Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Руководство'
Лаборатория является Самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственно заместителю директора по экономическим вопр...полностью>>
'Документ'
Про внесення змін до Порядку формування роздрібного тарифу на електроенергію для споживачів (крім населення і населених пунктів) ліцензіатами з поста...полностью>>
'Документ'
Международный финансовый рынок (МФР) является неотъемлемой частью мирового хозяйства. Как известно, в основе экономических отношений на мировом уровн...полностью>>
'Документ'
о результатах проведения в Архангельской области плановой выездной проверки полноты и качества осуществления переданных полномочий в области содейств...полностью>>

Отчет о работе контрольно-счетной палаты (1)

Главная > Публичный отчет
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Динамика остатков средств бюджета на счетах областного бюджета Ленинградской области приведена ниже:

млн. руб.

На 01.01.08

На 01.04.08

На 01.07.08

На 01.10.08

На 01.01.09

Остатки средств бюджета на счетах областного бюджета

2 735,9

5 061,1

2 489,1

2 482,2

2 893,2

В соответствии с Балансом исполнения бюджета на 01 января 2009 года на начало года (01.01.2008) финансовые вложения в виде депозитов составляли 2 000,0 млн. руб., на конец отчетного периода (01.01.2009) – 2 180,0 млн. руб.

В том числе, депозит в ОАО «Балтинвестбанк» составил в сумме 300,0 млн. руб., в ОАО «Инкасбанк» - 1 880,0 млн. руб. (форма по ОКУД 0503171 «Сведения о финансовых вложениях получателя бюджетных средств, администратора источников финансирования дефицита бюджета»).

В Отчете об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на 01.02.2009г. (ф. ОКУД 0503317) в разделе Источники финансирования дефицита бюджета по статье 01 06 06 00 00 0000 650 было отражено уменьшение иных финансовых активов в сумме 300,0 млн. руб., то есть возврат депозитного вклада в сумме 300,0 млн. руб.5 Также в разделе Доходы бюджета указанного Отчета отражено поступление доходов от размещения временно свободных средств бюджета субъектов Российской Федерации в сумме 5,7 млн. руб.

На основании заявления Комитета финансов Ленинградской области об изъятии вклада от 15.01.2009г. № 10-13/03 денежные средства в сумме вклада и начисленные проценты были перечислены ОАО «Балтинвестбанк» на соответствующие счета Комитета финансов Ленинградской области.

В соответствии с государственными контрактами от 26.06.2007г. №10-13/247 и 10-13/248 на основании нижеперечисленных договоров о депозитных вкладах Комитетом финансов Ленинградской области в период июль – сентябрь 2008 года были размещены в депозиты ОАО «Инкасбанка» свободные средства областного бюджета Ленинградской области в общей сумме 2 291,0 млн. руб.:

млн. руб.

Дата договора о депозитном вкладе

Номер договора

Сумма депозита

Срок возврата

депозита

23.07.2008

№42-504-ДЮ

295,0

22.10.2008

30.07.2008

№42-505-ДЮ

300,0 

29.09.2008

31.07.2008

№42-506-ДЮ

295,0

30.10.2008

01.08.2008

№42-507-ДЮ

400,0

01.10.2008

06.08.2008

№42-508-ДЮ

295,0

05.11.2008

22.08.2008

№42-509-ДЮ

295,0

21.11.2008

02.09.2008

№42-510-ДЮ

400,0

02.11.2008

В соответствии с п. 3.3.1 Комитетом финансов Ленинградской области в ОАО «Инкасбанк» были направлены Заявления об изъятии вкладов:

млн. руб.

