Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Данный отзыв был написан по просьбе Генерального директора ООО “АСК” Озорина Алексея Валерьевича с которым наша организация познакомилась с помощью ч...полностью>>
'Программа'
Святые отцы, священнослужители, педагоги много столетий поднимали один из самых важных вопросов: образование подрастающего поколения в христианском д...полностью>>
'Документ'
Посетив эту экскурсию, можно осмотреть один из самых древних эллинских городов - колоний в Малой Азии, основанный в 11 веке до Р.Х. и побывать в домик...полностью>>
'Документ'
2 день Прибытие в Брест. Посадка в автобус (во избежание многочасовых очередей, возникаю-щих иногда на белорусско-польской границе, фирма оставляет з...полностью>>

100 великих отечественных кинофильмов

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

«ВОЗВРАЩЕНИЕ»

Производство «REN-фильм», 2003 г. Сценарий В. Моисеенко и А. Новотоцкого. Режиссер А. Звягинцев. Оператор М. Кричман. Художник Ж. Пахомова. Композитор А. Дергачев. В ролях: В. Гарин, И. Добронравов, К. Лавроненко, Н. Вдовина.

Картина дебютанта Андрея Звягинцева стала главной сенсацией мирового кинематографического года. До выхода на экран о «Возвращении» не знал никто, кроме коллектива студии «REN-фильм», где картина была сделана в качестве первого продюсерского опыта. Дмитрий Лесневский, вкладывая деньги в художественный фильм, понимал, что сильно рискует их потерять. Правда, бюджет «Возвращения» был скромным — 400 тысяч долларов плюс 50 тысяч долларов на рекламную кампанию.

Но произошло чудо. Фильм стал обладателем «Золотого льва» и приза за лучший дебют на Венецианском кинофестивале-2003. Лауреатом премии «Золотой орел-2003» (лучший игровой фильм). Номинантом на премию Голливудской ассоциации иностранной прессы «Золотой Глобус».

Режиссер «Возвращения» Андрей Звягинцев учился кинорежиссуре самостоятельно. Он окончил Новосибирское театральное училище, играл в спектаклях местного ТЮЗа. А в 1986 году уехал в Москву и поступил в ГИТИС. Встретил Дмитрия Лесневского, руководителя компании «REN TV». Снял три короткометражки для сериала «Черная комната». Но мечтал о картине для большого экрана.

Сценаристы Владимир Моисеенко и Александр Новотоцкий, авторы сериалов для «REN TV», в 2000 году написали сценарий для полнометражного фильма под коротким названием «Ты». Звягинцев его прочитал и сразу захотел поставить: «Редкое свойство сценария, когда видишь за ним реальных людей, слышишь диалоги». Правда, некоторые формальные вещи он потом изменил: начало и финал. Изменил также имена главных героев.

Рассказанная история предельно проста и, кажется, могла бы произойти в любое время, в любой стране. В жизни двух братьев Ивана и Андрея (Иван Добронравов и Владимир Гарин) неожиданно появляется отец (Константин Лавроненко), знакомый им только по фотографии. После двенадцатилетнего отсутствия он приезжает в дом бывшей жены (Наталья Вдовина). В ответ на ее просьбу — побыть с детьми, он везет мальчиков на рыбалку. Начинается противоборство характеров. Герои фильма попадают на остров. Взаимные претензии приводят к открытому столкновению, которое заканчивается случайной смертью отца…

Исполнителей главных детских ролей искали полгода. Пересмотрели сотни кандидатов. «Я ведь ждал встречи, — говорит Звягинцев. — И с Ваней Добронравовым, и с Володей Гариным эта встреча произошла сразу, когда я их первый раз увидел, у меня было такое ощущение, что это не они у меня на кастинге, а я у них. Почувствовал взрослые души. Ваня жил в Москве, Володя — в Петербурге…»

На роль отца был утвержден Константин Лавроненко. Звягинцев увидел его в одном из театральных спектаклей еще в 1992 году и был поражен игрой артиста. Чудо, что через столько лет удалось отыскать Лавроненко.

