Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охра...полностью>>
'Автореферат'
Защита диссертации состоится «3» июля 2009 года в «10» часов на заседании диссертационного совета Д.502.004.01 в Орловской региональной академии госу...полностью>>
'Доклад'
В соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность ветеринарной службы на территории Балаковского муниципального района была направ...полностью>>
'Документ'
Целью преподавания дисциплины является изучение основ фундаментальной теории цифровой обработки сигналов (ЦОС) в части базовых методов и алгоритмов Ц...полностью>>

Вопрос Понятие науки, ее основные аспекты: наука как знание, как сфера деятельности, как социальный институт. Философский метод для ответа на вопрос, что такое наука

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Вопрос 1. Понятие науки, ее основные аспекты: наука как знание, как сфера деятельности, как социальный институт. Философский метод для ответа на вопрос, что такое наука. С точки зрения философского метода наука во-первых, есть результат деятельности рациональной сферы сознания, во-вторых наука это объективный тип сознания, опирающийся в существенной степени на внешний опыт. В-третьих, наука в равной степени относится как к познавательной, так и к оценочной сфере рационального сознания.Таким образом, с точки зрения всеобщих характеристик сознания наука может быть определена как рационально-предметная деятельность сознания. Ее цель – построение мысленных моделей предметов и их оценка на основе внешнего опыта.

Рациональное знание более широкое понятие, чем научное знание. Хотя всякое научное знание рационально, не всякое рациональное знание научно. Существует четыре типа научной рациональности: соответствующих четырем классам наук.К всеобщим характеристикам понятия наука, наряду с определением науки как рационально-предметного вида познания, относится также выделение в ней трех ее основных аспектов: наука как специфический тип знания, наука как особый вид деятельности, наука как особый социальный институтВсе аспекты связаны между собой и только в своем единстве позволяют достаточно полно и адекватно описать функционирование реальной науки как целого.Наука как специфический тип знания.Науку как специфический тип знания исследуют логика и методология науки. Главной проблемой здесь является выявление и экспликация тех признаков, которые являются необходимыми и достаточными для отличия научного знания от результатов других видов познания. Обычно называют такие критериальные признаки научного знания: предметность, однозначность, определенность, точность, системность, логическая доказательность, проверяемость, обоснованность, полезность. Однако действительная наука не подчиняется единым правилам, но если научный идеал знания недостижим следует ли от него отказываться. Наука как познавательная деятельность.Наука это когнитивная познавательная деятельность. Любая деятельность это целенаправленная, процессуальная структурированная активность. Цель- получение нового научного знания, предмет – имеющаяся эмпирическая и теоретическая информация, средства – имеющиеся в распоряжении исследователя методы.Известны три основные модели изображения процесса научного познания: эмпиризм, теоретизм, проблематизм.Наука как социальный институт.Функционирование научного общества осуществляется с помощью специфической системы внутренних ценностей, имеющих статус моральных норм – научного этоса. Мертоном считал, что наука как особая социальная структура опирается в своем функционировании на четыре ценностных императива: универсализм, коллективизм, бескорыстность, организованный скептицизм. Позднее Барбер добавил еще 2 рационализм и эмоциональную нейтральность. Универсализм - внеличностный, объективный характер научного знанияКоллективизм – плоды научного познания принадлежат всему научному сообществу и обществу в целом.Бескорыстность главная цель деятельности ученых – служение истине.Организованный скептицизм – запрет на догматическое утверждение истины, развитие критики.Рационализм – утверждает, что наука не просто стремится к объективной истине, а к доказанному, логически организованному дискурсу оценивает который научный разум.Эмоциональная нейтральность запрещает людям науки использовать при решении научных проблем эмоции, личные симпатии.Современная наука- это мощная самоорганизующаяся система, двумя главными контролирующими понятиями которой выступают экономическая подпитка и свобода научного поиска.Таким образом, наука может быть определена, как особая, профессионально-организованная познавательная деятельность, направленная на получение нового знания, обладающего следующими свойствами: объектная предметность, общезначимость, обоснованность, определенность, точность, проверяемость, воспроизводимость предмета знания, объективная истинность, полезность.

