий уровень: на основе дополнительной исто­рической литературы подгото­вить реферат «Культурное насле­дие восточных славян»

39

Быт и нравы Древ­ней Руси. § 8

Исторические факты: быт высших и низших слоев населения, скла­дывание местных осо­бенностей культуры в период раздробленно­сти

Репродуктивный уровень: описывать быт, образ жизни раз­ных слоев населения Древней Руси.

Продуктивный уровень: выявлять особенности местной культуры.

Творческий уровень: проводить поиск необходимой информации из дополнительной литературы

Урок с элементами анализа и самостоя­тельной деятельно­сти учащихся

40

Повторение

Урок контроля, оценки, коррекции знаний

Тема 2. Политическая раздробленность Руси (10 ч)

41

Начало периода раздробленности на Руси. § 9

Основные понятия: раз­дробленность экономи­ка, эксплуатация, удел

Репродуктивный уровень: показывать на исторической кар­те крупнейшие русские земли периода политической раздроб­ленности:

Урок изучения и первичного закре­пления новых знаний

Индивидуальная работа

1

2

3

4

5

6

7

Исторические факты:

давать определение понятий; на-

экономические, соци-

зывать причины междоусобной

альные, политические

борьбы русских князей.

причины распада, поло-

Продуктивный уровень:

жительные и отрица-

выявлять причины феодальной

тельные последствия

раздробленности; раскрывать ре-

периода раздробленно-

форматорский характер деятель-

сти, образования само-

ности Владимира Мономаха.

стоятельных княжеств и земель.

Творческий уровень:

излагать суждения о причинах,

Исторические лично-

положительных и отрицательных

сти: Владимир Моно-

последствиях политической раз-

мах

дробленности русских земель

42-

Главные политиче-

Основные понятия:

Репродуктивный уровень:

Урок комплексного

Групповые фор-

43

ские центры Руси.

удел, аристократия, рес-

показывать на исторической кар-

применения ЗУН

мы работы

§ 10-11

публика, дворянство, посадник, тысяцкий.

Исторические факты: особенности развития Галицко-Волынской и Владимиро-Суздальской земель. Новгородская земля: особенности эко­номического и полити­ческого развития. Ари­стократическая респуб­лика. Основание Москвы

те крупнейшие политические центры; описывать занятия, образ жизни населения, нравы, отно­шения между князьями в Галиц­ко-Волынской, Владимиро-Суздальской, Новгородской землях.

Продуктивный уровень: сравнивать политическое и эко­номическое развитие крупней­ших политических центров пе­риода феодальной раздробленно­сти; выявлять особенности поли­тического развития каждого кня­жества

1

2

3

4

5

6

7

Исторические лично­сти: Ярослав Осмо-мысл, Юрий Долгору­кий, Андрей Боголюб-ский, Всеволод Большое Гнездо

Творческий уровень: на основе дополнительной исто­рической литературы подгото­вить сообщение «Политический портрет русских князей»

Индивидуальная работа

44-45

Монголо-татарское нашествие на Русь. §12

Основные понятия: монголо-татары, стан, Золотая Орда.

Исторические факты: территория расселения, хозяйство, военная ор­ганизация монголо-татар. Завоевательные походы. Нашествие хана Батыя. Оборона русских городов. Зависимость Руси от Золотой Орды.

Исторические лично­сти: Чингисхан, хан Батый

Репродуктивный уровень: показывать на исторической кар­те территорию расселения и на­правления походов монголо-татар; описывать образ жизни, военную организацию монголо-татар.

Продуктивный уровень: выявлять особенности и цели монгольского государства; рас­крыть историческое значение борьбы русского народа против монголо-татарских завоевателей.

Творческий уровень: излагать суждения о причинах и последствиях зависимости Руси от Орды

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые фор­мы работы

46-47

Борьба Руси с за­падными завоева­телями. § 13-14

Основные понятия: кре­стоносцы, духовно-рыцарский орден, опол­ченцы

Репродуктивный уровень: давать объяснение понятий; по­казывать на исторической карте завоевания крестоносцев в При­балтике

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые и ин­дивидуальные формы работы

1

2

3

4

5

6

7

Исторические факты: завоевания крестонос­цев в Прибалтике. Обра­зование немецких орде­нов и Литовского кня­жества. Невская битва. Ледовое побоище. При­чины успешного отра­жения агрессии с запада.

Исторические лично­сти: Александр Нев­ский

Продуктивный уровень: раскрывать значение отпора для Руси немецкой и шведской агрес­сии; определять историческое значение Невской битвы и Ледо­вого побоища.

Творческий уровень: высказывать суждение о деятель­ности и личности Александра Невского

48

Русь и Золотая Ор­да в XIII веке. § 14

Основные понятия: бас­как, владычество, вы­ход, ярлык, резиденция, иго.

Исторические факты: формы зависимости русских княжеств от Зо­лотой Орды. Последст­вия ига. Политика рус­ских князей по отноше­нию к Золотой Орде. Восстания в русских городах.

