Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекции'
Бразилия — крупнейшая страна Латинской Америки, которая располагает значительными природными ресурсами и опережает остальные страны региона по темпам ...полностью>>
'Лекции'
Вводная лекция. Цели, задачи, значение и обоснованность предмета в изучении иностранного языка. Общие краткие сведения о стране (официальное название...полностью>>
'Документ'
В российском высшем образовании сложилась переходная ситуация: происходит наращивание государственного финансирования части ВУЗов, у стейкхолдеров ВУ...полностью>>
'Документ'
- Когда мы впервые встречаемся с людьми, кто должен представляться первым (женщина, мужчина, младшие, старшие, начальник, подчиненный)? (Всегда действ...полностью>>

России Дмитрий Медведев. Президент России отметил, что всеобщее обсуждение закон

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

4

А.В. ВЛАСЕНКО,

старший научный сотрудник Института правовых исследований и инноваций Финансового университета при правительстве Российской Федерации

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ И ЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ В ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

На специализированном сайте продолжается обсуждение проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». На внесение предложений в документ отведено два месяца, вплоть до 1 февраля 2011 года включительно. С инициативой проведения общественного референдума выступил президент России Дмитрий Медведев. Президент России отметил, что всеобщее обсуждение закона позволит, в конечном счете, выйти на уже сбалансированный оптимальный документ, который будет отражать представления общества о современном образовании, образовании XXI века, о том, какие принципы должны быть в нашем образовании1.

Одним из терминологических новшеств проекта является введение законодателем понятия воспитание, которое авторы проекта определяют как: специально организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства.

Авторы проекта отмечают неразрывность входящих в понятие воспитание развитие личности создание условий для самоопределения и социализации на основе принятых в обществе правил и норм поведения, которые регулируются законодательством.

В соответствии с Большой советской энциклопедии, «правосознание» определяется как совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным или неправомерным; одна из форм общественного сознания1.

Между правом и правосознанием существует неразрывная связь. Ибо правосознания граждан влияет на право, обратный механизм выражается во влиянии права на правосознание. Определяющим, является уровень правосознания, правовой культуры всех субъектов, участвующих в создании нормативно-правовых актов2.

Воспитание правового сознания, уважения к закону возможно, лишь на основе социализации индивида в принятых в обществе правилах и нормах поведения. Одним из основных институтов развития социализации индивида в обществе является система образования. А.А. Кваша определяет правовое воспитание, разделяя его на составные элементы: «правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности»3.

Как отмечает Т.В. Обыденова, «укрепление дисциплины и организованности, развитие демократических институтов в стране во многом зависят от уровня правового сознания населения, от правильного понимания каждым гражданином своих прав и свобод, умения их использовать, от готовности исполнять свои обязанности, поступать всегда в соответствии с законом. Поэтому дальнейшее укрепление правовой основы государственной и общественной жизни обусловлено необходимостью улучшения правового воспитания населения и в особенности молодежи» 1.

Правовое воспитание по-своему завершает, оформляет и политическое, и трудовое, и нравственное, и экологическое, и экономическое воспитание2. Организованное воспитание, в рамках образовательного процесса затрагивает все предметы и дисциплины, а также все аспекты жизни субъекта. Одна из главных задач правового воспитания молодежи состоит в том, чтобы помочь социализироваться субъекту: воспринимать границу дозволенного правом и определить уровень нравственного поведения.

Выбор средств воздействия при организации правового воспитания зависит от цели. Цель правового воспитания, как наиболее полно ее раскрывает И.Е. Фабер - это формирование теоретико-идеологического и психологического компонентов правосознания и преодоление случаев проявления его деформации3. Однако, психологический компонент правосознания невозможно привить без обсуждения и доказательства теоретико-идеологического права, как основного регулятора общественных отношений в обществе.

В статье 2 данного Законопроекта в базис понятия воспитания, законодатель встраивает правовое воспитание - «воспитание развитие личности создание условий для самоопределения и социализации на основе принятых в обществе правил и норм поведения». Однако, при этом в тексте законопроекта отсутствует четко прописанная регламентация процесса правового воспитания молодежи. Общие правила организации образовательного процесса и реализации образовательных программ также не включают в себя процесса воспитания правовой культуры. Несмотря на это, отдельные элементы правовой культуры включаются в обязательные минимумы образования, в образовательные стандарты высшего профессионального образования1. Но, тем не менее, все сильнее выделяется очевидный разрыв между принятым законодательством и имеющимся уровнем правовой культуры молодежи.

