Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Для всех, очевидно, что публичные выступления должны быть, не только содержательны, стилистически грамотны, благозвучны, «сообразны и соразмерны», но...полностью>>
'Документ'
План по реализации предложений по дальнейшему упрощению налогового администрирования, поступивших 25 октября 2011 года на расширенном совещании Минис...полностью>>
'Документ'
1. а); 2. в); 3. б); 4. а); 5. а); 6. г); 7. а), б); 8. б); 9. в); 10. в); 11. а); 12. а); 13. в); 14. в); 15. а); 16. б); 17. а); 18. в); 19. в); 20...полностью>>

Финансово-экономический институт (11)

Главная > Рабочая учебная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Рабочая учебная программа

по дисциплине

ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ БИЗНЕСА

для магистрантов второго года обучения, направление 521600 (080100.68)

– «Экономика»,

программа 521620 «Финансы»

Москва 2011

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Рабочая учебная программа

по дисциплине

ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ БИЗНЕСА

для магистрантов второго года обучения, направление 521600 (080100.68)

– «Экономика»,

программа 521620 «Финансы»

Финансово-кредитный факультет

Кафедра финансового менеджмента

Москва 2011

ББК __________

Рабочую учебную программу

разработал доктор экономических наук, профессор И.Я. Лукасевич

Рабочая учебная программа одобрена на заседании кафедры «Финансовый менеджмент»

Рабочая учебная программа утверждена на заседании Научно-методического совета ВЗФЭИ

Проректор, председатель НМС, профессор Д.М. Дайитбегов

Оценка и управление стоимостью бизнеса. Рабочая учебная программа.

для магистрантов второго года обучения, направление 521600 (080100.68)

– «Экономика», программа 521620 «Финансы» - М.: ВЗФЭИ, 2011.

ББК __________

© Всероссийский заочный

финансово-экономический

институт (ВЗФЭИ), 2011

1. МЕСТО И РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ БИЗНЕСА» В ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ

1.1. Актуальность дисциплины

В современных условиях непрерывного изменения экономической среды, вызванного процессами глобализации, дерегулирования, секьюритизации, развития информационных технологий, широкое распространение получила концепция управления, ориентированная на создание и рост стоимости бизнеса (Value Based Management – VBM). В настоящее время управление стоимостью превратилось в ключевой инструмент эффективного ведения бизнеса и важнейший элемент корпоративной стратегии. Поэтому адекватное представления о механизмах создания и приумножения стоимости в равной степени должны иметь как финансовые, так и другие руководители высшего звена управления, а также дивизиональные менеджеры, инвесторы, функциональные специалисты в различных областях, поскольку стоимость – ее создание, оценка, взаимосвязи – составляет содержание их работы.

Дисциплина «Оценка и управление стоимостью бизнеса» является необходимой частью блока базовых компетенций в программах подготовки магистров по направлению «Экономика», программа «Финансы».

1.2. Место дисциплины в блоке магистерской программы

Дисциплина «Оценка и управление стоимостью бизнеса» относится к числу специальных и занимает важное место в этом блоке магистерской программы. Ее изучение формирует теоретические знания, базовые компетенции и прикладные навыки в области принятия стратегических и финансовых решений в современной компании.

Дисциплина ориентирована на слушателей магистерских программ по направлению «Экономика», программа «Финансы». Для ее успешного освоения слушатель должен владеть основами экономических знаний, а также элементарными навыками математического и компьютерного моделирования обработки данных.

1.3. Краткая характеристика предмета дисциплины

Предметом изучения настоящего курса являются управленческие решения, направленные на создание и рост стоимости компании, а также методы оценки их эффективности.

Особенность содержания дисциплины заключается в:

  • изучении и практическом освоении методов «стоимостной оценки» управленческих решений;

  • использовании новейших методов оценки и управления стоимостью, разработанных специалистами ведущих консалтинговых компаний (McKinsey, BCG, Stern Stewart, Holt Value Associations и др.), а также результатов современных научных исследований в сфере финансового менеджмента;

  • развитии компетенций управления стоимостью предприятий различной организационно-правовой формы, которые осуществляют свою деятельность как на локальных, так и на глобальных рынках;

  • выработке навыков по оценке стоимости бизнеса, в том числе при проведении операций по слияниям и поглощениям.

