Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
принимая во внимание цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций, касающиеся поддержания международного мира и безопасности и поощрения доб...полностью>>
'Документ'
Харитонов ”Песенка о сапожнике” Вокальный ансамбль „Ералаш” г. Одинцово Светлана Виноградова 5. .30 эстр.вокал средная Г.Савойстиков / А.Кремнев „Горо...полностью>>
'Сказка'
правительница подземного царства. И у нас начались несчастья: все наши домики, в которые заползала Клюкса, превращались в злобных гномов, которые не ...полностью>>
'Документ'
1. Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость (далее - декларация) представляется организациями и индивидуальными предпринимателями - на...полностью>>

Оксана Комаричева*

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЧАСТУШКА

В КУЛЬТУРНОМ НАСЛЕДИИ

Что такое «матаня»

Началось все с того, что меня очень заинтересовало слово «матаня». Моя бабушка и прабабушка часто употребляли это слово, когда рассказывали о своей молодости. Мои бабушки живут в Елецком районе. В пору их молодости по вечерам молодежь ходила «на улицу». «Улицей» обычно был сельский выгон, площадь, которая имела свое название (так как выгонов в деревне могло быть несколько). В селе Нижний Воргол, например, собирались на Поповке, у Полесовщика, на лугу или на выгоне. В другой деревне собирались у Кузнецовых или у Урусовых. Названия присваивались по хозяевам, которые владели этими площадями, усадьбами. Так на Поповке жил раньше поп, «полесовщик» - обозначает «лесник».

Собирались ребята и девчата отдельно. Но все слушали, где гармонь заиграет, с какой стороны гармонист придет. А гармонисты нам гордо рассказывали, что в одиночку они никогда не ходили. Подбирался пяток парней, здоровых, сильных. И двигалась эта группа не молчком, а с частушками «под ельца», оповещая собравшихся о том, что вот-вот начнется матаня. «Под ельца», «елецкая» - обозначает танец и частушки, исполняемые в ритме танца (словарь редких и устаревших слов).

Я интересовалась, почему матаня, что такое матаня? Ответ ельчан был у всех практически одинаков - место для танцев, для сбора молодежи. Выходило - от слова «мотаться», кружиться, дробить… Я поговорила с пожилыми людьми из дома-интерната для престарелых и инвалидов. Там живут люди из разных концов страны. Так, уроженка Кировской области рассказала, что у них молодежь ходила не на матаню, а на «вечерку», жительница Горьковской области ходила на «круг». Оказывается, матаня - танец, похожий на польку. Под матаню поют частушки. Приведу пример. Михаил Алексеевич Чернышев, гармонист и плясун, свой пляс начинал с такой частушки:

До чего же я люблю

Ох, матанечку свою,

Когда буду помирать,

Велю матаню поиграть.

Ясно, что разговор идет о танце, о мелодии. А вот другая частушка:

Ах, матаня, ты матаня,

Ты была богатая,

А теперя ты, матаня,

Ходишь оборватая.

Ах, матаня, матаня,

Тебе нынче попаня.

А за что же попаня?

Сама знаешь, матаня.

Тут речь идет явно о человеке, причем о девушке. Называли ли девчата матаней парней? Искала ответ на свой вопрос в «Словаре редких, устаревших и собственно песенных слов, выражений». Нашла: «матаня», «дроля», «ягодиночка», «залетка», «миленок», «забавочка» - любимый (ая).

Дроля, я не виновата,

Ты меня и не вини.

Я любила, любить буду,

Ты характер измени.

У меня залетка был,

Его звали Михаил,

Как наденет пиджачок -

Настоящий дурачок.

Мой миленок, как теленок,

Кучерявый, как баран.

Дома нечего полопать,

Шатается по дворам.

Итак, я уже могу сделать вывод: матаня - это танец с обязательным исполнением частушек. Словом «матаня» называют девушек и парней в частушках. Частушки всегда «адресные», потому что пляска - не только развлечение, но и песенный разговор, а иногда и подначка: про кого поют - в деревне все знают.

А вообще слово «матаня» - мордовское и означает «песенка». Наверное, из Мордвы через Тамбовщину неизвестно когда и проникла к нам матаня. Мне показался интересным тот факт, что эти исторические сведения перекликаются с одной из версий о том, что название нашего города Елец пришло также с Тамбовщины.

