Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
После рождения ребенка во многих семьях наряду с безмерным счастьем – появлением долгожданного первенца или очередным «сокровищем» - возникают тревож...полностью>>
'Документ'
Занятие в районной школе «Резерв» «Роль руководителя в создании системы идеологической работы в УО. Рациональная организация личного труда руководител...полностью>>
'Конкурс'
Настоящим подтверждаю свое согласие на предоставление информации, содержащейся в данной анкете, компании Diageo для хранения и обработки в целях обесп...полностью>>
'Рассказ'
В этом аннотированном списке представлены книги зарубежных, советских и российских писателей разных лет. Он не претендует на полноту отражения и буде...полностью>>

Пауло Коэльо и его «Дневник мага»

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Пауло Коэльо

И ЕГО «Дневник мага»

издательство «София». 2006

В поисках самого себя

не существует такой вещи,

как четкий маршрут от А до Б.

Пауло Коэльо выяснил это в

своем судьбоносном Путешествии

по Пути Сантьяго.

О Путешествии – его первый роман

«Паломничество» («Дневник мага»).

Давний хиппи, нынешний автор бестселлеров Пауло Коэльо сохранил страсть к путешествиям и в любой своей ипостаси колесит по всему миру в качестве паломника: «Ведь я — уроженец страны, которую знают мало и которую не балуют посещениями авторы бестселлеров, и потому я сам решил ездить туда, куда никто другой не ездит, — в Болгарию, Македонию, Словению, Латвию, Словакию, Исландию».

Паломник занимается, в том числе, и поиском новых рынков для своих книг. Хотя, казалось бы, кому как не Коэльо только и остается, что откидываться на спинку стула и считать прибыль от продаж. И ведь, действительно, со времени выхода в свет первой повести «Дневник мага» (в 1987 году) Коэльо продал 65 миллионов своих книг в 156 странах – больше всех в мире, что делает его автором более успешным, чем Джон Гришем, Том Кленси и даже, похоже, недосягаемая Дж. К. Роулинг. Коэльо переведен на 59 языков и собрал впечатляющий букет литературных премий.

Ошеломляющий результат. Но он тем более впечатляющ, когда осознаешь, сколько усилий потребовалось человеку не англоговорящей национальности, чтобы покорить полторы сотни стран. Поскольку выход каждой новой книги Коэльо – а все книги он пишет на португальском языке – сопряжен с колоссальным трудом дистрибьюторов и маркетологов. «Для издателей в Европе (и не только в ней) шесть миллионов книг, проданных в моей стране, — не аргумент: «Это же Бразилия, там любая цифра — ложь» — говорят они. Чтобы книгу опубликовали в большинстве стран, нужно издать ее на языке, который смогут читать в Таиланде или Литве. Перевод на английский дал возможность читать мои произведения издателям других стран».

Лаконичная простота коэльевской прозы хорошо переводится – она достаточно близка к универсальному языку сказок и мифов – и это тоже вносит вклад в его международный успех. Его книги – бестселлеры в таких непохожих друг на друга странах, как Израиль и Иран.

Он объясняет: «Мой идеал – овладеть языком символов человечества, где ангелы и бесы, темные леса, высокие горы и волки, золото и захороненные сокровища. Это часть каждого из нас, вне зависимости от той или иной культуры, связанной с символами и знамениями… это азбука, необходимая, чтобы разговаривать с Душой Мира».

Это смелое коэльевское, хотя, впрочем, скорее принадлежащее Карлу Юнгу «душа мира» и другие фразы писателя бесят и ставят в тупик критиков, которые называют Коэльо «литературной поп-звездой». В Бразилии его книги называют не иначе как «продуктом широкого потребления»; дескать, популярность такого рода литературы – симптомы кризиса здравого смысла и присущего концу ХХ столетия нарциссизма.

По этому поводу писатель неизменно остается спокоен: «Критики, вероятно, правы, когда утверждают, что мой стиль прост и поверхностен. Я — исключительно прямой человек. Я действительно упростил свой язык до крайности, чтобы дать читателю возможность включить свое воображение. Но я сохраняю символизм, который выше слов. Это язык будущего, а я — его пионер. Когда я пишу первые наброски, они получаются слишком многословными, поскольку я еще не чувствую уверенности, что пишу хорошо. Остальное — это вырезки, вырезки, вырезки. Вместо того чтобы описывать каждый камешек безлюдной пустыни, я просто скажу: “Они шли по пустыне”.

Коэльо свободен от необходимости писать книги ради денег, он делает это, исходя из своей внутренней потребности: «Если не пишу – я мертв.