К важнейшим особенностям данного курса следует также отнести использование кросс-культурного подхода к преподаванию финансовых дисциплин и их содержанию, что соответствует требованиям Болонского процесса и рекомендациям международных профессиональных сообществ, таких как AACSB International, EFMDI, ACIIA, АССА и др. В процессе изложения материала используется терминология, названия и обозначения, общепринятые или «де факто» ставшие стандартами в теории и практике управления корпоративными финансами.

При этом современные методы, модели и приемы VBM рассматриваются сквозь призму исходных допущений, условий, границ применимости, особенностей использования с учетом специфики хозяйственной деятельности в РФ.

1.4. Взаимосвязь учебной дисциплины с другими дисциплинами

Курс «Оценка и управление стоимостью бизнеса» предназначен для углубленной подготовки магистров по программе «Финансы». Он базируется на знаниях и компетенциях, полученных в результате изучения таких дисциплин, таких как «Микроэкономика», «Макроэкономика, «Экономика отраслевых рынков», «Информационные ресурсы и технологии в экономике», «Финансовый менеджмент», «Финансовый анализ».

Поскольку курс завершает изучение блока специальных дисциплин, для его успешного требуются знания других дисциплин специализации: «Финансовые инвестиции», «Финансовые стратегии фирмы», «Управление оборотным капиталом», «Анализ инвестиционных проектов», «Управление финансовыми рисками» и др.

1.5. Роль дисциплины в освоении магистерской программы

Дисциплина «Оценка и управление стоимостью бизнеса» призвана сформировать у слушателей магистерских программ «стоимостное» мышление, четкое понимание сущности управления стоимостью и практические навыки ее оценки.

Развитие «стоимостного мышления» и изучение «финансового измерения стратегий» является инновационным для магистерских программ по менеджменту и соответствует современным потребностям глобальной диверсифицированной экономики. Повсеместное использование сбалансированной системы показателей и других подобных инструментов для институциализации и реализации стратегии делает необходимым освоение менеджментом логики, принципов и основных методов управления стоимостью.

Дисциплина «Оценка и управление стоимостью бизнеса» является обязательной для обучения слушателей магистерских программ, а также программ MBA по различным специализациям направления «Экономика».

Наряду с другими специальными дисциплинами, такими как «Финансовые инвестиции», «Анализ инвестиционных проектов», «Финансовые стратегии фирмы», данный курс является неотъемлемой частью блока базовых компетенций в магистерских программах по направлению «Экономика».

1.6. Нормативный срок изучения дисциплины

Учебным планом магистерской подготовки предусмотрено изучение курса «Оценка и управление стоимостью бизнеса» в течение одного семестра второго года обучения.

2. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Приобретаемые умения и навыки на основе полученных знаний для формирования профессиональных компетенций магистранта.

Основная цель курса – развить компетенции стоимостного мышления, способности прогнозировать финансовые последствия стратегических инициатив, определять стоимость проектов и бизнеса в целом, а также управлять стоимостью бизнеса и его рисками.

Основные задачи курса:

  • изучить концепцию VBM и ее роль в стратегическом управлении бизнесом;

  • дать системное представление о факторах стоимости;

  • изучить и практически отработать методики оценки стоимости бизнеса на основе финансовых показателей, рыночных коэффициентов и дисконтированных денежных потоков;

  • научиться использовать методы мотивации и стимулирования персонала на создание стоимости компании;

  • освоить способы управления стоимостью при развитии и трансформациях бизнеса, а также методы оценки различных стратегических инициатив и программ.

В результате изучения дисциплины слушатели должны:

а) знать:

  • принципы разработки и реализации финансовых стратегий;

  • теоретические и методологические основы стоимостного управления компанией;

  • принципы и этапы разработки стратегии управления стоимостью бизнеса;

б) уметь:

  • провести диагностику текущей стоимости фирмы и ее бизнес-единиц, выявить основные тенденции в ее изменении;

  • определять ключевые факторы и рычаги повышения стоимости;

  • осуществлять разработку стратегии, направленной на повышение стоимости фирмы;

  • внедрять и реализовывать стоимостные подходы в процессы управления фирмой;

в) иметь представление:

  • о базовых концепциях управления стоимостью бизнеса (VBM, EBM, 4М и др.);

  • о методах оценки стоимости;

  • о способах и системах стоимостной мотивации персонала;

  • о ключевых элементах стоимостной цепочки фирмы.

