Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В докладе приводятся результаты экспериментальных исследований поступления СО2 в свободный объем свинцового теплоносителя и материаловедческого анали...полностью>>
'Документ'
Для участия в конференции необходимо до 20 февраля 2012 г. подать заявку (форма прилагается) и материалы предлагаемых сообщений по адресу: 230023, г....полностью>>
'Анализ'
Анализируется применение метода проверки статистических гипотез для выявления POS терминалов, работающих с пластиковыми картами и подозреваемых в вып...полностью>>
'Реферат'
Процессы глобализации, интернационализации экономических, финансовых, политических и общественных отношений постепенно приводят к тому, что российски...полностью>>

Программа принята на основании решения методического совета

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Некоммерческий фонд

«Детский епархиальный образовательный центр»

УТВЕРЖДАЮ

Директор Н.ф. «Детский епархиальный образовательный центр» Матанцева М. А. _________________________________

«_____» _____________________ 200__г.

Программа принята на основании

решения методического совета

Протокол № ____ от «__» _____ 200__г.

Председатель:

Дополнительная образовательная программа

«Основы православной культуры»

Возраст детей от 7 до 13 лет

Срок реализации 3 года

Составитель: Рыбакова И.С.

Педагог дополнительного образования

Самара 2008 год

  1. Пояснительная записка.

Святые отцы, священнослужители, педагоги много столетий поднимали один из самых важных вопросов: образование подрастающего поколения в христианском духе, ибо ждать, откладывая религиозное воспитание до тех пор, пока человек не придет сам в церковь в взрослые годы, значит, подвергать его душу страшной опасности. Тоска безверия толкает молодежь на самоубийства, непоправимые поступки, употребление наркотиков, пьянство, бесцельные драки, унижение окружающих. В современной России назрела необходимость формирования у подрастающего поколения нравственных и духовных ориентиров. Сделать это можно только на основе традиционной для нашей страны православной культуры. Поэтому сейчас повсеместно вводится курс Основ Православной Культуры, призванный воспитать духовно развитую личность, человека-гражданина православного Отечества, любящего и знающего свою культуру и традиции. Конечно, процесс воспитания неразрывно связан с институтом семьи, поэтому данная программа уделяет большое внимание взаимодействию с родителями, которое осуществляется не только во время каких-либо мероприятий (праздники, экскурсии, паломнические поездки), но и на обычных, проводимых совместно занятиях, и дома.

Важным элементом данной программы является обширный краеведческий материал, который также призван сформировать у учащихся любовь к своему краю, повысить их общий кругозор. Для развития познавательной деятельности воспитанников и их духовного опыта в рамках данного курса организуются экскурсии, паломнические поездки по святым местам Самарского края и другие выездные мероприятия.

Данная образовательная программа рассчитана на учащихся младшего и среднего школьного возраста, прежде всего заинтересованных в изучении Православной Культуры, но она может быть адаптирована и для других ребят, не считающих себя православными, так как в программе большое внимание уделено изучению места православия в мире и его влияния на общемировую культуру (на живопись, литературу, историю и т.д.).

Православная личность формируется и развивается в триединстве Веры Православной, Руси Православной и Сознания Православного, поэтому программа предполагает и овладение учениками первичными знаниями Закона Божия и русской православной культуры, и эмоциональное восприятие веры, и созидание по сути православного образа жизни.

Главная цель данного курса: познакомить учащихся с основами православной веры, культуры и нравственности и побудить воспитанников к духовному, интеллектуальному и эстетическому совершенствованию.

Задачи программы заключаются в следующем:

  • сообщить учащимся основные знания о Боге, православной Церкви и вере;

  • дать им первичные знания православной культуры и православных традиций;

  • научить понимать смысл церковной атрибутики, богослужения и церковного искусства;

  • способствовать развитию творческих и познавательных способностей учащихся;

  • научить учеников основам православного восприятия мира и человека;

  • способствовать формированию у воспитанников четкого мировоззрения, основанного на высоком нравственном идеале;

  • приобщить учащихся к духовной культуре своего народа.

Кроме того, каждый год обучения также имеет свою цель, которая способствует достижению главной.

Цель первого года обучения: создать условия для формирования мотивации изучения Основ Православной Культуры.

Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:

  • вызвать интерес у воспитанников к изучению православной культуры, помочь им осознать важность и необходимость этого изучения;

  • познакомить воспитанников со святыми местами Самары;

  • познакомить учащихся с основными событиями Библейской истории;

  • познакомить учащихся с житийной литературой и житиями своих святых покровителей;

  • познакомить учащихся с историей и традициями важнейших православных праздников и их духовным содержанием;

  • научить учащихся узнавать основные иконы Спасителя, Божией Матери, Ангелов, святых и некоторых праздников;

  • познакомить с самыми распространенными молитвами и раскрыть их содержание и смысл;

  • научить обобщать полученные знания и применять их на практике, в конкретной жизненной ситуации;

  • воспитать бережное отношение и интерес у детей к родному краю;

  • привить воспитанникам осознание необходимости заботиться о Божием Творении, помогать другим людям;

  • привить воспитанникам уважение друг к другу и к старшим.

Цель второго года обучения: создать условия для развития интереса к познанию Священного Писания и определения его роли в мировой культуре.

Задачи второго года обучения:

  • познакомить ребят с текстом Библии и другой православной литературой;

  • познакомить учащихся с церковнославянским языком, научить церковному распевному чтению;

  • познакомить и изучить святые места Самарской губернии в паломнических поездках;

  • научить работать с текстом, выражать свои мысли и вести дискуссию;

  • научить выделять главное и обобщать;

  • способствовать осознанию важности поста для православного христианина как приготовления к Празднику;

  • способствовать осознанию важности жизни по библейским заповедям;

  • учить делам добра и милосердия;

Цель третьего года обучения: показать нравственный идеал Православия на конкретных примерах, познакомить с догматами и канонами Православия, вызвать потребность в самосовершенствовании и познании Православной Культуры.

Задачи, которые ставятся для достижения этой цели:

  • познакомить воспитанников с устройством православного храма, богослужением, церковной иерархией;

  • рассказать о символике православного богослужения, основной последовательности служб и их смысле;

  • познакомить воспитанников со святынями Руси в паломнических поездках;

  • познакомить учащихся с наследием церковного искусства своей страны;

  • рассказать о самых известных храмах и монастырях Самары и Руси;

  • познакомить учащихся с самыми известными и почитаемыми святыми и их иконами;

  • научить воспитанников самостоятельно получать знания и осмыслять их;

  • повысить общекультурный уровень учащихся;

  • раскрыть учащимся смысл церковных таинств и их место в жизни Церкви;

  • подготовить к осмыслению личного духовного опыта;

  • создать условия для укрепления мотивации жизни по заповедям Божиим.

Особое внимание в программе уделено развитию и обогащению речевой культуры детей. Этому способствует введение в речь учащихся церковнославянских слов и оборотов. Важно пробудить интерес и любовь к родному языку, повысить общую грамотность учащихся.

Настоящая программа рассчитана на 3 года и построена по концентрическому принципу, суть которого в том, что основная идея является стержнем всего курса, раскрывается каждый год в новом аспекте. Эта идея заключается в том, что Православие –светлая, радостная и очень глубокая религия, которая каждому человеку дает истинный смысл жизни и спасение. Каждый год имеет свою тематику, но она обязательно связана с этой идеей:

1-й год. Первые шаги в церковной жизни (ознакомительный цикл).

2-й год. Духовно-нравственный мир Библии.

3-й год. Нравственный идеал Православия на примере жизненного подвига конкретных людей и его роль в истории и жизни нашей страны. Обобщение полученных знаний.

Тема каждого занятия раскрывается через отдельные элементы, которые могут быть использованы для проведения любого занятия. Его компонентами могут являться одновременно страницы истории православной Руси либо истории христианства, обращение к евангельским текстам, образное восприятие православных истин, индивидуальные листы-карты, творческие задания, свободное общение учителя с учениками в диалоге, рефлексия как метод эмоционально-аналитического, подчас неосознанного постижения истины, иллюстративно-образный материал.

Образовательная программа призвана помочь воспитаннику дать правильную нравственную оценку явлениям окружающего мира, углубить его культурологические знания, а также повысить общий уровень гуманитарного образования.