Военная частушка

Татьяна Филипповна Малютина, жительница слободы Александровка, знает о войне не понаслышке. В начале войны ей было 17 лет, она вспоминает, как пели новобранцы перед отправкой на фронт. В разных концах села захлебывались гармони, кричали тонкие девичьи и пронзительные бабьи голоса, залихватские, удалые, бравые голоса парней, которым горе не беда. А утром в город двинулась огромная толпа призывников и провожатых, - и снова закружились, взлетели частушки. Татьяна Филипповна сама хорошо играет на гармонике. И слова и напев навсегда остались в ее памяти:

Мы с миленочком поедем

Воевать напарочку:

Он пойдет за командира,

Я – за санитарочку.

Ягодиночка, из армии

Пиши, пиши, пиши.

Не жалей листа бумаги -

Пожалей моей души.

Возвращался внезапно высокий молодой парень с медалью и пустым рукавом - частушка жалостливо откликалась на возвращение. Приносили похоронку - частушка заходилась в рыдании:

На горушке качается

Невыжатая рожь...

Распроклятая Германия

Сгубила молодежь.

Санитары, покажите

Беленькую коечку.

Разрешите поглядеть

На раненого дролечку!

Выхожу и запеваю

Первую «елецкую»:

Моя милка защищает

Родину советскую!

Молодежь рано взрослела и брала на свои плечи тяжкий труд на фронте и в тылу. Но в частушках отражалась надежда и вера в победу. Предвестье победной весны тоже звучало в частушках:

Наварили кулешу -

Получилась каша.

Сколько Гитлер ни воюет,

А победа наша!

Задушевная товарочка,

Среда, девятый май!

Сероглазого миленочка

С победой ожидай!

Вот окончилась война,

Я осталася одна.

Я и лошадь, я и бык,

Я и баба, и мужик.

Частушки новобранцев и армейские частушки

С частушками военного времени перекликаются частушки новобранцев и армейские. Гармонист Мишутин, сторож нашей школы, вспоминает пятидесятые годы прошлого века и те призывные дни. Никто ребят на службу не провожал, кроме родных и близких. Все было обыденно, даже буднично, хотя война все еще остро напоминала о себе. С чего все начиналось? Восемнадцатилетних мальчишек вызывали в райвоенкомат на так называемую «приписку», где они проходили медицинскую комиссию на предмет годности к военной службе (отсюда и термин «годный»). От армии в те годы не «косили». Каждый знал, что надо служить. А через год ребят снова вызывали в военкомат и направляли в войска. Наш сторож рассказал нам, что означает слово «забрили». Словечко это - от рекрутчины, от тех времен, когда годным брили лбы. «А в наши годы новобранцев стригли под машинку наголо». В те времена автобусы не ходили, в Елец на «приписку» из дальних сел шли пешком. В деревню без гармошки не входили. Сколько куражу было! Гармонист играл «ельца»:

Нас забреют, мы не тужим,

По три годика отслужим.

На Елец дорожка пряма,

Призываться будем тама.

Всю ночь в деревне было веселье: песни, пляски. Из деревни обычно уходили в армию сразу несколько человек. Накануне, в день получения повестки, «годные» вместе с гармонистом ходили от дома к дому - прощались с родными и знакомыми. И в каждом им что-нибудь давали: где яйца, где сало, а где и самогона наливали. Час расставания с земляками приближался, частушки пели разные:

Заберут меня в солдаты,

А к моей припрутся сваты.

Помещение в военкомате, где собирались призывники, почему-то называлось приёмом:

У приема на досточке

Остались мои височки.

Над приемом галки крячут,

Ребят бреют - девки плачут.

Но по-настоящему отводили душу «годные» в матане. При этом выдавали:

Ты не стой, моя залетка,

У приемного окна,

Все равно меня забреют,

Ты пойдешь домой одна.

Бреют, бреют - не жалеют

И стригут - не берегут.

Неужель за эти годы

Милку замуж отдадут?

Поздно ночью расходилась матаня. Призывники провожали девчат до дому. И зазноба не могла отказать парню в таких проводах: он ведь «годный», последний вечер дома. А как относились девчата к «негодным»? Их звали так: «корявый». «Корявый» был как кривое, плохо выросшее дерево. И если «негодный» вел себя назойливо по отношению к девушке, то всегда получал достойный отпор:

Полюбить, так полюбить,

Хорошего малова,

А тебя корявова

Из-за какого дьявола?

А утром скрипела телега, снова играла гармонь, но уже голосили матери, родня. Уж больно свежи были воспоминания о войне. Как там у ребят сложится? Грустными были проводы. Но проходило время, и возвращались ребята, отдав долг Родине.