2.2. Область возможного применения полученных знаний и умений и их реализация в конкретных видах профессиональной деятельности

Дисциплина имеет прикладную направленность и позволяет применять полученные знания при разработке управленческих решений во всех сферах деятельности предприятия, решении повседневных практических задач в области стратегического и финансового менеджмента в коммерческих организациях различного типа – частных и государственных, российских и международных.

Представленный в ней материал базируется на реальных примерах и ситуациях, взятых из деятельности российских и глобальных компаний.

Дисциплина прошла апробацию в процессе преподавания автором на магистерских программах и программах МВА ведущих российских вузов, а также программах ЕМВА государственных и коммерческих организаций, таких как Пенсионный Фонд РФ, РАО ЕС, ГК МиГ, «Телмос», «Уралкалий», «Ситроникс» и др.

3. Дисциплины, знание которых необходимо для изучения курса

Дисциплина

Вопросы (темы), знание которых необходимо при изучении данного курса

Финансовый менеджмент

Все темы

Финансовые инвестиции

Все темы

Микроэкономика

Все темы

Информационные ресурсы и технологи в управлении

Все темы

Финансовые стратегии фирмы

Все темы

Управление оборотным капиталом

Все темы

Анализ инвестиционных проектов

Все темы

Управление финансовыми рисками

Все темы

4. Содержание дисциплины

Изучение дисциплины предусматривает проведение лекционных (16 ч.) и практических (8 ч.) занятий, выполнение эссе и сдачу экзамена.

С целью развития у магистрантов профессиональных компетенций методика изучения дисциплины предполагает интерактивные формы взаимодействия преподавателя и магистрантов – организацию дискуссий, круглых столов, решение кейсов, обсуждение деловых ситуаций из реальной практики.

4.1 Лекционные занятия

Тема 1. Концепция VBM: сущность, принципы и задачи (2 ч.)

Особенности деятельности компаний в современных условиях. Понятие стоимости, ее роль в управлении бизнесом. Контрактная, учетная и финансовая модели фирмы. Управление стоимостью в системе стратегических целей компании. Стоимостное мышление предпринимателя и менеджера. Этапы создания и реализации системы управления, ориентированной на стоимость.

Тема 2. Методы и показатели оценки стоимости (4 ч.)

Финансовая отчетность и денежные потоки фирмы. Классификация показателей стоимости. Текущая, добавленная и продленная стоимость. Сущность и виды методов оценки стоимости. Рыночные мультипликаторы и их использование для оценки стоимости бизнеса. Экономическая прибыль и добавленная рыночная стоимость. Модели дерева стратегических показателей ROIC и EVA. Оценка стоимости бизнеса на основе дисконтированных денежных потоков. Прогнозирование будущей деятельности фирмы. Оценка затрат на привлечение капитала. Оценка продленной стоимости.

Тема 3. Ключевые факторы создания стоимости (3 ч.)

Основные факторы в цепочке создания стоимости фирмы, их диагностика и выявление. Финансовые и нефинансовые факторы. Упреждающие и запаздывающие факторы. Методы и инструменты выявления причинно-следственных связей между факторами стоимости. Оценка факторов стоимости. Обобщенная модель факторов стоимости.

Тема 4. Системы показателей оценки эффективности бизнеса как инструмент управления стоимостью (4 ч.)

Сущность и виды систем измерения эффективности деятельности компании. Ключевые критерии и показатели эффективности. Согласование краткосрочных и долгосрочных целей бизнеса. Системы измерения, базирующиеся на стоимостных показателях. Системы сбалансированных показателей (ССП). Принципы и этапы разработки системы показателей оценки эффективности бизнеса. Интеграция подходов ССП и VBM в процессе построения системы управления стоимостью фирмы. Стоимостная оценка стратегических решений.

Тема 5. Системы мотивации персонала, ориентированные на стоимость (3 ч.)

Сущность и виды систем мотивации персонала. «Агентская проблема» в бизнесе и пути ее решения. Традиционные методы стимулирования и вознаграждения. Модели мотивации, ориентированные на результат. Системы грейдов. Участие в капитале компании. Управленческие опционы. Системы мотивации на основе стоимостных показателей. Бонус-банки.