В отличие от бестселлеров многих других авторов, каждая его книга очень сильно отличается от предыдущих, характеризируя различные этапы жизни писателя: «Я не могу следовать формуле. Я должен говорить правду, в противном случае, я обману читателя. Когда я писал «Алхимика», мне нужно было говорить с собой так, будто я был пастухом. В «Дьяволе и сеньорите Прим» я вынужден был признать, что, наряду со светлой стороной, у меня есть также и темная сторона. Моим главным заданием было найти общий язык с ангелами и демонами, живущим в наших душах».

Критики пеняют Коэльо, что он де пишет в стиле движения «Нью-Эйдж», то есть всякую чушь в стиле модных серий «Самопомощь». Что ж, пусть, ведь все зависит от того, кто берется за воплощение идеи. Тем более, что в лучшем своем проявлении «Нью-эйдж» – это поиск духовных и философских перспектив, призванных помочь преобразить человечество и мир, и синтез Востока и Запада (вечная тема Коэльо) – ключевая часть такого поиска.

Читатели Коэльо с радостью обнимут Вселенную, в которой каждый может поселиться в обители духа (даже тот, кто живет в публичном доме или психиатрической больнице), и в которой чудесное и магическое ждет тебя по ту сторону обычнейшей кухонной двери. Послание о том, что каждый должен прислушаться к своему призванию/судьбе/мечте – обрамлено универсальным оптимизмом: рано или поздно Вселенная распахнет тебе объятия, пусть даже и не совсем ожидаемым способом.

Коэльо вполне сравним с такими писателями, как Ричард Бах, Карлос Кастанеда, Габриэль Гарсия Маркес – по стилю своих классических историй с их простотой, пленительностью и мистической нереальностью. Он пишет о тонких и важных философских материях, о нравственности, человечности, духовности.

Этот вопрос – добры мы или злы? – преследует Коэльо всю его жизнь. «Книги – нечто вроде ответа, который я ищу. Противостояние, которое я должен принять, – оно в самой моей душе. На самом деле, на такой вопрос нет ответа».

«Я считаю, что, в конце концов, судьями должны быть читатели, а не критики, а читатели свой вердикт уже вынесли, — говорил о творчестве Коэльо Хуан Ариас, бывший редактор культурного приложения к ежедневной мадридской газете El País, автор книги «Пауло Коэльо: Исповедь Паломника» — биографии, опубликованной в этом году на португальском, испанском и русском языках. — Его стиль необычен, но он знает, как воззвать к той части человеческой души, которую можно назвать “детской” или “парадоксальной”, и в этом смысле его успехи необычайны».

«Его книги ужасно важны, поскольку они - о поиске смысла жизни, - считает профессор Ким Джобст из Оксфордского университета, холистический врач, который был глубоко тронут книгами Коэльо и теперь рекомендует их своим пациентам. - Пациенты с трудноизлечимыми болезнями могут прийти к иному пониманию смысла жизни и неожиданно пойти на поправку. Вы знаете, что все описанное в его книгах по большей части является вымыслом, но истина приходит через слово. Его книги говорят, что жизнь – нечто большее, чем то, что встречает глаз. В них говорится, что вы никогда не должны терять веру в то, что волшебство – самое невероятное, нереальное и неожиданное, -- может случиться в мгновение ока».

Многие из читателей присылают Коэльо электронные письма, сообщая, что их жизнь, благодаря ему, изменилась: «Но это не я изменил их. Просто они были готовы. А я вовсе не старец и не мудрец. Я никогда не утверждал, что я – гуру. Этого нет. Читатели всего лишь хотят знать, задаюсь ли я теми же вопросами, что и они и смотрят на меня как на человека с неким опытом. Быть может, книга помогла им что-то поменять. Хотя мои книги не имеют ничего общего с «сэлф-хэлп», и я не думаю, что книга способна изменить человеческую жизнь, хотя она может сыграть роль катализатора и пробудить в ком-то нужную реакцию. Все мои книги содержат послание, обретающее, по-видимому, истинный смысл в опыте многих людей».

Говорят, что его книги обожают Джулия Робертс и Мадонна. Президент Клинтон сфотографировался для Washington Post с «Алхимиком» в самый разгар скандала с Моникой Левински. В 1999 году бывший чилийский диктатор генерал Аугусто Пиночет также запечатлен на фоне своих книжных полок, где пастельных тонов корешки собрания сочинений Коэльо теснили «Энциклопедию Войны» Гиннеса и «Историю Третьего Рейха». Лидер Франции Жак Ширак недавно даровал ему титул Рыцаря ордена Почетного легиона; среди его поклонников — Борис Ельцин и Шимон Перес.

Коэльо, в прошлом активный оккультист своей блестящей писательской карьерой обязан, разумеется, не высокому покровительству кого-то из людей, а, как он считает, серии предзнаменований и ритуалов. Так новую книгу начинает, только если находит свой личный символ - белое перо: «Тогда я должен сесть и писать, пока книга не будет закончена. Я вообще все свои книги писал в течение двух-четырех недель. Но идея книги вызревает минимум года два, а переработка написанного — еще месяца четыре».