Вопрос №2. Многообразие форм знания и специфика научного знания. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. соответству­ют специфические формы знания. Обыденно-практическое знание. Существовало еще на ранних этапах человеческой истории, доставлявшее элементарные сведе­ния о природе и окружающей действительности. Его основа: опыт повседневной жизни, имеющий, однако, разрозненный, не­систематический характер, представляющий собой простой набор сведений. Люди, как правило, располагают большим объемом обы­денного знания, которое производится повседневно и является ис­ходным пластом всякого познания. Включает: здравый смысл, при­меты, назидания, рецепты, личный опыт, традиции. Особенность: 1.используется человеком практически неосознанно и в своем применении не тре­бует предварительных систем доказательств 2.принципиально бесписьменный ха­рактер. Личностное знание. Оно ставит­ся в зависимость от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятельнос­ти. Коллективное знание общезначимо или надличностно и пред­полагает наличие необходимой и общей для всех системы поня­тий, способов, приемов и правил построения знания. Религиозное знание. Базируется на вере и устремляется за пределы рационального в сферу постижения сверхъестественного. Религиозное знание, являясь одним из наиболее ранних форм знания, заключает в себе механизмы регулирования и регламентирования жизни общества. Его атрибутами являются храм, икона, тексты Священного писа­ния, молитвы, многообразная религиозная символика. Вера — это не только основное понятие религии, но и важнейший компонент внутреннего духовного мира человека, психический акт и элемент познавательной деятельности. Формы вненаучного знания: Паранаучное как несовместимое с имеющимся гносеологи­ческим стандартом, это уче­ния о тайных природных и психических силах и отношениях, скры­вающихся за обычными явлениями, самыми яркими представи­телями паранормального знания считаются мистика и спиритизм; Лженаучное как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки; Квазинаучное знание ищет себе сторонников и привержен­цев, опираясь на методы насилия и принуждения; Антинаучное знание как утопичное и сознательно искажаю­щее представления о действительности - предмет и способы исследования проти­воположны науке; Псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, характерна сенсационность тем, признание тайн и загадок, «умелая обработка фактов. Народная наука - особая форму вненаучного знания, в сейчас стала делом отдельных групп или отдельных субъек­тов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее шаманов, жре­цов, старейшин рода. Специфика научного знания. В отличие от всех многообразных форм знания научное познание — это процесс получения нового объективного, истин­ного знания, направленного на отражение закономерностей дей­ствительности. Наука – это творческая деятельность, результат этой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов. Как и другие формы познания, наука есть социально историческая деятельность, а не только “чистое знание“. Она выполняет определенные функции как своеобразная форма общественного сознания. Основные особенности научного познания (критерии научности). 1. Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности и их систематизация.2. Целью научного познания является – объективная истина (отсюда характерная черта – объективность).3. Знание ориентировано на воплощение в практике.4. Научного познания направлено на воспроизводство знаний.5. В процессе познания применяются средства познания (материальные и духовные), которые сами являются предметами познания.6. Для научного знания характерна строгая доказательность, обоснованность и достоверность.7. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия.