4.2 Практические занятия

Освоение курса предполагает проведение практических занятий с целью закрепления теоретических знаний и формирования прикладных навыков, направленных на развитие профессиональных компетенций магистрантов.

Практические занятия проводятся с использованием интерактивных технологий в виде решения кейсов и задач на базе материалов и реальных ситуаций, взятых из корпоративной практики, проведения дискуссий и круглых столов по наиболее актуальным проблемам.

Ниже приведены примерная тематика и виды заданий для практических занятий магистрантов.

Наименование тем

Виды и содержание практических занятий

Часов

Тема 1. Концепция VBM: сущность, принципы и задачи

Дискуссия на тему «Управление стоимостью в системе целей компании»

1

Тема 2. Методы и показатели оценки стоимости

Разбор и обсуждение кейса «Оценка стоимости бизнеса»

3

Тема 3. Ключевые факторы создания стоимости

Круглый стол на тему «Факторы и рычаги создания стоимости в компании»

1

Тема 4. Системы показателей оценки эффективности бизнеса как инструмент управления стоимостью

Разбор и обсуждение кейса «Разработка системы показателей оценки эффективности бизнеса»

2

Тема 5. Системы мотивации персонала, ориентированные на стоимость

Круглый стол на тему «Системы мотивации на предприятии»

1

4.3 Самостоятельная работа магистранта

Самостоятельная работа магистрантов по дисциплине «Оценка и управление стоимостью бизнеса» (76 часов) проводится в целях закрепления и систематизации теоретических знаний, а также формирования практических навыков по их применению при решении прикладных задач в выбранной предметной области. Она включает самоподготовку магистрантов к участию в проблемных дискуссиях и круглых столах, решение кейсов и практических задач, проведение самостоятельных прикладных исследований по изучаемой дисциплине.

В процессе самоподготовки к участию в проблемных дискуссиях и круглых столах магистрант проводит сбор и анализ материалов по заданной тематике, используя открытые источники информации (публикации в деловых изданиях, отраслевые обзоры, отчеты инвестиционных и консалтинговых компаний, ресурсы глобальной сети Интернет и т.п.), а также практический опыт и доступные материалы своей организации.

Важнейшим элементом самостоятельной работы является решение кейсов (деловых ситуаций), предлагаемых преподавателем. Этот вид самостоятельной работы позволяет углубить теоретические знания и расширить практический опыт магистранта, его способность генерировать собственные идеи, умение выслушать альтернативную точку зрения, аргументировано отстаивать свою позицию, сформировать командные навыки принятия решений. В процессе решения кейса магистрант тщательно прорабатывает его условия, содержащиеся в нем статистические, финансовые, общеэкономические и другие данные, рекомендуемые и дополнительные источники информации, консультируется с преподавателем по возникшим вопросам. Итогом работы является разработка собственного варианта (или нескольких вариантов) решения и участие в его обсуждении. Помимо проработки поставленных в кейсе проблем, магистрант должен «спроецировать» его условия на сферу своей практической деятельности, изучить и обобщить имеющийся отраслевой или корпоративный опыт решения подобных проблем и представить его для обсуждения.

Решение кейса предполагает творческую активность магистранта, умение работать с информацией, владение методами анализа данных и компьютерными технологиями их реализации.

Итогом самостоятельной работы магистранта является выполнение и защита эссе по выбранной теме. Эта работа выполняется в соответствии с требованиями, предъявляемыми кафедрой, которые сформулированы в методических указаниях, приведенных далее.

Ниже дается примерная тематика, содержание и виды заданий для самостоятельной работы.