К концу первого года обучения воспитанники должны:

  • овладеть первичными знаниями православной культуры и традиций, основных событий Библейской истории;

  • познакомиться с житийной литературой и знать жития своих святых покровителей;

  • познакомиться с устройством православного храма, уметь правильно вести себя в храме;

  • знать историю и традиции важнейших православных праздников;

  • узнавать основные иконы Спасителя, Божией Матери, Ангелов, святых и некоторых праздников;

  • знать и понимать самые распространенные молитвы и уметь раскрывать их содержание;

  • заботиться о Божием Творении, помогать другим людям;

  • научиться общаться друг с другом, уважать своих товарищей.

В течение первого года преподавание нацелено на вызов интереса у учащихся к православной культуре, преподаватель должен привить им мысль, что она родная русскому человеку.

К концу второго года обучения воспитанники должны:

  • уметь хорошо ориентироваться в Священном Писании;

  • уметь работать с Библией и другой православной литературой;

  • овладеть базовыми знаниями церковнославянского языка, научиться церковному распевному чтению;

  • знать о поведении христианина в миру как подражании Человеческому служению Христа;

  • осознать важность поста как приготовления к Празднику, участвовать в подготовке к Празднику;

  • обрести навыки православного образа жизни;

  • понять важность жизни по библейским заповедям.

К концу третьего года обучения дети должны:

  • знать историю и традиции своего народа (страны) и их духовное содержание;

  • ознакомиться с наследием церковного искусства своей страны;

  • знать самые известные храмы и монастыри Руси;

  • различать образы Святых, знать их Жития;

  • ознакомиться с языком богослужения;

  • знать о символике православного богослужения, определять основную последовательность служб;

  • научиться осознанно, участвовать в церковных таинствах;

  • развить внутреннюю потребность в самосовершенствовании и самопознании;

  • подготовиться к осмыслению личного духовного опыта.

Таким образом, в конце трехгодичного обучения в жизнь должна воплотиться главная цель данной образовательной программы – воспитанники должны познакомиться с основами православной веры, культуры и нравственности и осознать потребность в духовном, интеллектуальном и эстетическом совершенствовании. Указанная цель достигается за счет комплексного изучения основ православных вероучения, истории и культуры.

  1. Учебно-тематический план.

1-й год обучения. Первые шаги в церковной жизни (ознакомительный цикл)

№ пп

разделы

Общее кол-во часов

Теоретич. занятия

Практич. занятия

1

Место православной культуры в общемировой культуре

1

1

0

2

Твое святое имя. Первичное представление об ангельском мире.

1

1

0

3

Наш храм.

2

1

1

4

Рождество Пресвятой Богородицы

1

1

0

5

Человек как единство двух миров

1

1

0

6

Молитва в жизни православного христианина

1

1

0

7

Понятие об иконе

2

1

1

8

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы

1

1

0

9

Наше святое имя (повторение). Святые угодники Божии.

1

0

1

10

Троица. Молитва, икона, Троице-Сергиева Лавра.

2

1

1

11

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы.

1

1

0

12

Поминовение усопших для православного христианина. Димитриевская родительская суббота.

1

1

0

13

Спас Нерукотворный – первая икона в христианском мире. История.

1

1

0

14

Понятие о Боге и Его свойствах.

1

1

0

15

Рождественский пост. Пост в жизни православного человека.

1

1

0

16

Церковные праздники. Икона праздника Рождества.

1

1

0

17

Подготовка к Празднику Рождества Христова

1

0

1

18

Празднование Рождества Христова

1

0

1

19

Обобщение темы «Иконы и храмы России». Прослушивание духовной музыки

1

0

1

20

Ветхозаветные истории. Сотворение мира.

2

2

0

21

Узловые моменты жизни Христа.

2

2

0

22

Первородный грех. Каин и Авель.

1

1

0

23

Прощение – великий дар Божий.

1

1

0

24

Великий пост.

1

1

0

25

Благовещение Пресвятой Богородицы.

1

1

0

26

Вход Господень в Иерусалим.

1

1

0

27

Пасха – светлое Христово Воскресение. Смысл Праздника.

1

1

0

28

Подготовка к Пасхе

1

0

1

29

Празднование Пасхи Христовой

1

0

1

30

Апостолы. Четыре евангелиста.

1

1

0

31

Обобщающее занятие.