Случайно оброненная фраза одной старушки натолкнула меня на еще одно направление частушечного жанра. Эта бабушка сказала, что каждому народному празднику соответствовали и определенные частушки. Частушка и православные праздники – такой будет тема моего следующего исследования.

Павел Гопас,

ООШ с. Кривка Усманского района.

Научный руководитель - Л.А. Бойко.

ИГРУШКИ МОЕГО СЕЛА

Просматривая недавно литературу по изобразительному искусству, я встретил слова В. Воронова о народной игрушке: «Народная игрушка - бытовая скульпту­ра, художественный интерес её огромен и оригинальность неоспорима». Какими же были игрушки у моих пред­ков? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо окунуться в далёкое прошлое...

Мир в то далёкое время воспринимался людьми образно. Каждый образ жи­вотного, птицы, растения был символом и олицетворял силы природы. Народная фантазия искала это соответствие, а, находя его, воплощала в различных видах творчества. Одним из таких видов стала игрушка.

Игрушке столько же лет, сколько и человечеству. Какими были древние иг­рушки, что изображали, как выглядели? Ответы на эти вопросы дают материалы археологических раскопок на местах поселений и городищ древних славян и их предков. Древние игрушки относятся ко II в. до н.э.: это маленькие глиняные то­порики, горшочки, погремушки, изображения птиц, животных примитивной руч­ной лепки. В те далёкие времена они могли быть не только игрушками, но и культовыми предметами. Так, например, игрушка служила охранительницей рода и оберегом для ребёнка. Издавна доброе отношение человека к своим «братьям меньшим» - животным отображалось в рисунках, в скульптурах и, конечно, в игрушках. Идеи добра, же­лание показать красоту животных отразились и в современной игрушке: дымков­ской, филимоновской, каргопольской, романовской.

Какова же история игрушки моего родного села? С этим вопросом я отпра­вился к бабушкам.

Александра Фроловна Ельчанинова, 68 лет, пенсионерка: «Игрушки? - лицо Александры Фроловны засветилось улыбкой. - Да какие у нас были игрушки! Из соломы да из глины. Помнится, мама делала нам куклы из соломы: перетягивала нитью верхнюю часть - головка. Остальную часть делила на руки, туловище. Ручки перетягивала толстой нитью по всей длине, делила нитью на туловище и талию. Ставила на стол. А мы с сестрами стучали по столу. Куклы начинали под­прыгивать и двигаться, а мы ещё в этот момент и песню затянем. Вот и казалось нам, что куклы, как живые, танцуют. Бывало, найдём лоскуток, поделим на ку­сочки и наденем на куклы платочки да фартучки. А ещё мы любили глиняные игрушки - свистульки и статуэтки. Приезжал в наше село лохонщик на лошади. Приезжал откуда-то с северной части области. Привозил в обмен на старые вещи свистульки, гребешки, мячи, крючки. Мы гурьбой бежали за ним. Глаза горели радостным огнём, ведь за две копейки или за старую обувь мы могли купить свистульки!»

Свистульки пели разными голосами. Мастера делили их на «сопелки», «гудухи», «грематухи». На первый взгляд эти игрушки были неброскими, но они при­тягивали к себе необычной пластичностью, наивностью, добротой. Росписи у глиняных игрушек, по словам А.Ф. Ельчаниновой, почти не было. Иногда встречались веточки, несколько параллельных полосок, сетка, круги. Краски были дорогие, поэтому ими в селе почти не пользовались. Свистульки наших бабушек - это маленькие скульптурки и простейший музыкальный инструмент.

Наши бабушки считали, что если кто-то получит порчу от сглаза, достаточно посвистеть в глиняную свистульку, и выздоровление придёт само по себе. Резкими звуками наши предки не только изгоняли хворь, но и привлекали силы добра. А ещё А.Ф. Ельчанинова вспомнила, что её бабушка всегда ей дарила жаворонка, считая, что эта весенняя птичка является знаком воскресения природы, предвестником хорошего урожая. Однажды мама подарила ей козочку. «Это знак плодородия, хлебного духа поля», - с таинственным видом добавила бабушка.

На мой вопрос об особенностях изображения женской фигуры А.Ф. Ельчанинова отве­тила так: фигурки были небольшие, с широкой юбкой-колоколом, ручки-колбаски, головки-шарики. Нарядность женской фигуре придавали налепки в ви­де оборок, воланов, небольших головных уборов. Игрушки, конечно, были примитивными, ведь их делали дети да женщины не для продажи, а для детских се­мейных игр.