Наименование тем

Виды и содержание самостоятельной

работы магистранта

Часов

Тема 1. Концепция VBM: сущность, принципы и задачи

Сбор материала, подготовка к дискуссии на тему «Управление стоимостью в системе целей компании»

16

Тема 2. Методы и показатели оценки стоимости

Проработка и решение кейса «Оценка стоимости бизнеса»

Изучение и обобщение опыта выбранной в качестве примера компании по определению ее стоимости, оценка стоимости бизнеса своей организации

20

Тема 3. Ключевые факторы создания стоимости

Сбор материала, подготовка к круглому столу на тему «Факторы и рычаги создания стоимости компании», обсуждение цепочки создания стоимости в различных компаниях

18

Тема 4. Системы показателей оценки эффективности бизнеса как инструмент управления стоимостью

Проработка и решение кейса «Разработка системы показателей оценки эффективности бизнеса»

Обобщение отраслевого опыта создания систем оценки эффективности бизнеса, а также своей организации

20

Тема 5. Системы мотивации персонала, ориентированные на стоимость

Сбор материала, подготовка к участию в работе круглого стола на тему «Системы мотивации в компании»

18

Выбранная тема

Сбор и анализ материала, выполнение эссе, подготовка к собеседованию

34

5. Распределение бюджета времени при изучении данной дисциплины (в часах)

Наименование темы, раздела

Кол-во часов

Всего

Лекций

Практи-

ческие занятия

Самосто-

ятельная

работа

Тема 1. Концепция VBM: сущность, принципы и задачи

9

2

1

16

Тема 2. Методы и показатели оценки стоимости

17

4

3

20

Тема 3. Ключевые факторы создания стоимости

12

3

1

18

Тема 4. Системы показателей оценки эффективности бизнеса как инструмент управления стоимостью

16

4

2

20

Тема 5. Системы мотивации персонала, ориентированные на стоимость

12

3

1

18

Выполнение эссе

34

-

-

34

Итого:

150

16

8

126

6. Форма контроля знаний, система оценки обучающихся и структура итоговой оценки

Освоение дисциплины предполагает две основные формы контроля – текущий и итоговый.

Текущий контроль (ТК) предназначен для оценки самостоятельной работы магистрантов по решению задач и выполнению кейсов. Оценивается также активность и качество результатов практической работы (ПР) на занятиях, участие в дискуссиях, круглых столах и т.п.

Итоговой формой аттестации является экзамен. Результирующая оценка за курс выводится из оценок текущего и итогового контроля и вычисляется как округленная взвешенная сумма оценок за все виды работ:

Итоговая оценка = (ТК × Вес1 + Эк × Вес2 + ПР × Вес3).

Веса определяются в соответствии со сложностью и важностью видов работ: Вес 1 = 0.3, Вес 2 = 0.5, Вес 3 = 0.2 (в сумме веса составляют 1).

Например,

В соответствии с правилами математики округляется до «отлично».

7. Литература

Основная:

  1. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент. Учебник. М.: 2010, 2009, 2008.

Дополнительная:

1. Скотт М.К. Факторы стоимости. – М.: Олимп-Бизнес, 2005.

  1. Коупленд Т., Колер Т., Мурин Дж. Стоимость компании: оценка и управление. – М.: Олимп-Бизнес, 2007.

  2. Атилл Н. Оценка компаний: анализ и прогнозирование с использованием отчетности по МСФО. – М: Альпина Бизнес Букс, 2007.

  3. Коупленд Т., Долгофф А. Expectation Based Management. Как достичь превосходства в управлении стоимостью компании. – М.: Эксмо, 2009.

  4. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. – М.: Олимп-Бизнес, 2006.

  5. Мартин Д., Пети Д. управление, основанное на стоимости. - Днепропетровск: Бизнес Баланс Букс, 2006.

  6. Ольве Н., Рой Ж., Ветер М. Оценка эффективности деятельности компании. – М.: Вильямс, 2003.

  7. Феррис К., Пешеро Б. Оценка стоимости компании: как избежать ошибок при приобретении. – М.: Вильямс, 2003.

  8. Young S., O'Byrne. EVA and Value Based Management. – McGraw-Hill, 2001.

  9. The Boston Consulting Group. Value Based Management: A Framework for Managing Value Creation. – Chicago, BCG, 2002.

  10. Knight J. Value Based Management: Developing a Systematic Approach to Creating Shareholder Value. – Irwin/McGraw Hill, 1999.

  11. Ehrbar A. EVA: The Real Key to Creating Wealth. – John Wiley & Sons, 1998.

  12. Журналы «Корпоративные финансы», «Рынок ценных бумаг», «Слияния и поглощения», «Эксперт», «Финансы», «Секрет фирмы», «Финанс», «Генеральный директор» и др.