Дата договора о депозитном вкладе

Номер договора

Сумма депозита

Реквизиты Заявления об изъятии вклада

23.07.2008

№42-504-ДЮ

295,0

20.10.2008 № 10-13/305

31.07.2008

№42-506-ДЮ

295,0

28.10.2008 № 10-13/329

06.08.2008

№42-508-ДЮ

295,0

30.10.2008 № 10-13/335

02.09.2008

№42-510-ДЮ

400,0

30.10.2008 № 10-13/336

ОАО «Инкасбанк» 14.11.2008г. направляет в Комитет финансов Ленинградской области письмо исх. № 1/25-48 с предложением сроков пролонгации Договоров о депозитных вкладах, которые являются нарушением «всех ранее достигнутых договоренностей о сроках возврата денежных средств областного бюджета Ленинградской области, размещенных на депозитных счетах в ОАО «Инкасбанк». Что, по мнению руководства Комитета финансов Ленинградской области, «явно показывает нежелание Банка и Корпорации искать конструктивные пути выхода из создавшейся ситуации» (исх. Комитета финансов Ленинградской области от 18.11.2008г. №10-13/372).

В связи с этим руководство Ленинградской области приняло решение о досрочном прекращении действия всех договоров о депозитных вкладах, заключенных с ОАО «Инкасбанк» и отзыве всех депозитов на общую сумму 2 291,0 млн. руб.

Однако депозитные вклады, размещенные в ОАО «Инкасбанк» были возвращены на счет областного бюджета Ленинградской области лишь частично. Также были уплачены согласованные проценты за пользование средствами областного бюджета Ленинградской области, размещенными в депозиты.

Таким образом, общая сумма задолженности перед областным бюджетом Ленинградской области по депозитным вкладам в ОАО «Инкасбанк» на 01.01.2009г. составила 1 880,0 млн. руб.

В связи с чем между Комитетом финансов Ленинградской области и ОАО «Инкасбанк» было подписано Соглашение № 2 от 30.01.2009г. о реструктуризации задолженности, которое устанавливало новый график возврата денежных средств по основному долгу в сумме 1 880,0 млн. руб.: с 15 марта 2009 года до 29 мая 2009 года, с ежемесячной уплатой процентов, начисленных на фактический остаток задолженности по всем договорам о депозитных вкладах.

В соответствии с Отчетом Комитета финансов Ленинградской области об исполнении консолидированного бюджета на 01.03.2009г. (ф. ОКУД 0503317) в доходы областного бюджета в феврале месяце поступили доходы от размещения временно свободных средств бюджета субъекта Российской Федерации в сумме 20,9 млн. руб.

18 февраля 2009 года Банк России своим Приказом № ОД-151 отозвал лицензию на осуществление банковских операций у ОАО «Инкасбанк».

В этот же день Комитет финансов Ленинградской области направил в ОАО «Инкасбанк» Заявления об изъятии вклада с просьбой вернуть 19 февраля 2009 года денежные средства областного бюджета, размещенные ранее в депозиты всего на общую сумму 1 880,0 млн. руб.

В соответствии с информацией, предоставленной Прокуратурой Ленинградской области в письме № 7/2-13-2009, «в настоящее время взыскание денежных средств областного бюджета с ОАО «Инкасбанк» в сумме 1 880 000 000 руб. практически невозможно».

Таким образом, в связи с наличием значительных свободных объемов денежных средств в областном бюджете, Комитет финансов Ленинградской области, начиная с 2007 года, резко увеличил их размещение в депозиты в коммерческих банках.

В результате сумма доходов областного бюджета, полученная в виде процентов по данным депозитам, по сравнению с 2006 годом возросла в 2007 году в 4 раза, в 2008 году - в 10,1 раза и составила за 2007-2008 годы в целом 567,8 млн. руб.

В 2008 году доходы от размещения временно свободных средств областного бюджета впервые превысили расходы по обслуживанию государственного долга Ленинградской области (в 1,47 раза или на 129,5 млн. руб.).

Однако информация Прокуратуры Ленинградской области от 27.04.2009г. № 7/2-13-2009 означает, что на данный момент имевший место для областного бюджета Ленинградской области в 2007-2008 годах положительный эффект от размещения временно свободных средств в депозиты коммерческих банков полностью утрачен.

13. Результаты внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов, главных распорядителей средств областного бюджета6.