Отпечатав первый вариант книги, Коэльо касается тем же пером каждой ее страницы. «Белое перо появилось перед тем, как я стал писать свою первую книгу, «Дневник мага». Перед следующей книгой я последовал тому же ритуалу, а потом это стало традицией, так что теперь я не могу писать, пока не обнаружу белое перо. Его найти несложно, это не проблема. Однако проблема – найти белое перо в январе нечетного года. Вот вызов, который я перед собой поставил. Это я должен делать каждый раз».

Несмотря на признание читателей, в том числе и из числа сильных мира сего, Коэльо не стремится получать огромные доходы: «Мои гонорары остаются чисто символическими. Я приезжаю в каждую страну, чтобы удостовериться в том, что мои книги продаются по разумной цене, не более 2 долларов за экземпляр, изданный в мягкой обложке. Я хочу, чтобы мои книги были доступны широкому кругу читателей».

Он требует, чтобы в каждой стране его работы оценивали и распространяли местные издатели. В России книги Пауло Коэльо выпускает издательство «София». Из четырнадцати названий свет уже увидели «Алхимик», «Вероника решает умереть», «Дьявол и сеньорита Прим», «Заир», «И в день седьмой…», «Книга воина света», «На берегу Рио-Пьедра села я и заплакала», «Одиннадцать минут», «Пятая гора».

Самый свежий роман на русском языке – «Дневник мага» только что вышел из печати. Книга у нас издается впервые. И к ней мы, разумеется, обязательно еще в этом рассказе обратимся, тем более, что она нова разве что только для нашего читателя, поскольку именно с нее почти двадцать лет назад и начался писательский путь Пауло Коэльо. Об этом есть смысл поговорить с ним в интервью.

Впрочем, интервью с Пауло Коэльо – это каждый раз не столько вопросы и ответы на них, сколько исследование, в котором интервьюер, в конце концов, вдруг перестает понимать: так, кто кого здесь все-таки пришел изучать? Об этой особенности своих встреч сам Коэльо говорит: «Для меня цель - наведение мостов между людьми, поскольку меня интересуют люди, а не абстрактные идеи, доктрины или идеологии. Лично я, посещая любую страну, прежде всего, стремлюсь узнать ее людей. Всякий раз, когда мне приходится делать выбор между походом в музей или посещением кофейни, я без колебаний выбираю второе. Самым важным вещам в своей жизни я научился у обычных людей».

Знаменитый бразилец свободно говорит по-английски, дирижируя в такт своим словам сигаретой, зажженной и незажженной (ежедневно Коэльо выкуривает 10 сигарет). Он безупречно внимателен к собеседнику, то и дело интересуясь: удобно ли вам, хотите ли вы хот-дог и не возражаете ли, если он будет курить.

Во время интервью, чтобы собраться с мыслями, Коэльо часто делает паузы иногда до неловкого большие, энергично теребя пальцами свою аккуратную белую бородку-эспаньолку. В свои 58 он в своих традиционных черной тенниске и черных джинсах, выглядит почти как падре. Однако его волосы благородной седины, коротко постриженные спереди, сзади заплетены в тугую и свободолюбивую косичку. На предплечье вытатуирован ангел, а в темных глазах блестит то озорной огонек, то (в моменты откровений) грусть «печальной обезьяны».

Открытость, способность признать собственную уязвимость - одна из самых привлекательных черт Пауло Коэльо. Как и простота его интересов: он обожает, например, бразильскую футбольную команду «Васко» к вящему сожалению многих его фанов, которым хочется видеть любимого писателя воплощением «чистой духовности».

Но ему доставляют удовольствие приятные мелочи. В Рио его утренний ритуал состоит из покупки на пляже кокосового молока у его друга Севро и обсуждения всего подряд - от широких философских вопросов до вчерашних футбольных новостей. «Я – обычный человек. А жизнь дана не для того, чтобы твердить без конца: «мы должны очистить свои души, мы не должны курить, пить, заниматься любовью или смотреть футбол». Благословен тот, кто живет жизнью, полной энтузиазма. Это наилучшее, что мы можем сделать. Ведь этот мир является физическим проявлением Бога».

Похоже, что не только демократичные интересы, манера общаться и внешний облик есть дань далеким временам, когда Коэльо участвовал в движении хиппи. Кажется, что, став не просто состоятельным, а очень богатым человеком («Денег у меня достаточно для трех реинкарнаций» - его дежурная шутка), Пауло сохранил приверженность также и давней системе ценностей: «Я могу иметь замок. Я могу иметь даже десять замков. У меня достаточно денег для четырех-пяти поколений моих наследников, но мне намного проще жить в маленьком домике. Во время своих поездок я останавливаюсь в пятизвездочных отелях, но я был бы столь же счастлив и в скромной гостинице. В своем сердце я – хиппи. Поэтому я всегда остаюсь бочагом, поскольку деньги не имеют никакого отношения к истинному богатству. Конечно, иметь деньги – великолепно, поскольку можешь заниматься тем, что считаешь для себя действительно важным».