«Наша картина сделана дебютантами: звукооператор, художник по костюмам, композитор, продюсер — это была их первая работа в кино; актеры тоже. Исполнитель роли отца участвовал как-то в съемках в 1984 году, но уже забыл об этом, — говорит Андрей Звягинцев. — Мне кажется, что энергия дебютантов, энергия людей, которые дерзают и хотят сделать что-то новое, очень благотворная сила. Эти люди не требуют к себе много внимания, больших гонораров — они просто хотят снимать кино!»

Оператор Михаил Кричман окончил полиграфический институт, работал монтажером на телевидении. Он учился операторской работе по специализированным журналам. На «Возвращении» ему помогал опытный второй оператор — Евгений Майоров.

Композитор Андрей Дергачев не знал нотной грамоты! Но, по словам Звягинцева, «он — человек со вкусом, идеальным музыкальным чутьем и деликатностью какой-то нереальной». Сидит у себя дома и сочиняет музыку на компьютере. И вот однажды Звягинцев это услышал и сразу был покорен. Музыку для «Возвращения» Дергачев сочинял в течение года.

Съемки проходили под Петербургом, на Ладожском озере. Работали напряженно. За 40 дней группа Звягинцева имела всего три дня выходных, да и то они пришлись на ночные переезды из Выборга в Зеленогорск. А как дети работали по 12 часов в сутки… «Если бы не было мужества этих людей, их жажды дела, то не получилось бы ничего», — это слова Звягинцева.

Лавроненко говорит, что самыми трудными были для него съемки в ледяной воде. Судороги сотрясали тело актера, не помогали ни сила воли, ни коньяк.

Из фильма изымалось все, что указывало бы на место и время действия. Там весь реквизит, все улики перемешаны. Звягинцев не добивался правдоподобия, он снимал не социальную драму, а скорее притчу.

Известный кинокритик А. Плахов уверен, что в фильме не все так просто. Внимательный зритель обратит внимание на то, что в день приезда отца мальчики открывают иллюстрацию к Библии: «Авраам приносит в жертву Исаака». Действие фильма происходит в течение «библейских» семи дней творения — от воскресенья до субботы. Сыновья впервые видят отца спящим — словно мертвым, и в этой сцене, а также в финале фильма он выглядит как мертвый Христос со знаменитого полотна Андреа Мантеньи. Когда эти кадры появились на венецианском экране, в зале зашелестело восхищенное: «Мантенья!» Когда же отец везет сыновей в лодке на таинственный остров, то выглядит как Харон-перевозчик, трудящийся на загробных реках. И вообще всем своим грубовато-немногословным поведением напоминает гостя с того света.

Критики отмечали игру юных актеров. Кажется, они не играют, а живут на экране. Увы, одного из этих талантливых мальчишек уже нет с нами. 25 июня 2003 года, спустя ровно год с того дня, когда был отснят первый кадр ленты, в Осиновецком озере утонул пятнадцатилетний Володя Гарин. Он учился в музыкальной школе, потом увлекся актерством, успешно играл в спектаклях петербургского театра «Зазеркалье». И вот так нелепо оборвалась жизнь этого талантливого парня…

Готовый фильм Звягинцев показал на видео сценаристам. «Они сидели в креслах онемевшие, — вспоминает режиссер. — Потом Володя Моисеенко стал говорить что-то неопределенное. Хотел загладить ситуацию. А Новотоцкий молчал, как камень. Даже на пороге не произнес ни слова. Я взмолился: "Это бесчеловечно, хоть что-то скажи, хоть гримасу сострой!" Он обернулся и сказал: "Последний раз я так скучал на „Сталкере“ Тарковского". В Венеции он сидел на первом ряду, был невероятно пьян: "Андрей, я плачу второй раз в жизни"».