14. В результате проверки и анализа основных показателей «Годового отчета об исполнении областного бюджета Ленинградской области за 2008 год», который является неотъемлемой частью материалов к проекту областного закона «Об исполнении областного бюджета Ленинградской области за 2008 год» были установлены факты наличия расхождений в количественных данных по идентичным показателям во взаимосвязанных между собой различных формах бюджетной отчетности различных субъектов бюджетных отношений в лице Комитета финансов Ленинградской области и Управления федерального казначейства по Ленинградской области (см. приложение 1 к настоящему заключению).

15. Контрольно-счетная палата Ленинградской области считает возможным рассмотрение законопроекта с учетом изложенных замечаний.

8.2. Аналитическая записка «Итоги исполнения бюджета Ленинградской области за 2008 год»

1. Некоторые показатели социально-экономического развития Ленинградской области за 2008 год

1.1. Процессы, происходившие в экономике Ленинградской области в 2008 году, оказали влияние на формирование потенциала доходов бюджетов всех уровней и в том числе, на результаты исполнения областного и местных бюджетов Ленинградской области, на достижение целей «Основных направлений бюджетной и налоговой политики Ленинградской области на 2008-2010 годы».

Ленинградской области, как и другие регионы Российской Федерации, не избежала влияния мирового финансово-экономического кризиса.

Однако до конца 2008 года экономика Ленинградской области сохраняла в целом положительную динамику развития7.

По данным Петростата по итогам 2008 года оборот организаций в целом по Ленинградской области по сравнению с аналогичным периодом 2007 года вырос на 27,4% (за аналогичный период 2007 года к 2006 – рост 22,9%).

Объем продукции сельского хозяйства в январе–декабре 2008 года составил 103,0% к уровню января–декабря 2007 года (январь–декабрь 2007 года к январю–декабрю 2006 года – 104,2%.)

Индекс промышленного производства в январе–декабре 2008 года по сравнению с соответствующим периодом 2007 года составил 101% (снижение промышленного производства было отмечено в декабре 2008 года - на 2,8% относительно декабря предыдущего года).

Добывающие производства приросли за январь-декабрь 2008 года на 8,6%, тогда как обрабатывающие производства, напротив, обозначили тенденцию к снижению – 99,8% относительно 2007 года.

При этом, если в Прогнозе социально-экономического развития на 2008 год был предусмотрен рост добывающих производств на уровне 10%, то в Прогнозе социально-экономического развития на 2009 год оценка за 2008 год была повышена до 26%.

В разрезе отдельных видов производств индекс промышленного производства составил:

- в производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака в январе-декабре 2008 года – 101,2 (в аналогичном периоде 2007 года эта отрасль показала снижение производства - 89,5%, относительно 2006 года) (по Прогнозу социально-экономического развития на 2008 год был предусмотрен рост на 6%, по оценке в Прогнозе социально-экономического развития на 2009 год – рост на 1%)8,

- в обработке древесины и производстве изделий из дерева – 104,2%, при этом, по крупным и средним организациям имеет место снижение производства – на 3%,

- в производстве транспортных средств и оборудования – 94%. При этом по Прогнозу социально-экономического развития на 2008 год в этой отрасли планировался рост на 9,2%, а по оценке, включенной в Прогноз социально-экономического развития на 2009 год, рост уже должен был составить 11,5%9.

Таким образом, при прогнозировании показателей социально-экономического развития Ленинградской области в ряде случаев не удавалось достаточно оценить тенденции развития процессов в различных отраслях экономики региона, в том числе факторы влияния мирового в финансово- экономического кризиса.

Для предотвращения и преодоления кризисных явлений в социально-экономической сфере в Ленинградской области Правительством Ленинградской области была создана областная комиссия по предотвращению кризисных явлений в сфере экономики и финансов, разработан план мероприятий и ведется регулярная работа, направленная на решение возникающих сложных проблем.