Для него важнее многих богатств - Институт Пауло Коэльо, который они основали с женой, художником Кристиной Ойтикика шесть лет назад и который дает возможность бесплатно обучаться 360-и беспризорным детям («Для меня неважно, чем занимаются их родители, - чернорабочие они или наркодилеры») Бразилии и, прежде всего, из трущоб Рио-де-Жанейро, называемых здесь favelas.

Сегодня Коэльо также («Всякий раз, когда я вижу, что что-то идет не так, то считаю, что моя ответственность – во весь голос сказать о своем несогласии. Может, это и не сработает, но, по крайней мере, я не смолчал. Я не трус») - участник нескольких проектов по защите прав человека, включая «Эмнисти Интернейшнл».

Он выступает и против войны в Ираке, о которой написал в одной из статей: «Боюсь, они (американцы – прим. ред.) используют войну против терроризма в качестве повода; доктрина упреждающего удара весьма опасна. Завтра они станут говорить: взгляните, бразильцы недостаточно заботятся об Амазонке, нам уже трудно дышать, давайте-ка вторгнемся в Бразилию и захватим Амазонку».

Коэльо способен выйти за пределы любой догмы или системы верований. И поэтому сегодня он назначен особым советником программы ЮНЕСКО по духовной конвергенции и межкультурному диалогу.

Его голос суровеет, едва речь заходит о «тенденции фундаментализма». Он спешит сказать, что говорит вовсе не об исламе, но о более широкой тенденции наступления тиранических моральных ценностей и норм в обществах по всему миру, о религиозной лихорадке. Он приводит в пример США. Упомянутая программа ЮНЕСКО стремится противодействовать таким тенденциям, помогая культурам увидеть сходство друг друга и уважать отличия. «Создавая мосты, мы понимаем, что терпимость удерживает нас от опасности скатиться до религиозных войн».

«Очень важно разрядить эту бомбу, которая может взорваться – не сейчас, так лет через тридцать. В случае возобновления религиозных войн не будет ни торговли, ни дипломатии, поскольку тогда человек готов пожертвовать жизнь в борьбе за Бога. Не будет разумности. Я ощущаю присутствие этой опасности в будущем».

Сказанное Коэльо об угрозе противостояния духовных религий и культур, звучит сегодня как никогда актуально.

Несмотря на мировую известность, Коэльо не ведет жизнь знаменитости. Полгода он проводит в Рио-де-Жанейро, его родном городе, где у него апартаменты с видом на Копакабану: «Я люблю жить поблизости водных просторов. Я люблю море. Издали море кажется спокойным и простым. Но стоит вам оказаться в воде, как вы понимаете, насколько она беспокойна и как в ней бывает трудно. Мое ремесло литератора - тоже как море. В нем все обманчиво просто и несложно, но, в конечном счете, оно побуждает вас к размышлениям».

Двуспальная кровать, письменный стол, душевая кабинка в углу, два умывальника и большой телевизор – вот и вся утварь выдержанной в белых тонах комнаты. Шум и гам внутри и снаружи. Непрерывно звонит телефон. Через открытое окно слышен клекот и рев жизни Рио. Комнаты перетекают друг в друга несколькими простенками и дверями. Его четвертая жена (они с Кристиной вместе уже больше 20-ти лет, Коэльо признателен ей за помощь в его возвращении к своему истинному пути.), занимает студию в другом конце апартаментов.

Еще Коэльо любит размышлять в своем деревенском доме в крохотной деревушке Сен-Мартен во французских Пиренеях. В этом месте, по его признанию, он тоже чувствует себя очень уютно. Когда Пауло не занят писанием очередной книги, то стрижет траву, упражняется в стрельбе из лука, читает и общается с миром посредством Интернет: «У меня 500 телевизионных каналов, и при этом я живу в местечке, где нет булочной».

Впрочем, привела его в эти края не пасторальная привлекательность южной Франции, а скорее то, что Сен-Мартен расположен всего в десяти милях от усыпальницы Девы Марии в Лурде. «Я – католик, хотя и предан не столько церкви, сколько идее Непорочной Девы, женской ипостаси Бога. Начиная с 1992 года я проводил в Лурде каждый Сочельник. Ежегодно я отмечаю час своего рождения в тамошней пещере. Это место много для меня значит».

Действительно, и Лурд и 1992 год стали для Коэльо необычайно счастливыми. В этот год «Алхимик» - прелестная и наивная созерцательная сказка об испанском пастухе, который отправляется в путешествие к египетским пирамидам в поисках сокровища, а вместо него находит свою «личную легенду», или Судьбу, - став сверх-бестселлером, разошелся по всей Франции и был переведен на английский язык.