1

0

1

Всего

36

26

10

2 год обучения. Духовно-нравственный мир Библии

№ пп

разделы

Общее кол-во часов

Теоретич. занятия

Практич. занятия

1

Сущность православного учения (урок-повторение).

1

1

0

2

Принятие Православия Русью как духовное самоопределение русского народа.

2

2

0

3

Священное Писание и Предание. Откуда мы знаем о Боге.

2

2

0

4

Красота и целесообразность окружающего мира. Сотворение мира. Жизнь в Раю.

3

3

0

5

Совесть как естественный нравственный закон (грехопадение).

2

2

0

6

Всемирный потоп как пример безнравственного отношения к миру.

2

2

0

7

Нравственные нормы Декалога. (Содом и Гоморра, Вавилонская башня).

1

1

0

8

Совесть – голос Божий в человеке. (Призвание Авраама, Исаак, дети Исаака).

3

2

1

9

Любовь – необходимое условие жизни семьи. (Иосиф).

2

2

0

10

Любовь как условие естественного, непринужденного исполнения закона.

3

3

0

11

Десятословие

3

3

0

12

Нравственный смысл послушания и своеволия в Священной истории. (Давид. Царь Соломон.)

2

2

0

13

Пророки

3

3

0

14

Обобщение по теме «Ветхий завет и его нравственные ценности»

1

0

1

15

Беседа со священником

1

0

1

16

Рождество Пресвятой Девы Марии

1

1

0

17

Благовещение

1

1

0

18

Рождество Христово

1

1

0

19

Подготовка к Рождеству

1

0

1

20

Рождественский праздник

1

0

1

21

Детство Иисуса Христа

1

1

0

22

Иоанн Креститель. Крещение

1

1

0

23

Заповеди Блаженства

3

2

1

24

Брак в Канне Галилейской

1

1

0

25

Чудесное насыщение

1

1

0

26

Благословение детей. Иисус Христос на море

1

1

0

27

Мытарь и фарисей. Молитва Господня

1

1

0

28

Притча о блудном сыне

1

1

1

29

Злой должник. Милосердный самарянин

1

1

1

30

Притча от талантах. Добро как результат труда

1

1

1

31

Жизнь Иисуса Христа – подвиг любви и добра

13

12

1

32

Обобщение по теме «Основные духовные ценности Нового Завета»

1

0

1

33

Плащаница

1

0

1

34

Успение Пресвятой Богородицы

1

1

0

35

Проповедь апостолов

2

1

1

36

Воздвижение Креста Господня

1

1

0

37

Подготовка к Пасхе

1

0

1

38

Празднование Пасхи Христовой

1

0

1

39

Святость

1

1

0

40

Жены-мироносицы.

1

1

0

41

Обобщающее занятие

1

0

1

Всего

72

48

24

3 год обучения. Нравственный идеал Православия на примере жизненного

подвига конкретных людей и его роль в истории и жизни нашей страны.

Обобщение полученных знаний.

№ пп

разделы

Общее кол-во часов

Теоретич. занятия

Практич. занятия

1

Православный храм.

1

0

1

2

Таинства Православной Церкви и православные обряды

6

6

0

3

Священство. Церковная иерархия. Монашество

1

1

0

4

Церковное богослужение

2

2

0

5

Божественная литургия

2

1

1

6

Архитектура и зодчество. Храмы и памятники.

3

2

1

7

Иконопись Руси.

1

1

0

8

Традиция благотворительности на Руси

1

1

0

9

Монастыри – источники благотворительности.

1

1

0

10

Современная благотворительность. Работа православных братств.

1

1

0

11

Значение монастырей в истории России

1

1

0

12

Просветительская деятельность Киево-Печерской Лавры. Монастырские школы в Киевской Руси.

1

1

0

13

Русское летописание.

1

1

0

14

Монастыри – духовно-нравственные объединители русских княжеств (ХI-ХV вв.).

1

1

0

15

Монастыри и подъем духовных сил на Руси в XIV веке

1

1

0

16

Противостояние монашества разгулу опричнины.

1

1

0

17

Монастыри – защитники земли русской.

1

1

0

18

Знакомство с традицией старчества на Руси.

1

1

0

19

Два направления в монашестве: скитское и общежительное.

1

1

0

20

Смысл монашеского жизненного пути.

