Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Как прекрасно следует одно благо за другим! Какое приятное преемство радости! Ибо вот, мы получаем праздник за праздником, удовольствие за удовольств...полностью>>
'Учебник'
Дания - страна с достаточно высоким уровнем налогов. В структуре доходов бюджета около половины занимает подоходный налог с физических лиц. Размер на...полностью>>
'Диплом'
В 1830-е гг. наступает новый этап в истории, культуре и литературе Англии. Связано это с восшествием на престол в 1837 году королевы Виктории. Ее пра...полностью>>
'Документ'
Он вернулся в город где жил в очередной раз нисчем. Хотя были какие-то малые изменения, подвижки, хотя бы что-то невидимое сдвинулось где-то, но в це...полностью>>

Учебник для вузов издание второе, переработанное и дополненное

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОСКОВСКИЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КРИМИНОЛОГИЯ

УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ

Издание второе,

переработанное и дополненное

Под редакцией

заслуженного деятеля науки Российской Федерации,

доктора юридических наук, профессора

В.Д. МАЛКОВА

Допущено УМО по юридическому образованию

вузов Российской Федерации в качестве

учебника для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальности "Юриспруденция"

Коллектив авторов:

1. Агапов А.Ф., заместитель начальника кафедры криминологии Московского университета МВД России, канд. юрид. наук, доцент, - гл. гл. 12, 22.

2. Баринова Л.В., канд. юрид. наук, доцент, - гл. 13.

3. Гриб В.Г., профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин МГЛУ, засл. юрист РФ, доктор юрид. наук, проф., - гл. 18.

4. Кириллов С.И., профессор кафедры криминологии Московского университета МВД России, доктор юрид. наук, проф., - гл. 17.

5. Крашенников С.С., заместитель начальника кафедры криминологии Московского университета МВД России, канд. юрид. наук, доцент, - гл. 14.

6. Малков В.Д., профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин МОСУ, засл. деятель науки РФ, доктор юрид. наук, проф., - научное редактирование, предисловие, гл. гл. 1 - 7 (§ 6 гл. 7 - в соавт. с Токаревым А.Ф.), 10 - 13, 15, 16, 19, 20, 22.

7. Мацкевич И.М., проректор МГЮА, засл. юрист РФ, доктор юрид. наук, проф., - гл. гл. 17, 19, 23.

8. Плешаков В.А., главный научный сотрудник ВНИИ МВД РФ, доктор юрид. наук, проф., - гл. 8.

9. Покаместов А.В., канд. юрид. наук, доцент, - гл. гл. 14, 20.

10. Ревин В.П., профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин и организации профилактики преступлений Академии управления МВД России, засл. деятель науки РФ, доктор юрид. наук, проф., - гл. 21.

11. Рябыкин Ф.К., канд. юрид. наук, доцент, - гл. гл. 1, 3 - 6, 10, 11.

12. Ситковский А.Л., начальник научного Центра ВНИИ МВД России, канд. юрид. наук, доцент, - гл. 9.

13. Токарев А.Ф., канд. юрид. наук, доцент, - § 6 гл. 7 (в соавт. с Малковым В.Д.), гл. 8.

14. Шелковникова Е.Д., профессор кафедры международного и конституционного права МГЛУ, доктор юрид. наук, - гл. гл. 15, 24.

15. Шулепов Н.А., заместитель декана факультета экономики и права МОСУ, засл. юрист РФ, доктор юрид. наук, проф., - гл. 23.

Руководитель авторского коллектива и научный редактор учебника - засл. деятель науки РФ, доктор юрид. наук, профессор В.Д. Малков.

ОТ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

Настоящий учебник, подготовленный авторским коллективом, представляет собой систематизированное изложение криминологии как учебной дисциплины. В нем последовательно рассмотрены все предусмотренные соответствующей учебной программой темы Общей и Особенной частей курса.

В учебнике рассматриваются: преступность как социально-правовое явление, причины и условия ее возникновения и существования, особенности личности преступника и механизм совершения конкретных преступлений, меры их предупреждения.

Наряду с общими вопросами, касающимися преступности в целом, подробно изложены криминологические особенности и меры предупреждения насильственной, должностной и коррупционной, организованной, рецидивной и профессиональной, неосторожной преступности; преступлений против собственности, общественной безопасности; преступлений в сферах экономической деятельности, незаконного оборота наркотиков; преступности несовершеннолетних, женщин, военнослужащих.