Картину Звягинцева часто сравнивают с «Ивановым детством» Тарковского. Оба фильма сняты Андреями. И там, и здесь в центре подростки, причем в картине Звягинцева одного из них тоже зовут Иван, другого — Андрей. Правда, в «Возвращении» нет войны, и в этом смысле скорее работает параллель с более поздними работами Тарковского, где ключевую роль играет пейзаж.

«Это дело критики — сравнивать, — рассуждает Звягинцев, — некоторые даже договорились до того, что в "Возвращении" полно цитат из Тарковского. Это не так, хотя в моем фильме я отдаю дань этому режиссеру, вернее, даже не ему самому, а тому языку кино, на котором мы все разговариваем. Взаимовлияние в кино неизбежно, но в моем фильме абсолютно нет никакого эпигонства».

Лесневский разослал кассеты с «Возвращением» по всевозможным адресам… Оба долго не могли поверить, когда получили приглашения на конкурсные показы престижных кинофестивалей мира — в Монреаль, Торонто, Локарно… Выбирать надо было что-то одно (время прохождения фестивалей совпадало). Но после того как фильм отослали в Локарно, в электронной почте Звягинцева оказалось письмо из Венеции, в котором говорилось, что «Возвращение» является кандидатом на участие в конкурсной программе фестиваля.

Еще до начала Венецианского фестиваля фильм Звягинцева был продан в Италию и Францию, в другие солидные страны, причем между потенциальными прокатчиками разгорелась настоящая борьба.

Французский продюсер арестовал копию и заявил, что не выйдет из офиса, пока Звягинцев не подпишет с ним контракт: «Я влюблен в вашу картину и участвую в любом вашем следующем проекте!» Предлагались суммы сделок, на порядок превышающие обычные скромные расценки на наше кино.

В Венеции у российского режиссера были сильные соперники, среди которых выделялся знаменитый Такеши Китано. К тому же фестиваль был юбилейный, 60-й, жюри возглавлял классик национальной комедии Марио Моничелли, а в конкурсе честь Италии защищал фильм другого классика, Марко Беллоккио.

Пресса называла картину Звягинцева в числе фаворитов.

«"Возвращение" — это шедевр. Безоговорочное лидерство», — писала «Коррьере делла сера».

«Лучший фильм из России со времен Тарковского. Если есть справедливость, "Возвращение" должно получить "Золотого льва", и даже если его уведут итальянцы, фильм Звягинцева будет все равно восприниматься как настоящий победитель», — это уже «Гардиан».

6 сентября 2003 года на торжественной церемонии закрытия Венецианского фестиваля режиссера фильма «Возвращение» объявили главным лауреатом, и полуторатысячный зал четверть часа кричал «Брависсимо!» Мало того, другое независимое международное жюри вручило Андрею Звягинцеву еще одного «Золотого льва» — за лучший дебют.

«Почему такой успех? — переспрашивал у журналистов Генеральный секретарь ФИПРЕССИ Клаус Эдер. — Не знаю, но фильм сработал. Он очень прост, в нем придумана замечательная история, она великолепно срежиссирована и сыграна, разве этого мало?»

Свою победу Андрей Звягинцев посвятил юному артисту Владимиру Гарину, не дожившему до мировой премьеры двух месяцев.

«Ничего подобного в своей жизни и не испытывал, — рассказывает триумфатор. — Даже не само награждение меня поразило, а конкурсный показ, когда зал взорвался криками "браво" с первого финального титра. Вся наша съемочная группа плакала, даже те, от кого я этого не ожидал. Не плакал только я, поскольку просто не знал, что делать. Такой прием был оглушающе неожиданным после московского показа для прессы. Там все смотрели исподлобья и весьма сдержанно. На улицах Венеции к нам подходили абсолютно незнакомые люди и говорили: "Грациа!"»

Фильм был продан во Францию, Италию, Бельгию, Швейцарию, Нидерланды, Великобританию, США, Австралию и многие другие страны мира. Картина с бюджетом всего в 400 тысяч долларов, еще даже не выйдя в прокат на родине, мгновенно окупила себя.