Кроме этого, все муниципальные образования Ленинградской области разработали планы первоочередных мероприятий по преодолению кризисных явлений в социально-экономической сфере и приступили к их реализации. В регионе также начался регулярный мониторинг складывающейся ситуации в секторе экономики и финансов.

Преимуществом Ленинградской области в ситуации кризиса оказалось то, что в области сравнительно мало предприятий тех отраслей, которые в наибольшей степени оказались затронуты кризисом. В основном проблемы локализованы по отдельным муниципальным образованиям, в которых предприятия, связанные с металлургией, деревообработкой, стройиндустрией, автомобильной промышленностью и т.д. являются градообразующими или бюджетообразующими.

По данным Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области почти две трети продукции в Ленинградской области выпускается на новых высокотехнологичных или модернизированных предприятиях, что делает их конкурентоспособными даже в условиях кризиса. Многие ведущие предприятия области продолжают вкладывать средства в модернизацию и развитие производства. Показательно, что, несмотря на мировой кризис, иностранные инвесторы сохраняют оптимизм по поводу перспектив развития своего бизнеса в Ленинградской области. В I полугодии 2009 года в экономику Ленинградской области поступило 928,6 миллионов долларов иностранных инвестиций, что 2,3 раза больше аналогичного периода прошлого года.

Наиболее успешно работают предприятия, ориентированные на конечного потребителя, а также получившие конкурентные преимущества перед зарубежными производителями вследствие девальвации рубля. Это, прежде всего, предприятия пищевой промышленности. Например, в Ленинградской области за 9 месяцев 2009 года выпуск пищевых продуктов увеличился на 3,2%.

В свою очередь, предприятия пищевой промышленности увеличивают спрос на сельхозпродукцию. Поэтому рост объемов сельхозпроизводства в Ленинградской области остается стабильным: за 2008 год он составил 3%, а за 9 месяцев 2009 года – 2,7%.

1.2. Особенность нынешнего кризиса состоит в сочетании как объективных факторов, вызванных мировой экономической конъюнктурой, структурой российской экономики, так субъективных факторов, причем по-разному проявляющихся в различных странах мира.

В России субъективные факторы связанны, в частности, со стремлением ряда представителей бизнеса извлекать максимальную выгоду из имеющихся производственных и сырьевых ресурсов, при этом не инвестируя полученную прибыль в будущее развитие, обновление основных фондов, внедрение передовых технологий, подготовку квалифицированных кадров. К сожалению, значительные финансовые средства выводились собственниками из бизнеса, в том числе и в виде собственных дивидендов, а дефицит оборотных средств замещался кредитами.

Именно по таким предприятиям кризис ударил сильнее всего.

1.2.1. На всю Россию стал известен город Пикалево, где собственники градообразующих предприятий попытались фактически бросить предприятия и рабочих на произвол судьбы.

Пикалевский производственный комплекс – одно из крупнейших промышленных производств на Северо-западе России, включающее в себя мощности по переработке нефелинового концентрата. Комплекс производит глинозем, цемент, соду и поташ. Общее количество работающих на предприятиях составляло более 3-х тысяч человек. Все три предприятия в комплексе являются градообразующими для 20-тысячного райцентра в Ленинградской области.

В 2008 году из-за остановки трех градообразующих предприятий, ранее образовывавших единую технологическую цепь, ситуация в Пикалево резко накалилась. «Пикалевский глиноземный завод», выкупленный «Базэлом» в 2007 году (после покупки переименован в «БазэлЦемент-Пикалево»), был остановлен на перепрофилирование. Из-за прекращения поставок сырья от «БазэлЦемент-Пикалево» в 2008 году перестали работать «Метахим» и «Пикалевский цемент».

При этом ни местная, ни областная администрация не имели никаких реальных законных рычагов воздействия на безответственных собственников предприятий. В результате кризисная социальная ситуация сложилась во всем городе и для ее разрешения потребовалось вмешательство главы российского Правительства. Ситуация в Пикалево заставила руководство страны обратить внимание и на судьбу других моногородов России.