А ведь Коэльо всегда хорошо помнит, как вначале издатели полагали, будто «Алхимика» ожидает коммерческий провал. Реакция мировой читательской публики поначалу тоже была весьма неоднозначной, но неожиданно эта и последующие книги разрушили доводы критиков, и писатель приобрел статус культового. Особенно, что не удивительно, среди молодежи.

«Его книги расширили горизонты жизни для многих людей», — такой итог творчеству писателя подвела британская Таймс. В мае 1993 года издательство Harper Collins выпустило в свет 50 000 экземпляров «Алхимика» — самый большой тираж среди книг бразильских авторов, когда-либо издававшихся в США.

«С тех пор мы решили приезжать в Лудр снова и снова, и нынче это уже стало для нас традицией. Приезд сюда всегда является для меня добрым предзнаменованием, поскольку я очень люблю историю маленькой девочки Бернадетты, нашедшей источник с целительной водой. Я верю в чудеса». Каждую неделю Коэльо совершает прогулку к гроту, чтобы набрать воды. «Я пью только эту воду из Лурда, -- объясняет он. -- Я верю в ее чудесную силу».

Он верит, что сюда его чудесным образом привела судьба. Настолько необычная и жестокая, что некоторые сочли ее плодом воображения писателя. «Но все это правда.... врать слишком трудно. Иначе вы тратите слишком много энергии на то, чтобы запомнить, что сказали».

Пауло Коэльо родился в 1947 году в семье из обеспеченного среднего класса. Его отец, Педро, был инженером и «очень влиятельным человеком», а мать, Лигия, — домохозяйкой. Семи лет от роду он поступил в иезуитскую школу Сан-Игнасио в Рио-де-Жанейро. Писательский талант раскрылся у Пауло в ранней юности (приз на школьном поэтическом конкурсе), однако родители противились его увлечению, поскольку желали, чтобы их сын стал инженером. Когда Коэльо был еще подростком, родители решили, что его непокорность — это признак душевной болезни, и поместили его в психиатрическую лечебницу, где ему пришлось перенести несколько сеансов электрошоковой терапии.

Коэльо дважды убегал из клиники, и оба раза был возвращен родителями обратно. Как ни парадоксально, но в четвертый раз его упекли в психлечебницу не родители - он решил вернуться туда сам. «Я уже успел привыкнуть к ней, там было так удобно… как в материнском чреве. Но в конце концов родители подумали: он не такой, как все, но он наш сын, и мы должны заботится о нем».

Много лет он не мог понять, за что его отправляли тогда в психушку. Только в 1998 году Коэльо удалось получить доступ к истории своей болезни. Читая ее, он плакал: «Мне было очень больно. В истории болезни говорилось, что я очень одинок, и это была правда. Говорилось, что у меня были трудности с общением, что я не обращал внимания на девушек и вообще вел себя очень странно, поскольку каждый день стучал на печатной машинке до двух или трех часов ночи».

Хотя время, проведенное в сумасшедшем доме, оставило в его душе болезненный след, Коэльо не сердится на своих родителей: «То был отчаянный акт проявления любви, и я знаю, что их к этому побудило».

Его отец, 90-летний старик, прожил достаточно долгую жизнь, чтобы увидеть тот день, когда его «нестандартный» сын стал всемирной знаменитостью. Его мать, к сожалению, скончалась 12 лет назад. Она страдала болезнью Альцгеймера.

Окончательно освободившись от психушки, Коэльо столкнулся с реальностью жизни, в которой сначала никак не мог найти себе места: «Хуже всего на свете бывает, когда ты чувствуешь себя одиноким. А когда чувствуешь себя потерянным и гонимым, в голову начинают лезть всякие мысли о том, что ты ничего не стоишь и ничего не заслуживаешь». Надежда на то, что не он один на свете отвергает общепринятый образ жизни, приходит, когда он узнает о существовании движения хиппи «моей новой семьи, моего нового племени» с его «sex&drugs»-культурой.

Так в 1970-х годах Коэльо примкнул к представителям диссидентской культуры Бразилии. Он ушел с юридического факультета и отправился путешествовать по миру, а затем вернулся в Бразилию, где увлекся театром и журналистикой, завоевал невиданный успех, став автором популярных песен для знаменитого бразильского продюсера и рок-звезды Рауля Сейксаса (Raul Seixas), которого Коэльо называл «бразильским Джимом Моррисоном».

Пауло пишет для Сейксаса 65 песен (за эти песни он по сей день продолжает получать гонорары), и, по словам самого Коэльо, становится богачом за одну ночь: «Представьте только, сегодня у меня нет денег даже на билет в кино или на обед, а назавтра я получаю 40 000 долларов». На его отца это произвело такое глубокое впечатление, что он даже помог Пауло купить квартиру. За несколько последующих лет Коэльо зарабатывает достаточно денег, чтобы купить пять квартир.