При подготовке учебника авторы исходили из целевой направленности подобного рода работ, состоящей в предоставлении студентам возможности максимально полно и глубоко усвоить устоявшиеся в науке теоретические положения. Поэтому в учебнике, включающем в полном объеме позитивный материал, отсутствует обязательное для монографий, других научных работ освещение полемики по сложным, зачастую противоречивым положениям криминологии.

Ряд глав учебника, освещающих наиболее сложные теоретические проблемы, включает схемы, позволяющие конкретизировать научные положения, показать разнообразные связи и отношения, существующие в таких сложных социальных явлениях, как преступность, ее причины и условия, личность преступника, деятельность по предупреждению, профилактике преступлений. Каждая глава учебника завершается перечнем контрольных вопросов и заданий, выполнение которых позволит студентам более глубоко уяснить содержание учебного материала.

Подобное объединение в учебнике теоретического и методического материала представляется весьма полезным для качественного изучения и усвоения студентами сложных многоплановых проблем криминологии.

Все авторы учебника - в прошлом практические работники правоохранительных органов - не понаслышке знают проблемы борьбы с преступностью и ее предупреждения. На высоком теоретическом уровне в учебнике излагаются понятие, цели и принципы предупреждения преступлений, его правовое регулирование, организационное, информационное и иное обеспечение этой значимой для общества деятельности.

Хотя данный учебник предназначен для студентов, он, на наш взгляд, будет полезен и для аспирантов, а также для профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников юридических вузов и институтов.

Особую признательность авторский коллектив выражает Галине Григорьевне и Наталье Викторовне Прохоровым, обеспечившим техническую подготовку рукописи учебника к изданию.

Заслуженный деятель науки

Российской Федерации,

доктор юридических наук, профессор

В.Д.МАЛКОВ

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. КРИМИНОЛОГИЯ КАК НАУКА, ЕЕ ПРЕДМЕТ, МЕТОДОЛОГИЯ

И МЕСТО В СИСТЕМЕ ДРУГИХ НАУК

§ 1. Понятие криминологии как науки и ее предмет

Криминология - это учение о преступлении (от латинского crime - "преступление" и греческого logos - "учение"). Со временем значение этого слова стало трактоваться более широко, и в настоящее время оно понимается как наука о преступности.

Такое определение данной науки характеризует лишь общую направленность криминологии и в достаточной степени не отражает содержания этой отрасли научных знаний. Как общественная наука, криминология изучает широкий круг социальных явлений и процессов, так или иначе связанных с преступностью и природой ее возникновения. При всем многообразии изучаемых общественных явлений основу криминологии как науки составляет ее предмет, т.е. ответ на вопрос, что именно она изучает.

В этом смысле наиболее приемлемым представляется следующее определение данной науки, в котором перечислены элементы ее предмета. Криминология - это социально-правовая общетеоретическая и прикладная наука, исследующая преступность как социальное явление, сущность и формы ее проявления, закономерности возникновения, существования и изменения; ее причины и иные детерминанты <*>; личность тех, кто совершает преступления; систему мер предупреждения преступлений.

--------------------------------

<*> Детерминанты - конкретные факторы (обстоятельства), которые порождают явление, обусловливают его существование.

Предложенное определение отражает социально-правовой характер науки криминологии, ее теоретическую направленность и практическую значимость.

Определение предмета криминологии является отправным моментом для понимания ее сущности и содержания. В то же время сведение содержания науки криминологии только к перечислению элементов ее предмета недостаточно, ибо определение науки должно отражать ее место в общей системе научных знаний, указывать важнейшие методологические подходы к предмету исследования, конечные цели и задачи исследовательских поисков.

В литературе предмет криминологии определен далеко не однозначно. Помимо вышеназванных элементов к предмету криминологии некоторые авторы относят закономерности функционирования и развития криминологической науки, ее место и роль в жизни общества; организацию конкретных криминологических исследований; криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью; ликвидацию последствий преступности; управление процессами борьбы с преступностью.

Можно оспаривать отдельные положения этой позиции, но в целом такой подход направлен на более глубокое изучение предмета криминологии. Собственно, такая позиция не противоречит приведенному выше определению предмета криминологии, а лишь уточняет и конкретизирует его. Так, вряд ли в предмет криминологии следует включать прогнозирование преступности. Это, скорее, ее функция. Планирование борьбы с преступностью и управление ее процессами в обобщенном виде входят в такой элемент предмета криминологии, как предупреждение преступности.

Расширение либо сужение предмета науки в равной степени недопустимы, ибо в первом случае это ведет к размыванию границ предмета исследования, во втором - обедняет возможности в ее поиске.