Проблема моногородов и их градообразующих предприятий прогремела на всю страну в июне 2009 года, когда критическая ситуация с остановкой предприятий бывшего Пикалевского производственного комплекса и протесты жителей города Пикалево Ленинградской области потребовали личного вмешательства Премьер-министра Российской Федерации Владимира Путина.

После изучения ситуации в Пикалево Премьер-министр Владимир Путин поставил вопрос о необходимости создания механизма разрешения подобных конфликтов.

Аудиторская компания KPMG представила в августе 2009 года результаты аудитов всех площадок пикалевского комплекса. По мнению аудитора, весь технологический комплекс исторически был рентабелен, однако распределение доходности между участниками было и остается неравномерным. Рентабельность одних компаний составляла от 5% до 60%, а убыточность других - от 5% до 25%.

Специалисты KPMG отмечают, что исправить данную ситуацию может лишь объединение всех предприятий в единый комплекс, как это было до разделения в 2004 году. С подобным выводом согласилась и Федеральная антимонопольная служба - по ее мнению все предприятия нужно либо объединить, либо национализировать и продать с торгов.

На опыте развития ситуации в Пикалево можно говорить о том, что:

- государство и местное самоуправление оказались не готовы к возникновению и решению проблем градообразующих предприятий и возникших вокруг них моногородов;

- передача градообразующих предприятий в руки частных владельцев не сопровождалась никакими законодательно закрепленными обязательствами новых владельцев по сохранению производства, занятости, социальной инфраструктуры;

- никак не были обеспечены социальные гарантии рабочим таких предприятий и членам их семей, а также вышедшим на пенсию, но оставшимся проживать в тех же городах бывшим работникам;

- хозяйственная и финансовая деятельность, социальная политика градообразующих предприятий оказались недоступны и непрозрачны для органов государственной власти, органов местного самоуправления и для органов внешнего финансового контроля, образуемых органами законодательной (представительной) власти всех уровней;

- органы власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления не были наделены никакими механизмами влияния на новых частных собственников градообразующих предприятий; Администрация Ленинградской области направила средства областного бюджета на финансирование работ в районе Пикалево с привлечением местных организаций и местных работников, однако рычагов воздействия непосредственно на остановленные собственниками предприятия не имело;

- не удалось вовремя оценить динамику и возможные негативные последствия развития кризисных ситуаций на градообразующих предприятиях; поэтому заранее не были выработаны подходы к возможным решениям и мерам по смягчению последствий социального кризиса в моногородах. Эта работа началась только сейчас:

В октябре 2009 года на заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления Премьер-министр Российской Федерации Владимир Путин сказал, что "критически важно разработать специальные программы для моногородов. Существующие здесь проблемы носят долгосрочный характер и чреваты появлением так называемой "застойной" хронической безработицы, и мы не должны этого допустить".

В то же время отсутствие мобильности человеческих ресурсов является одной из характерных проблем отечественной экономики. Даже при наличии желания человек, готовый сменить место жительство ради новой работы сталкивается с проблемой отсутствия средств для переезда и обустройства на новом месте. Острейшей проблемой является не только отсутствие цивилизованного, достаточного и доступного по цене рынка свободного жилья, с одной стороны, но и отсутствие предложения рабочих мест с уровнем оплаты труда, достаточным для компенсации хотя бы в обозримом будущем затрат, понесенных человеком на переезд. В силу этого бессмысленно полагаться и такой источник финансирования первичных затрат, как банковский кредит.

Поэтому крайне актуальна серьезная, проработанная, обеспеченная финансированием государственная программа по:

- решению судьбы оказавшихся в руках социально безответственных собственников градообразующих предприятий;

- решению вопросов альтернативной занятости жителей моногородов;

- решению вопросов переселения жителей моногородов.