Их музыка изменила лицо бразильского рока. Вторая записанная Коэльо и Сейксасом пластинка имела большой успех и разошлась тиражом более 500 000 экземпляров. Однако в отличие от поклонников, военный режим (в то время Бразилия находилась под властью военной диктатуры) не любил Коэльо и ему подобных, то есть тех, кто серьезно экспериментировал не только с вольными мыслями, но, в том числе, и с наркотиками и черной магией. Его песни о доброй воле и альтернативном обществе, основывавшиеся на философии оккультиста Алистера Кроули, становятся красной тряпкой для быков из Отдела общественного и политического правопорядка. Коэльо был схвачен прямо посреди улицы агентами секретной полиции и обвинен в антиправительственной подрывной деятельности.

В 1974 году его заключали в тюрьму трижды. Во время одного из заключений ему пришлось пережить пытки электротоком, причем провода под напряжением прикладывали ему к гениталиям, а затем он был брошен в карцер размером два на два метра - «рефрижератор», где провел в одиночестве и в абсолютной темноте невесть сколько дней: «Это был самый худший период в моей жизни, потому что я ничего не вынес из него, кроме чувства ненависти. Все, чему я тогда научился, было знание о том, каким бесконечно жестоким может быть человек».

По словам Коэльо, он выжил только потому, что симулировал сумасшествие. Он считает, что от всех ужасов его спасла вера, которой, впрочем, рассуждает так: «Я вернулся в лоно католической церкви, потому что эта вера у меня в крови – как часть моей генетической системы, – а вовсе не оттого, что считаю ее наивысшей истиной. Я испробовал все: ислам, иудаизм, индуизм. Я даже попытался заниматься Нью-эйджем, который вызвал у меня отвращение, поскольку я нашел, что он является котлом, в котором чего только не намешано. Если вы спросите меня, нужна ли мне в жизни религия, я отвечу «нет», поскольку, к какой бы религии вы ни принадлежали, это не избавляет вас от ответственности за свою собственную жизнь».

Уже многие годы, испытывая ответственность не только за себя, Коэльо регулярно посещает мессу и бросает все дела, чем бы он ни занимался, в 6, а затем в 11 часов вечера, чтобы несколько минут посвятить молитве. Трехстворчатый раскладной алтарь всегда путешествует с ним в небольшом чемоданчике, и с ним писатель неразлучен даже в самых далеких путешествиях.

Немало времени потребовалось Пауло, чтобы покончить с опасными экспериментами и обрести свой путь в жизни: «Семь лет ушло у меня на то, чтобы оправиться от депрессии, последовавшей вслед за моим увлечением черной магией, весь смысл которой, в сущности, заключается в обретении власти над другими людьми и всем, к чему это увлечение привело. В первую очередь, меня влекло туда любопытство, желание получить ответ на классический вопрос: «Что я делаю здесь, в этом мире?». Но я творил вещи, за которые мне сейчас стыдно, и я просил о прощении. Ценой, которую я уплатил, было падение в бездну. Все эти семь лет я пытался снова стать нормальным: вступить в брак и вести нормальную жизнь».

Сотрудничество Сейксаса и Коэльо - двух собратьев по искусству - продлилось вплоть до 1976 года. Это был определяющий момент в жизни Коэльо. В возрасте 26 лет он получил постоянную работу на фирме грамзаписи «CBS Records» (ныне «Sony») и через два года достиг должности художественного директора компании в Бразилии.

Однако в 1979 году Коэльо неожиданно уволили в рамках кампании по сокращению штатов, и, имея лишь «деньги, которые я накопил, получая авторские гонорары», он в течение двух последующих лет безуспешно обвивает пороги разных фирм, пытаясь получить хоть какую-то работу, а затем бросает все и переезжает в Европу. Ни одна из его книг, написанных в то время (ни «Практическое руководство по вампиризму» (книга, которую сам Коэльо сейчас оценивает как «жуткую»), ни сборник рассказов «Архивы Ада» не получили признания.

В 1982 году в Германии, во время экскурсии по бывшему концлагерю Дахау Пауло Коэльо, сам переживший пытки и издевательства, глубоко проникается трагедией, которая происходила в этом месте во время Второй мировой войны: «И вдруг я понял, что должен сделать что-то со своей собственной жизнью, чтобы остановить весь этот ужас, порожденный человечеством, которое так и не научилось извлекать уроки из своего безумия».

Во время экскурсии в Дахау Коэльо повстречал некого таинственного человека, который способствовал его окончательному возвращению в лоно римско-католической церкви. Этот незнакомец из Амстердама по имени Жак помог Коэльо вступить в организацию RAM - орден Regnus Agnus Mundi (Regnum – царствие; agnus – агнец; mundi – мир), - небольшое, основанное в 1492 году католическое братство, изучающее язык символов, известный еще как Традиция, передаваемая из уст в уста. Именно в RAM один из его членов подбросил Коэльо идею совершить паломничество в испанский город Сантьяго-де Компостела.