Исторические лично­сти: Александр Нев­ский

Репродуктивный уровень: называть формы зависимости русских княжеств от Золотой Ор­ды; рассказывать о борьбе рус­ского народа против установле­ния ордынского владычества.

Продуктивный уровень: раскрывать экономические и по­литические последствия ордын­ского владычества для Руси

Урок изучения и первичного закре­пления новых знаний

Индивидуальная работа

49

Культура русских земель в ХП-ХШ веках. § 16

Основные понятия: ар­хитектурный ансамбль, аскетизм, канон, уни­кальный

Репродуктивный уровень: составлять описание памятников русской культуры в данный период.

Выступление уча­щихся с самостоя­тельно подготовлен­ными сообщениями

1

2

3

4

5

6

7

Исторические факты: особенности русской культуры. Накопление научных знаний. «Слово о полку Игореве». Влияние ордынского владычества на русскую культуру.

Исторические личности: Дмитрий Солунский

Продуктивный уровень: раскрывать особенности культу­ры русских земель; выявлять влияние ордынского владычества на русскую культуру.

Творческий уровень: выявление исторических процес­сов на основе произведения «Слово о полку Игореве»

50

Повторение

Систематизация и обобщение материала

Урок контроля, оценки, коррекции знаний

Раздел II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РУССКОГО ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА (XIV-XVI вв.) (18 ч)

Тема 1. Русь Московская (6 ч)

51-52

Предпосылки объ­единения русских земель. Усиление Московского кня­жества. § 17, 18

Основные понятия: вот­чинное землевладение, централизация, русское государство.

Исторические факты: причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба за пер­венство Москвы и Твери.

Исторические лично­сти: Иван Калита

Репродуктивный уровень: давать определение понятий; по­казывать начало процесса возро­ждения Северо-Восточной Руси.

Продуктивный уровень: выявлять группы населения, заинтересованные в объединении страны; раскрывать роль церкви в возрождении Руси

Урок изучения и первичного закре­пления новых знаний

Групповые фор­мы работы

53-54

Москва - центр борьбы с ордын­ским владычеством

Основные понятия: цен­трализация, националь­ное самосознание

Репродуктивный уровень: показывать на исторической кар­те процесс объединения страны вокруг Москвы.

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

Групповые фор­мы работы

1

2

3

4

5

6

7

Куликовская битва. §19-20

Исторические факты: рост территории и влия­ния Московского кня­жества. Москва - центр объединения русских земель. Превращение Москвы в религиозный центр. Начало открытой борьбы с Золотой Ор­дой. Причины победы русских войск. Значение Куликовской битвы.

Исторические лично­сти: Дмитрий Донской. Сергий Радонежский

Продуктивный уровень: выявить причины победы Моск­вы над Тверью; раскрыть значе­ние Куликовской битвы как ве­личайшего события в русской культуре.

Творческий уровень: высказывать и аргументировать свою оценку исторических собы­тий и личностей в данный период

Анализ учебного текста и фрагментов исторического доку­мента

Индивидуальная работа

55

Создание единого Русского государ­ства и конец ор­дынского владыче­ства. § 20

Основные понятия: единое русское государ­ство, уния, «государь всея Руси».

Исторические факты: подчинение Новгорода Москве. Стояние на реке Угре. Патриотический подъем на Руси и роль Православной церкви. Свержение ордынского ига. Присоединение Твери, Пскова, Рязани к Москве.

Исторические личности: Иван III, Василий Ш

Репродуктивный уровень: показывать на исторической кар­те процесс завершения объедине­ния Северо-Восточной Руси во­круг Москвы.

Продуктивный уровень: раскрыть историческое значение свержения ига золотоордынских ханов; характеризовать князя Ивана III как первого «Великого князя Всея Руси»; систематизи­ровать исторический материал в виде схемы, таблицы.

Творческий уровень: на основе дополнительной исто­рической литературы составить политический портрет Ивана Ш, Василия III

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые фор­мы работы

1

2

3

4

5

б

7

56

Повторение

Обобщение и систематизация знаний

Урок контроля, оценки, коррекции знаний

Тема 2. Россия в XVI веке (12 ч)

57

Московское государ­ство в конце XV -начале XVI века. §21

Основные понятия: Бо­ярская дума, кормление, местничество, налоги, пожилое, поместье, по­мещик. Юрьев день.

Исторические факты: становление централи­зованного государства и самодержавной вла­сти. Поместная система и служилые сословия. Начало закрепощения крестьян. Судебник 1497 г.

Исторические лично­сти: Иван III

Репродуктивный уровень: давать определение понятий.

Продуктивны й уровень: систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы. Выявить связь между политиче­скими процессами и изменени­ями в экономических отношениях

Изучение нового материала

Индивидуальная работа

58

Церковь и государ­ство в конце XV -начале XVI века.

§22

Основные понятия: благотворительность, дьякон, нестяжатели и иосифляне, ересь.

Исторические факты: распространение мона­стырей. Попытка созда­ния унии Католической и Православной церквей. Взаимоотношения Церк­ви и великих князей. Цер­ковь и ереси. Избрание митрополита

Репродуктивный уровень: давать определение понятий.