2

1

1

21

Духовное совершенствование.

1

1

0

22

Уклад современной монастырской жизни.

1

1

0

23

Современное возрождение русских монастырей как очагов духовности.

2

1

1

24

Подготовка к Рождеству

1

0

1

25

Рождественский праздник

1

0

1

26

О святости. Церковное почитание святых.

1

1

0

27

Что такое грех?

1

1

0

28

Христианская добродетель (житие Алексия – человека Божия)

1

1

0

29

Смирение и правдолюбие (житие преподобного Сергия Радонежского)

1

1

0

30

Церковь – ковчег нашего спасения (житие святого праведного Иоанна Кронштадтского)

1

1

0

31

Забота христианина о душе (житие святителя Димитрия Ростовского)

1

1

0

32

Развитие сердца христианина (житие преподобномученицы Великой княгини Елисаветы)

1

1

0

33

Христианская надежда (житие святого равноапостольного Кирилла, просветителя славян)

1

1

0

34

Труд христианина (житие преподобного Серафима Саровского)

1

1

0

35

Христианское бескорыстие (житие праведной Иулиании Лазаревской)

1

1

0

36

Христианское милосердие (житие святителя Николая Мирликийского)

1

1

0

37

Христианская семья (житие преподобных Кирилла и Марии Радонежских)

1

1

0

38

Христианская любовь к Отечеству (житие святого благоверного князя Александра Невского)

1

1

0

39

Общественное служение христианина (житие преподобного Иосифа Волоцкого)

1

1

0

40

Жизнь святых в Боге. Святые, в земле Российской просиявшие

1

1

0

41

Новомученники Российские. Подвижники 20 века

2

2

0

42

Святые Самарского края

1

1

0

43

Христианская любовь

1

0

1

44

Итоговое занятие по теме «Православия святые имена»

1

0

1

45

Беседа со священником

1

0

1

46

Бог - Троица

1

1

0

47

Споры о вере. Вселенские соборы

1

1

0

48

Первый член Символа веры

1

1

0

49

Второй и третий члены Символа веры

1

1

0

50

Третий член Символа веры. Еретические учения об Иисусе Христе

1

0

1

51

Четвертый член Символа веры

1

1

0

52

Пятый член Символа веры

1

0

1

53

Шестой, седьмой и восьмой члены Символа веры

1

1

0

54

Девятый член Символа веры. Церковь – тело Христово

1

1

0

55

Десятый, одиннадцатый и двенадцатый члены Символа веры

1

1

0

56

Итоги 2000-летней истории Церкви Христовой

1

1

0

57

Подготовка к Пасхе

1

0

1

58

Празднование Пасхи Христовой

1

0

1

59

Итоговое обобщающее занятие

1

0

1

60

Праздник в честь окончания курса

1

0

1

Всего

72

56

15



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Принято на заседании «утверждаю» Педагогического Совета Протокол №8 от 22. 05. 2011 директор гоу сош №185

    Документ
    Положение о мониторинге качества образования ГОУ СОШ № 185 (далее — положение) разработано в соответствии с Комплексной программой развития системы образования города Москвы на 2012-2016 гг.
  2. Приказ от № на основании решения Научно-методического совета пгту от 29 апреля 2011 ( протокол №8 ) форма рабочей программы дисциплины по направлению (специальности) высшего профессионального образования

    Рабочая программа
    Рабочая программа рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии факультета (протокол № от «__» 201__г.) и признана соответствующей требованиям ФГОС ВПО и учебного плана по направлению
  3. Решением методического совета шсош №1

    Решение
    В условиях быстрых изменений в экономике, науке и общественной жизни, стремительного развития информационных технологий, появления новых профессий на рынке труда, целесообразно рассматривать дистанционное образование как эффективный
  4. Приказ от № на основании решения Научно-методического совета пгту от 2011 ( протокол № )

    Методические рекомендации
    6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
  5. Положение о кредитной технологии обучения в Казахской финансово-экономической академии (одобрено на заседании Учебно-методического Совета Казфэа, протокол №1 от 29. 08. 2011 г.) Составители

    Закон
    Положение о кредитной технологии обучения в Казахской финансово-экономической академии (одобрено на заседании Учебно-методического Совета КазФЭА, протокол №1 от 29.

Другие похожие документы..