«Возвращение» получило более тридцати наград по всему миру. Среди них — приз Фассбиндера «Открытие года», присуждаемый Европейской киноакадемией за лучший дебют. Впервые за 40-летнюю историю лауреатом премии Шведского института киноискусства картина российского режиссера стала лауреатом премии «Золотой жук». Отметили «Возвращение» и на родине, вручив премию «Золотой орел-2003» в категории лучший игровой фильм. Режиссер Александр Митта сказал с надеждой: «"Возвращение" открыло очень важный этап — в России наконец появился режиссер-интеллектуал».

ЛИТЕРАТУРА

Абдуллаева З.К. Вне игры. Олег Янковский в театре и кино. — М.: В/О «Союзтеатр» СТД СССР, 1990.

Абдуллаева З.К. Живая натура. Картины Романа Балаяна. — М.: ВТПО «Киноцентр», 1989.

Александров Г.В. Эпоха и кино. — М.: Политиздат, 1983.

Арлазоров М.С. Протазанов. — М.: Искусство, 1973.

Артмане А.В.Ф. Сердце на ладони. — М.: Молодая гвардия, 1990.

Бабочкин Б.А. В театре и кино. — М.: Искусство, 1968.

Баллада о солдате. Сб. — М.: Искусство, 1967.

Баталов Н.П. Статьи. Воспоминания. Письма. — М.: Искусство, 1971.

Беседы на втором этаже. Теория кино и художественный опыт. — М.: Всесоюзный научно-исследовательский институт киноискусства Госкино СССР, 1989.

Богомолов Ю.А. Михаил Калатозов. — М.: 1989.

Божович В.И. Покаяние. — М.: ВТПО «Киноцентр», 1988.

Бондарчук С.Ф. Желание чуда. — М.: Молодая гвардия, 1984.

Борис Андреев. Сб. — М.: Искусство, 1991.

Братья Васильевы. Собрание сочинений в 3 т. — М.: Искусство, 1982.

«Броненосец "Потемкин"». Сб. / Сост. Н.И. Клейман, К.Б. Левина. — М.: Искусство, 1969.

Вартанов А.С. Анатолий Кузнецов. — М.: ВТПО «Киноцентр», 1991.

Ю. Визбор. Когда все были вместе… Сб. / Сост. Д.А. Сухарев. — М.: ВТПО «Киноцентр», 1989.

Власов А.Н. Млодик А.М. Герои Шолохова на экране. — М.: Искусство, 1991.

Власов А.Н. Млодик А.М. Тихо! Идет съемка! — М.: Искусство, 1960.

Воронецкая Т.В. Леонид Филатов. — М.: Искусство, 1992.

Выстробоец А.И. Сергей Бондарчук: Судьба и фильмы. — М.: Искусство, 1991.

Габрилович Е.И., Панфилов Г.А. «В огне брода нет». «Начало». — М.: Искусство, 1972.

Гайдаров В.Г. В театре и кино. — Ленинград: Искусство, 1966.

Герасимов С.А. Собрание сочинений. Т. 3. Статьи, выступления, очерки. — М.: Искусство, 1984.

Герасимов Ю.К., Скверчинская Ж.Г. Черкасов. — М.: Молодая гвардия, 1977.

Гершкович А.А. Михаил Жаров. — М.: Искусство, 1976.

Голикова Н.Ю. Ия Саввина. — М.: ВТПО «Киноцентр», 1988.

Горфункель Е.И. Иннокентий Смоктуновский. — М.: Искусство, 1990.

Гребнев А.Б. Заметки последнего сценариста. — М.: Алгоритм, 2000.

Грищенкова И.Н. Абрам Роом. — М.: Искусство, 1977.

Громов Е.С. Комедии и не только комедии. Кинорежиссер Рязанов. — М.: ВТПО «Киноцентр», 1989.

Громов Е.С. Лев Кулешов. — М.: Искусство, 1984.

Гурченко Л.М. Аплодисменты. — М.: Центрполиграф, 1994.

