Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Подготовить учащихся к написанию сочинения описательного характера по картине А.А. Пластова «Летом» на основе ситуативно-ролевой игры «Экзамен в Акаде...полностью>>
'Руководство'
Целью преподавания курса "Статистика международного туризма" является подготовка специалистов, владеющих методологией статистической оценки ...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится "28" сентября 2007 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.09. по присуждению ученой степени доктора ф...полностью>>
'Документ'
I. " Мне очень неприятно повторять столько варварских имен, но необыкновенные истории, - так предваряет одну из таких историй рассказчик в "...полностью>>

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста 7 Самообслуживание 10

Главная > Литература
Сохрани ссылку в одной из сетей:


Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение общеразвивающего вида

«Детский сад №16 «Солнышко»

поселка Краснобродского


2011 год

2011 год

Содержание

Введение 4

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста 7

Самообслуживание 10

Алгоритмы навыков самообслуживания 11

Хозяйственно-бытовой труд 13

Алгоритмы ознакомления детей с хозяйственно-бытовым трудом 14

Труд в природе 15

Алгоритмы ознакомления детей с трудовыми операциями и действиями 16

Ручной труд 18

Алгоритмы навыков ручного труда 19

Знания детей о трудовой деятельности взрослых 21

Критерии оценки реализации Программы трудового воспитания детей 22

Педагогическая диагностика усвоения детьми Программы трудового воспитания 23

Диагностика усвоения детьми Программы трудового воспитания 24

Литература 25

Введение

В данном материале представлен результат анализа «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой (раз­дел «Трудовое воспитание»). Методи­ческая модель трудового воспитана значительно облегчит педагогам осу­ществление перспективного и кален­дарного планирования работы с деть­ми, позволит последовательно и си­стемно организовать всю работу по трудовому воспитанию на основе соз­данной предметной среды для каждо­го вида труда. Воспитатели могут ме­нять планирование работы с учетом алгоритма усвоения детьми конкрет­ных трудовых навыков, умений, дей­ствий в каждой возрастной группе по всем четырем видам труда.

В сводных таблицах задач и содер­жания работы по каждому виду труда шрифтом выделены те, которые явля­ются новыми для каждой возрастной группы в сравнении с предыдущей, что поможет педагогу своевременно при­ступить к работе по реализации новых задач трудового воспитания и продол­жать работу над уже знакомыми, до полного формирования устойчивости трудовых навыков у детей.

В таблицах алгоритмов ознаком­ления детей с доступными им трудо­выми операциями и действиями так­же выделены те трудовые навыки, ко­торыми дети должны овладеть в дан­ной группе.

Воспитатели смогут осуществлять самоанализ своей педагогической де­ятельности по организации трудового воспитания детей и педагогическую диагностику усвоения детьми программы по разделу «Трудовое воспитание». Причем в основу диагностики детей вместо традиционно-привычного диагностиро­вания по уровням (высокий, средний низкий) положен принцип, позволяю­щий определить степень активности и успешности по отношению ребенка данному виду труда {активен или неактивен) и результату овладения им (успешен) или неовладения трудовы­ми операциями, действиями, навыка­ми (неуспешен).

Такое оценивание результатов тру­довой деятельности детей является бо­лее корректным.

Цель

Формирование положительного от­ношения к труду у детей дошкольно­го возраста.

Задачи

Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об об­щественной значимости труда.

Воспитание уважения к людям тру­да, бережного отношения к результа­там труда.

Формирование трудовых навыков, положительных взаимоотношений ре­бенка со взрослыми и сверстниками.

Виды труда дошкольников

  1. Самообслуживание.

  2. Хозяйственно-бытовой труд.

  3. Труд в природе.

  4. Ручной труд.

Формы организации труда

  1. Поручения

  2. Дежурства.

  1. Коллективный труд (общий, совместный).

Методический комментарий

Такие виды труда, как самообслу­живание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, используются во всех воз­растных группах, а ручной труд — в старшей и подготовительной группах.

Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада. Но в младшей группе они яв­ляются ведущей формой организации труда. Поэтому работу с малышами по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые ребенок выполняет вместе с воспита­телем, и только много позже перехо­дить к другим формам.

В силу психологических особенно­стей дети младших групп недостаточ­но самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию, не могут со­гласовывать свои действия с действи­ями товарищей и работать в нужном для коллектива темпе, часто отвлекаются, не доводят начатое дело до кон­ца. Малышей мало интересует резуль­тат, их влечет сам процесс действия. Они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата. Поэтому только со второй половины года во 2-й младшей груп­пе, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, воспитатели использу­ют групповые поручения.