Электронные ресурсы:

1. www.cfin.ru

2. www.altrc.ru

3. www.rbc.ru

4. www.sternstewart.com

5. www.expert.ru

6. www.standardandpoors.com

7. www.balancedscorecard.ru

8. www.mckinsey.com

9. www.gaap.ru

10. www.aksionbkg.ru

11. www.finexpert.ru

12. www.valuebasedmanagement.net

8. Методические рекомендации к выполнению эссе

Учебный план освоения дисциплины включает в себя обязанность магистранта написать эссе и защитить его основные положения. Это – промежуточный отчет после прослушанного курса и перед экзаменом.

Эссе – это письменная творческая работа магистранта на определенную тему. В эссе магистрант выражает индивидуальную позицию по рассматриваемой проблеме, излагает собственное мнение по выбранной теме. Наличие авторской позиции, собственного отношения к проблематике обязательно.

Эссе может иметь или не иметь обзора точек зрения других авторов. Оно призвано показать скорее общий подход к проблеме, чем проанализировать ее детали. Важно понимать при этом, что особо ценится свежий взгляд на проблему, выделяющий какие-либо ее новые стороны.

Формы эссе могут варьироваться от сравнительного анализа до анализа статистических данных по изучаемой проблеме, примеров, иллюстрирующих исследуемую проблему, анализа материалов с использованием изучаемых моделей.

В эссе допустима полемика с другими авторами (их точкой зрения), поскольку в задачу магистранта входит обязательная демонстрация кругозора по данному предмету. Общая форма изложения должна соответствовать жанру проблемной научной статьи.

8.1. Цели и задачи выполнения эссе

Основная цель написания эссе – сформировать у магистранта умение вырабатывать и корректно аргументировать свою точку зрения на решение новых, неординарных проблем и задач.

Работа над эссе предполагает углубленное изучение избранной темы, творческое осмысление современной научной литературы, периодической печати и иных источников информации и овладение навыками логического изложения самостоятельных выводов и рекомендаций, направленных на решение отдельных задач и проблем своей организации.

Эссе призвано развить у студентов навыки самостоятельной научной работы, творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Таким образом, помимо глубокой проработки темы, четкого лаконичного изложения сути поставленной проблемы, эссе обязательно должно содержать самостоятельный анализ и выводы по поставленной проблеме, демонстрирующие собственную позицию студента.

8.2. Структура и содержание эссе

Рекомендуется следующая структура эссе:

  • начало эссе – краткое изложение сути вопроса, проблемы; обоснование актуальности выбора данной темы, формулирование цели раскрытия темы;

  • основная часть эссе – изложение видения путей решения проблемы; раскрытие темы на основе обработанного собранного материала, формулирование промежуточных положений и выводов, их аргументация;

  • конец эссе – резюме автора эссе по конкретному вопросу, проблеме; обобщение и аргументированные выводы по теме; прогноз, в котором чётко обозначены собственные позиции автора.

В эссе обязателен список использованной литературы и ссылка на используемые источники информации по общепринятым правилам.

В соотношении реферативной и исследовательской частей первая не должна превышать 50%.

Рассмотрим возможное содержание эссе, выполняемого на тему «СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА СОЗДАНИЕ СТОИМОСТИ».

Целью работы в данном случае является рассмотрение возможных решений проблемы мотивации персонала фирмы, создания у него стимулов к повышению ее стоимости.

В начале эссе следует дать краткую характеристику существующих систем мотивации для различных категорий работников, провести сравнительный анализ их достоинств и недостатков, определить границы их сложности и применимости на практике.

Вторую часть эссе можно посвятить обоснованию выбора той или иной системы мотивации для конкретной категории сотрудников, с обязательным раскрытием преимуществ или выгод предлагаемого подхода.

В конце работы кратко резюмируются основные рекомендации и предложения автора, его точка зрения по рассматриваемому вопросу.

8.3. Оформление выполненного эссе

Эссе начинается с титульного листа, считающегося первой страницей. На титульном листе номер страницы не ставится. План в эссе не обязателен. В начале эссе можно ограничиться одной или несколькими фразами, вводящим читающего в курс рассматриваемого вопроса. Вместо заключения достаточно сформулировать вывод, к которому пришел автор в результате рассуждений. В эссе обязательно должен быть список использованных нормативных правовых актов и литературы.