«Честно говоря, я решил, что идея эта странная. Убедить меня удалось Кристине. Она сказала: “Ну же, что с того, если ты потеряешься ненадолго (в ту пору еще не было ни факсов, ни электронной почты). Мир не остановится без тебя. Тебе нужно время подумать”.

«Это был самый важный момент в моей жизни, поскольку к тому времени я уже имел все: любовь, достаток, небольшое, но процветающее издательство, собственный дом. Но я все еще не был счастлив - я не осуществил свою мечту стать писателем. Я просто забавлялся с этой идеей – писал стихи к песням, статьи в газеты и сценарии для телепрограмм, но не осмеливался написать книгу».

За своим счастьем Коэльо отправился в июле 1986 года. Во Франции, в Сен-Жан-Пье-де-Пор и началось его путешествие, маршрут которого лежал через Пиренеи и Северную Испанию, а окончание – в Сантьяго-де-Компостела, близ северо-западного побережья Галисии. Этим маршрутом христиане ходили на протяжении тысячелетий. Подобно тому, как мусульманская традиция требует от своих верующих хотя бы единожды в жизни осуществить подобное паломничество из Мекки к Медине, так и христиане в первом тысячелетии считали этот путь священным. Путь вел к останкам апостола Сантьяго – святого Иакова в христианской традиции. Он погребен на Иберийском полуострове в месте, где в одну из ночей пастух увидел яркую звезду над полем. Это место получило название Компостела – Звездное поле, – и здесь вырос город, привлекающий путешественников со всех уголков христианского мира.

Путешествие Коэльо предстояло сделать внушительное, даже пугающее – 700 километров пешком. Можно преодолеть это расстояние за 30 дней, Коэльо понадобилось 56. Поначалу Пауло очень уставал от тяжести всего того снаряжения, которое приходилось тащить на себе, и в голове постоянно вертелась мысль: «Бога ради, что я здесь делаю?» Иногда местность, по которой они шли с проводником Петрусом, походила на пустыню – раскаленная, пыльная и бесплодная, – еда практически все время была скудной, а долгие дни изнуряли. Как-то спасало то, что Петрус разъяснял по дороге смысл паломничества, помогая Пауло тем самым не расклеиться.

«Путешествуя, ты переживаешь своеобразное новое рождение, – говорил Петрус. – Неоспоримо то, что ты сталкиваешься с совершенно новыми ситуациями, день проходит гораздо медленнее, и чаще всего ты даже не понимаешь языка. Потому ты подобен ребенку, едва покинувшему материнское лоно. И поскольку все для тебя ново, ты во всем видишь лишь красоту и чувствуешь радость бытия. Религиозное паломничество всегда было наиболее объективным средством достичь просветления, ведь ты воспринимаешь реальность незатуманенным взором».

Петрус наставлял, что, идя к цели, будь то Сантьяго или что-то другое, очень важно быть внимательным к самому пути. Именно путь является лучшим учителем, помогая нам достичь пункта назначения, и обогащает нас на всем своем протяжении. Можно сравнить его с сексуальными взаимоотношениями: чем нежнее предварительные ласки, тем ярче оргазм. То же и с жизненной целью. Чем она обернется – худом или добром, – будет зависеть от пути, который ты изберешь для ее достижения, а также от того, как ты его преодолеешь.

Вернувшись из путешествия, Коэльо ощутил нечто вроде душевного спада. Ему было тяжело возвращаться в обычную жизнь, пытаться соответствовать всем тем ролям, которые он играл прежде, и не терпелось все немедленно изменить. К концу своего паломничества я решил, что не смогу жить по-прежнему и совершать поступки, лишенные цели и смысла. Я решил, что это мой последний шанс. Мне хотелось написать книгу, и я знал: ради этого мне придется отказаться от всего. Поэтому я закрыл свое издательство и написал книгу «Паломничество» (Дневник мага), а затем и «Алхимика».

Кстати, «Алхимик» для поклонников Пауло Куэльо до сих пор остаётся самой известной его книгой. Но не все знают, что итогом путешествия в Сантьяго-де-Компостела и первым литературным опытом писателя стал именно «Дневник мага», или «Паломничество», как это произведение еще называют. И без этого момента самопознания, духовного пробуждения, которое Пауло Коэльо ощутил во время своего паломничества, не было бы ни легендарного «Алхимика», ни скандальных «Одиннадцати минут», ни жизнеутверждающей «Книги воина света».