Основной формой объединения де­тей этого возраста в труде является труд «рядом», когда каждый ребенок работает самостоятельно и за свою работу отвечает перед воспитателем. При этом малыш упражняется в уме­ниях и навыках, необходимых в кол­лективной работе.

Во второй половине года во 2-й младшей группе вводятся дежурства — систематический труд, требующий опре­деленного уровня самостоятельности. Наиболее широкое применение разно­го вида дежурства получают в старшей и подготовительной группах.

Наиболее сложной формой орга­низации труда детей является коллек­тивный труд. Широко он использует­ся только в старшей и подготовитель­ной группах детского сада, когда на­выки детей становятся более устойчи­выми, а результаты труда имеют прак­тическую и общественную значимость. Дети к этому возрасту уже имеют до­статочный опыт участия в разных ви­дах дежурств, в выполнении разно­образных поручений. Возрастные воз­можности детей позволяют воспитате­лю решить более сложные задачи тру­дового воспитания:

  • приучать детей договариваться о
    предстоящей работе;

  • работать в нужном темпе;

  • выполнять задание в определен­ный срок.

В старшей группе педагог исполь­зует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание, а в конце ра­боты подводится общий итог.

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возмож­ность воспитывать положительные фор­мы общения между детьми: умение веж­ливо обращаться друг к другу с прось­бой, договариваться о совместных дей­ствиях, помогать друг другу.

В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе на­выки ухода за растениями и животными (труд в природе), осваивают простейшие действия с предметами, узнают о мате­риалах и их свойствах (ручной труд). У детей формируется интерес к труду же­лание трудиться (хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание).

В каждой группе необходимо соз­дать условия для всех видов труда, со­ответствующие возрасту детей. Должен рационально храниться инвентарь и ма­териалы, чтобы дети имели возмож­ность самостоятельно ими пользоваться.

Содержание труда детей, система включения их в труд, его продолжи­тельность и объем, формы объедине­ния детей в труд, методы и приемы, постепенное усложнение задач и по­вышение требований к самостоятель­ности детей должны соответствовать программе каждой возрастной группы.

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста

1-я младшая группа

  1. Воспитывать уважение к людям любой профессии.

  2. Подчеркивать значимость резуль­татов их труда.

  3. Поддерживать желание детей по­могать взрослым.

  4. Приобщать детей к самообслу­живанию

2-я младшая группа

1. Воспитывать желание принимать посильное участие в трудовой дея­тельности.

Средняя группа

  1. Воспитывать положительное от­ношение к труду, желание трудиться.

  2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помо­щью воспитателя о распределении ра­боты, заботиться о своевременном за­вершении совместного задания.

  1. Формировать начала ответствен­ного отношения к порученному зада­нию (умение и желание доводить на­чатое дело до конца, стремление сде­лать его хорошо).

  2. Разъяснять детям значимость их труда.

  3. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.

Старшая группа

  1. Продолжать расширять представ­ления детей о труде взрослых. Пока­зывать результаты труда, его обще­ственную значимость. Систематизиро­вать знания о труде людей в разное
    время года.

  2. Рассказывать о профессиях пе­дагога, врача, строителя, работников
    сельского хозяйства, транспорта, швей­ной промышленности, торговли и др.

  3. Объяснять, что для облегче­ния труда используется разнообразная техника (компьютер, кассовый ап­парат, электрическая швейная машина и т. п.).

  4. Познакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников,
    писателей, композиторов, мастеров на­ родного декоративно- прикладного ис­кусства. Показать результаты их труда: картины, книги, ноты, предметы деко­ративного искусства.

  5. Объяснять детям, что труд взрос­лых оплачивается, а заработанные день­ги люди тратят на приобретение пищи, одежды, мебели, на отдых.

  6. Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения.

  7. Учить доводить начатое дело до конца.

  8. Развивать творчество и инициа­тиву при выполнении различных видов труда. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.

  9. Учить наиболее экономным прие­мам работы. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отно­шение к материалам и инструментам.

  1. Учить оценивать результат своей работы с помощью взрослого.

  2. Стимулировать желание прини­мать участие в трудовой деятельности

Подготовительная группа

  1. Продолжать воспитывать интерес к различным профессиям, месту работы родителей.