Требования по оформлению титульного листа, сносок, списка литературы в эссе такие же, как для рефератов, курсовых работ, исследовательских проектов и выпускных квалификационных работ. Текст должен быть сброшюрован.

Завершает оформление работы дата ее окончания и личная подпись автора (после библиографического списка).

Объем эссе не должен превышать 15 страниц компьютерного текста, включая список использованных источников литературы.

8.4. Подготовка эссе к собеседованию

Готовая работа, оформленная надлежащим образом, предоставляется в деканат факультета. После регистрации работы в деканате, она поступает на проверку к руководителю для рецензирования. Проверенная работа возвращается обратно в деканат и выдается магистранту вместе с копией рецензии. При положительной рецензии магистрант допускается к собеседованию.

В случае нарушения магистрантом требований кафедры и руководителя при написании работы, а также при обнаружении заимствований из других работ, эссе не допускается к защите и подлежит повторному выполнению со сменой тематики.

В процессе подготовки к собеседованию магистрант должен внимательно ознакомиться с рецензией и тщательно проработать указанные в ней замечания и отмеченные недостатки.

Собеседование по работе осуществляется в установленные сроки в форме устной дискуссии с руководителем по исследованной проблематике.

В процессе дискуссии магистрант должен кратко обосновать актуальность темы, раскрыть цель и содержание работы. Особое внимание необходимо уделить сделанным выводам и предложенным в работе рекомендациям. Использование письменного текста работы в процессе собеседования не допускается.

Ответы на вопросы и критические замечания должны быть краткими и касаться только существа дела. В ответах и выводах следует оперировать фактами и практическими результатами, полученными в результате выполнения работы.

По результатам защиты руководителем определяется общая оценка работы по балльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

Критерии оценок за содержание эссе:

«отлично» – эссе соответствует всем требованиям, предъявляемым к такого рода работам. Тема эссе раскрыта полностью, четко выражена авторская позиция, имеются логичные и обоснованные выводы. Эссе написано с использованием современных источников литературы, в процессе собеседования автор свободно ориентируется в материале, аргументировано отстаивает свою точку зрения, оперирует научной терминологией по рассматриваемой проблеме. На высоком уровне выполнено оформление работы.

«хорошо» – тема эссе в целом раскрыта; прослеживается авторская позиция, сформулированы необходимые выводы; использована соответствующая основная и дополнительная литература и нормативно-правовые акты. Автор уверенно ориентируется в материале. Имеются замечания по ответам магистранта и недостатки по оформлению работы.

«удовлетворительно» – тема раскрыта недостаточно полно; использовались только основные источники; имеются ссылки на нормативные правовые акты, но не выражена авторская позиция; выводы не обоснованы; материал изложен непоследовательно, без соответствующей аргументации и анализа правовых норм. Имеются недостатки по оформлению.

«неудовлетворительно» – тема эссе не раскрыта; материал изложен без собственной оценки и выводов; отсутствуют ссылки на литературные и нормативные правовые источники. Имеются недостатки по оформлению работы. Автор плохо ориентируется в представленном материале. Содержание эссе заимствовано из какого-либо источника.

В случае неудовлетворительной оценки, работа подлежит повторному выполнению с обязательной сменой тематики.

8.5. Примерные темы и направления для выполнения эссе

  1. Концепция VBM в системе целей управления компанией

  2. Стоимостное мышление предпринимателя и менеджера

  3. Виды стоимости – сущность и классификация

  4. Применение мультипликаторов для оценки стоимости бизнеса

  5. Влияние структуры капитала на стоимость бизнеса

  6. Факторы стоимости бизнеса

  7. Методы и модели оценки стоимости компании

  8. Оценка факторов стоимости

  9. Системы измерения эффективности деятельности компании

  10. Сбалансированная система показателей: сущность и проблемы применения в российской практике

  11. Система 4М как модель управления бизнесом

  12. Слияние и поглощения как инструменты создания стоимости

  13. Показатели создания стоимости: сравнительная оценка и проблемы применения в российской практике

  14. Продленная стоимость бизнеса – методы и проблемы оценки

  15. Разработки и внедрения системы VBM в компании

  16. Системы мотивации персонала в компании

  17. Управленческие опционы: практика и проблемы применения в РФ

  18. Системы грейдов в мотивации персонала

  19. Системы мотивации на основе стоимостных показателей

  20. Оценка стоимости бизнеса на основе денежных потоков

  21. Контрактная (stakeholders) модель фирмы

  22. Методы прогнозирования денежных потоков фирмы

  23. Теория агентских отношений и ее роль в выборе модели управления фирмой

  24. Роль стоимости в управлении бизнесом

  25. Элементы цепочки создания стоимости в бизнесе

  26. Нематериальные активы как фактор стоимости бизнеса

  27. Стратегии создания стоимости фирмы

Приложения

Приложение 1.