Данелия Георгий. Сб. / Сост. Г.В. Краснова. — М.: Искусство, 1982.

Дзиган Е. Жизнь и фильмы: Статьи. Свидетельства. Воспоминания. Размышления. — М.: Искусство, 1981.

Добин Е.С. Козинцев и Трауберг. — М.: Искусство, 1963.

Довженко в воспоминаниях современников. Сб. / Сост. Л.И. Пажитнова, Ю.И. Солнцева. — М.: Искусство, 1981.

Донской М. Сб. — М.: Искусство, 1973.

Дунский Ю. и др. Экипаж: Киносценарий. Вступительное слово В. Коккинаки. — М.: Искусство, 1981.

Жизнь и фильмы Владимира Скуйбина. — М.: Искусство, 1966.

Зак М.Е. Михаил Ромм и его фильмы. — М.: Искусство, 1988.

Зоркая Н.М. Портреты. — М.: Искусство, 1965.

Иванова Т.В. Борис Андреев. — М.: Искусство, 1966.

Иванова Т.В., Неделин В.А. Николай Крючков. — М.: Искусство, 1984.

Из истории «Ленфильма. Сб., вып. 4. — Ленинград: Искусство, 1975.

Ильинский И.В. Сам о себе. — М.: Искусство, 1984.

Кагарлицкая А. Михаил Кононов. — М.: Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1982.

Капралов Г.А. Талант, совесть и страсть: Девять штрихов к портрету Михаила Ульянова. — М.: Московский рабочий, 1988.

Карганов А.В. Всеволод Пудовкин. — М.: Искусство, 1983.

Катанян В.В. Прикосновение к идолам. — М.: Захаров; Вагриус, 1997.

Кваснецкая М.Г. Алексей Баталов. — М.: Панорама, 2000.

Кваснецкая М.Г. Лев Кулиджанов. — М.: Искусство, 1968.

Кинооператор Вячеслав Горданов. — Ленинград: Искусство, 1973.

Кинооператор Андрей Москвин. — Ленинград: Искусство, 1971.

Козинцев Г.М. Собрание сочинений в 5 т. — Ленинград: Искусство, 1982.

Кончаловский А.С. Низкие истины. — М.: Коллекция «Совершенно секретно», 2001.

Кремлев Г.Д. Михаил Калатозов. — М.: Искусство, 1964.

Кривицкий К.Е. Инна Макарова. — М.: Искусство, 1967.

Крымова Л., Осико М. Алексей Баталов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

Кузьмина Е.А. О том, что помню. — М.: Искусство, 1989.

Кулешов Л.В., Хохлова А.С. 50 лет в кино. — М.: Искусство, 1975.

Куликов С.И. Леонид Луков. — Киев: Мистецтво, 1985.

Кушниров М.А. Жизнь и фильмы Бориса Барнета. — М.: Искусство, 1977.

Лайнер Л.Д. Веселая троица — Вицин, Моргунов, Никулин. — М.: ЗАО Изд-во Центрополиграф, 2001.

Лариса. Книга о Ларисе Шепитько. Сб. / Сост. Э.Г. Климов. — М.: Искусство, 1987.

Левшина И.С. Ролан Быков. — М.: Искусство, 1973.

«Ленфильм». Победы, призы, награды. — Ленинград: ВТПО «Киноцентр», 1990.

Евгений Леонов: Жизнь и роли. Сб. / Сост. В.Я. Дубровский. — Ростов-на-Дону: Феникс. 1998.

«Летят журавли». Сб. — М.: Искусство, 1972.

Липков А.И. Герман, сын Германа. — М.: ВТПО «Киноцентр», 1988.

Липков А.И. Профессия или призвание. — М.: ВТПО «Киноцентр», 1991.

Лордкипанидзе Н.Г. Донатас Банионис. — М.: Искусство, 1972.

Павел Луспекаев. Сб. / Сост. Ланина Т.В. — Ленинград: Искусство, 1977.

Лунгин С.Л. Виденное наяву. — М.: Искусство, 1989.