Крайне важно не только воспитание в виде социализации студентов на основе принятых в обществе правил и норм поведения, но и, как не раз отмечалось учеными, определяющим является уровень правосознания, правовой культуры всех субъектов, участвующих в создании нормативно-правовых актов. Учитывая обратную связь правосознания и законотворчества, можно сделать вывод о необходимости всеобщего обсуждения законов. Поэтому воспитание студентов базируется не только на социализации в рамках действующих законодательных актов, но и в процессе правотворчества. Общественный референдум, который был проведен по поводу закона «О полиции» выявил заинтересованность не только ученых, но и студентов высших учебных заведений к всеобщему обсуждению законопроекта и внесению в него предложений.

По мнению Президента России, общественное обсуждение законопроекта «Об образовании в Российской Федерации» не менее интересно и важно, чем прошедшее обсуждение закона «О полиции». «Нужно выйти на сбалансированный, оптимальный документ, который будет отражать представление граждан России о современном образовании – образовании ХХI века» - отметил Дмитрий Медведев2.

1 См.: С 1 декабря в интернете открыто обсуждение проекта нового закона об образовании // Президент России. 1 декабря 2010 г. // http://президент.рф/news/9664

1 См.: Большая Советская Энциклопедия.(В 30 томах). Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 3-е. М.:"Советская Энциклопедия", 1978.

2 См.: Высоких Ю. В. К вопросу о первоисточниках правосознания // «Социум и власть». — 2007. — № 1(13). — С. 58–60.

3 См.: Кваша А.А. Правовые установки граждан: Дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2002.

1 См.: Обыденова Т.В. Некоторые проблемы правового воспитания студентов // "Административное и муниципальное право". 2008. № 11. С.34.

2 См.: Кирсанов И.В. Природа правового воспитания // "История государства и права", 2007, № 9

3 См.: Фабер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963. С. 243.

1 См.: Николаева Л.Н. Некоторые проблемы формирования правовой культуры российского общества // Криминологические и психолого-педагогические проблемы правового воспитания. М., 2001. С. 16. С.35.

2 См.: С 1 декабря в интернете открыто обсуждение проекта нового закона об образовании // Президент России. 1 декабря 2010 г. // http://президент.рф/news/9664



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Итоги Всероссийской переписи населения 11 Слияние регионов 12 Развитие ситуации в Северо-Западном федеральном округе 12

    Документ
    В ноябре 2003 года высшее политическое руководство Российской Федерации продолжило работу по укреплению и развитию международного сотрудничества. В частности, в определенной степени положительные результаты дали рабочие поездки В.
  2. Мониторинг сообщений сми об Общественной палате РФ за январь-февраль 2011 года

    Документ
    12.Поездка Рабочей группы по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе в Дагестан в рамках проекта «Мир Кавказу»……….
  3. Сайта Президента России и др. 04. 04. 2008 Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон

    Закон
    Обращаем ваше внимание на то, что в обзор входят все материалы, опубликованные в центральной печати по данной тематике вне зависимости от того, совпадает их содержание с точкой зрения руководства Фонда социального страхования Российской
  4. А. Н. Аналитический доклад  «Русофобия в России», 2010г. Содержание     Определение русофобии и ее основные характеристики даны в предыдущих доклад

    Доклад
    Доклад не содержит исчерпывающего перечня фактов русофобии, приведенные примеры представлены как типичные или особенно важные для понимания общих тенденций
  5. Дня гибели Галины Старовойтовой депутата Госдумы рф, советника Президента России, председателя партии «Демократическая Россия», этнопсихолога и правозащитника

    Информационный бюллетень
    20 ноября 2008 года исполнилось 10 лет со дня гибели Галины Старовойтовой – депутата Госдумы РФ, советника Президента России, председателя партии «Демократическая Россия», этнопсихолога и правозащитника.

Другие похожие документы..