Стабилизации ситуации в Пикалево способствовали оперативные меры, принятые областной администрацией. Пример Пикалево показал стабилизирующую роль бюджета, который через финансирование бюджетной сферы, закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд способен реально поддержать как граждан, так и производителей и поставщиков в рамках государственного заказа. В условиях остановки производства, невыплаты зарплаты рабочим зачастую единственной опорой ряда семей пикалевцев стали члены их семей – пенсионеры и работники бюджетной сферы, имевшие пусть и небольшие, но стабильные доходы.

В силу этого нужно особенно внимательно подходить к вопросам оптимизации бюджетных расходов, понимая, что само по себе их сокращение не должно быть самоцелью. Это сокращение оправдано тогда, когда направлено на отказ от действительно непервоочередных и не самых эффективных расходов. В то же время стимулирование спроса не только потребительского, но и промышленного через бюджетное финансирование является реальной и проверенной практикой (Великая депрессия в США) государственной мерой.

Такой подход обозначен в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010–2012 годах, в котором сформулированы такие задачи, как:

- внимательная инвентаризация  бюджетных расходов в целях исключения необязательных в текущей ситуации затрат, четкое определение приоритетов и целей использования бюджетных средств, ясное и контролируемое определение их ожидаемого эффекта;

- определение оптимальных форм поддержки реального сектора экономики, поддержка тех предприятий реального сектора экономики, которые имеют рынки сбыта своей продукции или государство выступает заказчиком этой продукции;

- сохранение стабильной социальной среды.

Не случайно и Минэкономразвития РФ в проекте сценарных условий и основных макроэкономических параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов указывает, что в экономическом развитии существуют риски, которые могут привести к стагнации российской экономики в 2010-2011 годах и даже к дальнейшему падению ВВП. Одним из них названо недостаточное бюджетное стимулирование экономики, чреватое сжатием государственного спроса и повышением неопределенности для бизнеса.

1.2.2. В сфере финансов также имели место попытки и, к сожалению, не безуспешные, извлечь выгоду под вывеской кризиса. Это касается проблем вывода собственниками капитала и искусственного банкротства кредитных учреждений.

Например, в областной бюджет Ленинградской области не вернулись своевременно денежные средства в сумме 1 миллиард 880 миллионов рублей, размещенные в ОАО «Инкасбанк», у которого в феврале 2009 года Банк России отозвал лицензию на осуществление банковских операций. Этот банк входил в банковский холдинг ВЕФК, который в связи с кризисом получил от государства значительную финансовую поддержку, однако не рассчитался с областным бюджетом Ленинградской области.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о работе контрольно-счетной палаты (2)

    Публичный отчет
    В 1996 году, когда Законодательное собрание Ленинградской области приняло решение о создании собственного контрольного органа – Контрольно-счетной палаты, – объем областного бюджета составлял всего 1,4 миллиарда рублей.
  2. Отчет о работе Контрольно-счетной палаты города Челябинска за 2010 год

    Публичный отчет
    руб.) 8 0 Неэффективное использование средств, в том числе: 9 33043,5 - средств бюджета города (тыс. руб.) 10 9804,1 - средств муниципальных предприятий (тыс.
  3. А. В. Соловьева «Об отчете о работе Контрольно-счетной палаты города Иванова за 2010 год» Основными задача

    Публичный отчет
    Основными задачами Контрольно-счётной палаты города являются содействие законному и эффективному использованию бюджетных средств и муниципальной собственности, повышению качества управления муниципальными финансами, а также предоставление
  4. Об отчете о работе контрольно-счетной

    Публичный отчет
    Заслушав доклад председателя контрольно-счетной палаты города Новосибирска Шилохвостова Г.И. о работе контрольно-счетной палаты города Новосибирска за 2008 год, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации
  5. Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Забайкальского края в 2010 году 22 марта 2011 года г. Чита

    Публичный отчет
    Настоящий отчет подготовлен в соответствии с требованием статьи 30 Закона Забайкальского края от 30 апреля 2009 года № 170-ЗЗК «О Контрольно-счетной палате Забайкальского края» о ежегодном представлении Законодательному Собранию Забайкальского

Другие похожие документы..