Лучко К.С. Виновата ли я? — М.: Коллекция «Совершенно секретно», 2000.

Лындина Э.М. Олег Меньшиков. — М.: Изд-во ЭКСМО, изд-во Алгоритм, 2005.

Лындина Э.М. Нина Русланова. — М.: ВТПО «Киноцентр», 1990.

Львовский М.Г. Человек, которому верят. Кинематограф Ролана Быкова. — М.: ВТПО «Киноцентр», 1990.

Любомудров М.Н. Н. Симонов, Ю. Завадский. — М.: Молодая гвардия, 1983.

Марьямов А.М. Довженко. — М.: Молодая гвардия, 1968.

Мельников Н. Три беседы с режиссером. — М. Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1984.

Меркель М.М. Угол зрения. Диалог с Урусевским. — М.: Искусство, 1980.

Мир и фильмы Андрея Тарковского. Сб. / Сост. А.М. Сандлер. — М.: Искусство, 1990.

Никита Михалков. Сб. / Сост. А.М. Сандлер. — М.: Искусство, 1989

Мордюкова Н.В. Не плачь, казачка! — М.: Олимп; Смоленск: Русич, 1998.

«Мы из Кронштадта». Сб. / Сост. Л.А. Парфенов. — М.: Искусство, 1968.

Немов А.В. Вячеслав Тихонов. — М.: Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1984.

Никулин Ю.В. Почти серьезно… — М.: Вагриус, 1998.

О Тарковском. Сб. / Сост. М.А. Тарковская. — М.: Прогресс, 1989.

Павлов Ю.В. Юозас Будрайтис. — Ленинград: Искусство, 1988.

Павлова М.И. Янина Жеймо. — М.: Искусство, 1980.

Павлова М.И. Павел Кадочников. — М.: Искусство, 1991.

Парамонова К.К. Александр Роу. — М.: Искусство, 1979.

Парфенов Л.А. Сергей Герасимов. — М.: Искусство, 1975.

Писаревский Д.С. Братья Васильевы. — М.: Искусство, 1981.

Писаревский Д.С. 100 фильмов советского кино. — М.: Искусство, 1967.

Погожева Л.П. Михаил Ромм. — М.: Искусство, 1967.

Пудовкин в воспоминаниях современников. — М.: Искусство, 1989.

Пушнова Н.К. Андрей Миронов: История жизни. — М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

Пырьев И.А. Избранные произведения в 2 т. — М.: Искусство, 1978.

Раззаков Ф. Наше любимое кино. — М.: Алгоритм, 2004.

Розен С.Г. Григорий Рошаль. — М.: Искусство, 1965.

Розов В.С. Удивление перед жизнью. — М.: Вагриус, 2000.

Рыбак Л.А. Как рождались фильмы Михаила Швейцера. — М.: Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1984.

Рыбак Л.А. Марк Бернес. — М.: Искусство, 1976.

Рязанов Эльдар. Сб. — М.: Искусство, 1974.

Рязанов Э.А. НЕподведенные итоги. — М.: Вагриус, 1997.

Садуль Ж. Всеобщая история кино. — М.: Искусство, 1958–1982.

Серебряков М.Г. Воспоминания о «Депутате Балтики». — Ленинград: Искусство, 1988.

Скороходов Г.А. В поисках утраченного. — М.: Рутена, 2000.

Смирнова Л.Н. Моя любовь. — М.: Вагриус, 1997.

Смоктуновский И.М. Быть! — М.: Алгоритм, 2000.

Соболев Р.П. Александр Довженко. — М.: Искусство, 1980.

Соболев Р.П. Люди и фильмы дореволюционного кино. — М.: Искусство, 1961.

Соболевский П.С. Из жизни киноактера. — М.: Искусство, 1967.

Стриженов О.А. Исповедь. — М.: Алгоритм, 1999.

Суменов Н.М., Сулькин О.М. Юрий Озеров. — М.: Искусство, 1986.

Тадэ Э.С. Надежда Румянцева. — М.: Искусство, 1967.