Продуктивный уровень: раскрывать роль Православной церкви в создании единого цен­трализованного государства; оп­ределять причины противоречий церковной и светской властей.

Творческий уровень: высказывать суждение о значе­нии деятельности церковных деятелей

Изучение нового материала

Индивидуальная работа

1

2

3

4

5

6

7

Исторические лично­сти: Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Зосим

59

Начало правления Ивана Грозного и реформы Избран­ной рады. § 23

Основные понятия: боярское правление, дворяне, дети боярские, Земский собор, приказы, централизованное госу­дарство.

Исторические факты: реформы 50-х гг. Избранная рада. Земские соборы. Сословно-представительная монархия. Стоглавый собор.

Исторические лично­сти: Елена Глинская, Иван IV, А. Курбский, А. Адашев

Репродуктивный уровень: рассказывать о правлении Е. Глинской, детстве Ивана IV; описывать условия, влиявшие на формирование личности Ива­на rv.

Продуктивный уровень: систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы. Сравнивать систему правления государством при Иване Ш и Иване IV; характеризовать цели, сущность и значение реформ Избранной рады.

Творческий уровень: составление характеристики Ивана IV с точки зрения взглядов современников Ивана IV и совре­менной исторической науки

Урок изучения и первичного закре­пления новых знаний

Индивидуальная работа

60-61

Внешняя политика Ивана Грозного. Ливонская война. §24

Основные понятия: за­сечная черта, протекто­рат, Речь Посполитая, острог

Репродуктивный уровень: показывать на исторической кар­те направления походов Ивана IV; рассказывать о причинах, хо­де и итогах Ливонской войны.

Продуктивный уровень: характеризовать причины успе­хов и неудач внешней политики.

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые фор­мы работы

1

2

3

4

5

6

7

Исторические факты: присоединение Казан­ского и Астраханского ханств, строительство засечных черт, оборона России от набегов со стороны Крымского ханства. Ливонская вой­на. Причины успехов внешней политики Рос­сии на Востоке и неудач на Западе.

Исторические личности: Иван IV, И. П. Шуйский, А. Курбский

Раскрывать значение присоеди­нения территорий к Московскому государству Казанского и Астра­ханского ханств

62-63

Внутренняя поли­тика Ивана Грозно­го. Опричнина. § 25

Основные понятия: опричнина, земщина, неограниченная дикта­тура, посад, крепостное право.

Исторические факты: причины появления оп­ричнины, ее сущность. Митрополит Филипп. Опричнина в ряду ана­логичных событий в других странах Европы XVI века.

Исторические лично­сти: Иван IV

Репродуктивный уровень: называть существенные черты политического устройства при Иване IV.

Продуктивный уровень: раскрывать причины падения Избранной рады и введения оп­ричнины; характеризовать сущ­ность опричнины; выявлять по­следствия опричнины для эконо­мического и политического раз­вития России

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые фор­мы работы

1

2

3

4

5

6

7

64-65

Русская культура и быт XVI века. §26-28

Основные понятия: кафтан, полати, шатро­вый стиль, эпос, публицистика, «Домострой».

Исторические факты: влияние событий XVI века на характер рус­ской культуры. Народ­ное творчество и его герои. Зарождение рус­ского книгопечатания. XVI век - век публици­стики. Рождение шатро­вого стиля.

Исторические лично­сти: Дионисий, И. Фе­доров, Феофан Грек, Андрей Рублев

Репродуктивный уровень: составлять описание памятников русской культуры.

Продуктивный уровень: выявить влияние событий XVI века на характер русской культуры.

Раскрывать историческое значе­ние возникновение книгопечата­ния.

Творческий уровень: на основе разных исторических и литературных источников под­готовить сообщение о быте рус­ского народа в XVI веке

Урок выступлений учащихся с само­стоятельно подго­товленными сооб­щениями

/

66

Повторение

Обобщать и систематизировать исторический материал

Урок контроля, оценки, коррекции знаний

67-68- резервное время



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по курсу «История с древнейших времен до конца XIX века» для 10 класса (базовый уровень) на 2009-2010 учебный год Автор рабочей программы

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов (базовый уровень), программы Н.В. Загладина, Х.
  2. Рабочая программа по курсу «История» (2)

    Рабочая программа
    Настоящая рабочая программа по истории разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории.
  3. Рабочая программа по Истории для 5 11 классов на 2009-2012 гг

    Рабочая программа
    Образовательная программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования Сборник нормативных документов.
  4. Рабочая программа по предмету история для 6 класса (VI класс 2 часа в неделю, 68 часов в год)

    Рабочая программа
    Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных
  5. Рабочая программа история Мауляшевой И. И., первая квалификационная категория по Всеобщей истории, истории России и истории Татарстана и татарского народа с древнейших времен до конца 19 века 10 класс

    Рабочая программа
    Объяснить роль истории в системе гуманитарных наук. Её роль основного источника фактического материала для обобщений в рамках политологии и социологии.

Другие похожие документы..