Житель нашего села, Николай Тихонович Мязин, 75 дет, рассказал мне о тонкостях лепки нашей игрушки. «Дед мне рассказывал, что в нашем селе глину для гончарного дела брали только у Горнового куста, в сторону Карасёва. Дети, конечно, брали её небольшими кусками, приносили домой. Вот во дворе и открывалась детская мастерская. Под руководством мам и бабушек девочки лепили фигурки. Обжигали их в домашних печах, иногда отцы приносили застывшие фигуры к горнам-колодцам в земле на Горновой куст. После обжига игрушка приобретала нежно-розовый цвет. Цвет игрушек был натуральным - тёплый фон глины с простым пятнистым узором. Раскрашивали игрушки обычно дети. Петушкам - хохолки, крылья, хвостики; куклам - головные уборы и оборки; животным - рога, уши, хвосты». Часто свистульками были кони. Конь - это сила, доблесть, храбрость, добро. Он символизировал мужское начало. Конь в сказках всегда помогал герою. Это знак солнца, небесной стихии. Птица - это символ женского начала. В сказках женщину называют «лебёдушкой», «утушкой», а петух - символ хозяина двора. «Взяв в руки коня, - вспоминает Николай Тихонович, - я действительно чувст­вовал в себе силу, чувствовал себя героем. Подбежишь, бывало, к деду-соседу и лезешь в глаза. Гляди, мол, каков я! И ну дудеть, что есть силы».

Вот так наши предки ненавязчиво внушали своим детям потребность в защите кого-то, в защите своей земли.

О смешных глиняных игрушках своего детства рассказал мне Иван Яковле­вич Щетинин, 82 лет: «У моей бабушки стояли фигурки на этажерке. Чудные такие: фигурка поросёнка маленького, ушастого. На нём верхом сидел весёлый чертёнок с балалайкой. Главное, что бросалось в глаза - это улыбка этого чертёнка. Рожки, глазки, нос, рот были у него закрашены красной краской. А фигурка львёнка поражала своей необычностью. Сила, воля - главные черты этого зверя. Но он был не злым, а каким-то пухлым, добрым, с носом-картошкой и маленькими ушками. Фигурки были небольшими, сантиметров 10-12. Бабушка очень берегла их, мне давала только когда я «заслуживал» игрушку-просмотр своим поведением. Эти игрушки делал её отец».

Слушая рассказы своих односельчан, я невольно вспомнил глиняные игрушки, которые я видел в гостях у людей, приехавших с Кавказа. Фигурки горных козлов были сделаны из глины. Я попытался сравнить их с нашими игрушками - козликами. Казалось бы, игрушки вылеплены по образу од­ного животного, но какими разными они получились у мастеров разных народов! Фигурки нашего мастера - небольшие, приземистые, с маленькими рож­ками и весёлые. У кавказского мастера они крупные, плотные, с огром­ными витыми рогами, подчёркивающими силу. Роспись на наших козликах однотонная, яркая, украшены только копыт­ца, рога и глаза. У кавказского - роспись идёт вдоль извилистых рогов, с определённой последовательностью белых точек, волнистых линий, зигзагов. Такая же роспись по бокам живота, ножкам и хвосту. Цветовая гамма нашей игрушки - тёплая, узор прост, у кавказского же народа - холодная гамма, приглушённые тона (белый, бледно-зелёный на коричневом фоне фигуры). На мой взгляд, наши мастера стремились игрушкой развеселить народ, а кавказский мастер, вероятно, пытался отобразить в своём творении силу и величие этого животного.

Вот что я услышал об игрушках от Александры Александровны Щетини­ной, 1917 года рождения: «В детстве игрушек у нас почти не было. В основном у нас, девочек, были лоскутные куклы. Их мы делали вместе с бабушкой или мамой. Брали плотный кусок ткани, которую ткали у себя дома на станке. Набивали в него золы, чтобы головка была твёрдой. Завязывали бечёвкой. Потом брали белый кусок материала, оборачивали сделанную головку, вновь завязывали. Теперь ку­сок сукна делили на три части: туловище и руки. Ткань плотно сворачивали, по­лучалась «колбаска». На конце «колбаски» отделяли пять пальцев, каждый паль­чик перевязывали ниткой. Эту работу чаще выполняли дети постарше, потому что пальчики были очень мелкими и мы, младшенькие, не могли их увязывать. По­том отделяли бечёвкой ладонь. Так делали и другую руку. Потом в туловище за­талкивали туго свёрнутые лоскутки, опять сворачивали и отделяли ноги. На нож­ках тоже отделяли пальчики. Затем чёрными нитками вышивали брови, глазки, нос и рот. Вот кукла и готова. Самым интересным для меня был пошив одежды. А на головку пришивали волосы. Откуда брали? Да у бабушек, у себя, у мамы - с гребешков. Пучок волос пришивали к головке куклы».