Вопрос 3. Классификация наук Наука как целостное развивающееся формообразование, включает в себя ряд частных наук, которые подразделяются в свою очередь на множество научных дисциплин. Выявление структуры науки в этом ее аспекте ставит проблему классификации наук - раскрытие их взаимосвязи на основании определенных принципов и критериев и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения в определенный ряд.Одна из первых попыток систематизации и классификации накопленного знания принадлежит Аристотелю. Все знание - а оно в античности совпадало с философией - в зависимости от сферы его применения он разделил на три группы: теоретическое, где познание ведется ради него самого; практическое, которое дает руководящие идеи для поведения человека; творческое, где познание осуществляется для достижения чего-либо прекрасного.В период возникновения науки как целостного социокультурного феномена (XVI-XVII вв.) Ф. Бэкон в зависимости от познавательных способностей человека (таких, как память, рассудок и воображение) разделил науки на три большие группы: а) история как описание фактов б) теоретические науки, или "философия"; в) поэзия, литература, искусство. Классификацию наук на диалектико-идеалистической основе дал Гегель. Положив в основу принцип развития, субординации (иерархии) форм знания, он свою философскую систему разделил на три крупных раздела, соответствующих основным этапам развития Абсолютной идеи ("мирового духа"): а) Логика, которая совпадает у Гегеля с диалектикой и теорией познания и включает три учения: о бытии, о сущности, о понятии; б) Философия природы; в) Философия духа. Философия природы подразделялась далее на механику и органическую физику, которая последовательно рассматривает геологическую природу, растительную природу и животный организм. "Философию духа" Гегель расчленил на три раздела: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух. Учение о "субъективном духе" последовательно раскрывается в таких науках, как антропология, феноменология и психология. Свою классификацию наук предложил основоположник позитивизма О. Конт. Реализуя свои замыслы в отношении классификации (иерархии) наук, французский философ исходил из того, что:а) существуют науки, относящиеся к внешнему миру, с одной стороны, и к человеку - с другой; б) философию природы (т.е. совокупность наук о природе) следует разделить на две отрасли: неорганическую и органическую (в соответствии с их предметами изучения); в) естественная философия последовательно охватывает "три великие отрасли знания" - астрономию, химию и биологию.На материалистической и вместе с тем на диалектической основе проблему классификации наук решил Ф. Энгельс. Он в качестве главного критерия деления наук взял формы движения материи в природе. Общим и единым для всех областей природы понятием "форма движения материи" Энгельс охватил: во-первых, различные процессы в неживой природе; во-вторых, жизнь (биологическую форму движения). Отсюда следовало, что науки располагаются естественным образом в единый ряд - механика, физика, химия, биология, - подобно тому, как следуют друг за другом, переходят друг в друга и развиваются одна из другой сами формы движения материи, - высшие из низших, сложные из простых. При этом особое внимание Энгельс обращал на необходимость тщательного изучения сложных и тонких переходов от одной формы материи к другой. В связи с этим он предсказал, что именно на стыках основных наук (физики и химии, химии и биологии и т.п.) можно ожидать наиболее важных и фундаментальных открытий. В середине XX в. оригинальную классификацию наук предложил В. И. Вернадский. В зависимости от характера изучаемых объектов он выделял два рода (типа) наук: 1) науки, объекты (и законы) которых охватывают всю реальность - как нашу планету и ее биосферу, так и космические просторы. Иначе говоря, это науки, объекты которых отвечают основным, общим явлениям реальности; 2) науки, объекты (и законы) которых свойственны и характерны только для нашей Земли. В соответствии с таким пониманием объектов разных наук мы можем различать в ноосфере (сфера разума) науки, общие для всей реальности (физика, астрономия, химия, математика), и науки о Земле (науки биологические, геологические и гуманитарные). Логика, по мнению русского ученого, занимает особое положение, поскольку, будучи неразрывно связанной с человеческой мыслью, она одинаково охватывает все науки - и гуманитарные, и естественно-математические. Все стороны научного знания образуют единую науку, которая находится в бурном развитии, и область, охватываемая ею, все увеличивается.Что касается классификаций современных наук, то они проводятся по самым различным основаниям (критериям). По предмету и методу познания можно выделить науки о природе - естествознание, об обществе - обществознание (гуманитарные, социальные науки) и о самом познании, мышлении (логика, гносеология, диалектика, эпистемология и др.). Отдельную группу оставляют технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика. По мнению некоторых ученых, она не относится к естественным наукам, но является важнейшим элементом их мышления.По своей "удаленности" от практики науки можно разделить на два крупных типа: фундаментальные, которые выясняют основные законы и принципы реального мира и где нет прямой ориентации на практику, и прикладные - непосредственное применение результатов научного познания для решения конкретных производственных и социально-практических проблем.