  2. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой местных условий.

  3. Расширять представления о тру­де взрослых. Воспитывать уважение к людям труда.

  4. Формировать потребность тру­диться.

  5. Воспитывать любовь к труду.

  6. Приучать старательно, аккуратно выпол­нять поручения, беречь материалы и пред­меты, убирать их на место после работы.

7. Воспитывать желание участво­вать в совместной трудовой деятель­ности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, добиваться результатов.

Методический комментарий

  • Приобщение детей к трудовой де­ятельности начинается с 1-й младшей группы. Основной вид труда в этом возрасте — самообслуживание.

  • Во 2-й младшей группе продол­жается формирование у детей желания к посильному труду.

  • Объем задач по трудовому вос­питанию нарастает со средней груп­пы, достигая максимума в старшей.

Именно в средней группе дети актив­но овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в приро­де, хозяйственно-бытового и самообслуживающего труда. В старшей груп­пе добавляется ручной труд.

  • В старшей группе делается боль­ший акцент на формирование всех до­ступных детям умений, навыков в различ­ных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.

  • В подготовительной группе сформи­рованные навыки и умения совершенствуются. Но базовая основа трудовых умений детей закладывается в старшей группе.

Самообслуживание

Группы

Задачи и содержание работы

1-я младшая

1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).

2. Продолжать учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.

4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами {носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.

6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.

7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.

8. Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.

9. Учить правильно надевать одежду и обувь.

2-я младшая

1. Продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной после­довательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, склады­вать, вешать одежду и т. п.).

2. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при не­большой помощи взрослых.

3. Продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши, насу­хо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носо­вым платком.

4. Учить правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой.

Средняя

1. Совершенствовать умения самостоятельно одеваться, раздеваться: приучать аккуратно скла­дывать и вешать одежду с помощью взрослого, приводить ее в порядок — чистить, про­сушивать,

2. Воспитывать стремление быть всегда аккуратными, опрятными.

3. Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

4. Закреплять умения пользоваться расческой, носовым платком.

5. Приучать при кашле и чихании отворачиваться и прикрывать нос и рот платком.

6. Продолжать учить пользоваться правильно столовыми приборами — ложкой, вилкой, ножом).

7. Учить полоскать рот после еды.

Старшая

1. Формировать привычку ежедневно чистить зубы и умываться, по мере необходимо­сти мыть руки.

2. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать в шкаф одежду своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на место).

3. Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.

4. Формировать привычку бережно относиться к личным вещам.

5. Развивать желание помогать друг другу

6. Приучать самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей.

7. Соблюдать порядок в своем шкафу, раскладывать одежду в определенные места.

8. Учить опрятно убирать постель.

Подготови­тельная

1. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последова­тельности, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, свое­временно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).

2. Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично говорить товарищу о неполадке в его костюме, обуви, помогать устранять его. Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь.

3. Учить самостоятельно готовить материалы и пособия к занятию.

4. Приучать чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном. К концу года дети могут: одеваться и раздеваться, следить за порядком в своей одежде, в случае необходимости приводить ее в порядок.

Алгоритмы навыков самообслуживания

Группы

Навыки и умения

Условия для формирования самообслуживания

1-я младшая

1. Самостоятельно мыть руки, умываться, насухо вытирать руки личным полотенцем (вначале под контролем взрослого). 2. При небольшой помощи взрослых правильно надевать и сни­мать одежду, обувь, расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках. 3. Самостоятельно есть ложкой, пить из чашки, держать их в правой руке. 4. Самостоятельно пользоваться индивидуальньши предметами носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком 5. Усваивать порядок одевания и раздевания. 6. Аккуратно складывать снятую одежду и обувь.

1. Индивидуальные носовые платки, полотенца, расчески.

2. Тарелки, ложки, чашки.

3. Шкафчики и стойки для полотенец с индивидуальной меткой ребенка.

4. Салфетки

2-я младшая

1. Самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности. 2. Складывать, вешать предметы одежды.

3. Мыть руки, лицо, уши аккуратно.

4. Насухо вытираться.

5. Вешать полотенце на место.

6. Пользоваться носовым платком (расческой).

7. Пользоваться правильно столовой и чайной ложками, вил­кой салфеткой.

1. Индивидуальные носовые платки, полотенца, расчески

2. Тарелки, ложки (столовые, чайные), чашки, вилки.