Образец оформления титульного листа.

Министерство образования и науки РФ

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра финансового менеджмента

Эссе по дисциплине

«Оценка и управление стоимостью бизнеса»

на тему:

____________________________________________

(название выбранной темы эссе)

Преподаватель _____________________

(ученая степень, звание, Ф.И.О.)

Эссе выполнено

_____________________

(Ф.И.О. магистранта)

______________________________________

(факультет, №№ личного дела, группы)

Москва – 200_ г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Место и роль дисциплины «Оценка и управление стоимостью бизнеса» в подготовке магистров…………………………………………………………………...............4

1.1. Актуальность дисциплины………………………………………………………….4

1.2. Место дисциплины в блоке магистерской программы………………………….4

1.3. Краткая характеристика предмета дисциплины…………………………………4

1.4. Взаимосвязь учебной дисциплины с другими дисциплинами…………………..5

1.5. Роль дисциплины в освоении магистерской программы………………………..5

1.6. Нормативный срок изучения дисциплины………………………………………..6

2. Основные требования к изучению дисциплины…………………………………….6

2.1. Приобретаемые умения и навыки на основе полученных знаний для формирования профессиональных компетенций магистранта…………………………………6

2.2. Область возможного применения полученных знаний и умений и их реализация в конкретных видах профессиональной деятельности…………………………..7

3. Дисциплины, знание которых необходимо для изучения курса…………………..8

4. Содержание дисциплины………………………………………………………………8

4.1. Лекционные занятия………………………………………………………………….8

4.2. Практические занятия………………………………………………………………..9

4.3. Самостоятельная работа магистранта……………………………………………..10

5. Распределение бюджета времени при изучении данной дисциплины (в часах)……………………………………………………………………………………………12

6. Форма контроля знаний, система оценки обучающихся и структура итоговой оценки…………………………………………………………...…………………………...12

7. Литература……………………………………………………………………………….13

8. Методические рекомендации к выполнению эссе…………………………………..15

8.1. Цели и задачи выполнения эссе……………………………………………………..15

8.2. Структура и содержание эссе………………………………………………………...15

8.3. Оформление выполненного эссе…………………………………………………….16

8.4. Подготовка эссе к собеседованию …………………………………………………..17

8.5. Примерные темы и направления для выполнения эссе…………………………18

Приложения………………………………………………………………………………...20



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Финансово-экономический институт (1)

    Рабочая учебная программа
    Финансовые инвестиции. Рабочая учебная программа. Для магистрантов второго года обучения, направление 080500.68 «Менеджмент», программа 68-30 «Финансовый менеджмент».
  2. Финансово-экономический институт (2)

    Библиографический указатель
    Маркетинг. Маркетинговые коммуникации. Маркетинговые исследования. Менеджмент продаж. Коммерческая деятельность. Маркетинг биржевой торговли. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности.
  3. Финансово-экономический институт (4)

    Рабочая учебная программа
    В рыночной экономике управление финансами является одной из основных и приоритетных задач, стоящей перед любым предприятием, независимо от формы организации, сферы и масштабов его деятельности.
  4. Финансово-экономический институт (7)

    Рабочая учебная программа
    Дисциплина «Ценообразование» - одна из основных в системе экономического образования. Ее изучение базируется на общеэкономических знаниях, полученных будущими бакалаврами в течение трех предыдущих лет обучения: истории экономики,
  5. Финансово-экономический институт (9)

    Рабочая учебная программа
    Финансовый анализ и планирование. Рабочая учебная программа. Для магистрантов второго года обучения, направление 080500.68 «Менеджмент», программа 68-30 «Финансовый менеджмент».

Другие похожие документы..