Ещё наши бабушки играли, как и мы, в мяч. Только мы - в резиновый или пла­стмассовый, а они – в мяч из коровьей шерсти. Счёсывали с хвоста коровы шерсть и туго скручивали в комочек между ладо­нями. Катали, катали, добавляя клочки шерсти, периодически промазывая мылом, и получали мяч. Он был плотным и тугим. «Бил,- говорят старики, - до синяков».

А для грудных детей делали «гулюшек» из ярких лоскутков ткани. Брали пря­моугольной формы кусочек яркой ткани и перевязывали посередине ниткой. По­лучались маленькие пташки. Их вешали за нитку на потолок. Они крутились, привлекая внимание ребёнка. У Александры Александровны Щетининой в доме я увидел «гулюшек» и паучка. Паук, по мнению наших предков, символизировал хозяина дома. Сидел он в клетке - доме, который делали из тонкого камыша, связанного за концы. По­лучался квадрат. От вершин квадрата отходили камышинки таким образом, что получалась четырёхгранная пирамида. Таким же образом отводились камышинки и вниз.

Паука изготовляли из жёсткой соломы. Через середину соломинки протягивали нить, связывали между собой, образуя диагонали квадрата. Центры диагоналей-ножек паука обматывали ниткой - туловище паука. На лапки пауку наносились краски, добавляя игрушке яркость и пестроту.

гулюшка

паук

Таким образом, делая своими руками игрушки, дети учились считать (5 паль­цев у куклы, бросали мяч под счёт, знакомились с геометрическими фигурами), у них развивались навыки коллективной работы, умение слушать старших, подра­жать им, перенимая жизненный опыт. В селе Кривке прижились глиняные и лоскутные иг­рушки. Особенность глиняных игрушек заключается в том, что в себе они воссо­единили элементы дымковской и филимоновской игрушек. Глиняные свистульки развивали у ребятишек музыкальный слух, прививали любовь к окружающему миру. Игрушка развивала у детей пластику, фантазию, сноровку, умение видеть форму, цвет.

С глубоким сожалением я смотрю на современные игрушки. Они, конечно, пе­стры, точны в формах, но нет в них главного - души человека! Я не могу, глядя на современные Барби и пистолеты, танки и пулемёты, сказать, что авторы этих тво­рений любят свой народ! Можно ли играть в добрые игры с таким военным арсе­налом? Чему научится девочка, играя с Барби? Быть напыщенной и модной, сидеть в красивой одежде, сложа руки? Будет ли она настоящей хозяйкой, матерью, если у неё в руках только расчёска и зеркальце? А мальчишки будут только убивать «в шутку» друг друга? Я бы сделал вместе со своими детьми своими руками такую же соломенную куклу, такую же свистульку-жаворонка. Вышел бы в ромашковое поле и научил бы своих детей видеть прекрасное в песне, которую они сами и сочинят, любоваться доб­рыми глазами птиц. Научил бы творить всё доброе на Земле своими руками, на­чиная с простой русской игрушки.

Источники и литература:

  1. Воспоминания старожилов с. Кривка: А.А. Щетинина,

А.Я. Щетинина, Н.Т. Мязина, А.Ф. Ельчаниновой.

  1. Начальная школа, 1997, №15. с. 13-14.

  2. Материалы школьного музея Кривской ООШ.

Ольга Сарафанова,

СОШ п. Ключ жизни Елецкого района.

Научный руководитель - Т.И. Орусь, руководитель школьного музея



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Липецкий край

    Документ
    Предлагаемое вниманию читателей издание является очередным коллективным трудом юных исследователей, издаваемым по инициативе сотрудников Липецкого областного Центра детского и юношеского туризма – подлинных энтузиастов своего дела.
  2. Основной список кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции

    Документ
    Абдулина Оксана Николаевна Абдуллаева Ира Георгиевна Абдуллин Илдар Абдулберович Абдуллин Сафуан Сабирянович Абдуллина Гульназира Ахуньяновна Абдуллоев Акбар Билолович Абдуразаков Олег Халидович Абдухаев Александр Яковлевич Абедчанова Кактай

Другие похожие документы..