Отмечается также тенденция расширения предмета криминологии за счет проблем, прямо либо косвенно связанных с преступностью. Одни ученые считают, что в предмет криминологии должны войти экономические, культурные и иные социальные факторы, влияющие на преступность. Другие призывают включить в предмет криминологии те виды так называемого отклоняющегося (девиантного) поведения и различные "фоновые" явления, которые тесно связаны с преступностью: пьянство, наркоманию, проституцию, детскую безнадзорность.

Для более глубокого понимания предмета криминологии, правильного определения его содержания и границ целесообразно также разграничить предмет криминологии с ее объектом.

Все, что познается криминологической наукой, представляет интерес с точки зрения ее целей и задач, составляет объект этой науки, поскольку еще не познано и противостоит знанию. Те же самые явления, процессы, их стороны и отношения, уже познанные и зафиксированные в форме знания, но требующие дальнейшего исследования, являются ее предметом.

Объектом криминологии являются экономические, политические, идеологические, культурные и иные социальные отношения в той мере, в какой они связаны с преступностью и детерминируют ее отдельные стороны. Предмет же криминологии гораздо уже. Это то, что познается криминологией в целом, во всех проявлениях и сторонах. В этом смысле указанные выше виды общественных отношений, в том числе и "фоновые" явления, не входят в предмет криминологии, а составляют объект ее интереса, и лишь в той связи, в которой они влияют на преступность.

Таким образом, основным элементом предмета криминологии является преступность как особое социально-правовое явление. Однако сама преступность представляет весьма сложное социальное образование, характеризующееся объемом (состоянием), интенсивностью (уровнем), динамикой, структурой, последствиями и другими признаками.

Следующая задача, решаемая криминологией, сводится к ответу на вопросы, почему возникла и существует преступность, что создает для нее питательную почву, каковы истоки преступности, т.е. к выявлению сложных социальных связей преступности с жизнью общества и его противоречиями.

Преступность - это не только криминологическое понятие, но реальное социальное негативное явление, проявляющееся и выражающееся в преступных деяниях конкретных людей, являющихся носителями сознания и воли. Поэтому нельзя получить сколько-нибудь полные и достоверные знания о преступности, не изучая лиц, уже совершивших преступления.

Наконец, криминология изучает проблему предупреждения преступности - специфическую область социального регулирования, управления и контроля, имеющую многоуровневый характер и преследующую цель преодоления этого негативного общественно опасного явления.

Таким образом, значимость изучения криминологии состоит, прежде всего, в том, что она расширяет взгляд на преступность, рассматривает ее как явление, объективно присущее обществу, противодействие которому является задачей всех его политических и общественных институтов. Наряду с этим криминология научно обеспечивает реализацию важнейшего элемента указанного противодействия - предупреждения преступлений.

Содержание предмета криминологии показано в виде схемы на рис. 1.1.

┌──────────────────────────────────────────────────────┐

│ ПРЕДМЕТ КРИМИНОЛОГИИ │

└───────────────────────────┬──────────────────────────┘

┌─────────────┬──────┴──────┬─────────────┐

┌──────┴─────┐┌──────┴─────┐┌──────┴─────┐┌──────┴─────┐

│ ││Детерминанты││ Лица, ││ Преду- │

│Преступность││преступности││совершившие ││ преждение │

│ ││ ││преступления││преступлений│

└──────┬─────┘└──────┬─────┘└──────┬─────┘└──────┬─────┘

└─────────────┴──────┬──────┴─────────────┘

┌─────────────────┴────────────────────┐

│ Объекты криминологии, │

┌───┤ изучаемые в рамках ее предмета │

│ └──────────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────┐

├──────┤История криминологической науки│

│ └───────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────┐

├──────┤ Негативные социальные явления │

│ │ (алкоголизм, наркомания, │

│ │ проституция и т.п.), │

│ │ сопутствующие преступности │

│ └───────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────┐

├──────┤ Методы криминологических │

│ │ исследований и осуществления │

│ │ профилактики │

│ └───────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────┐

├──────┤ Криминологические особенности │

│ │ отдельных видов преступности │

│ └───────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────┐

└──────┤ Криминологические проблемы │

│ зарубежных стран │

└───────────────────────────────┘

Рис. 1.1

§ 2. Цели, задачи, функции науки криминологии

Из предмета криминологии вытекают ее цели, задачи и функции.

Теоретическая цель криминологии состоит в построении модели будущего результата научной деятельности по итогам изучения и познания преступности. Иначе говоря, эта цель заключается в познании закономерностей преступности и выработке на этой основе научных теорий, концепций, формулировании гипотез, определении задач развития данной науки. Практическая цель выражается в выработке научных рекомендаций и конструктивных предложений по повышению эффективности борьбы с преступностью.