Таривердиев М.Л. Я просто живу. — М.: Вагриус, 1997.

Тодоровский П.Е. Военно-полевой роман. — М.: Искусство, 1986.

Трауберг Л.З. Янина Жеймо. — М.: ВТПО «Киноцентр», 1990.

Трилогия о Максиме: «Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона». Сб. / Сост. И.И. Чанышев. — М.: Искусство, 1981.

Туровская М.И. Семь с половиной, или Фильмы Андрея Тарковского. — М.: Искусство, 1991.

Тюрин Ю.П. Кинематограф Василия Шукшина. — М.: Искусство, 1984.

Ульянов М.А. Приворотное зелье. — М.: Алгоритм, 1999.

Урбанский Евгений. Сб. / Сост. В.Я. Дубровский. — М.: Искусство, 1968.

Утесов Л.О. Спасибо, сердце! — М.: Вагриус, 2000.

Фомин В.И. Пересечение параллельных. — М.: Искусство, 1976.

Фролов И.Д. Григорий Александров. — М.: Искусство, 1976.

Хлоплянкина Т.М. «Застава Ильича». — ВТПО «Киноцентр», 1990.

Хохрякова С.И. Олег Янковский. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

Черкасов Н.К. Записки советского актера. — М.: Искусство, 1953.

Черкасова Н.Н. Рядом с Черкасовым. — Ленинград: Лениздат, 1978.

Четыре музы Анатолия Папанова. Сб. / Сост. А.М. Кравцов. — М.: Искусство, 1994.

Чирков Б.П. Про нас, про актеров. — М.: Молодая гвардия, 1957.

Шепитько Лариса. Сб. — М.: Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1982.

Шкловский В.Б. Эйзенштейн. — М.: Искусство, 1976.

Шнейдерман И.И. Григорий Чухрай. — Л.-М.: Искусство, 1965.

Щеглов Д.А. Любовь Орлова. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.

Щеглов Д.А. Фаина Раневская: монолог. — М.: Олимп; Смоленск: Русич, 2001.

Экран 1965–1990. Сборники. — М.: Искусство, 1965–1990.

Юренев Р.Н. Краткая история киноискусства. — М.: Издательский центр «Академия», 1997.

Яснец Э.Я. Олег Басилашвили. — Ленинград: Искусство, 1981.

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

Без сна на Заречной улице. — М.: Экран и сцена, 2002, № 6.

Биневич Е. Будни сказочника. — М.: Искусство, 1997, № 3.

Боброва Н. Господа офицеры. — М.: Московский комсомолец, январь 2002.

Велигжанина А. «Чапаев»: после фильма вдова Петра Исаева (прототип Петьки) покончила с собой. — М.: Комсомольская правда, 5 ноября 2004.

Велигжанина А. Фотопробы к фильмам «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука», «Я шагаю по Москве. «Девчата», «Москва слезам не верит», «Агония». — М.: Комсомольская правда, 2003–2004.

Верник В. Мягкая сила. — М.: Неделя, 1993, № 11.

Гордон А. Воспоминания об Андрее Тарковском. — М.: Искусство кино, 2001, № 2–4.

Громов Е. Мотылек на ветру. — М.: Советский экран, 1983, № 6.

Гурьянова Т. «Морозко»: 40 лет спустя. — М.: Версия, 2004, № 6.

Данелия Г. Главная трудность была с Бузыкиным. — М.: Труд, 10 июня 2004.

Зоркая Н. Не стоит село без праведницы. — М.: Искусство кино, 1989, № 1.

Зоркая Н. Андрей Тарковский. Один за всех. — М.: Новое время, 2002, № 16.

Калантир К.Л. Этюды о Параджанове. — М.: Человек, 1995, № 6.

Кантемирова З. Мы доживем до понедельника. — М.: Кино-Парк, 1998, № 3.

Кантор А. «Случайная история. Исторический случай…» — М.: Искусство кино, 1995, № 9.