3. Салфетки.

4. Шкафчики для одежды и стойки для полотенец с индивидуальной мет­кой ребенка.

5. Рисуночные алгоритмы умывания, одевания и раздевания.

Средняя

1. Самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду.

2. С помощь взрослого приводить в порядок одежду — чистить, просушивать.

3. Самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

4. Пользоваться носовым платком и расческой.

5. При кашле и чихании прикрывать нос и рот плат­ком, отворачиваться.

6. Правильно пользоваться столовыми приборами — ложкой, вилкой, ножом.

7. Полоскать рот после еды.

1. Индивидуальные носовые платки, полотенца, расчески.

2. Тарелки, ложки (столовые и чайные), чашки, вилки, ножи.

3. Щетки для очистки одежды, обуви.

4. Стакан для полоскания рта по­сле еды.

5. Рисуночные алгоритмы умывания, одевания и раздевания,

6. Шкафы для одежды, стойки для полотенец.

Старшая

1. Самостоятельно одеваться и раздеваться.

2. Аккуратно складывать свою одежду в шкаф.

3. Своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).

4. Самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

5. Ежедневно чистить зубы. 6. Следить за чистотой ногтей.

7. Раскладывать в своем шкафу одежду в определенные места. 8. Опрятно убирать постель.

9. Оказывать взаимную помощь в процессе одевания, раздевания.

10. Пользоваться носовым платком, расческой, салфеткой.

11. Пользоваться правильно столовыми приборами — ложкой, вилкой, ножом.

1. Щетки для чистки одежды, обуви.

2. Мыло, индивидуальное полотенце.

3. Индивидуальная расческа и носо­вой платок.

4. Столовые приборы: ложки, вилки, ножи, чашки, блюдца, салфетки.

5. Рисуночные алгоритмы умывания, раздевания, одевания, чистки зубов, уборки постели, сервировки стола.

Подготови­тельная

1. Самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

2. Аккуратно складывать в шкаф одежду.

3. Ставить на место обувь, мыть, протирать ее.

4. Своевременно сушить мокрые вещи.

5. Замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.

6. Тактично напоминать товарищу о непорядке в его ко­стюме, обуви, помогать устранять их.

7. Самостоятельно готовить материалы и пособия к за­нятию.

8. Чистить зубы, полоскать рот после еды. 9. Мыть ноги перед сном.

1. Шкафы для одежды, стойки для по­лотенец.

2. Тазики для мытья ног.

3. Стаканы для полоскания рта.

4. Зубная щетка и паста (индивиду­ально для каждого).

5. Щетки для чистки одежды, обуви.

6. Индивидуальные носовые платки полотенца, расчески. 7. Губки для мытья обуви.

Методические рекомендации

• Формирование навыков самооб­служивающего труда тесно взаимо­связано с формированием культурно-гигиенических навыков и влияет на их совершенствование.

• Алгоритм поможет воспитателю в работе над перспективным планом, в выборе конкретных форм и методов работы для более полного и свое­временного формирования всех навы­ков самообслуживающего труда у детей каждой возрастной группы



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа полового воспитания детей дошкольного возраста

    Программа
    Данное учебное пособие предназначено для студентов факультета дошкольного и начального образования очной и заочной формы обучения, изучающих медицинские дисциплины: «Возрастная анатомия и физиология» и «Основы педиатрии и гигиены
  2. Физическая культура и закаливание детей дошкольного возраста

    Реферат
    Повышение устойчивости человека к различным неблаго­приятным факторам окружающей среды — основная задача современной медицины. В этом именно и заключается её про­филактическая направленность.
  3. Воспитание в первобытном обществе

    Документ
    Глава 1* ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ПРИ ФЕОДАЛИЗМЕ ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ* ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ*
  4. Цели и задачи программы: 4 Информационная справка о школе 6 > Организационно-педагогические условия, способствующие реализации образовательной программы. 7 Раздел III. Дошкольное образование 10 > Образовательные программа дошкольного образования дсп №3 10

    Программа
    Образовательная программа школы – документ, который разработанный школой в соответствии с государственными образовательными стандартами и определяющий:
  5. Комплексная общеобразовательная программа образования детей дошкольного возраста тюменской области

    Образовательная программа
    Гребёнкина Наталья Валентиновна, кандидат педагогических наук, заведующая сектором дошкольного образования департамента образования и науки Тюменской области

Другие похожие документы..