Этот первый, из написанных Коэльо романов никогда не издавался в России. Как нередко случается, одно из самых философских произведений писателя выходит уже тогда, когда автор получает широкое признание и приобретает популярность. И вот, наконец, и российским почитателям таланта Коэльо представится возможность познакомиться с его, по сути, основополагающим трудом, где, пожалуй, полней, чем где либо еще отражена человечность философии писателя и глубина его исканий.

Практически все романы Пауло Коэльо в той или иной степени автобиографичны. Вот и «Дневник мага (Паломничество)» - это реальная история из жизни автора и одновременно будоражащий воображение художественный вымысел, путевые заметки и практическое руководство по достижению Могущества (в тексте содержится конкретное и очень наглядное описание медитативных техник и упражнений).

«Дневник мага (Паломничество)» - это современные приключения в поисках древней мудрости. Герой романа уже выдержал много испытаний, приобрел бесценные знания и научился творить необъяснимые чудеса. Настал решающий момент – обряд посвящения. Еще минута и он станет магом! Но человек слаб от природы. Герой не смог с чистым сердцем отказаться от меча, дарующего ему Силу. Это могущество он пожелал лишь для себя одного, не захотев делиться бесценным даром. В самый ответственный момент он поскользнулся и упал. Однако не бывает триумфа без поражений. Теперь ему предстоит отправиться в путь. В сопровождении своего учителя Петруса паломник отправляется в странствие по старинной средневековой дороге Испании, известной как Чудесный Путь Святого Иакова. На пути он встретит таинственных наставников и противников, познакомится с личным демоном, узнает о единственной опасности, подстерегающей человека, научится видеть скрытый смысл в привычных вещах. Эта дорога, каждый шаг по которой приближает к мечте, станет для него целой жизнью.

Миллионы читателей во всем мире эта книга учит доверять себе, не пытаясь, однако, найти всему обоснованные объяснения. Нельзя изменить того, что случилось, но можно выбрать путь, по которому идти дальше. Эта книга для всех, кто находится в поисках, не страшится ошибок, хранит надежду и верит в любовь. Только перевернув последнюю страницу «Дневника Мага (Паломничество)» можно лучше понять Пауло Коэльо, его творчество, а возможно, и самих себя.

Интересно, что после публикации романа в Европе многократно увеличилось количество паломников в Сантьяго-де-Компостелла. За это Коэльо даже получил премию от правительства Испании.

А в сентябре 2005года состоялось официальное открытие австрийской части «Пути Сантьяго», ведущей из аббатства Гёттвейг (Göttweig Abbey) в аббатство Мельк (Melk Abbey). Длина участка между Гёттвейгом и Мельком — около 44 километров; ее можно пройти за 10–12 часов. Весь австрийский участок «Пути Сантьяго» обозначен специальными придорожными знаками с выдержками из книги Пауо Коэльо «Дневник мага».

Как один из пяти главных паломнических центров христианской Европы базилика Сантьяго-де-Компостелла была построена в XII веке. Идут века, а поток людей к святыне не иссякает даже в наше время неверия и рационализма. Быть может, после публикации романа в России, на пути Святого Иакова появятся и русские паломники, ищущие ответы на вечные вопросы.

Долгожданный роман выходит в свет уже в марте, тогда же в рамках крупнейшей выставки «Книги России», которая пройдет с 15 по 20 марта на ВВЦ, состоится презентация. В этом году книгу будет представлять выдающийся киевский график Владислав Ерко, так талантливо и неповторимо оформивший практически все романы Коэльо. По словам писателя, иллюстрации Ерко к его романам являются лучшими в мире, а самого художника он называет своим соавтором.

7




Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пауло Коэльо

    Документ
    Получив экземпляр первого издания романа «Алхи­мик», выпущенного издательством «София», я испытал искреннюю радость. В течение целого ряда лет читатели-энтузиасты в России пытались распространять книгу са­мостоятельно — размещали
  2. Пауло Коэльо «Алхимик»

    Книга
    Считаю своим долгом предуведомить читателя о том, что "Алхимик" - книга символическая, чем и отличается от "Дневника Мага", где нет ни слова вымысла.
  3. Хуан Ариас Пауло Коэльо: Исповедь Паломника

    Документ
    Эти беседы-исповеди с Пауло Коэльо состоялись в Рио-де-Жанейро, в доме писателя с видом на дивной красоты пляжи Копакабаны. Было это в первых числах июля 1998 года, в самый разгар чемпионата мира по футболу во Франции.
  4. Интервью с Пауло Коэльо

    Интервью
    Эти беседы-исповеди с Пауло Коэльо состоялись в Рио-де-Жанейро, в доме писателя с видом на дивной красоты пляжи Копакабаны. Это были очень откровенные беседы.
  5. Предисловие (5)

    Книга
    Считаю своим долгом предуведомить читателя о том, что "Алхимик" книга символическая, чем и отличается от "Дневника Мага", где нет ни слова вымысла.

Другие похожие документы..