Перспективные цели криминологии сводятся к созданию разносторонней и гибкой системы предупреждения преступности, позволяющей своевременно и эффективно нейтрализовывать и преодолевать криминогенные факторы. Ближайшие цели связаны, как правило, с осуществлением каждодневной научной и практической работы в области борьбы с преступностью, ее предупреждения, с оперативным и гибким реагированием на все изменения в криминогенной обстановке и внесением соответствующих корректив в этот процесс.

Из целей науки криминологии вытекают ее задачи, к которым можно отнести:

получение объективных и достоверных знаний о преступности, ее объеме (состоянии), интенсивности (уровне), структуре и динамике как в прошлом, так и настоящем;

криминологическое изучение видов преступности (первичной, рецидивной, насильственной, корыстной; преступности взрослых, несовершеннолетних и т.д.) для дифференцированной борьбы с ними;

выявление и научное изучение причин и условий преступности и выработку рекомендаций по их преодолению;

изучение личности преступника и механизма совершения им преступлений, классификацию различных видов преступных проявлений и типов личности преступника;

определение основных направлений предупреждения преступности и наиболее целесообразных средств борьбы с ней.

Свои задачи наука криминология решает посредством выполнения определенных функций. Принято выделять три основные функции: описательную (диагностическую), объяснительную (этиологическую) и предсказательную (прогностическую). Описательная функция состоит в отражении явлений и процессов, входящих в предмет криминологии, на основе сбора эмпирического материала. Объяснительная позволяет выяснить, как протекает тот или иной изучаемый процесс и почему он протекает так, а не иначе. Прогностическая связана с предсказанием будущего развития явления или процесса. Как видим, эти функции связаны между собой и в целом носят гносеологический характер.

На наш взгляд, названные функции не в полной мере соответствуют задачам криминологии, и в первую очередь ее практической направленности. Наука криминология должна не только объективно отражать предмет своего познания, объяснять природу связанных с преступностью явлений и процессов, прогнозировать их будущее развитие, но и разрабатывать практические меры воздействия на нежелательные явления, детерминирующие преступность. Следовательно, целесообразно выделить еще и практически-преобразовательную функцию, выполнение которой позволяет реализовать результаты осуществления названных трех функций в практическом действии, направленном на желаемое преобразование объекта изучения.

Криминологическое учение представляет собой не просто набор знаний о преступности и ее взаимосвязях. Полученные криминологической наукой знания складываются в своеобразную систему, состоящую из двух основных блоков - Общей и Особенной частей.

Общая часть включает рассмотрение теоретических основ криминологии, Особенная часть - изучение криминологической характеристики отдельных видов преступлений и своеобразия деятельности по их предупреждению. Такое построение криминологических знаний представляется вполне обоснованным, поскольку охватывает как общетеоретические основы предмета познания и саму логику криминологической науки, так и особенности криминологической характеристики отдельных видов и групп преступлений, путей и средств их предупреждения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Закону "об опеке и попечительстве" Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 марта 2010 года Издание второе, переработанное и дополненное

    Закон
    Андропов Вадим Владимирович, заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - ст. ст. 156 - 160, 162 - 166 Семейного кодекса РФ.
  2. К. С. Гаджиев введение в политическую науку издание второе, переработанное и дополненное Москва • "Логос" • 1999 ббк 60. 5 Г13 Федеральная программа

    Программа
    Г13 Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М.: Издательская корпорация "Логос", 1 .
  3. Филимонов Вадим Донатович, доктор юридических наук, профессор, академик ман вш, заслуженный юрист РФ гл. Предисловие Предлагаемая студентам вузов книга (2)

    Книга
    Кругликов Лев Леонидович, доктор юридических наук, профессор, академик МАН ВШ и РАЕН, заслуженный деятель науки РФ - предисловие, гл. 14 - 17, постатейно-терминологический указатель;
  4. Курс лекций издание второе, переработанное и дополненное (1)

    Курс лекций
    засл. деят. науки РФ, д.ю.н, проф., академик РАЕН М.И. Байтин - темы 1, 3, 4 (§ 2,3 в соавторстве), 6,8,15; д.ю.н., проф., академик МАН ВШ В.В. Борисов – тема 25: к.
  5. Курс лекций издание второе, переработанное и дополненное (2)

    Курс лекций
    засл. деят. науки РФ, д.ю.н, проф., академик РАЕН М.И. Байтин - темы 1, 3, 4 (§ 2,3 в соавторстве), 6,8,15; д.ю.н., проф., академик МАН ВШ В.В. Борисов – тема 25: к.

Другие похожие документы..