Вопрос 4. Проблема начала научного знания. Соц—пол. жизнь древнегреческого полиса. Процесс зарождения научного знания связан с серией концептуальных революций, обусловивших последовательность переходов: От мифа к логосу: отказ от «оборотнической логики» мифа, отношения к действительности объективно-субстациональным, формирование естественного истолкования событий, становление причинно – следственной типологизации явлений действительности, упраздение мифологической логики абсурда (причина=знание), оформление способов познания, конструирующих элементы объективного мышления для получения знания об объективном сущем. От логоса к преднауке. В истории этот процесс совпадает с функционированием древневосточных обществ. Этот исторический тип познавательной деятельности соответствует донаучной стадии развития интеллекта: выработка занания путем полярных индуктивных обобщений, процессы изменения знания протекали стихийно, отсутствовала фундаментальность, (решение только прикладных задач), иррациональная наука (полумистическое, сакральное занятие, священодейство), отсутствие систематичности (выполнение исчислений носящих частный характер). От преднауки к науке. Подлинная колыбель науки – Античная Греция. В период своего расцвета (5-4в. до н.э.) породила наук. Соц.—пол. жизнь древн. полиса являлась основой зарождения античной науки. Первоначально на рубеже 8-7 в до н.э. соц.—пол. жизнь Др. Гр. напоминала характер древневосточных обществ: имущественное расслоение общины с преобладающей концентрацией частной собственности и недвижимости в руках представителей знатных родов. Однако не складывалась жёстко—централизованная иерархия с управленческой деспотией из-за 1)в древнегреческой общине поощрялась эмиграция: компактные земледельческие хозяйства не могли выдерживать массового притока производственных сил. Обезземеленные общинники не порабощались, экспортировались за пределы страны—происходила территориальная экспансия. 2)Утратившие гражданскую свободу общинники отстаивают личную независимость, экономические права в борьбе с имущественной аристократией за отмену долгов, передел земель. Наиболее значимые достижения 1)Свободное население требует записи правовых норм -государство берёт на себя обязанности по обеспечению личной безопасности граждан. 2)В 594 г до н.э. осуществляются реформы, которые способствовали прогрессу частной собственности - отменяется долговое рабство, личная кабала и вводится суд присяжных. Происходит дифференциация населения согласно имущественному цензу. 3)фиксируется необходимость публичной власти, разделённость населения не по родовому, а по территориальному принципу. Подобное устройство политической жизни древнегреческого полиса способствовало участию каждого из свободных граждан в политической жизни, максимальному раскрытию его талантов и возможностей, способствовало отсутствию какого—либо пиетета перед правителями, бюрократии. в результате чего у греков складывается принципиальное отношение к истине, восприятие её не как предмета догматической веры, а как продукта рационального доказательства. Так же использование труда рабов: высвобождение свободных граждан из сферы материального производства. Основными особенностями возникшей античной науки, являлось: 1) Появление программы архэ, то есть поиска естественной основы природы, способствовала утверждению понятия естественного закона (препятствовало наличие большого количества—стихий—претендентов на роль архэ). 2) Отсутствие в эпоху Античности научного естествознания из-за невозможности применения в рамках физики аппарата математики поскольку, по Аристотелю, физика и математика—разные науки, относящиеся к разным предметам, между которыми нет общей точки соприкосновения. Не будучи сращена с математикой, лишённая количественных методов исследования, физика функционировала в античности как противоречивый сплав практически двух типов знания. Одно из них—теоретическое природознание, натурфилософия—было наукой о необходимом, всеобщем. Существенном в бытии. Использовавшей метод абстрактного умозрения. Другое—наивно—эмпирическая система качественных знаний о бытии—в точном смысле слова даже не было наукой. Невозможность введения в контекст точных количественных формулировок лишала их определённости, строгости, без чего естествознание как наука не могла оформиться. 3) проводились отдельные эмпирические исследования, примером (измерение видимого диска Солнца (Архимед)), однако Античность не знала эксперимента, как « искусственного восприятия природных явлений, при котором устраняются побочные и несуществующие эффекты и которое имеет целью подтвердить или опровергнуть то или иное теоретическое предположение».

Вопрос 5 Возникновение и развитие первых исследовательских программ античности Греки заложили фундамент будущей науки. Для появления науки они создали следующие условия: систематические доказательства, рациональное обоснование, дедуктивное мышление, использование абстрактных объектов. Они осуществили переход к созерцательному умозрительному постижению сущности, т.е. к идеализации. Не был открыт эксперимент как метод, не использовались математические методы, отсутствовало научное естествознание. Особенности научного знания Др. Греции появились в тех исследовательских программах, которые возникли в 6-5 веках до н.э..