Крымова Н. «Куда ж теперь идти солдату?..» (Марк Бернес). — М.: Искусство кино, 1995, № 5.

«Кубанские казаки»: сказка продолжается уже 50 лет. — М.: Комсомольская правда, 22 сентября 2000.

Малюкова Л. Человек июльского дождя. — М.: Новая газета, 2000, № 70.

Мартынова Г. Рано или поздно все обречены посмотреть эту картину. — М.: Правда, 12 апреля 1995.

Михалков Н. Режиссер не должен долго находиться под обаянием своей картины. Это опасно. — М.: Искусство кино, 1995, № 3.

Названов М. «Проклятая картина». Письма к Ольге Викландт со съемок фильма «Иван Грозный». — М.: Искусство кино, 1998, № 2.

Шахов А. Чистая мистика. — М.: Искусство кино, 2004, № 1.

Поскурина С. Глазами очевидца. О съемках фильма «Русский ковчег». — М.: Искусство кино, 2002, № 7.

Притуленко В. Золушка на все времена. — М.: Искусство, 1997, № 3.

Сапрыкина О. В «Кавказской пленнице» Никулину в постель подложили карлика. — М.: Комсомольская правда, 29 июня 2001.

Сапрыкина О. Ради «Мимино» Данелия вырвал восемь зубов. — М.: Комсомольская правда, 22 марта 2002.

Сапрыкина О. Экипаж в полете поменяли. — М.: Комсомольская правда, 11 августа 2000.

Секридова Т. Анна Каренина. Жизнь после смерти. — М.: Совершенно секретно, 2000, № 1.

Сергеева Ж. Бриллианты тридцать лет спустя. — М.: Кинопарк, 1998, № 6.

Сокуров А. Останется только культура. — М.: Искусство кино, 2002, № 7.

Стародубец А. Как вызрела «Калина красная». — М.: Труд-7, 11 декабря 2003.

Стародубец А. Пленник комедии. — М.: Комсомольская правда, 30 января 2003.

Стишова Е. Страсти по «Комиссару». — М.: Искусство кино, 1989, № 1.

Суркова О. Хроники Тарковского. «Зеркало». — М.: Искусство, 2002, № 6–7.

Трауберг Л., Нусинова Н. «Новый Вавилон»: стареют ли фильмы? — М.: Искусство кино, 1990, № 4.

Фомин В. «Агония», которой могло не быть. — М.: Экран и сцена, 1992, № 48–52.

Форестье Л. Оборона Севастополя в Крылатском. Из воспоминаний кинооператора. — М.: Родина, 1991, № 11–12.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Великая Отечественная война потребовала от народа невиданных жертв и страданий. Она была самой тяжёлой из всех войн, какие знала история нашей Родины. В то же время она явилась и героическим периодом этой истории

    Документ
    и страданий. Она была самой тяжёлой из всех войн, какие знала история нашей Родины. В то же время она явилась и героическим периодом этой истории. Великая цель защиты Отечества родила и великую энергию.
  2. «100 великих»

    Книга
    Книга из популярной серии «100 великих» рассказывает о самых удивительных, захватывающих загадках и тайнах неживой природы, растительного мира и царства животных, а также о невероятных, но вполне реальных существах, больше похожих
  3. Книга «100 великих психологов» вполне могла бы называться иначе. Например, «200 великих психологов» (2)

    Книга
    Книга «100 великих психологов» вполне могла бы называться иначе. Например, «200 великих психологов» или «300» и даже больше. Вопрос о том, кто более или менее велик, вообще вряд ли имеет смысл.
  4. «Народная художественная культура»

    Документ
    История кино: учебно-методический комплекс / автор-составитель Н. П. Соколова; Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий,
  5. Д. К. 100 Великих вокалистов

    Реферат
    Вряд ли найдется другой такой вид искусства, оказывающий столь большое эмоциональное воздействие на человека, как музыка. Сила музыки в том, что она дополняет поэзию, досказывает то, что словами нельзя или почти нельзя выразить.

Другие похожие документы..