Математическая программа: Фалес ввел доказательства как необходимый элемент математического знания. Дальнейшее развитие математической программы связано с пифагорейцами, эллеатами, Платоном и Евклидом. Пифагорейцы пытались объяснить мироустройство через числовые отношения. Мир – это космос (гармония, порядок), где господствуют числа. Они были первыми, кто пытался не только технически апеллировать с числами, но и понять их сущность. Например: единица – как обобщающий момент существующих вещей, единица есть то, через что каждое из существующих является единым. Уже в учении пифагорейцев создается возможность возникновения чистой математики, т.е. она как бы получает источник собственного творческого развития. Эллеаты (Парменон, Зенид). Зенон поставил проблему соотношения конечного и бесконечного, движения и покоя, прерывного и беспрерывного.

Платон не занимался математикой, но считал ее наиболее точным знанием. Платон, создавая свою теорию, помог математике обрести сферу чистого разума. Он как бы санкционировал дальнейшее отделение математики от практических задач. Помимо материального мира вещей существует подлинный мир, мир чистых идей, идея служит причиной, целью для существования вещей. Своей вершины математическая программа достигает в образе геометрии Евклида в основе которой лежат аксеомы, постулаты и определения. Физическая программа: Исторически физика возникла в недрах философии как ее составная часть. Физиков называли физиологами. Изучая природные явления античные авторы стремились ответить на вопрос, что является сущностью природных явлений, чем определяется единство мира и т.д.. Можно выделить две модели в рамках этой физической программы: это натурфилософская модель (Фалес, Анаксемен, Анексемандр). Здесь философы пытались ответить на вопрос из чего все состоит, они выдвигают разные основания, разные стихии. Например – вода (влажность, Фалес), воздух (Анаксемен) Физика в этих учениях представлена как наука о естественных причинах возникновения, развития и строения мира. Ценно то, что природа объясняется из нее самой. Другая модель – это модель атомистическая (Демакрит, Эпикур). Признается, что многообразие мира объясняется различными соединениями и различной формой атомов (мельчайших, далее неделимых частиц). Эти представления утверждают неизменность первовещества, атомы находятся в непрерывном движении. Атомистическая модель представлена теоретической моделью, где целое пытаются объяснить как сумму составных частей. Применяется метод синтеза путем механического соизмерения. Атомы создают вещи и мир в целом.

Наивысшего развития физическая программа получает в учении Аристотеля. Он создает качественную физику, близкую к современному представлению. Он называет математику – наукой о неподвижном, а физику - о подвижном. Вклад Аристотеля настолько велик, что его научная деятельность составляет особую исследовательскую программу.Универсальная программа Аристотеля: Аристотель исследует основные причины бытия, считая, что действуют следующие 4 фактора (причины):1. материя – пассивна, никакая, вещи существуют в ней как возможность. 2. форма – ей Аристотель отдает предпочтение, благодаря форме (активному началу) возникает предмет. 3.целевая – для чего существуют вещи.4. действующая (двигательная) – то благодаря чему существуют предметы.Аристотель, накопленные в античности знания, пытается привести в единую систему. Он дает классификацию наук, различая теоретические (математике), практические (этика, политика), поэтические (риторика, эстетика). Аристотель говорит о единстве материального и идеального, осуждая мир идей Платона. Форма у Аристотеля существует как понятие и существует как субстанция. Аристотель обращал внимание на соотношение действительности и возможности. Материя – это отсутствие формы и одновременно ее возможность. Аристотель является основателем такой науки как логика – науки о правильном мышлении. Он разработал учение о дедуктивном умозаключении, о законах правильного мышления.Закон тождества: а=а, т.е. понятие должно употребляться в одном и том же значении.Закон исключения противоречия: а не есть а; закон исключенного третьего: есть либо а, либо не а, третьего не дано.Аристотель считал свою логику не особой наукой, а методологией научного познания. В античной науке формируются следующие черты научного знания: рациональность, объективность, доказательность, аргументированность, идеализация.Гуманитарная программа: (соффисты, Сократ) от изучения явлений природы перешли к изучению возможностей человека в научном познании. Интересовались литературой, искусством, изучали поэтов древности. Сами сочиняли стихи и оды. Он обратили внимание, что в научном познании важен субъективный фактор, т.е. особенность мышления человека. Вывод их был неправилен: истина субъективна, т.е. сколько людей, столько мышлений. Соффисты явились первыми представителями гуманитарного знания.Сократ в отличие от соффистов ищет причины объективной истины.

Вопрос 6 Развитие логического мышления и естественно-научного знания, университетское образование в эпоху средневековья. Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях, связанный с решением тех или иных задач. Материальные физиологические механизмы мышления исследуются физиологией высшей формы деятельности. Однако, мышление, находясь в неразрывной связи с мозгом, не может быть полностью объяснено деятельностью физиологического аппарата. Мышление связано не только с биологической эволюцией, но и с общественным развитием. Мышление возникает в процессе производственной деятельности людей и обеспечивает опосредованное отражение действительности. Оно имеет общественную природу и по способу функционирования, и по своим результатам. Это объясняется тем, что мышление существует лишь в связи с трудовой и речевой деятельностью, характерной лишь для человеческого общества. Поэтому мышление человека осуществляется в теснейшей связи с речью и результаты его фиксируются в языке. Мышлению свойственны такие процессы, как абстракция, анализ и синтез, постановка определенных задач и нахождение путей их решения, выдвижение гипотез, идей.Способность мышления к обобщенному отражению действительности выражается в способности человека образовывать общие понятия. Способность мышления к опосредованному отражению действительности выражается в способности человека к акту умозаключения, логического вывода, доказательства. Эта способность чрезвычайно расширяет возможность познания. Она позволяет познавать то, что недоступно восприятию с помощью органов чувств. Понятия и их системы фиксируют опыт человечества, являются концентрацией знаний людей и отправным пунктом для дальнейшего познания действительности.В жизни каждого индивидуума мышление не существует как чисто интеллектуальный процесс, а неразрывно связано с иными психическими процессами, т.е. не существует изолировано от сознания человека в целом. Идеализм всегда стремился оторвать мышление от материи (человеческого мозга, языка, практической деятельности общества), а если и признавал такую связь, то стремился представить мышление как нечто производное от некоторых духовных начал, стоящих над материей и сознанием отдельных людей.Современная буржуазная философия в лице неопозитивизма стала на позиции отрицания мышления как чего-то реально существующего. Следуя бихевиоризму(поведение, философская основа бихевиоризма – прагматизм и позитивизм), сводя весь опыт человека лишь к непосредственно наблюдаемым фактам, неопозитивизм объявляет мышление наряду с материей.

Неопозитивизм игнорирует тот факт, что язык есть средство выражения, форма существования мысли.В действительности через анализ языка изучаются те свойства мозга ,которые характеризуются как мышление.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Спорт в системе физической культуры общества: институциональный подход 22. 00. 04 социальная структура, социальные институты и процессы

    Автореферат
    Защита состоится «17» сентября 2008 г. в 14.00 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 502.009.01 при Уральской академии государственной службы по адресу: 620219, г.
  2. Экстремизм как социальное явление (философский анализ)

    Автореферат
    Защита состоится "28" сентября 2007 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.09. по присуждению ученой степени доктора философских наук в Саратовском государственном университете им.
  3. Взаимосвязь социологии медицины и социологических теорий среднего уровня (На материале инициативных социологических исследований в стоматологии) 14. 02. 05 Социология медицины

    Документ
    ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Министерства здравоохранения и социального развития РФ, г.Саратов
  4. Для ответа на этот и другие вопросы, связанные с событиями 1917 г., необходимо рассмотреть развитие страны хотя бы с 1 марта 1881 г

    Документ
    Как пролетарская революция победила в России — крестьянской стране? — Этот вопрос все учебники истории страны и истории КПСС издания до 1991 г. объясняют, ссылаясь на необычайно высокую концентрацию производства в российской промышленности
  5. Вопросы для подготовки к экзамену кандидатского минимума (1)

    Документ
    Что такое наука?Наука = 1) специализированная когнитивная деятельность2) система знаний3) социальный институтНаука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании,

Другие похожие документы..